Люди Меланау
А-ты | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
125 581 (перепись 2020 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ( Саравак ) | |
Языки | |
Религия | |
Ислам 70%, Христианство 18%, Язычество 12% [2] | |
Родственные этнические группы | |
Меланау ( малайский : Оранг Меланау , Меланау : Тенаван Меланау ) или А-Лику (что на диалекте Мука означает «речные люди») — этническая группа, коренная в Сараваке , Малайзия. Они являются одними из первых поселенцев [3] из Саравака. Они говорят на языке меланау , который является частью североборнейской ветви малайско-полинезийских языков .
Происхождение
[ редактировать ]
В 19 веке меланау поселились разрозненными общинами вдоль основных притоков реки Раджанг в Центральном Сараваке. Им нравится, когда их называют Меланау или А-Лику. Для большинства меланау слово «даяк» не подходит, поскольку это слово использовалось жителями Запада для обозначения жителя Борнео, потому что народ меланау уже имеет свою собственную идентичность и культуру как А-Лику (Меланау). Меланау или проблемные племена, говорящие на языке каджан, такие как секапан, раджанг, танджунг и кановит, постепенно переместились и ассимилировались с миграциями даяков, поселившимися в Раджанге. Народ Меланау считался подгруппой предполагаемого народа Клемантан . [4]
Сегодня народ Пунан (или Пунан Ба ) также тесно связан с последними прибрежными общинами Меланау, ранее населявшими средние и верхние притоки Реджанга. Язык Каджанг сохраняется относительно живым благодаря изолированным общинам Секапан, округ Капит в Сараваке.
Меланау считаются одними из первых поселенцев Саравака. Имя Меланау до недавнего времени не использовалось меланау для обозначения себя. Они называют себя а-лику, что означает «люди реки». Легенда гласит, что имя Меланау было дано малайцами Брунея жителям прибрежных болот и берегов рек центрального Саравака, что могло означать «житель побережья». [5] Эту легенду нельзя считать жизнеспособным источником названия, поскольку название Малано использовалось для обозначения региона в исторических записях, письменных источниках и картах западных, китайских и яванских источников еще до создания Королевства Бруней и прибытия малайцев. на Борнео с Суматры.
Эда Грин, писавшая в 1909 году, упомянула «... Миланов, чьи девушки так же прекрасны, как любые европейцы и красавицы Борнео». [6]
История
[ редактировать ]На протяжении всей истории места, где традиционные территории Меланау описывались либо как их местные места, такие как Муках, Иган и т. Д., либо как более широкое название штата или региона Малано.
Предыстория
[ редактировать ]До того, как меланау стали известны сегодня как этническое название, их происхождение неясно, поскольку письменные записи не были обычной нормой среди коренных жителей Борнео. Однако лингвистические свидетельства сохранились до наших дней, а древняя культура сохраняется до 19 века. Общая древняя культура подвешивания гробов и погребальных шестов (Келидиенг, Джеруней или Ледженг) между Меланаусом и некоторыми племенами оранг-улу, такими как Пунан Бах, Кеджаман, Секапан и т. Д., Является доказательством исторического происхождения народа Меланау. Мало того, языковая привязанность к этим племенам также является еще одним ключом к более широкой этнической утраченной семейной связи. Культура Джерунея встречается в таких районах Меланауса, как Муках, Далат и т. д., а также в Пунанских районах Татау, Белага и т. д., а также вплоть до Восточного Калимантана и Южного Калимантана. Свидетельства древнего захоронения Меланау известны археологическому обществу в Ниахе, Секало. [7] Эта группа древних людей (сегодня расколовшаяся на более мелкие группы Меланау, Кеджаман, Секапан, Пунан Ба и т. д.) является одним из первых и оригинальных людей, поселившихся на острове Борнео. Однако из-за сильного прямого влияния Брунейско-Малайского королевства с 13 века культура и образ жизни прибрежного поселения Меланау сегодня очень похожи на малайцев внешне.
