Джо Рапосо
Джо Рапосо | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Джозеф Уильям Фокс |
Рожденный | Фолл-Ривер, Массачусетс , США | 8 февраля 1937 г.
Умер | 5 февраля 1989 г. Бронксвилл, Нью-Йорк , США | ( 51 год
Жанры | Джаз , блюз |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | Вокал, клавишные |
Годы активности | 1965–1989 |
Джозеф Гильерме Рапозо , OIH (8 февраля 1937 — 5 февраля 1989) — американский композитор и автор песен, наиболее известный по работе над детским телесериалом «Улица Сезам» , для которого он написал музыкальную тему , а также классические песни, такие как как « Bein' Green », « C Is For Cookie » и « Sing » (позже ставший хитом №3 для The Carpenters ). Он также писал музыку для телевизионных шоу, таких как The Electric Company , Shining Time Station и ситкомов Three's Company и The Ropers , включая их музыкальные темы. В дополнение к этим работам Рапосо также активно писал музыку для трех телевизионных программ «Доктор Сьюз» в сотрудничестве с DePatie-Freleng Enterprises : «Хэллоуин - ночь Гринча» (1977), «Понтоффель Пок», «Где ты?». (1980) и «Гринч Гринч кота в шляпе» (1982).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Рапосо родился в Фолл-Ривер , штат Массачусетс . [1] единственный ребенок родителей португальских иммигрантов Джозефа Соареша Рапосо и Марии (также известной как «тетя» Сара) да Ассенсан Виторино Рапосо. [2] В семье он был известен как «Сонни».Джозеф-старший был опытным музыкантом, классическим гитаристом, скрипачом, флейтистом, пианистом. [1] учитель музыки и первый учитель музыки Джо.
Он был выпускником средней школы BMC Durfee в Фолл-Ривер. Выпускник Гарвардского колледжа в 1958 году , он был хорошо известен тем, что написал там музыку для нескольких шоу Hasty Pudding . Он также был выпускником Парижской нормальной школы музыки , где учился у Нади Буланже . [1]
Карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Рапосо работал в музыкальном театре как до, так и после работы в « Мастерской детского телевидения» и «Улице Сезам» ; В музыкальном театре он впервые встретил будущего сотрудника Джима Хенсона . По словам Джонатана Шварца , в середине 1960-х, до «Улицы Сезам» , Рапозо исполнял побочную музыку в пиано-барах Бостона, чтобы свести концы с концами, а также работал пианистом и музыкальным руководителем джазового трио, работавшего на бостонском WNAC-TV . Услышав о музыкальных способностях Рапозо, Шварц утверждает в своей автобиографии, что убеждал Рапосо отказаться от игры в пиано-баре в Бостоне и переехать в Нью-Йорк. Решение Рапозо принять предложение Шварца и переехать в 1965 году в конечном итоге привело его к судьбоносной встрече с Хенсоном, на « Улице Сезам » и к международной известности.
Рапосо был музыкальным руководителем и аранжировщиком оригинального внебродвейского спектакля « Ты хороший человек, Чарли Браун » и внес в это шоу дополнительную музыку. Он также отвечал за запоминающуюся музыкальную тему нью-йоркской телевизионной станции WABC- TV для фильма «4:30 Movie» ; этот фрагмент под названием «Движущиеся картинки» также использовался в других кинопоказах станции, а затем и на ABC других станциях, принадлежащих и управляемых .
Улица Сезам
[ редактировать ]Рапосо наиболее известен своими песнями, которые он написал для «Улицы Сезам» с ее начала в 1969 году до середины 1970-х, а также некоторое время в 1980-х. Он написал « Тему Улицы Сезам », различные версии которой открывали каждую серию, а также многие из ее самых популярных песен, таких как « Bein' Green », « C is for Cookie », « Sing » и « ABC-». ДЕФ-ГХИ ». Версия "Sing", записанная The Carpenters в 1973 году, достигла 3-го места в чарте лучших синглов Billboard . В течение многих лет большая часть музыки, используемой в отрывках из фильма «Улица Сезам», также была написана — и часто исполнялась — Рапозо.
Помимо своего музыкального вклада, Рапозо исполнил несколько неуказанных в титрах стандартных персонажей на «Улице Сезам» в начале 1970-х. По словам его сына Николаса в телефонном разговоре 2002 года, Джо Рапосо обычно предпочитал изображать анонимных, глупых персонажей в этих отрывках, которые почти всегда снимались на 16-миллиметровой пленке . Он также озвучил несколько анимационных фрагментов.
