Альберт Лорцинг
Густав Альберт Лорцинг (23 октября 1801 — 21 января 1851) — немецкий композитор, либреттист, актёр и певец. Его считают [ ВОЗ? ] быть главным представителем немецкой Spieloper , формы, похожей на французскую комическую оперу , выросшую из Зингшпиля .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Лортцинг родился в Берлине в семье Иоганна Готлиба и Шарлотты Софи Лорцинг. Они оставили свою кожевенную мастерскую и путешествовали по Германии в качестве странствующих актеров, основав берлинскую театральную труппу «Урания» и превратив свою любительскую страсть в профессию. Первое выступление юного Лорцинга на сцене состоялось в возрасте 12 лет, когда он развлекал публику комическими стихами во время антракта в Корнхаусе во Фрайбургском Мюнстере . С 1817 года семья Лорцингов входила в ансамбль Йозефа Деросси в Рейнской области , действуя в Бонне , Дюссельдорфе , Бармене и Аахене . Альберт Лорцинг стал любимцем публики, играя роли юного любовника, деревенского парня и весельчака, иногда также исполняя небольшие партии тенора или баритона .
30 января 1824 года он женился на актрисе Розине Регине Алес , от которой у него впоследствии родилось 11 детей. С конца 1826 года пара принадлежала Хофтеатру ( придворному театру) в Детмольде , который гастролировал в Мюнстере и Оснабрюке. Лортцинг присоединился к масонам , популярному прибежищу художников в . полицейском государстве Меттерниха Лорцинг написал в Детмольде ораторию Die Himmelfahrt Christi (« Вознесение Христа »), премьера которой состоялась в Мюнстере, и, как и ожидалось, заслужила упрек в адрес молодого композитора со стороны губернатора Мюнстера, который утверждал, что Лортцинг был «неизвестным композитором».
Лортцинг написал музыку к опере Кристиана Дитриха Граббе « Дон Жуан и Фауст» , сыграв роль самого Дон Жуана со своей женой в роли Донны Анны. Лортцинг получил восторженный отзыв от анонимного рецензента франкфуртской газеты , который также ошибочно похвалил Лорцинга за текст «этого блестящего поэта». Граббе, настоящий поэт, был возмущен, хотя рецензия принесла сочинению хорошую рекламу.
3 ноября 1833 года молодые Лортцинги дебютировали в Лейпцигерском городском театре. Родители Лорцинга были членами этого ансамбля с 1832 года под руководством Фридриха Зебальда Рингельхардта. Здесь Лортцинг стал членом клуба художников « Tunnel unter der Pleisse » («Туннель под Pleiße »), а в 1834 году стал членом лейпцигской масонской ложи « Balduin zur Linde » («Балдуин к липовому дереву»). "). Лорцинга очень любили в лейпцигском ансамбле, особенно когда он играл в Иоганна Нестроя комедиях . Однако его склонность к импровизации и отклонениям от сценария привлекла внимание театральной полиции.
Его первой комической опере «Зар и Циммерман » пришлось нелегко с лейпцигской цензурой. Премьера спектакля состоялась в Лейпциге 22 декабря 1837 года. Лортцинг сам исполнял роль Петера Иванова, но большого прорыва он не имел до своих выступлений в Берлине в 1839 году, где он получил высокую оценку.
В 1844 году Лорцинг стал капельмейстером Лейпцигского городского театра. После ссоры с руководством [ 1 ] [ 2 ] он был уволен в апреле 1845 года из-за «ревматических заболеваний». Неоднократные протесты общественности позволили ему восстановиться в должности, но вскоре после очередного спора он был снова уволен. [ 1 ] [ 2 ] В открытом письме, подписанном почти всеми участниками ансамбля, он выступил против мер, принятых властями города.
Между 1846 и 1848 годами Лорцинг работал капельмейстером в Театре Ан дер Вин в Вене . По указанию Движения за свободу он написал в 1848 году текст и музыку для своей политической оперы «Регина» , названной в честь его жены. Эта работа касалась как трудовой борьбы, так и страха самоубийства. Его последней полнометражной оперой была сказочная сатира 1849 года о прусском военном государстве под названием «Роландс Кнаппен» ( «Оруженосцы Роланда» ), в которой присутствовала повторяющаяся строка «И это должен быть мировой порядок?» (« Und das soll eine Weltordnung sein? »)
В 1848 году он потерял должность и был вынужден вернуться к работе гастролирующим актером, чтобы прокормить свою большую семью. Он работал в Гере и Люнебурге, а также в других городах. Наконец, в 1850 году он стал капельмейстером в Берлине в недавно открытом театре Фридриха-Вильгельмштадтиша .
Лорцинг также писал музыку для масонских ритуалов. [ 3 ]
20 января 1851 года, в ночь премьеры его музыкальной комедии «Оперный зонд» во Франкфурте, Лорцинг перенес инсульт в своем доме в Берлине и умер без медицинской помощи утром следующего дня в состоянии сильного стресса и по уши в долгах. На его похоронах присутствовал ряд светил музыкального мира, в том числе Джакомо Мейербер , Генрих Дорн, Вильгельм Тауберт и Карл Фридрих Рунгенхаген . Коллеги Лорцинга по театру украсили его гроб черным, красным и золотым цветом - сочетание, запрещенное после 1848 года. Позднее было проведено общественное благо для его и без того обедневшей семьи.
