Рафаэль Кубелик
Рафаэль Иероним Кубелик , KBE (29 июня 1914 — 11 августа 1996) — чешский дирижёр и композитор.
Сын выдающегося скрипача Яна Кубелика , он прошел обучение в Праге и дебютировал с Чешским филармоническим оркестром в возрасте 19 лет. Сумев сохранить карьеру в Чехословакии в условиях нацистской оккупации, он отказался работать под своим руководством. считался «второй тиранией» после коммунистического чехословацкого переворота 1948 года и укрылся в Великобритании. В 1967 году он стал гражданином Швейцарии.
Кубелик был музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (1950–53), музыкальным руководителем Королевской оперы Ковент -Гарден (1955–58). В 1957 году он дирижировал и записал мировую премьеру Берлиоза » « Троянцев . С 1961 по 1979 год он был музыкальным руководителем Симфонического оркестра Баварского радио , а также был частым приглашенным дирижером ведущих оркестров Европы и Америки.
Как композитор Кубелик писал неоромантическим языком. Среди его произведений пять опер, три симфонии, камерная музыка, хоровые произведения и песни.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Кубелик родился в Бичорах , Богемия , Австро-Венгрия , нынешняя Чехия, на следующий день после эрцгерцога Фердинанда , убийства которое спровоцировало Первую мировую войну . Он был шестым ребенком чешского скрипача Яна Кубелика , которого младший Кубелик назвал «своего рода богом для меня». Его матерью была венгерская графиня Анна Жюли Мария Селл фон Бессеньё. [1] Кубелик учился игре на скрипке вместе со своим отцом и поступил в Пражскую консерваторию , изучая игру на скрипке, фортепиано, композицию и дирижирование. в 14 лет [1] Окончил консерваторию в 1933 году, в возрасте 19 лет; на выпускном концерте он исполнил концерт Паганини и собственное сочинение для скрипки с оркестром. Кубелик также был опытным пианистом и концертмейстером своего отца во время турне по Соединенным Штатам в 1935 году.
Брно
[ редактировать ]В 1939 году Кубелик стал музыкальным руководителем оперы Брно и занимал эту должность до тех пор, пока нацисты не закрыли труппу в ноябре 1941 года. [1] Нацисты разрешили Чешской филармонии продолжать работу; Кубелик, который впервые дирижировал оркестром в 19 лет, стал его главным дирижером. [1] В 1943 году он женился на чешской скрипачке Людмиле Бертловой, от которой у него родился сын. [2]
В 1944 году, после различных инцидентов, в том числе одного, когда он отказался приветствовать нацистского рейхспротектора Карла Германа Франка , гитлеровским приветствием а также его отказа проводить Вагнера во время войны, Кубелик «счел целесообразным исчезнуть из Праги и провести несколько месяцев под прикрытием в сельской местности, чтобы не попасть в лапы СС или гестапо ». [3] Кубелик дирижировал первым послевоенным концертом оркестра в мае 1945 года. В 1946 году он помог основать фестиваль «Пражская весна» и дирижировал его открытием. [2]
Бегство
[ редактировать ]После коммунистического переворота в феврале 1948 года Кубелик покинул Чехословакию , поклявшись не возвращаться до тех пор, пока страна не будет освобождена. "Я пережил одну форму звериной тирании, нацизм, - сказал он в интервью. - В принципе, я не собирался пережить другую". Он сбежал во время поездки в Великобританию, куда прилетел дирижировать Моцарта « Дон Жуаном» с глайндборнской труппой на Эдинбургском фестивале . [1] Он был нанят по рекомендации Бруно Вальтера , которому Кубелик помогал в этой работе на Зальцбургском фестивале 1937 года . Кубелик рассказал жене о своем решении дезертировать, когда их самолет вылетал из Чехословакии.