Персонаж «Улицы Сезам» Дон Мьюзик хранил гламурную фотографию Рапозо в рамке с автографом на стене своего кукол ателье .
По словам многих, кто его знал, Рапозо очень любил сладости. Одной из его любимых блюд было печенье . Ходили слухи, что Монстр-Колесоед, созданный Джимом Хенсоном для коммерческих рекламодателей в 1960-х годах, возможно, был преобразован Хенсоном специально в «печенье» после того, как Хенсон заметил необычную склонность Рапозо к печенью; это никогда не было подтверждено. Его вдова Пэт Коллинз-Сарнофф отпраздновала его жизнь приемом с молоком и печеньем. [3]
Одна из композиций Рапозо « Улица Сезам» , «The Square Song», была использована в фильме « Близкие контакты третьего рода » . [4]
Другая работа на детском телевидении
[ редактировать ]В 1971 году «Детская телевизионная мастерская» создала шоу «Электрическая компания» , призванное помочь научить чтению детей, переросших « Улицу Сезам» . Рапозо был музыкальным руководителем шоу в течение первых трех сезонов и писал песни на протяжении всего шоу, до 1977 года.
Рапосо исполнил шутливых персонажей для фрагментов фильма «Электрическая компания», похожих по стилю на то, что он сделал на «Улице Сезам» . В одном из фрагментов показано, как он пытается одеться в пиджак и галстук на фоне белой стены под словом «одеваться», пока не появляется приставка «не-» и не присоединяется к предыдущему слову, вынуждая его участвовать в пародийном стриптизе , который заканчивается он скромно выпрыгивает за пределы экрана и бросает остатки своей одежды в пустой стул, оставшийся на экране. [5] В вариации этого фильма показано, как он упаковывает чемодан, когда возвращается префикс «не-» и приставает к нему, используя поведение назойливой мухи , пока в раздражении Рапосо не ударяет по слову молотком, вбивая его без сознания в чемодан. который он затем триумфально захлопывает с ухмылкой. [6]
Рапосо нравилось озвучивать анимацию. Среди других его набегов на это ремесло - тенора роль ДеПати-Фреленг «мастера-собирателя» Гила Гиклера в мультсериале «Доктор Сьюз» «Понтоффель Пок, где ты?». и устный диалог Гиклера. [7] Рапосо также исполнил как минимум три голоса других персонажей в мультфильме, в том числе музыканта Groogen, чей « флюгельный горн » был уничтожен Понтоффелем во время бомбардировки. [8] как древняя Старшая Фея над Макгилликадди, которая наблюдает за поисками эскадрильи фей по всему миру в поисках пропавшего Пока и его пианино, и как разгневанная молочница Гругена пролила молоко, пролетая слишком близко от Понтоффеля. [7]
Анимационная адаптация «Мэдлин» канала HBO , для которой Рапозо написал музыку и песни (совместно с писательницей и автором текстов Джуди Ротман ), вышла в эфир через четыре месяца после смерти Рапозо; Премьера мультфильма «Смоги» , для которого Рапозо написал музыкальную тему, состоялась в Канаде.
Дополнительные работы в кино, на сцене и на телевидении.
[ редактировать ]Хотя Джо Рапозо был известен прежде всего работой на детском телевидении с живыми актерами и анимационными фильмами, на самом деле он стремился стать композитором бродвейских мюзиклов. [3]
В 1962 году он поставил Эрика Бентли англоязычный перевод текстов песен и стихотворений Бертольта Брехта по пьесе «Мужчина — мужчина» в Драматическом центре Леба (в Кембридже, Массачусетс ) и Театре масок (Нью-Йорк). Части постановки были впоследствии показаны на CBS-TV , а вся продукция (диалоги, песни и все такое) была записана и выпущена на лейбле Spoken Arts как Spoken Arts SA 870 (1974).
В 1970-х годах Рапосо написал оригинальную музыку для анимационного фильма « Рэггеди Энн и Энди: Музыкальное приключение» ; Позже он объединился с Уильямом Гибсоном ( «Чудотворец» ), чтобы создать мюзикл о Рэггеди Энн . Мюзикл стал первой постановкой театральной труппы США, показанной в Советском Союзе после возобновления культурных связей между двумя странами. Позже в 1986 году он ненадолго был показан на Бродвее.
