Мухаммад Шах Брунея
Мухаммад Шах Мохаммад Шах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Султан Брунея | |||||
Царствование | 1363/68–1402 [ 1 ] | ||||
Предшественник | Титул установлен | ||||
Преемник | Абдул Маджид Хасан | ||||
Рожденный | Аванг Алак Бетатар | ||||
Умер | в. 1402 [ 1 ] | ||||
Супруг | Принцесса Даян Пингай [ 2 ] | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Отец | Небесный Золотой Бог | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Мухаммад Шах (урожденный Аванку Алак Бетатар ; умер около 1402 г. ) [ 1 ] основал султанат Бруней и был его первым султаном с 1368 года до своей смерти в 1402 году. [ 3 ] [ 1 ] Генеалогия Мухаммад - шаха остается неясной. [ 4 ] [ 3 ] Он принял ислам в 14 веке и принял имя Султан Мухаммад Шах. Последующие правители Брунея, управляемые мусульманской администрацией, назывались султанами. [ 5 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Авангку Алак Бетатар и его сводный брат Авангку Семаун были среди 14 братьев и сестер, рожденных от их отца, [ 6 ] Дева Эмас Каянган и женщина Мурут из Лимбанга . [ 7 ] Дэва Эмас Каянган отправился на поиски особого вида крупного рогатого скота, тембадау , чтобы удовлетворить желания своей жены, пока она была беременна. [ 8 ] За время своего путешествия он женился на женщинах в четырех деревнях, стал отцом детей и, в конечном итоге, упомянул 14 братьев и сестер. Найдя тембадау , Дэва Эмас Каянган решил вознестись в небесные сферы, где он был известен как Батара Кала ди Каянган. [ 9 ] Аванку Алак Бетатар был коронован, несмотря на то, что не был первенцем. Очаровательный и привлекательный, он стал первым монархом Брунея. [ 10 ]
Царствование
[ редактировать ]Основание Брунея
[ редактировать ]Нынешнее государство Бруней было сформировано Мухаммад Шахом с помощью его братьев. Он правил как Раджа Аванг Алак Бетатар до начала 1360-х годов, до своего обращения в ислам. [ 3 ] До того, как была основана колония на реке Бруней , Аванг Алак Бетатар основал новую деревню в Негери Гаранге в нынешнем районе Тембуронг . [ 10 ] После периода в Негери Гаранге Аванг Алак Бетатар затем переехал в Бруней, в воды вокруг Кота-Бату. Причиной миграции было то, что они считали, что новое место больше подходит в качестве административного центра. Расположение Кота-Бату возле реки позволило Авангу Алаку Бетатару контролировать сельские районы и расширить свое политическое влияние. [ 10 ]
Сьяир Аванг Семаун , «Поэма об Аванге Семауне», объясняет историю Брунея , которым правил Аванг Алак Бетатар и его братья и сестры; Аванг Семаун в городе Бату ; Патех Мамбанг и Патех Туба в Любе : Патех Сангкуна и Патех Мангурун в Сабе , Патех Малакай в Букит Пангале , Патех Пахит в Лабухан Капале , Даманг (Дамонг) Сари в Букит Салиле, Пате Синдаюнг в Панчор Папане , Деманг Лебар Даун, Хапу Аванг, Патех Бербай (также известный как султан Ахмад Брунея ) и Пате Лайла Ланггонг. [ 10 ]
Подъем и расширение Брунея
[ редактировать ]Вначале Меланау и Бруней были подданными Империи Маджапахит . Ряд регионов, в том числе «Кадангданган, Ланда Самеданг, Тирем, Седу, Баруне (нг), Калака, Салудунг, Солот, Пасир Барито, Саваку, Табуланг, Таджунг Кутери и Малано», были вассалами Маджапахита, согласно старая Нагаракретагамы пластинка . Когда империя Маджапахит рухнула, Бруней воспользовался шансом увеличить свою мощь и нацелился на регион реки Тутонг . Пембакал Бангис, брунейский дворянин, был выбран Авангом Алаком Бетатаром, чтобы обратиться с просьбой о том, чтобы Маванга, вождь тутонгов, появился в столице. Однако Маванга ответил, что он и его люди были завоеванными рабами, которыми правили лидер Меланау Басиунг и его зять Тугау, которые проживали в Игане, и что они не могут подчиниться. [ 11 ]
