Социальный класс в Тибете
существовало три основные феодальные социальные группы в Тибете До 1959 года : простые миряне ( ми сер по-тибетски), светская знать ( сгер па ) и монахи . [1] Обычного мирянина можно было бы далее отнести к крестьянину- земледельцу ( шинг-па ). [ нужна ссылка ] или кочующий скотовод ( трокпа ). [ нужна ссылка ] Чтобы влиять на политику и религию, требовалось вступление в монашество и военную службу.
средний . и низкий В сводах законов династий Цангпа (1565–1642) и Ганден Пходранг (1642–1950) различались три социальных слоя: высокий, Каждый, в свою очередь, был разделен на три класса, всего девять классов. Социальный статус представлял собой формальную классификацию, в основном наследственную, и имел правовые последствия: например, компенсация, выплачиваемая за убийство представителя этих классов, варьировалась от 5 (для самого низкого) до 200 «сун» для второго по величине члена. из дворянских родов.
Дворяне, правительственные чиновники и монахи чистого поведения относились к высшему дивизиону, только – вероятно – Далай-лама занимал самую высокую должность. Средний класс содержал большую часть населения и варьировался от мелких государственных чиновников до налогоплательщиков и крестьян-землевладельцев и безземельных крестьян. Социальная мобильность была возможна в среднем дивизионе. [2] В нижнем отделе находились рагьябпа разных типов: например, кузнецы и мясники . Самый низший класс содержал палачей , а также (в кодексе Цанга) холостяков и гермафродитов . [3]
Антропологи представили различные таксономии среднего социального слоя, отчасти потому, что они изучали конкретные регионы Тибета, и эти термины не были универсальными. [4] [5] [6] [7] Однако и Мелвин Гольдштейн , и Джефф Чайлдс разделили население на три основных типа: [8] [9]
- налогоплательщиков семьи ( тре-ба [8] или храль-па [4] [9] )
- домохозяева ( ду-джонг [8] или дад-чунг-ба [4] [9] )
- безземельные крестьяне ( ми-бо [8] )
В средней группе семьи-налогоплательщики могут быть весьма состоятельными. [10] В зависимости от района каждая категория имела разные обязанности с точки зрения налогов и труда. [11] Членство в каждом из этих классов было преимущественно наследственным ; связь между подданными, их сословием и сюзереном аналогичным образом передавалась через параллельное происхождение. Класс налогоплательщиков, хотя и был самым маленьким среди трех подклассов, занимал более высокое положение с точки зрения политического и экономического статуса.
Вопрос о том, крепостное право преобладало ли в традиционном тибетском обществе , является спорным; Хайди Фьельд [ нет ] выступает за умеренную позицию, признавая, что крепостное право существовало, но не было повсеместным в Тибете .
Высший дивизион
[ редактировать ]Самый высокий представитель высшего класса был пуст или, возможно, содержал только Далай-ламу. [3]
Дворянство
[ редактировать ]Средний класс высшего дивизиона – высший, достижимый на практике – возглавлялся потомственным дворянством. Ябши считались потомками Далай-лам, депоны — потомками древних царских родов, мидак находились на несколько более низком уровне. [12]
Существовала «небольшая группа из примерно 30 семей с более высоким статусом» и «от 120 до 170 низших или «простых» аристократических семей». [13]
Высшие правительственные чиновники и монахи
[ редактировать ]Высшие государственные чиновники назначались из числа аристократии . Чиновники-монахи обычно набирались из среднего класса Лхасы, семей существующих чиновников-монахов или были вторыми сыновьями аристократии. Обычно они были монахами только номинально, и одной ночи, проведенной в монастыре, было достаточно, чтобы стать монахом для этой цели. [14]
Средний дивизион
[ редактировать ]Семьи налогоплательщиков
[ редактировать ]Налогоплательщики треба (также тралпа или храл-па ) жили в «корпоративных семейных единицах», которые по наследству владели поместьями, арендованными у их районных властей, вместе с правами на землю . В обзоре района Гьянце, проведенном Гольдштейном, он обнаружил, что семья налогоплательщиков обычно владела 20 акрами (81 000 м 2 ). 2 ) до 300 акров (1,2 км 2 ) земли каждый. Их основной гражданской обязанностью была уплата налогов ( тре-ба и храл-па означает «налогоплательщик»), а также предоставление барщинных услуг, включающих как человеческий, так и животный труд, их районным властям. [9] У них был комфортный уровень жизни. Они также часто практиковали полиандрию в браке и другие практики, чтобы сохранить один брак на поколение и избежать разделения земельных владений.
