Сураса
Сураса | |
---|---|
Мать Змей | |
![]() | |
Тексты | Рамаяна |
Генеалогия | |
Родители | Дакша |
Супруг | Кашьяпа |
Сураса также Сирас — индуистская богиня, которую описывают как мать Урагов ( первобытных рептилий). [ 1 ] Ее самая популярная история появляется в индуистском эпосе «Рамаяна» , где ей поручено испытать бога Ханумана по пути на Ланку .
Рождение и дети
[ редактировать ]
В индуистском эпосе «Рамаяна» Сураса — одна из 12 дочерей Дакши , вышедших замуж за мудреца Кашьяпы . Она стала матерью урагов ( класса змей), а ее жена и сестра Кадру родила нагов , другой класс змей. [ 1 ] Васуки , Такшака Описано, что , Айравата и другие сыновья Шурасы живут в Бхогавати . [ 2 ]
Эпос «Махабхарата» описывает ее рождение от гнева Кродхаваши , другой жены Кашьяпы. У Шурасы три дочери: Анала, Руха и Вирудха. Змеи происходят от дочерей Шурасы. Поэтому ее называют матерью урагов, а также журавлей; другая змеиная раса Паннагас происходит от Кадру. [ 1 ] [ 2 ]
Матсья Пурана и Вишну Пурана описывают Сурасу как одну из 13 жен Кашьяпы и дочерей Дакши. В Вишну-пуране говорится, что она родила тысячу змеевидных и незмеевидных рептильных существ с множеством капюшонов, которые могли как ползать по земле, так и летать в небе; хотя Кадру также рождает тысячу змееподобных существ с множеством капюшонов, они по большей части были неспособны летать и вместо этого были привязаны к земле. Как говорится в Матсья Пуране , она является матерью всех четвероногих, кроме коров (которые произошли от божественной формы самой Матери-Земли); змеи описываются как дети Кадру. Бхагавата -пурана изображает ее матерью ракшасов (людоедов, демонов). В списках Ваю -пураны и Падма-пураны она не упоминается как жена Кашьяпы; а Анаюш или Данаюш занимают положение матери змей. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
В «Деви Бхагавата Пуране» упоминается Рохини как воплощение Шурасы; его сын Баларама был воплощением нага Шеши , сына Шурасы. [ 1 ]
Согласно « Матья-пуране» , когда бог Шива в образе Трипурантаки отправляется в три города демонов, ему помогают различные божества. Сураса и другие богини становятся его стрелами и копьями. Когда капли крови демона Андхаки размножаются во многих демонах, Сураса и другие богини-матери, называемые матриками, помогают Шиве убить демона, выпивая кровь. [ 3 ]
Встреча с Хануманом
[ редактировать ]
Встреча Сурасы с Хануманом в Сундара Канда книге Рамаяны и ее пересказах - самая популярная история, связанная с Сурасой. Хануман летит через океан на Ланку (отождествляемую с современной Шри-Ланкой ) в поисках своего хозяина Рамы похищенной жены Ситы . Когда Хануман уходит с суши (отождествляемой с Индией), на пути Ханумана появляется гора Майнака, чтобы он мог отдохнуть, но Хануман, считая ее препятствием, летит вперед. Боги, гандхарвы и мудрецы призывают Сурасу, мать нагов, и просят ее принять ужасную форму ракшаси (демоницы), чтобы испытать Ханумана. Причины, по которым ее призвали проверить Ханумана, а также способности, которые предстоит проверить, в разных Рамаяны повествованиях различаются. Рамачаритаманас предполагает , что испытание было призвано доказать его величие и установить, что он идеально подходит для порученной ему задачи. И наоборот, Адхьятма Рамаяна говорит, что боги не доверяют силам Ханумана; однако оба согласны с тем, что боги хотят проверить силу Ханумана ( бала ) и сила мышления ( буддхи ). В оригинальной Рамаяне говорится, что его сила и доблесть должны быть проверены, но не указываются причины. Другие тексты находят средний путь, где, хотя боги и уверены в способностях Ханумана, они хотят «отточить» их или предупредить о надвигающихся опасностях. [ 6 ]
