Jump to content

Мишкоатль

(Перенаправлено с Камаштли )
Мишкоатль
Бог охоты, войны и многих племен
Олицетворение Млечного Пути [ 1 ]
Мишкоатль, изображенный в Кодексе Борджиа
Другие имена Ицак-Мишкоатль, Камаштли, Камаштле, Тлатлаухаки-Тецкатлипока
Обитель Ильуикатль-Нанацкаян ( Восьмое небо )
Пол Мужской
Область Мезоамерика
Этническая группа Ацтеки , Тлашкальтек ( Науа )
Фестивали Что
Генеалогия
Родители • Создано Тескатлипокой и Кецалькоатлем (Кодекс Зумаррага). [ 4 ]
• Тонакатекутли и Тонакациуатль (как Камаштле)
Братья и сестры Никто
Супруга Чимальма (Кодекс Чимальпопока) [ 2 ]
Коатликуэ (Флорентийский кодекс) [ 2 ]
Иланкуэй (Кодекс Мендьета)
Дети • С Чимальмой: Кецалькоатль и Ксолотль (Кодекс Чимальпопока) [ 2 ]
• С Коатликуэ: Уицилопочтли , Койольшауки , Центсон Уицнауак (Флорентийский кодекс) [ 2 ]
• С Иланкуайе: гиганты Ксельхуа , Тенох , Ульмекатль , Ксикаланкатль , Микстекатль , Отомитль (Кодекс Мендьета) [ 1 ]
• С Тлальсиуатлем или Коатликуэ: Центсон Мимишкоа (Кодекс Рамиреса) [ 3 ]

Миккоатль ( языки науатль : Mixcōhuātl , [miʃˈkoːwaːt͡ɬ] от mixtli [ˈmiʃt͡ɬi] «облако» и cōātl [ˈkoːaːt͡ɬ] «змей»), или Камастл [kaˈmaʃt͡ɬe] или Камаштли , был богом охоты и отождествлялся с Млечный Путь , звезды и небеса в некоторых мезоамериканских культурах. Он был божеством-покровителем отоми , чичимеков и нескольких групп, заявлявших о своем происхождении от чичимеков. Под именем Камаштли Мишкоатлю поклонялись как центральному божеству Уэхоцинго и Тласкалы . [ 5 ]

Представительство

[ редактировать ]

Мишкоатль изображен с черной маской на глазах и характерными красно-белыми полосами на теле. Эти черты общие с Тлауискальпантекутли , Повелителем Зари, богом утренней звезды, а также Ицпапалотль, богиней детской смертности, которую иногда считали его матерью. В отличие от Тлауискальпантектли, Мишкоатля обычно можно отличить по его охотничьему снаряжению, которое включало лук и стрелы, а также сеть или корзину для переноски мертвой дичи.

Мифология

[ редактировать ]

Мишкоатль был одним из четырех детей Тонакатекутли , что означает «Повелитель пропитания», престарелого бога-творца, и Сиуакоатля , богини плодородия и покровительницы акушерок. Иногда Мишкоатлю поклонялись как «красному» аспекту бога Тескатлипоки , «Дымящегося зеркала», бога колдунов, правителей и воинов. В одной из историй Тескатлипока превратился в Мишкоатля и изобрел пожарную дрель, вращая небеса вокруг своих осей, неся огонь человечеству. Наряду с этим учением по космическому огню Мишкоатль первым начал зажигать огонь кремнем. Эти события сделали Мишкоатля богом Млечного Пути, а также войны и охоты.

Мишкоатль был отцом 400 сыновей, известных под общим названием Центсон Уицнауа , сердца которых съел Уицилопочтли . Центсон Уитцнауа встретил свою кончину, когда они и их сестра Койольшауки , обнаружив, что их мать Коатликуэ беременна, сговорились убить ее. Однако, когда они напали, она родила полностью сформировавшегося и вооруженного Уицилопочтли, который начал убивать своих сводных братьев и сестер. Мишкоатль был также связан еще с 400 богами, Ценцонмимикскоа , которых он вместе с тремя своими братьями (все отличались от названных выше) и их сестрой убил из засады. Мишкоатля также считали отцом другого важного божества, Кетцалькоатля , пернатого змея.

Отец Кецалькоатля Мишкоатль был убит; Коцкакваутли сообщил Кецалькоатлю, что «дядями, убившими его отца, были Апанекатль, Золтон и Куилтон». [ 6 ]

Копия статуи Мишкоака, выставленная в метро Bellas Artes в Мехико . Сопровождающая мемориальная доска переводится как «СКУЛЬПТУРА МИШКОАКА – Мексика Уастека Культура – Поздний постклассический период – Описание: скульптура с изображением Мишкоатля, покровителя охоты и одного из важнейших богов войны в древней Мексике. Его считают быть отцом Кетцалькоатля . Оригинал находится в замке Тейо , Веракрус ».

