Jump to content

Верхняя Месопотамия

(Перенаправлено из региона Джазира )
Регион Верхняя Месопотамия (Аль-Джазира), на Ближнем Востоке .

Верхняя Месопотамия представляет собой возвышенности и большую прибрежную равнину на северо-западе Ирака , северо-востоке Сирии и юго-востоке Турции , на севере Ближнего Востока . [ 1 ] Со времени первых мусульманских завоеваний в середине VII века этот регион был известен под традиционным арабским названием аль-Джазира ( араб . الجزيرة «остров», также транслитерируется Джазира , Джезира , Джазира ). [ нужна ссылка ] и сирийский вариант Газарта или Гозарто ( ����������������) . [ 2 ] Реки Евфрат . и Тигр превращают Месопотамию почти в остров, поскольку они соединяются в Шатт-эль-Арабе в провинции Басра в Ираке, а их источники в восточной Турции находятся в непосредственной близости

Регион простирается на юг от гор Анатолии , на восток от холмов на левом берегу реки Евфрат , на запад от гор на правом берегу реки Тигр и включает в себя Синджарскую равнину. Он простирается вниз по Тигру до Самарры и вниз по Евфрату до Хита в Ираке . протекает Река Хабур на протяжении более 400 км (250 миль) по равнине от Турции на севере, впадая в Евфрат.

Крупнейшие населенные пункты — Мосул , Дейр-эз-Зор , Ракка , Аль-Хасака , Диярбакыр и Камишли . Западная, сирийская часть, по сути, примыкает к сирийской провинции Хасака и описывается как « житница Сирии ». [ 3 ] Восточная, иракская часть, включает и немного выходит за пределы иракской провинции Ниневия . На севере он включает турецкие провинции Шанлыурфа , Мардин и части провинции Диярбакыр .

География

[ редактировать ]
Река Тигр протекает через Мосул , недалеко от древнего ассирийского города Ниневия , который является крупным поселением и содержит сельскохозяйственные угодья в Верхней Месопотамии.
Реки Евфрат находятся и Тигр превращают Месопотамию почти в остров (отсюда арабское название аль-Джазира , что означает «остров»), поскольку они соединяются вместе в Шатт-эль-Арабе в провинции Басра в Ираке , а их истоки в восточной Турции в непосредственной близости. близость.

Название аль-Джазира использовалось в исламских источниках с VII века нашей эры для обозначения северной части Месопотамии. [ нужна ссылка ] в то время как Нижняя Месопотамия, также известная как Савад , является южной частью Месопотамии. Название означает «остров» и когда-то относилось к земле между двумя реками, которая по-сирийски звучит как Бет Нахрейн (��������������������̈������) . [ 4 ] Исторически название могло быть ограничено равниной Синджар, спускающейся с гор Синджар , или расширено, чтобы охватить все плато к востоку от прибрежных хребтов. [ нужна ссылка ] В доаббасидские времена западные и восточные границы, по-видимому, менялись, иногда включая то, что сейчас является северной Сирией на западе и Адиабеной на востоке. [ нужна ссылка ]

Аль-Джазира характеризуется как низменная или аллювиальная равнина , совершенно отличная от Сирийской пустыни и расположенной ниже центральной Месопотамии ; однако территория включает в себя эродированные холмы и изрезанные ручьи. Этот регион состоит из нескольких частей. На северо-западе находится одна из крупнейших солончаков в мире Сабхат аль-Джаббул . Дальше на юг, от Мосула до Басры, находится песчаная пустыня, мало чем отличающаяся от Пустого квартала . В конце 20-го и начале 21-го веков регион страдал от засухи. [ нужна ссылка ]

Карта из Исторического атласа (1923 г.), показывающая, что Верхняя Месопотамия граничит с северо-востока с Курдистанским нагорьем, с северо-северо-запада с горами Тавр и с юга с Сирийской пустыней.

