Марта Мёдль
Марта Мёдль (22 марта 1912, Нюрнберг — 17 декабря 2001, Штутгарт ) — немецкое сопрано , а позже меццо-сопрано . [ 1 ] Она специализировалась на больших драматических ролях, таких как Изольда, Брунгильда и особенно Кундри, и считается, наряду с Астрид Варне и Биргит Нильссон , одним из трех крупнейших послевоенных сопрано Вагнера . Она была одной из выдающихся сопрано Вагнера и самой привлекательной поющей актрисы двадцатого века. [ 2 ] Она прославилась своей индивидуальной интерпретацией, исключительными актерскими способностями, ярким умением держаться на сцене и «богатым, сексуальным голосом». [ 3 ]
Пик ее карьеры пришелся на начало и середину 1950-х годов, когда она включала в себя роль Брунгильды в знаменитой студийной записи Вильгельма Фуртвенглера 1954 года « Die Walküre» и его концертную запись 1953 года «Der Ring des Nibelungen » (его единственную неразрезанную запись цикла), а также заглавная партия из «Фиделио» с тем же дирижером также в 1953 году (сначала вживую, а затем в студии) и «Изольда» в Герберта фон Караяна 1952 года «Тристан и Изольда» в прямом эфире из Байройта . Всего с 1949 по 1959 год было выпущено целых десять записей ее Кундри, большинство из которых связано с Байройтским фестивалем . Хотя она наиболее известна своими изображениями главных героинь Вагнера с 1951 по 1955 год, ее непрерывная исполнительская карьера (как меццо- сопрано после 1950-х годов) продлилась более полувека, вплоть до восьмидесятых годов, благодаря чему ее актерские способности остался нетронутым. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Большую часть своей молодости Мёдль проработала бухгалтером и секретарем в Нюрнберге. В 28 лет она начала заниматься вокалом в консерватории родного города. [ 4 ] Дебютировав в роли Гензеля в «Ремшайде» в 1942 году, она затем добавила к своим ролям Керубино, Миньон и Азусену. Переехав в Дюссельдорф , она начала исполнять Дорабеллу, Венеру, Октавиана, Эболи, Кармен и Клитемнестру. [ 4 ] Затем ее пригласили выступить в «Кармен» в Ковент-Гарден в 1949 году (вернувшаяся в «Ринг» в 1959 году, «Клитемнестра» в 1966 году и «Швейгсаме фрау» в 1972 году, и в том же году она присоединилась к Гамбургской государственной опере . В 1950 году она поставила свою оперу «Ла Скала» . дебютировал в роли Кундри. [ 4 ]
Ее Венеру в Гамбурге заметил Виланд Вагнер , и она была приглашена сыграть роль Кундри в Байройте в 1951 году, став частью группы певцов под названием «Новый Байройт », часто делящей роли с Астрид Варне . В 1952 году она исполнила «Изольду» в исполнении Герберта фон Караяна и Рамона Виная , который, наряду с рассказом Вильгельма Фуртвенглера того же года, считается окончательным. Вторая запись ее Изольды существует с 1959 года с Фердинандом Лейтнером . Она присоединилась к Штутгартской опере и повторила роль Изольды на телевидении, когда Леонард Бернстайн представил свою книгу «Что делает оперу великой?» сегмент на Омнибусе . Ее «Фиделио» с Вильгельмом Фуртвенглером 1953 года (которое было записано вживую, а затем окончательно записано в студии) является окончательным, хотя она также записала партию с Караяном и в 1955 году открыла Венскую государственную оперу ею под управлением Карла Бема . С 1956 по 1960 год она выступала в партиях Кундри и Брунгильды в «Метрополитене». [ 4 ]
В начале ее карьеры было три роли Верди: леди Макбет в «Макбете» с Йозефом Кейлбертом в Берлинской государственной опере (1951), партия контральто Ульрики в «Бале-маскараде» (1951, 1966) и Прециосилла в «Силе судьбы» (1952). [ 5 ]
Были опубликованы три практически полные записи ее Брунгильды (все три живые): 1953 и 1955 годов. [ 6 ] Циклы колец под руководством Йозефа Кейлберта и цикл Римского кольца 1953 года под руководством Фуртвенглера. «Римский цикл» часто называют одним из лучших когда-либо записанных циклов, сочетающих в себе ведущего вагнеровского дирижера века со звездным составом и достойным звуком. (Фуртвенглер весьма демонстративно отказался от более известного Варне в пользу Мёдля в главной женской роли.) «Зигфрид» из цикла 1955 года не был выпущен, хотя Брунгильда появляется только в финальном дуэте этой оперы. из «Валькюра» Кейльберта этой постановки, а также «Валькюра» 1954 года (обсуждаемая ниже) представляют собой два случая, когда Мёдль и ее великая современница Астрид Варне пели двух ведущих женщин напротив друг друга; в данном случае Мёдль была Брунгильдой. [ нужна ссылка ]
Кундри, однако, должна была стать ее определяющей ролью, исполняя ее на каждой постановке в Байройте с 1951 по 1959 год, за исключением 1958 года, наиболее известный из которых - 1951 год, когда фестиваль вновь открылся, под руководством Кнаппертсбуша, и в 1953 году под руководством Клеменса Краусса . Фуртвенглер пригласил ее спеть Брунгильду для своей студийной записи «Кольца» , из которой, из-за его смерти в 1954 году, только «Die Walküre» была записана . Дирижер прокомментировал: «Другие певцы могут петь то, что им нравится; вы всегда их узнаете. В случае с Мартой Мёдль ее голос настолько точно соответствует роли, что вы осознаете характер персонажа только на сцене». [ 3 ]
Партию Зиглинде она пела лишь один раз — на Байройтском фестивале в 1954 году под руководством Кейльберта. Это был единственный раз, когда она исполняла Зиглинду (позже она назвала это ошибкой). Их с Биргит Нильссон объединяет то, что каждая из них исполняла эту партию только один раз в Байройте (Нильссон пел ее на фестивале в 1957 году под управлением Кнаппертсбуша), однако Мёдль исполняла эту партию буквально только один раз (т.е. в одном спектакле), тогда как Нильссон пел ее в обоих Очки 1957 года. Этот «Кольцевой цикл» 1954 года (из которого была выпущена только Die Walküre ) — единственный раз, когда три крупнейших послевоенных сопрано Вагнера были записаны вместе: Варне в роли Брунгильды, Мёдль в роли Зиглинды и Нильссон в роли Ортлинды (одной из сестер Валькюр). Это также один из двух раз, когда Макс Лоренц пел в Байройте после Второй мировой войны , и его актерские способности придают пластинке дополнительный интерес.