Ксипетотек, Камастль, Мишкоатль или Красный Тескатлипока.

[ редактировать ]

Первоначально имя первого сына творческой пары Ометекутли и Омесиуатля — Тлатлаухка или Тлатлаухаки- Тецкатлипока (Красный Тескатлипока), «Дымящееся красное зеркало». Этот бог неясного происхождения тлашкальцами и уэхоцинами почитается под именем Камаштли (Камаштле), а, по-видимому, сапотланское божество Ксалиско широко известно почти во всей Мезоамерике под именем Шипетотека , «Наш Господь, содранный с кожи». . Его тело с одной стороны выкрашено в желтый цвет, а с другой выровнено, лицо вырезано, поверхностно разделено на две части узкой полосой, идущей от лба до челюстной кости. На его голове что-то вроде разноцветного капюшона с кисточками, свисающими на спину. Миф Тлашкалы, в котором говорится о Камаштле, боге, которого называли самим Шипе-Тотеком. [ 7 ]

Камастл начинает войну против Широв и побеждает их. Война длится до 1 акатля, когда Камастль терпит поражение, после этой неудачи он встречает одну из женщин, созданных Яяуки-Тецкатлипокой, по имени Чимальма, и от нее зачинает пятерых детей, один из которых — Се Акатль Топильцин Кецалькоатль , управляющий Тулой. (Другой миф гласит, что это Яяуки-Тецкатлипока, враг, который, призывая Мишкоатля, оплодотворяет Чимальму.) [ 7 ]

Трудно различить, является ли Камаштле тем же Тлатлауки Тескатлипока-Шипетотеком или Яяуки- Тецкатлипокой (Черный Тескатлипока), который меняет свое имя на Мишкоатль; или сам Уицилопочтли , как утверждают некоторые информаторы и авторы. Он связан с огнем и охотой. [ 7 ] После разрушения земли водой наступил хаос. Все было в запустении. Человечество вымерло, и небеса оказались над землей. Когда боги увидели, что небеса упали, они решили достичь центра Земли, открыв для этого четыре подземных пути, и войти в эти пути, чтобы поднять их. В награду за такой великий поступок Тонакациуатль и Тонакатекутли сделали своих детей повелителями неба и звезд, а путь, по которому прошли Тескатипока и Кецалькоатль, был отмечен Млечным Путем . И эту огромную туманность также называли Мишкоатль или Истак-Микскоатль, «белая облачная змея». [ 4 ]

Херонимо де Мендьета определяет, что Истак-Микскоатль — это олицетворение Млечного Пути, житель Чикомостока, которого науа называют «Белым облачным змеем», поскольку такова форма великой туманности на небе. А Иланкуайе – не что иное, как олицетворение Земли.

Центзон Мимишкоа

[ редактировать ]

В Се Текпатле, после Сотворения Пятого Солнца в Теотиуакане , Камаштле, один из четырех богов, вознесся на Восьмое небо и создал четырех мужчин и одну женщину, чтобы они кормили Солнце; Но едва сформировавшись, они упали в воду, вернулись на небо и войны не было, расстроенный этой попыткой, Камастль ударил тростью о скалу, и при ударе 400 чичимеков Мимишкоа [ 8 ] проросли, населявшие землю до ацтеков. Камастль смог совершить покаяние на скале, проливая кровь шипами магеи, языком и ушами, и молился богам, чтобы четверо мужчин и одна женщина, созданные на восьмом небе, спустились, чтобы убить варваров и накормить Солнце. [ 9 ]

Четверо мужчин и одна женщина, созданные на Восьмом небе, — это пять мимишкоа, которые позже принесут в жертву 400 мимишкоа, называемых чичимеками или отомиес . [ 9 ]

В Се Текпатле Мимишкоа родились , их мать Истак- Чалчиутликуэ. [ 10 ] вошла в пещеру (Чикомоцток или Тлалокан) и родила пятерых других Мимишкоа по имени Куаутликоаух; Мишкоатль; Куитлачиуатль; Тлотепе; и Апантекутли. Проведя четыре дня в воде, пятеро Мимишкоа были вскормлены Мецитли, которая в тексте отождествляется с Богиней Земли (Тлалтекутли или Коатликуэ). И сразу же Sun заказала 400 Mimixcoa; Солнце Тонатиу дает им стрелы и говорит: «Вот оно, чем меня напоят, чем накормят, и щит. И драгоценные стрелы, отлитые в перьях футболки кетцаля, в перьях цапли-гребушки, в перья футболки закуам; перья футболки тлаукечоль и перья футболки ксиутототль, а также она, Земля (Тлалтекутли или Коатликуэ), которая является твоей матерью», но Центсон Мимишкоа не выполнили свой долг, вместо этого они напиваются вина циуактли - маленького магуэя и занимаются сексом с женщинами. И тут же Солнце приказывает пятерым, родившимся последними, тут же дает им стрелу магей и дает им божественный щит. Пятеро мимишкоа взбираются на мескитовое дерево, где их обнаруживают 400 человек, они восклицают: «Кто эти такие, как мы?», Затем пятеро прячутся в определенных местах: Куаутликоа укрывается на дереве; Мишкоатль на земле; Тлотепе на горе; Апантекутли в воде; и Куитлачиуатль на площадке для игры в мяч Тлахтли. Наконец, Центсон Мимишкоа терпит поражение от своих пяти младших братьев, которые служили Солнцу Тонатиу и напоили его. [ 9 ]

