Jump to content

Лун Баванг

(Перенаправлено с людей Лундае )

Лун Баванг
Лундайе
Девушки Лун Баванга в традиционных нарядах.
Общая численность населения
Примерно 50 550
Регионы со значительной численностью населения
Борнео :
 Малайзия 26 450 (перепись 2020 г.) [ 1 ]
       Сабах 6941 (перепись 2020 г.) [ 2 ]
       Саравак 17 676 (перепись 2020 г.) [ 3 ]
 Индонезия 23,000 ( 2007 SIL ) [ 4 ]
 Бруней 1110 (перепись 2021 г.) [ 5 ]
Языки
Лун Баванг (диалекты включают Трусан , Лун Дайе , Папади , Путо/Путук , Менгалонг , Лун Даях , Аданг , Табун , Тренг , Колур , Падас , Трусан и Лепу Потонг ), индонезийский язык , малазийский язык , саравакский малайский
Религия
Христианство (преимущественно), Ислам , Анимизм
Родственные этнические группы
Келабит , Ленгилу, Путо, Сабан и Тринг

Лун Баванг (ранее известный как Трусан Мурут и Менгалонг Мурут или Южный Мурут ) — этническая группа, проживающая в центральной части Северного Борнео . Они являются коренными жителями юго-запада Сабаха ( внутренний отдел , включая Лабуан ) и северного региона Саравака ( дивизион Лимбанг ), высокогорья Северного Калимантана (Лонг Баван, Крайан , Малинау , Ментаранг ) и Брунея ( район Тембуронг ).

В малазийском штате Саравак Лун Баванг (через термин Мурут ) официально признан Конституцией как уроженец Саравака. [ 6 ] и относятся к народу Оранг Улу ; в то время как в соседнем штате Сабах и нагорье Краян на Калимантане их иногда называют Лундайе или Лун Дайе . В Брунее они также идентифицируются по закону как одни из 7 коренных жителей ( коренных жителей ) Брунея посредством термина Мурут . [ 7 ] Тем не менее, в Сабахе, Калимантане и Брунее термин Лун Баванг набирает популярность как объединяющий термин для этой этнической группы во всех регионах. Есть также другие альтернативные имена, такие как Лун Лод, Лун Баа и Лун Тана Луун.

Люди Лун Баванг традиционно занимаются земледелием и занимаются животноводством, например, выращиванием домашней птицы , свиней и буйволов . Лун Баванги также известны как охотники и рыбаки.

Этимология

[ редактировать ]
Перевод слова «Баванг», записанный Спенсером Сент-Джоном в 1862 году.

Слово Лун Баванг означает жителей страны или коренных жителей , в то время как Лун Дайе означает людей, живущих вверх по реке или людей из внутренних районов , или Оранг Улу и Лун Лод означает людей, живущих вниз по течению или вблизи моря . Другие названия происходят от географической привязки к их выращиванию риса, например, Лун Баа (болота), который живет вблизи болотистых местностей и выращивает влажный рис, и Лун Тана Луун (на земле), который выращивает сухой рис.

Настаивая на том, что они никогда не называли себя колонистами и посторонними ( Мурутами, Лун Баванги ранее идентифицировались как Мурут британскими другими этническими группами). [ 8 ] На языке Лун Баванг слово Мурут означает либо «массировать», либо «давать приданое», и эти значения практически не имеют никакого отношения к идентичности людей. [ 9 ] Название Мурут, возможно, произошло от слова «Муруд» , горы, расположенной недалеко от старого поселения Лун Баванг, поэтому могло означать просто «горцы» или « горные люди », но вместо этого оно использовалось колонистами для идентификации этой этнической группы. .

