Враги разума
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |
Враги разума | |
---|---|
![]() Писатель и ведущий Ричард Докинз | |
Написал | Ричард Докинз |
Язык оригинала | Английский |
Производство | |
Продюсер | Алан Клементс |
Время работы | Часть 1: 48 минут Часть 2: 48 минут |
Оригинальный выпуск | |
Выпускать | 13 августа 20 августа 2007 г. | -
Связанный | |
Корень всего зла? |
«Враги разума» — это двухсерийный телевизионный документальный фильм , написанный и представленный биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом , в котором он стремится разоблачить «те области убеждений, которые существуют без научных доказательств, но которым удается удерживать нацию под своим чарами», в том числе медиумизм , иглоукалывание и психокинез . [ 1 ]
Этот документальный фильм впервые транслировался на канале Channel 4 в Великобритании и был стилизован как свободный преемник документального фильма Докинза прошлого года « Корень всего зла?». , как видно из включения кратких отрывков из указанного документального фильма во вступление Докинза к первой части. Первая часть вышла в эфир 13 августа 2007 г., вторая - 20 августа 2007 г. [ 2 ]
В него вошли интервью со Стивом Фуллером , Дипаком Чопрой , Сатишем Кумаром и Дерреном Брауном .
Эпизод 1: Рабы суеверий
[ редактировать ]Докинз указывает на некоторые достижения науки и описывает их как освобождение большинства людей от суеверий и догм. Следуя его различению суеверий и причин в «Корне всех зол»? (перерабатывая некоторые кадры из этого фильма), он затем говорит, что разум столкнулся с «эпидемией суеверий», которая «обедняет нашу культуру» и представляет гуру, которые убеждают нас «убегать от реальности». Он называет нынешние дни опасными временами. Он возвращается к достижениям науки, в том числе к тому факту, что, продлевая продолжительность жизни людей, они помогают им получать от жизни больше преимуществ. Он обращает свое внимание на астрологию, которую критикует за бездоказательные стереотипы. Испытав астрологию и сославшись на крупномасштабные эксперименты, он затем кратко описывает механику астрономии, а затем выражает разочарование тем, что 50% населения Великобритании – больше, чем представители одной религии – верят в паранормальные явления.
Затем он посещает экстрасенса Саймона Гудфеллоу, который делает заявления, которые Докинз интерпретирует как относящиеся к выходу на пенсию, к которому вскоре будет стремиться большинство людей его возраста, но не Докинз. Затем Корнелл оказывается в противоречии относительно того, является ли «дух G», который якобы общается с ним, членом семьи Докинза. Затем Корнелл пытается предположить, что этот дух присутствовал в армии – опять же, типичный для умерших родственников людей возраста Докинза, но не для Докинза. Корнелл заканчивает несколькими объяснениями того, почему его способности не всегда могут работать, но Докинз настаивает на том, что чрезвычайные утверждения требуют чрезвычайных доказательств, а затем беседует со скептически настроенным Дерреном Брауном о холодном чтении , включая вводящие в заблуждение уловки, которые оно использует.
В другом примечательном отрывке Докинз за 50 фунтов посещает экстрасенса, который сказал, что может слышать или видеть его отца «на другой стороне». [ 3 ] Докинз позволил женщине прочитать книгу и в конце сообщил ей, что его отец жив и часто его навещает. [ 4 ]
Сейчас Докинз посещает спиритуалистическую церковь и несколько раз критикует предполагаемые доказательства общения с умершими медиума Крейга Гамильтона-Паркера , а также добавляет, что многие могут стать одержимыми такими представлениями и им будет трудно пережить потерю близких людей. добавив, что большинство присутствующих - постоянные посетители. Гамильтон-Паркер говорит, что его экстрасенсорные способности «доказаны мне вопреки моей рациональности». Докинз заканчивает свое исследование сеансов , отмечая, что аргументы основаны на непроверяемых, частных, субъективных историях, и сравнивает их с религией .
Теперь Докинз описывает историю научных знаний об эхолокации и указывает на совокупное накопление подтверждающих доказательств для научных объяснений этого явления. Он посещает психолога Криса Френча , который проводит двойной слепой тест на биолокацию . Ни один из лозоходцев не показывает статистически значимых результатов лучше, чем можно было бы ожидать по чистой случайности. В то время как лозоходцы удивлены, Докинз и Френч отмечают, что их уверенность не затронута, и они предпочитают объяснения (французы утверждают, что некоторые могут называть их оправданиями), сохраняющие гипотезу о том, что они обладают паранормальными способностями лозоходца. Затем Докинз пытается дать собственное объяснение вере в паранормальные явления, используя сочетание эволюционных и психологических терминов, говоря: «Мы не хотим верить, что вещи просто происходят», и предполагает, что суеверия — это всего лишь разновидность животных ошибок, совершаемых скиннеровскими голубями. .
