Jump to content

Обучение родительскому менеджменту

Обучение управлению родителями ( PMT ), также известное как поведенческое обучение родителей ( BPT ) или просто обучение родителей , представляет собой совокупность лечебных программ, целью которых является изменение поведения родителей, обучение родителей методам положительного подкрепления для улучшения поведения детей дошкольного и школьного возраста. проблемы (такие как агрессия, гиперактивность, истерики и трудности с выполнением указаний). [1]

ППМ является одним из наиболее изученных методов лечения деструктивного поведения, особенно оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР) и расстройства поведения (КР); [1] [2] [3] эффективно снижает деструктивное поведение детей [3] и улучшение психического здоровья родителей. [4] ПМТ также изучался как средство лечения деструктивного поведения у детей с другими заболеваниями. Ограничения существующих исследований по ППТ включают недостаток знаний о механизмах изменений. [5] и отсутствие исследований долгосрочных результатов. [4] ППМ может быть труднее реализовать, если родители не могут в полной мере участвовать из-за психопатологии, ограниченных когнитивных способностей, частых конфликтов с партнерами или неспособности посещать еженедельные занятия. [6]

Первоначально PMT был разработан в 1960-х годах детскими психологами, которые изучали изменение деструктивного поведения детей путем вмешательства с целью изменения поведения родителей. [7] Модель была вдохновлена ​​принципами оперантного обусловливания и прикладного поведенческого анализа . Лечение, которое обычно длится несколько месяцев, направлено на то, чтобы родители научились обеспечивать положительное подкрепление, такое как похвала и вознаграждение, за подходящее поведение детей, одновременно устанавливая надлежащие ограничения, используя такие методы, как отстранение внимания за ненадлежащее поведение.

Технический [ править ]

Плохое воспитание, неадекватный родительский надзор, непостоянная дисциплина, состояние психического здоровья родителей, стресс или злоупотребление психоактивными веществами — все это способствует раннему возникновению проблем с поведением; в результате издержки для общества высоки. [4] В частности, в развивающихся странах социально-экономическое неблагополучие семьи является важным предиктором жестокого воспитания, которое влияет на психологические, поведенческие и физические последствия для здоровья подростков. [8] Негативная практика воспитания и негативное поведение детей дополняют друг друга в «принудительном цикле», в котором один человек начинает с использования негативного поведения для контроля поведения другого человека. Этот человек, в свою очередь, отвечает негативным поведением, и негативный обмен обостряется до тех пор, пока негативное поведение одного человека не «выиграет» битву. [9] : 161  Например, если ребенок устраивает истерику, чтобы избежать выполнения работы по дому, родитель может в ответ крикнуть, что ребенок должен это сделать, на что ребенок отвечает истерикой еще громче, и в этот момент родитель может уступить ребенку. чтобы избежать дальнейших сбоев. Таким образом, истерики ребенка усиливаются; устроив истерику, он/он достиг конечной цели – отвлечься от работы по дому. PMT стремится сломать стереотипы, которые закрепляют негативное поведение, вместо этого обучая родителей подкреплять позитивное поведение. [1]

Содержание PMT, а также последовательность навыков в рамках обучения варьируются в зависимости от используемого подхода. В большинстве программ ППТ родителей учат определять и записывать наблюдения за поведением своего ребенка, как положительные, так и отрицательные; это может включать использование диаграммы прогресса . Эта процедура мониторинга предоставляет родителям и терапевту полезную информацию для постановки конкретных целей лечения и оценки прогресса ребенка с течением времени. [5] : 216  [9] : 166  Родители учатся давать конкретные и краткие инструкции, глядя в глаза и разговаривая спокойно. [9] : 167 

Обеспечение положительного подкрепления соответствующего поведения ребенка является основным направлением ППТ. Обычно родители учатся вознаграждать соответствующее поведение с помощью социальных вознаграждений (таких как похвала, улыбки и объятия), а также конкретных наград (например, наклеек или указаний на более крупную награду в рамках системы стимулирования, созданной совместно с ребенком). [5] : 216  Кроме того, родители учатся выбирать простое поведение в качестве первоначального фокуса и вознаграждать каждый маленький шаг, который делает их ребенок на пути к достижению более крупной цели (эта концепция называется «последовательными приближениями»). [5] : 216  [9] : 162 