7 век
[ редактировать ]Самое раннее существование государства в устье реки Реджанг - это Кин-ли-фо-че (сокращенно Кин-фо) в китайских записях И Цзин, которое было известно уже в VII веке. Эта империя Маланау охватывает Северное Борнео (Сабах), Саравак и Бруней. Дж. Л. Моенс упомянул, что Фо-че-пу-ло находится в том же месте. На карте Меркатора 1587 года также обозначены главные порты западного побережья Борнео (Бруней) Малано и Пучаварао (Фо-че-пу-ло). [8]
12-13 века
[ редактировать ]Чжао Рукуо или Чау Цзюй Куа написал «Чжу Фань Чжи» — сборник описаний стран и различных продуктов из-за пределов Китая, который считается важным источником информации о людях, обычаях и, в частности, о товарах, продаваемых во многих странах Юго-Востока. Азии и вокруг Индийского океана во время династии Сун, которую он закончил около 1225 года. Одна из наций - Ша Хуа Кунг, которая похожа на Саваку, имя, которое Маджапахит использовал для описания Саравака в Какавин Негаракертагама.
«..опять же в юго-восточном направлении (от этой страны?) есть некие острова, населенные дикими разбойниками, называемыми Ма-ло-ну..»
Кроме того, переводчик/автор [9] Фридрих Хирт и У. В. Рокхилл также предполагают, что это относится либо к Борнео, либо к Суматре. Это описание требует дальнейшего изучения. Чжао не выезжал за пределы Китая, поэтому многие записи Чжу Фань Чжи взяты из более старой работы 1178 года «Лингвай Дайда», написанной другим географом, Чжоу Цюфэем.
Среди самых ранних исторических записей о Меланау можно назвать китайские записи Даде Наньхай Чжи, датируемые XII-XIII веками. В нем упоминаются места под королевством Фу Ни, которое охватывает районы Меланау в Игане, Тутонге и Бинтулу;
«Территория Сяо Дун Яна, находящаяся под властью государства Фу Ни, включает Ма Ли Лу (Манила), Ма Е (Лусон), Мэй Кун, Пу Дуань (Панай), Су Лу (Сулу), Ша Ху Чжун (Маруду), Я Чен. (Иган), Оджутон (Тутонг) и Вэнь Ду Лин (Бинтулу)».
Кодекс Марагтаса , документ, предположительно основанный на письменных и устных источниках, копия которого не сохранилась на Филиппинах, рассказывает историю Панай от первых жителей и иммигрантов с Борнея. В нем рассказывается о переселении десяти дату с Борнео в Панай из-за удушающего и репрессивного правления Дату Макатунао. Убежище они нашли в Мадиасе, населенном негритосами, у которых Дату Пути купил остров на территории современного острова Панай на Филиппинах. [10] Считается, что описанный Макатунао - это Раджа Тугау, известный король в устной литературе Меланау, а также в брунейской литературе Сьяира Аванга Семауна. Характер злого короля сохранился, и, по мнению профессора Генри Отли Бейера, документ датирован 1225 годом, но такие даты оспариваются другими учеными в области истории. [11] До сегодняшнего дня жители Панай празднуют Ати-Атихан , фестиваль, исторический след которого восходит к этим 10 датам.
14 век
[ редактировать ]Малано также был одним из вассальных государств королевства Маджапахит, как описано Мпу Прапанкой в Какавин Негаракертагама (пупух 14) в 1365 году; [12]
«Каданданган, Ланда Самаданг и Тирем незабываемы, Седу, Баруне (нг), Калка, Салудунг, Солот, а также Пасир, Барито, Саваку, Табалунг, а также Танджунг Кутей, Малано остаются самыми важными на острове Танджунгпура».
