Адаптивное бессознательное
Адаптивное бессознательное , впервые предложенное социальным психологом Дэниелом Вегнером в 2002 году, [1] описывается как совокупность психических процессов , которые способны влиять на суждения и принятие решений , но находятся вне досягаемости сознательного разума . Считается, что он является адаптивным, поскольку помогает поддерживать жизнь организма. [2] С архитектурной точки зрения адаптивное бессознательное считается недостижимым, поскольку оно похоронено в неизвестной части мозга. Этот тип мышления развился раньше, чем сознательный разум организма , позволяя разуму преобразовывать информацию и мыслить способами, способствующими выживанию . Его можно охарактеризовать как быструю оценку мира, которая интерпретирует информацию и решает, как действовать очень быстро и вне сознательного поля зрения. Адаптивное бессознательное активно участвует в повседневной деятельности, такой как изучение нового материала, обнаружение закономерностей и фильтрация информации. Оно также характеризуется бессознательным, непреднамеренным, неконтролируемым и эффективным действием, не требующим когнитивных инструментов. Отсутствие потребности в когнитивных инструментах не делает адаптивное бессознательное менее полезным, чем сознательное мышление, поскольку адаптивное бессознательное позволяет осуществлять такие процессы, как формирование памяти , физическое равновесие, [ нужны дальнейшие объяснения ] язык, обучение, а также некоторые эмоциональные и личностные процессы, которые включают в себя суждение, принятие решений, формирование впечатления , оценки и достижение целей. Несмотря на свою полезность, серия процессов адаптивного бессознательного не всегда приводит к точным и правильным решениям организма. На адаптивное бессознательное влияют такие вещи, как эмоциональные реакции, оценки и опыт, и поэтому оно склонно к стереотипам и схемам , которые могут привести к неточности в принятии решений. Однако адаптивное сознание помогает при принятии решений устранить когнитивные предубеждения, такие как предрассудки, из-за отсутствия когнитивных инструментов.
Обзор
[ редактировать ]Адаптивное бессознательное определяется как отличное от сознательной обработки информации во многих отношениях. Это быстрее, проще, более сосредоточено на настоящем и менее гибко. [3] Считается, что он адаптивный, поскольку помогает нам выжить. [2] Обработка информации без нашего ведома, а затем передача всего, что нам нужно знать, в наш сознательный мозг.
В других теориях разума бессознательное ограничивается деятельностью «низкого уровня», такой как достижение целей, которые были решены сознательно. Напротив, сейчас считается, что адаптивное бессознательное также участвует в познании «высокого уровня», таком как постановка целей.
На теорию адаптивного бессознательного повлияли некоторые взгляды Зигмунда Фрейда и Карла Юнга на бессознательное. По мнению Фрейда, в подсознании хранится много психического контента, который необходимо подавлять; однако термин «адаптивное бессознательное» отражает идею о том, что многое из того, что делает бессознательное, на самом деле полезно для организма, что более соответствует мысли Юнга. Например, различные процессы в нем были оптимизированы в ходе эволюции , чтобы быстро оценивать закономерности окружающей среды организма и реагировать на них. [4]
Интуиция
[ редактировать ]Малкольм Гладуэлл описал интуицию не как эмоциональную реакцию, а как очень быстрое мышление. [5] Он сказал, что если человек поймет, что его вот-вот собьет грузовик, у него не будет времени продумать все варианты, и чтобы выжить, ему придется полагаться на такой аппарат принятия решений, который способен принимать решения. очень быстрые суждения, основанные на небольшом количестве информации. [6] Гладуэлл также привел еще один пример: курос , приобретенный музеем Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе . Группа учёных поручилась за его подлинность, но некоторые историки, такие как Томас Ховинг , сразу же поняли обратное: они почувствовали «интуитивное отвращение» к этому произведению, которое в конечном итоге оказалось подделкой. [7]
Интуиция возникает в результате подключения к адаптивному бессознательному. Адаптивное бессознательное — это та пограничная зона между снами и реальностью, которую можно назвать взаимообменом переживаний, воспоминаний и снов. Работа в адаптивном бессознательном включает в себя просмотр ряда чувственных впечатлений , сравнение ситуации и использование прошлого опыта для растворения сенсорных границ, что затем приводит к интуиции. Существует также исследование, в котором интуиция объясняется тем, как наш мозг хранит, обрабатывает и использует информацию нашего подсознания. [8] Оно становится полезным, когда рассуждения и рациональность не дают быстрого ответа. [8]
Иллюзия самоанализа
[ редактировать ]Дебаты о существовании интроспекции начались в конце 19 века с экспериментов, включавших помещение людей в контексты различных стимулов, после чего они думали о своих мыслях и чувствах. С тех пор подобные эксперименты продолжались, и все они основывались на том, что участников просили подумать о том, что они чувствуют и о своих мыслях. Однако эти исследовательские усилия были затруднены тем фактом, что в настоящее время невозможно узнать, действительно ли они получают доступ к своему подсознанию, когда делают это, или информация просто исходит из их сознательного разума. [2] Этот фундаментальный недостаток делает эксперименты в этой области менее надежными в создании дебатов по поводу самоанализа.
