Герберт Янссен
Герберт Янссен (22 сентября 1892 г. в Кельне - 3 июня 1965 г. в Нью-Йорке ) [ 1 ] был ведущим немецким оперным баритоном 20-го века, сделавшим карьеру в Европе и США. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Сын богатого торговца углем шведского происхождения, он утверждал, что был родственником художника Виктора Эмиля Янссена и писателя Вернера Хасенклевера. [ 3 ] Прослужив офицером в немецкой армии в 1914–1918 годах, Янссен сначала начал изучать право в Берлине. [ 4 ] Затем он взял уроки вокала у Оскара Даниэля и дебютировал в Берлинской государственной опере 5 мая 1922 года в «Шацгребере» Шрекера и стал там членом постоянной оперной труппы. [ 5 ] Первоначально сосредоточившись на итальянских ролях в Берлине, он начал расширяться до вагнеровских ролей в течение сезона 1923–1924 годов в Берлине, исполняя Вольфрама в » Рихарда Вагнера «Тангейзере . В 1925 году он совершил прорыв в карьере, снова спев Вольфрама, на этот раз в Вальдопере в Цоппоте (ныне Сопот, Польша). Между 1925 и 1937 годами Янссен сосредоточил свою карьеру на Берлине, Цоппоте, Байройтском фестивале и ежегодном большом оперном сезоне в Королевском оперном театре в Ковент-Гардене в Лондоне, добавив к этим регулярным выступлениям ряд гастролей в Венской государственной опере. , Опера Гарнье в Париже (1931–1934), Ла Монне в Брюсселе (1934, 1935), Дрезден, Мюнхен, Гаага (1929) и Барселона (1928, 1929). [ 6 ] [ 7 ]
Сообщается, что Янссен не любил нацистский режим, пришедший к власти в Германии в 1933 году. В 1937 году он вступил в противоречие с режимом, и его предупредили, что он должен немедленно покинуть страну. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Сначала путешествовал со своей женой Эрной. [ 11 ] в Великобританию, где его нашли временное жилье Уолтер Легге и сестра Легге, затем Янссены временно поселились в Вене, где Янссен пел в Государственной опере в сезонах 1937 и 1938 годов. Несмотря на успехи — «зрители боготворят меня, а газеты полны самых высоких похвал» — Янссен осознал, что у него нет долгосрочного будущего в Австрии, и начал налаживать контакты со связями в Соединенных Штатах. Едва сбежав из Австрии в марте 1938 года перед аншлюсом , он временно поселился во Франции, откуда посетил Южную Америку, чтобы дать несколько выступлений в Буэнос-Айресе , прежде чем в конечном итоге эмигрировать в Соединенные Штаты. [ 12 ]
Оказавшись в США, Янссен стал членом труппы Метрополитен-опера , впервые выступив с ней в начале 1939 года во время их турне по Филадельфии; он пел с труппой до 1952 года. В этот момент он также начал менять свой репертуар. До этого времени Янссен был известен скорее своим блестящим высоким диапазоном, чем своими способностями героического баритона, и сосредоточил свое внимание на более лирических вагнеровских ролях, таких как Вольфрам. В Буэнос-Айресе в 1938 году в качестве эксперимента он спел свою первую, более тяжёлую и требовательную партию бас-баритона — Странника в «Зигфриде» . Теперь в Филадельфии он снова исполнил эту роль, первое из многих исполнений тяжелых партий бас-баритона, которые он исполнял с труппой. Хотя он продолжал петь свои старые партии, а также эпизодические партии, такие как Дон Фернандо в «Фиделио » Штрауса » Бетховена, Иоканаан в «Саломее и Спикер в «Волшебной флейте» Моцарта , нехватка подходящих певцов также вынуждала его петь более тяжелые бас-баритон Вагнера. части, для которых его голос хуже подходил: например, Ганс Сакс в Die Meistersinger von Nürnberg и Вотан/Странник в «Кольце Нибелунгов» . Ему было трудно справляться с низкой тесситурой этих ролей, заставляющей его использовать ресурсы власти, напрягавшие его голос. В 1943 году он сменил Фридриха Шорра в Метрополитене в качестве первого героического бас-баритона театра; это означало, что большинство выступлений Янссена в «Метрополитене» теперь будут состоять из этих тяжелых ролей, в ущерб его голосу. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] К концу 1940-х годов он стал более заметным из-за своего недомогания или вынужденной отмены выступлений, чем из-за своей некогда блестящей виртуозности. Примерно в 1950 году он отказался от тяжелых героических ролей, вернувшись к своим прежним показательным ролям Тельрамунда, Холландера и Амфортаса. Янссен в последний раз выступил в Метрополитен-опера в роли Котнера 25 апреля 1952 года во время весеннего турне труппы в Бостоне. [ 16 ]
С 1940 года Янссен также регулярно пела в Буэнос-Айресе и в Опере Сан-Франциско с 1945 по 1951 год. [ 17 ] Его последние выступления в Европе в партиях Амонасро, Йоханаана, Курвенала и Ореста состоялись в Венской государственной опере в июне 1950 года. [ 18 ] С 1939 года он начал обучать небольшому количеству учеников пения в Нью-Йорке, в том числе (с 1941 года) знакомую со времен его пребывания в Байройте Фриделинду Вагнер (внучку Рихарда Вагнера), которая, как и Янссен, бежала от нацистского режима. [ 19 ] Янссен и его жена Эрна получили гражданство США в 1946/1947 году. [ 20 ] [ 21 ] и после его ухода из Метрополитен-опера они остались в Нью-Йорке, где Янссен продолжал работать учителем пения. [ 22 ]
Репертуар
[ редактировать ]Первоначально Янссен пел обширный репертуар. Он появился в таких партиях Моцарта , как Граф в «Свадьбе Фигаро» и в роли Лорцинга Зара Питера в «Заре и Циммермане» . Он также пел главные баритоновые партии Джузеппе Верди , в том числе Конте ди Луна в «Трубадоре», а также Ренато в «Бале-маскараде» и Яго в «Отелло» . Он также исполнил партию Эскамильо в опере Бизе « Кармен» .
