Элмер Райс
Элмер Райс | |
---|---|
![]() Рис около 1920 года. | |
Рожденный | Элмер Леопольд Рейзенштейн 28 сентября 1892 г. Нью-Йорк , США |
Умер | 8 мая 1967 г. Саутгемптон , Хэмпшир, Англия | ( 74 года
Занятие | Драматург |
Образование | Нью-Йоркская школа права ( бакалавр права ) |
Заметные награды | Пулитцеровская премия в области драмы (1929). |
Супруг | Бетти Филд (1942–1956) Хейзел Леви (1915–1942) |
Элмер Райс (родившийся Элмер Леопольд Рейзенштейн , 28 сентября 1892 — 8 мая 1967) — американский драматург. Он наиболее известен своими пьесами «Счетная машина» (1923) и получившей Пулитцеровскую премию драмой о жизни многоквартирных домов в Нью-Йорке « Уличная сцена» (1929).
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Райс родился Элмер Леопольд Рейзенштейн на 127 East 90th Street в Нью-Йорке. [1] Его дед был политическим активистом революций 1848 года в немецких землях. После провала этого политического переворота он эмигрировал в Соединенные Штаты, где стал бизнесменом. Большую часть своей пенсии он прожил с семьей Райс и установил близкие отношения со своим внуком Элмером, который стал политически мотивированным писателем и разделял либеральную и пацифистскую политику своего деда. Будучи убежденным атеистом, его дедушка, возможно, также повлиял на Элмера в его отношении к религии, поскольку он отказался посещать еврейскую школу или пройти бар-мицву. Напротив, отношения Райса с отцом были очень далекими. Как он писал в своей автобиографии, его дедушка и дядя Уилл, оба проживавшие в семье, компенсировали привязанность и внимание, которые ему отказывал отец. [2] Будучи ребенком из многоквартирного дома, Райс провел большую часть своей юности за чтением, к ужасу своей семьи, и позже заметил: «Ничто в моей жизни не было более полезным, чем простой акт посещения библиотеки». [3]
Из-за необходимости поддерживать свою семью, когда эпилепсия его отца обострилась, Райс не закончил среднюю школу и, прежде чем получить диплом, устроился на ряд черных работ, самостоятельно готовясь к государственным экзаменам, а затем подавая документы на юридический факультет. Хотя он не любил изучать право и проводил много времени за чтением пьес (поскольку их можно было закончить за двухчасовую лекцию, по его словам), Райс окончил Нью-Йоркскую юридическую школу в 1912 году и начал короткую карьеру. -жил юридической карьерой. [4] Оставив профессию в 1914 году, он всегда сохранял циничный взгляд на юристов, но два года работы в адвокатской конторе предоставили ему материал для нескольких пьес, в первую очередь «Советника» (1931). Судебные драмы стали специализацией Райс.
Ему нужно было зарабатывать на жизнь, и он решил попробовать писать полный рабочий день. Это было мудрое решение. Его первая пьеса «На суде» (1914), мелодраматическая детективная история убийства, имела большой успех и была показана в 365 раз в Нью-Йорке. [5] Джордж М. Коэн предложил купить права за 30 000 долларов, но Райс отклонила это предложение в основном потому, что не верила, что Коэн может быть серьезным. Пьеса , написанная в соавторстве с другом Фрэнком Харрисом (не знаменитым биографом Оскара Уайльда ), предположительно была первой американской драмой, в которой использовался метод обратной хронологии, рассказывающий историю от ее завершения до ее отправной точки. Затем On Trial отправился в турне по Соединенным Штатам с тремя отдельными компаниями и продюсировался в Аргентине, Австрии, Канаде, Франции, Германии, Нидерландах, Венгрии, Ирландии, Японии, Мексике, Норвегии, Шотландии и Южной Африке. За свою первую сценическую работу автор в итоге заработал 100 000 долларов. [6] Ни одна из его более поздних пьес не принесла ему столько, сколько « На суде». Пьесу трижды экранизировали: в 1917, 1928 и 1939 годах.