В 1960-е годы у нее были проблемы с голосом из-за пения таких тяжелых партий в течение десяти лет, и она вернулась к пению меццо-сопрано репертуара, такого как Клитемнестра в «Электре» , «Медсестра» ( Die Frau ohne Schatten ) и Вальтрауте. В 1968 году она появилась в роли Рут в немецкоязычной постановке Гилберта и Салливана » «Пираты Пензанса , а в 1970 году она появилась в «Взлёте и падении города Махагонни» в Кёльне .
С 1970-х годов Мёдль появлялась в характерных ролях: бабушка Бурыёвка, графиня в «Пиковой даме в Ницце» (1989). [ 7 ] который она все еще выступала в Мангейме в возрасте 87 лет. [ 4 ]
В 1997 году она вспомнила о своей карьере в фильме « Обломки любви» . В 1998 году вышла книга бесед с певцом под названием So war mein Weg . Она появилась на нескольких премьерах: «Элизабет Тюдор» ( «Фортнер» , 1972), «Кабале и Либе» ( «Фон Эйнем» , 1976) и «Баал» ( «Серха» , 1999). [ 4 ] Она так и не вышла замуж и жила со своей матерью до ее смерти в 1989 году. Подробностей о ее личной жизни сохранилось немного. Сохранилось краткое видео, снятое за шесть месяцев до ее смерти, на котором она появляется с другим известным драматическим сопрано (молодого поколения), Хильдегард Беренс . [ 8 ]
Избранная дискография
[ редактировать ]Полную ее дискографию можно найти здесь .
- Парсифаль , 1951 (дирижер Ганс Кнаппертсбуш )
- «Царь Эдип» , 1951 (дирижёр композитор )
- Тристан и Изольда , 1952 ( Герберт фон Караян )
- Парсифаль , 1953 ( Клеменс Краусс )
- Фиделио , 1953 ( Вильгельм Фуртвенглер , концертная и студийная записи)
- Фиделио , 1953 (Герберт фон Караян)
- Кольцо Нибелунга , 1953 (Вильгельм Фуртвенглер в роли Брунгильды)
- Кольцо Нибелунга , 1953 ( Йозеф Кейлберт в роли Брунгильды)
- Die Walküre , 1954 (Вильгельм Фуртвенглер в роли Брунгильды)
- Die Walküre , 1954 (Йозеф Кейлберт в роли Зиглинде, единственная запись, в которой Нильссон, Варней и Мёдль поют вместе)
- Кольцо Нибелунга , 1955 (Йозеф Кейльберт, второй цикл, в роли Брунгильды)
- Электра , 1964 (Герберт фон Караян)
- Пиковая дама — VHS, 1992 ( Сэйдзи Одзава ), в роли графини
- Лидер: Шуберт, Вагнер (Везендонк-Лидер), Вольф, Малер, Шуман, Р. Штраус.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Веселые жены Виндзора (1950)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энн Миджетт (23 декабря 2001 г.). «Марта Мёдль, 89 лет, сопрано, отдавшая жизнь искусству» . Нью-Йорк Таймс . п. А 1 . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Некролог , theguardian.com, 20 декабря 2001 г.; по состоянию на 8 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Некролог , telegraph.co.uk; по состоянию на 8 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блит А., некролог Марты Мёдл. Опера , март 2002 г., стр. 311–13.
- ^ Профиль , Operadis-opera-discography.org.uk; по состоянию на 8 сентября 2015 г.
- ^ Видео на YouTube
- ↑ Репортаж из Ниццы, в Opera , март 1990 г., стр. 291.
- ^ Видео на YouTube
Дальнейшее чтение
- Лиза, Кирстен, вагнеровские героини. Век великих Изольд и Брунгильд , английский перевод: Чарльз Скрибнер, издание Каро, Берлин, 2013. ОСЛК 844683799
Библиография
[ редактировать ]- «Последние примадонны» , Ланфранко Распони , Альфред А. Кнопф, 1982; ISBN 0-394-52153-6
- Марты Мёдль Дискография на Discogs