Дина
Дина | |
---|---|
Дина | |
Произношение | неблагородный |
Супруг | неизвестный |
Родители | |
Родственники |
В Бытия Книге Дина ( / ˈd aɪ n ə современный / ; иврит : דִּינָה , : , Дина Иакова тиверийский : Дина , «осужденная»; «оправданная») была седьмым ребенком и единственной Лии и дочерью . Эпизод насилия над ней со стороны Сихема, сына ханаанского или евейского князя , и последующая месть ее братьев Симеона и Левия , обычно называемая изнасилованием Дины , рассказывается в Бытие 34. [ 1 ]
В Бытии
[ редактировать ]Дина впервые упоминается в Бытие 30:21 как дочь Лии и Иакова, родившаяся у Лии после того, как она родила Иакову шесть сыновей. В 34-й главе Бытия Дина отправилась навестить женщин Сихема , где ее народ разбил лагерь и где ее отец Иаков купил землю, где он разбил свой шатер. Затем Сихем (сын Еммора, князя этой земли) схватил ее и изнасиловал, но то, как именно следует перевести и понять этот текст, является предметом научных споров. [ 2 ]
Бытие 34:2–3 | ||||
---|---|---|---|---|
Ленинградский кодекс (1008) | Версия короля Якова (1611 г.) | Новая международная версия (1978) | Сюзанна Шольц (2014) | |
[ 3 ] וַיַּ֨רְא אֹתָ֜הּ שְׁכֶ֧ם בֶּן־חֲמֹ֛ור הַֽחִוִּ֖י נְשִׂ֣יא הָאָ֑רֶץ וַיִּקַּ֥ח אֹתָ֛הּ וַיִּשְׁכַּ֥ב אֹתָ֖הּ וַיְעַנֶּֽהָ׃ויַיַ֨רא אות֜ה שקקם בנ-חמור הֽחִִ֖י נִיׂ֣י ה֑רז וייַק֥ץ וִיַק֥ץ יַק֥ב וִִֹּה וִּנִּה׃ | И когда увидел ее Сихем, сын Еммора, евейский князь страны той, он взял ее, и лег с ней, и осквернил ее. [ 4 ] | Когда Сихем, сын Хамора Евеянина, правитель той местности, увидел ее, он схватил ее и изнасиловал. [ 4 ] | Когда Сихем, сын Еммора Евеянина, князь той области, увидел ее, он схватил ее, положил ее и изнасиловал ее. [ 5 ] | |
[ 6 ] וַתִּדְבַּ֣ק נַפְשֹׁ֔ו בְּדִינָ֖ה בַּֽת־יַעֲקֹ֑ב וַיֶּֽאֱהַב֙ אֶת־הַֽנַּעֲרָ֔ וַיְדַבֵּ֖ר עַל־לֵ֥ב הַֽנַּעֲרָֽ׃И он любил мальчика | И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу, и говорил с девицей ласково. [ 7 ] | Его сердце было обращено к Дине, дочери Иакова; он любил молодую женщину и говорил с ней нежно. [ 7 ] | И он остался с Диной, дочерью Иакова, и возжелал девушку, и пытался успокоить девушку. [ 5 ] |
Сихем попросил своего отца найти для него Дину в жены. Еммор пришел к Иакову и попросил Дину для своего сына: «Вступайте в брак с нами, отдавайте дочерей ваших нам, а дочерей наших возьмите себе. Вы будете жить у нас, и земля будет открыта вам». Сихем предложил Иакову и его сыновьям любой выкуп за невесту, который они назовут. Но «сыновья Иакова ответили лживо Сихему и отцу его Емору, потому что он осквернил сестру их Дину»; они сказали, что примут это предложение, если жители города согласятся на обрезание .
Итак, жители Сихема были обмануты и были обрезаны; и «на третий день, когда они были в ярости, двое из сыновей Иакова и Лии, Симеон и Левий, братья Дины, взяли свои мечи, и неожиданно напали на город, и перебили всех мужчин. Они убили Еммора и сына его. Сихем с мечом, и вывел Дину из дома Сихема, и ушел». И сыновья Иакова разграбили все, что было в городе и на поле, «все имущество их, всех детей их и жен их, все, что было в домах».
«И сказал Иаков Симеону и Левию: вы навлекли на меня беду, сделав меня ненавистным жителям этой земли, хананеям и феризеям ; число мое мало, и если они соберутся против меня и нападут на меня, я будут уничтожены, и я, и мой дом». Но они сказали: «Неужели он поступит с сестрой нашей как с блудницей? » (Бытие 34:31).