признало пару В 1953 году коммунистическое правительство заочно виновной в «незаконном отпуске» за границей. В 1956 году режим пригласил его обратно «пообещав свободу делать все, что я захочу», сказал Кубелик, но он отказался от приглашения. В письме в The Times в 1957 году Кубелик заявил, что серьезно рассмотрит возможность возвращения только тогда, когда все политические заключенные страны будут освобождены и всем эмигрантам будет предоставлено столько свободы, сколько он мог бы иметь. Режим снова пригласил его в 1966 году, но он снова отказался; В 1968 году, после того как Пражская весна закончилась советским вторжением , он организовал международный бойкот, в котором приняли участие многие крупные классические художники Запада. [4]
Чикаго, Ковент-Гарден и Мюнхен
[ редактировать ]В 1950 году Кубелик стал музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра , предпочитая эту должность предложению BBC сменить сэра Адриана Боулта на посту главного дирижера Симфонического оркестра BBC . [5] Он покинул этот пост в 1953 году. Некоторые считают, что его «выгнали с работы [в Чикаго]» (цитируя Time журнал ) «жестокими атаками» (цитируя Словарь музыки и музыкантов New Grove ) газеты Chicago Tribune. музыкальный критик Клаудия Кэссиди . [6] Но музыкальный критик Chicago Sun-Times Роберт К. Марш в 1972 году утверждал, что за уходом стояли попечители Chicago Symphony. Их главная претензия, как и Кэссиди, заключалась в том, что Кубелик представил оркестру слишком много современных произведений (около 70); были также возражения против его требований об изнурительных репетициях и привлечении нескольких чернокожих артистов. [1] Многие записи, сделанные Кубеликом в Чикаго для Mercury Records, доступны на компакт-дисках и получили похвалу критиков. [7] Знаковая запись Кубелики « Картинки с выставки» с CSO на Меркьюри побудила музыкального критика New York Times Говарда Таубмана заметить, что прослушивание ее было похоже на «нахождение в живом присутствии оркестра», и Меркьюри начал выпускать свои классические записи под Название серии «Живое присутствие». [8]
Покинув Чикаго, Кубелик гастролировал по США с оркестром Консертгебау и, по словам Лайонела Солтера в словаре Grove , «имел блестящий успех с «Катой Кабановой» Яначека в Sadler's Wells в Лондоне в 1954 году». [1] Кубелик стал музыкальным руководителем Королевской оперы Ковент -Гарден с 1955 по 1958 год. [9] Среди его достижений — первая практически завершенная постановка в оперном театре « Берлиоза Троянцев» в 1957 году . [10] Хотя Ковент-Гарден пытался продлить свой контракт, он решил уйти, отчасти из-за кампании сэра Томаса Бичема против привлечения иностранных артистов в Ковент-Гарден. [1] В 1961 году Кубелик принял должность музыкального руководителя Симфонического оркестра Баварского радио (BRSO) в Мюнхене . Он оставался в BRSO до 1979 года, когда вышел на пенсию. Солтер считает это 18-летнее сотрудничество высшей точкой карьеры Кубелика, как в творческом, так и в профессиональном плане. [1]
В 1961 году Людмила Кубелик погибла в автокатастрофе. премьеру концертной версии Шенберга « Якобслейтера » Также в 1961 году он представил в Вене с симфоническим оркестром и хором Кёльнского радио .
В 1963 году Кубелик женился на австралийской сопрано Элси Морисон (1924–2016). В 1967 году он стал гражданином Швейцарии и начал сотрудничать с Люцернским фестивалем в дополнение к своей работе с BRSO. [1]
В 1971 году Йоран Гентеле , новый генеральный директор Метрополитен -опера в Нью-Йорке, попросил Кубелика принять должность музыкального руководителя. [11] Кубелик согласился отчасти из-за его прочных творческих связей с Гентеле. Первой постановкой, которую он дирижировал в качестве музыкального руководителя Метрополитена, была «Les Troyens» . [12] Смерть Гентеле в автокатастрофе в 1972 году подорвала мотивы Кубелика работать в оперном театре. В свой первый сезон там у него были обязательства вне Метрополитена, что отвлекло его внимание. Он ушел из Метрополитена в 1974 году, проработав на этом посту всего шесть месяцев. [13]
За свою постчехословацкую карьеру Кубелик работал с Берлинским филармоническим оркестром , Бостонским симфоническим оркестром , Чикагским симфоническим оркестром, Кливлендским , Израильским филармоническим оркестром , Лондонским симфоническим оркестром , Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Венским филармоническим оркестром , Королевским оркестром Консертгебау и другими. Его последний концерт был с Чешской филармонией. [2]
Последние годы
[ редактировать ]В 1985 году из-за плохого здоровья (особенно тяжелого артрита в спине) Кубелик отказался от постоянной дирижерской деятельности, но падение коммунизма на его родине заставило его принять приглашение вернуться в 1990 году, чтобы дирижировать Чешской филармонией в основанный им фестиваль « Пражская весна» . [1] Он записал Сметаны » « Má Vlast вживую с Чешской филармонией для Supraphon , свою пятую запись этого произведения. Моцарта он также записал «Пражскую» симфонию и Дворжака симфонию «Новый мир» На фестивале . Во время репетиции «Нового мира» он сказал Чешской филармонии: «Я рад это слышать. Я всегда хотел, чтобы это звучало именно так, но так и не нашел этого ни в одном другом оркестре мира. Эта восьмая [нота] ] здорово!"