PMT также учит родителей правильно устанавливать ограничения, используя структурированные методы в ответ на негативное поведение своего ребенка. Различные способы, которыми родителей учат реагировать на положительное и отрицательное поведение детей, иногда называют дифференциальным подкреплением. Родители практикуют игнорирование умеренно раздражающего, но не опасного поведения. После нежелательного поведения родителей также знакомят с правильным использованием техники тайм-аута , при которой родители отвлекают внимание от ребенка (что служит формой подкрепления) на определенный период времени. [10] : 128  Родители также учатся систематически лишать своего ребенка привилегий, таких как просмотр телевизора или время для игр, в ответ на нежелательное поведение. Во всех этих стратегиях терапевт подчеркивает, что последствия следует применять спокойно, немедленно и последовательно и уравновешивать поощрением позитивного поведения. [9] : 168 

Помимо положительного подкрепления и установления ограничений дома, многие программы ППТ включают сотрудничество с учителем ребенка, чтобы отслеживать поведение ребенка в школе и связывать его с программой вознаграждения дома. [5] : 216  [10] : 151  Еще одним распространенным элементом многих программ ПМТ является подготовка родителей к управлению проблемным поведением в ситуациях, которые обычно сложны для ребенка, например, в общественном месте. [10] : 151 

Обучение обычно проводится терапевтами (психологами или социальными работниками) для отдельных семей или групп семей и проводится в первую очередь с родителями, а не с ребенком, хотя дети могут участвовать в нем по усмотрению терапевта и родителей. [9] : 162  Типичный курс обучения состоит из 12 основных еженедельных занятий. [5] : 215  с различными программами от 4 до 24 занятий в неделю. [4]

ППТ используется недостаточно, а обучение терапевтов и других поставщиков медицинских услуг ограничено; он не получил широкого применения за пределами клинических и исследовательских целей. [11]

Программы [ править ]

Теория, лежащая в основе ППТ, «неоднократно подтверждалась», и многие программы соответствуют «критериям золотого стандарта для хорошо зарекомендовавших себя вмешательств». [1] Все существующие программы обучают более совершенным родительским навыкам и подчеркивают, что отношения между родителями и детьми являются «двунаправленными». [1]

Конкретные программы лечения, которые в широком смысле можно охарактеризовать как ПМТ, включают терапию взаимодействия родителей и детей (PCIT), [1] тренинг для родителей «Невероятные годы» (IYPT), [2] программа позитивного воспитания (Тройное П), [1] и обучение родительскому менеджменту – модель штата Орегон (PMTO). [12] PCIT, IYPT, Triple P и Помощь ребенку, не соблюдающему требования (HNC), являются одними из наиболее часто используемых PMT; [1] по мнению Ментинга и др . (2013), IYPT «считается «планом» по предотвращению насилия». [2]

Стоимость программ группового обучения родителей, направленных на то, чтобы привести среднего ребенка к неклиническому диапазону поведенческих нарушений, на одну семью, оценивалась в 2013 году в 2500 долларов США, что, по мнению авторов Кокрейновского обзора, было «скромным по сравнению с долгосрочными затратами». срочные медицинские, социальные, образовательные и юридические издержки, связанные с проблемами поведения детей». [4]

Эффекты [ править ]

Деструктивное поведение в детстве [ править ]

ПМТ — один из наиболее широко изученных методов лечения деструктивного поведения в детстве. [1] [4] [13] ПМТ, как правило, имел больший эффект для детей младшего возраста, чем для детей старшего возраста, хотя различия между возрастными группами не были статистически значимыми. [13] Улучшение психического здоровья родителей (депрессия, стресс, раздражительность, тревога и чувство уверенности) [4] а также отмечается поведение родителей. [13] Улучшения в поведении детей и родителей сохранялись в течение года после ППТ, хотя эффект был небольшим; очень мало исследований было проведено по продолжительности воздействия ПМТ. [13]

