Взросление во Вселенной
Взросление во Вселенной | |
---|---|
![]() Обложка DVD | |
Написал | Ричард Докинз |
Режиссер | Стюарт Макдональд |
В главных ролях | Ричард Докинз |
Музыка | Роджер Болтон |
Страна происхождения | Великобритания |
Язык оригинала | Английский |
Производство | |
Продюсеры | Уильям Вуллард и Ричард Мелман для InCa Productions |
Редактор | Роджер Коллингс |
Время работы | 300 минут |
Оригинальный выпуск | |
Выпускать | 1991 |
Связанный | |
«Взросление во Вселенной» — серия транслируемых по телевидению публичных лекций, прочитанных британским биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом в рамках рождественских лекций Королевского института , в которых он обсуждал эволюцию жизни во Вселенной. [ 1 ] Лекции впервые транслировались на BBC в 1991 году в виде пяти часовых серий.
Фонд Ричарда Докинза за разум и науку получил права на транслируемые по телевидению лекции, а DVD- 20 апреля 2007 года фонд выпустил версию.
Книга Докинза «Восхождение на гору невероятного» (1996) была разработана на основе идей, изложенных в лекциях, а само название было взято из третьей лекции серии.
Части
[ редактировать ]Часть 1: Пробуждение во Вселенной
[ редактировать ]В начале первой части Докинз обсуждает удивительные возможности человеческого тела и противопоставляет их ограниченным возможностям компьютеров и других машин, созданных человеком. Он использует небольшой тотемный столб (который используется в поклонении предкам ), чтобы проиллюстрировать важность изучения наших предков, чтобы понять, как мы эволюционировали. Чтобы противопоставить легкость воспроизводства трудностям стать предком, Докинз использует пример складывания бумаги для объяснения экспоненциального роста . Затем Докинз рассказывает аудитории, что в реальном мире экспоненциальный рост обычно не происходит — в игру вступают естественные факторы, которые контролируют численность популяции, а это означает, что только элитная группа организмов действительно станет далекими предками. Чтобы оказаться в этой элитной группе, организм должен «иметь все необходимое», чтобы выжить и передать свои гены потомству.
Длинная цепочка успешных предков означает, что вероятность нашего существования очень мала, и нам повезло, что мы живы. Выключив свет и направив небольшой прожектор на большую линейку перед собой, Докинз иллюстрирует тьму далекого прошлого и неизвестного будущего.
Рассказав о том, как нам повезло, что мы живы, и призвав нас не тратить драгоценное время, которое у нас есть, Докинз поднимает вопрос о пользе науки в нашем понимании Вселенной. Он упоминает ответ, который Майкл Фарадей дал сэру Роберту Пилу, когда его спросили об использовании науки. Ответ Фарадея был: «Какая польза от ребенка?» Докинз объясняет, что Фарадей имел в виду либо огромный потенциал ребенка, либо идею о том, что в жизни должно быть что-то большее, чем взросление, работа, старение и смерть. Во всем этом должен быть смысл; Возможно, наука сможет найти ответы на наши самые большие вопросы.
Чтобы избавиться от «анестезии знакомства», Докинз показывает зрителям ряд странных земных организмов, которые он в шутку называет «юпитерианцами», обыгрывая термин, который мы могли бы использовать для обозначения живых организмов с другой планеты, например Юпитера. Он использует сканирующий электронный микроскоп для изучения мелких организмов, включая клещей, комаров и пчел, на которых паразитируют стрептокрылые . Используя модель эукариотической клетки, он обсуждает митохондрии и представляет аудитории сложную схему метаболических путей .
Докинз предполагает, что мы также можем избавиться от знакомого, шагнув назад во времени. Используя единый темп для представления возвращения на 1000 лет назад, он начинает с нулевого года и делает четыре шага перед своим столом, возвращаясь в 4000 год до нашей эры. Указывая на портрет человека умелого , он утверждает, что, чтобы вернуться во времена умелого человека, ему пришлось бы пройти около двух километров. Он просит зрителей держать портреты других предков человека и рассказывать им, как далеко ему придется пройти, чтобы вернуться во времена каждого из них.
Представляя, что развитые инопланетные виды подумают о людях, если они прибудут на Землю, Докинз предполагает, что их наука будет похожа на нашу. Они знали бы о числе числа , теореме Пифагора и теории относительности . Однако Докинз объясняет, что инопланетные антропологи, скорее всего, будут насмехаться над нашими местными, приходскими религиозными верованиями. Затем он противопоставляет убеждения, основанные на фактических данных, убеждениям, основанным на откровениях, традициях и авторитетах.