18 октября 1991 года Кубелик разделил подиум с сэром Георгом Шолти , Даниэлем Баренбоймом и Чикагским симфоническим оркестром в представлении, воссоздавшем первые концерты оркестра 16 и 17 октября 1891 года. Кубелик руководил заключительной работой над программой: Антонина Дворжака » « Гуситской увертюрой . [14]
Кубелик умер в 1996 году в возрасте 82 лет в Кастаниенбауме, кантон Люцерн , Швейцария. Его прах захоронен рядом с могилой его отца в Славине , Вышеградском кладбище в Праге.
Композиции
[ редактировать ]Среди сочинений Кубелика пять опер, три симфонии , три постановки реквиема , другие хоровые произведения, множество произведений камерной музыки и песни. Солтер описывает свой музыкальный стиль как «неоромантический». [1]
Избранные записи
[ редактировать ]Кубелик записал большой репертуар, во многих случаях более одного раза за произведение. Есть две полные записи его обходов трех основных симфонических циклов – Брамса , Шумана и Бетховена . Когда Кубелик записал свой первый полный симфонический цикл Бетховена для Deutsche Grammophon , он задействовал девять разных оркестров, по одному на каждую симфонию. [15] Его полный цикл симфоний Малера (записанный с 1967 по 1971 год с Симфоническим оркестром Баварского радио) высоко ценится. [1] О своем Малере Даниэль Баренбойм заметил: «Я часто думал, что мне чего-то не хватает в Малере, пока не послушал Кубелика. В этих произведениях можно обнаружить гораздо больше, чем просто обобщенную форму экстравертного возбуждения. Именно это показал Кубелик. " [16] Кубелик также оставил вызывающие восхищение записи опер Верди (его «Риголетто» было записано в Ла Скала с Дитрихом Фишером-Дискау ), Моцарта, Яначека , Дворжака и других, включая Вагнера , музыку которого он избегал во время войны, но которой он дирижировал. в более поздние годы. Его записи «Мейстерзингеров» и «Парсифаля» были признаны лучшими многими критиками, в том числе в BBC Radio 3 . программе «Строительство библиотеки» [17]
Полная дискография Кубелика огромна: от Малкольма Арнольда до Яна Дисмаса Зеленки , с записями как в студии, так и на концертах. Помимо полных циклов Бетховена, Брамса, Дворжака и Малера, Кубелик сделал записи оркестровых и оперных произведений Баха , Моцарта, Гайдна , Чайковского , Берлиоза, Вагнера, Верди и многих других, в том числе современных композиторов.
В мае 2018 года Deutsche Grammophon выпустил для лейбла бокс-сет из 66 дисков с его полными записями.
