Еженедельный макам
![]() ![]() Израильская музыка |
---|
Религиозный |
Светский |
Израиль |
Танец |
Музыка для праздников |
В Мизрахи и сефардских Ближнего Востока еврейских молитвенных службах каждый Шаббат община проводит службы, используя разные макамы. Макам ), что по- арабски ( مقام буквально означает «место», представляет собой стандартный тип мелодии и набор связанных мелодий. Мелодии, используемые в том или ином макаме, призваны эффективно выразить эмоциональное состояние чтеца на протяжении всей установленной литургии (без изменения текста). В этой статье в первую очередь описываются музыкальные практики сирийских евреев , хотя музыкальные традиции других еврейских общин мизрахи также основаны на системе макама . Ашкеназский нусач включает упрощенную систему, включающую три основных режима или штейгера и несколько второстепенных вариантов. Мусульмане придерживаются одной и той же практики проведения богослужений с использованием макама , но во многом существенно отличаются.
Применение системы макама
[ редактировать ]Макам, который используется каждую субботу, зависит от темы, истории или основного послания субботней еженедельной главы Торы . Кантор, или хаззан , общины ведет верующих мелодиями определенного макама, который установлен и стандартизирован в официальном списке.
В разных общинах встречаются совершенно разные списки макамов, например, список Алеппо не всегда согласуется со списками Дамаска и Бейрута, а списки Египта и Йерушалми (иерусалимско-сефардский) снова различаются. Даже в рамках традиции Алеппо среди письменных источников нет полного согласия, хотя основная схема списков обычно одна и та же. Другие факторы, определяющие макам, включают в себя приближение праздника на предстоящей неделе: если это так или на неделе есть две главы Торы, хаззан имеет определенное право по своему усмотрению, какой макам использовать. Как правило, один и тот же макам никогда не используется две недели подряд. Кроме того, в списке старается чередовать макамы таким образом, чтобы десять макамов были распределены почти одинаково во времени, чтобы избежать избыточного прослушивания одного и того же макама в течение короткого периода времени.
Большинство молитв на утренней субботней службе читаются в прозаическом речитативе, точная мелодия которого меняется в зависимости от макама недели. Однако некоторые важные отрывки, такие как Нишмат и Кадиш , поются на мелодии определенных Пизмоним , которые выбираются в соответствии с ротацией, чтобы соответствовать макаму недели.
Кантилляция Торы не следует за макамом недели, а почти всегда исполняется в макаме Сига. Точно так же вечерняя служба в пятницу обычно проводится в макам Нава или Нахаванд.
Тематические узоры
[ редактировать ]Есть несколько закономерностей, определяющих, какой макам будет использоваться в конкретную неделю. Есть некоторые очень очевидные закономерности, а есть и не столь очевидные (которые в результате оспариваются).
г-н Раст
[ редактировать ]Макам Раст используется для обозначения начала чего-то нового, например, начала чтения новой книги Торы ( рас по-арабски означает «голова»). к первой параше каждой книги Торы ( Книги Бытия , Исход , Левит , Числа и теоретически, но см. Хиджаз , Второзаконие Этот макам применяется ). Другое применение Раста - для послеобеденных служб в Шаббат , когда Евреи читают новый парашах предстоящей недели, тем самым начиная новую неделю.
Макам Махур
[ редактировать ]Макам Махур , родственный Макам Раст, применяется, когда кто-то злится и чувствует эмоциональную нестабильность. Единственные два парашиета, к которым был применен этот макам, - это Толедот и Балак, когда главные герои, Исав и Балак , соответственно, разгневаны. Этот макам используется и в других случаях согласно рукописям Хахама Моше Ашира и кантора Габриэля А. Шрема.
Макам Аджам
[ редактировать ]Макам Аджам , названный в честь арабского слова « иранец », используется для обозначения счастливых событий, таких как праздники, свадьбы и другие радостные события. Этот макам используется для Бешалаха ( Шаббат Шира ), Вайетце и Шофетим из-за счастливых случаев, упомянутых в этих парашихотах. Аджам также используется во вторые дни Трех фестивалей паломничества . Аджам напоминает западную мажорную гамму, и иногда на него смотрят свысока как на поверхностный и очевидный, во многом так же, как ионический , или мажорный, лад описывался как modus lascivus и не пользовался популярностью в средневековой церковной музыке.
Макам Нахванд
[ редактировать ]Макам Нахванд, названный в честь Нахаванда/Нахаванда , города в иранской провинции Хамадан , применяется, когда существует дисгармония между партиями и драки в целом. Родственный макам - это Рахави Нава (см. ниже), но его популярность упала, и поэтому большинство канторов почти всегда заменяют Рахави Нава на Макам Нахванд из-за избытка и разнообразия более западноориентированных песен в Нахванде, который очень похож на западный. мелкий масштаб . До 20 века этот макам никогда не использовался для молитв ни евреями, ни мусульманами. (Аналогично в средние века минорный или эолийский лад , хотя и признавался в его существовании, никогда не использовался в григорианском пении .)
