Лун Баванг
![]() Девушки Лун Баванга в традиционных нарядах. | |
Общая численность населения | |
---|---|
Примерно 50 550 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Борнео : | |
![]() | 26 450 (перепись 2020 г.) [ 1 ] |
![]() | 6941 (перепись 2020 г.) [ 2 ] |
![]() | 17 676 (перепись 2020 г.) [ 3 ] |
![]() | 23,000 ( 2007 SIL ) [ 4 ] |
![]() | 1110 (перепись 2021 г.) [ 5 ] |
Языки | |
Лун Баванг (диалекты включают Трусан , Лун Дайе , Папади , Путо/Путук , Менгалонг , Лун Даях , Аданг , Табун , Тренг , Колур , Падас , Трусан и Лепу Потонг ), индонезийский язык , малазийский язык , саравакский малайский | |
Религия | |
Христианство (преимущественно), Ислам , Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Келабит , Ленгилу, Путо, Сабан и Тринг |
Лун Баванг (ранее известный как Трусан Мурут и Менгалонг Мурут или Южный Мурут ) — этническая группа, проживающая в центральной части Северного Борнео . Они являются коренными жителями юго-запада Сабаха ( внутренний отдел , включая Лабуан ) и северного региона Саравака ( дивизион Лимбанг ), высокогорья Северного Калимантана (Лонг Баван, Крайан , Малинау , Ментаранг ) и Брунея ( район Тембуронг ).
В малазийском штате Саравак Лун Баванг (через термин Мурут ) официально признан Конституцией как уроженец Саравака. [ 6 ] и относятся к народу Оранг Улу ; в то время как в соседнем штате Сабах и нагорье Краян на Калимантане их иногда называют Лундайе или Лун Дайе . В Брунее они также идентифицируются по закону как одни из 7 коренных жителей ( коренных жителей ) Брунея посредством термина Мурут . [ 7 ] Тем не менее, в Сабахе, Калимантане и Брунее термин Лун Баванг набирает популярность как объединяющий термин для этой этнической группы во всех регионах. Есть также другие альтернативные имена, такие как Лун Лод, Лун Баа и Лун Тана Луун.
Люди Лун Баванг традиционно занимаются земледелием и занимаются животноводством, например, выращиванием домашней птицы , свиней и буйволов . Лун Баванги также известны как охотники и рыбаки.
Этимология
[ редактировать ]
Слово Лун Баванг означает жителей страны или коренных жителей , в то время как Лун Дайе означает людей, живущих вверх по реке или людей из внутренних районов , или Оранг Улу и Лун Лод означает людей, живущих вниз по течению или вблизи моря . Другие названия происходят от географической привязки к их выращиванию риса, например, Лун Баа (болота), который живет вблизи болотистых местностей и выращивает влажный рис, и Лун Тана Луун (на земле), который выращивает сухой рис.
Настаивая на том, что они никогда не называли себя колонистами и посторонними ( Мурутами, Лун Баванги ранее идентифицировались как Мурут британскими другими этническими группами). [ 8 ] На языке Лун Баванг слово Мурут означает либо «массировать», либо «давать приданое», и эти значения практически не имеют никакого отношения к идентичности людей. [ 9 ] Название Мурут, возможно, произошло от слова «Муруд» , горы, расположенной недалеко от старого поселения Лун Баванг, поэтому могло означать просто «горцы» или « горные люди », но вместо этого оно использовалось колонистами для идентификации этой этнической группы. .