Рапозо также сотрудничал с Шелдоном Харником ( «Скрипач на крыше ») над музыкальной адаптацией фильма 1946 года «Эта чудесная жизнь» . «Чудесная жизнь» впервые была исполнена в Мичиганском университете в 1986 году и имела успех на сцене Arena Stage в Вашингтоне, округ Колумбия , в 1991 году. Она была исполнена на концерте на Бродвее только один вечер 12 декабря 2005 года; в постановке снимались Брайан Стоукс Митчелл , Дэвид Хайд Пирс и Джуди Кун .
За свою карьеру Рапозо написал темы для нескольких ситкомов, таких как «Иван Грозный» , «Компания троих» , «Роперы» и «Нога в двери» , а также музыку к таким фильмам, как «Владение Джоэла Делейни» (1972), «Дикари» (1972) и «Мори» (1973) и документальные фильмы, в первую очередь постановка Питера Розена «Америка есть» , для которой Рапосо не только выбрал патриотическую, хорошо принятую критиками заглавную тему, но, что необычно, выступил в роли рассказчика на экране.
Музыкальный стиль и влияния
[ редактировать ]Рапосо был ярым поклонником композитора-сатирика и руководителя оркестра Спайка Джонса . «Песня аллигатора», которую Рапосо сочинил для « Улицы Сезам» 1970-х годов , была наполненной звуковыми эффектами музыкальной данью уважения Джонсу. Рапосо также написал множество других произведений под влиянием Джонса для «Улицы Сезам», во многих из которых представлены казу и другие комические объекты и инструменты со звуковыми эффектами, такие как свистки сирен, рожки и тенор-банджо. В другой композиции Raposo, "Doggy Paddle", Рапосо лает, как несколько поющих собак, во время инструментального куплета, что является явным музыкальным уважением к поющим и лающим собакам из песни Jones and His City Slickers "Memories are Made of This". [9] [10]
Написание песен Рапосо было склонно к задумчивым размышлениям о жизни и природе . Прежде всего прославившийся своими яркими, быстрыми композициями в мажорной тональности , он также продемонстрировал умение аранжировать оригинальные блюзовые и джазовые пьесы в минорной тональности и часто делал внезапные меланхоличные лирические отступления посреди веселых песен.
В отличие от своих современников, игравших на детском телевидении, Рапозо продемонстрировал необычайно широкое понимание композиционных стилей. Рапозо получил классическое дирижерское образование и в Нормальной школе аранжировку в Париже. Будучи учеником Нади Буланже в Париже, он расширил свои навыки игры на фортепиано. Этот классический опыт дал ему возможность достоверно использовать разные музыкальные жанры. Жанры, которые он регулярно посещал, были настолько разнообразны, что часто единственным отличительным признаком его песен как «Raposo» были обычные лирические намеки на «солнечные дни» или «полеты», или его фирменное использование пикколо и глокеншпиля поверх мелодической или контрапунктической линии. , а также заметное использование гитары в ритмической линии.
Однако наиболее откровенно звуковой визитной карточкой Джо Рапосо было его, казалось бы, навязчивое и часто исчерпывающее аутентичное живое воспроизведение качества звука и точной частоты воспроизведения автономного фортепиано 20-го века при сочинении музыки и исполнении на большом рояле. или пианино. Похоже, он специально настроил свои пианино Children's Television Workshop не только для того, чтобы явно имитировать пианино в его старинной тональности, но и для того, чтобы добиться, а затем сохранить то, что стало для них фирменным стилем рэгтайма или звучанием салонного фортепиано.
Значительные стилистические амбиции Рапосо во время его пребывания на посту музыкального руководителя придали «Улице Сезам» фирменное чрезвычайное музыкальное разнообразие. Для The Electric Company , особенно для песен, которые он сочинил для Short Circus , он привел CTW к ценностям производства поп-записей и, как правило, настоятельно требовал взрослой музыкальной изысканности для всего контента, который он контролировал. Обладая необычной творческой свободой на музыкальном факультете CTW 1970-х годов, Рапосо переключился с убедительных кантри-баллад (например, «Баллада о Кейси Макфи», в которой Cookie Monster изображен как героический машинист поезда, попавший под горную лавину) и аутентичной деревенской песни («Это «Долгий, трудный подъем, но я доберусь туда» и «Моя любимая буква Р» среди других) до блюзовых элегий значительной эмоциональной и тональной сложности, таких как «New Life Coming» и «Bein' Green».
