Jump to content

Рафаэль Кубелик

(Перенаправлено с Рафаэля Кубелика )
Рафаэль Кубелик

Рафаэль Иероним Кубелик , KBE (29 июня 1914 — 11 августа 1996) — чешский дирижёр и композитор.

Сын выдающегося скрипача Яна Кубелика , он прошел обучение в Праге и дебютировал с Чешским филармоническим оркестром в возрасте 19 лет. Сумев сохранить карьеру в Чехословакии в условиях нацистской оккупации, он отказался работать под своим руководством. считался «второй тиранией» после коммунистического чехословацкого переворота 1948 года и укрылся в Великобритании. В 1967 году он стал гражданином Швейцарии.

Кубелик был музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (1950–53), музыкальным руководителем Королевской оперы Ковент -Гарден (1955–58). В 1957 году он дирижировал и записал мировую премьеру Берлиоза » « Троянцев . С 1961 по 1979 год он был музыкальным руководителем Симфонического оркестра Баварского радио , а также был частым приглашенным дирижером ведущих оркестров Европы и Америки.

Как композитор Кубелик писал неоромантическим языком. Среди его произведений пять опер, три симфонии, камерная музыка, хоровые произведения и песни.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Кубелик родился в Бичорах , Богемия , Австро-Венгрия , нынешняя Чехия, на следующий день после эрцгерцога Фердинанда , убийства которое спровоцировало Первую мировую войну . Он был шестым ребенком чешского скрипача Яна Кубелика , которого младший Кубелик назвал «своего рода богом для меня». Его матерью была венгерская графиня Анна Жюли Мария Селл фон Бессеньё. [1] Кубелик учился игре на скрипке вместе со своим отцом и поступил в Пражскую консерваторию , изучая игру на скрипке, фортепиано, композицию и дирижирование. в 14 лет [1] Окончил консерваторию в 1933 году, в возрасте 19 лет; на выпускном концерте он исполнил концерт Паганини и собственное сочинение для скрипки с оркестром. Кубелик также был опытным пианистом и концертмейстером своего отца во время турне по Соединенным Штатам в 1935 году.

В 1939 году Кубелик стал музыкальным руководителем оперы Брно и занимал эту должность до тех пор, пока нацисты не закрыли труппу в ноябре 1941 года. [1] Нацисты разрешили Чешской филармонии продолжать работу; Кубелик, который впервые дирижировал оркестром в 19 лет, стал его главным дирижером. [1] В 1943 году он женился на чешской скрипачке Людмиле Бертловой, от которой у него родился сын. [2]

В 1944 году, после различных инцидентов, в том числе одного, когда он отказался приветствовать нацистского рейхспротектора Карла Германа Франка , гитлеровским приветствием а также его отказа проводить Вагнера во время войны, Кубелик «счел целесообразным исчезнуть из Праги и провести несколько месяцев под прикрытием в сельской местности, чтобы не попасть в лапы СС или гестапо ». [3] Кубелик дирижировал первым послевоенным концертом оркестра в мае 1945 года. В 1946 году он помог основать фестиваль «Пражская весна» и дирижировал его открытием. [2]

После коммунистического переворота в феврале 1948 года Кубелик покинул Чехословакию , поклявшись не возвращаться до тех пор, пока страна не будет освобождена. "Я пережил одну форму звериной тирании, нацизм, - сказал он в интервью. - В принципе, я не собирался пережить другую". Он сбежал во время поездки в Великобританию, куда прилетел дирижировать Моцарта « Дон Жуаном» с глайндборнской труппой на Эдинбургском фестивале . [1] Он был нанят по рекомендации Бруно Вальтера , которому Кубелик помогал в этой работе на Зальцбургском фестивале 1937 года . Кубелик рассказал жене о своем решении дезертировать, когда их самолет вылетал из Чехословакии.

признало пару В 1953 году коммунистическое правительство заочно виновной в «незаконном отпуске» за границей. В 1956 году режим пригласил его обратно «пообещав свободу делать все, что я захочу», сказал Кубелик, но он отказался от приглашения. В письме в The Times в 1957 году Кубелик заявил, что серьезно рассмотрит возможность возвращения только тогда, когда все политические заключенные страны будут освобождены и всем эмигрантам будет предоставлено столько свободы, сколько он мог бы иметь. Режим снова пригласил его в 1966 году, но он снова отказался; В 1968 году, после того как Пражская весна закончилась советским вторжением , он организовал международный бойкот, в котором приняли участие многие крупные классические художники Запада. [4]

Чикаго, Ковент-Гарден и Мюнхен

[ редактировать ]
Рафаэль Кубелик (Амстердам, 1950)