Композитор | Состав | Дата | Оркестр | Запись |
---|---|---|---|---|
Берлиоз | Трояны | 1957 | Оперный хор Ковен Гарден, Оркестр Ковен Гарден | Завещание |
Барток | Концерт для оркестра | 1974 | Бостонский симфонический оркестр | Немецкий граммофон |
Бетховен | Симфония № 4 | 1975 | Израильский филармонический оркестр | |
Симфония № 5 | 1973 | Бостонский симфонический оркестр | ||
Симфония №6 «Пастораль» | Парижский оркестр | |||
Симфония № 7 | 1974 | Венский филармонический оркестр | ||
Симфония № 8 | 1975 | Кливлендский оркестр | ||
Симфония № 9 «Хоральная» | Симфонический оркестр Баварского радио | |||
Берг | Концерт для скрипки с оркестром | 1971 | ||
Брамс | Немецкий реквием | 1978 | Слушать | |
Брукнер | Симфония № 3 | 1954 | Королевский оркестр Консертгебау | Радио Нидерланды |
1985 | Симфонический оркестр Баварского радио | Сони Классик | ||
Симфония № 8 | 1963 | Симфонический оркестр Баварского радио | Орфей | |
1977 | Симфонический оркестр Баварского радио | БР Классик | ||
Симфония № 9 | 1985 | Симфонический оркестр Баварского радио | Орфей | |
Дрезден | Танцевальная вспышка | 1954 | Королевский оркестр Консертгебау | Радио Нидерланды |
Дворжак | Симфонические вариации | 1974 | Симфонический оркестр Баварского радио | Немецкий граммофон |
Мой дом , Увертюра | 1973-4 | |||
Гуситская драматическая увертюра | ||||
В царстве природы» Концертная увертюра « | ||||
Увертюра к карнавальному концерту | 1977 | |||
«Отелло» Увертюра к концерту | ||||
Причудливая шутка | 1975 | |||
Симфония № 1 | 1973 | Берлинский филармонический оркестр | ||
Симфония № 2 | ||||
Симфония № 3 | ||||
Симфония № 4 | ||||
Симфония № 5 | ||||
Симфония № 6 | ||||
Симфония № 7 | 1950 | Королевский оркестр Консертгебау | Радио Нидерланды | |
1971 | Берлинский филармонический оркестр | Немецкий граммофон | ||
Симфония № 8 | 1966 | |||
Симфония № 9 | 1973 | |||
Полуденная ведьма | 1974 | Симфонический оркестр Баварского радио | ||
Водяной Гоблин | ||||
Дикий голубь | ||||
1976 | ||||
Григ | Концертное фортепиано | 1964 | Берлинский филармонический оркестр | |
Хиндемит | Камерная музыка №5 | 1966 | Симфонический оркестр Баварского радио | Баварское радио |
Концертная музыка, соч. 48 | 1963 | |||
Лебедь-токарь | 1968 | |||
Яначек | Концертино | 1970 | Немецкий граммофон | |
Дневник пропавшего без вести | ||||
Глаголица Месса | ||||
Симфониетта | 1970 | |||
Taras Bulba | 1951 | Королевский оркестр Консертгебау | Радио Нидерланды | |
1970 | Симфонический оркестр Баварского радио | Немецкий граммофон | ||
Малер | Симфония №1 «Титан» | 1967 | ||
1979 | Баварское радио | |||
Симфония №2 «Воскресение». | 1969 | Немецкий граммофон | ||
1982 | Баварское радио | |||
Симфония № 3 | 1967 | Немецкий граммофон | ||
Симфония № 4 | 1968 | |||
Симфония № 5 | 1971 | |||
1981 | Баварское радио | |||
Симфония №6 «Трагическая» | 1968 | Немецкий граммофон | ||
Симфония № 7 | 1970 | |||
Симфония №8 «Симфония тысячи» | ||||
Симфония № 9 | 1967 | |||
Симфония № 10 | 1968 | |||
Мендельсон | Концерт для скрипки с оркестром | 1951 | Королевский оркестр Консертгебау | Радио Нидерланды |
Моцарт | Немного ночной музыки | 1962 | Венский филармонический оркестр | я |
Месса № 9 си-бемоль мажор KV 275 (Missa brevis) | 1973 | Симфонический оркестр Баварского радио | Немецкий граммофон | |
Симфония № 36 КВ 425 «Линц» | 1962 | Венский филармонический оркестр | я | |
Рахманинов | Фортепианный концерт № 2 | 1951 | Королевский оркестр Консертгебау | Радио Нидерланды |
Шенберг | Концертное фортепиано | 1972 | Симфонический оркестр Баварского радио | Немецкий граммофон |
Концерт для скрипки с оркестром | ||||
Шуберт | Симфония № 9 | 1960 | Королевский филармонический оркестр | я |
Шуман | Симфонии | 1979 | Симфонический оркестр Баварского радио | CBS / Sony Classical |
Концертное фортепиано | 1964 | Берлинский филармонический оркестр | Немецкий граммофон | |
Сметана | У него есть Родина | 1971 | Бостонский симфонический оркестр | |
Тансман | Музыка для оркестра | 1950 | Королевский оркестр Консертгебау | Радио Нидерланды |
Чайковский | Симфония № 4 | 1961 | Венский филармонический оркестр | я |
отдал | Риголетто | 1964 | Оркестр театра Ла Скала. | Немецкий граммофон |
Вагнер | Лоэнгрин | 1971 | Симфонический оркестр Баварского радио | |
Вебер | Бесплатный шутер | 1980 | Декка | |
Оберон | 1970 | Немецкий граммофон |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Солтер, Лайонел. "Кубелик, Рафаэль" , Grove Music Online, Oxford University Press, по состоянию на 3 февраля 2013 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с «Некролог: Рафаэль Кубелик». Таймс . 12 августа 1996 г. с. 19.
