Jump to content

История чистилища

Изображение огненного чистилища в Très Riches Heures du Duc de Berry.
Изображение неогненного чистилища (Гюстав Доре: иллюстрация к «Чистилищу» Данте, Песнь 24)

Идея чистилища уходит корнями в древность . Своего рода прото-чистилище, называемое «небесным Гадесом », появляется в трудах Платона и Гераклида Понтийского , а также многих других классических писателей. Эта концепция отличается от Аида подземного мира, описанного в произведениях Гомера и Гесиода . Напротив, небесный Аид понимался как промежуточное место, где души проводили неопределенное время после смерти, прежде чем либо перейти на более высокий уровень существования, либо перевоплотиться обратно на Землю. Его точное местоположение варьировалось от автора к автору: Гераклид Понтикуа думал, что оно находится в Млечном Пути ; академики стоики , ; , Цицерон , Вергилий , Плутарх и герметические писания помещали его между Луной и Землей или вокруг Луны в то время как Нумений и латинские неоплатоники считали, что он расположен между сферой неподвижных звезд и Землей. [ 1 ]

Возможно, под влиянием эллинистической мысли, промежуточное состояние вошло в еврейскую религиозную мысль в последние века до нашей эры. [ нужна ссылка ] [ 2 ] В Маккавеях встречается молитва за умерших с целью их загробного очищения. [ 3 ] практика, принятая некоторыми христианами . Эта же практика встречается и в других традициях, таких как средневековые китайские буддийские практики совершения подношений от имени умерших, которые, как говорят, переносят многочисленные испытания. [ 4 ] Помимо прочего, учение католической церкви о чистилище основано на иудейской практике. [ 5 ]

Описания и доктрины чистилища развивались на протяжении веков. [ 6 ] Католики , которые верят в чистилище, интерпретируют такие отрывки Нового Завета , как 2 Тимофею 1:18 , Матфея 12:32 , Луки 23:43 , 1 Коринфянам 3:11–3:15 и Евреям 12:29, как поддерживающие молитву за верующие души. быть живыми в активном промежуточном состоянии после смерти, подвергаясь очищающему пламени (что можно интерпретировать как аналогию или аллегорию), пока они не очистятся и не будут допущены на Небеса. [ 4 ] Ранние христиане не выработали последовательных и универсальных представлений о таком временном состоянии. [ 7 ] Некоторые современные предположения также включают Луки 16:19–16:26 как поддержку концепции чистилища, но на протяжении веков Церковь учила, что богач из притчи уже получил свой окончательный приговор . [ 8 ] [ нужны дальнейшие объяснения ] и сам текст относится к пропасти, которую невозможно преодолеть. [ 9 ] Постепенно христиане, особенно на Западе , [ 7 ] интересовался обстоятельствами промежуточного состояния между смертью и будущим воскресением . Христиане как на Востоке, так и на Западе молились за умерших в этом временном состоянии, хотя богословы на Востоке воздерживались определять его как физическое место с отдельным названием. [ 7 ] Августин Гиппопотам различал очищающий огонь, спасающий, и вечный поядающий огонь нераскаявшихся. [ 4 ] Григорий Великий установил связь между земным покаянием и очищением после смерти. День поминовения душ , установленный в X веке , обращал всеобщее внимание на состояние ушедших душ . [ 4 ]

В то время как идея Чистилища как физического места (подобного раю и аду ) стала богословским мнением среди некоторых римско-католических богословов, преподававших в конце 11 века ; концепция Чистилища как физической реальности никогда не была частью католической доктрины. [ 10 ] Средневековые богословы пришли к выводу, что чистилищное наказание состоит из материального, буквального огня. Западная формулировка чистилища оказалась камнем преткновения в Великом расколе между Востоком и Западом. [ нужна ссылка ] [ 11 ] Римско-католическая церковь верит, что живые верующие могут помочь душам завершить очищение от грехов, молясь за них и получая индульгенции . для них [ 12 ] как акт заступничества . [ 13 ] В позднем средневековье наблюдался рост значительных злоупотреблений, таких как неограниченная продажа индульгенций профессиональными «милующими». [ 13 ] послан для сбора пожертвований на такие проекты, как восстановление базилики Святого Петра в Риме . Эти нарушения были одним из факторов, которые привели к протестантской Реформации , причём большинство протестантских групп сегодня отвергают [ нужна ссылка ] идея чистилища противоречила доктрине «спасения только по благодати » ( Ефесянам 2:4–9 ). Лютера Канон Библии исключил второканонические книги . Современные католические богословы смягчили карательные аспекты чистилища и вместо этого подчеркивают готовность мертвых пройти временное очищение как подготовку к вечным радостям небес. [ 4 ]