Маванга сказал Пембакалу Бангису, что Тутонг сдастся власти Брунейского раджи, если великий полководец Меланау Аванг Алак Бетатар прикажет своим солдатам отправиться в Иган. Требование Аванга Алака Бетатара было передано Басюну, командующему брунейскими войсками в Игане. Однако Басюн был недоволен и привык к тому, что к нему приближались люди. В ответ Басюн предложил Авангу Алаку Бетатару вместо этого нанести ему визит, пригрозив начать атаку Игана на Бруней, если произойдет какая-либо задержка. Бангис дал Басюну девять дней на то, чтобы принять решение, но Басюнг был невозмутим и заявил, что позаботится о том, чтобы Аванг Алак Бетатар не причинил ему вреда, если он появится вовремя с подарками. Аванг Алак Бетатар и его министры Аванг Семаун, Аванг Джерамабак и Пате Даманг Сари были оскорблены ответом Басиунга и решили напасть на Игана, чтобы установить свою власть. [ 12 ]
Первым полем битвы между Брунеем и иностранными армиями стала Саравакская долина Иган. Река Иган протекала через эту долину и находилась на традиционных землях меланоязычного народа. Есть два рассказа о битве: первый, более легендарный, повествует о девятимесячной борьбе между тремя брунейскими героями и Биланапурой, джинном, которого Джерамбак наконец победил с помощью чудесной рыбьей шкуры, которую он украл у огра . Согласно второму, брунейские люди Аванга Джерамбака выступили против Басиунга и его 9-тысячной союзной армии из Самбаса , Мату , Садунга и Сарикея . Брунейская армия при поддержке даяков одолела воинов Басиунга, несмотря на их численное превосходство; в результате Иган был разрушен и военная добыча забрана . После этого Джерамбак заставил Игана признать господство Аванга Алака Бетатара. [ 12 ]
Брунейские солдаты упорствовали в своих завоеваниях, подчиняя союзников Игана, таких как Сарикей, Раджанг, Садунг, Саравак, Танджунг Дату и Лингга, а также грабя и захватывая традиционно меланауские регионы Ойя, Мату и Мука . Они проникли до самого Самбаса, где взяли под свой контроль Понтианак , Сангау и сам Самбас. Они также расширили свою власть над Борнео на юг и юго-запад. Они одолели Банджар (ныне Банджармасин ) на восточном побережье и захватили части северного Борнео, хотя последнее заняло больше времени из-за рассредоточенных городов. [ 13 ] Аванг Алак Бетатар расширил недавно созданную территорию Брунея, продвинув свои границы от реки Тутонг до Реджанг дельты реки . [ 11 ]
Согласно китайским историческим отчетам, в том числе «Нан Хай Чжи, Том 7», Бруней правил девятью регионами в 13 и 14 веках , что согласуется с Сьяир Аванг Семаун . В нем описывается, как Аванг Алак Бетатар расширил свои владения, включив в него Сунгай Иган, а затем взял еще пять провинций Джохора на западном побережье Борнео: Саравак, Самарахан , Садонг , Муках и Калака. После приобретения всего колониальных территорий Брунея стало 14, что соответствует сообщениям, относящимся к 10 веку . Из-за влияния Шривиджая эти провинции вышли из-под власти Брунея, но в середине 14 века Аванг Алак Бетатар вернул их себе, укрепив историческое географическое влияние Брунея. [ 14 ]
Брунеем по-прежнему управляли яванцы, но, согласно « Минг Тай Цзу Ши Лу , том 67», он подтверждал свою власть над 14 государствами. Эта цифра согласуется с устными традициями Брунея и соответствует географическому доминированию страны в 10 веке , как описано в « Чжу Фань Чжи » (977). Миф, передаваемый из уст в уста, повествует о принце, который в поисках пропавшего копья женился в каждом из 14 государств, в которые побывал, и родил сыновей, которые впоследствии стали правителями этих общин. Китайские отчеты подтверждают историческую власть Брунея над 14 территориями, даже с учетом их мифологических компонентов. [ 15 ]
Обращение в ислам и земельные гранты
[ редактировать ]Что касается Саласилах Раджа-Раджа Брунея , «Королевской генеалогии Брунея» (Рукопись 9B), то после восшествия султана Мухаммад-шаха на пост первого султана Брунея Ян Ди-Пертуан из Джохора подарил ему множество земель, включая Калаку, Сарибас , Семарахан , Саравак и Муках. Предполагая, что сопротивление народа Меланау правлению Брунея может объяснить разницу в боевых отчетах и подарок султана Джохора , Дзулфавати Хаджи Хасан опубликовала свою статью « Хубунган Меланау-Бруней » к 10-летию Университета Брунея-Даруссалама в 1996 году. Несмотря на вторжения и завоевания Брунея, меланау встали на сторону Джохора и восстали. Однако в конечном итоге эти штаты были возвращены Брунее после того, как султан Мухаммад Шах женился на принцессе Джохора. [ 13 ]