Последнее упоминание о Дине в Библии
[ редактировать ]Когда семья Иакова готовится спуститься в Египет, в Бытии перечислены 70 членов семьи, которые спустились вместе (Бытие 46:8–27). [ 8 ] Дина особо упомянута в стихе 15 («Это сыновья Лии, которых она родила Иакову в Падан-Араме, и Дина, дочь его»). Довид Розенфельд заявляет: «Вот и все. Тора ничего не говорит нам о том, что случилось с ней до конца ее жизни, а также о том, вышла ли она когда-либо замуж и создала ли семью». [ 9 ]
Происхождение Бытия 34
[ редактировать ]Глава 34 Книги Бытия посвящена прежде всего семье Авраама и его потомкам, включая Дину, ее отца Иакова и ее братьев. Традиционное мнение состоит в том, что Моисей написал Бытие, как и почти всю остальную часть Торы , несомненно, используя различные источники, но синтезируя их все вместе, чтобы дать евреям письменную историю своих предков. Эта точка зрения, которой придерживались на протяжении последних нескольких тысяч лет, хотя она прямо не упоминается ни в еврейской , ни в христианской Библии , предполагает, что Моисей включил эту историю прежде всего потому, что она произошла, и он считал ее значимой. Это предвещает последующие события и пророчества в Бытии и Торе, касающиеся двух жестоких братьев. [ нужна ссылка ]
Ученые, критически относящиеся к источникам, предполагают, что Бытие сочетает в себе отдельные литературные направления с разными ценностями и проблемами и не датируется первым тысячелетием до нашей эры как единое повествование. [ 10 ] В самой 34-й главе Бытия они предполагают два уровня повествования: более раннее повествование, приписывающее убийство Сихема только Симеону и Левию, и более позднее дополнение (стихи 27–29), включающее всех сыновей Иакова. [ 11 ] Кирш утверждает, что повествование сочетает в себе рассказчика -яхвиста, описывающего изнасилование, и оратора -элохиста, описывающего соблазнение. [ 12 ]
С другой стороны, другой критически настроенный ученый, Александр Рофе, предполагает, что более ранние авторы не считали изнасилование само по себе осквернением, и утверждает, что глагол, описывающий Дину как «оскверненную», был добавлен позже (в другом месте Библии, «оскверняются» изнасилованием только замужние или обрученные женщины). Вместо этого он говорит, что такое описание отражает «позднее, возникшее после изгнания представление о том, что идолопоклонники неевреи нечисты [и поддерживает] запрет смешанных браков и половых сношений с ними». Таким образом, такая предполагаемая озабоченность этнической чистотой должна указывать на более позднюю дату Книги Бытия, т. е. на V или IV веках до нашей эры, когда восстановленная еврейская община в Иерусалиме была также озабочена антисамарянской полемикой . В анализе Рофе «осквернение» относится к межрасовому сексу, а не к изнасилованию. [ 13 ]
В раввинской литературе
[ редактировать ]Мидрашская литература содержит ряд объяснений Библии, предложенных раввинами . В нем представлены дальнейшие гипотезы истории Дины, предполагающие ответы на такие вопросы, как ее потомство: Оснат дочь [ 14 ] из Сихема, а также ссылки на более поздние происшествия и персонажей.