Английский англиканский ученый Джон Генри Ньюман в книге, которую он написал до обращения в католицизм, утверждал, что суть учения о чистилище можно обнаружить в древней традиции и что основная последовательность таких верований свидетельствует о том, что христианство «первоначально было дано христианству». к нам с небес». [ 14 ]

Христианская античность

[ редактировать ]

Молитва за умерших

[ редактировать ]
Процессия в в катакомбах Святого Каллиста Риме. В катакомбах есть надписи, которые часто представляют собой молитвы за умерших. [ 15 ]

Молитвы за умерших были известны древней еврейской практике , и предполагалось, что христианство, возможно, заимствовало подобную практику из своего еврейского наследия. [ 16 ] В христианстве молитва за умерших засвидетельствована по крайней мере со II века. [ 17 ] Частично об этом свидетельствует надпись на гробнице Аберция, епископа Иераполя во Фригии (ок. 200 г.). [ 18 ] Совершение Евхаристии за умерших засвидетельствовано по крайней мере с III века. [ 19 ]

Очищение после смерти

[ редактировать ]

Конкретные примеры веры в очищение после смерти и общение живых с умершими через молитву можно найти у многих отцов Церкви . [ 20 ] Ириней ( ок . 130–202) упомянул обитель, где души умерших оставались до всемирного суда, процесса, который был описан как процесс, который «содержит концепцию... чистилища». [ 21 ] Ориген Александрийский ( ок . 185–254) развил взгляд на очищение после смерти; [ 22 ] Эта точка зрения опиралась на представление о том, что огонь — это божественный инструмент из Ветхого Завета , и понимала это в контексте учений Нового Завета, таких как крещение огнем из Евангелия и очистительное испытание после смерти из Св. Павла . [ 23 ] Ориген, выступая против сна души , утверждал, что души избранных немедленно попадают в рай, если они еще не очищены, и в этом случае они переходят в состояние наказания, карательного огня, который следует понимать как место очищения. [ 24 ] Для Оригена огонь был не материальной вещью и не метафорой, а «духовным огнем». [ 25 ] Ранний латинский автор Тертуллиан ( ок . 160–225) также сформулировал точку зрения на очищение после смерти. [ 26 ] В понимании загробного мира Тертуллиана души мучеников входили непосредственно в вечное блаженство, [ 27 ] тогда как остальные вошли в обычное царство мертвых. Там нечестивцы испытали предвкушение своих вечных наказаний, [ 27 ] в то время как добро переживало различные стадии и места блаженства, где «совершенно ясно обнаруживается идея своего рода чистилища…», идея, которая представляет точку зрения, широко распространенную в древности. [ 28 ] Более поздние примеры, в которых изложены дальнейшие разработки, включают святого Киприана (ум. 258), [ 29 ] Святитель Иоанн Златоуст ( ок . 347–407), [ 30 ] и святой Августин (354–430), [ 31 ] среди других.