Чтобы объяснить проблему с верой в сверхъестественное, Докинз проводит с аудиторией небольшой эксперимент, чтобы «найти экстрасенса». Используя монету, он поручает половине аудитории выпасть орлом, а другой половине — решкой. После каждого переворота та часть аудитории, которая ошиблась, исключается из эксперимента, и он повторяет эксперимент, используя оставшуюся часть. После восьми подбрасываний монеты в зале остается только один мальчик. Затем Докинз задает вопрос: «Он экстрасенс?» Очевидно, что из-за того, как был поставлен эксперимент, один человек должен был быть прав относительно результата каждого подбрасывания монеты. Докинз утверждает, что именно так в реальном мире происходят, казалось бы, сверхъестественные события, особенно когда «аудиторией» является все население планеты.
В заключение лекции Докинз утверждает, что нет ничего плохого в том, чтобы верить в правильное научное предсказание. Чтобы проиллюстрировать это, он берет пушечное ядро, подвешенное к потолку на веревке, оттягивает его в сторону и прикасается ко лбу. Он объявляет, что собирается выпустить пушечное ядро, позволяя ему отлететь от себя, и что, когда оно вернется к нему, он проигнорирует свой естественный инстинкт бежать, потому что он верит в свое научное предсказание того, что произойдет – ядро должно остановиться примерно в дюйме от его лба. Он выпускает пушечное ядро, и его предсказание оказывается верным.
Часть 2: Спроектированные и дизайноидные объекты
[ редактировать ]Вторая лекция Докинза из этой серии рассматривает проблему дизайна. Он представляет зрителям ряд простых объектов, таких как камни и кристаллы , и отмечает, что эти объекты были сформированы по простым законам физики и поэтому не были созданы. Затем он исследует некоторые спроектированные объекты, в том числе микроскоп , электронный калькулятор , карманные часы и глиняный горшок, и отмечает, что ни один из этих объектов не мог возникнуть по чистой случайности. Затем Докинз обсуждает то, что он называет «дизайноидными объектами», которые представляют собой сложные объекты, которые не являются ни простыми, ни спроектированными. Они сложны не только снаружи, но и внутри – возможно, в миллиарды раз сложнее, чем сконструированный объект, такой как микроскоп.
Затем Докинз показывает аудитории ряд спроектированных и дизайноидных объектов, в том числе кувшинное растение , мегалитические курганы, построенные компасными термитами, и горшки, сделанные пауками-люками , осами-гончарами и пчелами-каменщиками . Он исследует некоторые дизайноидные объекты, использующие камуфляж , такие как кузнечик , похожий на камень, морской конек , похожий на морскую водоросль, листовое насекомое , зеленая змея, палочник и коллекция бабочек , похожих на мертвые листья. когда их крылья закрыты. Докинз отмечает, что многие животные имеют одинаковые типы камуфляжа или защиты из-за процесса, называемого конвергентной эволюцией . Примеры таких дизайноидных объектов включают ежа и колючего муравьеда (у обоих появились заостренные шипы вдоль спины) и сумчатого волка (который выглядит как собака, но на самом деле является сумчатым). Он иллюстрирует причину, по которой происходит конвергентная эволюция, используя две небольшие модели коммерческих самолетов. Причина, по которой они выглядят одинаково, связана не с промышленным шпионажем, а с тем, что они оба созданы для полетов, поэтому они должны использовать схожие принципы проектирования.
Используя камеру и модельный глаз, Докинз затем сравнивает спроектированную камеру с дизайноидным глазом. Оба участвуют в схожих процессах: используют линзу для направления света на пленку или сетчатку. И у камеры, и у глаза также есть радужная оболочка, которая используется для контроля количества проникающего света. Используя добровольца из зала, Докинз демонстрирует сокращение радужной оболочки человека, направляя свет в ее правый глаз.
Затем лекция переходит к объяснению естественного отбора , который порождает дизайноидные объекты. Чтобы объяснить естественный отбор, Докинз сначала объясняет искусственный отбор , обсуждая эволюцию дикой капусты в брокколи , цветную капусту , кочанную капусту , краснокочанную капусту , кольраби и брюссельскую капусту . Он продолжает обсуждение искусственного отбора, объясняя эволюцию предка волка во многие разновидности современных собак. Начиная с волка-предка, Докинз воображает, что все на одной стороне комнаты размножаются на маленьких волков, в то время как все на другой стороне размножаются на больших волков. Путем выборочного разведения самых маленьких или самых крупных представителей каждого помета в течение нескольких лет вы можете в конечном итоге получить что-то вроде чихуахуа на одной стороне комнаты и что-то вроде немецкого дога на другой стороне комнаты.