Кроме того, этнолог обнаружил, что классификация по имени Мурут сбивает с толку, поскольку в Сабахе, Сараваке и Брунее этот термин используется по-разному, то есть если в Брунее и Сараваке он используется для описания народа Лун Баванг, то в Сабахе он используется для описания народа Лун Баванг. используется для определения этнической группы, которая лингвистически и культурно отличается от луньбавангов. [ 10 ] [ 11 ]
В начале 1970-х годов использование термина Лун Баванг начало набирать популярность среди этнологов и лингвистов, и сейчас это наиболее часто используемый термин для обозначения этой этнической группы. В Сараваке решение заменить термин «Мурут» на «Лун Баванг» для обозначения этой этнической группы было единогласно принято лидерами общины Лун Баванг. [ 9 ] и официальное использование этого термина теперь имеет юридическую силу после принятия Законодательным собранием Саравака в 2002 году Закона о толковании. [ 12 ]
Источник
[ редактировать ]Лун Баванги — это одни из этнических аборигенов, населявших остров Борнео на протяжении веков. По данным Тома Харриссона (1959) и С. Рансимана (1960), община Лун Баванг является одним из первых поселенцев в горных районах центрального Борнео и связана с племенем Келабит . Оба племени связаны с общей линией, называемой народом Апо Дуат или «Апад Уат», для которого Апо Дуат представляет собой территорию, состоящую из нагорья Краян и нагорья Келабит .
Одна из теорий предполагает, что Апо Дуат является родиной этого общего предка и что они распространились на прибрежную зону. [ 13 ] Миграция этих людей в низины и постепенное расселение могли быть вызваны различными волнами миграции людей Лун Баванг из разных кланов. Миграция людей Лун Баванг из одного клана в регион, уже населенный другим кланом, приводит к перемещению последних в другой регион, несмотря на схожую культуру и язык. Сильная клановая идентичность народа Лун Баванг проявляется в их общей традиции идентифицировать себя в зависимости от своей деревни или географического положения, например, «Лун Аданг», который когда-то проживал в бассейне реки Аданг, или «Лун Кемалох», выходец из Река Кемалох.
Другая теория предполагает, что эти люди Апо Дуат когда-то были уроженцами старого Брунея, но были вытеснены вверх по реке в высокогорье вторгшимися племенами, такими как люди Каян , Кения и Ибан . Те, кто остался ниже по течению (люди Лун Баванг), были изолированы от тех, кто мигрировал в высокогорье (келабит), в результате чего их культура и язык немного разошлись.

Другая теория, с другой стороны, предполагает, что миграция произошла с противоположной стороны Борнео (ныне Северный Калимантан ). Было высказано предположение, что люди Апо Дуат когда-то были фермерами в низменностях ниже по течению реки Малинау и жили в тесном контакте с народом Тидонг . Однако нападения мусульманских налетчиков ( Бугис и Таусуг ), вероятно, в 17 веке, заставили их мигрировать в высокогорье Краян, в то время как люди Тидонг обратились в ислам. [ 14 ]
Тем не менее, эти теории еще предстоит доказать, и нет никаких существенных доказательств, позволяющих проследить происхождение народа Лун Баванг или доказать какую-либо из этих теорий.
История
[ редактировать ]
Отношения с Королевством Бруней
[ редактировать ]Согласно устной традиции Брунея, Лун Баванги (Мурут) были переданы под власть Брунейского королевства мирными мерами во время правления Аванга Алака Бетатара . Говорят, что это будет достигнуто посредством переговоров между Лун Бавангом и братом Аванга Алака Бетатара, Авангом Джерамбоком. [ 15 ] Под властью королевства Бруней Лун Баванг облагался налогами и данью. Местным лидерам высшего сословия ( лунь мебала или лун до ) были присвоены дворянские титулы и предоставлена должность в султанате. Некоторые Лун Баванги были ассимилированы с малайской культурой. [ 16 ] Община Лун Баванг, расположенная недалеко от столицы Брунея, была прочно интегрирована в брунейское государство. [ 17 ]
Аванг Алак Бетатар и его 13 братьев были отцами-основателями Брунея и считаются наполовину Мурутами, поскольку у них был общий отец Мурут по имени Упай Семаринг или Аванг Семаун. [ 18 ] Эти 14 саударов или 14 братьев — Келабит (Мурут), а их последователи были первыми «строителями империи» Брунея. [ 19 ] Лун Баванги и Келабиты (Муруты) имеют королевское происхождение из Дома Болкиах , поскольку они используют такие титулы, как Даянг, Султан, Агонг и Пенгиран , имена, которые использовали их предки в прошлом. [ 20 ]
