Yeden
Йеден в турецкой теории макама — это нота, предшествующая тонике (дурак), являющаяся ведущим тоном в макаме . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Термин Йеден был впервые введен в турецкую теорию макама Рауфом Йекта-беем . Он считал Йеден дополнительной особенностью макама. [ 1 ]
Мелодическая функция
[ редактировать ]Йеден, как и ведущий тон западной классической музыки , приводит к разрешению макама. Хотя нота Йеден обычно октавно эквивалентна седьмому тону гаммы, иногда это может быть другая нота. Если это другая нота, иногда в гамме можно использовать ее октавный эквивалент, даже если обычно ее нет в гамме.
Есть три разных интервала, которые Йеден может иметь в 53 Тонах Равной Темперации в турецкой теории макам.
Баланс
[ редактировать ]Bakiye эквивалентен 4 холдрианским запятым (90,57 центов), что в качестве ведущего тона немного острее, чем 100-центовая западная ведущая нота .
Шкала, использующая этот Йеден, — Махур . [ 2 ]
Маленький Мюценнеп
[ редактировать ]Küçük Mücennep эквивалентен 5 холдрианским запятым (113,21 цента), что в качестве ведущего тона немного более низкое, чем 100-центовая западная ведущая нота .
Шкала, использующая этот Йеден, — Раст . [ 2 ]
Танины
[ редактировать ]Танини эквивалентен 9 холдрианским запятым (203,77 цента), что немного более плоско, чем западный субтон 200 центов .
Йеден, являющийся либо Бакие, либо Кучук Мюценнепом вдали от тоника, обеспечивает более сильное разрешение. Если Йеден отличается от тоника на Танини, это более слабое разрешение. [ 1 ]
Шкала, использующая этот Йеден, — Ушшак . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Озтюрк, Сельчук. «ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ ЙЕДЕН В ТЕОРИИ КУРДИЛИХИДЖАКАРСКОГО ПРОИЗВОДСТВА» . Электронный журнал социальных наук Университета Гюмюшхане .
- ^ Перейти обратно: а б с «Программа обучения турецкой музыке» (PDF) . Стамбульский университет .