Обучение родительскому менеджменту
Обучение управлению родителями ( PMT ), также известное как поведенческое обучение родителей ( BPT ) или просто обучение родителей , представляет собой совокупность лечебных программ, целью которых является изменение поведения родителей, обучение родителей методам положительного подкрепления для улучшения поведения детей дошкольного и школьного возраста. проблемы (такие как агрессия, гиперактивность, истерики и трудности с выполнением указаний). [1]
ППМ является одним из наиболее изученных методов лечения деструктивного поведения, особенно оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР) и расстройства поведения (КР); [1] [2] [3] эффективно снижает деструктивное поведение детей [3] и улучшение психического здоровья родителей. [4] ПМТ также изучался как средство лечения деструктивного поведения у детей с другими заболеваниями. Ограничения существующих исследований по ППТ включают недостаток знаний о механизмах изменений. [5] и отсутствие исследований долгосрочных результатов. [4] ППМ может быть труднее реализовать, если родители не могут в полной мере участвовать из-за психопатологии, ограниченных когнитивных способностей, частых конфликтов с партнерами или неспособности посещать еженедельные занятия. [6]
Первоначально PMT был разработан в 1960-х годах детскими психологами, которые изучали изменение деструктивного поведения детей путем вмешательства с целью изменения поведения родителей. [7] Модель была вдохновлена принципами оперантного обусловливания и прикладного поведенческого анализа . Лечение, которое обычно длится несколько месяцев, направлено на то, чтобы родители научились обеспечивать положительное подкрепление, такое как похвала и вознаграждение, за подходящее поведение детей, одновременно устанавливая надлежащие ограничения, используя такие методы, как отстранение внимания за ненадлежащее поведение.
Технический [ править ]
Плохое воспитание, неадекватный родительский надзор, непостоянная дисциплина, состояние психического здоровья родителей, стресс или злоупотребление психоактивными веществами — все это способствует раннему возникновению проблем с поведением; в результате издержки для общества высоки. [4] В частности, в развивающихся странах социально-экономическое неблагополучие семьи является важным предиктором жестокого воспитания, которое влияет на психологические, поведенческие и физические последствия для здоровья подростков. [8] Негативная практика воспитания и негативное поведение детей дополняют друг друга в «принудительном цикле», в котором один человек начинает с использования негативного поведения для контроля поведения другого человека. Этот человек, в свою очередь, отвечает негативным поведением, и негативный обмен обостряется до тех пор, пока негативное поведение одного человека не «выиграет» битву. [9] : 161 Например, если ребенок устраивает истерику, чтобы избежать выполнения работы по дому, родитель может в ответ крикнуть, что ребенок должен это сделать, на что ребенок отвечает истерикой еще громче, и в этот момент родитель может уступить ребенку. чтобы избежать дальнейших сбоев. Таким образом, истерики ребенка усиливаются; устроив истерику, он/он достиг конечной цели – отвлечься от работы по дому. PMT стремится сломать стереотипы, которые закрепляют негативное поведение, вместо этого обучая родителей подкреплять позитивное поведение. [1]
Содержание PMT, а также последовательность навыков в рамках обучения варьируются в зависимости от используемого подхода. В большинстве программ ППТ родителей учат определять и записывать наблюдения за поведением своего ребенка, как положительные, так и отрицательные; это может включать использование диаграммы прогресса . Эта процедура мониторинга предоставляет родителям и терапевту полезную информацию для постановки конкретных целей лечения и оценки прогресса ребенка с течением времени. [5] : 216 [9] : 166 Родители учатся давать конкретные и краткие инструкции, глядя в глаза и разговаривая спокойно. [9] : 167
Обеспечение положительного подкрепления соответствующего поведения ребенка является основным направлением ППТ. Обычно родители учатся вознаграждать соответствующее поведение с помощью социальных вознаграждений (таких как похвала, улыбки и объятия), а также конкретных наград (например, наклеек или указаний на более крупную награду в рамках системы стимулирования, созданной совместно с ребенком). [5] : 216 Кроме того, родители учатся выбирать простое поведение в качестве первоначального фокуса и вознаграждать каждый маленький шаг, который делает их ребенок на пути к достижению более крупной цели (эта концепция называется «последовательными приближениями»). [5] : 216 [9] : 162
