Jump to content

Смех

(Перенаправлено с Мангаяу )

Тимава классом феодальных были воинов древних висайских обществ Филиппин . они считались выше урипонов (простолюдинов, крепостных и рабов), но ниже тумао (королевской знати В висайской социальной иерархии ). Они были примерно похожи на тагальскую касту махарликов .

Позже этот термин утратил свой военный и дворянский оттенок и был понижен в должности до обозначения «свободных людей» во время испанского завоевания Филиппин. Во время этого это слово также было представлено тагалогам, которые неправильно использовали этот термин для обозначения освобожденного урипона (вернее, матитимава или тинимава в Висайском языке) и простолюдинов в целом ( тухай или мамахай в Висайском языке). В конце концов, значение слова «тимава» в современных висайских языках было сведено к прилагательному, означающему «бедный».

Изображения тимавы в Боксерском кодексе (обратите внимание на татуировки )

Тимава крепостными привилегированным промежуточным классом древнего висайского общества, промежуточным между урипонами (простолюдинами, были и рабами) и тумао (королевской знатью). [1] В класс тимава входили бывшие рабы и внебрачные дети класса магиноо . [2] Большинство из них изначально были потомками или внебрачными детьми дату от жен простолюдинов или урипон наложниц , или внебрачных детей принцесс -бинокот . этих тимава стали называть гину . После смерти их отцов Некоторые из них, известные как Матитимава или Тинимава , произошли от урипонов , которые купили свободу или были освобождены своими хозяевами. Их обычно отличали от свободнорожденных тимава . [1] [3]

Как и тагальский класс махарлика , тимава были в первую очередь классом феодальных воинов, призванных оказывать военную службу дату на охоте, набегах, войнах и защите. [1] Тимава платил дань или налоги дату, известному как бухи или хандуг, и был обязан предоставлять сельскохозяйственную рабочую силу по мере необходимости. Они пользовались определенными свободами, такими как право владеть собственной землей и урипоном , право давать взаймы и занимать деньги, а также право вступать в деловые партнерства. [1] [4]

Однако, в отличие от махарликов , они могут свободно менять свою принадлежность и не имеют никаких внутренних прав на военные трофеи, кроме того, что предоставлено им данным . [1] Хотя сам класс был наследственным, их богатство наследовалось их детьми только с одобрения данных . [5] Тимава считаться также может быть понижен до статуса урипона (временно или навсегда) в случае долга, и любые дети, родившиеся в этот период, также будут урипоном . [1]

это не относится к высшим рангам тимава , личным вассалам дату Однако . Они, в свою очередь, были освобождены от налогов и трудовых повинностей. Хотя они по-прежнему были обязаны нести военную службу, они имели права на долю военной добычи, были включены в восхваления военных подвигов (включая получение татуировок с указанием званий и достижений) и часто были вассалами и доверенными лицами данных . Сам дату даже должен был защитить или отомстить за этих тимава, рискуя собственной жизнью. Самым доверенным из этих тимава традиционно поручается выполнение дипломатических миссий, брачных переговоров и траурных обрядов в случае смерти дату . Таким образом, Боксерский кодекс сравнил их с « рыцарями и идальго ». [1] [5]

Хотя тимава были влиятельными и влиятельными членами общины, они редко были богатыми. Богатых тимава , которые выходят за рамки своего класса и ведут себя как тумао, высмеивали как тиминдок («большой банан»). [1]

Некоторые представители класса урипонов, известные как хоро-хан или хорохан, также служили своим хозяевам в качестве воинов, но, в отличие от тимава , они не входили в число дворян. [6] [7]

, построенного испанцами Изображение 17-го века джоангана , из Historia de las islas e indios de Bisayas (1668) Франсиско Игнасио Альсины . [8]

Военные сражения среди доколониальных филиппинских талассократий можно разделить на сухопутные войны ( мангубат или магахат ), морские набеги ( мангаяв , пангаяв или каяу ), осады ( нападения ), диверсии ( бурхи ) и засады ( мыло , сагид , хум или пут). ). [1] [9]