Временное состояние

[ редактировать ]

Христианское представление о промежуточном состоянии души после смерти развивалось лишь постепенно. Отчасти это может быть связано с тем, что это не представляло особого интереса, пока христиане ожидали неминуемого конца света, как полагают многие ученые. [ нужна ссылка ] Восточная Церковь признала существование промежуточного состояния, но воздержалась от его определения, сохраняя в то же время веру в молитву за усопших, которая была постоянной чертой как восточных, так и западных литургий и которая непонятна без веры. во временном состоянии, в котором мертвым можно принести пользу. Христиане на Западе проявляли гораздо больший интерес к этому временному состоянию, чем христиане на Востоке: «Страсти святых Перпетуи и Блаженства» , а также случайные замечания святого Августина выражают их веру в то, что грехи можно очистить страданиями в загробной жизни и что этот процесс можно ускорить молитвой. [ 7 ]

В начале V века Августин говорил о боли, которую причиняет чистилищный огонь, как о более сильной, чем все, что человек может пережить в этой жизни. [ 32 ] А Григорий Великий сказал, что те, кто после этой жизни «искупят свои проступки чистилищным пламенем», и прибавляет, «что боль будет невыносимее, чем кто-либо может вынести в этой жизни». [ 33 ]

Раннее Средневековье

[ редактировать ]
Григорий Великий с голубем, садящимся на его плечо, пока понтифик пишет свои проповеди , древнюю традицию о святом. [ 34 ]

В раннем средневековье доктрина окончательного очищения приобрела отличительные черты на латиноязычном Западе – они отличались от развития на грекоязычном Востоке.

Григорий Великий

[ редактировать ]

Папы Григория Великого Диалоги : , написанные в конце VI века, свидетельствуют о развитии понимания загробной жизни, характерном для направления, которое будет принимать латинский христианский мир

Что касается некоторых меньших ошибок, мы должны верить, что перед Страшным Судом есть очищающий огонь. Кто есть истина, говорит, что всякий, кто произнесет хулу на Духа Святого, не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем . Из этого предложения мы понимаем, что одни преступления могут быть прощены в этом веке, а некоторые другие – в будущем. [ 35 ]

Видения чистилища

[ редактировать ]

Видений чистилища было много; Беда (умер в 735 г.) упомянул видение прекрасного рая и мрачного ада с прилегающими временными жилищами. [ 36 ] как и святой Бонифаций (умер в 754 г.). [ 37 ] В VII веке ирландский аббат Св. Фурса описал свое предвкушение загробной жизни, где, хотя его и защищали ангелы, его преследовали демоны, которые говорили: «Не подобает ему наслаждаться блаженной жизнью невредимым...», ибо каждое преступление, которое не очищено на земле, должно быть отомщено на небесах», и по возвращении он был охвачен клубящимся огнем, который грозил сжечь его, «ибо он распределяет каждого по заслугам... Ибо точно так же, как тело сгорает от незаконного желания, поэтому сгорит и душа, как законное, должное наказание за каждый грех». [ 38 ]

Другие влиятельные писатели

[ редактировать ]

Среди других, кто разъяснял чистилище, были Хаймо (умер в 853 г.), Рабан Мавр ( ок. 780–856) и Валафрид Страбон ( ок. 808–849). [ 39 ]

Высокое Средневековье

[ редактировать ]

Раскол между Востоком и Западом

[ редактировать ]

В 1054 году римский епископ и четыре грекоязычных патриарха Востока отлучили друг друга от церкви, что спровоцировало раскол между Востоком и Западом . Раскол расколол церковь на Восточную Православную и Римско-Католическую церкви. На Западе продолжало развиваться понимание очищения огнем в промежуточном состоянии.

День всех душ

[ редактировать ]

Восточная Православная Церковь отмечает несколько Дней поминовения усопших в году. [ 40 ] но на Западе отмечается только одно такое ежегодное празднование. Установление в конце X века этой памяти помогло сосредоточить народное воображение на судьбе усопших и укрепило чувство солидарности между живыми и мертвыми. Затем, в XII веке, развитие богословия покаяния помогло создать представление о чистилище как месте для завершения покаяния, незавершенного в этой жизни. [ 7 ]

Двенадцатый век

[ редактировать ]

К XII веку процесс очищения получил латинское название « purgatorium » от глагола purgare – «очищать». [ 41 ]

«Рождение чистилища»

[ редактировать ]

Медеевист Жак Ле Гофф определяет «рождение чистилища», то есть концепцию чистилища как физического места, а не просто как состояния, произошедшего между 1170 и 1200 годами. [ 42 ] Ле Гофф признал, что понятие очищения после смерти, без средневекового представления о физическом месте, существовало в древности, утверждая, в частности, что Ориген Александрийский вывел эту точку зрения из комбинации библейских учений, хотя он считал расплывчатыми концепции очищения и наказания. огонь до христианства. [ 43 ] Ле Гофф также считал, что Петр Лангобард (ум. 1160), разъясняя учения святого Августина и Григория Великого, внес значительный вклад в рождение чистилища в смысле физического места.