Макам Баят
[ редактировать ]Макам Баят — это мрачный или скучно звучащий макам, который не обязательно подразумевает определенную тему. Обычно его произносят низким голосом, чтобы выразить тьму. Как правило, этот макам применяется ко всем бар-мицвам и субботним вечерним службам из-за обилия связанных с ним пицмонимов в этих макамах. Некоторые говорят, что Баят символизирует клятву между двумя сторонами (как в случае с Бар-мицвой – клятвой между человеком и Богом).
Макам Хосени
[ редактировать ]Макам Хосени , который по звучанию тесно связан с Макам Баят, используется для выражения красоты чего-либо. [ 1 ] Например, когда даются Десять Заповедей в Парашат Итро и Ваэтанане , этот макам применяется, чтобы показать его красоту. То же самое можно сказать и о возведении Скинии в Парашат Терума , Ваякхель и Шмини . Этот макам используется в субботу, предшествующую Шавуоту , когда Тора даруется Израилю (но не в сам Шавуот).
Макам Рахави Нава
[ редактировать ]Макам Рахави Нава применяется в конце большинства книг. Среди многих вещей он символизирует конец чего-то. Этот макам применяется каждую пятницу вечером во время служб Каббалат Шаббат . В настоящее время этот макам редко используется для утренних субботних служб, так как его обычно заменяют макамом Нахванд. Строго говоря, Рахави и Нава — это два отдельных макамата: Рахави используется в Пасхальной Агаде ( седере ), а Нава используется для чтения Мишны (поэтому его используют в пятницу вечером, поскольку эта служба содержит длинный отрывок из Мишны, известный как Бамме мадликин .).
Макам Сабах
[ редактировать ]Макам Сабах , буквально по-арабски «печаль и утопия», а по-еврейски «армия», используется для обозначения берит или обрезания , проводится всем младенцам мужского пола, и поэтому, когда в параше рождается мальчик ( Лех -Леча или Тазрия ), применяется этот макам. требует не только Берит мила этого макама, но и любого упоминания слова « берит» или сильного упоминания числа восемь, которое символизирует завет. Поскольку идея берит связана с соблюдением заповедей, везде, где есть параша, где есть множество заповедей , применяется этот макам ( Мишпатим , Кедошим или Бехар ). Другое использование Сабаха включает любую парашу, в которой упоминается армия ( Масей , Ки Теце ), поскольку слово саба на иврите означает «армия». Клигман отмечает, что еврейская ассоциация Сабаха с упомянутыми выше темами резко отличается от остального арабского мира , который ассоциирует Сабах с грустью.
Следите за обновлениями
[ редактировать ]Макам Сига , или Сика, от персидского слова «третье место». [ 2 ] применяется, когда в параше есть особые чтения. Он также применяется в праздничные дни. Этот макам связан с праздником Пурим из-за обилия пицмонимов, связанных с праздником в этом макаме (без сомнения, потому что макам персидского происхождения, а события книги Эстер происходят в Персии). Этот макам также важен, потому что именно макам используется для пения Торы. Для Парашей Бо, Бехаалотеча и Экеба, параш, которые являются «третьими» в своих книгах, используется макам Сига, что означает «третье [место]».
Макам Хиджаз
[ редактировать ]Макам Хиджаз , названный в честь региона Хиджаз в Аравии , используется для обозначения торжественных случаев. Когда в параше происходит смерть (Сарра и Авраам в «Хайей Сара» , Иаков и Иосиф в «Ваечи» или Надав и Авиуд в «Ахарей Мот» ) или трагический эпизод («Золотой телец в «Ки Тиссе» , «Грех соглядатаев» в «Шелах Леха» и Разрушение Храма в неделю Деварим ), то применяется этот макам. На похоронах обычно применяется этот макам. Поскольку это соответствует ашкеназскому ахавах рабба штейгеру, синагоги в Израиле иногда используют его, когда присутствуют гости-ашкенази.
См. также
[ редактировать ]- Вы идете в синагогу
- Кожа хорошая.
- Кролик
- Еврейские молитвенные режимы
- Пизмоним
- Сефардский иудаизм
- Сефардский проект Пизмоним
- Шаббат
- Сирийские певцы
- Сирийские евреи
- Недельная глава Торы
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Клигман, Марк, «Библия, молитва и макам: внемузыкальные ассоциации сирийских евреев», Ethnomusicology , Vol. 45, № 3 (осень 2001 г.), стр. 443–479.
- Клигман, Марк, макам и литургия: ритуал, музыка и эстетика сирийских евреев в Бруклине , Детройт, 2009 г.