Участие в наземных и морских набегах входило в обязанности тимава . Эти набеги обычно представляют собой регулярные ежегодные экспедиции, предпринимаемые сообществом и их союзниками ( била ) против врагов ( отсутствие ). Целью набегов было завоевание престижа посредством боя, грабежа ( дахас или дампас ) и захвата ( табан ) рабов или заложников (иногда невест). постоянно фиксировались Участие и поведение в набегах и других сражениях тимава и тумао в виде татуировок на теле, отсюда и испанское название для них – пинтадос (буквально «раскрашенные»). Вражеские поселения обычно полностью разграблялись ( дакот или бакот ) после набега. Трофеи, пленники и товары, взятые во время рейда ( сангбай или бансаг ), затем делились между участниками по возвращении домой, часто под праздничные крики и пение ( хугьяу или угьяк ). Часть добычи ( дангин ) отводилась на религиозное жертвоприношение. [1]

И наоборот, тимава также выступали в качестве защитников от набегов. В прибрежных поселениях были часовые ( бантай ), которые следили за врагами. Когда это было возможно, врагов перехватывали, пока они еще находились в море, в бою корабль-корабль ( банга ). Когда оборона терпит неудачу, жители деревни часто сжигают свои дома, используя тактику выжженной земли, чтобы предотвратить грабежи, а затем отступают к укреплениям ( тамбанган ) глубже вглубь страны. [1]

Испанский конкистадор Мигель де Лоарка описал подготовку и проведение таких набегов в своей книге Relacion de las Yslas Filipinas (1582 г.) следующим образом: [10]

«У этих туземцев есть метод бросания жребия зубами крокодила или дикого кабана. Во время церемонии они взывают к своим богам и своим предкам и спрашивают их о результате их войн и путешествий. С помощью узлов или петли, которые они делают из веревок, они предсказывают, что с ними произойдет, и прибегают к этим методам во всем, что им приходится предпринимать. Индейцы, живущие вдоль побережья, обычно отправляются в свои грабительские экспедиции в сезон сезона; bonanças, которые приходят между бризами и вендабалами, тингуанцы отправляются в путь после того, как собрали урожай, и, поскольку у них есть обычай быть врагами тем, кто таков для своих друзей, у них нет недостатка в возможности сражаться». [10]

Мангубат и Мангахат также следовали строгим кодексам поведения в отношении обращения с заключенными ( бихаг ) и перераспределения добычи между участниками. Сдавшихся пленников ценили живыми, поскольку их обычно выкупали родственники или иным образом приходилось работать ради своей свободы (см. урипон ). Любой тимава , убивший сдавшегося пленника, обязан заплатить за них цену, иначе рискует сам стать урипоном . [10]

«Во время грабительской экспедиции, если они могли взять своего врага живым, они не убивали его. Если кто-нибудь убил пленника после его сдачи, он должен заплатить за него своими собственными деньгами; а если он не смог этого сделать, он был Добыча, которую они берут, какая бы она ни была, принадлежит вождям, за исключением небольшой части, которая отдается тимагуам, которые идут с ними в качестве гребцов. Но если много вождей отправились в набег, то тот, кто. предложенное магаанито , или упомянутая выше жертва, получило половину добычи, а другая половина принадлежала другим вождям». [10]

С захваченным дату также обращались хорошо, и его родственники позволили ему выкупить его. Если родственники не могут этого сделать, его союзники могут выкупить его, но дату был обязан вернуть им двойную сумму выкупа. [10]

«Если какой-либо вождь попадал в плен, с ним хорошо обращались; и если какой-либо друг выкупал пленника, потому что он был далеко от дома, пленник возвращал ему двойную сумму, которую его друг заплатил за него, из-за его добрых услуг при выводе вождь из плена, ибо последний в противном случае всегда оставался бы пленником. Когда вождь был взят в плен, совершил прелюбодеяние или убийство, все его родственники внесли свой вклад в его выкуп, каждый по степени его родства и степени родства; у родственников не было средств для этого, вождь остался рабом». [10]

Отклонить

[ редактировать ]