После смерти Хаяма Вурука в 1389 году власть Маджапахита вступила в период упадка, связанный с конфликтом по поводу престолонаследия. Это окно возможностей дает возможность процветать местным королевствам.
Сьяир Аванг Семаун, повествующий о создании Королевства Бруней, представляет собой эпическую поэму, передаваемую из поколения в поколение. Существует множество версий рукописей, по крайней мере шесть из которых предположительно были написаны в рукописи в 19 веке. В стихотворении упоминается завоевание 14 братьев, основавших королевство. Их территориальная экспансия начинается с завоевания территорий Меланау, находившихся под властью Тугау и его союзников, простирающихся от Самбаса до Хулу Сунгай Брунея. [13]
17 век
[ редактировать ]В голландском отчете Бломмарта в 1609 году упоминалось, что королевства, перешедшие из рук в руки под властью империи Джохор, которая ранее находилась под властью империи Брунея:
«Тейен на реке Лауве, Садонг на собственно Борнео (восточная граница Саравака), Мампава и Борнео были лучшими местами для торговли. В Самбасе было получено известие, что народы Калка, Серибас и Мелануге отпали с Борнео и отдали себя под власть короля Джохора. Это были места крупной торговли, где было найдено много золота, бензоара, жемчуга и других редких вещей».
Подсчитано, что около 1730 года при султане Брунея Камалуддине восстановился контроль над странами от собственно Саравака из Самбаса, включая районы Меланау. [14]
19 век
[ редактировать ]Когда Джеймсу Бруку был присвоен титул раджи Саравака в 1841 году, территории народа меланау от реки Реджанг до Бинтулу все еще находились под властью королевства Бруней. Когда длительный конфликт между Пангиран Дипа и Пангераном Матусином в Муке достиг своего апогея, это привело к кризисной точке для Джеймса Брука. Такие события, как блокирование поставок саго из регионов Меланау на фабрики в Кучинге и убийство Чарльза Фокса и Генри Стила, стали для сэра Джеймса Брука поводом получить от султана Абдула Момина разрешение на вмешательство в 1857 году. Кроме того, пиратская деятельность в Районы Меланау, контролируемые Сакарангом и Сарибасом, уменьшали средства к существованию Меланау, а также других местных общин. [15] В Спенсере Сент-Джеймсе отчет о пиратской деятельности;
«Из остатков опустевших городов и деревень, которые мы видели в их округах, очевидно, что население раньше было гораздо больше, чем мы обнаружили во время наших экспедиций по защите их трудолюбивого народа. Мы слышали о почти ежемесячных нападениях на одного или в других своих деревнях, и прошло несколько недель, и Милановым не пришлось пополнять список своих убитых родственников. [15] "
Наконец, в 1861 году султан отдал в аренду Джеймсу Бруку территории между рекой Самарахан и Танджунг Кидуронгом. [16]
С 14 века меланау никогда не были объединены в рамках своей расовой политической единицы и не контролировались Брунеем в течение примерно 500 лет и Белыми раджами в течение примерно 100 лет. Это способствовало несоответствию языковых различий среди народа меланау, который был широко распространен вдоль береговой линии северо-западного Борнео. Тем не менее, язык меланау сохранил большую часть своей аутентичности, что делает его отличным от малайского языка, несмотря на сильное влияние самого малайского языка.
Подразделения
[ редактировать ]По группировке Меланау можно разделить на следующие группы;
- Меланау Мату - Даро
- Меланау Бруит
- Меланау Седуан
- Меланау Далат
- Меланау, о да
- Меланау Иган
- Меланау Муках
- Меланау Белавай-Раджанг
- Меланау Балингян
- Меланау Мири
- Меланау Бинтулу
- Меланау Сеган
Самая большая группа — Мату-Даро. Каждая группа имеет свой характерный диалект, но все они имеют одну и ту же культурную и языковую среду. Исключением является диалект меланау-бинтулу, который с трудом понятен носителям других диалектов и, по мнению многих лингвистов, вряд ли вписывается в языковую группу меланау. Это племя также известно как «Вайе», чей язык очень похож на Пунан Ловук Пандан и Пунан Бах. Их ранние поселения происходили из прибрежных районов Лаванга и Сегана.