Хотя идея чистилища как процесса очищения, таким образом, восходит к раннему христианству, XII век был периодом расцвета средневековых повествований о путешествиях в потусторонний мир, таких как ирландское «Визио Тнугдали» , и рассказов паломников о Чистилище Святого Патрика , входе в пещеру. в чистилище на отдаленном острове в Ирландии. [ 44 ] Легенда о Чистилище Святого Патрика ( Tractatus de Purgatorio Sancti Patricii ), написанная в том веке Хью Солтри, также известным как Генрих Сотри, была «частью огромного, повторяющегося современного жанра литературы, из которого сегодня наиболее известен жанр Данте». ; [ 45 ] другой — Visio Tnugdali . Другие легенды локализовали вход в Чистилище в таких местах, как пещера на вулканической горе Этна на Сицилии. [ 46 ] Таким образом, идея чистилища как физического места получила широкое распространение на популярном уровне и также защищалась некоторыми богословами.

Фома Аквинский

[ редактировать ]

То, что было названо классической формулировкой доктрины чистилища, а именно средства, с помощью которых всякая непрощенная вина за простительные грехи искупается и нести наказание за любые грехи, приписывается Фоме Аквинскому. [ 7 ] хотя он прекратил работу над своей Summa Theologica, не дойдя до той части, в которой он имел дело с Чистиллищем, которое рассматривается в «Дополнении», добавленном после его смерти. По мнению Фомы Аквинского и других схоластов, умершие в чистилище находятся в мире, потому что они уверены в спасении, и им могут помочь молитвы верующих и особенно приношение Евхаристии , потому что они все еще являются частью Общения Святых . только те, кто находится в аду или подвешенном состоянии . из которого исключены [ 7 ]

Второй Лионский совет

[ редактировать ]

На Втором Лионском соборе в 1274 году католическая церковь впервые определила свое учение о чистилище в двух пунктах:

  1. некоторые души очищаются после смерти;
  2. такие души получают пользу от молитв и благочестивых обязанностей, которые выполняют для них живые.

Совет заявил:

[Если] они умирают, истинно раскаиваясь в милосердии, прежде чем они удовлетворились достойными плодами покаяния за (грехи), совершенные и опущенные, их души после смерти очищаются очистительными или очистительными наказаниями, как объяснил нам брат Иоанн. И для облегчения такого рода наказаний им полезны приношения живых верующих, а именно жертвоприношения Месс, молитвы, милостыня и другие обязанности благочестия, которые обычно совершаются верующими за других верующих согласно по уставу Церкви. [ 47 ]

Позднее Средневековье

[ редактировать ]

Благодаря теологии, литературе и индульгенциям чистилище стало центральным элементом религии позднего средневековья. [ 7 ] и стал ассоциироваться с индульгенциями и другими покаянными практиками, такими как пост. Это был еще один шаг в развитии этой доктрины.

Последующая история

[ редактировать ]

Латино-греческие отношения

[ редактировать ]
Василий Виссарион ( ок. 1403–1472 ), Константинопольский латинский патриарх.