В одном мидраше говорится, что Дина была зачата мужчиной во чреве Лии, но чудесным образом превратилась в женщину, чтобы служанки ( Валка и Зелпа ) не ассоциировались с большим количеством израильских племен, чем Рахиль . [ 15 ]
Другой мидраш связывает Иакова с несчастьем Дины: когда он пошел на встречу с Исавом , он запер Дину в ящике, опасаясь, что Исав захочет на ней жениться, [ 16 ] но Бог упрекнул его в таких словах: «Если бы ты вовремя выдал дочь свою замуж, она не подверглась бы искушению ко греху и, более того, могла бы оказать благотворное влияние на своего мужа». [ 17 ] Брат ее Симеон обещал найти для нее мужа, но она не пожелала покинуть Сихем, опасаясь, что после ее опалы никто не возьмет ее в жены. [ 18 ] [ 16 ] Однако позже она вышла замуж за Иова . [ 19 ] [ 16 ] Когда она умерла, Симеон похоронил ее в земле Ханаанской . Поэтому ее называют «хананеянкой» (Бытие 46:10). [ 20 ] [ 16 ] Жена Иосифа Асенефа (ib.) была ее дочерью от Сихема. [ 21 ] [ 16 ] [ 22 ] [ а ]
Ранние христианские комментаторы, такие как Иероним, также возлагают на Дину часть ответственности за то, что она отважилась навестить женщин Сихема. Эта история была использована, чтобы продемонстрировать опасность для женщин в публичной сфере по сравнению с относительной безопасностью сохранения частной жизни. [ 24 ]
Симеон и Леви
[ редактировать ]На смертном одре их отец Иаков проклинает «гнев» Симеона и Левия (Бытие 49). [ 25 ] Их племенные части на земле Израиля рассредоточены, чтобы они не могли перегруппироваться и сражаться произвольно. Согласно Мидрашу, Симеону и Левию на момент изнасилования Дины было всего 14 и 13 лет соответственно. Они обладали большим моральным рвением (позже, в эпизоде « Золотого тельца» , колено Левия продемонстрирует свою абсолютную приверженность руководству Моисея, убив всех людей, причастных к идолопоклонству), но их гнев был направлен сюда не по назначению. [ нужна ссылка ]
В одном мидраше рассказывается, как Иаков позже пытался сдержать их вспыльчивость, разделив их доли в земле Израиля, но ни у кого из них не было своих земель. Таким образом, сын Дины от Сихема был причислен к потомству Симеона и получил часть земли в Израиле, а сама Дина была «хананеянкой», упомянутой среди тех, кто пришел в Египет с Иаковом и его сыновьями (Бытие 46:10). [ 26 ] [ 16 ] Когда она умерла, Симеон похоронил ее в земле Ханаанской. (По другому преданию, ее ребенком от изнасилования ее Сихемом была Асенефа , жена Иосифа , а сама она позже вышла замуж за пророка Иова. [ 27 ] [ 16 ] ) Колено Симеона получило землю на территории Иуды и служило странствующими учителями в Израиле, путешествуя с места на место, чтобы заработать себе на жизнь. [ нужна ссылка ]
В еврейской Библии колено Левия получило несколько городов-убежищ, разбросанных по Израилю, и в своем пропитании полагалось на священнические дары, которые им дали Дети Израиля.
В средневековой раввинской литературе предпринимались попытки оправдать убийство не только Сихема и Хамора, но и всех горожан. Маймонид утверждал, что убийство было объяснимо, поскольку горожане не смогли поддержать седьмой закон Ноахида ( джинсовая ткань ) о создании системы уголовного правосудия. Однако Нахманид не согласился, отчасти потому, что считал седьмой закон положительной заповедью , не караемой смертью. Вместо этого Нахманид заявил, что горожане, по-видимому, нарушили другие законы Ноахидов, такие как идолопоклонство или сексуальная безнравственность. Позже Махарал переосмыслил эту проблему – не как грех, а как войну. То есть он утверждал, что Симеон и Левий действовали законно, поскольку провели военную операцию в качестве акта мести или возмездия за изнасилование Дины. [ 28 ]
Путешествие в Египет
[ редактировать ]Тора перечисляет 70 членов семьи Иакова, которые вместе отправились в Египет (Бытие 46:8–27). [ 29 ] Среди детей Симеона — «Саул, сын хананеянки» (стих 10). [ 30 ] Средневековый французский раввин Раши выдвинул гипотезу, что этот Шауль был сыном Дины от Сихема. [ 30 ] Он предполагает, что после того, как братья убили всех мужчин в городе, включая Сихема и его отца, Дина отказалась покинуть дворец, если Симеон не согласится жениться на ней. [ 30 ] и снять с нее позор (по словам Нахманида , она только жила в его доме и не занималась с ним сексом). Следовательно, Шаул причисляется к потомству Симеона, и он получил часть земли в Израиле во времена Иисуса Навина . Список имен семей Израиля в Египте повторяется в Исходе 6: 14–25. [ 31 ] (в том числе «Саул, сын хананеянки», стих 15).