PMT также учит родителей правильно устанавливать ограничения, используя структурированные методы в ответ на негативное поведение своего ребенка. Различные способы, которыми родителей учат реагировать на положительное и отрицательное поведение детей, иногда называют дифференциальным подкреплением. Родители практикуют игнорирование умеренно раздражающего, но не опасного поведения. После нежелательного поведения родителей также знакомят с правильным использованием техники тайм-аута , при которой родители отвлекают внимание от ребенка (что служит формой подкрепления) на определенный период времени. [10] : 128 Родители также учатся систематически лишать своего ребенка привилегий, таких как просмотр телевизора или время для игр, в ответ на нежелательное поведение. Во всех этих стратегиях терапевт подчеркивает, что последствия следует применять спокойно, немедленно и последовательно и уравновешивать поощрением позитивного поведения. [9] : 168
Помимо положительного подкрепления и установления ограничений дома, многие программы ППТ включают сотрудничество с учителем ребенка, чтобы отслеживать поведение ребенка в школе и связывать его с программой вознаграждения дома. [5] : 216 [10] : 151 Еще одним распространенным элементом многих программ ПМТ является подготовка родителей к управлению проблемным поведением в ситуациях, которые обычно сложны для ребенка, например, в общественном месте. [10] : 151
Обучение обычно проводится терапевтами (психологами или социальными работниками) для отдельных семей или групп семей и проводится в первую очередь с родителями, а не с ребенком, хотя дети могут участвовать в нем по усмотрению терапевта и родителей. [9] : 162 Типичный курс обучения состоит из 12 основных еженедельных занятий. [5] : 215 с различными программами от 4 до 24 занятий в неделю. [4]
ППТ используется недостаточно, а обучение терапевтов и других поставщиков медицинских услуг ограничено; он не получил широкого применения за пределами клинических и исследовательских целей. [11]
Программы [ править ]
Теория, лежащая в основе ППТ, «неоднократно подтверждалась», и многие программы соответствуют «критериям золотого стандарта для хорошо зарекомендовавших себя вмешательств». [1] Все существующие программы обучают более совершенным родительским навыкам и подчеркивают, что отношения между родителями и детьми являются «двунаправленными». [1]
Конкретные программы лечения, которые в широком смысле можно охарактеризовать как ПМТ, включают терапию взаимодействия родителей и детей (PCIT), [1] тренинг для родителей «Невероятные годы» (IYPT), [2] программа позитивного воспитания (Тройное П), [1] и обучение родительскому менеджменту – модель штата Орегон (PMTO). [12] PCIT, IYPT, Triple P и Помощь ребенку, не соблюдающему требования (HNC), являются одними из наиболее часто используемых PMT; [1] по мнению Ментинга и др . (2013), IYPT «считается «планом» по предотвращению насилия». [2]
Стоимость программ группового обучения родителей, направленных на то, чтобы привести среднего ребенка к неклиническому диапазону поведенческих нарушений, на одну семью, оценивалась в 2013 году в 2500 долларов США, что, по мнению авторов Кокрейновского обзора, было «скромным по сравнению с долгосрочными затратами». срочные медицинские, социальные, образовательные и юридические издержки, связанные с проблемами поведения детей». [4]
Эффекты [ править ]
Деструктивное поведение в детстве [ править ]
ПМТ — один из наиболее широко изученных методов лечения деструктивного поведения в детстве. [1] [4] [13] ПМТ, как правило, имел больший эффект для детей младшего возраста, чем для детей старшего возраста, хотя различия между возрастными группами не были статистически значимыми. [13] Улучшение психического здоровья родителей (депрессия, стресс, раздражительность, тревога и чувство уверенности) [4] а также отмечается поведение родителей. [13] Улучшения в поведении детей и родителей сохранялись в течение года после ППТ, хотя эффект был небольшим; очень мало исследований было проведено по продолжительности воздействия ПМТ. [13]
Семьи из экономически неблагополучных слоев населения с меньшей вероятностью получали пользу от ПМТ, чем их более благополучные коллеги, но эта разница нивелировалась, если семьи с низкими доходами получали индивидуальное, а не групповое лечение. [13] В целом групповые форматы проведения ППТ оказались менее эффективными, чем индивидуальные. [13] и добавление индивидуальной терапии для ребенка не улучшило результаты. [13] Родительская психопатология, злоупотребление психоактивными веществами и материнская депрессия связаны с менее успешными результатами; [1] это может быть связано с тем, что это влияет на «способность родителей учиться и закреплять изучаемые навыки», или родители не могут продолжать участвовать в программе или применять полученные навыки дома. [1]
Ферлонг и др . (2013) пришли к выводу, что групповая ППТ экономически эффективна для уменьшения проблем с поведением, а также улучшения здоровья родителей и родительских навыков, но недостаточно доказательств того, что она эффективна в отношении «эмоциональных проблем детей и образовательных проблем». и познавательные способности». [4]
в детстве возникающие заболевания , Другие
Хотя большая часть исследований ПМТ изучает его влияние на деструктивное поведение, его также изучали как средство вмешательства при других состояниях.