Языки меланау были разделены на следующие пять групп. [17]
- Центральный, состоит из диалектов Муках-Оя, Далат, Балингиан, Бруит, Иган, Сегаланг, Сегахан, Ситенг и Прехан.
- Волосы-Даро
- Кановит - река Танджонг
- Сибу состоит из диалектов Седуана и Баньока.
- Захватывающий ( вымерший )
- Капитан
Еще одна группа меланау, которую стоит упомянуть и включить в нее, — это меланау иган. Они живут в кампунгах у реки Иган, например Кампунг Скранг, Кампунг Тенга, Кампунг Хилир, которые граничат с районом Муках (Мату-Даро). Основной язык — меланау. Однако некоторые говорят на местном малайском диалекте. Эта группа Меланау, вероятно, полностью мусульманская. В основном они переняли малайскую культуру, сохранив при этом некоторые аспекты культуры Меланау. Считается, что эта группа изначально состояла из малайцев, поселившихся в этом районе. Однако смешанные браки с Меланау на протяжении многих поколений привели к появлению новых поколений, которые считали себя Меланау.
Подобно истокам предков Игана Меланау, многие Меланау, мигрировавшие в разные районы Саравака, испытали ту же трансформацию. Группа Мату Меланау поселилась в районе Бинтава в Кучинге после Второй мировой войны. Однако их потомки, хотя в основном меланау по крови, обычно не говорят на этом языке и считаются малайцами. Однако интересно отметить, что новая средняя школа, построенная в Бинтаве, Кучинг, в 2007 году, называется SMK Matu Baru. Во многих районах Большого Кучинга , особенно в окрестностях Петра-Джая, Лунду, Самарахана и Сантубонга, проживает значительная часть населения меланау. Кроме того, Сибу, Мири и Бинтулу также являются местами или городами, где проживает значительная часть населения меланау.
Однако «Бин», что означает «сын», и «Бинти», что означает «дочь», присутствующие во всех их именах (будь то мусульмане, христиане или «ликоу»), вероятно, смутили работников переписи (читайте следующий абзац). Одна из причин, по которой меланау-мусульмане «мигрировали» и стали малайцами, заключается в том, что при регистрации рождения новорожденных они автоматически считаются малайцами, если родители не сообщают регистратору о своих расовых предпочтениях.
Население
[ редактировать ]
По данным статистического департамента штата, в 2014 году насчитывалось 132 600 человек, считающих себя меланау, что делает его пятой по численности этнической группой в Сараваке (после ибана , китайцев , малайцев и бидаю ). [18]
Несмотря на то, что Меланау является меньшинством в Сараваке, он составляет значительную часть политической сферы Саравака, 5 из 6 Ян ди-Пертуа Негери из Саравака имеют этническую принадлежность к Меланау, включая 7-го Ян ди-Пертуа Тун Пехин Абдул Тайб Махмуд и 2 из 6. Главные министры Саравака - этнические меланау.
Динамика численности населения меланау следующая: [19] [1]
Год | 1876 | 1939 | 1947 | 1960 | 1970 | 1980 | 1991 | 2000 | 2010 | 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 30,000 [а] | 36,772 | 35,560 | 44,661 | 53,234 | 75,126 | 96,000 | 109,882 | 123,410 | 125,581 |
- ^ оценка
Культура, религия и экономика
[ редактировать ]
Меланау традиционно были рыбаками, а также выращивали пади и саго. Меланау из Палоха были описаны Спенсером Сент-Джоном и являются производителями соли в 19 веке. Некоторые из них были опытными строителями лодок. Раньше они жили в высоких сваях и длинных домах, но сейчас они живут в малазийских домах в стиле кампунг (отдельные и отдельные дома). Из-за религиозного сходства большинство меланау живут в социальном и культурном отношении так же, как и остальные малайцы в Малайзии.