Более поздние исследования показывают, что многие из наших предпочтений, отношений и идей исходят из адаптивного бессознательного. Однако сами испытуемые этого не осознают и «не осознают своей неосознанности». [9] Люди ошибочно полагают, что обладают прямым пониманием происхождения своих психических состояний. Субъект, скорее всего, даст объяснения своему поведению (т.е. своим предпочтениям, отношениям и идеям), но субъект склонен ошибаться в этом «понимании». Ложные объяснения собственного поведения – это то, что психологи называют иллюзией интроспекции .
В некоторых экспериментах испытуемые дают объяснения, которые представляют собой сфабрикованные, искаженные или неверно истолкованные воспоминания, а не ложь – явление, называемое конфабуляция . Это предполагает, что интроспекция представляет собой косвенный и ненадежный процесс умозаключения . [10] Утверждалось, что эта «иллюзия самоанализа» лежит в основе ряда воспринимаемых различий между собой и другими людьми, поскольку люди доверяют этому ненадежному самоанализу при формировании отношения к себе, но не к другим. [11] [12] [13]
Однако эта теория пределов интроспекции была весьма противоречивой, и было трудно однозначно проверить, сколько информации люди получают от интроспекции. [14] Трудности в понимании интроспективного метода привели к отсутствию теоретического развития разума и большему переходу к бихевиоризму. Трудности с поиском метода, который работал бы (т.е. без самоотчета пациента), означают, что до когнитивной революции в этой области исследований была остановка. В связи с этим возросла потребность в понимании бессознательного. Психологи начали сосредотачиваться на ограничениях сознательного разума и большем количестве стимулов и экспериментах, ориентированных на парадигму обучения для бессознательного. [2] Это помогает понять ограничения самоанализа или его отсутствие, как утверждают некоторые.
Неявно-явные отношения
[ редактировать ]Теория интроспекции весьма противоречива. Это связано с исследованиями, показывающими несоответствия между нашими интроспективными отчетами и факторами, влияющими на наши стимулы. Эта проблема привела к новому способу изучения интроспективного доступа с использованием адаптивного бессознательного. Это делается путем рассмотрения неявно-явных отношений, в частности, различий между ними. Явные процессы задействуют когнитивные ресурсы и выполняются осознанно. С другой стороны, неявные процессы требуют хотя бы одного из следующих условий: отсутствие намерения; отсутствие управления; снижение осведомленности о том, откуда пришли ответы; и, наконец, высокая эффективность обработки. Это показывает различия, возникающие между двумя процессами, и разногласия вокруг различий, поскольку их нельзя связать с чем-то одним конкретным. [15] Утверждается, что эти различия между неявными и явными факторами можно использовать в качестве доказательства существования самоанализа. [16] Если неявные процессы становятся слабее явных, это может привести к большим различиям между ними. Это приводит к последствиям для будущей обработки информации и благополучия человека. Однако, если это происходит в правильных условиях, это может позволить неявным выводам обработки проникнуть в сознание. Это приводит к небольшому пониманию адаптивного бессознательного, что позволяет нам лучше его понять. [17]
Можно утверждать, что этот аргумент о независимости существования интроспекции, основанный на неявно-явных отношениях, на самом деле может быть более условным, чем первоначально предполагалось. Эта точка зрения совпадает с идеей о том, что доступ к нашему бессознательному зависит от конкуренции между процессами и окружающими их контекстами. Эти контексты обеспечивают связь наших стимулов с определенными аспектами общества. Например, если вы получаете удовольствие от бега, то при выполнении ваших когнитивных процессов, неявных или явных, вы подсознательно скажете, что вы чувствуете радость, хотя вы даже не осознаете, что это происходит. Затем это можно было бы перевести в сознание. [17]