В апокрифической литературе
[ редактировать ]В апокрифической книге « Завещание Иова » говорится, что Дина была второй женой Иова после смерти его первой жены , которую называют «Ситидос». [ 32 ] [ 33 ]
В культуре
[ редактировать ]Символ черной женственности
[ редактировать ]В Америке XIX века «Дина» стало общим именем порабощенной африканской женщины. [ 34 ] На Конвенции о правах женщин 1850 года в Нью-Йорке речь Соджорнер Трут была опубликована в газете New York Herald , в которой имя «Дина» использовалось для обозначения чернокожей женственности, представленной Истиной:
В соглашении, где пол и цвет кожи смешиваются воедино в общих правах человечества, Дина, Берли , Лукреция и Фредерик Дуглас [так в оригинале] духовно принадлежат к одному цвету кожи и одному полу, и все находятся на идеальной основе взаимности. . Несомненно, Дина была хорошо осведомлена о правах женщины, и с некоторым пылом и ароматом своей родной Африки она боролась за свое право голосовать, занимать государственные должности, заниматься медициной и юридической практикой, а также носить одежду. бриджи с лучшим белым человеком, который ходит по Божьей земле. [ 34 ]
Лиззи МакКлауд, рабыня на в Теннесси плантации во время Гражданской войны в США , вспоминала, что солдаты Союза называли всех порабощенных женщин «Диной». Описывая свой страх, когда прибыла армия Союза, она сказала: «Мы были так напуганы, что забежали под дом, и янки кричали: «Выходи, Дина» (никого из нас они не называли ничем, кроме Дины). Они сказали: «Дина, мы боремся за то, чтобы освободить тебя и вызволить из-под рабства». [ 35 ] После окончания войны в 1865 году газета «Нью-Йорк Таймс» призывала недавно освобожденных рабов продемонстрировать, что у них есть моральные ценности, чтобы эффективно использовать свою свободу, используя имена « Самбо » и «Дина» для обозначения бывших рабов мужского и женского пола: « Ты свободный самбо, но ты должен работать и добродетельно, о Дина!» [ 36 ]
Имя Дина впоследствии использовалось для кукол и других изображений чернокожих женщин. [ 37 ]
В литературе
[ редактировать ]Роман Красный шатер» « Аниты Диамант — вымышленная автобиография библейской Дины. В версии Диаманта Дина влюбляется в Шалема, ханаанского принца, и ложится с ним в постель, готовясь к браку. Симеон и Левий, сыновья Иакова, провоцируют раздор между Иаковом и людьми царя Сихема из-за страха за их собственное процветание, хотя Дина говорит им правду.
Художественный рассказ о жизни Дины включен в сборник рассказов Линн Рид Бэнкс «Сара и после» как рассказов один из .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В Мидраше и Таргуме Псевдо-Ионатан она названа дочерью Дины, сестры Иосифа, и Сихема , рожденного от незаконного союза, описываемого либо как добрачный секс, либо как изнасилование, в зависимости от повествования. [ 23 ] Более поздняя апокрифическая публикация, написанная на греческом языке и предположительно являющаяся христианским документом, под названием «Иосиф и Асенет» , предположительно подробно описывает их отношения и их 48-летнее правление над Египтом; в нем Асенаф выходит замуж за Иосифа, чьи братья Дан и Гад замышляют убить его ради сына фараона, который хочет, чтобы Асенаф стала его женой, но их усилиям мешает младший брат Иосифа Вениамин .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бытие 34
- ^ Шольц, Сюзанна (2021). Священный Свидетель. Изнасилование в еврейской Библии . Крепость Пресс. ISBN 9781506482033 . (электронное издание)
- ^ Джеймс Стронг (1890). «Анализ еврейского текста Бытие 34:2» . Согласие Стронга . Biblehub.com . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Бытие 34:2 Параллельно» . Biblehub.com . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шольц 2021 , с. 49–56.
- ^ Джеймс Стронг (1890). «Анализ еврейского текста Бытие 34:3» . Согласие Стронга . Biblehub.com . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Бытие 34:3 Параллельно» . Biblehub.com . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Бытие 46: 8–27.
- ^ Розенфельд, Довид (13 апреля 2018 г.). «Что случилось с Диной после ее похищения?» . Aish.com . Спросите раввина . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Барри Л. Бандстра. «Таблица D. Анализ источников: изменения и альтернативы» . Чтение Ветхого Завета . Архивировано из оригинала 17 февраля 2001 года.
- ^ Ван Сетерс, Джон (2001). «Молчание Дины (Бытие 34)» . В Жан-Даниэле Макки и Томасе Ремере (ред.). Джейкоб: комментарий к нескольким голосам Быт. 25–36. Смеси, предложенные Альберу де Пюри . Женева : Лейбористская партия и Фидес. стр. 239–247. ISBN 2-8309-0987-9 . OCLC 248784525 .
- ^ Кирш, Джонатан. «Блудница на обочине дороги» , «Рэндом Хаус», 2009.