В 1950 году Кубелик стал музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра , предпочитая эту должность предложению BBC сменить сэра Адриана Боулта на посту главного дирижера Симфонического оркестра BBC . [5] Он покинул этот пост в 1953 году. Некоторые считают, что его «выгнали с работы [в Чикаго]» (цитируя Time журнал ) «жестокими атаками» (цитируя Словарь музыки и музыкантов New Grove ) газеты Chicago Tribune. музыкальный критик Клаудия Кэссиди . [6] Но музыкальный критик Chicago Sun-Times Роберт К. Марш в 1972 году утверждал, что за уходом стояли попечители Chicago Symphony. Их главная претензия, как и Кэссиди, заключалась в том, что Кубелик представил оркестру слишком много современных произведений (около 70); были также возражения против его требований об изнурительных репетициях и привлечении нескольких чернокожих артистов. [1] Многие записи, сделанные Кубеликом в Чикаго для Mercury Records, доступны на компакт-дисках и получили похвалу критиков. [7] Знаковая запись Кубелики « Картинки с выставки» с CSO на Меркьюри побудила музыкального критика New York Times Говарда Таубмана заметить, что прослушивание ее было похоже на «нахождение в живом присутствии оркестра», и Меркьюри начал выпускать свои классические записи под Название серии «Живое присутствие». [8]

Покинув Чикаго, Кубелик гастролировал по США с оркестром Консертгебау и, по словам Лайонела Солтера в словаре Grove , «имел блестящий успех с «Катой Кабановой» Яначека в Sadler's Wells в Лондоне в 1954 году». [1] Кубелик стал музыкальным руководителем Королевской оперы Ковент -Гарден с 1955 по 1958 год. [9] Среди его достижений — первая практически завершенная постановка в оперном театре « Берлиоза Троянцев» в 1957 году . [10] Хотя Ковент-Гарден пытался продлить свой контракт, он решил уйти, отчасти из-за кампании сэра Томаса Бичема против привлечения иностранных артистов в Ковент-Гарден. [1] В 1961 году Кубелик принял должность музыкального руководителя Симфонического оркестра Баварского радио (BRSO) в Мюнхене . Он оставался в BRSO до 1979 года, когда вышел на пенсию. Солтер считает это 18-летнее сотрудничество высшей точкой карьеры Кубелика, как в творческом, так и в профессиональном плане. [1]

В 1961 году Людмила Кубелик погибла в автокатастрофе. премьеру концертной версии Шенберга « Якобслейтера » Также в 1961 году он представил в Вене с симфоническим оркестром и хором Кёльнского радио .

В 1963 году Кубелик женился на австралийской сопрано Элси Морисон (1924–2016). В 1967 году он стал гражданином Швейцарии и начал сотрудничать с Люцернским фестивалем в дополнение к своей работе с BRSO. [1]

В 1971 году Йоран Гентеле , новый генеральный директор Метрополитен -опера в Нью-Йорке, попросил Кубелика принять должность музыкального руководителя. [11] Кубелик согласился отчасти из-за его прочных творческих связей с Гентеле. Первой постановкой, которую он дирижировал в качестве музыкального руководителя Метрополитена, была «Les Troyens» . [12] Смерть Гентеле в автокатастрофе в 1972 году подорвала мотивы Кубелика работать в оперном театре. В свой первый сезон там у него были обязательства вне Метрополитена, что отвлекло его внимание. Он ушел из Метрополитена в 1974 году, проработав на этом посту всего шесть месяцев. [13]

За свою постчехословацкую карьеру Кубелик работал с Берлинским филармоническим оркестром , Бостонским симфоническим оркестром , Чикагским симфоническим оркестром, Кливлендским , Израильским филармоническим оркестром , Лондонским симфоническим оркестром , Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Венским филармоническим оркестром , Королевским оркестром Консертгебау и другими. Его последний концерт был с Чешской филармонией. [2]

Последние годы

[ редактировать ]

В 1985 году из-за плохого здоровья (особенно тяжелого артрита в спине) Кубелик отказался от постоянной дирижерской деятельности, но падение коммунизма на его родине заставило его принять приглашение вернуться в 1990 году, чтобы дирижировать Чешской филармонией в основанный им фестиваль « Пражская весна» . [1] Он записал Сметаны » « Má Vlast вживую с Чешской филармонией для Supraphon , свою пятую запись этого произведения. Моцарта он также записал «Пражскую» симфонию и Дворжака симфонию «Новый мир» На фестивале . Во время репетиции «Нового мира» он сказал Чешской филармонии: «Я рад это слышать. Я всегда хотел, чтобы это звучало именно так, но так и не нашел этого ни в одном другом оркестре мира. Эта восьмая [нота] ] здорово!"