Семьи из экономически неблагополучных слоев населения с меньшей вероятностью получали пользу от ПМТ, чем их более благополучные коллеги, но эта разница нивелировалась, если семьи с низкими доходами получали индивидуальное, а не групповое лечение. [13] В целом групповые форматы проведения ППТ оказались менее эффективными, чем индивидуальные. [13] и добавление индивидуальной терапии для ребенка не улучшило результаты. [13] Родительская психопатология, злоупотребление психоактивными веществами и материнская депрессия связаны с менее успешными результатами; [1] это может быть связано с тем, что это влияет на «способность родителей учиться и закреплять изучаемые навыки», или родители не могут продолжать участвовать в программе или применять полученные навыки дома. [1]

Ферлонг и др . (2013) пришли к выводу, что групповая ППТ экономически эффективна для уменьшения проблем с поведением, а также улучшения здоровья родителей и родительских навыков, но недостаточно доказательств того, что она эффективна в отношении «эмоциональных проблем детей и образовательных проблем». и познавательные способности». [4]

в детстве возникающие заболевания , Другие

Хотя большая часть исследований ПМТ изучает его влияние на деструктивное поведение, его также изучали как средство вмешательства при других состояниях.

Конфликтность высока в семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при этом родители демонстрируют «более негативное и неэффективное воспитание (например, настойчивое, карательное, непоследовательное) и менее позитивное или теплое воспитание по сравнению с родителями детей без СДВГ». ". [6] PMT нацелен на дисфункциональное воспитание и школьные проблемы детей с СДВГ, такие как завершение работы и проблемы со сверстниками. [6] Пфиффнер и Хаак (2014) говорят, что ППТ хорошо зарекомендовал себя в качестве метода лечения детей школьного возраста с СДВГ, но остаются вопросы о лучших методах проведения ППТ. [6] Метаанализ научно обоснованного лечения СДВГ у детей еще раз подтверждает это, поскольку исследователи обнаружили широкие различия в том, как проводилась ППТ в предыдущих исследованиях. [14] В этом анализе также было отмечено, что врачи, участвовавшие в этих исследованиях, часто модифицировали обучение в зависимости от потребностей семьи. Однако это изменение не привело к существенным различиям в эффективности ПМТ в разных исследованиях. [14] Кокрейновский обзор 2011 года обнаружил некоторые доказательства того, что ППТ улучшает общее поведение детей и снижает родительский стресс при лечении СДВГ, но имеет ограниченное влияние на поведение, специфичное для СДВГ. [15] Авторы пришли к выводу, что данных для оценки школьной успеваемости не хватает, а в исследованиях существует риск систематической ошибки из-за плохой методологии; существующие доказательства не были достаточно убедительными, чтобы сформировать четкие клинические рекомендации в отношении ППТ при СДВГ или сказать, какая ППТ более эффективна — групповая или индивидуальная. [15]

Обзор долгосрочных результатов у детей с синдромом Туретта (ТС), проведенный в 2009 году, показал, что у детей с СТ, у которых есть другие сопутствующие заболевания , ППТ эффективен в борьбе со взрывным поведением и управлении гневом. [16]

США Национальный институт психического здоровья назвал «разрыв между научно обоснованным лечением и общественными услугами» областью, критически нуждающейся в дополнительных исследованиях; [17] ПМТ деструктивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра является областью текущих исследований. [18] [19]

Ограничения [ править ]

В исследовательской литературе существует значительная поддержка ПМТ, но были отмечены некоторые ограничения исследования. Общая проблема при внедрении научно обоснованных методов лечения в условиях сообщества (в отличие от исследований) заключается в том, что устойчивые эффекты, обнаруженные в клинических исследованиях, могут не распространяться на сложные группы населения и условия. [3] Чтобы решить эту проблему, метаанализ исследований ППТ, закодированных по критериям «реального мира», не выявил существенных различий в эффективности ППТ, когда он был доставлен в клинику по сравнению с популяциями, направленными в исследование, в рутинных условиях по сравнению с исследовательскими учреждениями или неспециалисты и терапевты-специалисты (например, имеющие прямые связи с разработчиками программ). [3] Повышенное внимание к влиянию культурного разнообразия на результаты ППМ – особенно с учетом того, что методы воспитания детей глубоко укоренены в культуре – требовалось в 1990-х годах; [5] : 224  [20] Обзор 2013 года показал, что акцент на этнических и культурных различиях неоправдан с точки зрения эффективности. [21]