Тем не менее, мирное соглашение между Лун Бавангом и малайскими правителями Брунея ни в коем случае не было вечным, поскольку на протяжении всей истории султаната Брунея Лун Баванг часто восставал против своего брунейского правителя. Было высказано предположение, что восстание марутов ( так в оригинале ) – то есть лунь-бавангов – и китайцев привело к тому, что султан Брунея обратился за помощью к султанату Сулу для подавления восстания в 1658 году, в результате чего султан Брунея уступил свою территорию Кимани до Тапеана Дуриана султану Сулу в знак благодарности. [ 21 ]
Лун Баванги с поселением европейцев
[ редактировать ]Ранние европейцы использовали экзоним Марут , Марут , Морут или Мурут для описания народа Лун Баванг, и он мог быть введен брунейскими малайцами, которые вступили с ними в контакт в Брунее. народе Лун Баванг, вероятно, принадлежит Томасу Форресту во время его путешествия на Новую Гвинею, Молуккские острова и Баламбанган в 1776 году Самый ранний европейский письменный отчет о . напрямую общаются с марутами в торговле, оставляя торговлю (в качестве посредников) за собой. [ 22 ]
Джона Ханта В «Очерке Борнео или Пуло Каламантан» в 1812 году он описал лун-бавангов как аборигенов собственно Борнео , и что они гораздо светлее и лучше развиты, чем малайцы, имеют более сильное и крепкое телосложение и считаются храброй расой. люди. [ 23 ] Европейцы также получили описание Лун Баванга от брунейских малайцев, которые с ними контактировали. Например, во время путешествия американского «Гиммалеха» в Бруней брунейские дворяне ( пангеран ) сообщили, что в Брунее существует 21 племя (одним из них является Мурут) и что эти племена являются кафирами (не исповедуют ислам) и практикуют охоту за головами . [ 24 ] Во время экспедиции Генри Кеппеля на Борнео он отметил, что лун-баванги являются жителями внутренних районов Борнео и что народы мурут и даяк уступили место народу каян всякий раз, когда они вступали в контакт друг с другом. [ 25 ] Сэр Джеймс Брук в своем дневнике, написанном 24 декабря 1850 года, описал притеснения, с которыми народ Лун Баванг (тогда называвшийся Лимбанг Мурутс) сталкивался со стороны аристократов Брунея, и где некоторые из них боролись против этой тирании. [ 26 ]
Более подробный европейский отчет о народе Лун Баванг принадлежит Спенсеру Сент-Джону в 1860 году, где он описал бедственное положение народа Лун Баванг (тогда называвшегося Лимбанг Мурутс) под властью Брунейского султаната. Он также рассказал о аборигенов (Мурут и Бисайя подъеме восстания ). Однако эти восстания всегда подавлялись угрозами со стороны правительства Брунея ввести каянов для подавления оппозиции. [ 27 ] [ 28 ] Спенсер Сент-Джон также описал тиранию, проводимую брунейскими аристократами в отношении лимбанг-мурутов, которая включает в себя захват их детей для продажи в рабство, если не будут уплачены налоги, а также один случай, когда столица Брунея была в состоянии тревоги из-за мародерствующим воинам-каянам брунейский аристократ предложил разграбить целую деревню Лимбанг-Мурут в обмен на безопасность столицы. [ 28 ]
Культура и экономическая деятельность
[ редактировать ]
Почти вся традиционная экономическая деятельность Лун Баванга связана с рисовыми плантациями, и они выращивают как рис на холме, называемом лати'тана'луун , так и рис с рисового поля, называемого лати'ба . [ 29 ] [ 30 ] Производство риса связано с престижем/финансовым статусом, поскольку избыток урожая риса традиционно потребляется на огромном празднике ирау , что означает богатство и удачу. Вареный рис заворачивают в банановые листья, называемые люба-лайя рис также заваривают в рисовое вино или бурак , а из практических соображений . Отчасти из-за этого употребление бурака было важным (и также печально известным, как считают христианские миссионеры и правительство Брука) обычаем Лун Бавангов, но теперь производство рисового вина значительно сократилось из-за усилий, предпринятых христианами. миссионеры и правительство Брука поощряли запрет алкоголя среди населения в начале 20 века.
