Jump to content

Социальный класс в Тибете

(Перенаправлено из Социальных классов Тибета )
Тубтен Гьяцо, 13-й Далай-лама, фотография в Калькутте в 1910 году.

существовало три основные феодальные социальные группы в Тибете До 1959 года : простые миряне ( ми сер по-тибетски), светская знать ( сгер па ) ​​и монахи . [1] Обычного мирянина можно было бы далее отнести к крестьянину- земледельцу ( шинг-па ). [ нужна ссылка ] или кочующий скотовод ( трокпа ). [ нужна ссылка ] Чтобы влиять на политику и религию, требовалось вступление в монашество и военную службу.

средний . и низкий В сводах законов династий Цангпа (1565–1642) и Ганден Пходранг (1642–1950) различались три социальных слоя: высокий, Каждый, в свою очередь, был разделен на три класса, всего девять классов. Социальный статус представлял собой формальную классификацию, в основном наследственную, и имел правовые последствия: например, компенсация, выплачиваемая за убийство представителя этих классов, варьировалась от 5 (для самого низкого) до 200 «сун» для второго по величине члена. из дворянских родов.

Дворяне, правительственные чиновники и монахи чистого поведения относились к высшему дивизиону, только – вероятно – Далай-лама занимал самую высокую должность. Средний класс содержал большую часть населения и варьировался от мелких государственных чиновников до налогоплательщиков и крестьян-землевладельцев и безземельных крестьян. Социальная мобильность была возможна в среднем дивизионе. [2] В нижнем отделе находились рагьябпа разных типов: например, кузнецы и мясники . Самый низший класс содержал палачей , а также (в кодексе Цанга) холостяков и гермафродитов . [3]

Антропологи представили различные таксономии среднего социального слоя, отчасти потому, что они изучали конкретные регионы Тибета, и эти термины не были универсальными. [4] [5] [6] [7] Однако и Мелвин Гольдштейн , и Джефф Чайлдс разделили население на три основных типа: [8] [9]

В средней группе семьи-налогоплательщики могут быть весьма состоятельными. [10] В зависимости от района каждая категория имела разные обязанности с точки зрения налогов и труда. [11] Членство в каждом из этих классов было преимущественно наследственным ; связь между подданными, их сословием и сюзереном аналогичным образом передавалась через параллельное происхождение. Класс налогоплательщиков, хотя и был самым маленьким среди трех подклассов, занимал более высокое положение с точки зрения политического и экономического статуса.

Вопрос о том, крепостное право преобладало ли в традиционном тибетском обществе , является спорным; Хайди Фьельд [ нет ] выступает за умеренную позицию, признавая, что крепостное право существовало, но не было повсеместным в Тибете .

Высший дивизион

[ редактировать ]

Самый высокий представитель высшего класса был пуст или, возможно, содержал только Далай-ламу. [3]

Дворянство

[ редактировать ]

Средний класс высшего дивизиона – высший, достижимый на практике – возглавлялся потомственным дворянством. Ябши считались потомками Далай-лам, депоны — потомками древних царских родов, мидак находились на несколько более низком уровне. [12]

Существовала «небольшая группа из примерно 30 семей с более высоким статусом» и «от 120 до 170 низших или «простых» аристократических семей». [13]

Высшие правительственные чиновники и монахи

[ редактировать ]

Высшие государственные чиновники назначались из числа аристократии . Чиновники-монахи обычно набирались из среднего класса Лхасы, семей существующих чиновников-монахов или были вторыми сыновьями аристократии. Обычно они были монахами только номинально, и одной ночи, проведенной в монастыре, было достаточно, чтобы стать монахом для этой цели. [14]

Средний дивизион

[ редактировать ]

Семьи налогоплательщиков

[ редактировать ]

Налогоплательщики треба (также тралпа или храл-па ) жили в «корпоративных семейных единицах», которые по наследству владели поместьями, арендованными у их районных властей, вместе с правами на землю . В обзоре района Гьянце, проведенном Гольдштейном, он обнаружил, что семья налогоплательщиков обычно владела 20 акрами (81 000 м 2 ). 2 ) до 300 акров (1,2 км 2 ) земли каждый. Их основной гражданской обязанностью была уплата налогов ( тре-ба и храл-па означает «налогоплательщик»), а также предоставление барщинных услуг, включающих как человеческий, так и животный труд, их районным властям. [9] У них был комфортный уровень жизни. Они также часто практиковали полиандрию в браке и другие практики, чтобы сохранить один брак на поколение и избежать разделения земельных владений.

Домохозяева

[ редактировать ]

Класс домохозяев ( ду-чжун , дуд-чунг-ба [9] duiqoin , duiqion, düchung, dudchhung, duigoin или dujung ) включали в себя крестьян, владевших лишь небольшими участками земли, являвшимися юридически и буквально «индивидуальными» владениями. Это отличалось от семей налогоплательщиков, которые владели землей как семейная корпорация. Правила наследования земли для домовладельцев сильно отличались от семейных правил налогоплательщиков, поскольку не было уверенности в том, унаследует ли земельный участок его сын. Окружная власть — правительственная, монастырская или аристократическая — была конечным землевладельцем и решала вопросы наследования. Однако по сравнению с семьями налогоплательщиков домохозяева имели более легкие налоговые обязательства и только барщинные обязательства по труду перед своими районными властями. Эти обязательства, в отличие от семейных обязательств налогоплательщика, ложились только на самого гражданина, а не на его семью.