Восточная Православная Церковь считает, что «существует состояние за пределами смерти, в котором верующие продолжают совершенствоваться и ведут к полному обожествлению». [ 48 ] Но в 15 веке на Флорентийском соборе власти Восточной Православной Церкви определили некоторые аспекты латинской идеи чистилища как точку зрения, по которой существовали принципиальные различия между греческой и латинской доктриной. [ 49 ] Восточные христиане особенно возражали против юридического разграничения между виной и наказанием. [ 7 ] и чтобы огонь чистилища был материальным. В постановлениях Собора, не содержавших упоминания об огне и без использования слова «чистилище» (« purgatorium »), говорилось только о «болезнях очищения» (« pœnis purgatoriis »), [ 50 ] были отвергнуты в то время восточными церквями, но легли в основу, на которой некоторые восточные общины позже были приняты в полное общение с Римом. [ 51 ] На самом Соборе греческий митрополит Виссарион выступил против существования настоящего очистительного огня. Осуществив полное общение между Католической Церковью и Украинской Греко-Католической Церковью посредством Брестской унии (1595 г.), они согласились: «Мы не будем спорить о чистилище, но вверимся учению Святой Церкви». [ 52 ] Более того, Тридентский собор при обсуждении чистилища поручил епископам не проповедовать по таким «трудным и тонким вопросам». [ 53 ]

Протестантская Реформация

[ редактировать ]

Во время протестантской Реформации некоторые протестантские богословы вернули библейский взгляд на спасение ( сотериологию ), исключающий чистилище. Это было результатом библейского понимания оправдания и освящения со стороны реформаторов. В католическом богословии человек становится праведным благодаря постепенному вливанию божественной благодати, принимаемой через веру и сопровождаемой добрыми делами; однако Мартин Лютер подчеркивал оправдание как «провозглашение человека праведным», когда Бог вменяет заслуги Христа тому, кто остается без присущих ему заслуг. [ 54 ] В этом процессе добрые дела, совершаемые с верой (т.е. через покаяние ), являются скорее несущественным побочным продуктом, который ничего не способствует собственному состоянию праведности; следовательно, в протестантском богословии «становление совершенным» стало пониматься как мгновенное действие Бога, а не процесс или путь очищения, продолжающийся в загробной жизни.

Джон Кальвин , неизвестный художник, Британская школа, надпись 1564 г.

Таким образом, протестантская сотериология развила точку зрения, согласно которой каждый из избранных (спасенных) переживал мгновенную прославление после смерти. Таким образом, не было особой причины молиться за умерших. Лютер написал в Вопросе № 211 своего расширенного Малого Катехизиса : «Мы должны молиться за себя и за всех других людей, даже за наших врагов, но не за души умерших». Лютер, после того как около 1530 года он перестал верить в чистилище, [ 55 ] открыто утверждал учение о сне души . [ 56 ] Чистилище стало рассматриваться как одно из «небиблейских развращений», вошедших в учение Церкви где-то после апостольской эпохи. Таким образом, в « Тридцати девяти статьях изданных англиканской церкви», во время английской Реформации, говорилось: «Римское учение о чистилище... — это забавная вещь, напрасно выдуманная и не основанная ни на каких гарантиях Священного Писания; а скорее противоречащая слову Бог» (статья 22). Точно так же Жан Кальвин , центральный богослов реформатского протестантизма , считал чистилище суеверием, написав в своих «Институтах» (5.10): «Учение о чистилище древнее, но опровергнутое более древним апостолом. Не подкрепленное ни древними авторами, ни Священным Писанием, ни прочными аргумент, внесенный обычаем и ревностью, не регламентированной должным образом словом Божьим… мы должны держаться слова Божия, которое отвергает эту фикцию». В целом, эта позиция остается показательной для протестантской веры и сегодня, за заметным исключением некоторых англо-католиков , таких как Гильдия Всех Душ , которые называют себя реформаторами и католиками (а конкретно не протестантами) и верят в чистилище.

В ответ на критику протестантской Реформации Тридентский собор подтвердил чистилище, как уже учил Второй Лионский собор, ограничившись концепциями очищения после смерти и эффективности молитв за умерших. [ 7 ] Оно просто подтверждало существование чистилища и огромную ценность молитвы за умерших, но строго предписывало проповедникам не выходить за рамки этого и не отвлекать, смущать и вводить верующих в заблуждение ненужными спекуляциями относительно природы и продолжительности чистилищных наказаний. [ 57 ] Таким образом, он запретил представление в качестве церковного учения сложных средневековых спекуляций, возникших вокруг концепции чистилища.