Рапозо также продемонстрировал мастерство американского фанк- композитора, делая частые и, возможно, заслуживающие доверия музыкальные аллюзии (на «Улице Сезам» 1970–1974 годов ) на андерграундных исполнителей черного соула и фанка своего времени. Темы, написанные для куклы Рузвельта Франклина , и сегмент H демонстрируют одни из самых убедительных соул- и фанк-композиций и аранжировок Рапозо; первый содержит явные намеки на Philly Four и Ли Дорси , в то время как второй пытается соединить убедительную басовую партию афроамериканского фанка семидесятых с циклической музыкальной структурой европейского тура , при этом каким-то образом сохраняя свои фирменные высококлассные акценты вдоль верхних мелодических валов. композиции. Рапозо также сделал несколько стилистических намеков на джаз-фанк-органиста Луи Чашера в композициях Fat, Cat, Sat и Some, All, None , и в обеих композициях играл на Hammond B-3 , как Чашер, но используя его лесли как комедийный прием, как и предполагалось. есть кумир Рапозо, Спайк Джонс .
В вокальном плане Джо Рапосо был тенором , обладавшим необычайно теплой, маслянистой атакой и легко узнаваемым, очень стабильным, мягким фирменным вибрато .
Личная жизнь
[ редактировать ]Рапозо был женат дважды. От первого брака у него было два сына, Иосиф и Николай. У него были сын Эндрю и дочь Элизабет (Лиз) от второго брака с Пэт Коллинз-Сарнофф . [11] [12]
Знаменитые друзья
[ редактировать ]Рапозо был близким другом Фрэнка Синатры , Тома Лерера , WNYC радиоведущего Джонатана Шварца и обладателя премии Оскар режиссера Берта Зальцмана .
Синатра записал четыре песни Рапосо для своего альбома 1973 года Ol' Blue Eyes Is Back . Синатра настоял на том, чтобы альбом был полностью составлен из композиций Рапозо, но звукозаписывающий лейбл отказался и взял верх над Синатрой, ограничив его четырьмя. Джонатан Шварц сообщает, что Синатра боготворил и популяризировал Рапозо и его музыку, часто посещая вечеринки Рапозо в нью-йоркской квартире его и первой жены Сьюзен в 1960-х годах с гламурными друзьями и несколькими приятелями, включая Лео Дюрошера . В мемуарах Шварца добавлено, что Синатра был увлечен игрой на фортепиано Рапосо и обычно называл его среди других, что характерно, «Рапозо за фортепиано» или «гением».
Смерть
[ редактировать ]Рапозо умер 5 февраля 1989 года в Бронксвилле, штат Нью-Йорк , от неходжкинской лимфомы . [1] за три дня до своего 52-летия. У него остались жена Пэт Коллинз , четверо детей и родители, которые в то время жили в Чатеме, штат Массачусетс. Его могила находится на кладбище Юнион в Чатеме.
В 1998 году многие из его рукописей были переданы в дар Коллинз-Сарнофф библиотеке Джорджтаунского университета . [3]
Рапозо был восхвален в документальном фильме « Пой!» в апреле 1990 года. «Улица Сезам помнит Джо Рапосо и его музыку» , ведущим и режиссером которой выступил «Улицы Сезам» член съемочной группы Джон Стоун . В 1992 году был выпущен трибьют-диск, посвящённый его работе над «Улицей Сезам» .