Затем Докинз представляет компьютерную программу «Артроморфы» (похожую на программу «Биоморфы»). [ 2 ] ), объясняя, как это работает, пока волонтер использует компьютер для выборочного выведения все новых и новых поколений.
В этот момент Докинз переключается с объяснения искусственного отбора на объяснение естественного отбора. Чтобы продемонстрировать естественный отбор в компьютерной программе, Докинз использует программу, написанную Питером Фуксом и моделирующую эволюцию паутины . Программа создает «генетические» варианты родительской сети, как если бы паутину на самом деле создавал дочерний паук. Для каждого поколения запускается симуляция, которая случайным образом генерирует мух — некоторые из них попадают в сеть, а другие — промахиваются. Дочерняя сеть, способная поймать наибольшее количество мух, выбирается в качестве родительской для следующего поколения сетей. Докинз показывает аудитории «ископаемые пластинки», которые программа записала после моделирования большого количества поколений за одну ночь. Сеть начинается очень просто и неэффективно, но к концу она превратилась в высокоэффективную и очень сложную сеть. Это тот же самый процесс, который привел к существованию всех дизайноидных объектов.
Теперь Докинз обсуждает самую популярную альтернативу естественному отбору, известную как креационизм . Он объясняет, что креационисты ошибочно полагают, что дизайноидные объекты являются объектами, созданными божественным существом. Цитируя Уильяма Пейли » «Естественную теологию , Докинз обсуждает аргументы замысла на примере часов и часовщика. Несмотря на то, что дизайноидные объекты кажутся сконструированными, Дарвин доказал, что это не так. Хотя теория Дарвина была открыта задолго до того, как Пейли разработал свой аргумент о часовщике, Докинз объясняет, что аргумент о божественном часовщике все еще оставался плохим аргументом даже во времена Пейли. Перефразируя Дэвида Юма , Докинз объясняет, что все, что способно создать людей, само по себе должно быть очень сложным. Таким образом, аргумент о замысле фактически ничего не объясняет – «выстрел себе в ногу». Хотя это правда, что дизайноидные объекты не могут возникнуть случайно, эволюция обеспечивает неслучайный метод создания, а именно, естественный отбор.
Разработав аргумент против божественного создателя, Докинз исследует ряд дизайноидных объектов, содержащих несовершенства, чего вы не ожидаете найти в объекте, предположительно созданном божественным существом. Показывая зрителям камбалу- палтуса , он объясняет, как они превратились из прямоплавающего предка с одним глазом на каждой стороне головы в камбалу, обнимающую дно, с искаженным набором глаз на одной стороне тела. Докинз утверждает, что это плохо сконструировано, поскольку любой настоящий инженер спроектировал бы организм, больше похожий на конек , который расплющивался на брюхе, а не на боку. Это пример того, чего можно ожидать от развитого/дизайноидного объекта, но не того, чего можно ожидать от созданного/спроектированного объекта.
Используя помеченные строительные блоки, Докинз показывает аудитории, как создавались объекты. Он начинает с того, что помещает простой блок внизу и объясняет, что вам не обязательно начинать со сложного существа, но можно начать с очень простой основы. Если у вас простой фундамент, вы можете разместить сверху следующий блок – блок дизайноида. Из этого блока можно получить сложные организмы. Только после того, как появятся сложные дизайноидные объекты, вы сможете получить окончательный строительный блок дизайна (микроскопы, глиняные горшки и т. д.).
Часть 3: Восхождение на гору Невероятное
[ редактировать ]Докинз начинает лекцию с палочником на руке. Он описывает, сколькими подробностями такое существо имитирует окружающую среду, это почти как ключ , подходящий к замку . Затем он показывает другое насекомое, а именно листовое насекомое , которое по сути выглядит точно так же, как мертвый лист. Он приводит еще несколько примеров этой удивительной имитации окружающей среды, например, Поту , который выглядит как ветка дерева, и шиповник , который получает защиту, будучи похожим на розы шип .
Он еще раз подчеркивает, что этих существ можно сравнить с ключом, которым они себя представляют, тогда как природа — это замок. Затем профессор Ричард Докинз объясняет, что ключ должен точно подходить к замку, и демонстрирует это на модели замка. Он упоминает, что ключ — это нечто очень невероятное. Однако вероятность появления такого ключа измерить трудно, поэтому Докинз для иллюстрации берет велосипедный замок , на котором можно вычислить вероятность открытия замка, поскольку существует фиксированное количество циферблатов с фиксированным количеством положений. В случае Докина у нас есть три циферблата, по 6 позиций каждый, поэтому вероятность того, что вы откроете замок по чистой случайности, равна одному из 216.