Кроме того, этнолог обнаружил, что классификация по имени Мурут сбивает с толку, поскольку в Сабахе, Сараваке и Брунее этот термин используется по-разному, то есть если в Брунее и Сараваке он используется для описания народа Лун Баванг, то в Сабахе он используется для описания народа Лун Баванг. используется для определения этнической группы, которая лингвистически и культурно отличается от луньбавангов. [ 10 ] [ 11 ]

В начале 1970-х годов использование термина Лун Баванг начало набирать популярность среди этнологов и лингвистов, и сейчас это наиболее часто используемый термин для обозначения этой этнической группы. В Сараваке решение заменить термин «Мурут» на «Лун Баванг» для обозначения этой этнической группы было единогласно принято лидерами общины Лун Баванг. [ 9 ] и официальное использование этого термина теперь имеет юридическую силу после принятия Законодательным собранием Саравака в 2002 году Закона о толковании. [ 12 ]

Источник

[ редактировать ]

Лун Баванги — это одни из этнических аборигенов, населявших остров Борнео на протяжении веков. По данным Тома Харриссона (1959) и С. Рансимана (1960), община Лун Баванг является одним из первых поселенцев в горных районах центрального Борнео и связана с племенем Келабит . Оба племени связаны с общей линией, называемой народом Апо Дуат или «Апад Уат», для которого Апо Дуат представляет собой территорию, состоящую из нагорья Краян и нагорья Келабит .

Одна из теорий предполагает, что Апо Дуат является родиной этого общего предка и что они распространились на прибрежную зону. [ 13 ] Миграция этих людей в низины и постепенное расселение могли быть вызваны различными волнами миграции людей Лун Баванг из разных кланов. Миграция людей Лун Баванг из одного клана в регион, уже населенный другим кланом, приводит к перемещению последних в другой регион, несмотря на схожую культуру и язык. Сильная клановая идентичность народа Лун Баванг проявляется в их общей традиции идентифицировать себя в зависимости от своей деревни или географического положения, например, «Лун Аданг», который когда-то проживал в бассейне реки Аданг, или «Лун Кемалох», выходец из Река Кемалох.

Другая теория предполагает, что эти люди Апо Дуат когда-то были уроженцами старого Брунея, но были вытеснены вверх по реке в высокогорье вторгшимися племенами, такими как люди Каян , Кения и Ибан . Те, кто остался ниже по течению (люди Лун Баванг), были изолированы от тех, кто мигрировал в высокогорье (келабит), в результате чего их культура и язык немного разошлись.

Четыре человека из племени Лун Баванг из Саравака , ранее называвшиеся Трусан Мурутс, фотографии сделаны этнологом Чарльзом Хозе в 1896 году.

Другая теория, с другой стороны, предполагает, что миграция произошла с противоположной стороны Борнео (ныне Северный Калимантан ). Было высказано предположение, что люди Апо Дуат когда-то были фермерами в низменностях ниже по течению реки Малинау и жили в тесном контакте с народом Тидонг . Однако нападения мусульманских налетчиков ( Бугис и Таусуг ), вероятно, в 17 веке, заставили их мигрировать в высокогорье Краян, в то время как люди Тидонг обратились в ислам. [ 14 ]

Тем не менее, эти теории еще предстоит доказать, и нет никаких существенных доказательств, позволяющих проследить происхождение народа Лун Баванг или доказать какую-либо из этих теорий.

Географическое распределение говорящих на Лун Баванге.

Отношения с Королевством Бруней

[ редактировать ]

Согласно устной традиции Брунея, Лун Баванги (Мурут) были переданы под власть Брунейского королевства мирными мерами во время правления Аванга Алака Бетатара . Говорят, что это будет достигнуто посредством переговоров между Лун Бавангом и братом Аванга Алака Бетатара, Авангом Джерамбоком. [ 15 ] Под властью королевства Бруней Лун Баванг облагался налогами и данью. Местным лидерам высшего сословия ( лунь мебала или лун до ) были присвоены дворянские титулы и предоставлена ​​должность в султанате. Некоторые Лун Баванги были ассимилированы с малайской культурой. [ 16 ] Община Лун Баванг, расположенная недалеко от столицы Брунея, была прочно интегрирована в брунейское государство. [ 17 ]