Сейчас Докинз берет интервью у Сатиша Кумара о таких идеях, как «деревянность» и «каменистость» . Докинз отмечает, что все это утверждение не содержит доказательств. Он отвечает на аргумент «наука мрачна», говоря, что мир настолько прекрасен, что слово «обыденный» имеет несовпадающее значение и этимологию. Затем он жалуется на долгосрочное сокращение числа студентов, изучающих химию и физику на уровне A-level. Он предполагает, что отчасти это связано с тем, что система образования Великобритании поощряет студентов ценить личные чувства выше доказательств и разума. Он берет интервью у релятивиста Стива Фуллера и критикует его за то, что он «так близок к правде, но… чертовски неправ». Фуллер указывает, что разные люди могут интерпретировать одни и те же данные по-разному . Фуллер также указывает на преимущества Интернета, и Докинз соглашается, но затем обращается к опасностям, которые он представляет, вызывая распространение сфабрикованных заявлений. Он также указывает на тот факт, что скандал с вакциной MMR связан с необоснованной теорией заговора о правительстве Великобритании. Докинз заключает, что разум «построил современный мир. Это драгоценная, но хрупкая вещь».
Эпизод 2: Иррациональная служба здравоохранения
[ редактировать ]Ричард Докинз исследует растущее подозрение общественности в отношении научно обоснованной медицины, несмотря на ее успехи, такие как микробная теория болезней , вакцины, антибиотики и увеличение продолжительности жизни. Он отмечает, что пятая часть британских детей в настоящее время не привита против кори , эпидемического паротита и краснухи , объясняя это опасениями, возникшими из-за крайне противоречивого сообщения о связи вакцины с аутизмом .
Докинз критикует растущую область альтернативной медицины , которая не соответствует той же объективности и статистической строгости, что и научно обоснованные методы лечения с использованием контролируемых двойных слепых исследований. Без поддающихся проверке доказательств альтернативные методы лечения должны опираться на предвзятые анекдоты и молву, чтобы увековечить свое существование. Докинз отмечает, что за этими методами лечения стоят причудливые обоснования и ритуалы, при этом во многих альтернативных методах лечения используется псевдонаучный жаргон, такой как «энергия», «вибрация» или «квантовая теория», чтобы повысить доверие пациентов.
Гомеопатия выделяется как пример распространенной альтернативной медицины, имеющей общественную поддержку и финансирование налогоплательщиков через Национальную службу здравоохранения . Докинз объясняет, что обоснование этого необоснованно, и демонстрирует, что величина требуемого разведения настолько велика, что пациент практически пьет чистую воду. Это иллюстрируется типичным гомеопатическим разведением 30°С (1:100). 30 , то есть каждый раз тридцать ступеней разбавления на 1%), для чего требуется капля активного ингредиента, растворенная в водоеме большем, чем весь океан. [ 5 ] Докинз цитирует метаанализ 2005 года, проведенный The Lancet , в котором делается вывод, что гомеопатия не оказывает последовательно доказуемого влияния на здоровье. [ 6 ]
Докинз предполагает, что практикующие альтернативную медицину тратят на своих пациентов больше времени, чем обычные врачи, оказывая им помощь. Интервью с профессором Николасом Хамфри предполагает, что такое эмпатическое внимание может вызывать у пациентов эффект плацебо, но оно не заменяет традиционную научно обоснованную медицину.
Эпизод завершается тем, что Докинз обращается к скептическому, рациональному исследованию, основанному на фактах, утверждая, что «разум освободил нас от суеверий и дал нам столетия прогресса. Мы отказываемся от него на свой страх и риск».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Приближается новое телешоу Ричарда Докинза» . Национальное светское общество . 5 августа 2007 г. Проверено 5 августа 2007 г.
- ^ «Враги разума. Часть 1» . Официальный сайт Ричарда Докинза. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 5 августа 2007 г.
- ^ Миллар, Питер (5 августа 2007 г.). «Доверчивый век» . Лондон: Санди Таймс . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ Харрисон, Дэвид (6 августа 2007 г.). «Терапия нового века приводит к «отступлению от разума» » . Лондон: Дейли Телеграф . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ Гомеопатия: The Ultimate Fake, Стивен Барретт, доктор медицины.
- ^ Шан, Айцзин; Карин Хувилер-Мюнтенер, Линда Нарти, Петер Юни , Стефан Дёриг, Джонатан А.С. Стерн и Дэниел Пьюснер (17 августа 2005 г.), «Являются ли клинические эффекты гомеопатии эффектами плацебо? Сравнительное исследование плацебо-контролируемых исследований гомеопатии и аллопатии. " Ланцет 366 : 726–732 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Враги разума на IMDb
В СМИ :
- Терапия нового века приводит к «отступлению от разума»
- Неоправданно суеверный – Майкл Дикон беседует с Ричардом Докинзом
- Screen Burn, Чарли Брукер