Англиканский апологет К.С. Льюис привел в качестве примера это предположение, которое он интерпретировал как то, что XXII» англиканской церкви в « Тридцати девяти статьях подразумевалось под «римским учением о чистилище». [ 58 ] изображение чистилища как временного ада с ужасными чертями, терзающими души. Этимология слова «чистилище», заметил он, указывает на очищение, а не просто на карательное наказание. Льюис заявил о своей личной вере в чистилище, процесс послесмертного очищения. [ 59 ]

Более поздние предположения включают идею, которую отстаивали святые Роберт Беллармин и Альфонс Лигуори, о молитвах душ в чистилище, [ 7 ] понятие, принятое не всеми богословами. Святой Франциск Сальский утверждал, что в упоминании в Филиппийцам 2:10 каждого колена, преклоняющегося перед именем Иисуса «на небе, на земле и под землей», «под землей» имеется в виду находящихся в чистилище. поскольку это не могло относиться к тем, кто находится в аду. [ 60 ] Фредерик Уильям Фабер сказал, что были частные откровения душ, которые «пребывают свое очищение в воздухе, или у своих могил, или возле алтарей, где находится Святое Причастие, или в комнатах тех, кто молится за них, или среди сцен». своего былого тщеславия и легкомыслия». [ 61 ] [ 62 ]

