Громовая птица и кит
« Громовая птица и кит » — это местный миф, принадлежащий мифологическим традициям ряда племен Тихоокеанского северо-запада Америки .
Обзор
[ редактировать ]Миф об эпической борьбе между Громовой Птицей и Китом встречается среди различных языковых/культурных групп коренных народов северо-западного побережья Тихого океана. [ 1 ] Америки и, кажется, уникально локализован в этой области. [ 2 ] Это также основной архетипический мотив в резьбе и живописи, особенно среди туземцев, живущих на отдаленных побережьях острова Ванкувер . [ 4 ] например, квакиутль ( Kwakwaka'wakw ) [ 5 ] или народ Нутка ( Нуу-ча-нулт ). [ 6 ]
Примеры
[ редактировать ]Квилет
[ редактировать ]Одну из версий можно резюмировать следующим образом:
Кит был чудовищем, убивавшим других китов и лишавшим племя Квилетов мяса и масла. Тандерберд , доброжелательное сверхъестественное существо, увидело из своего дома высоко в горах, что люди голодают. Он взмыл над прибрежными водами, затем погрузился в океан и схватил Кита. Завязалась борьба; океан отступил и снова поднялся. Многие каноэ были швырнуты на деревья, и многие люди погибли. В конце концов Thunderbird удалось поднять Кита из океана, поднять его высоко в воздух, а затем сбросить. Затем на земле произошла еще одна великая битва. [ нужна ссылка ]
В голоде, испытанном на Квилете, не обязательно винить китов, и Тандерберд дарит кита, свою обычную добычу голодающему народу, как в версии, собранной Эллой Э. Кларк (паб. 1953). [ а ] [ 7 ]
Есть также разрозненные короткие фрагменты истории, которые Кларк объединяет в одно повествование; [ 8 ] [ 7 ] отдельные фрагменты напоминают краткие предания, собранные Альбертом Б. Рейганом (в основном 1905–1909 гг.). [ 9 ]
Так, в одном повествовании рассказывается о Громовой птице, натравленной на свою жертву, кита, который все время пытался ускользнуть от поимки, и это переросло в такую суматоху, что он выкорчевал деревья, и ни одно дерево больше не выросло в этом районе. [ 10 ] [ 8 ]
Другой рассказ - это повторяющаяся битва между Громовой птицей и «Мимлос-китом», косаткой , которая неоднократно убегает в море после поимки, и эта борьба привела к сильным тряскам в горах и вырубке деревьев, предлагая мифическое объяснение происхождения Прерии Олимпийского полуострова . [ 11 ]
Кваквакавакв
[ редактировать ]Некоторые предания кваквакавакв, касающиеся Тандерберда, были собраны Францем Боасом . [ 12 ] [ б ]
Но в версии Боаса битва происходит между Тандербердом и Оомматом (K!wēʼk!waxāʼwēᵋ), [ какой это язык? ] вожак зверей. Последний принимает ответные меры против Тандерберда, унесшего одного из его сыновей, собирая армию, которую несет искусственный кит. В битве в деревне четверо детей Тандерберда (по прозвищу «Один-Кит-Носитель» и т. д.) тонут, а сам Тандерберд убит, в живых остался только «девятимесячный младенец в колыбели». [ 12 ]
Комокс
[ редактировать ]В одной из многих вариантов мифа звук падения кита в море является источником грома. Маленький мальчик с острова Ванкувер , Комокс , был очарован звуком грома и услышал его из-за суши. Он пересек эту точку, следуя за звуками грома, и увидел зрелище, когда Громовая птица схватила и уронила кита. Громовая Птица увидела мальчика и сказала ему, что теперь эта история принадлежит ему, и что он имеет право носить маску и крылья Громовой Птицы на потлаче .
Реконструкция мифа
[ редактировать ]В 1980-х годах геологи нашли доказательства того, что землетрясение , достаточно мощное, чтобы вызвать цунами вплоть до Японии , обрушилось на северо-запад Тихого океана в 1700 году. Некоторые этнологи полагают, что «Громовая птица и кит» является описанием этой катастрофы. [ 13 ] [ 14 ]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ «Громовая птица и кит 1», информатор: Джек Уорд из Лапуша, штат Вашингтон, который узнал об этом от своего отца, который умер в 1954 году в возрасте 98 лет.
- ^ Утверждается, что в 1d ( Boas (1935a) Tales ) появляются несколько китов , стр. 27–31), согласно Ludwin et al. (2007) , с. 70, но здесь не появляется громовая птица (ни 1a, 1b, 1c ), что подтверждается диаграммой мотивов («Таблица элементов истории», стр. 77 и Ludwin et al. (2005) , стр. 142).