Аванг Алак Бетатар и его 13 братьев были отцами-основателями Брунея и считаются наполовину Мурутами, поскольку у них был общий отец Мурут по имени Упай Семаринг или Аванг Семаун. [ 18 ] Эти 14 саударов или 14 братьев — Келабит (Мурут), а их последователи были первыми «строителями империи» Брунея. [ 19 ] Лун Баванги и Келабиты (Муруты) имеют королевское происхождение из Дома Болкиах , поскольку они используют такие титулы, как Даянг, Султан, Агонг и Пенгиран , имена, которые использовали их предки в прошлом. [ 20 ]

Тем не менее, мирное соглашение между Лун Бавангом и малайскими правителями Брунея ни в коем случае не было вечным, поскольку на протяжении всей истории султаната Брунея Лун Баванг часто восставал против своего брунейского правителя. Было высказано предположение, что восстание марутов ( так в оригинале ) – то есть лунь-бавангов – и китайцев привело к тому, что султан Брунея обратился за помощью к султанату Сулу для подавления восстания в 1658 году, в результате чего султан Брунея уступил свою территорию Кимани до Тапеана Дуриана султану Сулу в знак благодарности. [ 21 ]

Лун Баванги с поселением европейцев

[ редактировать ]

Ранние европейцы использовали экзоним Марут , Марут , Морут или Мурут для описания народа Лун Баванг, и он мог быть введен брунейскими малайцами, которые вступили с ними в контакт в Брунее. народе Лун Баванг, вероятно, принадлежит Томасу Форресту во время его путешествия на Новую Гвинею, Молуккские острова и Баламбанган в 1776 году Самый ранний европейский письменный отчет о . напрямую общаются с марутами в торговле, оставляя торговлю (в качестве посредников) за собой. [ 22 ]

Джона Ханта В «Очерке Борнео или Пуло Каламантан» в 1812 году он описал лун-бавангов как аборигенов собственно Борнео , и что они гораздо светлее и лучше развиты, чем малайцы, имеют более сильное и крепкое телосложение и считаются храброй расой. люди. [ 23 ] Европейцы также получили описание Лун Баванга от брунейских малайцев, которые с ними контактировали. Например, во время путешествия американского «Гиммалеха» в Бруней брунейские дворяне ( пангеран ) сообщили, что в Брунее существует 21 племя (одним из них является Мурут) и что эти племена являются кафирами (не исповедуют ислам) и практикуют охоту за головами . [ 24 ] Во время экспедиции Генри Кеппеля на Борнео он отметил, что лун-баванги являются жителями внутренних районов Борнео и что народы мурут и даяк уступили место народу каян всякий раз, когда они вступали в контакт друг с другом. [ 25 ] Сэр Джеймс Брук в своем дневнике, написанном 24 декабря 1850 года, описал притеснения, с которыми народ Лун Баванг (тогда называвшийся Лимбанг Мурутс) сталкивался со стороны аристократов Брунея, и где некоторые из них боролись против этой тирании. [ 26 ]

Более подробный европейский отчет о народе Лун Баванг принадлежит Спенсеру Сент-Джону в 1860 году, где он описал бедственное положение народа Лун Баванг (тогда называвшегося Лимбанг Мурутс) под властью Брунейского султаната. Он также рассказал о аборигенов (Мурут и Бисайя подъеме восстания ). Однако эти восстания всегда подавлялись угрозами со стороны правительства Брунея ввести каянов для подавления оппозиции. [ 27 ] [ 28 ] Спенсер Сент-Джон также описал тиранию, проводимую брунейскими аристократами в отношении лимбанг-мурутов, которая включает в себя захват их детей для продажи в рабство, если не будут уплачены налоги, а также один случай, когда столица Брунея была в состоянии тревоги из-за мародерствующим воинам-каянам брунейский аристократ предложил разграбить целую деревню Лимбанг-Мурут в обмен на безопасность столицы. [ 28 ]

Культура и экономическая деятельность

[ редактировать ]
Лун Баванг в Сабахе играет на своих музыкальных инструментах Келинанг и Агунг .