Обращение Филиппин в христианство во время испанского завоевания Филиппин привело к окончательному упадку класса тимава вместе с тумао . Морские набеги, традиционный метод поддержания верности, захвата пленников и грабежа, прекратились. С его потерей тимава потеряли свое место в обществе как класс воинов и теперь были вынуждены платить налоги испанскому колониальному правительству. Дату , которые сами были вынуждены платить дань, начали сурово штрафовать своих тимава по произвольным причинам или же ссужать им деньги под ростовщические проценты. Тимава , которые не могли заплатить, были понижены до статуса урипонов . [1]

К 17 веку испанские словари теперь ошибочно определяли тимаву как libres (свободные люди) и libertos (вольноотпущенники) и приравнивали их к plebeyos («простолюдины») и тунган таво (буквально «промежуточные люди», средний класс). - описания, которые раньше относились к классу крепостных и крестьян, тухай или мамахай (визайский эквивалент тагальского алипинга намамахая ), а не тимава . 17-го века Испанский иезуит Франсиско Игнасио Альсина отмечает, что население до сих пор с тоской вспоминает доиспанскую тимаву как «третий ранг дворянства» ( дворянство всех, ), но сетует, что «сегодня они называют тимавой кто не является рабами». [5] [11] В этот период это слово также вошло в словарь тагальского языка , ошибочно обозначая освобожденный урипон , что еще больше усугубило путаницу. [12]

На архаичном и современном поэтическом тагальском языке тимава со временем стало означать «свободный» или «спокойный», что является синонимом малайи и тивасая соответственно; в то время как глагол означает «освободить кого-то [от рабства]». [13] Напротив, слово « тимава» в современных висайских языках превратилось в значение «нищий», «обнищавший», «несчастный», «несчастный» и «бедный». [1] [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы.
  2. ^ Скотт, Уильям (1980). «Классовая структура Филиппин в шестнадцатом веке» (PDF) . Филиппинские исследования . 28 (2): 142–175.
  3. ^ Арсилла, Хосе С. (1998). Введение в историю Филиппин . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 14–16. ISBN  9789715502610 .
  4. ^ Тан, Сэмюэл К. (2008). История Филиппин . Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета. п. 40. ИСБН  9789715425681 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Юнкер, Лаура Ли (2000). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 126–127. ISBN  9789715503471 .
  6. ^ Блан-Сзантон, Кристина (1990). «Столкновение культур: исторические реформы гендера в низменных Висайских островах, Филиппины». В Эррингтоне, Шелли; Аткинсон, Джейн Монниг (ред.). Сила и различие: гендер в островной Юго-Восточной Азии . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 356 . ISBN  9780804717816 . дворянство тумао.
  7. ^ Анджелес, Хосе Амиэль (2007). «Битва при Мактане и рассуждения коренных народов о войне» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 55 (1): 3–52.
  8. ^ Альчина, Франсиско Игнасио (1668). История островов и индейцев Висайских островов (на испанском языке).
  9. ^ Исорена, Эфрен Б. (2004). «Висайские налетчики на побережье Китая, 1174–1190 гг. Н.э.» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 32 (2): 73–95.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эмма Хелен Блэр и Джеймс Александр Робертсон, изд. (1903). «Relacion de las Yslas Filipinas (1582) Мигеля де Лоарки». Филиппинские острова, 1493–1803 гг., Том V., 1582–1583 гг.: Исследования первых мореплавателей, описания островов и их народов, их история и записи о католических миссиях, отраженные в современных книгах и рукописях, показывающие политические, Экономические, торговые и религиозные условия этих островов от их самых ранних отношений с европейскими странами до начала девятнадцатого века . Компания AH Clark (переиздано в Интернете Project Gutenberg ).
  11. ^ Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе , Кесон-Сити: 1998, стр. 112–118.
  12. ^ См. Уильям Генри Скотт, Трещины в пергаментном занавесе, Кесон-Сити: 1998, с. 125.
  13. ^ «Тимава» . Банса.орг . Проверено 19 июля 2012 г.
  14. ^ «Тимава» . Binisaya.com . Проверено 18 июля 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26971f9480a80c24351a885ec4b2530b__1697089800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/0b/26971f9480a80c24351a885ec4b2530b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Timawa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)