Чичимека


Чичимека ( Испанский: [tʃitʃimeka] ) — это название, которое народы науа в Мексике обычно применяли к кочевым и полукочевым народам , обосновавшимся в современном регионе Бахио в Мексике. Чичимека имела то же значение, что и римский термин « варвар », которым обозначались германские племена . Название, имеющее уничижительный смысл, было принято Испанской империей . По словам ученого Шарлотты М. Грейди, «для испанцев чичимеки были диким кочевым народом, жившим к северу от Мексиканской долины . Они не имели постоянного места жительства, жили охотой, носили мало одежды и яростно сопротивлялись иностранцам. вторжение на их территорию, на которой находились серебряные рудники, которые испанцы хотели эксплуатировать». [ 1 ] Грейди отметил, что чичимека использовался посторонними как широкий и обобщающий термин, написав: «[он] использовался как носителями испанского языка, так и носителями языка науатль для обозначения множества разных людей, которые демонстрировали широкий диапазон культурного развития от охотников-собирателей до оседлых людей. земледельцы со сложными политическими организациями». [ 2 ] Они практиковали жертвоприношение животных, и их боялись за их опыт и жестокость на войне. [ 3 ]
Война Чичимека (1550–1590) закончилась заключением испанцами выгодных условий мира с Чичимека. Взаимодействие испанцев и чичимека привело к «резкому сокращению численности населения всех народов, известных под общим названием чичимека, и к их конечному исчезновению как всех народов, за исключением памес Сан - Луис-Потоси и связанных с ними чичимека-хонас из Сьерра-Горды в восточной части Гуанахуато ». [ 4 ] В наше время к чичимекам принято относить только одну этническую группу, а именно чичимека Джонас, несколько тысяч из которых проживают в штате Гуанахуато .
Этимология
[ редактировать ]Имя на науатле Чичиман Чичимека (множественное число, произносится [tʃiːtʃiːˈmeːkaʔ] ; единственное число Чичимекатль ) означает «жители Чичимана», означает «район молока». Иногда говорят, что это слово связано с «чичи» «собака», но оба «и» в «чичи» короткие, а в «чичимека» оба длинные. меняет смысл, поскольку в науатле длина гласной фонематична Это . [ 5 ]
Этноисторические описания
[ редактировать ]В конце шестнадцатого века Гонсало де лас Касас писал о чичимеках. Он получил энкомьенду недалеко от Дуранго и участвовал в войнах против народов чичимеков: паме , гуачичил , гуамаре и сакатеко , которые жили в районе, известном в то время как « Ла Гран Чичимека ». Отчет Лас Касаса назывался «Отчет о Чичимеке и справедливости войны против них». Он описал людей, предоставив этнографические сведения. Он писал, что они прикрывали одеждой только гениталии; раскрашивали свои тела; и ел только дичь, коренья и ягоды. Чтобы доказать их предполагаемое варварство, он упомянул, что женщины чичимеков, родив ребенка, продолжали путешествовать в тот же день, не останавливаясь для выздоровления. [ 6 ]
По словам испанцев, в конце 16 века чичимека не поклонялись идолам , как многие окружающие коренные народы. [ 7 ]
Войны с испанцами
[ редактировать ]Военные удары Чичимеки против испанцев включали набеги, засады на важнейших экономических маршрутах и грабежи. В длительной войне Чичимека (1550–1590) испанцы сначала пытались победить объединенные народы Чичимека в войне «огня и крови», но в конечном итоге стремились к миру, поскольку не смогли их победить. Небольшие рейды Чичимеки оказались эффективными. Чтобы положить конец войне, испанцы приняли программу «Покупка ради мира», предоставив чичимека продукты питания, инструменты, скот и землю, отправив испанцев, чтобы научить их сельскому хозяйству как средству к существованию, и обратив их в католицизм . В течение столетия испанцы и чичимека ассимилировались. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Открытие Чичимека» Грейди, Шарлотта М. Академия американской истории францисканцев , Том 51, № 1 (июль 1994 г.), стр. 68
- ^ «Открытие Чичимека» Грейди, Шарлотта М. Академия американской истории францисканцев , Том 51, № 1 (июль 1994 г.), стр. 68
- ^ Грейди, Шарлотта М. «Чичимек». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- ^ Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. 2: Мезоамерика, Часть 2 . Издательство Кембриджского университета. 2000. стр. 111–113. ISBN 9780521652049 .
- ^ См. Эндрюс 2003 (стр. 496 и 507), Карттунен 1983 (стр. 48) и Локхарт 2001 (стр. 214).
- ^ Цитируется по Gradie (1994).
- ^ http://www.latinamericanstudies.org/aztecs/Chichimecas.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Пауэлл, Филлип Уэйн (1952), Солдаты, индейцы и серебро , Беркли: Калифорнийский университет Press, стр. 182–199; Латиноамериканский Лос-Анджелес | Comunidad :: Коренное происхождение. Архивировано 4 января 2019 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Эндрюс, Дж. Ричард (2003). Введение в классический науатль (пересмотренная редакция). Норман: Университет Оклахомы Пресс.
- Грейди, Шарлотта М. «Чичимек». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001. ISBN 9780195188431
- Грейди, Шарлотта М. (1994). «Открытие Чичимеки». Америки . 51 (1). Америка, Vol. 51, № 1: 67–88. дои : 10.2307/1008356 . JSTOR 1008356 . S2CID 145002405 .
- Карттунен, Фрэнсис (1983). Аналитический словарь науатля . Остин: Издательство Техасского университета.
- Локхарт, Джеймс (2001). Науатль, как написано . Издательство Стэнфордского университета.
- Лумгольц, Карл (1987) [1900]. Неизвестная Мексика, Исследования в Сьерра-Мадре и других регионах, 1890–1898 гг. 2 тома (переиздание). Нью-Йорк: Dover Publications.
- Пауэлл, Филип Уэйн (1969). Солдаты, индейцы и серебро: продвижение Новой Испании на север, 1550–1600 гг . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- Министр туризма штата Сакатекас (2005 г.). «Археологические зоны» (на испанском языке).
- Смит, Майкл Э. (1984). «Ацтланские миграции в хрониках науатля: миф или история?» ( формате PDF Онлайн-факсимиле в ) . Этноистория . 31 (3). Колумбус, Огайо: Американское общество этноистории : 153–186. дои : 10.2307/482619 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 482619 . OCLC 145142543 .