Почти вся традиционная экономическая деятельность Лун Баванга связана с рисовыми плантациями, и они выращивают как рис на холме, называемом лати'тана'луун , так и рис с рисового поля, называемого лати'ба . [ 29 ] [ 30 ] Производство риса связано с престижем/финансовым статусом, поскольку избыток урожая риса традиционно потребляется на огромном празднике ирау , что означает богатство и удачу. Вареный рис заворачивают в банановые листья, называемые люба-лайя рис также заваривают в рисовое вино или бурак , а из практических соображений . Отчасти из-за этого употребление бурака было важным (и также печально известным, как считают христианские миссионеры и правительство Брука) обычаем Лун Бавангов, но теперь производство рисового вина значительно сократилось из-за усилий, предпринятых христианами. миссионеры и правительство Брука поощряли запрет алкоголя среди населения в начале 20 века.

Мясо и рыбу маринуют или маринуют с использованием соли и хранят в полом стебле бамбука в течение месяца, а маринованные продукты называются телу . Мясо и рыбу также консервируют путем копчения. Соль получают путем выпаривания рассола из соляного источника ( лубанг мейн ). [ 31 ]

Крупный рогатый скот и буйволы разводятся ради мяса и могут служить символом финансового положения. Этих животных обычно используют в качестве приданого , которое дарят семье невесты со стороны жениха.

Традиционный длинный дом Лундайе в деревне Пулау Сапи, Малинау , Северный Калимантан , Индонезия.

В старину мужчины носили куртки из коры деревьев, называемые кую-талун . Ткань, обертывающая лоб, называется сигар , а набедренная повязка — абпар . Длинный мачете ( пелепет ) привязывают к поясу, особенно когда его нужно носить с собой на племенные войны. Что касается женщин, то они носят пату на голове, берет на талии, бане на шее, а гилэнг или пакел носят в качестве украшения на руках и запястьях. «Пата», или шапка, полностью сделанная из бус, носится как символ статуса. [ 32 ]

Лун Баванг принадлежат к группе, известной как группа Нуланг Арк (Metcalf 1975). Это, наряду с другими этническими группами, такими как бераванцы, меланау и каджанги, традиционно практиковали древнюю традицию вторичного обращения с мертвыми. В Лун Баванге это называется митанг бутунг . Меткалф предположил, что эта практика является характеристикой самой древней культурной традиции на Борнео, существовавшей до прибытия других этнических групп, которые повлияли на диверсификацию культуры и языка на Борнео. [ 33 ]

Лунбаванг среди языков Калимантана (код lnd, светло-красный №30, вверху)

Лун Баванги называли свой язык Бури Лун Баванг или Бури тау . Язык относится к австронезийскому > западно-малайо-полинезийскому > североборнейскому > северному сараваку > дайскому семейству (Апо Дуат/Апад Уат). [ 34 ]

Кухня Лун Баванг

[ редактировать ]
  • Нуба Лайя или Нуба Тинга — это приготовленный рис Барио , который растирают и заворачивают в листья растения Фацелофриниум максимум . Он считается центральным элементом трапезы народов Лун Баванг и Келабит. Гарнир может включать небольшую тарелку каши ( кикид ), тертую говядину, приготовленную с диким имбирем и сушеным перцем чили ( лабо сенутук ), тертую рыбу без костей ( а'бенг ), дикие овощи из джунглей, приготовленные различными способами, и так далее.
  • Даун уби тумбук или пучук уби тумбук — это препарат из маниоки листьев (известный как эмпасак у ибанцев ), имеющий консистенцию песто, и его широко едят среди коренных жителей Саравака. [ 35 ] Измельченные листья можно обжарить с такими приправами, как анчоусы и перец чили. [ 36 ] начиняют в бамбуковую трубку и поджаривают на открытом огне или просто варят с луком-шалотом, жиром и солью.
  • Келупис , что дословно переводится как «клейкие рисовые булочки». Обычно его производят большими партиями в рамках подготовки к традиционной свадебной церемонии.
  • Синаму Бака — традиционное блюдо Лун Баванг/Лундайе. Это острая ферментированная пища, похожая на босо народа Кадазан -Дусун, но разница в том, что Синаму Бака готовится только из ферментированного мяса дикого кабана, а не из другого мяса.
  • Нарар Бака относится к копченому мясу в стиле Лун Баванг/Лундайе, которое обычно представляет собой мясо дикого кабана ( бака ). Нарар бака , приготовленный на гриле и съеденный с рисом и соусами для макания, можно найти и купить в сельской местности и городах. В халяльных версиях мясо дикого кабана заменяется другим мясом дичи, например олениной .