  1. ^ Адриан Михай, «Небесный Аид. История чистилища в древности» (Garnier: 2015), стр. 185-188
  2. ^ Фельдман, Луи (1986). «Сколько эллинизма в еврейской Палестине?» . Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 57 (1): 83–111. JSTOR   23507693 – через JSTOR.
  3. ^ см . 2-я Маккавейская 12:42–44.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Чистилище в Британской энциклопедии
  5. ^ Катехизис Католической Церкви , 1032 г.
  6. ^ Изабель Морейра, Небесная чистка (Oxford University Press, 2010), стр. 3-13
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN   978-0-19-280290-3 ), статья Чистилище
  8. ^ Св. Иоанн Златоуст, Hom 1 Кор.
  9. ^ Луки 16:26
  10. ^ Жак Ле Гофф, Рождение чистилища (University of Chicago Press, 1984)
  11. ^ де Сальвио, Альфонсо (март 1928 г.). «Инославие в чистилище Данте» . Публикации Американской ассоциации современного языка . 38 (1): 71–98. дои : 10.2307/457360 . JSTOR   457360 – через JSTOR.
  12. ^ CCC, 1479. Архивировано 6 марта 2013 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Перейти обратно: а б Кросс, Флорида, изд., Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005), статья о индульгенциях.
  14. ^ Джон Генри Ньюман, Очерк развития христианской доктрины , глава 2, раздел 3, параграф 2.
  15. ^ Каброль и Леклерк, Monumenta Ecclesiae Liturgica. Том I: Древние литургические реликвии (Париж, 1900-2), стр. ci-cvi, cxxxix.
  16. ^ Джордж Кросс, «Дифференциация римско-католических и греко-католических взглядов на будущую жизнь», в «Библейском мире » (1912), с. 106
  17. ^ Джеральд О'Коллинз и Марио Фарруджа, Католицизм: история католического христианства (Оксфорд: Oxford University Press, 2003) с. 36; Джордж Кросс, «Дифференциация римско-католических и греко-католических взглядов на будущую жизнь», в «Библейском мире » (1912), с. 106; ср. Пастор I, iii. 7, также Амвросий, De Excessu fratris Satyri 80
  18. ^ Джеральд О'Коллинз и Эдвард Г. Фарруджа, Краткий богословский словарь (Эдинбург: T&T Clark, 2000), с. 217
  19. ^ Джеральд О'Коллинз и Марио Фарруджа, Католицизм: история католического христианства (Оксфорд: Oxford University Press, 2003), с. 36; Джордж Кросс, «Дифференциация римско-католических и греко-католических взглядов на будущую жизнь», в «Библейском мире » (1912), с. 106
  20. ^ Джеральд О'Коллинз и Эдвард Г. Фарруджа, Краткий теологический словарь (Эдинбург: T&T Clark, 2000), стр. 27.
  21. ^ Христианская догматика, том. 2 (Филадельфия: Fortress Press, 1984), с. 503; ср. Ириней, Против ересей 5.31.2, в «Доникейских отцах» , ред. Александр Робертс и Джеймс Дональдсон (Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1979) 1:560 ср. 5.36.2/1:567; ср. Джордж Кросс, «Дифференциация римско-католических и греко-католических взглядов на будущую жизнь», в «Библейском мире » (1912), с. 107
  22. ^ Джеральд О'Коллинз и Эдвард Г. Фарруджа, Краткий теологический словарь (Эдинбург: T&T Clark, 2000), стр. 27; ср. Адольф Гарнак, История догмы, том. 2, пер. Нил Бьюкенен (Лондон, Уильямс и Норгейт, 1995), с. 337
  23. ^ Жак Ле Гофф, Рождение чистилища (University of Chicago Press, 1984), с. 53; ср. Левит 10:1–2 , Второзаконие 32:22 , 1 Коринфянам 3:10–15.
  24. ^ Адольф Харнак , История догмы, том. 2, пер. Нил Бьюкенен (Лондон: Уильямс и Норгейт, 1905), с. 377. читать онлайн .
  25. ^ Жак Ле Гофф, Рождение чистилища (University of Chicago Press, 1984), стр. 55-57.
  26. ^ Джеральд О'Коллинз и Эдвард Г. Фарруджа, Краткий богословский словарь (Эдинбург: T&T Clark, 2000), с. 27; ср. Адольф Гарнак, История догмы, том. 2, пер. Нил Бьюкенен (Лондон, Уильямс и Норгейт, 1995), с. 296 н. 1; Джордж Кросс, «Дифференциация римско-католических и греко-католических взглядов на будущую жизнь», в «Библейском мире » (1912); Тертуллиан Де Анима
  27. ^ Перейти обратно: а б А. Дж. Виссер, «Взгляд на древнюю христианскую эсхатологию с высоты птичьего полета», в Numen (1967), с. 13
  28. ^ Адольф Харнак , История догмы, том. 2, пер. Нил Бьюкенен (Лондон: Уильямс и Норгейт, 1905), с. 296 н. 1. читать онлайн ; ср. Жак Ле Гофф, Рождение чистилища (University of Chicago Press, 1984), стр. 58–59.
  29. ^ Киприан, Письма 51:20 ; Джеральд О'Коллинз и Эдвард Г. Фарруджа, Краткий богословский словарь (Эдинбург: T&T Clark, 2000), стр. 27
  30. ^ Иоанн Златоуст, Проповедь на Первое Коринфянам 41:5 ; Проповедь на Филиппийцам 3:9-10 ; Джеральд О'Коллинз и Эдвард Г. Фарруджа, Краткий богословский словарь (Эдинбург: T&T Clark, 2000), стр. 27