В древности на Севере существовало место происхождения под названием Чикомосток , семь пещер. В этих пещерах жили Четыреста Мимишкоа, беспокойная группа титанов, рожденных Богиней Земли (Тлалтекутли или Коатликуэ). Их отец , Солнце (Тонатиу), научил их пользоваться оружием, чтобы они могли охотиться и снабжать своих божественных родителей пищей. Но мимишкоа в своем высокомерии бросили вызов своим родителям, жили распутно и пили вино из кактуса. В ответ на ситуацию, которая становилась все более невыносимой, Мать-Земля родила еще пятерых Мимишкоа, которым было суждено отомстить за своего отца, предоставив этим поздно рожденным детям все более острое и смертоносное. Лидер группы является синоптической фигурой и включает в себя их всех, отсюда и его имя Мишкоатль. В мифе говорится, что Тескатлипока превратился в Мишкоатля на второй год после великого потопа в конце четвертого эона, когда небо рухнуло на землю. Выступая тогда в роли Мишкоатля, божественный приступил к созданию огня, просверливая палкой огневую доску. Это был первый свет, поскольку Пятое Солнце еще не было создано. Миф, очевидно, старается указать на фундаментальную связь между верховным богом Тескатлипокой и Мишкоатлем. Камастль-Микскоатль фактически является идеальной копией этого бога зари как в его атрибутах, изображенных в кодексах, так и в мифологии, что делает его отцом Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль . [ 11 ]

Берр Картрайт Брандейдж

Ритуальные ассоциации

[ редактировать ]

Кечолли , 14-я вентена , 20-дневный ацтекский месяц ( 19 ноября по юлианскому календарю , [ 12 ] 29 ноября по григорианскому календарю ) было посвящено Мишкоатлю. Празднование этого месяца состояло из охоты и пиршеств в сельской местности. Охотники принимали форму Мишкоатля, одевались, как он, и разжигали новый костер, чтобы поджарить добытую дичь. Наряду с этими практиками Мишкоатлю в его храме приносились в жертву мужчина и женщина.

Современные ассоциации и ссылки

[ редактировать ]

В современной научной номенклатуре названия Мишкоатль – Камаштли присвоены:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 121, 122, 123. ISBN.  970-07-3149-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202. ISBN.  970-07-3149-9 .
  3. ^ Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN  978-607-16-3216-6 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. п. 131. ИСБН  968-35-0093-5 .
  5. ^ Миллер и Таубе (1993, стр.115).
  6. ^ Рукопись 1558 года , раздел VIII, в: - Мигель Леон-Портилья и граф Шоррис: На языке королей . Нортон и Ко, 2001. с. 62
  7. ^ Перейти обратно: а б с Адела Фернандес (1992). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Издательство Панорама. стр. 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66. ISBN.  968-38-0306-7 .
  8. ^ Historia de los Mexicanos por sus Pinturas (История мексиканцев, рассказанная их картинами; 1941; 216)
  9. ^ Перейти обратно: а б с Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN  978-607-16-3216-6 .
  10. ^ Лейенда де лос Солес (Легенда о Солнцах; 1945; 122)
  11. ^ Берр Картрайт Брандейдж (1912). Пятое Солнце, Ацтекские боги, Мир ацтеков . Библиотека Конгресса. ISBN  0-292-72427-6 .
  12. ^ Мексиканский календарь и хронография, Рафаэль Тена. INAH-Конакульта. стр.104
  13. ^ Перейти обратно: а б Джадин, RC; Смит, Э.Н.; Кэмпбелл, Дж. А. (2011). «Распутывание клубка мексиканских змей: систематический пересмотр горных гадюк» . Зоологический журнал Линнеевского общества . 163 (3): 951–952. дои : 10.1111/j.1096-3642.2011.00748.x .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5424fcc64e7ed9b872aedeee9153ae66__1717587300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/66/5424fcc64e7ed9b872aedeee9153ae66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mixcoatl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)