Затем Докинз показывает механизм замка на большой модели: каждый циферблат должен находиться в правильном положении, чтобы открыть замок. Затем модель адаптируется для демонстрации поэтапного или постепенного решения по поиску правильной комбинации для открытия замка. Вероятность разблокировки комбинации за три отдельных этапа падает до одного из восемнадцати.
На этой иллюстрации Докинз определяет роль подэтапов в дарвиновской эволюции. Целью является повышение эффективности мутаций без ущерба для вероятности эволюционного успеха. Для одной стадии требуется 216 мутаций, тогда как для серии подстадий требуется только 18 неслучайных мутаций при 100% вероятности эволюционного успеха. Это коэффициент эффективности 12 для мутаций, вызванных субстадированием, без какого-либо изменения вероятности. Аналогичная эффективность достигается при случайной мутации без какого-либо изменения вероятности.
Обратившись к утверждению Фреда Хойла о том, что одна только вероятность не может создать сложность печатного текста Шекспира, Докинз вводит понятие унаследованных улучшений на протяжении ряда поколений. Природа движется вперед небольшими эволюционными шагами, а не большими скачками. Эту идею иллюстрирует модель восхождения на гору Невероятность, которая и послужила названием этой лекции.
Затем Докинз иллюстрирует разницу между воспроизведением неодушевленных явлений, таких как пожар, распространяющийся через искры, и передачей ДНК из поколения в поколение в живых структурах. Постепенная эволюционная адаптация этих организмов демонстрируется на примерах глаза, разновидностей крыльев и защитного камуфляжа.
Впервые показан пример постепенного появления глаза: начиная с простой светочувствительной плоской поверхности и демонстрируя эволюционные преимущества протоглаза конической формы для обнаружения теней и форм. Затем Докинз связал эту модель с простой структурой глаза-обскуры наутилуса моллюска .
Преимущество структуры крыльев иллюстрируется поведением уплощения тела у древесных змей, паутиноподобной кожей у белок-летяг и аналогичными приспособлениями, которые можно обнаружить у летающих ящериц.
Часть 4: Ультрафиолетовый сад
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2007 г. ) |
Докинз начинает с рассказа о том, как маленькую девочку спросили, «для чего, по ее мнению, нужны цветы». Ее ответ антропоцентричен: цветы созданы для нашего блага. Докинз указывает, что многие люди на протяжении всей истории думали, что мир природы существует для нашего блага, приводя примеры из Книги Бытия и другой литературы. писателя Дугласа Адамса Сидящего в зале вызывают прочитать соответствующий отрывок из его романа «Ресторан на краю Вселенной» .
Затем Докинз просит аудиторию отказаться от мысли, что мир природы существует для нашего блага. Он рассматривает вопрос о цветах, видимых глазами пчел и других опылителей, и проводит серию демонстраций, в которых используется ультрафиолетовый свет для возбуждения флуоресценции различных веществ.
Часть 5: Генезис цели
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2011 г. ) |
Докинз начинает с рассказа о том, как организмы «вырастают», чтобы понять окружающую их Вселенную, для чего требуется определенный аппарат, например мозг . Но прежде чем мозг сможет стать достаточно большим, чтобы моделировать вселенную, он должен развиться из промежуточных форм. Затем Докинз обсуждает осу-землекопа и ряд экспериментов, проведенных Николаасом Тинбергеном о том, как оса-землекоп моделирует местную географию вокруг своего гнезда. Затем он говорит об ограничениях мозга ос-копателей и приходит к выводу, что только человеческий мозг достаточно развит для моделирования крупномасштабных явлений, происходящих в мире. Затем он показывает МРТ- скан человеческого мозга (позже выяснилось, что это его собственный мозг) и описывает, как изображение развивается из глаза в зрительную кору .
Докинз обсуждает, что изображение на сетчатке перевернуто и двумерно, но перекрывающиеся изображения от каждого глаза комбинируются , образуя трехмерную модель в мозгу. Он показывает это, прося аудиторию сосредоточиться на нем, держа руку на уровне глаз, в результате чего они видят два изображения своей руки; по одному от каждого глаза. Затем он описывает, как с помощью пальца шевелит глазным яблоком , и кажется, что внешний мир движется, потому что он перемещает изображение на сетчатке. Однако этого не происходит, когда он произвольно вращает глазами из стороны в сторону. Это связано с тем, что мозг использует внутреннюю модель для компенсации относительного изменения положения изображений на сетчатке. Докинз заставляет кого-то носить гарнитуру виртуальной реальности и передвигаться в трехмерном мире, созданном компьютером, и проводит аналогию между моделью вселенной, созданной в голове, и вселенной виртуальной реальности, созданной на компьютере .