Предыстория

[ редактировать ]

Аль-Джазира чрезвычайно важен с археологической точки зрения. Это область, где были обнаружены самые ранние признаки земледелия и одомашнивания животных, и, таким образом, это отправная точка, ведущая к цивилизации и современному миру. Аль-Джазира включает гору Караджа-Даг на юге Турции, где до сих пор в диком виде растет ближайший родственник современной пшеницы. В нескольких местах (например, Халлан-Чеми, Абу-Хурейра , Мурейбет ) мы можем видеть непрерывную деятельность от охотничье-собирательского образа жизни (основанного на охоте, сборе и измельчении дикорастущих зерновых культур) до экономики, основанной главным образом на выращивании (все еще диких разновидностей ) пшеница, ячмень и бобовые примерно с 9000 г. до н. э. (см. PPNA ). Одомашнивание коз и овец последовало в течение нескольких поколений, но не получило широкого распространения более чем на тысячелетие (см. PPNB ). Ткачество и гончарное дело появились примерно две тысячи лет спустя.

Из Аль-Джазиры идея земледелия вместе с одомашненными семенами распространилась сначала на остальную часть Леванта, а затем в Северную Африку, Европу и на восток через Месопотамию вплоть до современного Пакистана (см. Мехргарх ).

Монументальные каменные постройки в Гёбекли-Тепе , ок. 9000 г. до н.э.

Ранее археологи работали над предположением, что земледелие было предпосылкой оседлого образа жизни, но раскопки в Израиле и Ливане удивили науку, показав, что оседлый образ жизни фактически предшествовал земледелию (см. Натуфийская культура ). Дальнейшие сюрпризы последовали в 1990-х годах, когда были обнаружены впечатляющие находки мегалитических сооружений в Гёбекли-Тепе на юго-востоке Турции. Самые ранние из этих явно ритуальных построек датируются примерно 9000 годом до нашей эры — более чем на пять тысяч лет старше Стоунхенджа — и, таким образом, являются самыми древними из известных мегалитических построек в мире. Насколько нам известно, в тот период не было прочно устоявшихся фермерских обществ. Земледелие, судя по всему, находилось на экспериментальной стадии и служило в первую очередь дополнением к продолжающимся практикам охоты и собирательства. Это поднимает вопросы о том, были ли (полу)оседлые общины охотников-собирателей достаточно богатыми и многочисленными, чтобы координировать и осуществлять крупномасштабные проекты общественного строительства. С другой стороны, это предполагает возможность того, что устоявшиеся сельскохозяйственные общества могли существовать гораздо раньше, чем считалось ранее. Примечательно, что Гёбекли-Тепе расположен всего в 32 км от Караджа-Дага.

Вопросы, поднятые Гёбекли-Тепе, вызвали интенсивные и творческие дискуссии среди археологов Ближнего Востока. [ 5 ] [ 6 ] Раскопки в Гёбекли-Тепе продолжаются, пока обнаружено лишь около 5 процентов. шумеры Предполагается, что произошли от самаррской культуры северной Месопотамии. [ 7 ] [ 8 ]

Ранняя история

[ редактировать ]
Период Урука ( ок. 4000–3100 гг. до н. э.).

Период Урука ( ок. 4000–3100 до н. э.) существовал от протоисторического энеолита до периода ранней бронзы в Месопотамии, включая часть верхнего региона.

Политическая история Верхней Месопотамии и Сирии в раннединастический период хорошо известна из царских архивов, обнаруженных в Эбле . Эбла, Мари и Нагар были доминирующими государствами в этот период. Самые ранние тексты указывают на то, что Эбла платила Мари дань, но смогла уменьшить ее после того, как одержала военную победу. [ 9 ] [ 10 ] Такие города, как Эмар на Верхнем Евфрате и Абарсал (местоположение неизвестно), были вассалами Эблы. Эбла обменялась подарками с Нагаром, и между дочерью царя Эблы и сыном его коллеги в Нагаре был заключен царский брак. В архивах имеются также письма из более отдаленных королевств, таких как Киш и, возможно, Хамази, хотя не исключено, что и ближе к Эбле были города с такими же названиями. [ 11 ] Во многом дипломатические взаимодействия на Большом Древнем Ближнем Востоке в этот период напоминают дипломатические взаимодействия второго тысячелетия до нашей эры, которые особенно хорошо известны из писем Амарны . [ 12 ]

Верхняя Месопотамия также является центром древней Ассирии , основанной примерно в 25 веке до нашей эры. С конца 24 века до н. э. входила в состав Аккадской империи , затем разделилась на три эпохи: Старая Ассирийская империя (около 2050–1750 до н. э.), Среднеассирийская империя (1365–1020 до н. э.), Мидийская империя (678–549 до н. э.). и Неоассирийская империя (911–605 до н. э.).