Адаптивное бессознательное против сознательного мышления
[ редактировать ]Раньше многие думали, что большая часть нашего поведения, мыслей и чувств исходит из нашего сознательного мозга. Однако по мере того, как наше понимание расширяется, становится очевидным, что наше адаптивное бессознательное делает гораздо больше, чем мы первоначально думали. Когда-то мы думали, что постановка целей и саморефлексия происходят сознательно, но теперь мы осознаем все это в своем бессознательном состоянии. Однако для того, чтобы мы могли продолжать эффективно функционировать, нашему подсознанию и сознанию приходится работать вместе. Нам необходимо лучше понять двойную систему, которую использует наш мозг между нашим адаптивным бессознательным и нашим сознательным разумом. Сначала анализ информации, отношений и чувств происходит в бессознательном уме, который затем вносит свой вклад и создает наши сознательные версии этого. [2] Спор больше не о том, существует ли адаптивное бессознательное, а о том, что важнее в нашем повседневном принятии решений? Адаптивное бессознательное или сознательный разум. Кто-то скажет, что становится все более и более очевидным, что наше бессознательное кажется гораздо более важным, чем мы первоначально думали, особенно по сравнению с нашим сознательным мозгом. Низкоуровневая обработка данных, которую мы раньше считали нашим адаптивным бессознательным и теперь осознаем, может на самом деле быть работой нашего сознательного разума. [18] Наше адаптивное бессознательное на самом деле может быть электростанцией нашего мозга, принимающей важные решения и хранящей важную информацию. Все это происходит без нашего ведома.
См. также
[ редактировать ]- Когнитивный модуль
- Истощение эго
- Подсознание
- Подсознание
- Нейронаука свободной воли
- Мигание: сила мысли без размышлений
- Интуиция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вегнер, Дэниел В. (2002). Иллюзия сознательной воли . МТИ Пресс.
- ^ Jump up to: а б с д и Уилсон, Тимоти (2003). «Знать, когда спрашивать: самоанализ и адаптивное бессознательное». Журнал исследований сознания . 10 : 131–140.
- ^ Уилсон, Тимоти Д. (2002). Чужие для себя: открытие адаптивного бессознательного . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. стр. 52 . ISBN 978-0674013827 . OCLC 433555287 .
- ^ Уилсон, Тимоти Д. (2003). «Знать, когда спрашивать: самоанализ и адаптивное бессознательное». Энтони Джек, Андреас Ропсторф (ред.). Доверять субъекту?: использование интроспективных данных в когнитивной науке . Выходные данные Академик. стр. 131–140. ISBN 978-0-907845-56-0 .
- ^ Пийрто, Джейн (2011). Креативность для навыков 21 века . Роттердам: Издательство Sense. п. 100. ИСБН 9789460914621 .
- ^ Гладуэлл, Малькольм (3 апреля 2007 г.). Блинк: Сила мышления без размышлений . Маленький, Браун. ISBN 9780316005043 .
- ^ Хаффингтон, Арианна (2015). Процветание: третий показатель для нового определения успеха и создания жизни, полной благополучия, мудрости и чудес . Нью-Йорк: Книги Гармонии. п. 133. ИСБН 9780804140867 .
- ^ Jump up to: а б Самье, Анри (2018). Интуиция, Креативность, Инновации . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc., с. 9. ISBN 9781786302915 .
- ^ Уилсон, Тимоти Д.; Йоав Бар-Анан (22 августа 2008 г.). «Невидимый разум». Наука . 321 (5892): 1046–1047. дои : 10.1126/science.1163029 . ПМИД 18719269 .