Мясо и рыбу маринуют или маринуют с использованием соли и хранят в полом стебле бамбука в течение месяца, а маринованные продукты называются телу . Мясо и рыбу также консервируют путем копчения. Соль получают путем выпаривания рассола из соляного источника ( лубанг мейн ). [ 31 ]
Крупный рогатый скот и буйволы разводятся ради мяса и могут служить символом финансового положения. Этих животных обычно используют в качестве приданого , которое дарят семье невесты со стороны жениха.
В старину мужчины носили куртки из коры деревьев, называемые кую-талун . Ткань, обертывающая лоб, называется сигар , а набедренная повязка — абпар . Длинный мачете ( пелепет ) привязывают к поясу, особенно когда его нужно носить с собой на племенные войны. Что касается женщин, то они носят пату на голове, берет на талии, бане на шее, а гилэнг или пакел носят в качестве украшения на руках и запястьях. «Пата», или шапка, полностью сделанная из бус, носится как символ статуса. [ 32 ]
Лун Баванг принадлежат к группе, известной как группа Нуланг Арк (Metcalf 1975). Это, наряду с другими этническими группами, такими как бераванцы, меланау и каджанги, традиционно практиковали древнюю традицию вторичного обращения с мертвыми. В Лун Баванге это называется митанг бутунг . Меткалф предположил, что эта практика является характеристикой самой древней культурной традиции на Борнео, существовавшей до прибытия других этнических групп, которые повлияли на диверсификацию культуры и языка на Борнео. [ 33 ]
Язык
[ редактировать ]
Лун Баванги называли свой язык Бури Лун Баванг или Бури тау . Язык относится к австронезийскому > западно-малайо-полинезийскому > североборнейскому > северному сараваку > дайскому семейству (Апо Дуат/Апад Уат). [ 34 ]
Кухня Лун Баванг
[ редактировать ]- Нуба Лайя или Нуба Тинга — это приготовленный рис Барио , который растирают и заворачивают в листья растения Фацелофриниум максимум . Он считается центральным элементом трапезы народов Лун Баванг и Келабит. Гарнир может включать небольшую тарелку каши ( кикид ), тертую говядину, приготовленную с диким имбирем и сушеным перцем чили ( лабо сенутук ), тертую рыбу без костей ( а'бенг ), дикие овощи из джунглей, приготовленные различными способами, и так далее.
- Даун уби тумбук или пучук уби тумбук — это препарат из маниоки листьев (известный как эмпасак у ибанцев ), имеющий консистенцию песто, и его широко едят среди коренных жителей Саравака. [ 35 ] Измельченные листья можно обжарить с такими приправами, как анчоусы и перец чили. [ 36 ] начиняют в бамбуковую трубку и поджаривают на открытом огне или просто варят с луком-шалотом, жиром и солью.
- Келупис , что дословно переводится как «клейкие рисовые булочки». Обычно его производят большими партиями в рамках подготовки к традиционной свадебной церемонии.
- Синаму Бака — традиционное блюдо Лун Баванг/Лундайе. Это острая ферментированная пища, похожая на босо народа Кадазан -Дусун, но разница в том, что Синаму Бака готовится только из ферментированного мяса дикого кабана, а не из другого мяса.
- Нарар Бака относится к копченому мясу в стиле Лун Баванг/Лундайе, которое обычно представляет собой мясо дикого кабана ( бака ). Нарар бака , приготовленный на гриле и съеденный с рисом и соусами для макания, можно найти и купить в сельской местности и городах. В халяльных версиях мясо дикого кабана заменяется другим мясом дичи, например олениной .
Фестивали и праздники
[ редактировать ]
Люди Лун Баванга празднуют Ирау Ако Лун Баванг (фестиваль Лун Баванг) ежегодно первого июня в Лавасе , Саравак . [ 37 ] Этот фестиваль традиционно является праздником урожая риса, но теперь он демонстрирует различные культуры и мероприятия Лун Баванга, такие как Руран Улунг (конкурс красоты) и Нгиуп Сулинг (банд с бамбуковыми музыкальными инструментами).