Фестивали и праздники

[ редактировать ]
Женщина Лундайе из Сабаха , Малайзия, в традиционной одежде.

Люди Лун Баванга празднуют Ирау Ако Лун Баванг (фестиваль Лун Баванг) ежегодно первого июня в Лавасе , Саравак . [ 37 ] Этот фестиваль традиционно является праздником урожая риса, но теперь он демонстрирует различные культуры и мероприятия Лун Баванга, такие как Руран Улунг (конкурс красоты) и Нгиуп Сулинг (банд с бамбуковыми музыкальными инструментами).

В районе Сипитанг штата Сабах Сабахан Лун Бавангс и Лундае празднуют праздник урожая ( Кааматан ) раз в два года во время фестиваля ГАТА ( Гасинг и Таму Бесар ), во время которого демонстрируются традиционные танцы и костюмы наряду с танцами и костюмами других коренных народов района. такие как мурут , кедаян и брунейские малайцы .

Будучи преимущественно христианской общиной, Лун Баванг также с 1950-х годов традиционно празднует «Ирау Райе», пасхальный фестиваль и праздник. [ 38 ]

До 1920-х годов Лун Баванги были в основном анимистами. Под властью Белых раджей ( Вайнер Брук ) в Сараваке христианские миссионеры (особенно из Евангелической миссии Борнео) имели лучший доступ к поселениям Лун Баванг во внутренних районах и в горной местности и начали проповедовать христианство людям Лун Баванг. [ 39 ]

Большинство лунбавангов — христиане, преимущественно принадлежащие к евангелической церкви Борнео . Небольшое количество принадлежит к другим христианским конфессиям, таким как Церковь Истинного Иисуса , Церковь адвентистов седьмого дня , Римско-католическая церковь , или к другой религии, такой как ислам и буддизм .

Уровень жизни

[ редактировать ]

До правления Белых раджей племя Лун Баванг находилось в плачевном состоянии; часто участвует в племенных войнах, охоте за головами и чрезмерном употреблении алкоголя. [ 40 ] Племя Лун Баванг часто становилось жертвой политических манипуляций со стороны Султаната Бруней. Например, их использовали в качестве жертвы мародерствующему народу каян, который угрожал напасть на столицу Брунея в 1860-х годах. Низкий уровень жизни привел к серьезной вспышке заболеваний (холеры и оспы) среди населения, а население значительно сократилось до почти полного вымирания в 1920-х годах. [ 41 ]

С приходом правления раджи и обращением в христианство уровень жизни значительно улучшился, поскольку миссионеры ввели лучшее здравоохранение, санитарную систему и надлежащую систему образования. Лун Баванг очень усердно учились в школе, и в 1940 году около 95% Лун Баванга и родственного ему племени Келабит в возрасте до 20 лет в Лавас Дамите были грамотными. [ 42 ]

Движение Евангелической миссии Борнео сыграло важную роль в социальном и экономическом развитии общины Лун Баванг, особенно в просвещении людей о важности образования и здравоохранения, а также в поддержании мира между людьми Лун Баванг и представителями других этнических групп, живущих поблизости. . [ 43 ]

В то время как многие Лун Баванги достигли более высокого уровня образования в близлежащих городах, таких как Лавас , Лимбанг и Мири , а также в Сабахе, Сипитанге и Бофорте ; и впоследствии продолжая учебу в столицах штатов или на полуострове Малайзия, школы в поселении Лун Баванг во внутренних районах, таких как Лонг Пасиа или Ба Келалан , все еще относительно мало развиты . Поэтому многие молодые люди Лун Баванга во внутренних районах страны уезжают на большие расстояния от дома, чтобы получить образование, иногда на речном транспорте или по гравийной дороге.