Сураса соглашается и преграждает Хануману путь в море. У нее солнечные образы: «желтые глаза, пара клыкастых и разинутых челюстей» и размер горы. [ 7 ] Она заявляет, что Хануман — это пища, подаренная ей богами, и пытается его съесть. Хануман объясняет свою миссию по выслеживанию Ситы и просит ее отпустить его, а также обещает вернуться и войти в ее рот в соответствии с Сама (мягким уговором) и Даной (искренне просящей) частью философии Сама, Дана, Бхеда, Данда . Она говорит ему, что он может пройти только через ее рот, согласно данному ей дару. Хануман противостоит ей, требуя открыть ей рот достаточно широко, чтобы съесть его (Бхеда – угроза). Он начинает расширять свою форму и становиться больше; Сураса также расширяет челюсти, чтобы поглотить Ханумана; состязание интерпретируется как данда (наказание). Наконец, когда рот Сурасы расширяется до 100 йоджан , Хануман внезапно принимает крошечную форму (размером с большой палец), входит в ее рот и покидает его, прежде чем она успевает его закрыть. В другом варианте Хануман входит в рот Сурасы и выходит через ее ухо. [ 1 ] [ 6 ] Таким образом, Хануман соблюдает обет Шурасы и спасает ему жизнь. Он приветствует ее и обращается к ней как к Дакшаяни (дочери Дакши). Впечатленный «изобретательностью и смелостью» Ханумана, Сураса принимает свою истинную форму и благословляет Ханумана. В одной из версий она раскрывает цель своей миссии, являющуюся приказом богов, и заявляет, что успех ее миссии раскрывает интеллект и силу Ханумана. [ 1 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] Хануман вспоминает свои приключения, включая встречу с Сурасой, Раме после того, как он вернулся с Ланки. [ 10 ]
Сураса - одна из трех женщин, которые встречают Ханумана во время его путешествия на Ланку; двое других — ракшаси Симхика и Ланкини , богиня-хранительница Ланки. Небесный Сураса представляет элемент акаша (небо), а Симхика и Ланкини представляют воду и землю соответственно. Согласно другой интерпретации, трио представляет майю (иллюзию), связанную с тремя гунами (качествами). Сураса аллегорически означает саттвика- майю, чистейшую форму иллюзии, которую нужно укрощать, но при этом уважать. [ 11 ] Три женщины также означают вызов целомудрию Ханумана. «Эротизм и бесстрастное визуальное потребление Хануманом женщин как сексуальных объектов» - повторяющаяся тема в эпосе. [ 12 ]
По мнению Дж. К. Джалы, встреча в Сурасе является более поздней интерполяцией Рамаяны, поскольку она во многом напоминает эпизод с Симхикой. Он отсутствует в ранних адаптациях истории Рамы в Махабхарате и Агни Пуране . [ 6 ] Однако Гольдманс предполагает, что эта теория ошибочна и весьма сомнительна, и сохранила ее в своем критическом издании Рамаяны . [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 767 . ISBN 0-8426-0822-2 . "
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс, Эдвард Уошберн (1915). Эпическая мифология . Страсбург К. Я. Трюбнер. стр. 20, 28, 200. ISBN. 0-8426-0560-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Баман Дас Басу. Священные книги индусов . Опубликовано Cosmo Publications для паба Genesis. стр. 9, 52, 137, 155. ISBN. 978-81-307-0533-0 .
- ^
- Гораций Хейман Уилсон (1840). «ГЛАВА XV». Вишну Пурана . п. 110.
- ГЛАВА. 21 с. 147
- ^ Аадхар, Ананд. «Бхагавата-пурана: Песнь 6: Глава 6: Потомство дочерей Дакши» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Екатерина Людвик (1 января 1994 г.). Хануман в «Рамаяне Валмики» и «Рамачаритаманасе» Туласи даса . Мотилал Банарсидас. стр. 72–75 . ISBN 978-81-208-1122-5 .
- ^ Голдман с. 42,
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. п. 671 . ISBN 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Голдман, стр. 111–2.
- ^ Голдман, стр. 267.
- ^ Филип Лутгендорф, профессор хинди и современных индийских исследований Университета Айовы (13 декабря 2006 г.). Рассказ Ханумана: Послания божественной обезьяны: Послания божественной обезьяны . Издательство Оксфордского университета. стр. 195–6. ISBN 978-0-19-804220-4 .
- ^ Голдман с. 52
- ^ Голдман с. 88-9
Ссылки
[ редактировать ]- Роберт П. Голдман, Салли Дж. Сазерленд Голдман (1 января 2007 г.). Рамаяна Валмики: эпос Древней Индии. Сундараканда . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3166-7 .