18 октября 1991 года Кубелик разделил подиум с сэром Георгом Шолти , Даниэлем Баренбоймом и Чикагским симфоническим оркестром в представлении, воссоздавшем первые концерты оркестра 16 и 17 октября 1891 года. Кубелик руководил заключительной работой над программой: Антонина Дворжака » « Гуситской увертюрой . [14]

Кубелик умер в 1996 году в возрасте 82 лет в Кастаниенбауме, кантон Люцерн , Швейцария. Его прах захоронен рядом с могилой его отца в Славине , Вышеградском кладбище в Праге.

Композиции

[ редактировать ]

Среди сочинений Кубелика пять опер, три симфонии , три постановки реквиема , другие хоровые произведения, множество произведений камерной музыки и песни. Солтер описывает свой музыкальный стиль как «неоромантический». [1]

Избранные записи

[ редактировать ]

Кубелик записал большой репертуар, во многих случаях более одного раза за произведение. Есть две полные записи его обходов трех основных симфонических циклов – Брамса , Шумана и Бетховена . Когда Кубелик записал свой первый полный симфонический цикл Бетховена для Deutsche Grammophon , он задействовал девять разных оркестров, по одному на каждую симфонию. [15] Его полный цикл симфоний Малера (записанный с 1967 по 1971 год с Симфоническим оркестром Баварского радио) высоко ценится. [1] О своем Малере Даниэль Баренбойм заметил: «Я часто думал, что мне чего-то не хватает в Малере, пока не послушал Кубелика. В этих произведениях можно обнаружить гораздо больше, чем просто обобщенную форму экстравертного возбуждения. Именно это показал Кубелик. " [16] Кубелик также оставил вызывающие восхищение записи опер Верди (его «Риголетто» было записано в Ла Скала с Дитрихом Фишером-Дискау ), Моцарта, Яначека , Дворжака и других, включая Вагнера , музыку которого он избегал во время войны, но которой он дирижировал. в более поздние годы. Его записи «Мейстерзингеров» и «Парсифаля» были признаны лучшими многими критиками, в том числе в BBC Radio 3 . программе «Строительство библиотеки» [17]

Полная дискография Кубелика огромна: от Малкольма Арнольда до Яна Дисмаса Зеленки , с записями как в студии, так и на концертах. Помимо полных циклов Бетховена, Брамса, Дворжака и Малера, Кубелик сделал записи оркестровых и оперных произведений Баха , Моцарта, Гайдна , Чайковского , Берлиоза, Вагнера, Верди и многих других, в том числе современных композиторов.

В мае 2018 года Deutsche Grammophon выпустил для лейбла бокс-сет из 66 дисков с его полными записями.