В районе Сипитанг штата Сабах Сабахан Лун Бавангс и Лундае празднуют праздник урожая ( Кааматан ) раз в два года во время фестиваля ГАТА ( Гасинг и Таму Бесар ), во время которого демонстрируются традиционные танцы и костюмы наряду с танцами и костюмами других коренных народов района. такие как мурут , кедаян и брунейские малайцы .
Будучи преимущественно христианской общиной, Лун Баванг также с 1950-х годов традиционно празднует «Ирау Райе», пасхальный фестиваль и праздник. [ 38 ]
Религия
[ редактировать ]До 1920-х годов Лун Баванги были в основном анимистами. Под властью Белых раджей ( Вайнер Брук ) в Сараваке христианские миссионеры (особенно из Евангелической миссии Борнео) имели лучший доступ к поселениям Лун Баванг во внутренних районах и в горной местности и начали проповедовать христианство людям Лун Баванг. [ 39 ]
Большинство лунбавангов — христиане, преимущественно принадлежащие к евангелической церкви Борнео . Небольшое количество принадлежит к другим христианским конфессиям, таким как Церковь Истинного Иисуса , Церковь адвентистов седьмого дня , Римско-католическая церковь , или к другой религии, такой как ислам и буддизм .
Уровень жизни
[ редактировать ]До правления Белых раджей племя Лун Баванг находилось в плачевном состоянии; часто участвует в племенных войнах, охоте за головами и чрезмерном употреблении алкоголя. [ 40 ] Племя Лун Баванг часто становилось жертвой политических манипуляций со стороны Султаната Бруней. Например, их использовали в качестве жертвы мародерствующему народу каян, который угрожал напасть на столицу Брунея в 1860-х годах. Низкий уровень жизни привел к серьезной вспышке заболеваний (холеры и оспы) среди населения, а население значительно сократилось до почти полного вымирания в 1920-х годах. [ 41 ]
С приходом правления раджи и обращением в христианство уровень жизни значительно улучшился, поскольку миссионеры ввели лучшее здравоохранение, санитарную систему и надлежащую систему образования. Лун Баванг очень усердно учились в школе, и в 1940 году около 95% Лун Баванга и родственного ему племени Келабит в возрасте до 20 лет в Лавас Дамите были грамотными. [ 42 ]
Движение Евангелической миссии Борнео сыграло важную роль в социальном и экономическом развитии общины Лун Баванг, особенно в просвещении людей о важности образования и здравоохранения, а также в поддержании мира между людьми Лун Баванг и представителями других этнических групп, живущих поблизости. . [ 43 ]
В то время как многие Лун Баванги достигли более высокого уровня образования в близлежащих городах, таких как Лавас , Лимбанг и Мири , а также в Сабахе, Сипитанге и Бофорте ; и впоследствии продолжая учебу в столицах штатов или на полуострове Малайзия, школы в поселении Лун Баванг во внутренних районах, таких как Лонг Пасиа или Ба Келалан , все еще относительно мало развиты . Поэтому многие молодые люди Лун Баванга во внутренних районах страны уезжают на большие расстояния от дома, чтобы получить образование, иногда на речном транспорте или по гравийной дороге.
Набор рабочих мест в некоторых основных отраслях Сабаха и Саравака, таких как нефтегазовая промышленность и производство пальмового масла , остается относительно небольшим, а некоторые все еще занимаются натуральным сельским хозяйством и рыболовством. Однако, благодаря постоянным усилиям, многим из них удалось стать профессионалами. Статистика за 2011 год показала, что в общине Лун Баванг в Сараваке около 233 выпускников. [ 44 ]
Известные люди
[ редактировать ]![]() | Список людей в этой статье Википедии проверки может не соответствовать политике . ( март 2017 г. ) |
Саравак
[ редактировать ]- Джеймс Яакуб из Лаваса - бывший профессиональный футболист сборной Малайзии , выигравший Морские игры 1977 года, а также игравший за футбольный клуб «Саравак Юнайтед» и выигравший Кубок Борнео 1983 года.