Местные обычаи, записанные в Сьяир Аванг Семаун и Саласилах Раджа-Раджа Брунея , утверждают, что Аванг Алак Бетатар обратился в ислам, чтобы жениться на Путери Даянг Пингае. [ 2 ] дочь султана Джохора. Хотя археологические данные указывают на возникновение Брунея в X веке , некоторые историки Брунея относят это событие уже к 1368 году ( Джамиль Аль-Суфри, 1997), который стал считаться официальной датой обращения султаната в ислам, хотя там все еще остается место для разногласий. [ 10 ] В начале правления султана Мухаммад-шаха Бруней был обязан платить дань Китаю, а также Яве. Эти временные рамки соответствовали приходу к власти династии Мин в 1368 году, после падения династии Юань . [ 16 ]
По мнению Джамиля Аль-Суфри , Джохор в Саласилах Раджа-Раджа Брунея следует понимать как Тумасик , [ 3 ] [ 1 ] или древний Сингапур , поскольку Джохор не был создан до 1512 года. Пенгиран Мохаммад (1992), который, кажется, знал, что Сингапур не был мусульманской страной, предлагает Малакку , короли которой обратились в ислам в начале 15 века считать , правильная интерпретация. [ 10 ] Неясно, на ком женился Мухаммад Шах, но сообщается, что это либо дочь Искандар Шаха , либо дочь Санг Нилы Утамы , оба из Дома Санг Сапурбы . [ 10 ]
Обращение Аванга Алака Бетатара малайской индуистско - буддийской монархии Брунея в ислам изменило ее религиозный ландшафт. Однако из-за сильного индуистско-буддийского влияния ислам еще не полностью проник в брунейское общество сразу после его обращения. По словам Махмуда Саедона в 2003 году, исламская миссионерская деятельность на тот момент также не имела прочной основы. [ 10 ] Несмотря на это, данные также свидетельствуют о том, что современный регион Бруней был домом для исламского присутствия до создания Султаната, а также ранее существовавшей мусульманской монархии. [ 4 ] [ 3 ]
Мухаммад Шах и Минский Китай
[ редактировать ]Во время возвышения династии Мин в 14 веке Древний Китай активно стремился восстановить дипломатические отношения и торговлю с королевствами Юго-Восточной Азии . Между 1370 и 1375 годами, при императоре Хуну , китайские послы были отправлены в несколько королевств в регионе Южно-Китайского моря , включая Маджапахит на Яве, Суварнабхуми , Пагаруюнг , Малаяпуру на Суматре и особенно в Бруней. Эти усилия были направлены на установление дипломатических отношений и утверждение китайского влияния в регионе на фоне продолжающегося яванского доминирования. [ 15 ]
Шен-Чи и его помощник Чанг-Цзин-Чи отправились в сентябре 1370 года, чтобы доставить письмо, адресованное Брунее, также известному как государство Пони, от имени китайского императора. 18 ноября 1371 года они высадились на Яве , покинув Куан-Чау. Вскоре после прибытия на Яву они узнали, что Мухаммад Шах — новое название королевства Пони. В отчете особое внимание уделяется поведению султана, характеризуя его как чрезвычайно эгоистичного . Мухаммад-шах продемонстрировал сопротивление китайскому доминированию, холодно поступив по отношению к китайскому эмиссару. Он привел ряд оправданий отказа от гегемонии Китая. [ 17 ]
Согласно устным традициям Брунея, в отчете упоминается вторжение народа Сулу. Султан сказал: «Недавно штат Соло (Сулу) вторгся в мою страну, все мои дети и мое имущество были конфискованы». Султан выступил против китайского господства в 1371 году, ведя себя холодно с китайским послом и вспоминая недавние сражения, такие как вторжение в Сулу и защитную мощь Маджапахита. Китайские записи показывают, что Аванг Алак Бетатар уже принял ислам в 1371 году. В отчете китайского посла ясно говорится, что Брунее пришлось регулировать свои контакты с Китаем и Явой даже после обращения султана, даже несмотря на то, что он стал независимым от Явы. «Сьяир Аванг Семаун», прославляющий силу и победы Брунея, такие как отражение вторжения в Сулу, контрастирует с более сбалансированным повествованием в «Саласилах Раджа-Раджа Бруней». В этом историческом отчете признается более раннее подчинение Брунея Яве и его последующая независимость после обращения в ислам. [ 16 ]