Политические и социальные вопросы также привлекали внимание Райс в этот период. Первая мировая война и консерватизм Вудро Вильсона подтвердили его критику статус-кво. (Он твердо обратился в социализм еще в подростковом возрасте, сказал он, читая Джорджа Бернарда Шоу , Герберта Уэллса , Джона Голсуорси , Максима Горького , Фрэнка Норриса и Эптона Синклера . [7] В конце 1910-х годов он часто посещал Гринвич-Виллидж , тогда самую богемную часть Нью-Йорка, и подружился со многими социально сознательными писателями и активистами, включая афроамериканского поэта Джеймса Уэлдона Джонсона и иллюстратора Арта Янга . [8]
Карьера
[ редактировать ]
Написав еще четыре ничем не примечательные пьесы, Райс поразил публику в 1923 году своим следующим вкладом в театр — смелой экспрессионистской «Счетной машиной» , которую он написал за 17 дней. [9] Сатира на растущую регламентацию жизни в век машин . Пьеса рассказывает историю жизни, смерти и причудливой загробной жизни скучного бухгалтера мистера Зеро. Когда мистер Зеро, простой винтик в корпоративной машине, обнаруживает, что на работе его заменит арифмометр , он срывается и убивает своего босса. После суда и казни он вступает в следующую жизнь только для того, чтобы столкнуться с некоторыми из тех же проблем, и, как считается, от него минимальное применение на небесах, его отправляют обратно на Землю для переработки. Театральный критик Брукс Аткинсон назвал ее «самой оригинальной и блестящей пьесой, которую любой американец написал до того времени… самой жесткой и самой яркой пьесой о современном обществе [Бродвей когда-либо видел]». [10] Дороти Паркер и Александр Вулкотт были полны энтузиазма. Другие рецензенты гиперболически отзывались о нем как о писателе, который мог бы стать американским Ибсеном. [11] В спектакле, поставленном с большой изобретательностью Филипом Мёллером , дизайном Ли Симонсоном и продюсером Театральной гильдии , в главных ролях играли Дадли Диггес (актер) и Эдвард Г. Робинсон , тогда еще в начале своей актерской карьеры. [12] По иронии судьбы, автору оно вообще не принесло денег. (Адаптированный как новаторский мюзикл в 2007 году, «Счетная машина» успешно прошел за пределами Бродвея в 2008 году.)
Когда в следующем году Дороти Паркер работала над своей пьесой (основанной на рассказе коллеги- Алгонкинского Круглого стола члена Роберта Бенчли , его семейных проблемах и внебрачных искушениях, с которыми он боролся) и нуждалась в соавторе, она обратилась к Элмеру Райсу. , ныне признанный бродвейским «мальчиком-чудом» того времени. Это было гладкое сотрудничество, результатом которого стал короткий роман между Паркером и уже замужней Райс, начавшийся по настойчивому настоянию Райс. [13] Однако ход спектакля не прошел гладко; несмотря на хорошие отзывы, «Close Harmony» (1924) быстро закрылся и был забыт.
Райс была плодовитым и даже неутомимым писателем. Его пьесы в течение следующих пяти лет включали неизданные «Тротуары Нью-Йорка» (1925), «Виновен ли он?» (1927) и «Белый путь гея» (1928), а также две совместные работы: «Проснись, Джонатан» (1928) с Хэтчером Хьюзом, неизвестным сегодня драматургом, и «Кок Робин» (1929) с Филипом Барри, бродвейским именем, равным имени Райс. Ни одна из этих пьес не имела успеха. К тому времени Райс уже был театральным профессионалом: был открыт для сотрудничества и все больше интересовался продюсированием и постановкой собственных пьес. В 1930-х годах он даже купил бродвейский дом, знаменитый театр Беласко .

Второй хит Райса (после «Счетной машины» ) оказался его самым продолжительным литературным достижением. Первоначально озаглавленный «Пейзаж с фигурами, уличная сцена» (1929), позже ставший предметом оперы Курта Вайля , получил Пулитцеровскую премию в области драмы за реалистичную хронику жизни в трущобах. «Когда по нему случайно прогуливались пятьдесят персонажей, — писал Брукс Аткинсон, — это выглядело как импровизация... Взяв за основу фасад дома по адресу 25 West 65th Street, который Райс выбрала как типичный, высокая массивная обстановка уловила тон и человечество разлагающегося коричневого камня». [14] Сценарий был отклонен большинством прочитавших его продюсеров, а режиссер Джордж Кьюкор отказался от него как непригодного для постановки после второго дня репетиций. Райс сам взял на себя руководство и доказал, что оно в высшей степени достойно постановки, хотя и нетрадиционно по стилю повествования и дезориентирующему натурализму. Как и в «Счетной машине», отчасти привлекательность пьесы заключалась в разрыве с условностями сценического реализма. [15]
Среди пьес Райс 1930-х годов были «Левый берег» (1931), комедия, драматизирующая поверхностную попытку эмигранта сбежать от американского материализма в Париже, и «Советник по праву» (1931), энергичное произведение, рисовавшее реалистическую картину профессии юриста. для чего Райс была обучена. (Последнюю пьесу, вероятно, чаще возрождают в региональных театрах, чем любую другую пьесу Райс.) В это десятилетие он также написал два романа и провел прибыльный период в Голливуде, написав сценарии. Однако его время в Голливуде не обошлось без проблем, поскольку многие руководители студий считали его одним из «тех восточных красных». [16]
Вдохновленная депрессией антикапиталистическая пьеса « Мы, народ » (1933) была особенно близка сердцу Райс. В нем говорилось о «несчастьях типичного квалифицированного рабочего и его семьи, беспомощно охваченных волной национальных бедствий», как описал ее автор. Райс наняла актерский состав, настроенный активистами, и известного художника-постановщика Алин Бернштейн для создания пятнадцати различных декораций, которые требовались для амбициозной пьесы. Мы, народ, потерпели неудачу на фоне того, что Райс назвала «взволнованными» отзывами. [17] Поездка 1932 года в Советский Союз и Германию, где он услышал выступления Гитлера и Геббельса , дала материал для следующих пьес Райс. является Суд над поджогом Рейхстага элементом «Судного дня» (1934), а конфликтующие американские и советские идеологии составляют тему разговора « Между двумя мирами» (1934).