В Метрополитен-опера Янссен в подавляющем большинстве играла вагнеровские роли. Он был известен своими интерпретациями Курвеналя в «Тристане и Изольде» , Амфортаса (в «Парсифале» ) и Вольфрама в «Тангейзере» . О его пении его коллега Астрид Варне говорила: «Всякий раз, когда ему разрешали спеть одну из поистине лирических баритоновых партий в репертуаре Вагнера, не было никого лучше. Его трогательно-прекрасная песня вечерней звезде в третьем акте «Тангейзера» могла почти полностью украсть шоу у любого тенора, кроме [Лаурица] Мельхиора ». [ 23 ]
Янссен сделал коммерческие граммофонные записи некоторых своих ролей. Есть запись, сделанная на Байройтском фестивале 1930 года , на которой он исполнял музыку Вольфрама, когда он пел роль Дона Писарро в радиопередаче 1944 года « под Бетховена Фиделио» дирижированием Артуро Тосканини . Все эти записи были переизданы на компакт-дисках . [ 24 ] [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэйси, Лаура Уильямс (ред.), Книга оперных певцов Рощи (2008), стр. 236 [1]
- ^ Мэйси, Лаура Уильямс (ред.), Книга оперных певцов Гроува (2008), стр. 236 [2]
- ^ «Герберт Янссен» . www.preiserrecords.at . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Герберт Янссен - Биография, альбомы, изображения – Классическая музыка Наксоса» . www.naxos.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Мэйси, Лаура Уильямс (2008). Книга Рощи оперных певцов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533765-5 .
- ^ «Герберт Янссен» . www.preiserrecords.at . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Герберт Янссен - Биография, альбомы, изображения – Классическая музыка Наксоса» . www.naxos.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Легг, Уолтер (1998). Уолтер Легг: слова и музыка . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-92108-4 .
- ^ Варней, Астрид; Артур, Дональд (2000). Пятьдесят пять лет в пяти действиях: Моя жизнь в опере . УПНЕ. ISBN 978-1-55553-455-4 .
- ↑ Согласно одной из версий, он глубоко оскорбил Адольфа Гитлера , отклонив приглашение присоединиться к Гитлеру за ужином в Байройте. [3]
- ↑ Янссен был женат на Эрне Карстенс с 1932 года.
- ^ Легг, Уолтер (1998). Уолтер Легг: слова и музыка . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-92108-4 .
- ^ «Герберт Янссен - Биография, альбомы, изображения – Классическая музыка Наксоса» . www.naxos.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Мэйси, Лаура Уильямс (2008). Книга Рощи оперных певцов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533765-5 .
- ^ «Герберт Янссен» . www.preiserrecords.at . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Герберт Янссен» . www.preiserrecords.at . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Герберт Янссен - Биография, альбомы, изображения – Классическая музыка Наксоса» .
- ^ «Герберт Янссен» . www.preiserrecords.at . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Карр, Джонатан (3 февраля 2011 г.). Клан Вагнер . Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-26096-6 .
- ^ Штраус, Герберт А.; Рёдер, Вернер; Каплан, Ханна; Радвани, Эгон; Мёллер, Хорст; Шнайдер, Дитер Марк (07 февраля 2014 г.). Искусство, науки и литература . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-097027-2 .
- ^ Opera News , Том 11 (1947), Страница 3: «Герберт Янссен и его жена Эрна в этом месяце стали американскими гражданами».
- ^ «Герберт Янссен» . www.preiserrecords.at . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Варней, Астрид; Артур, Дональд (2000). Пятьдесят пять лет в пяти действиях: Моя жизнь в опере . УПНЕ. ISBN 978-1-55553-455-4 .
- ^ Штраус, Герберт А.; Рёдер, Вернер; Каплан, Ханна; Радвани, Эгон; Мёллер, Хорст; Шнайдер, Дитер Марк (07 февраля 2014 г.). Искусство, науки и литература . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-097027-2 .
- ^ Мэйси, Лаура Уильямс (2008). Книга Рощи оперных певцов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533765-5 .
Приберг [ нужна ссылка ] опубликовал анализ своего частного архива под названием «Справочник немецких музыкантов 1933–1945 годов» в электронном самоиздании в качестве ресурса на компакт-диске в виде файла pdf.
- Кестинг, Юрген: Великие певцы ХХ века, 1993, ECON Verlag GmbH, Дюссельдорф, ISBN 3-517-07987-1
- Розенталь, Гарольд и Варрак, Джон: Краткий Оксфордский оперный словарь, второе издание, Oxford University Press, Лондон, 1980.