В китайских записях из «Минг-ши» султан Брунея в 1370 году упоминается как Ма-хо-мо-са, что местные историки интерпретируют как относящееся к Мухаммад-шаху, первому исламскому султану Брунея, хотя некоторые предполагают, что это может читаться как Махмуд. Шах или «Маха Мокша», буддийское имя, отражающее более ранние культурные влияния. [ 4 ] Результатом миссии 1371 года в Китай стали два важных письма: «Золотое письмо», символизирующее подчинение Брунея китайской власти, и «Письмо Перак», в котором подробно описываются выплаты императору Хунву. Оба письма были доставлены в сентябре 1371 года Чжан-Цзин-Чжи, китайским чиновником, и Исмаилом, посланником султана. В одном из писем говорится: «Моя страна — очень маленькое место, которым управляет Ше-по (Ява), и которое очень нуждается во внимании Его Величества». [ 18 ]
Дочь Мухаммад-шаха, принцесса Ратна Деви. [ 2 ] предположительно вышла замуж за китайского иммигранта по имени Онг Сум Пинг, который открыл торговую станцию в Мумианге на реке Кинабатанган . За это ему был присвоен дворянский титул Пенгиран Махараджа Лела и избран главой Кинабатангана. [ 19 ] [ 20 ]
Легенды
[ редактировать ]Сьяир Аванку Семаун , изначально устная традиция в Брунее, была впервые переписана в письменную форму в 1947 году Алленом Р. Максвеллом, который выпустил дополнительные части в 2005 году. В ней в основном повествуются мифологические сказки из доисламского Брунея с упором на правление Авангку. Алак Бетатар, возможно, самый ранний задокументированный монарх королевства. Центральное место в повествовании занимает Аванку Семаун, брунейский малайец, прославившийся своей храбростью и физической силой, а не связью с Авангку Алак Бетатаром. [ 10 ]
Ранняя история Брунея сложна и характеризуется несоответствиями между китайскими источниками и местными брунейскими источниками, такими как Саласилах Раджа-Раджа Бруней . В китайских записях упоминаются такие личности, как Раджа Мана-дже-чиа-на ( Махараджа Карна ) и его сын Ся Ван ( Раджа Кесил ), которым помогали Исмаил и Махмуд, правившие Брунеем до 1425 года. Напротив, генеалогия вместо этого пропускает эти цифры. назвав Султана Ахмада (Патех Бербай или Онг Сум Пинг) в честь Мухаммеда Шаха. Это расхождение подчеркивает неопределенную раннюю преемственность султанов Брунея и предполагает, что генеалогия может включать в себя различные устные традиции. В испанских текстах из Боксерского кодекса (1590 г.) султан Юсуф упоминается как предполагаемый основатель исламского государства Брунея, что добавляет еще один слой к историческому дискурсу. Присутствие Исмаила в обоих китайских отчетах - сначала как посланника Мухаммад-шаха в Китае в 1371 году, а затем как дяди деда Ся Вана в 1421 году - предполагает значительную историческую связь между задокументированной китайцами Мана-дже-чиа-на и султанатом Брунея. [ 21 ]
Коронация китайским императором Раджи Мана-дже-чиа-на в 1405 году могла отражать неуверенность Аванга Алака Бетатара в отношении Китая, вызванную давлением Явана во время визита посланника 1371 года. Это отражает стратегический подход Китая, примером которого является назначение в 1377 году нового правителя в королевстве Суварнабхуми для противодействия яванскому влиянию. Эта сложная историческая динамика подчеркивает нюансы ранней истории Брунея и продолжающиеся научные исследования его королевской преемственности и геополитического влияния. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джатсван С. Сидху (22 декабря 2009 г.). Исторический словарь Брунея- Даруссалама Пугало Пресс. п. 20. ISBN 978-0-8108-7078-9 .