Этот регион перешел к южным братьям ассирийцев, вавилонянам, в 605 г. до н. э., а с 539 г. до н. э. он стал частью империи Ахеменидов ; Ахеменидская Ассирия была известна как Атура . С 323 г. до н.э. здесь правила греческая империя Селевкидов , греки исказили название Сирии , которое они также применили к Араму .

Древние народы и города

Затем она перешла к парфянам и римлянам и была переименована ими в Ассирию. Этот район все еще был известен как Асористан во времена Сасанидской империи до мусульманского завоевания Персии , когда он был переименован в Аль-Джазиру.

С доарабских и доисламских времен Аль-Джазира была экономически процветающим регионом с разнообразной сельскохозяйственной продукцией (фрукты и зерновые), а также с развитой системой производства (пищевая промышленность и ткачество). Положение региона на границе сасанидских и византийских территорий также сделало его важным торговым центром и преимуществом, которым регион продолжал пользоваться даже после завоевания мусульманами Персии и византийских владений в Леванте .

Аль-Джазира включала римские/византийские провинции Осроена и Месопотамия , а также парфянские/персидские провинции Асористан, Арбайестан , Нисибис и Мосул .

Исламские империи

[ редактировать ]
Регион Аль-Джазира и его подразделения ( Дияр Бакр , Дияр Мудар и Дияр Рабиа ) во времена халифатов Омейядов и Аббасидов .

Завоевание региона произошло во времена раннего Халифата , который оставил нетронутым общее управление регионом, за исключением взимания налога джизья с населения. Во времена Муавии , губернатора Сирии , а затем и халифата Омейядов ), администрация аль-Джазиры была включена в управление Сирии. Во время раннего халифата Омейядов администрация Аль-Джазиры часто делилась с администрацией Арминии , обширной провинции, охватывающей большую часть Закавказья , Восточную Анатолию и территорию нынешнего Иранского Азербайджана .

Процветание региона и его высокое сельскохозяйственное и промышленное производство сделали его объектом соперничества между лидерами первых арабских армий-завоевателей. Различные завоеватели тщетно пытались объединить различные города бывших сасанидских провинций, а также недавно завоеванные византийские провинции Месопотамии в единое целое под своим собственным правлением.

Однако контроль над регионом был необходим для любой власти, сосредоточенной в Багдаде . Следовательно, создание халифата Аббасидов поставило Аль-Джазиру под прямое управление правительства Багдада. В то время Аль-Джазира была одной из самых налоговых провинций Империи Аббасидов.

На заре исламской истории Аль-Джазира стала центром хариджитского движения , и ей приходилось постоянно подчиняться различным халифам. В 920-х годах местная династия Хамданидов основала автономное государство с двумя ветвями в Аль-Джазире (при Насире ад-Дауле ) и Северной Сирии (при Сайфе ад-Дауле ). Падение власти Хамданидов вернуло регион под номинальное правление багдадских халифов, в то время как фактический контроль находился в руках братьев Буид , захвативших сам Багдад. На рубеже 11-го века эта территория попала под власть ряда местных династий, Нумайридов , Мирдасидов и Укайлидов , которые просуществовали до завоевания Империей Сельджуков .

С приходом Первого крестового похода западная часть перешла в руки крестоносцев как графство Эдесса , в то время как остальная часть находилась под управлением череды полунезависимых турецких правителей, пока не была захвачена Зенгидами и , в конечном итоге, курдскими Айюбидами . После этого северными и восточными частями правили сначала Артукиды , позднее туркмены Кара-Коюнлу и Аккоюнлу и, наконец, Сефевиды ; в то время как западные части находились под властью Мамлюкского султаната Египта до Османско-мамлюкской войны (1516–1517 гг.) , Когда она была захвачена Османской империей . Остальная часть этого региона находилась в руках Османской империи после битвы при Чалдыране и войны между Османской империей и Сефевидами (1532–1555 гг.) .