Конфликтность высока в семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при этом родители демонстрируют «более негативное и неэффективное воспитание (например, настойчивое, карательное, непоследовательное) и менее позитивное или теплое воспитание по сравнению с родителями детей без СДВГ». ". [6] PMT нацелен на дисфункциональное воспитание и школьные проблемы детей с СДВГ, такие как завершение работы и проблемы со сверстниками. [6] Пфиффнер и Хаак (2014) говорят, что ППТ хорошо зарекомендовал себя в качестве метода лечения детей школьного возраста с СДВГ, но остаются вопросы о лучших методах проведения ППТ. [6] Метаанализ научно обоснованного лечения СДВГ у детей еще раз подтверждает это, поскольку исследователи обнаружили широкие различия в том, как проводилась ППТ в предыдущих исследованиях. [14] В этом анализе также было отмечено, что врачи, участвовавшие в этих исследованиях, часто модифицировали обучение в зависимости от потребностей семьи. Однако это изменение не привело к существенным различиям в эффективности ПМТ в разных исследованиях. [14] Кокрейновский обзор 2011 года обнаружил некоторые доказательства того, что ППТ улучшает общее поведение детей и снижает родительский стресс при лечении СДВГ, но имеет ограниченное влияние на поведение, специфичное для СДВГ. [15] Авторы пришли к выводу, что данных для оценки школьной успеваемости не хватает, а в исследованиях существует риск систематической ошибки из-за плохой методологии; существующие доказательства не были достаточно убедительными, чтобы сформировать четкие клинические рекомендации в отношении ППТ при СДВГ или сказать, какая ППТ более эффективна — групповая или индивидуальная. [15]
Обзор долгосрочных результатов у детей с синдромом Туретта (ТС), проведенный в 2009 году, показал, что у детей с СТ, у которых есть другие сопутствующие заболевания , ППТ эффективен в борьбе со взрывным поведением и управлении гневом. [16]
США Национальный институт психического здоровья назвал «разрыв между научно обоснованным лечением и общественными услугами» областью, критически нуждающейся в дополнительных исследованиях; [17] ПМТ деструктивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра является областью текущих исследований. [18] [19]
Ограничения [ править ]
В исследовательской литературе существует значительная поддержка ПМТ, но были отмечены некоторые ограничения исследования. Общая проблема при внедрении научно обоснованных методов лечения в условиях сообщества (в отличие от исследований) заключается в том, что устойчивые эффекты, обнаруженные в клинических исследованиях, могут не распространяться на сложные группы населения и условия. [3] Чтобы решить эту проблему, метаанализ исследований ППТ, закодированных по критериям «реального мира», не выявил существенных различий в эффективности ППТ, когда он был доставлен в клинику по сравнению с популяциями, направленными в исследование, в рутинных условиях по сравнению с исследовательскими учреждениями или неспециалисты и терапевты-специалисты (например, имеющие прямые связи с разработчиками программ). [3] Повышенное внимание к влиянию культурного разнообразия на результаты ППМ – особенно с учетом того, что методы воспитания детей глубоко укоренены в культуре – требовалось в 1990-х годах; [5] : 224 [20] Обзор 2013 года показал, что акцент на этнических и культурных различиях неоправдан с точки зрения эффективности. [21]
Другим ограничением существующих исследований является то, что исследования, как правило, фокусируются на статистически значимых, а не клинически значимых изменениях (например, действительно ли улучшается ежедневное функционирование ребенка); [22] нет данных о долгосрочной устойчивости эффектов лечения; [4] и мало что известно о процессах или механизмах, с помощью которых ППТ улучшает результаты. [5] : 223
Программы обучения, отличные от ППТ, могут быть лучше показаны «родителям со значительной психопатологией (например, проблемами управления гневом, СДВГ, депрессией, злоупотреблением психоактивными веществами), ограниченными когнитивными способностями илив крайне конфликтных супружеских/партнерских отношениях», или те родители, которые вряд ли или не могут посещать еженедельные занятия. [6]
