Jump to content

Люди Тилламука

(Перенаправлено с Тилламук (племя) )
Нехалем (Тилламук)
Общая численность населения
50 (1990) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
США ( Орегон )
Языки
Английский , ранее Тилламук
Религия
традиционные верования
Родственные этнические группы
Силец

Тилламук входящее индейское племя из прибрежного штата Орегон, в языковую группу салиш . Название «Тилламук» - это термин на языке чавычи, означающий «жители [деревни] Некелим (или Нехалем)». [ 1 ] иногда его называют термином прибрежного Салиша , что означает «Земля многих вод». Племя Тилламук состоит из нескольких подразделений и диалектов, в том числе (с юга на север):

  • Силец / Начикольчо : (произносится как SIGH-lets): их название «Силец» происходит от названия реки Силец и залива Силец , на котором они жили; их собственное имя дается как Се-ла-геес («[Люди на] кривой реке»), их название реки Силец дается как Ншлах / Ншлац («кривая река») или Начикалцу («тихая река»). "), поэтому их племенное название дано как Ншлатс'стиват ("Люди Кривой реки") или Начикалцустиват ("Люди тихой реки").
  • Река Лосось/Начесне/Начесна : их название происходит от реки Лосось , на которой они жили, и река, и люди были известны как Начесне/Начесна .
  • Нестукка/Настукко/Нестугга : они жили на Литтл и реках Нестукка и в заливе Нестукка ; их собственное имя было Стагауш , что означает «Люди Саги», а «Нестукка / Нестугга» - это топоним, означающий «Люди Не-стагуаша, то есть Нестукка». (Идентификатор топонима на этом салишском языке — «Не-» или «На-», что означает землю или место….)
  • Залив Тилламук : их название происходит от залива Тилламук и устьев рек Килчис, Уилсон, Траск, Майами и Тилламук, которые сходятся в заливе, и
  • Нехалем : на реке Нехалем.

По оценкам, в начале 18 века в Тилламуке проживало 2200 человек, а в 19 веке население Тилламука потерялось из-за инфекционных заболеваний и убийств, совершенных американцами европейского происхождения. В 1849 году их численность оценивалась в 200 членов. В 1856 году они были вынуждены жить в Силецкой резервации вместе со многими другими племенами и группами, причем территория южных групп (нестукка, народы реки Лосось и реки Силец) находилась в основном в границах силецкой резервации 1855 года. В 1898 году северный Тилламук (Нехалем и залив Тилламук) и Клатсоп (Tlatsop / łät'cαp) (что означает «место сушеного лосося», племя , говорящее на нижнем чавычи, примыкало к своей территории на севере и говорило на нехалемском диалекте). (что отражает смешанные браки с северными тилламуками), были первыми племенами, которые предъявили иск правительству Соединенных Штатов о компенсации за право аборигенов на землю, отнятую у них без ратифицированного договора или компенсации. В 1907 году им заплатили компенсацию. Их потомки теперь считаются частью Конфедеративных племен Силец . Остальные нехалемы являются частью непризнанных Конфедеративных племен Клатсоп Нехалем. [ 2 ]

Народ Тилламук традиционно жил на территории от мыса Тилламук на севере до мыса Фоулвезер и до вершины гор Прибрежного хребта. Коренные американцы прибрежного штата Орегон, архивированные 17 февраля 2006 г. в Wayback Machine, подсчитали, что в начале 19 века население составляло около 2200 человек, на основе письменных исторических отчетов.

Первая задокументированная встреча европейцев с «Тилламуком» произошла в 1788 году Робертом Хасуэллом , вторым помощником капитана на Роберта Грея корабле . Вторая встреча произошла в конце 1805 года с американской экспедицией Льюиса и Кларка , которая зимовала в форте Клэтсоп . Они достигли Тихоокеанского побережья, исследуя пределы недавно приобретенной покупки Луизианы для президента Томаса Джефферсона .

Кит был выброшен на берег недалеко от Некоста (на территории нынешнего государственного парка Экола ), и Тилламук быстро очистил его от мяса, сохранив мясо/жир в качестве еды и масло для переработки для дальнейшего использования. Услышав об этом, Льюис и Кларк попытались обменять жир на жир. Они получили 300 фунтов и немного нефти в обмен на товары. [ 3 ] Льюис и Кларк описали деревню с населением около 1000 человек, живущих примерно в 50 домах. [ 4 ] общая численность населения оценивается примерно в 2200 человек. По данным экспедиции, основным источником пищи Тилламука был лосось . Люди ловили лосося во время ежегодного лососевого хода с апреля по октябрь, когда лосось поднимался вверх по течению пресноводных рек из океана на нерест. Тилламуки ели немного свежей и перерабатывали большую часть рыбы, чтобы использовать ее в течение всего года, сохраняя ее путем сушки и измельчения в порошок.