- ^ Нисбетт, Ричард Э.; Тимоти Д. Уилсон (1977). «Рассказывая больше, чем мы можем знать: устные отчеты о психических процессах» (PDF) . Психологический обзор . 84 (3): 231–259. дои : 10.1037/0033-295x.84.3.231 . hdl : 2027.42/92167 . , перепечатано в Дэвид Льюис Хэмилтон, изд. (2005). Социальное познание: ключевые чтения . Психология Пресс. ISBN 978-0-86377-591-8 .
- ^ Пронин, Эмили; Мэтью Б. Куглер (июль 2007 г.). «Оценка мыслей, игнорирование поведения: иллюзия самоанализа как источник слепого пятна предвзятости». Журнал экспериментальной социальной психологии . 43 (4): 565–578. дои : 10.1016/j.jesp.2006.05.011 . ISSN 0022-1031 .
- ^ Пронин, Эмили (январь 2007 г.). «Восприятие и неправильное восприятие предвзятости в человеческих суждениях». Тенденции в когнитивных науках . 11 (1): 37–43. дои : 10.1016/j.tics.2006.11.001 . ISSN 1364-6613 . ПМИД 17129749 .
- ^ Пронин, Эмили; Джона Бергер; Сара Молуки (2007). «Один в толпе овец: асимметричное восприятие конформизма и его корни в иллюзии самоанализа» . Журнал личности и социальной психологии . 92 (4): 585–595. дои : 10.1037/0022-3514.92.4.585 . ISSN 0022-3514 . ПМИД 17469946 .
- ^ Уайт, Питер А. (1988). «Зная больше о том, что мы можем сказать: «интроспективный доступ» и точность причинно-следственных связей 10 лет спустя». Британский журнал психологии . 79 (1): 13–45. дои : 10.1111/j.2044-8295.1988.tb02271.x .
- ^ Носек, Brain.A (2007). «Неявно-явные отношения». Современные направления психологической науки . 16 (2): 65–69. дои : 10.1111/j.1467-8721.2007.00477.x .
- ^ Гринвальд, Энтони Дж.; Банаджи, Махзарин Р. (1995). «Неявное социальное познание: установки, самооценка и стереотипы» (PDF) . Психологический обзор . 102 (1): 4–27. дои : 10.1037/0033-295X.102.1.4 . ПМИД 7878162 .
- ^ Jump up to: а б Хофманн, Вильгельм (2010). «Сознание, интроспекция и адаптивное бессознательное». Справочник по неявному социальному познанию: теория измерения и приложения : 197–215.
- ^ Барг, Джон (1999). «Невыносимая автоматичность бытия». Американский психолог . 54 (7): 462–479. дои : 10.1037/0003-066X.54.7.462 .
Источники
[ редактировать ]- Уилсон, Тимоти Д. (2002). Незнакомцы для себя: открытие адаптивного бессознательного . Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01382-7 .
- Барг, Джон А.; Эсекьель Морселла (2008). «Бессознательный разум» . Перспективы психологической науки . 3 (1): 73–79. дои : 10.1111/j.1745-6916.2008.00064.x . ПМК 2440575 . ПМИД 18584056 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уилсон, Тимоти Д. (2002). Незнакомцы для себя: открытие адаптивного бессознательного . Белнап Пресс. ISBN 0-674-00936-3 , ISBN 978-0-674-00936-3
- Гладуэлл, Малькольм (2005). Блинк: Сила мышления без размышлений . Книги Бэк-Бэй. ISBN 0-316-01066-9
- Уилсон, Тимоти Д.; Элизабет В. Данн (2004). «Самопознание: его пределы, ценность и потенциал для улучшения». Ежегодный обзор психологии . 55 : 493–518. doi : 10.1146/annurev.psych.55.090902.141954 . ПМИД 14744224 .
- Харрис, Кейт С. (2003). «Рецензия на книгу «Незнакомцы для себя: открытие адаптивного бессознательного», Тимоти Уилсон» . Обзор человеческой природы . 3 : 488–490. ISSN 1476-1084 . Проверено 5 июля 2009 г.
- Гладуэлл, Малкольм (20 сентября 2004 г.). «Личность Плюс» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 31 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Адаптивное бессознательное: комментарий к «Морганию» Малкольма Гладуэлла» , блог Джен Бенсон.