История [ править ]
Обучение родительскому менеджменту было разработано в начале 1960-х годов в ответ на острую потребность американских детских консультационных клиник. Исследования, проведенные в национальной сети этих клиник, показали, что методы лечения, используемые для маленьких детей с деструктивным поведением, которые составляли большинство детей, обслуживаемых в этих клиниках, были в значительной степени неэффективными. Несколько детских психологов, в том числе Роберт Уолер, Констанс Ханф, Марта Э. Бернал и Джеральд Паттерсон, [7] были вдохновлены на разработку новых методов лечения, основанных на поведенческих принципах оперантного обусловливания и прикладном поведенческом анализе . Между 1965 и 1975 годами была разработана поведенческая модель обучения родителей, в которой упор делался на обучение родителей положительному подкреплению просоциального поведения ребенка (например, похвала ребенка за выполнение указаний), в то же время отрицательно стимулирующему антисоциальное поведение (например, отвлечение родительского внимания после того, как ребенок бросает истерика). [7] [9] : 169–170 В ранних работах Ханфа и Паттерсона выдвигалась гипотеза, что «обучение родителей принципам поведенческого подкрепления приведет к эффективным и устойчивым изменениям в поведении ребенка». [1] Ранние исследования этого подхода показали, что лечение было эффективным в краткосрочной перспективе в плане улучшения родительских навыков и снижения деструктивного поведения детей. [23] Паттерсон и его коллеги предположили, что неблагоприятные условия окружающей среды приводят к нарушениям в родительской практике, что затем способствует негативным последствиям для детей. [9] : 161
После первоначальной разработки ПМТ вторая волна исследований с 1975 по 1985 год была сосредоточена на долгосрочных эффектах и распространении лечения на условия, отличные от клиники (например, дома или в школе), более крупных семейных эффектах (таких как улучшение родительских навыков с помощью братья и сестры), а также улучшение поведения за пределами целевых областей (например, улучшение способности заводить друзей). [23] С 1985 года литература по ПМТ продолжает расширяться: исследователи изучают такие темы, как применение лечения для решения серьезных клинических проблем, борьба с сопротивлением клиентов лечению, профилактические программы и их внедрение в различных группах населения. [9] : 170–174
Доказательства в поддержку ППТ не всегда тщательно исследовались; [4] будущие исследования должны изучить эффективность ППТ в семьях, подвергающихся наибольшему риску, рассмотреть родительскую психопатологию как фактор исходов, изучить, сохраняется ли польза от ППТ в долгосрочной перспективе, [1] и лучше учитывать изменчивость результатов в зависимости от практики в «реальных» условиях. [3]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Маликен AC, Кац Л.Ф. (июнь 2013 г.). «Изучение влияния родительской психопатологии и регуляции эмоций на научно обоснованные вмешательства в воспитание детей: трансдиагностический подход к повышению эффективности лечения». Clin Child Fam Psychol Rev. 16 (2): 173–86. дои : 10.1007/s10567-013-0132-4 . ПМИД 23595362 . S2CID 45147481 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ментинг А.Т., Оробио де Кастро Б., Маттис В. (декабрь 2013 г.). «Эффективность обучения родителей «Невероятные годы» изменению деструктивного и просоциального поведения детей: метааналитический обзор». Клин Psychol Rev. 33 (8): 901–13. дои : 10.1016/j.cpr.2013.07.006 . hdl : 1874/379971 . ПМИД 23994367 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Майкельсон Д., Давенпорт К., Дретцке Дж., Барлоу Дж., Дэй С (март 2013 г.). «Работают ли научно обоснованные вмешательства при проверке в «реальном мире?» Систематический обзор и метаанализ обучения родителей методам лечения деструктивного поведения детей» . Clin Child Fam Psychol Rev. 16 (1): 18–34. дои : 10.1007/s10567-013-0128-0 . ПМИД 23420407 . S2CID 207101543 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ферлонг М., МакГиллоуэй С., Байуотер Т., Хатчингс Дж., Смит С.