Набор рабочих мест в некоторых основных отраслях Сабаха и Саравака, таких как нефтегазовая промышленность и производство пальмового масла , остается относительно небольшим, а некоторые все еще занимаются натуральным сельским хозяйством и рыболовством. Однако, благодаря постоянным усилиям, многим из них удалось стать профессионалами. Статистика за 2011 год показала, что в общине Лун Баванг в Сараваке около 233 выпускников. [ 44 ]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Ключевые результаты Переписи населения и жилищного фонда Малайзии 2020 г. (на малайском и английском языках). Департамент статистики Малайзии . Проверено 13 сентября 2020 г. Лун Баванг/Мурут (Саравак)=19 297; Лундайе = 7,153
  2. ^ Ключевые результаты Переписи населения и жилищного фонда Малайзии 2020 года: штат Сабах (на малайском и английском языках). Департамент статистики Малайзии. п. 80 . Проверено 13 сентября 2020 г. Численность населения по субэтническим группам, Сабах, 2020 г. - Лун Баванг/Мурут (Саравак) = 877; Лундайе=6,064
  3. ^ Основные результаты Переписи населения и жилищного фонда Малайзии 2020 года: штат Саравак (на малайском и английском языках). Департамент статистики Малайзии. стр. 83–84 . Проверено 13 сентября 2020 г. Численность населения по субэтническим группам, Саравак, 2020 г. - Лун Баванг/Мурут (Саравак) = 17 315; Лундайе=361
  4. ^ [1]
  5. ^ Отчет о переписи населения и жилищного фонда (BPP) 2021: Демография, характеристики домохозяйств и жилья (PDF) (на малайском и английском языках). Департамент экономического планирования и статистики Министерства финансов и экономики Брунея-Даруссалама. п. 51 . Проверено 3 декабря 2022 г. Население по расам, 2021 г., Бруней-Даруссалам, Мелайу-Мурут = 1110 (0,4%)
  6. ^ Конституция Малайзии (редактор), статья 162 (7) , дата обращения 25 сентября 2010 г.
  7. ^ «Глава 15: Закон о гражданстве Брунея» (PDF) , Законы Брунея , 25 сентября 2010 г., стр. 4
  8. ^ Дэниел Чу, изд. (2004), Границы родства и этнической принадлежности: трансграничные отношения между долиной Келалан, Саравак, и долиной Баван, Восточный Калимантан , данные получены 10 апреля 2008 г.
  9. ^ Jump up to: а б Мичан Туэй, изд. (1995), Сообщество Саравака Лун Баванга: Введение (PDF) , Кучинг, Саравак: Desktop Publisher Sdn. ООО, стр. 3–5, ISBN  978-983-62-4321-8 , получено 10 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  10. ^ Пелита Бруней - Литература и культура. Архивировано 27 июня 2007 г., archive.today.
  11. ^ Аппель, генеральный директор, изд. (сентябрь 1969 г.), Состояние исследований северных и южных мурутов (PDF) , том. 1, Мэн, США: Ассоциация азиатских исследований Университета Брандейса, стр. 18–21 , получено 10 апреля 2008 г.
  12. ^ Абдул Хаким Буджанг, изд. (7 мая 2002 г.), Законопроект о интерпретации (поправка): «Морские даяки», «Наземные даяки» будут исключены, а Лун Баванг больше не будет классифицироваться как «Муруты» , Саравак: Sarawak Tribune, заархивировано из оригинала 5 февраля 2012 г. , получено 10 апреля 2008 г.
  13. ^ Рид Л. Уодли, изд. (2005), «Истории окружающей среды Борнео: экономические, политические и социальные аспекты изменений и преемственности» , Лейден, Нидерланды: KITLV Press, стр. 253, ISBN  978-90-6718-254-6 , получено 10 апреля 2008 г.