- Генри Сум Агонг из Лаваса , Саравак - бывший заместитель министра транспорта , бывший заместитель министра сельского развития , бывший заместитель министра внутренней торговли, кооперативов и защиты прав потребителей Малайзии и действующий член парламента Малайзии от избирательного округа Лавас (P222 Лавас) .
- Бару Биан из Бакелалана , Лавас , Саравак — бывший министр труда , член Ассамблеи штата Саравак от Бакелалана (N81 Бакелалан) и член парламента Малайзии от округа Селангау (P214 Селангау (федеральный округ) )
- Мутанг Тагал - из Бакелалана , Лаваса , президент Деван Негара , Малайзии почетное консульство Румынии в Сараваке и бывший член парламента Малайзии .
Сабах
[ редактировать ]- Ронни Харун из Лонг-Пасиа , Сипитанг — профессиональный футболист сборной Малайзии среди юношей до 23 лет с 2003 по 2006 год. Он участвовал в Азиатских играх 2006 года , отборочном турнире Олимпийских игр 2004 года, Играх ЮВА 2003 года и Играх ЮВА 2005 года , а в настоящее время является капитаном футбольной команды Саравака . Он один из 10 игроков АСЕАН , получивших титул AFF Best XI в 2016 году. [ 45 ]
- Мафри Баланг из Сипитанга, Сабах — бывший малайзийский футболист футбольных клубов Сабаха , Малакки и Келантана . В настоящее время он является капитаном команды Пенанга ФА .
- Максиус Муса из Кенингау , Сабах — малайзийский футболист Сабаха ФА выиграл Сукму 2012 года и Премьер-лигу Малайзии 2019 года .
Бруней
[ редактировать ]- Фадлин Галават из Бату-Апои, Тембуронг — бывший профессиональный футболист футбольной команды Брунея и футбольного клуба DPMM , победитель Кубка Малайзии 1999 года .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ключевые результаты Переписи населения и жилищного фонда Малайзии 2020 г. (на малайском и английском языках). Департамент статистики Малайзии . Проверено 13 сентября 2020 г.
Лун Баванг/Мурут (Саравак)=19 297; Лундайе = 7,153
- ^ Ключевые результаты Переписи населения и жилищного фонда Малайзии 2020 года: штат Сабах (на малайском и английском языках). Департамент статистики Малайзии. п. 80 . Проверено 13 сентября 2020 г.
Численность населения по субэтническим группам, Сабах, 2020 г. - Лун Баванг/Мурут (Саравак) = 877; Лундайе=6,064
- ^ Основные результаты Переписи населения и жилищного фонда Малайзии 2020 года: штат Саравак (на малайском и английском языках). Департамент статистики Малайзии. стр. 83–84 . Проверено 13 сентября 2020 г.
Численность населения по субэтническим группам, Саравак, 2020 г. - Лун Баванг/Мурут (Саравак) = 17 315; Лундайе=361
- ^ [1]
- ^ Отчет о переписи населения и жилищного фонда (BPP) 2021: Демография, характеристики домохозяйств и жилья (PDF) (на малайском и английском языках). Департамент экономического планирования и статистики Министерства финансов и экономики Брунея-Даруссалама. п. 51 . Проверено 3 декабря 2022 г.
Население по расам, 2021 г., Бруней-Даруссалам, Мелайу-Мурут = 1110 (0,4%)
- ^ Конституция Малайзии (редактор), статья 162 (7) , дата обращения 25 сентября 2010 г.
- ^ «Глава 15: Закон о гражданстве Брунея» (PDF) , Законы Брунея , 25 сентября 2010 г., стр. 4
- ^ Дэниел Чу, изд. (2004), Границы родства и этнической принадлежности: трансграничные отношения между долиной Келалан, Саравак, и долиной Баван, Восточный Калимантан , данные получены 10 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Мичан Туэй, изд. (1995), Сообщество Саравака Лун Баванга: Введение (PDF) , Кучинг, Саравак: Desktop Publisher Sdn. ООО, стр. 3–5, ISBN 978-983-62-4321-8 , получено 10 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Пелита Бруней - Литература и культура. Архивировано 27 июня 2007 г., archive.today.