М., Доннелли М. (март 2013 г.). «Кокрейновский обзор: поведенческие и когнитивно-поведенческие групповые родительские программы для решения проблем с поведением с ранним началом у детей в возрасте от 3 до 12 лет (обзор)». Здоровье детей на основе Evid . 8 (2): 318–692. дои : 10.1002/ebch.1905 . ПМИД 23877886 . S2CID 9390768 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Каздин А.Е. (2010). Обучение навыкам решения проблем и обучение родителям управлению поведением при оппозиционно-вызывающем расстройстве и расстройстве поведения. Доказательная психотерапия для детей и подростков (2-е изд.), 211–226. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Пфиффнер LJ, Хаак LM (октябрь 2014 г.). «Управление поведением детей школьного возраста с СДВГ» . Детский подростковый психиатр Clin N Am . 23 (4): 731–46. дои : 10.1016/j.chc.2014.05.014 . ПМК 4167345 . ПМИД 25220083 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Форхенд Р., Джонс DJ, Родитель Дж. (февраль 2013 г.). «Поведенческие родительские вмешательства при деструктивном поведении и тревоге детей: что отличается и что одинаково» . Клин Psychol Rev. 33 (1): 133–45. дои : 10.1016/j.cpr.2012.10.010 . ПМЦ 3534895 . ПМИД 23178234 .
- ^ Мейнк Ф., Клювер Л.Д., Оркин Ф.М., Куо С., Шарма А.Д., Хенсельс И.С., Шерр Л. (25 октября 2016 г.). «Пути от семейного неблагополучия через жестокое обращение со стороны родителей и психическое здоровье лиц, осуществляющих уход, к рискам для здоровья подростков в Южной Африке» . Журнал здоровья подростков . 60 (1): 57–64. дои : 10.1016/j.jadohealth.2016.08.016 . ISSN 1879-1972 . ПМК 5182105 . ПМИД 27793729 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Форгач М.С., Паттерсон Г.Р. (2010). Обучение родительскому менеджменту — модель штата Орегон: меры вмешательства при антисоциальном поведении детей и подростков. Доказательная психотерапия для детей и подростков (2-е изд.), 159–78. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Баркли Р.А. (2013). Непокорные дети: Руководство для врачей по оценке и обучению родителей. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Джонс Д.Д., Форхенд Р., Куэльяр Дж. и др. (март 2013 г.). «Использование инновационных технологий для улучшения психического здоровья детей: на примере поведенческого обучения родителей» . Клин Psychol Rev. 33 (2): 241–52. дои : 10.1016/j.cpr.2012.11.003 . ПМЦ 3566281 . ПМИД 23313761 .
- ^ Эйберг С.М., Нельсон М.М., Боггс С.Р. (январь 2008 г.). «Обоснованные на фактических данных психосоциальные методы лечения детей и подростков с деструктивным поведением» (PDF) . J Clin Детский подростковый психолог . 37 (1): 215–37. CiteSeerX 10.1.1.595.3142 . дои : 10.1080/15374410701820117 . ПМИД 18444059 . S2CID 53345 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2014 г. Проверено 18 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лундал Б., Риссер Х.Дж., Лавджой MC (январь 2006 г.). «Метаанализ обучения родителей: модераторы и последующие эффекты» (PDF) . Клин Psychol Rev. 26 (1): 86–104. дои : 10.1016/j.cpr.2005.07.004 . ПМИД 16280191 . S2CID 19620388 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2015 г. Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эванс С.В., Оуэнс Дж.С., Буфорд Н. (2014). «Доказательные психосоциальные методы лечения детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» . Журнал клинической детской и подростковой психологии . 43 (4): 527–51. дои : 10.1080/15374416.2013.850700 . ПМК 4025987 . ПМИД 24245813 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цви М., Джонс Х., Торгаард С., Йорк А., Деннис Дж.А. (2011). «Вмешательства по обучению родителей при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей в возрасте от 5 до 18 лет» (PDF) . Cochrane Database Syst Rev. 2011 (12): CD003018. дои : 10.1002/14651858.CD003018.pub3 . ПМК 6544776 . ПМИД 22161373 .