После провала этих пьес Райс вернулся на Бродвей в 1937 году, чтобы писать сценарии и руководить труппой драматургов , которую он помог основать вместе с Максвеллом Андерсоном, С. Н. Берманом, Сидни Ховардом и Робертом Э. Шервудом. Из его более поздних пьес наиболее успешной стала фэнтезийная « Девушка мечты» (1945), в которой чересчур изобретательная девушка встречает в реальности неожиданный роман. Последней пьесой Райс была «Ключ к страсти» (1958), современная психоаналитическая вариация темы «Гамлета», в которой Диана Виньярд сыграла персонажа, похожего на Гертруду. Выйдя на пенсию, Райс стал автором скандальной книги об американской драме «Живой театр» (1960) и подробной автобиографии «Особое мнение» (1964).
Райс был одним из наиболее политически откровенных драматургов своего времени и принимал активное участие в Американском союзе гражданских свобод , Лиге авторов, Гильдии драматургов Америки , где он был избран восьмым президентом в 1939 году, и ПЕН-клубе. первый директор нью-йоркского офиса Федерального театрального проекта , но подал в отставку в 1936 году в знак протеста против правительственной цензуры « Живой газеты », инсценировавшей вторжение Муссолини в Эфиопию. Являясь ярым защитником свободы слова, он покинул эту должность, «взрыв презрения» по поводу усилий администрации Рузвельта по контролю за художественным выражением. [18] (В 1932 году Райс неохотно поддержала кандидата от Коммунистической партии на президентских выборах, потому что нашла Гувера и Рузвельта одинаково неприятными альтернативами с недостаточным пониманием кризиса, с которым столкнулась страна. [19] хотя на последующих выборах он стал сторонником Рузвельта) Он также выступал против маккартизма в 1950-х годах.
В конце концов, Элмер Райс не верил, что добился успеха как писатель, в том смысле, в котором он хотел определить успех. [20] Ему нужно было зарабатывать на жизнь, и, высмеивая коммерциализацию нью-йоркской сцены, ему удалось заработать значительную сумму денег, но ценой своего более экспериментального видения. Реалистичная драма, которую он мог легко написать, противоречила новациям, которые его больше всего интриговали. «Счетная машина» и «Уличная сцена» были аномалиями и не принесли денег. Еще более радикальная затея, «Тротуары Нью-Йорка» 1925 года, представляла собой эпизодическую пьесу без слов, «в которой речь обозначается жестом, серией ситуаций, в которых в речи не было необходимости». [20] Театральная гильдия категорически отклонила сценарий; Бродвей никогда не был готов к тому уровню экспериментов, который вдохновлял Райса, реальности, которая была для него источником постоянного разочарования.
Личная жизнь
[ редактировать ]Райс был женат в 1915 году на Хейзел Леви и имел от нее двоих детей, Маргарет и Роберта. После развода в 1942 году он женился на актрисе Бетти Филд , от которой у него было трое детей: Джон, Джуди и Пол. Филд и Райс развелись в 1956 году.