Домохозяева
[ редактировать ]Класс домохозяев ( ду-чжун , дуд-чунг-ба [9] duiqoin , duiqion, düchung, dudchhung, duigoin или dujung ) включали в себя крестьян, владевших лишь небольшими участками земли, являвшимися юридически и буквально «индивидуальными» владениями. Это отличалось от семей налогоплательщиков, которые владели землей как семейная корпорация. Правила наследования земли для домовладельцев сильно отличались от семейных правил налогоплательщиков, поскольку не было уверенности в том, унаследует ли земельный участок его сын. Окружная власть — правительственная, монастырская или аристократическая — была конечным землевладельцем и решала вопросы наследования. Однако по сравнению с семьями налогоплательщиков домохозяева имели более легкие налоговые обязательства и только барщинные обязательства по труду перед своими районными властями. Эти обязательства, в отличие от семейных обязательств налогоплательщика, ложились только на самого гражданина, а не на его семью.
Безземельные крестьяне
[ редактировать ]Безземельные крестьяне ( ми-бо ) не имели наследственных прав на землю. Они по-прежнему были обязаны «владеть» поместьем в соответствии со своим статусом ми-сера . В отличие от семей налогоплательщиков и домовладельцев, они имели свободу идти куда хотели и могли заниматься торговлей или ремеслами. [15] Занимаясь сельским хозяйством, они могут арендовать землю у семей налогоплательщиков и в качестве оплаты брать на себя работу для этих семей. Как и домовладельцы, безземельные крестьяне также использовали ресурсы в своем личном качестве, которые не передавались по наследству.
Относительная свобода статуса ми-бо обычно приобреталась за счет ежегодной платы за поместье, которому принадлежало ми-бо. Плата могла быть увеличена, если ми-бо процветало, и сеньор все еще мог потребовать специальную барщинную работу, например, для особого события.
Статус мог быть аннулирован по желанию владельца поместья. Потомки ми-бо не наследовали автоматически статус «ми-бо», они унаследовали статус «ми-сер» и могли быть привлечены к службе в более раннем подростковом возрасте или должны были платить свои собственные деньги. плата ми-бо. [2]
Нижний дивизион
[ редактировать ]Дедушка
[ редактировать ]Феодальный класс рагьябпа находился на нижнем уровне и выполнял «нечистую» работу. Сюда входили рыбаки, мясники, палачи, утилизаторы трупов, кузнецы, ювелиры и проститутки. Рагьябпа также были разделены на три подразделения: например, ювелир занимал высшую ступень в третьем феодальном классе и не считался таким оскверненным, как палач, находившийся в самом низшем.
Нангзан – Домашняя прислуга
[ редактировать ]Согласно китайским правительственным источникам, Нангзан (также Нангзен, Нангзан, Нангсен ) были потомственными домашними слугами, составлявшими 5% населения. [16] [17]
Рабство
[ редактировать ]По мнению американского китаеведа А. Тома Грюнфельда, в Тибете было немного рабов. Грюнфельд цитирует сэра Чарльза Белла , британского колониального чиновника в долине Чумби в начале 20-го века и тибетолога, который писал о рабах в виде маленьких детей, которые были украдены или куплены у их родителей, слишком бедных, чтобы их содержать, чтобы их привезли. выращивали и содержали или продавали в рабство. [18] Эти дети прибыли в основном из юго-восточного Тибета и территорий племен, проживавших между Тибетом и Ассамом. [19] Грюнфельд опускает пояснения Белла о том, что в 1905 году их было «дюжина или две» и что это была «очень мягкая форма рабства». [20] По словам тибетского писателя в изгнании Джамьянга Норбу , более поздние отчеты жителей Запада, посетивших Тибет, и даже постоянных иностранных жителей, таких как Генрих Харрер , Питер Ауфшнайтер , Хью Ричардсон и Дэвид Макдональд, не содержат упоминаний о какой-либо такой практике, что позволяет предположить, что 13-й Далай-лама возможно, полностью устранил эту практику в своих реформах. [20]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Снеллгроув, История культуры , стр. 257–259.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн 1986 г.
