Мишкоатль
Мишкоатль | |
---|---|
Другие имена | Ицак-Мишкоатль, Камаштли, Камаштле, Тлатлаухаки-Тецкатлипока |
Обитель | Ильуикатль-Нанацкаян ( Восьмое небо ) |
Пол | Мужской |
Область | Мезоамерика |
Этническая группа | Ацтеки , Тлашкальтек ( Науа ) |
Фестивали | Что |
Генеалогия | |
Родители | • Создано Тескатлипокой и Кецалькоатлем (Кодекс Зумаррага). [ 4 ] • Тонакатекутли и Тонакациуатль (как Камаштле) |
Братья и сестры | Никто |
Супруга | • Чимальма (Кодекс Чимальпопока) [ 2 ]
• Коатликуэ (Флорентийский кодекс) [ 2 ] • Иланкуэй (Кодекс Мендьета) |
Дети | • С Чимальмой: Кецалькоатль и Ксолотль (Кодекс Чимальпопока) [ 2 ] • С Коатликуэ: Уицилопочтли , Койольшауки , Центсон Уицнауак (Флорентийский кодекс) [ 2 ] • С Иланкуайе: гиганты Ксельхуа , Тенох , Ульмекатль , Ксикаланкатль , Микстекатль , Отомитль (Кодекс Мендьета) [ 1 ] • С Тлальсиуатлем или Коатликуэ: Центсон Мимишкоа (Кодекс Рамиреса) [ 3 ] |
Миккоатль ( языки науатль : Mixcōhuātl , [miʃˈkoːwaːt͡ɬ] от mixtli [ˈmiʃt͡ɬi] «облако» и cōātl [ˈkoːaːt͡ɬ] «змей»), или Камастл [kaˈmaʃt͡ɬe] или Камаштли , был богом охоты и отождествлялся с Млечный Путь , звезды и небеса в некоторых мезоамериканских культурах. Он был божеством-покровителем отоми , чичимеков и нескольких групп, заявлявших о своем происхождении от чичимеков. Под именем Камаштли Мишкоатлю поклонялись как центральному божеству Уэхоцинго и Тласкалы . [ 5 ]
Представительство
[ редактировать ]Мишкоатль изображен с черной маской на глазах и характерными красно-белыми полосами на теле. Эти черты общие с Тлауискальпантекутли , Повелителем Зари, богом утренней звезды, а также Ицпапалотль, богиней детской смертности, которую иногда считали его матерью. В отличие от Тлауискальпантектли, Мишкоатля обычно можно отличить по его охотничьему снаряжению, которое включало лук и стрелы, а также сеть или корзину для переноски мертвой дичи.
Мифология
[ редактировать ]Мишкоатль был одним из четырех детей Тонакатекутли , что означает «Повелитель пропитания», престарелого бога-творца, и Сиуакоатля , богини плодородия и покровительницы акушерок. Иногда Мишкоатлю поклонялись как «красному» аспекту бога Тескатлипоки , «Дымящегося зеркала», бога колдунов, правителей и воинов. В одной из историй Тескатлипока превратился в Мишкоатля и изобрел пожарную дрель, вращая небеса вокруг своих осей, неся огонь человечеству. Наряду с этим учением по космическому огню Мишкоатль первым начал зажигать огонь кремнем. Эти события сделали Мишкоатля богом Млечного Пути, а также войны и охоты.
Мишкоатль был отцом 400 сыновей, известных под общим названием Центсон Уицнауа , сердца которых съел Уицилопочтли . Центсон Уитцнауа встретил свою кончину, когда они и их сестра Койольшауки , обнаружив, что их мать Коатликуэ беременна, сговорились убить ее. Однако, когда они напали, она родила полностью сформировавшегося и вооруженного Уицилопочтли, который начал убивать своих сводных братьев и сестер. Мишкоатль был также связан еще с 400 богами, Ценцонмимикскоа , которых он вместе с тремя своими братьями (все отличались от названных выше) и их сестрой убил из засады. Мишкоатля также считали отцом другого важного божества, Кетцалькоатля , пернатого змея.
Отец Кецалькоатля Мишкоатль был убит; Коцкакваутли сообщил Кецалькоатлю, что «дядями, убившими его отца, были Апанекатль, Золтон и Куилтон». [ 6 ]
Ксипетотек, Камастль, Мишкоатль или Красный Тескатлипока.