- ^ Блох М.Х., Лекман Дж.Ф. (декабрь 2009 г.). «Клиническое течение синдрома Туретта» . J Psychosom Res . 67 (6): 497–501. doi : 10.1016/j.jpsychores.2009.09.002 . ПМЦ 3974606 . ПМИД 19913654 .
- ^ Брукман-Фрейзи Л., Стамер А., Бейкер-Эриксен М.Дж., Цай К. (декабрь 2006 г.). «Родительские вмешательства для детей с аутистическим спектром и деструктивными расстройствами поведения: возможности для взаимного оплодотворения» . Clin Child Fam Psychol Rev. 9 (3–4): 181–200. дои : 10.1007/s10567-006-0010-4 . ПМК 3510783 . ПМИД 17053963 .
- ^ Беарсс К., Лекавалье Л., Миншави Н. и др. (апрель 2013 г.). «На пути к экспортируемой программе обучения родителей деструктивному поведению при расстройствах аутистического спектра» . Нейропсихиатрия . 3 (2): 169–180. дои : 10.2217/npy.13.14 . ПМЦ 3678377 . ПМИД 23772233 .
- ^ Ричоу Б., Коган С., Барбул С. и др. (27 августа 2014 г.). «Тренинг родительских навыков для родителей детей или взрослых с нарушениями развития: систематический обзор и протокол метаанализа» . БМЖ Опен . 4 (8): e005799. doi : 10.1136/bmjopen-2014-005799 . ПМК 4156800 . ПМИД 25164537 .
- ^ Форхенд Р., Котчик Б.А. (1996). «Культурное разнообразие: тревожный сигнал для обучения родителей». Поведенческая терапия . 27 (2): 187–206. дои : 10.1016/S0005-7894(96)80014-1 .
- ^ Ортис С., Дель Веккио Т. (сентябрь 2013 г.). «Культурное разнообразие: нужен ли нам новый тревожный сигнал для обучения родителей?». Веди себя там . 44 (3): 443–58. дои : 10.1016/j.beth.2013.03.009 . ПМИД 23768671 .
- ^ Каздин А.Е. (1997). «Обучение родительскому менеджменту: доказательства, результаты и проблемы» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 36 (10): 1349–56. дои : 10.1097/00004583-199710000-00016 . ПМИД 9334547 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форхенд Р., Котчик Б.А., Шаффер А., Макки Л.Г. (2010). «Тренинг родительского менеджмента». Энциклопедия психологии Корсини . дои : 10.1002/9780470479216.corpsy0639 . ISBN 978-0-470-47921-6 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Баркли Р.А., Бентон К.М. (2013). Ваш дерзкий ребенок: 8 шагов к лучшему поведению (второе изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Баркли Р.А., Бентон К.М. (2013). Ваш дерзкий подросток: 10 шагов к разрешению конфликта и восстановлению отношений (второе изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Форхенд Р., Лафко Н., Пэрент Дж., Берт К.Б. (декабрь 2014 г.). «Является ли воспитание медиатором изменений в поведенческом обучении родителей для решения проблем молодежи?» . Клин Psychol Rev. 34 (8): 608–619. дои : 10.1016/j.cpr.2014.10.001 . ПМЦ 4254490 . ПМИД 25455625 .
- Каздин А.Е. (2009). Метод Каздина для воспитания непокорных детей . Нью-Йорк: Первые книги моряков.
- Каздин А.Е. (2014). Набор инструментов для повседневного воспитания: метод Каздина для простых, шаг за шагом и устойчивых изменений для вас и вашего ребенка . Нью-Йорк: Первые книги моряков.
- Вебстер-Страттон С (2006). Невероятные годы: руководство по устранению неполадок для родителей детей в возрасте 2–8 лет . Сиэтл: невероятные годы.