В 1824 и 1829 годах в этом племени наблюдалась высокая смертность от оспы эпидемий ; это была для них новая инфекционная болезнь , занесенная при контакте с европейскими народами, среди которых она носила эндемичный характер . Коренные американцы пострадали, потому что у них не было приобретенного иммунитета . Прибытие поселенцев Орегонской тропы в 1841 году и возникшие в результате конфликты из-за земли и ресурсов привели к дальнейшим потерям населения. По оценкам Уилкса, к 1845 году осталось 400 тилламук. [ 5 ] По оценкам Лейна, в 1849 году в живых осталось 200 представителей племени.

В начале-середине 19 века вождь Килчис был лидером народа Тилламук. Килчис, возможно, был потомком одного из выживших с испанского манильского галеона, потерпевшего крушение возле горы Неакахни и устья реки Нехалем . Вероятно « , это был корабль Санто-Кристо де Бургос» , затонувший в 1693 году во время плавания с Филиппин в Мексику. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Уоррен Вон, один из первых белых поселенцев в Тилламуке, знал Килчиса и полагал, что он был потомком одного из выживших после крушения, и сказал, что сам Килчис заявлял о своем происхождении. [ 9 ] [ 8 ]

В 1856 году федеральное правительство вынудило тилламук и более 20 других оставшихся племен переселиться в резервацию Силец . Дополнительные оценки численности населения невозможны, поскольку племена вступили в брак и больше не учитываются отдельно. В 1898 году тилламук стал первым племенем, подавшим в суд на правительство США о компенсации за отнятые ими земли вместе с клатсопом . В 1907 году они вместе с двумя другими племенами получили 23 500 долларов.

Тилламук первоначально говорил на тилламукском языке , который является салишанским , но постепенно стали все чаще использовать английский язык. Последний человек, свободно говоривший на тилламукском языке, умер в 1970 году, в результате чего язык умер. [ 10 ] Между 1965 и 1972 годами, стремясь возродить язык, группа исследователей из Гавайского университета взяла интервью у немногих оставшихся тилламук и создала 120-страничный словарь. [ 11 ]

Антрополог начала 20-го века Франц Боас писал: «Индейцы Тилламук — самая южная ветвь побережья Салиш. Они живут на побережье Тихого океана и отделены от своих более северных сородичей племенами, говорящими на чинукских языках. Их язык — говорили на двух диалектах: силецком и собственно тилламукском. Впервые он был описан и классифицирован Горацио Хейлом в «Публикациях экспедиции Уилкса». [ 12 ]

Название Тилламук произошло от упоминаний о них чавычи, относящихся к месту их поселения. Это означало народ Некелима (произносится как Не-елим). Последнее название означает место Элим или, на диалекте Катламет , место Келим. Этот диалект отличался от северных диалектов своеобразной фонетикой. Боас отметил, что культура Тилламука, по-видимому, весьма значительно отличалась от культуры северного побережья Салиш и, очевидно, находилась под влиянием культуры племен северной Калифорнии. [ 12 ]

Культура

[ редактировать ]

Согласно работам Франца Боаса , культура племени Тилламук значительно отличалась от культуры их соседей-салишов, находившихся, очевидно, под влиянием племен северной Калифорнии. [ 13 ]

Тилламуки были искусными плетителями корзин. [ 14 ] и имел подробную мифологию со ссылками на существующие события; «История о громовой птице и ките» Например, отражает сильное землетрясение в этом регионе в 1700 году. Тилламук разделил свою мифологию на три категории; самой ранней была Эпоха Мифов, за которой последовала Эпоха Трансформации, когда «Южный Ветер» изменил землю. Третья эпоха - это «период истинных событий», или событий, произошедших в том, что Тилламук считал недавней историей. Несмотря на это, истории третьего возраста считались такими же мифами, как и истории первого или второго возраста.

Тилламук исполняли гендерные роли разными способами. В младенчестве детей называли на церемонии прокалывания ушей, когда мальчикам прокалывали носовые перегородки. Если у младенца были старшие братья и сестры, им приходилось держаться подальше как минимум неделю, опасаясь, что их присутствие опухнет ухо младенца и приведет к его смерти. [ 15 ] В детстве мальчиков и девочек редко наказывали. человека Особое внимание уделялось определенным видам деятельности в зависимости от пола . Первая добыча еды мальчиком и первая собранная еда девочки предназначались для пожилых людей. В начале полового созревания девочек изолировали и подвергали ряду ритуальных действий и пищевых табу. Одним из таких ритуалов было всенощное бдение духов-хранителей в лесу, во время которого девушка неоднократно купалась в холодном ручье, пытаясь обрести духов-хранителей. Для мальчиков важными стали пост и квесты духов-хранителей, включающие купание. Сила мальчика и его взрослая деятельность приравнивались к духу, который он приобрел в ходе поисков. Мальчики и девочки активировали духовные силы, полученные от своего опекуна только в среднем возрасте. [ 16 ] Взрослые тилламук еще больше отличились модой: представители обоих полов красили центральную часть волос в красный цвет, но мужчины носили волосы в одну косу, а женщины - в две косы. Мужчины и женщины также имели татуировки и носили подвески в ушах по своему усмотрению. [ 17 ]