- ^ Аппель, генеральный директор, изд. (сентябрь 1969 г.), Состояние исследований северных и южных мурутов (PDF) , том. 1, Мэн, США: Ассоциация азиатских исследований Университета Брандейса, стр. 18–21 , получено 10 апреля 2008 г.
- ^ Абдул Хаким Буджанг, изд. (7 мая 2002 г.), Законопроект о интерпретации (поправка): «Морские даяки», «Наземные даяки» будут исключены, а Лун Баванг больше не будет классифицироваться как «Муруты» , Саравак: Sarawak Tribune, заархивировано из оригинала 5 февраля 2012 г. , получено 10 апреля 2008 г.
- ^ Рид Л. Уодли, изд. (2005), «Истории окружающей среды Борнео: экономические, политические и социальные аспекты изменений и преемственности» , Лейден, Нидерланды: KITLV Press, стр. 253, ISBN 978-90-6718-254-6 , получено 10 апреля 2008 г.
- ^ Кристина Эгентер; Бернар Селлато ; Г. Саймон Девунг, ред. (2004), Социальные исследования и управление охраной природы во внутренних районах Борнео, Распутывание прошлого и настоящего взаимодействия людей и леса (PDF) , Индонезия Принтер, Индонезия: CIFOR, WWF Индонезии, ЮНЕСКО и фонд FORD, стр. 25, ISBN 978-979-3361-02-4 , получено 10 апреля 2008 г.
- ^ Чарльз Хозе; Уильям МакДугалл, ред. (1912), Языческие племена Борнео, описание их физического, морального и интеллектуального состояния , том. II , получено 17 июня 2008 г.
- ^ Кит Джин Оой, изд. (2004), Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Восточного Тимора , Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO, стр. 272, ISBN 978-1-57607-771-9 , получено 2 апреля 2008 г.
- ^ Меткалф, Питер (2010). Жизнь длинного дома: археология этнической принадлежности . Издательство Кембриджского университета. п. 188. ИСБН 978-0-521-11098-3 .
- ^ Джин Оой, Кит (2015). Бруней: история, ислам, общество и современные проблемы . Рутледж. ISBN 978-1-138-78765-0 .
- ^ Харриссон, Том (1954). Внешние влияния на возвышенную культуру келябитов северной части Центрального Борнео . СМЖ, Том. XL(4). п. 117.
- ^ Бала, Билчер (1993). «Община Келабит и Лун Баванг в Сараваке». Отбросьте это . 21 : 21–54.
- ^ Дж. Хант, эсквайр, изд. (1812), Очерк Борнео или Черного Каламантана , т. 1, с. VIII, Бенкулен: Sumatran Mission Press, стр. 10 , получено 26 сентября.
- ^ Капитан Томас Форрест , изд. (1776), Путешествие в Новую Гвинею и Молуккские острова из Баламбангана , Нью-Бонд-стрит, Лондон: Дж. Скотт, Дж. Робсон, стр. 1776. 383 , получено 26 сентября 2010 г.
- ^ Дж. Хант, эсквайр, изд. (1812), Очерк Борнео или Черного Каламантана , т. 1, с. VIII, Бенкулен: Sumatran Mission Press, стр. 3 , получено 25 сентября.
- ^ Дж. Т. Дикенсон, изд. (1838), «Уведомления о городе Борнео и его жителях, сделанные во время путешествия американского брига Химмалеха по Индийскому архипелагу в 1837 году». Китайский репозиторий , том. VIII, первоначально Кантон: Adamant Media (Elibron Classics), с. 133, ISBN 978-1-4021-5635-9 , получено 25 сентября 2010 г.
- ^ Капитан Достопочтенный. Генри Кеппел, RN, изд. (1846), Экспедиция HMS Dido на Борнео для подавления пиратства с выдержками из журнала Джеймса Брука, эсквайра. Саравака , том. II, Грейт-Нью-стрит, Феттлер-лейн, Лондон: Робсон, Левел и Франклин, с. 171 , получено 25 сентября 2010 г.