Хотя Райс родился в семье рабочего и не интересовался искусством и был известен прежде всего своей привязанностью к театру и политике, он был страстно увлечен старыми мастерами и современным искусством. Его коллекция произведений искусства, медленно собиравшаяся на протяжении многих лет, включала работы Пикассо, Брака, Руо, Леже, Дерена, Клее и Модильяни. [21] Он регулярно посещал музеи Нью-Йорка и в своей автобиографии написал о своей первой поездке в Испанию и о сильном влиянии, которое оказал на него Веласкес, а также о том, как в Мексике он наслаждался работами Диего Риверы и мексиканских художников-монументалистов, художников, разделявших его политические взгляды. . [22] Он был близким другом японско-американского художника-модерниста Ясуо Куниёси . [23]
Элмер Райс много лет жил в лесном поместье в Стэмфорде, штат Коннектикут, до своей смерти в Саутгемптоне, Англия, в 1967 году от пневмонии после сердечного приступа. [24] В некрологах отмечалась долгая и уважаемая театральная карьера. Брукс Аткинсон описал Райса в своей истории Бродвея как «простого, довольно трезвого человека со сдержанным, непреклонным характером... Но когда на карту ставились социальные принципы, он был более рассудителен, чем большинство людей, и был тихо непобедим». ...Он был одним из самых выдающихся граждан Бродвея». [25]
Архив
[ редактировать ]Документы Элмера Райса были помещены в Центр Гарри Рэнсома при Техасском университете в Остине в 1968 году, через год после его смерти. Дополнения были сделаны членами семьи на протяжении многих лет. Коллекция насчитывает более 100 коробок и включает в себя контракты, корреспонденцию, черновики рукописей, блокноты, фотографии, заявления о гонорарах, сценарии, театральные программы и более семидесяти трех альбомов для вырезок. [26] В библиотечном отделе Центра Рэнсома имеется более 900 книг из личной библиотеки Райс, многие из которых подписаны или аннотированы лично Райс. [27]
Изображение в фильме
[ редактировать ]Райс сыграл актер Джон Фавро в фильме 1994 года « Миссис Паркер и порочный круг» .

Сценические постановки
[ редактировать ]- Бегство от Грейс с Фрэнком Харрисом (1913, неопубликовано)
- Седьмая заповедь с Фрэнком Харрисом (1913, неопубликовано)
- Уход чау-чау (1913, один акт, опубликован в 1925 году)
- На суде (1914) с Фрэнком Харрисом
- Железный крест (1917)
- Дом свободных (1918)
- Для защиты (1919)
- Это закон (1922)
- Счетная машина (1923)
- Дворняга (1924) по роману Германа Бара
- Близкая гармония (с Дороти Паркер , 1924)
- Тротуары Нью-Йорка (1925, неопубликовано в 1925 году, опубликовано в 1934 году как «Три пьесы без слов» )
- Виновен ли он? (1927)
- Просыпайтесь, Джонатан с Хэтчером Хьюзом (1928)
- Белый путь геев (1928)
- Петух Робин с Филипом Барри (1929)
- Уличная сцена (1929, также режиссер)
- Метро (1929)
- Посмотрите «Неаполь и умри» (1930, также режиссер)
- Левый берег (1931, также продюсер и режиссер)
- Адвокат (1931, также продюсер и режиссер)
- Дом в тупике: пьеса в трех действиях (1932)
- Мы, люди (1933, также продюсер и режиссер)
- Три пьесы без слов (1934, одно действие)
- Пейзаж с фигурами
- Русь в Урбе
- Экстерьер
- Дом свободных (1934, одно действие)
- Судный день (1934, также продюсер и режиссер)
- Две пьесы (1935)
- Между двумя мирами (также продюсер и режиссер)
- Не для детей
- Черная овца (1938, также продюсер и режиссер)
- Американский пейзаж (1938, также режиссер)
- Двое на острове (1940, также режиссер)
- Бегство на Запад (1940, также режиссер)
- Метод Талли (1941, также продюсер и режиссер)
- Новая жизнь (1944)
- Девушка мечты (1946, также режиссер)
- Гранд-тур (1952, также режиссер)
- Победитель (1954, также режиссер)
- Сигнал страсти (1959, также режиссер)
- Любовь среди руин (1963)
- Суд последней инстанции (1965)
Романы
[ редактировать ]- На суде (1915, новеллизация пьесы)
- Папа что-то ищет (неопубликовано, 1926 г.)
- Путешествие в Пурилию (1930), опубликованное в журнале New Yorker в 1929 году.
- Имперский город (1937)
- Шоу должно продолжаться (1949)
Научная литература
[ редактировать ]- «Драматург как режиссер», Theater Arts Monthly 13 (май 1929 г.): стр. 355–360.
- «Организованная благотворительность становится цензором», Nation 132 (10 июня 1931 г.), стр. 628–630.
- «Радости пессимизма», Forum 86 (июль 1931 г.), стр. 33–35.
- «Секс в современном театре», Harper's 164 (май 1932 г.), стр. 665–673.