Безземельные крестьяне

[ редактировать ]

Безземельные крестьяне ( ми-бо ) не имели наследственных прав на землю. Они по-прежнему были обязаны «владеть» поместьем в соответствии со своим статусом ми-сера . В отличие от семей налогоплательщиков и домовладельцев, они имели свободу идти куда хотели и могли заниматься торговлей или ремеслами. [15] Занимаясь сельским хозяйством, они могут арендовать землю у семей налогоплательщиков и в качестве оплаты брать на себя работу для этих семей. Как и домовладельцы, безземельные крестьяне также использовали ресурсы в своем личном качестве, которые не передавались по наследству.

Относительная свобода статуса ми-бо обычно приобреталась за счет ежегодной платы за поместье, которому принадлежало ми-бо. Плата могла быть увеличена, если ми-бо процветало, и сеньор все еще мог потребовать специальную барщинную работу, например, для особого события.

Статус мог быть аннулирован по желанию владельца поместья. Потомки ми-бо не наследовали автоматически статус «ми-бо», они унаследовали статус «ми-сер» и могли быть привлечены к службе в более раннем подростковом возрасте или должны были платить свои собственные деньги. плата ми-бо. [2]

Нижний дивизион

[ редактировать ]

Феодальный класс рагьябпа находился на нижнем уровне и выполнял «нечистую» работу. Сюда входили рыбаки, мясники, палачи, утилизаторы трупов, кузнецы, ювелиры и проститутки. Рагьябпа также были разделены на три подразделения: например, ювелир занимал высшую ступень в третьем феодальном классе и не считался таким оскверненным, как палач, находившийся в самом низшем.

Нангзан – Домашняя прислуга

[ редактировать ]

Согласно китайским правительственным источникам, Нангзан (также Нангзен, Нангзан, Нангсен ) были потомственными домашними слугами, составлявшими 5% населения. [16] [17]

По мнению американского китаеведа А. Тома Грюнфельда, в Тибете было немного рабов. Грюнфельд цитирует сэра Чарльза Белла , британского колониального чиновника в долине Чумби в начале 20-го века и тибетолога, который писал о рабах в виде маленьких детей, которые были украдены или куплены у их родителей, слишком бедных, чтобы их содержать, чтобы их привезли. выращивали и содержали или продавали в рабство. [18] Эти дети прибыли в основном из юго-восточного Тибета и территорий племен, проживавших между Тибетом и Ассамом. [19] Грюнфельд опускает пояснения Белла о том, что в 1905 году их было «дюжина или две» и что это была «очень мягкая форма рабства». [20] По словам тибетского писателя в изгнании Джамьянга Норбу , более поздние отчеты жителей Запада, посетивших Тибет, и даже постоянных иностранных жителей, таких как Генрих Харрер , Питер Ауфшнайтер , Хью Ричардсон и Дэвид Макдональд, не содержат упоминаний о какой-либо такой практике, что позволяет предположить, что 13-й Далай-лама возможно, полностью устранил эту практику в своих реформах. [20]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Снеллгроув, История культуры , стр. 257–259.
  2. ^ Jump up to: а б Гольдштейн 1986 г.
  3. ^ Jump up to: а б французский п. 114
  4. ^ Jump up to: а б с Гольдштейн (май 1971 г.) стр.524
  5. ^ Сэмюэл, Джеффри (февраль 1982 г.) Тибет как общество без гражданства и некоторые исламские параллели. Журнал азиатских исследований, Vol. 41, № 2, стр. 215–229.
  6. ^ Гольдштейн (1971), стр. 64–65.
  7. ^ Чайлдс (2003), стр. 441–442.
  8. ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн (1971), стр. 65–66.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Чайлдс (2003), стр. 427–428.
  10. ^ Гольдштейн (1971) стр.67
  11. ^ Лэрд (2006) с. 319
  12. ^ Французский стр. 113
  13. ^ Гольдштейн 1989, с. 6
  14. ^ Гольдштейн 1989, с. 6-9
  15. ^ Гольдштейн 1987
  16. ^ «Феодально-крепостное право в Старом Тибете» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 года.
  17. ^ Материальное богатство Тибета
  18. ^ Грюнфельд, Создание современного Тибета (1996), стр. 15.
  19. ^ Чарльз Белл, Тибет в прошлом и настоящем , Motilal Banarsidass Publ., 1992, 376 страниц, стр. xviii и 78–79: «Рабство не было чем-то неизвестным в долине Чумби во время нашей оккупации, но близость к Британской Индии значительно уменьшила численность рабов, так что осталось всего дюжина или две. По ту сторону границы в Бутане их было очень много. Рабов иногда крали, когда они были маленькими, у их родителей или отец и мать были слишком бедны, чтобы содержать своего ребенка. Эти дети происходят в основном из юго-восточного Тибета и других территорий. из диких племен, живущих между Тибетом и Ассамом. / Два раба, которых я видел, по-видимому, пришли с этой племенной территории. Они были украдены у своих родителей, когда им было пять лет, и проданы в Лхасе примерно по семь фунтов каждый. ...] / Рабы получали от своих хозяев еду и одежду в тех же размерах, что и слуги, но без оплаты. [...] / Рабство в долине Чумпи было очень мягким. Если с рабом плохо обращались, ему было легко сбежать в Сикким и Британскую Индию».
  20. ^ Jump up to: а б «Апок непристойности» . Проверено 25 мая 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71a48f91cbc0bdaed5d84bba9556924c__1721877480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/4c/71a48f91cbc0bdaed5d84bba9556924c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social class in Tibet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)