- ^ Jump up to: а б французский п. 114
- ^ Jump up to: а б с Гольдштейн (май 1971 г.) стр.524
- ^ Сэмюэл, Джеффри (февраль 1982 г.) Тибет как общество без гражданства и некоторые исламские параллели. Журнал азиатских исследований, Vol. 41, № 2, стр. 215–229.
- ^ Гольдштейн (1971), стр. 64–65.
- ^ Чайлдс (2003), стр. 441–442.
- ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн (1971), стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б с д и Чайлдс (2003), стр. 427–428.
- ^ Гольдштейн (1971) стр.67
- ^ Лэрд (2006) с. 319
- ^ Французский стр. 113
- ^ Гольдштейн 1989, с. 6
- ^ Гольдштейн 1989, с. 6-9
- ^ Гольдштейн 1987
- ^ «Феодально-крепостное право в Старом Тибете» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 года.
- ^ Материальное богатство Тибета
- ^ Грюнфельд, Создание современного Тибета (1996), стр. 15.
- ^ Чарльз Белл, Тибет в прошлом и настоящем , Motilal Banarsidass Publ., 1992, 376 страниц, стр. xviii и 78–79: «Рабство не было чем-то неизвестным в долине Чумби во время нашей оккупации, но близость к Британской Индии значительно уменьшила численность рабов, так что осталось всего дюжина или две. По ту сторону границы в Бутане их было очень много. Рабов иногда крали, когда они были маленькими, у их родителей или отец и мать были слишком бедны, чтобы содержать своего ребенка. Эти дети происходят в основном из юго-восточного Тибета и других территорий. из диких племен, живущих между Тибетом и Ассамом. / Два раба, которых я видел, по-видимому, пришли с этой племенной территории. Они были украдены у своих родителей, когда им было пять лет, и проданы в Лхасе примерно по семь фунтов каждый. ...] / Рабы получали от своих хозяев еду и одежду в тех же размерах, что и слуги, но без оплаты. [...] / Рабство в долине Чумпи было очень мягким. Если с рабом плохо обращались, ему было легко сбежать в Сикким и Британскую Индию».
- ^ Jump up to: а б «Апок непристойности» . Проверено 25 мая 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чайлдс, Джефф. 2003. «Полиандрия и рост населения в историческом тибетском обществе» , История семьи , 8:423–444.
- Френч, Ребекка (2002) Золотое иго , ISBN 1-55939-171-5
- Гольдштейн, Мелвин К. (1971) «Стратификация, полиандрия и семейная структура в Центральном Тибете» , Юго-западный журнал антропологии , 27 (1): 64–74.
- Гольдштейн, Мелвин К. (1971) Крепостное право и мобильность: исследование института «человеческой аренды» в традиционном тибетском обществе. Журнал азиатских исследований, Vol. 30, № 3 (май 1971 г.), стр. 521–534.
- Гольдштейн, Мелвин К. (1987) «История Тибета и социально-политическая структура» . Проверено 3 июля 2008 г.
- Гольдштейн, Мелвин С. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства (1989) University of California Press. ISBN 978-0-520-06140-8
- Гольдштейн, Мелвин С. История современного Тибета, 1913–1951: Упадок ламаистского государства (1989), первое индийское издание (1993) Издательство Munshiram Manoharlal, Нью-Дели, ISBN 81-215-0582-8 Нумерация страниц идентична изданию Калифорнийского университета.
- Грюнфельд, А. Том (1996) Создание современного Тибета , исправленное издание, Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп, xvi + 352 стр. ISBN 1-56324-713-5
- Работа Грюнфилда, которая в целом отражает точку зрения китайского правительства, подверглась резкой критике со стороны тибетских критиков, см. «Акме непристойности: Том Грюнфельд и создание современного Тибета» Джамьянга Норбу, 18 августа 2008 г.,
- Лэрд, Томас (2006) История Тибета ISBN 0-8021-1827-5
- Снеллгроув, Дэвид; Хью Ричардсон (1968). Культурная история Тибета . Лондон: Джордж Вайденфельд и Николсон Лтд. ISBN 0-297-76317-2 .