- ^ Jump up to: а б с «Центр истории Брунея - Султан - Султан Брунея» . www.history-centre.gov.bn (на малайском языке) . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Елисеев, Вадим (январь 2000 г.). «Глава 8: Брунейский султан начала четырнадцатого века - исследование арабского надгробия». Шелковый путь: пути культуры и торговли . Книги Бергана. стр. 145–157. ISBN 978-1-57181-222-3 . Проверено 26 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Золотая история ислама в Брунее | Brunei Times» . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 2 октября 2015 г.
- ^ Ежегодник Бюллетеня Борнео на 2024 год (1 мая 2024 г.). «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА» . Borneobulletinyearbook.com.bn . Проверено 14 мая 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Мохаммад бин Пенгиран Хаджи Абд Рахман (Пенгиран Хаджи) (2001). Ислам в Брунее-Даруссаламе (на малайском языке). Брунейский совет по языку и библиотекам, Министерство молодежной культуры и спорта. п. 19. ISBN 978-99917-0-181-3 .
- ^ Традиционная литература АСЕАН . Комитет АСЕАН по культуре и информации. 2000. с. 37. ИСБН 978-99917-0-196-7 .
- ^ Баррингтон, Брук (1997). Империи, империализм и Юго-Восточная Азия: Очерки в честь Николаса Тарлинга . Азиатский институт Монаша. п. 204. ИСБН 978-0-7326-1153-8 .
- ^ Шульце, Фриц (2004). Происхождение и исламизация как мотивы легитимизации власти в традиционной малайской историографии (на немецком языке). Отто Харрасовиц Верлаг. п. 59. ИСБН 978-3-447-05011-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джин Оой Кит; Виктор Т. Кинг (29 июля 2022 г.). Справочник Routledge по современному Брунее . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-56864-6 .
- ^ Jump up to: а б Юнос 2010 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Юнос 2010 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Юнос 2010 , с. 3.
- ^ Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман 2016 , стр. 58.
- ^ Jump up to: а б Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман 2016 , стр. 57.
- ^ Jump up to: а б Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман 2016 , стр. 56.
- ^ Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман 2016 , стр. 55.
- ^ Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман 2016 , стр. 59.
- ^ Центр истории Брунея «Пусат Седжара Бруней» . Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 27 января 2017 г.
- ^ Мухаммад Джамиль Аль-Суфри (1990). Тарсила Бруней - Ранняя история и развитие ислама . Бандар Сери Бегаван: Департамент исторического центра.
- ^ Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман 2016 , стр. 60.
- ^ Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман 2016 , стр. 62.
Библиография
[ редактировать ]- Харис, Абу Ханифа (октябрь 2018 г.). «Султан Мухаммад Шах 1283-1339» . www.researchgate.net . Малазийский институт истории и патриотизма.
- Юнос, Розан (2010). РАННИЕ ЗАВОЕВАНИЯ БРУНЕЯ . Бруней Таймс .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман (4 апреля 2016 г.). История основания и происхождения Королевства Бруней на основе устных источников (PDF) (кандидатская диссертация) (на малайском языке). Университет Малайи . Проверено 14 июля 2024 г.