Кредиты и лекции
[ редактировать ]Музыка к фильмам - Композитор
- Стейнбек в памяти (1966)
- Принц-лягушка (1971) (телефильм)
- Владение Джоэла Делани (1972)
- Дикари (1973)
- Биг Мо (1974)
- Рэггеди Энн и Энди: Музыкальное приключение (1977)
- Великий маппет-капер (1981)
Телевидение – музыкальный руководитель и/или композитор/автор текстов/продюсер
- Улица Сезам (1969–1989)
- Электрическая компания (1971–1974)
- Видения (1974–1979)
- Телевидение Метромедиа (1967–1969)
Тематические песни – композитор или композитор/автор текста
- Улица Сезам
- Электрическая компания
- Компания Троих
- Мы справимся
- Роперс
- Сияющая станция времени
- Мэдлин
- Паровая аллея
- Шоу доктора Фада
- Телевизионные программы CBS Morning News – музыкальный руководитель/композитор
- America Is (CBS – Премия «Эмми» за выдающуюся детскую программу)
- Любопытный Джордж
- Понтоффель Пок (Доктор Сьюз)
- Cabbage Patch Kids - композитор/автор текста Первый рождественский телешоу
- Прекрасная жизнь с Шелдоном Харником [1]
- Рэггеди Энн с Уильямом Гибсоном
- Ты хороший человек, Чарли Браун , музыкальное сопровождение с Чарльзом Шульцем и Кларком Геснером
- Половина шестипенсовика с Томми Стилом
- Сыграй еще раз, Сэм , с Вуди Алленом
- Дом цветов , музыкальное сопровождение с Гарольдом Арленом и Трумэном Капоте
- «Безумное шоу » с Дэвидом Стейнбергом и Линдой Лавин
- «Офис» с Джеромом Роббинсом
- Смогги
Преподаватель
- Массачусетский технологический институт (MIT)
- Йельский университет [1]
- Гарвардская высшая школа образования
- Нью-Йоркский университет
- Южный методистский университет
Награды и номинации
[ редактировать ]Наряду с пятью премиями Грэмми [1] и Эмми кивает, его песня «The First Time It Happens» из фильма «Великий маппет-капер » была номинирована на премию Оскар за лучшую оригинальную песню в 1981 году, уступив « Теме Артура (Лучшее, что вы можете сделать) » из фильма «Артур». .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Флинт, Питер Б. (6 февраля 1989 г.). «Джозеф Дж. Рапосо умер в 51 год; он помогал создавать «Улицу Сезам» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ «Джо Рапосо отмечен в новой детской книге» . MuppetCentral.com . 18 сентября 2004 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Синдербранд, Ребекка (13 ноября 1998 г.). «Семья дарит университету музыку автора текстов» . Хойя . Архивировано из оригинала 19 июля 2006 года.
- ^ Джо Рапосо - «Близкие контакты третьего рода» - The Square Song (1977): https://www.youtube.com/watch?v=LyDnd5OhNdM
- ^ Джо Рапозо против «Un» . YouTube.com . Архивировано из оригинала 5 сентября 2016 года.
- ^ Джо Рапосо против The Un II (теперь это личное) . YouTube.com . Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б «Актерский состав и съемочная группа фильма «Понтоффель Пок, где ты? »» . База данных фильмов в Интернете .
- ^ Понтоффель Пок, где ты ? YouTube.com . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года.
- ^ Классическая «Улица Сезам» — Если бы я только мог грести, как собачка . YouTube.com . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года.
- ^ Хартсфельд, Ли (7 июля 2007 г.). «Музыка, которую вы (возможно) больше нигде не услышите: звуки для субботних полькеров, Лилиан Брукс, Спайка Джонса, The Galens и других !!» . Musicyouwont.blogspot.com . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Клятвы; Пэт Коллинз, Уильям Сарнофф» . Нью-Йорк Таймс . 20 марта 1994 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Пэт Коллинз» . Справочник членов BFCA . Ассоциация кинокритиков. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 6 июля 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1937 рождений
- 1989 смертей
- Американские авторы текстов
- Американские композиторы музыки к фильмам
- Американские композиторы-музыканты к фильмам
- Композиторы американского музыкального театра
- Композиторы мужского музыкального театра
- Авторы текстов американского музыкального театра
- Американские телевизионные композиторы
- Американские теноры
- Композиторы музыки к анимационным фильмам
- Бродвейские композиторы и авторы текстов
- Американцы португальского происхождения
- Лауреаты премии Грэмми
- Жители Фолл-Ривер, Массачусетс
- Американские композиторы видеоигр
- Смертность от лимфомы в Нью-Йорке (штат)
- Смертность от неходжкинской лимфомы
- Американские певцы 20-го века
- Авторы-исполнители из Массачусетса
- Американские пианисты 20-го века
- Выпускники Hasty Pudding
- Американские композиторы 20-го века
- Американские пианисты-мужчины
- Американские певцы 20-го века
- Выпускники средней школы BMC Durfee