Другим ограничением существующих исследований является то, что исследования, как правило, фокусируются на статистически значимых, а не клинически значимых изменениях (например, действительно ли улучшается ежедневное функционирование ребенка); [22] нет данных о долгосрочной устойчивости эффектов лечения; [4] и мало что известно о процессах или механизмах, с помощью которых ППТ улучшает результаты. [5] : 223 

Программы обучения, отличные от ППТ, могут быть лучше показаны «родителям со значительной психопатологией (например, проблемами управления гневом, СДВГ, депрессией, злоупотреблением психоактивными веществами), ограниченными когнитивными способностями илив крайне конфликтных супружеских/партнерских отношениях», или те родители, которые вряд ли или не могут посещать еженедельные занятия. [6]

История [ править ]

Обучение родительскому менеджменту было разработано в начале 1960-х годов в ответ на острую потребность американских детских консультационных клиник. Исследования, проведенные в национальной сети этих клиник, показали, что методы лечения, используемые для маленьких детей с деструктивным поведением, которые составляли большинство детей, обслуживаемых в этих клиниках, были в значительной степени неэффективными. Несколько детских психологов, в том числе Роберт Уолер, Констанс Ханф, Марта Э. Бернал и Джеральд Паттерсон, [7] были вдохновлены на разработку новых методов лечения, основанных на поведенческих принципах оперантного обусловливания и прикладном поведенческом анализе . Между 1965 и 1975 годами была разработана поведенческая модель обучения родителей, в которой упор делался на обучение родителей положительному подкреплению просоциального поведения ребенка (например, похвала ребенка за выполнение указаний), в то же время отрицательно стимулирующему антисоциальное поведение (например, отвлечение родительского внимания после того, как ребенок бросает истерика). [7] [9] : 169–170  В ранних работах Ханфа и Паттерсона выдвигалась гипотеза, что «обучение родителей принципам поведенческого подкрепления приведет к эффективным и устойчивым изменениям в поведении ребенка». [1] Ранние исследования этого подхода показали, что лечение было эффективным в краткосрочной перспективе в плане улучшения родительских навыков и снижения деструктивного поведения детей. [23] Паттерсон и его коллеги предположили, что неблагоприятные условия окружающей среды приводят к нарушениям в родительской практике, что затем способствует негативным последствиям для детей. [9] : 161 

После первоначальной разработки ПМТ вторая волна исследований с 1975 по 1985 год была сосредоточена на долгосрочных эффектах и ​​распространении лечения на условия, отличные от клиники (например, дома или в школе), более крупных семейных эффектах (таких как улучшение родительских навыков с помощью братья и сестры), а также улучшение поведения за пределами целевых областей (например, улучшение способности заводить друзей). [23] С 1985 года литература по ПМТ продолжает расширяться: исследователи изучают такие темы, как применение лечения для решения серьезных клинических проблем, борьба с сопротивлением клиентов лечению, профилактические программы и их внедрение в различных группах населения. [9] : 170–174 