[ редактировать ]Первоначально имя первого сына творческой пары Ометекутли и Омесиуатля — Тлатлаухка или Тлатлаухаки- Тецкатлипока (Красный Тескатлипока), «Дымящееся красное зеркало». Этот бог неясного происхождения тлашкальцами и уэхоцинами почитается под именем Камаштли (Камаштле), а, по-видимому, сапотланское божество Ксалиско широко известно почти во всей Мезоамерике под именем Шипетотека , «Наш Господь, содранный с кожи». . Его тело с одной стороны выкрашено в желтый цвет, а с другой выровнено, лицо вырезано, поверхностно разделено на две части узкой полосой, идущей от лба до челюстной кости. На его голове что-то вроде разноцветного капюшона с кисточками, свисающими на спину. Миф Тлашкалы, в котором говорится о Камаштле, боге, которого называли самим Шипе-Тотеком. [ 7 ]
Камастл начинает войну против Широв и побеждает их. Война длится до 1 акатля, когда Камастль терпит поражение, после этой неудачи он встречает одну из женщин, созданных Яяуки-Тецкатлипокой, по имени Чимальма, и от нее зачинает пятерых детей, один из которых — Се Акатль Топильцин Кецалькоатль , управляющий Тулой. (Другой миф гласит, что это Яяуки-Тецкатлипока, враг, который, призывая Мишкоатля, оплодотворяет Чимальму.) [ 7 ]
Трудно различить, является ли Камаштле тем же Тлатлауки Тескатлипока-Шипетотеком или Яяуки- Тецкатлипокой (Черный Тескатлипока), который меняет свое имя на Мишкоатль; или сам Уицилопочтли , как утверждают некоторые информаторы и авторы. Он связан с огнем и охотой. [ 7 ] После разрушения земли водой наступил хаос. Все было в запустении. Человечество вымерло, и небеса оказались над землей. Когда боги увидели, что небеса упали, они решили достичь центра Земли, открыв для этого четыре подземных пути, и войти в эти пути, чтобы поднять их. В награду за такой великий поступок Тонакациуатль и Тонакатекутли сделали своих детей повелителями неба и звезд, а путь, по которому прошли Тескатипока и Кецалькоатль, был отмечен Млечным Путем . И эту огромную туманность также называли Мишкоатль или Истак-Микскоатль, «белая облачная змея». [ 4 ]
Херонимо де Мендьета определяет, что Истак-Микскоатль — это олицетворение Млечного Пути, житель Чикомостока, которого науа называют «Белым облачным змеем», поскольку такова форма великой туманности на небе. А Иланкуайе – не что иное, как олицетворение Земли.
Центзон Мимишкоа
[ редактировать ]В Се Текпатле, после Сотворения Пятого Солнца в Теотиуакане , Камаштле, один из четырех богов, вознесся на Восьмое небо и создал четырех мужчин и одну женщину, чтобы они кормили Солнце; Но едва сформировавшись, они упали в воду, вернулись на небо и войны не было, расстроенный этой попыткой, Камастль ударил тростью о скалу, и при ударе 400 чичимеков Мимишкоа [ 8 ] проросли, населявшие землю до ацтеков. Камастль смог совершить покаяние на скале, проливая кровь шипами магеи, языком и ушами, и молился богам, чтобы четверо мужчин и одна женщина, созданные на восьмом небе, спустились, чтобы убить варваров и накормить Солнце. [ 9 ]
Четверо мужчин и одна женщина, созданные на Восьмом небе, — это пять мимишкоа, которые позже принесут в жертву 400 мимишкоа, называемых чичимеками или отомиес . [ 9 ]
В Се Текпатле Мимишкоа родились , их мать Истак- Чалчиутликуэ. [ 10 ] вошла в пещеру (Чикомоцток или Тлалокан) и родила пятерых других Мимишкоа по имени Куаутликоаух; Мишкоатль; Куитлачиуатль; Тлотепе; и Апантекутли. Проведя четыре дня в воде, пятеро Мимишкоа были вскормлены Мецитли, которая в тексте отождествляется с Богиней Земли (Тлалтекутли или Коатликуэ). И сразу же Sun заказала 400 Mimixcoa; Солнце Тонатиу дает им стрелы и говорит: «Вот оно, чем меня напоят, чем накормят, и щит. И драгоценные стрелы, отлитые в перьях футболки кетцаля, в перьях цапли-гребушки, в перья футболки закуам; перья футболки тлаукечоль и перья футболки ксиутототль, а также она, Земля (Тлалтекутли или Коатликуэ), которая является твоей матерью», но Центсон Мимишкоа не выполнили свой долг, вместо этого они напиваются вина циуактли - маленького магуэя и занимаются сексом с женщинами. И тут же Солнце приказывает пятерым, родившимся последними, тут же дает им стрелу магей и дает им божественный щит. Пятеро мимишкоа взбираются на мескитовое дерево, где их обнаруживают 400 человек, они восклицают: «Кто эти такие, как мы?», Затем пятеро прячутся в определенных местах: Куаутликоа укрывается на дереве; Мишкоатль на земле; Тлотепе на горе; Апантекутли в воде; и Куитлачиуатль на площадке для игры в мяч Тлахтли. Наконец, Центсон Мимишкоа терпит поражение от своих пяти младших братьев, которые служили Солнцу Тонатиу и напоили его. [ 9 ]