Затем он рассказывает о том, как мозг использует модели для описания вселенной, наблюдая, как мозг интерпретирует различные оптические иллюзии, такие как иллюзия полого лица с использованием вращающейся полой маски Чарли Чаплина , «невозможная» геометрия Пенроуза . треугольник , меняющиеся интерпретации куба Неккера и способность людей находить лица случайной формы .
Затем Докинз начинает обсуждать эволюцию человеческого мозга. Он показывает анимацию увеличения размера черепа от австралопитека до Homo habilis , Homo erectus и, наконец, до современного человека .
Способность мозга запускать сложные симуляции является мощным эволюционным преимуществом. Докинз рассказывает о том, как эта способность моделировать будущие события, показывая картину, изображающую гипотетическую ситуацию, в которой женщина Homo erectus использует мысленную модель дерева, упавшего через ущелье, как возможное решение пересечения ущелья. Затем группа сжигает дерево, чтобы построить мост через пропасть. Далее он описывает, как способность мозга к сложному моделированию могла развиться благодаря творческому моделированию различных возможных сценариев или благодаря развитию языка , который позволил бы идеям передаваться из поколения в поколение, или благодаря технологии, которая продолжение человеческих рук и глаз; или, действительно, если это комбинация всех трех.
Докинз заключает, что цель возникла во Вселенной благодаря человеческому мозгу. Моделирование, разработанное в нашем мозгу, позволяет нам развивать намерения и цели; и со временем наше коллективное понимание Вселенной улучшится, поскольку мы продолжим изучать и обмениваться идеями.
Котировки
[ редактировать ]Жизнь заставляет чудеса техники казаться обычным явлением. Так откуда же берется жизнь? Что это такое? Почему мы здесь? Для чего мы? В чем смысл жизни? Существует расхожее мнение, согласно которому науке нечего сказать по таким вопросам. Что ж, все, что я могу сказать, это то, что если науке нечего сказать, то, несомненно, никакая другая дисциплина вообще ничего не может сказать. Но на самом деле наука может многое сказать по таким вопросам. И именно об этом будут эти пять лекций. Жизнь «вырастает» во Вселенной постепенно – эволюция – и мы взрослеем в понимании своего происхождения и своего значения.
Нынешний век — это крошечный прожектор, медленно продвигающийся по гигантской линейке времени. Все, что находится в центре внимания, — это тьма мертвого прошлого. Все, что находится за пределами внимания, находится во тьме неизвестного будущего. Мы живем в центре внимания. Из всех 200 000 000 столетий по владыке времени 199 999 999 веков находятся во тьме. Горит только один, и именно в нем мы – по счастливой случайности – живы. Шансы на то, что наш век станет веком нынешним, такие же, как шансы на то, что монета, брошенная наугад по дороге из Лондона в Стамбул, упадет на конкретного муравья.
У нас, конечно, есть обычная жизнь, которой можно жить. Нам есть на что зарабатывать. Нам приходится зарабатывать на жизнь, работая адвокатом, уборщиком туалетов или кем-то в этом роде. Но тем не менее, стоит также время от времени стряхивать с себя анестезию знакомства и пробуждаться к чуду, которое на самом деле постоянно окружает нас.
Естественный отбор – природа – постоянно выбирает, какая особь будет жить, [и] какая особь будет размножаться. И результат после многих поколений естественного отбора во многом такой же, как результат многих поколений искусственного отбора.
В любом случае, все творения, все конструкции, все машины, дома, картины, компьютеры и самолеты, все, что спроектировано и сделано нами, все, что создано другими существами, становится возможным только потому, что уже существуют мозги, собранные в виде дизайноидных объектов – и Дизайноидные объекты возникают только в результате постепенной эволюции. Сотворение, когда оно действительно происходит во Вселенной, является второстепенной мыслью. Когда творение появилось на этой планете, оно произошло локально и произошло поздно. Творение не относится ни к каким основам Вселенной. Творение — это нечто, что довольно поздно вырастает во Вселенной.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Докинз , Краткая свеча в темноте: Моя жизнь в науке , Bantam Press , 2015, глава «Рождественские лекции», страницы 105-117 ( ISBN 978-0-59307-256-1 ).
- ^ Апплет слепого часовщика. Архивировано 11 января 2011 г. в Wayback Machine.