Доказательства в поддержку ППТ не всегда тщательно исследовались; [4] будущие исследования должны изучить эффективность ППТ в семьях, подвергающихся наибольшему риску, рассмотреть родительскую психопатологию как фактор исходов, изучить, сохраняется ли польза от ППТ в долгосрочной перспективе, [1] и лучше учитывать изменчивость результатов в зависимости от практики в «реальных» условиях. [3]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Маликен AC, Кац Л.Ф. (июнь 2013 г.). «Изучение влияния родительской психопатологии и регуляции эмоций на научно обоснованные вмешательства в воспитание детей: трансдиагностический подход к повышению эффективности лечения». Clin Child Fam Psychol Rev. 16 (2): 173–86. дои : 10.1007/s10567-013-0132-4 . ПМИД   23595362 . S2CID   45147481 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ментинг А.Т., Оробио де Кастро Б., Маттис В. (декабрь 2013 г.). «Эффективность обучения родителей «Невероятные годы» изменению деструктивного и просоциального поведения детей: метааналитический обзор». Клин Psychol Rev. 33 (8): 901–13. дои : 10.1016/j.cpr.2013.07.006 . hdl : 1874/379971 . ПМИД   23994367 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Майкельсон Д., Давенпорт К., Дретцке Дж., Барлоу Дж., Дэй С (март 2013 г.). «Работают ли научно обоснованные вмешательства при проверке в «реальном мире?» Систематический обзор и метаанализ обучения родителей методам лечения деструктивного поведения детей» . Clin Child Fam Psychol Rev. 16 (1): 18–34. дои : 10.1007/s10567-013-0128-0 . ПМИД   23420407 . S2CID   207101543 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ферлонг М., МакГиллоуэй С., Байуотер Т., Хатчингс Дж., Смит С.М., Доннелли М. (март 2013 г.). «Кокрейновский обзор: поведенческие и когнитивно-поведенческие групповые родительские программы для решения проблем с поведением с ранним началом у детей в возрасте от 3 до 12 лет (обзор)». Здоровье детей на основе Evid . 8 (2): 318–692. дои : 10.1002/ebch.1905 . ПМИД   23877886 . S2CID   9390768 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Каздин А.Е. (2010). Обучение навыкам решения проблем и обучение родителям управлению поведением при оппозиционно-вызывающем расстройстве и расстройстве поведения. Доказательная психотерапия для детей и подростков (2-е изд.), 211–226. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Пфиффнер LJ, Хаак LM (октябрь 2014 г.). «Управление поведением детей школьного возраста с СДВГ» . Детский подростковый психиатр Clin N Am . 23 (4): 731–46. дои : 10.1016/j.chc.2014.05.014 . ПМК   4167345 . ПМИД   25220083 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Форхенд Р., Джонс DJ, Родитель Дж. (февраль 2013 г.). «Поведенческие родительские вмешательства при деструктивном поведении и тревоге детей: что отличается и что одинаково» . Клин Psychol Rev. 33 (1): 133–45. дои : 10.1016/j.cpr.2012.10.010 . ПМЦ   3534895 . ПМИД   23178234 .
  8. ^ Мейнк Ф., Клювер Л.Д., Оркин Ф.М., Куо С., Шарма А.Д., Хенсельс И.С., Шерр Л. (25 октября 2016 г.). «Пути от семейного неблагополучия через жестокое обращение со стороны родителей и психическое здоровье лиц, осуществляющих уход, к рискам для здоровья подростков в Южной Африке» . Журнал здоровья подростков . 60 (1): 57–64. дои : 10.1016/j.jadohealth.2016.08.016 . ISSN   1879-1972 . ПМК   5182105 . ПМИД   27793729 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Форгач М.С., Паттерсон Г.Р. (2010). Обучение родительскому менеджменту — модель штата Орегон: меры вмешательства при антисоциальном поведении детей и подростков. Доказательная психотерапия для детей и подростков (2-е изд.), 159–78. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Баркли Р.А. (2013). Непокорные дети: Руководство для врачей по оценке и обучению родителей. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  11. ^ Джонс Д.Д., Форхенд Р., Куэльяр Дж. и др. (март 2013 г.). «Использование инновационных технологий для улучшения психического здоровья детей: на примере поведенческого обучения родителей» . Клин Psychol Rev. 33 (2): 241–52. дои : 10.1016/j.cpr.2012.11.003 . ПМЦ   3566281 . ПМИД   23313761 .