В древности на Севере существовало место происхождения под названием Чикомосток , семь пещер. В этих пещерах жили Четыреста Мимишкоа, беспокойная группа титанов, рожденных Богиней Земли (Тлалтекутли или Коатликуэ). Их отец , Солнце (Тонатиу), научил их пользоваться оружием, чтобы они могли охотиться и снабжать своих божественных родителей пищей. Но мимишкоа в своем высокомерии бросили вызов своим родителям, жили распутно и пили вино из кактуса. В ответ на ситуацию, которая становилась все более невыносимой, Мать-Земля родила еще пятерых Мимишкоа, которым было суждено отомстить за своего отца, предоставив этим поздно рожденным детям все более острое и смертоносное. Лидер группы является синоптической фигурой и включает в себя их всех, отсюда и его имя Мишкоатль. В мифе говорится, что Тескатлипока превратился в Мишкоатля на второй год после великого потопа в конце четвертого эона, когда небо рухнуло на землю. Выступая тогда в роли Мишкоатля, божественный приступил к созданию огня, просверливая палкой огневую доску. Это был первый свет, поскольку Пятое Солнце еще не было создано. Миф, очевидно, старается указать на фундаментальную связь между верховным богом Тескатлипокой и Мишкоатлем. Камастль-Микскоатль фактически является идеальной копией этого бога зари как в его атрибутах, изображенных в кодексах, так и в мифологии, что делает его отцом Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль . [ 11 ]
— Берр Картрайт Брандейдж
Ритуальные ассоциации
[ редактировать ]Кечолли , 14-я вентена , 20-дневный ацтекский месяц ( 19 ноября по юлианскому календарю , [ 12 ] 29 ноября по григорианскому календарю ) было посвящено Мишкоатлю. Празднование этого месяца состояло из охоты и пиршеств в сельской местности. Охотники принимали форму Мишкоатля, одевались, как он, и разжигали новый костер, чтобы поджарить добытую дичь. Наряду с этими практиками Мишкоатлю в его храме приносились в жертву мужчина и женщина.
Современные ассоциации и ссылки
[ редактировать ]В современной научной номенклатуре названия Мишкоатль – Камаштли присвоены:
- Камаштли Патера , одна из патер (неглубоких кратеров) на Юпитера спутнике Ио.
- Pseudoeurycea mixcoatl — вид безлегочной саламандры , эндемичный для Мексики.
- Mixcoatlus barbouri — вид гадюки , эндемичный для Мексики (ранее Cerrophidion barbouri ). [ 13 ]
- Mixcoatlus Browni , вид гадюки, эндемичный для Мексики (ранее Agkistrodon Browni ). [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 121, 122, 123. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии науа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202. ISBN. 970-07-3149-9 .
- ^ Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN 978-607-16-3216-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. п. 131. ИСБН 968-35-0093-5 .
- ^ Миллер и Таубе (1993, стр.115).
- ^ Рукопись 1558 года , раздел VIII, в: - Мигель Леон-Портилья и граф Шоррис: На языке королей . Нортон и Ко, 2001. с. 62
- ^ Перейти обратно: а б с Адела Фернандес (1992). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Издательство Панорама. стр. 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66. ISBN. 968-38-0306-7 .
- ^ Historia de los Mexicanos por sus Pinturas (История мексиканцев, рассказанная их картинами; 1941; 216)
- ^ Перейти обратно: а б с Гильем Оливье (2015). Охота, жертвоприношение и власть в Мезоамерике: по следам Мишкоатля, «Облачного змея» (на испанском языке). Фонд экономической культуры. ISBN 978-607-16-3216-6 .
- ^ Лейенда де лос Солес (Легенда о Солнцах; 1945; 122)
- ^ Берр Картрайт Брандейдж (1912). Пятое Солнце, Ацтекские боги, Мир ацтеков . Библиотека Конгресса. ISBN 0-292-72427-6 .
- ^ Мексиканский календарь и хронография, Рафаэль Тена. INAH-Конакульта. стр.104
- ^ Перейти обратно: а б Джадин, RC; Смит, Э.Н.; Кэмпбелл, Дж. А. (2011). «Распутывание клубка мексиканских змей: систематический пересмотр горных гадюк» . Зоологический журнал Линнеевского общества . 163 (3): 951–952. дои : 10.1111/j.1096-3642.2011.00748.x .