  14. ^ Кристина Эгентер; Бернар Селлато ; Г. Саймон Девунг, ред. (2004), Социальные исследования и управление охраной природы во внутренних районах Борнео, Распутывание прошлого и настоящего взаимодействия людей и леса (PDF) , Индонезия Принтер, Индонезия: CIFOR, WWF Индонезии, ЮНЕСКО и фонд FORD, стр. 25, ISBN  978-979-3361-02-4 , получено 10 апреля 2008 г.
  15. ^ Чарльз Хозе; Уильям МакДугалл, ред. (1912), Языческие племена Борнео, описание их физического, морального и интеллектуального состояния , том. II , получено 17 июня 2008 г.
  16. ^ Кит Джин Оой, изд. (2004), Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Восточного Тимора , Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO, стр. 272, ISBN  978-1-57607-771-9 , получено 2 апреля 2008 г.
  17. ^ Меткалф, Питер (2010). Жизнь длинного дома: археология этнической принадлежности . Издательство Кембриджского университета. п. 188. ИСБН  978-0-521-11098-3 .
  18. ^ Джин Оой, Кит (2015). Бруней: история, ислам, общество и современные проблемы . Рутледж. ISBN  978-1-138-78765-0 .
  19. ^ Харриссон, Том (1954). Внешние влияния на возвышенную культуру келябитов северной части Центрального Борнео . СМЖ, Том. XL(4). п. 117.
  20. ^ Бала, Билчер (1993). «Община Келабит и Лун Баванг в Сараваке». Отбросьте это . 21 : 21–54.
  21. ^ Дж. Хант, эсквайр, изд. (1812), Очерк Борнео или Черного Каламантана , т. 1, с. VIII, Бенкулен: Sumatran Mission Press, стр. 10 , получено 26 сентября.
  22. ^ Капитан Томас Форрест , изд. (1776), Путешествие в Новую Гвинею и Молуккские острова из Баламбангана , Нью-Бонд-стрит, Лондон: Дж. Скотт, Дж. Робсон, стр. 1776. 383 , получено 26 сентября 2010 г.
  23. ^ Дж. Хант, эсквайр, изд. (1812), Очерк Борнео или Черного Каламантана , т. 1, с. VIII, Бенкулен: Sumatran Mission Press, стр. 3 , получено 25 сентября.
  24. ^ Дж. Т. Дикенсон, изд. (1838), «Уведомления о городе Борнео и его жителях, сделанные во время путешествия американского брига Химмалеха по Индийскому архипелагу в 1837 году». Китайский репозиторий , том. VIII, первоначально Кантон: Adamant Media (Elibron Classics), с. 133, ISBN  978-1-4021-5635-9 , получено 25 сентября 2010 г.
  25. ^ Капитан Достопочтенный. Генри Кеппел, RN, изд. (1846), Экспедиция HMS Dido на Борнео для подавления пиратства с выдержками из журнала Джеймса Брука, эсквайра. Саравака , том. II, Грейт-Нью-стрит, Феттлер-лейн, Лондон: Робсон, Левел и Франклин, с. 171 , получено 25 сентября 2010 г.
  26. ^ Капитан Достопочтенный. Генри Кеппел, RN, изд. (1853), Посещение Индийского архипелага на корабле Ее Величества Меандр: с частями частного журнала сэра Джеймса Брука, KCB , Нью-Берлингтон-стрит, Лондон: Суальд Уолтерс Б. Брайерли, Р. Бентли, Гарвардский университет, стр. 116 , получено 25 сентября 2010 г.
  27. ^ Ли Р. Райт, изд. (1977), Бруней: Историческая реликвия (PDF) , том. 17, Гонконг: Журнал Гонконгского отделения Азиатского общества, с. 19 , получено 2 апреля 2008 г.
  28. ^ Jump up to: а б Спенсер Сент-Джон, изд. (1860), Жизнь в лесу Дальнего Востока , т. II, Лондон: Смит, Элдер и Ко, с. 55 , получено 2 апреля 2008 г.