- «Театральный альянс: совместный репертуарный проект», Theater Arts Monthly 19 (июнь 1935 г.), стр. 427–430.
- «Высшая свобода» (1949) (брошюра)
- «Конформизм в искусстве» (1953) (брошюра)
- «Развлечения в эпоху Маккарти», New Republic 176 (13 апреля 1953 г.), стр. 14–17.
- Живой театр (1959)
- Отчет меньшинства (1964)
- «Автор! Автор!» American Heritage 16 (апрель 1965 г.), стр. 46–49, 84–86.
Избранная фильмография (адаптации пьесы)
[ редактировать ]- 1917: Суд
- 1922: За оборону
- 1924: Это закон
- 1928: На суде
- 1930: О, моряк, веди себя
- 1931: Уличная сцена
- 1933: советник по праву.
- 1939: На суде
- 1948: Девушка мечты
- 1969: Счетная машина
Другое письмо
[ редактировать ]- 1921: Удвоение Ромео (сценарий)
- 1922: Аренда бесплатно (сценарий)
- 1942: Холидей Инн (адаптация)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биографическая информация для этой записи взята из автобиографии Дарема, Палмьери и Райс.
- ^ Райс, с. 26.
- ^ Райс, стр. 42, 62.
- ^ Райс, с. 82.
- ^ Пальмиери, стр. 34-35.
- ^ Райс, стр. 98-119. Райс удачно назвал эту главу своих мемуаров «Джекпот».
- ^ Райс, с. 137
- ^ Райс, стр. 158-160.
- ^ Дарем, стр. 32-54.
- ^ Аткинсон, с. 215.
- ^ Мэрион Мид, Дороти Паркер: Биография (Нью-Йорк: Виллард, 1987), стр. 123.
- ^ Аткинсон, с. 216.
- ^ Мид, стр. 124-125.
- ^ Аткинсон, с. 275.
- ^ Дарем, стр. 57-68.
- ^ Джозеф МакБрайд, Фрэнк Капра: Катастрофа успеха (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1992), стр. 237.
- ^ Райс, стр. 328-329.
- ^ Аткинсон, с. 274.
- ^ Райс, с. 326.
- ^ Перейти обратно: а б Райс, с. 236.
- ^ Райс, стр. 267, 337.
- ^ Райс, стр. 331-332.
- ^ Райс, с. 216.
- ^ «Элмер Райс, известный американский еврейский драматург, умер в Лондоне; ему было 74 года» . 10 мая 1967 года.
- ^ Аткинсон, стр. 274. 276.
- ^ «Элмер Райс: опись его бумаг в Центре выкупа Гарри» . norman.hrc.utexas.edu . Андерсон, Максвелл, 1888–1959 гг., Берман, С.Н. (Сэмюэл Натаниэль), 1893–1973 гг., Филд, Бетти, 1918–1973 гг., Ховард, Сидни Коу, 1891–1939 гг., Шервуд, Роберт Э. (Роберт Эммет) , 1896–1955 гг., Уортон, Джон Ф. Проверено 3 ноября 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Библиотеки Техасского университета / HRC» . каталог.lib.utexas.edu . Проверено 3 ноября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Аткинсон, Брукс. Бродвей. Нью-Йорк: Атенеум, 1970.
- Дарем, Фрэнк. Элмер Райс. Карбондейл, Иллинойс: Издательство Университета Южного Иллинойса, 1970.
- Хоган, Роберт. Независимость Элмера Райса. Нью-Йорк: Туэйн, 1965.
- Пальмиери, Энтони. Элмер Райс: видение Америки драматургом. Мэдисон, Нью-Джерси: Издательство Университета Фарли Дикинсона, 1980.
- Райс, Элмер. Отчет меньшинства. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1963.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Документы Элмера Райса в Центре выкупа Гарри
- Работы Элмера Райса в Project Gutenberg
- Работы Элмера Райса или о нем в Интернет-архиве
- Элмер Райс в базе данных Internet Broadway
- Элмер Райс в базе данных Internet Off-Broadway
- Элмер Райс на IMDb
- Элмер Райс на сайте Answers.com
- « Элмер Райс » в PAL: Перспективы американской литературы: исследовательское и справочное руководство
- 1892 рождения
- 1967 смертей
- Американские драматурги и драматурги XX века.
- Американские евреи 20-го века
- Смертность от пневмонии в Англии
- Драматурги и драматурги-экспрессионисты
- Сотрудники Федерального театрального проекта
- Американские драматурги и драматурги еврейского происхождения
- Модернистский театр
- Выпускники Нью-Йоркской юридической школы
- Пулитцеровская премия для лауреатов драматического искусства