  31. ^ Августин, Проповеди 159:1, 172:2; Город Божий 21:13 ; Руководство по вере, надежде и милосердию 18:69, 29:109; Исповедь 2.27; Джеральд О'Коллинз и Марио Фарруджа, Католицизм: история католического христианства (Оксфорд: Oxford University Press, 2003), с. 36; Джеральд О'Коллинз и Эдвард Г. Фарруджа, Краткий богословский словарь (Эдинбург: T&T Clark, 2000), стр. 27
  32. ^ «Огонь будет более суровым, чем все, что человек может пережить в этой жизни» (PL, колонка 397), цитируется в Католической энциклопедии: Чистилище .
  33. ^ Пс. 3 поенит., н. 1, цитируется в Католической энциклопедии: Чистилище.
  34. ^ Вита Грегори , изд. Б. Колгрейв, глава 26 (см. также введение Колгрейва, стр. 51); Иоанн Диакон , Житие святителя Григория , IV, 70.
  35. ^ Григорий Великий, Диалоги 4, 39: PL 77, 396; ср. Матфея 12:31
  36. ^ Джордж Кросс, «Средневековое католическое учение о будущей жизни», в «Библейском мире » (1912), с. 192; ср. Беда, Historia Ecclesiastica 4.19
  37. ^ Джордж Кросс, «Средневековое католическое учение о будущей жизни», в «Библейском мире » (1912), с. 192; ср. Эпистула и Эдбургем 20
  38. ^ Браун, Расцвет западного христианского мира (Оксфорд: Блэквелл, 2003), с. 259; ср. Видение Фурсы 8.16, 16.5
  39. ^ Джордж Кросс, «Средневековое католическое учение о будущей жизни», в «Библейском мире » (1912), с. 192
  40. ^ Список см. в статье в Википедии .
  41. ^ См. К. С. Уоткинс, «Грех, покаяние и чистилище в англо-нормандском королевстве: свидетельства видений и историй о привидениях», в журнале Past and Present 175 (май 2002 г.), стр. 3–33.
  42. ^ Жак Ле Гофф, La naissance du purgatoire . (Библиотека истории) Париж: Галлимар, 1981; английский перевод доступен под названием «Рождение чистилища» , опубликованном издательством Чикагского университета (ссылка на английский имеется здесь).
  43. ^ Жак Ле Гофф, Рождение чистилища (University of Chicago Press, 1984), стр. 55-57.
  44. ^ Интернет-энциклопедия Британская энциклопедия
  45. Лох-Дерг: дух святого места. Архивировано 16 июля 2011 года в Wayback Machine ; ср. Видения потустороннего мира на среднеанглийском языке Роберта Истинга , с. 16; Легенда о «Чистилище Святого Патрика»: от Ирландии до Данте и дальше .
  46. ^ История церкви в средние века Ф. Дональда Логана.
  47. ^ Дензингер 856; оригинальный текст на латыни: «Что, если они истинно покаются...»
  48. ^ Тед А. Кэмпбелл, Христианские исповедания: историческое введение (Westminster John Knox Press, 1996). ISBN   0-664-25650-3 ), стр. 54.
  49. ^ Словарь восточного христианства Блэквелла (Оксфорд: Блэквелл, 1999), стр. 201; ср. Православный ответ на латинскую доктрину чистилища.
  50. ^ Дензингер, 1304 г.
  51. ^ Словарь восточного христианства Блэквелла (Оксфорд: Блэквелл, 1999), стр. 202
  52. ^ Брестская уния (1595 г.) Статья 5
  53. ^ Католическая энциклопедия (1913), статья о Чистилище ; ср. Тридентский собор, XXV сессия, «Чистилище»
  54. ^ Диармайд МакКаллох, Реформация: История (Нью-Йорк: Penguin Books, 2004), с. 119
  55. ^ Диармайд МакКаллох, Реформация: История (Нью-Йорк: Penguin Books, 2004), с. 580; ср. Козловский, Реформация мертвых, стр. 34-39.
  56. ^ Диармайд МакКаллох, Реформация: История (Нью-Йорк: Penguin Books, 2004), стр. 580-581; ср. Козловский, Преобразование мертвых с. 48
  57. ^ «Указ о чистилище (1563 г.)» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 28 октября 2007 г.
  58. ^ «Статьи религии» . Проверено 23 февраля 2015 г.
  59. ^ Льюис, CS (Клив Стейплс) (2002). Письма Малкольму: в основном о молитве . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 108. ИСБН  9780547541396 . Проверено 23 февраля 2015 г.
  60. ^ Франциск де Саль. « Учение о чистилище , глава VII» . Проверено 23 февраля 2015 г.
  61. ^ Фабер, Фредерик Уильям (1854). Все для Иисуса: или Легкие пути божественной любви (40-е американское изд.). Балтимор и Нью-Йорк: Джон Мерфи. п. 393 . Проверено 23 февраля 2015 г.
  62. ^ Мейнелл (составитель), Уилфрид (1914). Дух отца Фабера, лондонского апостола . Нью-Йорк, Цинциннати, Чикаго: Братья Бензигер. стр. 196–197 . Проверено 23 февраля 2015 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e29f29246dfdcbdf00b2b1411a5d8f4__1719416280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/f4/4e29f29246dfdcbdf00b2b1411a5d8f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of purgatory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)