  29. ^ Кристин Падох, изд. (1983), Сельскохозяйственная практика кераян Лун Дае (PDF) , том. 15, Университет Висконсина: Исследовательский бюллетень Борнео, стр. 15–11. 33–37 , получено 4 сентября. [ постоянная мертвая ссылка ]
  30. ^ Мика Окусима, изд. (1999), Выращивание влажного риса и каянские народы Восточного Калимантана: некоторые возможные факторы, объясняющие их предпочтение выращиванию сухого риса (1) (Исследовательские заметки) , Бюллетень исследований Борнео, стр. 33–37 , получено 4 сентября 2008 г.
  31. ^ Сукоко Нунукан (22 августа 2015 г.). Я сделал Асдхиану (ред.). «Когда Люба Лайя и племя Лонтонгня Даяк Лундае встречают Сото» . Компас . Проверено 17 декабря 2016 г.
  32. ^ Хайди Мунан, изд. (1992), Бусы Лун Баванг , вып. 5, БИСЕР: Журнал Общества исследователей бисера, с. 52 , получено 7 марта 2017 г.
  33. ^ Питер Меткалф, изд. (1975), Распространение вторичного лечения умерших в центральной части Северного Борнео (PDF) , vol. 7, Гарвардский университет: Исследовательский бюллетень Борнео, стр. 54–59 , получено 27 августа 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  34. ^ Хеммингс, Шарлотта (сентябрь 2018 г.). «Субъектность и случай в Лун Баванге» . Информационная структура в языках Северного Саравака . Проверено 24 сентября 2022 г.
  35. ^ «БХФ2008» . Фестиваль птиц-носорогов на Борнео . Проверено 7 июня 2015 г.
  36. ^ Бриджит Дональд (30 июня 2013 г.). «Уникальный гастрономический опыт» . Нью Саравак Трибьюн. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 7 июня 2015 г.
  37. ^ «Фестиваль Лун Баванг возвращается в Лавас во всей красе» . Почта Борнео. 11 июня 2016 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
  38. ^ «Регенты и заместители регентов заняты, вручение почетных указов сотрудникам отложено» . Восточный Калимантан Трибьюн. 4 ноября 2015 г. Проверено 17 декабря 2016 г.
  39. ^ Джим Хуат Тан, изд. (1975), Евангелическая миссия Борнео (BEM) и Сиданг Инджил Борнео (SIB), 1928-1979: Исследование основания и развития местной церкви (PDF) , стр. 24–27 , получено 3 сентября.
  40. ^ Шэрон Чеа (2016), Малайзия Багус!: Путешествия с моей родины , Книги эпиграмм, ISBN  978-981-07-3212-7 , получено 5 января 2017 г.
  41. ^ Аластер Моррисон (1993), Fair Land Sarawak: Некоторые воспоминания чиновника-эмигранта , Публикации SEAP, стр. 53–54, ISBN  978-0-87727-712-5 , получено 5 января 2017 г.
  42. ^ Хьюго Штайнер (2007), Саравак: люди длинного дома и джунглей , Opus Publications, стр. 174, ISBN  978-983-3987-01-6 , получено 5 января 2017 г.
  43. ^ Джин Хуат Тан (2012), Основание местной церкви: пример евангелической миссии Борнео, Исследования Regnum в Missione , Wipf и Stock Publishers, стр. 215, ISBN  978-1-62032-139-3 , получено 22 февраля 2018 г.
  44. ^ «Статистика образования Лун Баванга - октябрь 2011 г.» . 10 октября 2011 г.
  45. ^ https://english.stadiumastro.com/football/ronny-harun-named-aff-best-xi-59742 [ только URL ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12a35df17a100b565e03e38b526a1bf3__1723124820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/f3/12a35df17a100b565e03e38b526a1bf3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lun Bawang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)