- ^ Шарф, с. 114
- ^ Кеннеди, стр. 306–307.
- ^ Кеньон, с. 228
- ^ «В бой» . Время . 11 апреля 1969 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- ^ Мермельштейн, Дэвид (27 июля 1997 г.). «Одаренный, загадочный и последний представитель рода» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Ричард Фрид, «Живое присутствие» Меркурия снова оживает», New York Times , 30 сентября 1990 г., раздел 2, стр. 28.
- ^ Халтрехт, с. 191
- ^ Розенталь, с. 669
- ^ «Музыкант для Метрополитена» . Время . 21 июня 1971 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года.
- ^ «Победа троянцев» . Время . 25 марта 1974 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
- ^ «Требуется: постоянный помощник» . Время . 25 февраля 1974 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 года.
- ^ Виллелла, Фрэнк (октябрь 2015 г.). «125 мгновений: Финал столетия агента 005» . Из архива . Ассоциация Чикагского симфонического оркестра . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ Ахенбах, Эндрю. «Рафаэль Кубелик» , www.classicalsource.com, по состоянию на 3 февраля 2013 г.
- ^ Баренбойм, с. 223
- ^ «Тристан и Изольда». Таймс . 5 июня 1958 г. с. 16. и Манн, Уильям (13 ноября 1971 г.). «Парсифаль и сын: с Кубеликом и Булезом». Таймс . п. 9.
Библиография
[ редактировать ]- Баренбойм, Дэниел (2002). Жизнь в музыке . Лондон: Аркадный паб. ISBN 1-55970-674-0 .
- Фриман, Джон В. «Музыка прежде всего», Opera News, май 2007 г., стр. 42–45.
- Халтрехт, Монтегю (1975). Тихий шоумен – сэр Дэвид Вебстер и Королевский оперный театр . Лондон: Коллинз. ISBN 0-00-211163-2 .
- Кеннеди, Майкл (1971). Барбиролли, дирижер-лауреат: Официальная биография . Лондон: МакГиббон и Ки. ISBN 0-261-63336-8 .
- Кеньон, Николас (1981). Симфонический оркестр BBC – Первые пятьдесят лет, 1930–1980 . Лондон: Британская радиовещательная корпорация. ISBN 0563176172 .
- Розенталь, Гарольд (1958). Два столетия оперы в Ковент-Гардене . Лондон: Патнэм. OCLC 185327768 .
- Шарф, Альберт (2006). «Рафаэль Кубелик: его жизнь и достижения». «Золотая эра» Рафаэля Кубелика: мюнхенские годы 1961–1985 . Кассель: Беренрайтер. ISBN 3761819129 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рафаэль Кубелик в AllMusic
- Обширная дискография
- Франтишека Сламы Архив - содержит информацию о Кубелике в разделе «Дирижеры - Часть 2» в разделе «Чешский филармонический оркестр в документах и воспоминаниях».
- Арнольд Шёнберг: Якобсляйтер под управлением Кубелика (YouTube)
- 1914 рождений
- 1996 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Чешские музыканты-мужчины ХХ века
- Похороны на Вышеградском кладбище.
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Дирижеры Метрополитен-опера
- Чешские композиторы-классики
- Чешские дирижеры (музыка)
- Чешские оперные композиторы
- Чехи венгерского происхождения
- Чехословацкие эмигранты в Швейцарии
- Чехословацкие эмигранты в Соединенном Королевстве
- Чехословацкие перебежчики
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Чешские мужчины-дирижеры (музыка)
- Чешские оперные композиторы-мужчины
- Музыкальные руководители (опера)
- Люди из Колинского района
- Выпускники Пражской консерватории
- Лауреаты Музыкальной премии Леони Соннинг
- Кавалеры ордена Томаша Гаррига Масарика.
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Швейцарские классические композиторы
- Швейцарские дирижеры (музыка)
- Швейцарские композиторы-мужчины-классики
- Швейцарские композиторы ХХ века
- Немецкие граммофонисты
- Артисты Mercury Records