Современная история

[ редактировать ]

Хотя регион этнически разнообразен, он считается традиционной родиной ассирийцев в дополнение к арамейскоязычным христианским потомкам древних месопотамцев . В первой половине 20-го века в демографии произошли огромные изменения. Тысячи ассирийских беженцев прибыли в сирийскую провинцию Джазира из Турции после ассирийского геноцида во время Первой мировой войны. Кроме того, в 1933 году еще 24 000 ассирийских христиан бежали в этот район после резни в Симеле в районе Мосула на севере Ирака. [ 13 ]

Насилие против христиан изменило демографию Верхней Месопотамии. Некоторые курдские и персидские племена сотрудничали с османскими властями во время геноцидов армян и ассирийцев . [ 14 ] В середине XIX века из-за войн между курдскими эмирами Бухти и турками многие христиане в районе Сиирта были убиты курдами. [ 15 ]

В сирийской провинции Джазира французские официальные отчеты показывают, что до 1927 года в Джазире существовало 45 курдских деревень. После неудавшихся курдских восстаний в кемалистской Турции в середине 1920-х годов произошел большой приток курдов в сирийскую провинцию Джазира , которая подпадала под действие оккупация французскими подмандатными властями , чтобы избежать последующего турецкого нападения. По оценкам, 25 000 курдов бежали в это время в северную Сирию под руководством властей французского мандата , которые поощряли их иммиграцию. [ 16 ] и предоставил им сирийское гражданство. [ 17 ] Новая волна беженцев прибыла в 1929 году. [ 18 ] Обязательные власти продолжали поощрять курдскую иммиграцию в Сирию, и к 1939 году деревни насчитывали от 700 до 800 человек. [ 18 ] Оценка Сперля противоречит также оценкам французских географов Февре и Жиберта. [ 19 ] По оценкам, в 1953 году из 146 000 жителей Джазиры курды-земледельцы составляли 60 000 (41%), арабы-кочевники - 50 000 (34%), а четверть населения составляли христиане. [ 19 ] В другом отчете сэра Джона Хоупа Симпсона численность курдов в провинции Джазира оценивалась в 20 000 из 100 000 человек в конце 1930 года. [ 20 ]

В соответствии с французским мандатом в Сирии вновь прибывшим курдам было предоставлено гражданство властями французского мандата. [ 21 ] и пользовались значительными правами, поскольку власти французского мандата поощряли автономию меньшинств в рамках стратегии «разделяй и властвуй» и набирали большое количество людей из курдов и других групп меньшинств, таких как алавиты и друзы , для своих местных вооруженных сил. [ 22 ]

Ассирийские христиане начали эмигрировать из Сирии после резни в Амуда 9 августа 1937 года. Эта резня, устроенная курдом Саидом Агой, лишила город ассирийского населения. В 1941 году ассирийская община аль-Маликия подверглась жестокому нападению. Несмотря на то, что штурм провалился, ассирийцы были запуганы и покинули страну в больших количествах, а иммиграция курдов из Турции в этот район превратила аль-Маликию, ад-Дарбасию и Амуду в полностью курдские города. Исторически важный христианский город Нусайбин постигла та же судьба после того, как его христианское население покинуло его, когда он был присоединен к Турции. Христианское население города перешло границу с Сирией и поселилось в Камышлы , который был отделен железной дорогой (новая граница) от Нусайбина. Нусайбин стал курдским, а Камишли стал ассирийским городом. Однако вскоре ситуация изменилась: иммиграция курдов началась в 1926 году после провала восстания Саида Али Накшбанди против Турецкие власти. [ 23 ]

Религиозный статус

[ редактировать ]