Композитор Состав Дата Оркестр Запись
Берлиоз Трояны 1957 Оперный хор Ковен Гарден, Оркестр Ковен Гарден Завещание
Барток Концерт для оркестра 1974 Бостонский симфонический оркестр Немецкий граммофон
Бетховен Симфония № 4 1975 Израильский филармонический оркестр
Симфония № 5 1973 Бостонский симфонический оркестр
Симфония №6 «Пастораль» Парижский оркестр
Симфония № 7 1974 Венский филармонический оркестр
Симфония № 8 1975 Кливлендский оркестр
Симфония № 9 «Хоральная» Симфонический оркестр Баварского радио
Берг Концерт для скрипки с оркестром 1971
Брамс Немецкий реквием 1978 Слушать
Брукнер Симфония № 3 1954 Королевский оркестр Консертгебау Радио Нидерланды
1985 Симфонический оркестр Баварского радио Сони Классик
Симфония № 8 1963 Симфонический оркестр Баварского радио Орфей
1977 Симфонический оркестр Баварского радио БР Классик
Симфония № 9 1985 Симфонический оркестр Баварского радио Орфей
Дрезден Танцевальная вспышка 1954 Королевский оркестр Консертгебау Радио Нидерланды
Дворжак Симфонические вариации 1974 Симфонический оркестр Баварского радио Немецкий граммофон
Мой дом , Увертюра 1973-4
Гуситская драматическая увертюра
В царстве природы» Концертная увертюра «
Увертюра к карнавальному концерту 1977
«Отелло» Увертюра к концерту
Причудливая шутка 1975
Симфония № 1 1973 Берлинский филармонический оркестр
Симфония № 2
Симфония № 3
Симфония № 4
Симфония № 5
Симфония № 6
Симфония № 7 1950 Королевский оркестр Консертгебау Радио Нидерланды
1971 Берлинский филармонический оркестр Немецкий граммофон
Симфония № 8 1966
Симфония № 9 1973
Полуденная ведьма 1974 Симфонический оркестр Баварского радио
Водяной Гоблин
Дикий голубь
1976
Григ Концертное фортепиано 1964 Берлинский филармонический оркестр
Хиндемит Камерная музыка №5 1966 Симфонический оркестр Баварского радио Баварское радио
Концертная музыка, соч. 48 1963
Лебедь-токарь 1968
Яначек Концертино 1970 Немецкий граммофон
Дневник пропавшего без вести
Глаголица Месса
Симфониетта 1970
Taras Bulba 1951 Королевский оркестр Консертгебау Радио Нидерланды
1970 Симфонический оркестр Баварского радио Немецкий граммофон
Малер Симфония №1 «Титан» 1967
1979 Баварское радио
Симфония №2 «Воскресение». 1969 Немецкий граммофон
1982 Баварское радио
Симфония № 3 1967 Немецкий граммофон
Симфония № 4 1968
Симфония № 5 1971
1981 Баварское радио
Симфония №6 «Трагическая» 1968 Немецкий граммофон
Симфония № 7 1970
Симфония №8 «Симфония тысячи»
Симфония № 9 1967
Симфония № 10 1968
Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром 1951 Королевский оркестр Консертгебау Радио Нидерланды
Моцарт Немного ночной музыки 1962 Венский филармонический оркестр я
Месса № 9 си-бемоль мажор KV 275 (Missa brevis) 1973 Симфонический оркестр Баварского радио Немецкий граммофон
Симфония № 36 КВ 425 «Линц» 1962 Венский филармонический оркестр я
Рахманинов Фортепианный концерт № 2 1951 Королевский оркестр Консертгебау Радио Нидерланды
Шенберг Концертное фортепиано 1972 Симфонический оркестр Баварского радио Немецкий граммофон
Концерт для скрипки с оркестром
Шуберт Симфония № 9 1960 Королевский филармонический оркестр я
Шуман Симфонии 1979 Симфонический оркестр Баварского радио CBS / Sony Classical
Концертное фортепиано 1964 Берлинский филармонический оркестр Немецкий граммофон
Сметана У него есть Родина 1971 Бостонский симфонический оркестр
Тансман Музыка для оркестра 1950 Королевский оркестр Консертгебау Радио Нидерланды
Чайковский Симфония № 4 1961 Венский филармонический оркестр я
отдал Риголетто 1964 Оркестр театра Ла Скала. Немецкий граммофон
Вагнер Лоэнгрин 1971 Симфонический оркестр Баварского радио
Вебер Бесплатный шутер 1980 Декка
Оберон 1970 Немецкий граммофон
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Солтер, Лайонел. "Кубелик, Рафаэль" , Grove Music Online, Oxford University Press, по состоянию на 3 февраля 2013 г. (требуется подписка)
  2. ^ Jump up to: а б с «Некролог: Рафаэль Кубелик». Таймс . 12 августа 1996 г. с. 19.
  3. ^ Шарф, с. 114
  4. ^ Кеннеди, стр. 306–307.
  5. ^ Кеньон, с. 228
  6. ^ «В бой» . Время . 11 апреля 1969 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
  7. ^ Мермельштейн, Дэвид (27 июля 1997 г.). «Одаренный, загадочный и последний представитель рода» . Нью-Йорк Таймс .
  8. Ричард Фрид, «Живое присутствие» Меркурия снова оживает», New York Times , 30 сентября 1990 г., раздел 2, стр. 28.
  9. ^ Халтрехт, с. 191
  10. ^ Розенталь, с. 669
  11. ^ «Музыкант для Метрополитена» . Время . 21 июня 1971 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года.
  12. ^ «Победа троянцев» . Время . 25 марта 1974 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
  13. ^ «Требуется: постоянный помощник» . Время . 25 февраля 1974 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
  14. ^ Виллелла, Фрэнк (октябрь 2015 г.). «125 мгновений: Финал столетия агента 005» . Из архива . Ассоциация Чикагского симфонического оркестра . Проверено 5 июня 2019 г.
  15. ^ Ахенбах, Эндрю. «Рафаэль Кубелик» , www.classicalsource.com, по состоянию на 3 февраля 2013 г.
  16. ^ Баренбойм, с. 223
  17. ^ «Тристан и Изольда». Таймс . 5 июня 1958 г. с. 16. и Манн, Уильям (13 ноября 1971 г.). «Парсифаль и сын: с Кубеликом и Булезом». Таймс . п. 9.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Культурные офисы
Предшественник Музыкальный руководитель Королевского оперного театра Ковент-Гарден
1955–1958
Преемник
Предшественник Главный дирижер,Симфонический оркестр Баварского радио
1961–1979
Преемник
Предшественник
никто
Музыкальный руководитель Метрополитен-опера
1973–1974
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb6ac8a1364c06ff5d03670a6b23ba5f__1717685040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/5f/fb6ac8a1364c06ff5d03670a6b23ba5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rafael Kubelík - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)