Меланау - одна из редких этнических групп в Малайзии, численность населения которой остается более или менее постоянной. Это связано с тем, что мусульмане-меланау, мигрировавшие в более крупные города Саравака, «автоматически» стали «малайцами», особенно во время Национальной переписи населения, поскольку их имена (а зачастую и язык, на котором старейшины говорят со своими детьми дома) неотличимы от местные малайцы Саравака. Это помогло малайскому населению Саравака значительно увеличиться в ходе переписи.
У большинства меланаев в именах есть «Бин» (сын) и «Бинти» (дочь), как и у малайцев. [20] и также вероятно, что христиане-меланаи также были указаны в переписи как малайцы.
Перепись населения Малайзии 2010 года показала, что население меланау в Сараваке, Малайзия, составляет около 123 410 человек. Они составляют пятую по численности этническую группу в Сараваке после ибанов , китайцев, малайцев и бидаю . Постоянные смешанные браки между меланау и представителями других рас в Малайзии также привели к исчезновению идентичности меланау. По данным некоторых частных исследований, фактическая численность населения Меланау (в Малайзии и за пределами Малайзии) намного выше.
Будучи мигрантами в первые дни, меланаусы встречаются почти повсюду в Сараваке. К сожалению, хотя их дети знают свои корни, многие из них не могут говорить или даже понимать свой язык меланау. Намеренно или ненамеренно, многие из них зарегистрировали себя как представители других рас, в основном как малайцы. В некоторых случаях их родители, оба мелана, предпочитают говорить со своими детьми на малайском или английском языке. Эта языковая тенденция в основном встречается в городах Саравака. Было приложено мало усилий для сохранения диалектов Меланау и обучения нынешнего поколения Меланау непрерывному использованию их диалектов.
Постепенное исчезновение культур и диалектов Меланау еще более усугубляется отсутствием квалифицированных сотрудников Меланау, занимающихся документацией по культуре и истории Меланау в отделе Меджлиса Адат Истиадат в Сараваке. Этот отдел занимается сохранением и документированием культур и истории различных этнических групп Саравака. Меланау медленно поглощаются другими культурными группами. Фестиваль Меланау Каул будет служить лишь напоминанием о языческом ритуале Меланау.
Религия
[ редактировать ]
Первоначально они были анимистами , но сейчас большинство меланау являются мусульманами , хотя некоторые из них, особенно среди меланау-муках и Далата, являются христианами . Тем не менее, многие до сих пор отмечают традиционные обряды, такие как ежегодный фестиваль Каул . Несмотря на разные верования и религии, меланаусы, как и другие жители Восточной Малайзии (Сабах и Саравак), очень терпимы друг к другу и гордятся своей толерантностью. До сих пор можно встретить семью Меланау, в которой разные дети в семье принимают христианство и ислам, в то время как их родители все еще имеют сильные анимистические убеждения.
Еда
[ редактировать ]У меланау есть уникальная еда, такая как папоротники в джунглях, умай , свежая рыбная продукция и сит (съедобная сагового пальмового долгоносика ). личинка [22] [23] Существует множество блюд на основе саго , таких как линут , шарики из саго и знаменитый тебалой , также известный как печенье из саго и кокоса. [22]
- Умай — блюдо из нарезанной сырой рыбы со смесью лука, перца чили, соли и сока лайма. [23]
Календарь Меланау
[ редактировать ]У Меланау есть собственный календарь, который начинается в марте. Новый год празднуется во время фестиваля Каул .