Джезира — одна из четырёх епархий Сирийской Православной Церкви . Остальные находятся в Алеппо , Хомсе - Хаме и Дамаске . [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Жорж Ру - Древний Ирак
  2. ^ Смит, Дж. Пейн (1998). Краткий сирийский словарь, основанный на тезаурусе syriacus . Айзенбрауны. п. 68. ИСБН  1-57506-032-9 . OCLC   1105266843 .
  3. ^ «Следующее поле боя» . Экономист . Архивировано из оригинала 11 ноября 2017 г. Проверено 17 сентября 2017 г.
  4. ^ А. Карлсон, Томас (30 июня 2014 г.). «Месопотамия — ����������̈������” . Сирийский географический справочник . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 14 июня 2020 г.
  5. ^ См. обсуждение на Баннинг, Э.Б. (2011). «Такой прекрасный дом: Гёбекли-Тепе и идентификация храмов в докерамическом неолите Ближнего Востока». Современная антропология . 52 (5): 619–660. дои : 10.1086/661207 . JSTOR   10.1086/661207 . S2CID   161719608 .
  6. ^ «Гёбекли Тепе: Введение в серию» . Генеалогия религии. 12 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2011 г. Проверено 24 марта 2013 г.
  7. ^ Кленевски, Нэнси; Томас, Александр Р. (26 марта 2010 г.). Города, изменения и конфликты: политическая экономия городской жизни . Cengage Обучение. ISBN  978-0495812227 .
  8. ^ Мейзелс, Чарльз Кейт (1993). Ближний Восток: археология в «колыбели цивилизации» . Психология Пресс. ISBN  978-0415047425 .
  9. ^ Арчи, А.; Бига, М.Г. (2003), «Победа над Мари и падение Эблы», Журнал клинописных исследований , 55 : 1–44, doi : 10.2307/3515951 , JSTOR   3515951 , S2CID   164002885
  10. ^ Чарпин, Д. (2008), «Скажи Харири/Мари: Тексты», Дополнение к Библейскому словарю , 77–78: 223–224.
  11. ^ Фрейн, Дуглас (2008). Царские надписи Месопотамии. Ранние периоды, т. 1, Пресаргонический период (2700–2350 гг. до н.э.) . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN  9780802035868 .
  12. ^ Бига, М.Г. (1995), «Я дипломатические переговоры в период Протосириано», в Маттиае, П.; Пиннок, Ф.; Скандоне-Маттиа, Г. (ред.), Эбла, Alle origini della Civiltà Urbana , Милан, стр. 140–147 {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Перейти обратно: а б Муавад, Рэй Дж. (1 января 2001 г.). «Сирия и Ирак – репрессии» . Ближний Восток Ежеквартальный . Архивировано из оригинала 5 августа 2007 г. Проверено 2 декабря 2022 г.
  14. ^ Ованнисян, Ричард Г. (2011). Геноцид армян: культурное и этическое наследие . Издатели транзакций. п. 271. ИСБН  978-1-4128-3592-3 .
  15. ^ Фий, Дж. М. 1993. Pour un Oriens Christianus Novus, Справочник восточных и западно-сирийских епархий. Бейрут. стр. 244-251.
  16. ^ Макдауэлл, Дэвид (2005). Современная история курдов (3-е переработанное и дополненное издание, переиздание). Лондон [ua]: Таурис. п. 469. ИСБН  1-85043-416-6 .
  17. ^ Креенбрук, Филип Г.; Сперл, Стефан (1992). Курды: современный обзор . Лондон: Рутледж. стр. 147 . ISBN  0-415-07265-4 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Тежель, Хорди (2009). Курды Сирии: история, политика и общество . Лондон: Рутледж. п. 144. ИСБН  978-0-203-89211-4 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Февре, Морис; Жибер, Андре (1953). «Сирийская Джезире и ее экономическое пробуждение» . Лионский обзор географии (на французском языке). 28 (28): 1–15. дои : 10.3406/geoca.1953.1294 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 29 марта 2012 г.
  20. ^ Симпсон, Джон Хоуп (1939). Проблема беженцев: отчет об исследовании (первое изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета . п. 556. АСИН   B0006AOLOA .
  21. ^ Дон Чатти (2010). Перемещение и лишение собственности на современном Ближнем Востоке . Издательство Кембриджского университета . стр. 230–232. ISBN  978-1-139-48693-4 .
  22. ^ Йылдыз, Керим (2005). Курды в Сирии: забытый народ (1. изд.). Лондон [и др.]: Pluto Press, совместно с Курдским проектом по правам человека. п. 25. ISBN  0745324991 .
  23. ^ Самн! (22 декабря 2013 г.). «Заметки об арабском православии: Ас-Сафир об истории преследований христиан Ближнего Востока» . Заметки об арабском православии . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. Проверено 2 декабря 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eb1286efbf435440df67c46e29069ca9__1721284380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/a9/eb1286efbf435440df67c46e29069ca9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Upper Mesopotamia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)