  12. ^ Эйберг С.М., Нельсон М.М., Боггс С.Р. (январь 2008 г.). «Обоснованные на фактических данных психосоциальные методы лечения детей и подростков с деструктивным поведением» (PDF) . J Clin Детский подростковый психолог . 37 (1): 215–37. CiteSeerX   10.1.1.595.3142 . дои : 10.1080/15374410701820117 . ПМИД   18444059 . S2CID   53345 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2014 г. Проверено 18 декабря 2014 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лундал Б., Риссер Х.Дж., Лавджой MC (январь 2006 г.). «Метаанализ обучения родителей: модераторы и последующие эффекты» (PDF) . Клин Psychol Rev. 26 (1): 86–104. дои : 10.1016/j.cpr.2005.07.004 . ПМИД   16280191 . S2CID   19620388 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2015 г. Проверено 19 декабря 2014 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эванс С.В., Оуэнс Дж.С., Буфорд Н. (2014). «Доказательные психосоциальные методы лечения детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» . Журнал клинической детской и подростковой психологии . 43 (4): 527–51. дои : 10.1080/15374416.2013.850700 . ПМК   4025987 . ПМИД   24245813 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цви М., Джонс Х., Торгаард С., Йорк А., Деннис Дж.А. (2011). «Вмешательства по обучению родителей при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей в возрасте от 5 до 18 лет» (PDF) . Cochrane Database Syst Rev. 2011 (12): CD003018. дои : 10.1002/14651858.CD003018.pub3 . ПМК   6544776 . ПМИД   22161373 .
  16. ^ Блох М.Х., Лекман Дж.Ф. (декабрь 2009 г.). «Клиническое течение синдрома Туретта» . J Psychosom Res . 67 (6): 497–501. doi : 10.1016/j.jpsychores.2009.09.002 . ПМЦ   3974606 . ПМИД   19913654 .
  17. ^ Брукман-Фрейзи Л., Стамер А., Бейкер-Эриксен М.Дж., Цай К. (декабрь 2006 г.). «Родительские вмешательства для детей с аутистическим спектром и деструктивными расстройствами поведения: возможности для взаимного оплодотворения» . Clin Child Fam Psychol Rev. 9 (3–4): 181–200. дои : 10.1007/s10567-006-0010-4 . ПМК   3510783 . ПМИД   17053963 .
  18. ^ Беарсс К., Лекавалье Л., Миншави Н. и др. (апрель 2013 г.). «На пути к экспортируемой программе обучения родителей деструктивному поведению при расстройствах аутистического спектра» . Нейропсихиатрия . 3 (2): 169–180. дои : 10.2217/npy.13.14 . ПМЦ   3678377 . ПМИД   23772233 .
  19. ^ Ричоу Б., Коган С., Барбул С. и др. (27 августа 2014 г.). «Тренинг родительских навыков для родителей детей или взрослых с нарушениями развития: систематический обзор и протокол метаанализа» . БМЖ Опен . 4 (8): e005799. doi : 10.1136/bmjopen-2014-005799 . ПМК   4156800 . ПМИД   25164537 . Значок открытого доступа
  20. ^ Форхенд Р., Котчик Б.А. (1996). «Культурное разнообразие: тревожный сигнал для обучения родителей». Поведенческая терапия . 27 (2): 187–206. дои : 10.1016/S0005-7894(96)80014-1 .
  21. ^ Ортис С., Дель Веккио Т. (сентябрь 2013 г.). «Культурное разнообразие: нужен ли нам новый тревожный сигнал для обучения родителей?». Веди себя там . 44 (3): 443–58. дои : 10.1016/j.beth.2013.03.009 . ПМИД   23768671 .
  22. ^ Каздин А.Е. (1997). «Обучение родительскому менеджменту: доказательства, результаты и проблемы» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 36 (10): 1349–56. дои : 10.1097/00004583-199710000-00016 . ПМИД   9334547 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форхенд Р., Котчик Б.А., Шаффер А., Макки Л.Г. (2010). «Тренинг родительского менеджмента». Энциклопедия психологии Корсини . дои : 10.1002/9780470479216.corpsy0639 . ISBN  978-0-470-47921-6 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Баркли Р.А., Бентон К.М. (2013). Ваш дерзкий ребенок: 8 шагов к лучшему поведению (второе изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  • Баркли Р.А., Бентон К.М. (2013). Ваш дерзкий подросток: 10 шагов к разрешению конфликта и восстановлению отношений (второе изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  • Форхенд Р., Лафко Н., Пэрент Дж., Берт К.Б. (декабрь 2014 г.). «Является ли воспитание медиатором изменений в поведенческом обучении родителей для решения проблем молодежи?» . Клин Psychol Rev. 34 (8): 608–619. дои : 10.1016/j.cpr.2014.10.001 . ПМЦ   4254490 . ПМИД   25455625 .
  • Каздин А.Е. (2009). Метод Каздина для воспитания непокорных детей . Нью-Йорк: Первые книги моряков.
  • Каздин А.Е. (2014). Набор инструментов для повседневного воспитания: метод Каздина для простых, шаг за шагом и устойчивых изменений для вас и вашего ребенка . Нью-Йорк: Первые книги моряков.
  • Вебстер-Страттон С (2006). Невероятные годы: руководство по устранению неполадок для родителей детей в возрасте 2–8 лет . Сиэтл: невероятные годы.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dbae8f3045ac84bd11d017d5b421273__1716835020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/73/4dbae8f3045ac84bd11d017d5b421273.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Parent management training - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)