- ^ Рофе, Александр (2005). «Осквернение девственниц в библейском законе и случай с Диной (Бытие 34)» (PDF) . Библика . 86 (3): 369–375. Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2006 года.
Еврейский глагол [...] (осквернять) применялся только к замужним или обрученным женщинам. Случай с Диной является исключением. В 34-й главе Бытия трижды говорится, что дочь Иакова была осквернена Сихемом (ст. 5.13.27). Правдоподобное объяснение такого положения дел заключается в том, что 34-я глава Бытия отражает позднее, пост-пленное представление о нечистоте идолопоклонников-язычников, что подразумевает запрет смешанных браков и половых сношений с ними (Ездра 9, 11-12). Концепция нечистоты идолопоклонников сохранилась в постбиблейской литературе. Таким образом, утверждение о том, что Дина была осквернена Сихемом, указывает на позднюю дату написания этой истории. Это подтверждает гипотезу Куэнена о том, что 34-я глава Бытия в ее нынешней форме представляет собой позднюю главу, содержащую антисамаритянскую полемику, зародившуюся в Реставрационной общине пятого-четвертого веков до нашей эры.
- ^ Кантор, Маттис (1 января 2005 г.). Кодекс Иудаики: Хронологический указатель еврейской истории, охватывающий 5764 года библейской, талмудической и постталмудической истории . Зихрон Пресс. ISBN 9780967037837 .
- ^ Берахот 60а
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Дина» , JewishEncyclepedia.com
- ^ Ген. Р. lxxx.
- ^ Ген. Р. ЖК
- ^ Бава Батра 15б; Генерал Р. LC
- ^ Бытие 46:10
- ^ Ген. Р. ЖК
- ^ «Асенат» , JewishEncyclepedia.com
- ^ См . Библию | Архив еврейских женщин|website=jwa.org|access-date=2019-09-05 [ постоянная мертвая ссылка ] 40|веб-сайт=www.pseudepigrapha.com|access-date=2019-09-05 [ постоянная мертвая ссылка ] Пирке де-рабби Элиэзер , глава 38.
- ^ Шемеш, Яэль. «Обзор книги Джой А. Шредер « Плач Дины: библейское наследие сексуального насилия в христианской интерпретации ». Архивировано 24 декабря 2013 г. в Wayback Machine , Обзор библейской литературы , июль 2008 г., Общество библейской литературы.
- ^ Бытие 49
- ^ Бытие 46:10
- ^ Бава Батра 15б; Генерал Р. LC
- ^ Блау, Ицхак (2006). «БИБЛЕЙСКИЕ ПОВЕЩЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЕ ВРАЖЕВСКИХ ГРАЖДАНСКИХ НАСЕЛЕНИЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ». Традиция . 39 :4.
- ^ Бытие 46: 8–27.
- ^ Jump up to: а б с Берейшит - Глава 46 - Бытие на сайте chabad.org
- ^ Исход 6: 14–25.
- ^ «Жена Иова: Апокрифы» .
- ^ «Дивреи Иов превращает супругу в главного героя по всему сюжету | УНИФАМАЗ» .
- ^ Jump up to: а б Сноска 3. Архивировано 6 августа 2012 г. в Wayback Machine к «Конвенции о правах женщин», New York Herald , 26 октября 1850 г.; Семинар по истории женщин США.
- ^ Рассказы рабов: народная история рабства в Соединенных Штатах из интервью с бывшими рабами , Проект федеральных писателей, 1936-1938. Библиотека Конгресса, 1941 год.
- ^ Гутманн, Герберт. «Устойчивые мифы об афроамериканской семье» в книге «Рабочая читательница» , Psychology Press, 2003, с. 263.
- ^ Хусфлоен, Кайл. Черная Американа , Krause Publications, 2005, с. 64.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Дина». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шредер, Плач Джой А. Дины: библейское наследие сексуального насилия в христианской интерпретации Миннеаполис: Крепость, 2007. ISBN 978-0800638436
- Шемеш, Яэль (август 2007 г.). «Изнасилование - это изнасилование, это изнасилование: история Дины и Сихема (Бытие 34)». Журнал исследований Ветхого Завета . 119 (1): 2–21. дои : 10.1515/ZAW.2007.002 . ISSN 0044-2526 . S2CID 170947440 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Похищение Дины с еврейской точки зрения на Chabad.org
- Блит, К. (2008). «Искуплен Его любовью? Характеристика Сихема в Бытие 34». Журнал для изучения Ветхого Завета . 33 : 3–18. дои : 10.1177/0309089208094457 . S2CID 170966566 .