- ^ Капитан Достопочтенный. Генри Кеппел, RN, изд. (1853), Посещение Индийского архипелага на корабле Ее Величества Меандр: с частями частного журнала сэра Джеймса Брука, KCB , Нью-Берлингтон-стрит, Лондон: Суальд Уолтерс Б. Брайерли, Р. Бентли, Гарвардский университет, стр. 116 , получено 25 сентября 2010 г.
- ^ Ли Р. Райт, изд. (1977), Бруней: Историческая реликвия (PDF) , том. 17, Гонконг: Журнал Гонконгского отделения Азиатского общества, с. 19 , получено 2 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Спенсер Сент-Джон, изд. (1860), Жизнь в лесу Дальнего Востока , т. II, Лондон: Смит, Элдер и Ко, с. 55 , получено 2 апреля 2008 г.
- ^ Кристин Падох, изд. (1983), Сельскохозяйственная практика кераян Лун Дае (PDF) , том. 15, Университет Висконсина: Исследовательский бюллетень Борнео, стр. 15–11. 33–37 , получено 4 сентября. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мика Окусима, изд. (1999), Выращивание влажного риса и каянские народы Восточного Калимантана: некоторые возможные факторы, объясняющие их предпочтение выращиванию сухого риса (1) (Исследовательские заметки) , Бюллетень исследований Борнео, стр. 33–37 , получено 4 сентября 2008 г.
- ^ Сукоко Нунукан (22 августа 2015 г.). Я сделал Асдхиану (ред.). «Когда Люба Лайя и племя Лонтонгня Даяк Лундае встречают Сото» . Компас . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Хайди Мунан, изд. (1992), Бусы Лун Баванг , вып. 5, БИСЕР: Журнал Общества исследователей бисера, с. 52 , получено 7 марта 2017 г.
- ^ Питер Меткалф, изд. (1975), Распространение вторичного лечения умерших в центральной части Северного Борнео (PDF) , vol. 7, Гарвардский университет: Исследовательский бюллетень Борнео, стр. 54–59 , получено 27 августа 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хеммингс, Шарлотта (сентябрь 2018 г.). «Субъектность и случай в Лун Баванге» . Информационная структура в языках Северного Саравака . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ «БХФ2008» . Фестиваль птиц-носорогов на Борнео . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ Бриджит Дональд (30 июня 2013 г.). «Уникальный гастрономический опыт» . Нью Саравак Трибьюн. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ «Фестиваль Лун Баванг возвращается в Лавас во всей красе» . Почта Борнео. 11 июня 2016 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ «Регенты и заместители регентов заняты, вручение почетных указов сотрудникам отложено» . Восточный Калимантан Трибьюн. 4 ноября 2015 г. Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Джим Хуат Тан, изд. (1975), Евангелическая миссия Борнео (BEM) и Сиданг Инджил Борнео (SIB), 1928-1979: Исследование основания и развития местной церкви (PDF) , стр. 24–27 , получено 3 сентября.
- ^ Шэрон Чеа (2016), Малайзия Багус!: Путешествия с моей родины , Книги эпиграмм, ISBN 978-981-07-3212-7 , получено 5 января 2017 г.
- ^ Аластер Моррисон (1993), Fair Land Sarawak: Некоторые воспоминания чиновника-эмигранта , Публикации SEAP, стр. 53–54, ISBN 978-0-87727-712-5 , получено 5 января 2017 г.
- ^ Хьюго Штайнер (2007), Саравак: люди длинного дома и джунглей , Opus Publications, стр. 174, ISBN 978-983-3987-01-6 , получено 5 января 2017 г.
- ^ Джин Хуат Тан (2012), Основание местной церкви: пример евангелической миссии Борнео, Исследования Regnum в Missione , Wipf и Stock Publishers, стр. 215, ISBN 978-1-62032-139-3 , получено 22 февраля 2018 г.
- ^ «Статистика образования Лун Баванга - октябрь 2011 г.» . 10 октября 2011 г.
- ^ https://english.stadiumastro.com/football/ronny-harun-named-aff-best-xi-59742 [ только URL ]