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Людвин и др. (2007) , стр. 68–69 и рис. 1.
- ^ Людвин и др. (2007) , с. 72: «уникальный для Каскадского побережья».
- ^ Малин, Эдвард (1999). Индийская живопись северо-западного побережья, фасады домов и внутренние ширмы , Портленд, Орегон: Timber Press, 288 стр. 105, 231.
- ^ Людвин и др. (2005) , с. 145; Людвин и др. (2007) , стр. 70–71, со ссылкой на Малин (1999). [ 3 ]
- ^ Годдард, Плиний Эрл (1924). Индейцы северо-западного побережья . Нью-Йорк: Американский музей естественной истории. п. 145.
- ^ Людвин и др. (2007) , с. 71, рис. 3.
- ^ Jump up to: а б Кларк, Элла Э. (1953). «Громовая птица и кит (Квиллют)» . Индийские легенды Тихоокеанского Северо-Запада . Роберт Брюс Инверэрити (иллюстрация). Издательство Калифорнийского университета. стр. 161–163. ISBN 9780520002432 .
- ^ Jump up to: а б Кларк (1953) , с. 163 «Тандерберд и Кит 2».
- ^ Рейган и Уолтерс (1933) , стр. 297, 320–322.
- ^ Рейган и Уолтерс (1933) , с. 320, «Тандерберд ловит кита», информатор: Люк Хобакет.
- ^ Рейган (1917) , с. 13, «Гром-птица, неудачная битва с китом-мимлосом и происхождение прерий Олимпийского полуострова»; Рейган и Уолтерс (1933) , с. 320(=Лудвин и др. (2005, 2007) 14a ), «Громовая птица сражается с Мимлос-китом», информатор: Люк Хобакет (полиция).
- ^ Jump up to: а б Боас (1935b) , стр. 157 и далее и текст в Boas (1943).
- ^ Людвин (2002); Людвин и др. (2005) , стр. 140, 143–145; Людвин и др. (2007) , стр. 70–71, 78; ср. ср. Веб-страница Людвина (2002) .
- ^ Геологическая служба США (USGS) (2005). «Индейские легенды о цунами на северо-западе Тихого океана». Западная прибрежная и морская геология.
- Библиография
- Боас, Франц (1935а). Сказки квакиутля: Новая серия, часть I – Переводы Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. hdl : 2027/inu.39000005879601 .
- —— (1935б). Культура квакиутлей «одного кита-носителя» в отражении в мифологии . Нью-Йорк: Штехерт. hdl : 2027/miun.arf6028.0001.001 .
- Людвин, Рут С.; Деннис, Роберт; Карвер, Дебора; Макмиллан, Алан Д. (март – апрель 2005 г.), «Датировка землетрясения в Каскадии 1700 года: великие прибрежные землетрясения в местных рассказах», «Письма о сейсмологических исследованиях » , 76 (2), Лоузи, Роберт; Клага; Джон; Джонинц-Трислер, Крис; Боучоп, Джанин; Рэй, Джасили; Джеймс, Карен: 140–148, CiteSeerX 10.1.1.574.8640 , doi : 10.1785/gssrl.76.2.140
- ——; Смитс, Грегори Дж.; Карвер, Д.; Джеймс, К. (2007), Пиккарди, Луиджи; Масс, В. Брюс (ред.), «Фольклор и землетрясения: устные традиции коренных американцев из Каскадии по сравнению с письменными традициями из Японии» , Миф и геология , Специальные публикации, 273 (1), Джонинц-Трислер, К.; Макмиллан, AD; ... и Рэй, Дж., Лондонское геологическое общество, стр. 67–94, ISBN. 9781862392168
- Рейган, Альберт Б. (18 июля 1917 г.), «Археологические заметки о Западном Вашингтоне и прилегающей Британской Колумбии» , Труды Калифорнийской академии наук , Четвертая серия, VII (1): 1–31 : « Мифы о квиллайютах ». стр. 12–15.
- Рейган, Альберт Б .; Уолтерс, LVW (октябрь – декабрь 1933 г.), «Сказки Хо и Квилетов», Журнал американского фольклора , 46 (182): 297–346, doi : 10.2307/535636 , JSTOR 535636
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Людвин, Рут С. (2002). «Каскадийские меганадвиговые землетрясения в легендах тихоокеанского северо-запада Индии» . Вашингтонский университет, кафедра наук о Земле и космосе. Архивировано из оригинала 4 января 2007 г. Проверено 23 декабря 2007 г.