Известные люди Меланау
[ редактировать ]В популярной культуре
[ редактировать ]- Фильм «Сумпахан Джеруней» («Проклятие Джерунея»), местный фильм ужасов, вышедший на экраны в 2023 году, вращается вокруг погребального ритуала знати Меланау, существовавшего еще в 13 веке. Фильм снимался во многих районах Саравака, включая Муках, Сибуран и Сантубонг. [25] [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛЬЯ МАЛАЙЗИИ 2020 ГОДА» (PDF) . selangor.gov.my . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ «Меланау» . ПутешествиеМалайзия .
- ^ 'Отчет: Саравак, 2008 г. , Оксфордская бизнес-группа, 2008 г.
- ^ Чарльз Хозе; Уильям Макдугалл (2015). Шаманизм Борнео . Чарльз Хозе. ISBN 978-605-176-617-1 .
- ^ «Меланау – Ориентация» . www.everycultural.com . Проверено 12 августа 2014 г.
- ^ Грин, Эда (1909), Борнео: Земля рек и пальм , Ассоциация миссий Борнео , получено 26 августа 2008 г. - через Project Canterbury.
- ^ «- Отдел музея Саравака» . Museum.sarawak.gov.my .
- ^ Бэнкс, Э. (1947). «Древние времена на Борнео». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 20 (2 (142)): 26–34. JSTOR 41560024 .
- ^ Чау Цзюй-Куа: Его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи . Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и У. В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук. 1911.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Оренден, JC, Ten Dates of Media
- ^ Форонда, Луис Бьенвенидо, Критика источников: нечестивые и нечестивые кодексы
- ^ Женат на Нагаракертагаме . 1365.
- ^ Хаджи Абдул Карим бин Хаджи Абдул Рахман (2016). История основания и происхождения королевства Бруней на основе устных источников [ История возникновения и происхождения правительства Брунея на основе устных источников ] (PDF) (докторская диссертация) (на малайском языке). Университет Малайи. Архивировано из оригинала (PDF) 18 сентября 2017 года.
- ^ Уокер, Джон Генри (2016). «От По-ли до Раджи Брука: культура, власть и борьба за Саравак» . Журнал Борнео-Калимантан . 2 (2). дои : 10.33736/jbk.461.2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Сент-Джон, Спенсер (1879). Жизнь сэра Джеймса Брука, раджи Саравака: из его личных документов и переписки . Эдинбург и Лондон: Уильям Блэквуд и сыновья.
- ^ Хаджи Ауг Асбол бин Хаджи Мэйл (2009). «Малайский султанат Бруней в конфликте Муках в XIX веке: сравнение точек зрения западных и местных источников» . Социогуманика: журнал социальных наук и гуманитарного образования . 2 : 165–180.
- ^ «Меланау» . Этнолог .
- ^ «Государственная статистика: малайцы обогнали китайцев в Сараваке» . Почта Борнео . 8 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Дженири Амир (10 июня 2019 г.). «Модель роста населения Меланау в Сараваке» . Голос Саравака . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ «Почему Меланау использует в своих именах Бин и Бинти» . Learn-melanau.blogspot.com . Январь 2011.
- ^ Перепись населения и жилищного фонда Малайзии 2010 года (PDF) (на малайском и английском языках), Статистическое управление Малайзии, архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2015 года , получено 17 июня 2012 года , стр. 108
- ^ Перейти обратно: а б Ансовина Чай (16 октября 2017 г.). «Деликатесы Меланау, которыми можно насладиться» . Звезда . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зора Чан (23 марта 2014 г.). «Умай среди самых известных восхитительных и доступных блюд Муки» . Звезда . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Жоржетт Тан (26 августа 2018 г.). «Макан-Макан Саравак подчеркивает сходство» . Почта Борнео . Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Бернама (3 сентября 2019 г.). « Сумпахан Джеруней» для пропаганды чудес Меланауса» . Ежедневный экспресс . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Деннис Чуа (26 июля 2023 г.). «#Шоу-бизнес: Ужасающий опыт, но усилия того стоят» . Новые времена проливов . Проверено 26 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]