Браки среди тилламук заключались с обменом услугами между двумя семьями в соответствии с их статусом. Первоначальное место жительства было в деревне родителей жениха. Если бы мужчины приобретали высокий статус, они могли бы искать более одной жены. Незаконные рождения были обычным результатом бракосочетания по расчету и приводили к большому количеству детоубийств . [ 16 ]

Некоторые люди некелим зачислены либо в признанные на федеральном уровне Конфедеративные племена индейцев силец штата Орегон , либо в Конфедеративные племена сообщества Гранд Ронд штата Орегон . [ 18 ] Остальные нехалемы являются частью непризнанных Конфедеративных племен Клатсоп Нехалем. Археологический объект Болд-Пойнт сохраняет некоторые аспекты культуры Тилламука. Город Тилламук и округ Тилламук в Орегоне названы в честь племени.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Барри М. Притцкер, Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000; стр. 207.
  2. ^ Тилламук - Английский онлайн-словарь
  3. ^ Льюис и Кларк. Коренные американцы. Индейцы Тилламук | ПБС
  4. ^ National Geographic: Льюис и Кларк - Племена - Индейцы Тилламук
  5. ^ Тилламук [узурпировал]
  6. ^ «Предыдущие выпуски: лето 2018 г. «Манильский галеон Орегона» » . Историческое общество Орегона . Проверено 23 октября 2019 г.
  7. ^ Ла Фоллет, Кэмерон; Деур, Дуглас; Гриффин, Деннис; Уильямс, Скотт С. (июль 2018 г.). «Манильский галеон Орегона». Исторический ежеквартальный журнал Орегона . 119 (2). Историческое общество Орегона : 150–159. дои : 10.5403/oregonhistq.119.2.0150 .
  8. ^ Jump up to: а б Ла Фоллет, Кэмерон; Деур, Дуглас (июль 2018 г.). «Взгляды на Тихий океан: торговля галеонами и ее следы в Орегоне» . Исторический ежеквартальный журнал Орегона . 119 (2). Историческое общество Орегона : 160–191. дои : 10.5403/oregonhistq.119.2.0160 . Проверено 23 октября 2019 г.
  9. ^ «История места крушения пчелиного воска» . Морское археологическое общество . Проверено 25 октября 2019 г.
  10. ^ Отчет Ethnologue 14 для языкового кода: TIL.
  11. ^ Официальный сайт Конфедеративных племен Клацоп-Нехалем. Архивировано 16 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Jump up to: а б Журнал американского фольклора, том 11, № 40, стр. 23-28
  13. История индийского племени. Архивировано 12 октября 2009 г. в Португальском веб-архиве.
  14. ^ Путеводитель коллекционера: Корзины коренных американцев
  15. ^ «Антропологические публикации» . dpg.lib.berkeley.edu . Проверено 1 июля 2019 г.
  16. ^ Jump up to: а б Притцкер, Барри. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Притцкер, Барри. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0195138775 . OCLC   42683042 .
  17. ^ «Индейцы 101: Индейцы Тилламук» . Ежедневный Кос . Проверено 1 июля 2019 г.
  18. ^ Притцкер 208

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боас, Франц. «Традиции индейцев Тилламук», Журнал американского фольклора , т. 11 (1898), стр. 23–38.
  • Кроуфорд, Эйлса. Индийская корзина Тилламук: преемственность и изменения в коллекции Адамса. Магистерская диссертация. Портлендский государственный университет, факультет антропологии, 1983 г.
  • Джейкобс, Элизабет Дерр . Сказки Нехалема Тилламука. Юджин, Орегон: Книги Университета Орегона , 1959.
  • Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000.
  • Заутер, Джон и Джонсон, Брюс. Индейцы Тилламук на побережье Орегона. Портленд, Орегон: Бинфордс и Морт, 1974.
  • Сиберг, Уильям (редактор) Нехалем Тилламук: этнография. Корваллис, Орегон: Издательство Университета штата Орегон, 2003.

ссс

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7df98fc32613dddbf59d4f0ce95ffd6d__1722715320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/6d/7df98fc32613dddbf59d4f0ce95ffd6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tillamook people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)