Работает
[ редактировать ]Его первый зингшпиль , «Али-Паша фон Янина» , появился в 1824 году, но его слава как музыканта опирается главным образом на две оперы «Зар и Циммерман» (1837) и «Вильдшуц» (1842). [ 4 ]
«Зара и Циммермана» публика встретила Лейпцигская с очень небольшим энтузиазмом . Однако на последующих выступлениях в Берлине реакция была гораздо более положительной. Опера вскоре появилась на всех сценах Германии и сегодня считается одним из шедевров немецкой комической оперы. Он был переведен на английский, французский, шведский, датский, голландский, чешский, венгерский и русский языки. [ 4 ] История основана на российском царе Петре I «Великом» , который путешествовал по Германии, Голландии и Англии под видом плотника, чтобы получить из первых рук технические знания, которые, по его мнению, были необходимы для экономического прогресса его страны, например, в современном судостроении.
«Вильдшуц» был основан на комедии Августа фон Коцебу и представлял собой сатиру на неразумное и преувеличенное восхищение высшей красотой в искусстве, выражаемое буржуазным дворянином. Из других его опер «Поле и род» , поставленные вскоре после польского восстания 1831 года , и «Ундина» (1845). примечательны [ 4 ] Его «Ганс Сакс» (на тему, позже использованную Вагнером ) был возрожден в 2024 году в городе, где он впервые выступил, в Musikalische Komödie Leipzig. [ 5 ]
Лорцинг был популярен в Берлине, и после его смерти в Тиргартене в Берлине была установлена мемориальная статуя.
Избранный список работ
[ редактировать ]- Али-паша Янины (1824 г.)
- Вознесение Христа ( ) Вознесение Христа — оратория (премьера в Мюнстере в 1828 году)
- Музыка к опере Граббе « Дон Жуан и Фауст» (1829)
- Поляк и его 1831 ребенок ( )
- из жизни Моцарта , 1832 г. Сцены Мюнстер ( )
- Сочельник ( ) Мюнстер, 1832 г.
- Два ( стрелка ) Лейпциг , 1837 г.
- Зар и Циммерманн ( Царь и Плотник ) (Лейпциг, 1837 г.)
- Ганс Сакс (Лейпциг, 1840 г.)
- Казанова (Лейпциг, 1841 г.)
- Der Wildschütz ( Браконьер ) (Лейпциг, 1842 г.)
- Ундина ( Магдебург , 1845 г.)
- Оружейник ( г. ) Вена , 1846
- Гросс-адмиралу (1847 г.)
- Регина (Вена, 1848 г.) (назвала его оперой свободы . При жизни Лорцинга не исполнялась)
- Оруженосец Роланда ( , или Вожделенное счастье Лейпциг, 1849 г.)
- Die Opernprobe ( Репетиция оперы ) ( Франкфурт, 1851 г.)
Литература
[ редактировать ]- Дарио Вайсенхоффер: Каталог Густава Альберта Лорцинга (LoWV) ( Каталог Густава Альберта Лорцинга ) ISBN 3-89564-003-4
- Ирмлинд Капелле: Хронологически-тематический каталог произведений Густава Альберта Лорцинга (LoWV) ( Хронологический и тематический каталог произведений Густава Альберта Лорцинга ), Студия, Кельн, 1994 г., ISBN 3-89564-003-4
- Ирмлинд Капелле: Альберт Лорцинг. Все письма ( Сборник корреспонденции Альберта Лорцинга ) Бэренрайтер, Кассель, 1995 г., ISBN 3-7618-1178-0
- Ганс Кристоф Ворбс: Альберт Лорцинг . Ровольт, Рейнбек 1980, ISBN 3-499-50281-X
- Хайнц Ширмаг: Альберт Лорцинг. Гламур и нищета жизни художника ( Альберт Лорцинг: Гламур и убожество жизни художника ) Хеншель, Берлин 1995, ISBN 3-89487-196-2
- Юрген Лодеманн: Лорцинг. Жизнь и творчество поэта, сочиняющего и поющего любимца публики, семьянина и комически-трагического чемпиона мира берлинской Шпилоперы ( Лортцинг: Жизнь и творчество стихотворца, сочиняющего и поющего любимца публики, преданного отца и комически-трагического) чемпион мира по шпильоперу из Берлина ) Штайдль, Геттинген 2000, ISBN 3-88243-733-2
- Юрген Лодеманн: Опера - О чистая ерунда - Альберт Лортцинг, оперный режиссер ( Опера - О полная ерунда - Альберт Лорцинг, оперный режиссёр ) Издание WUZ , № 19, Фрайберг и 2005 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ Jump up to: а б Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). Американская энциклопедия . .
- ^ * Хилл, Сесил (1980). «Масонская музыка», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди, том. 11, 753–756
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Гаре, Юрген. Репортаж из Лейпцига. Опера , август 2024, Том 75 №8, стр1064-1065.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Лортцинг, Густав Альберт ». Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 12. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тексты в Wikisource:
- Рипли, Джордж; Дана, Чарльз А., ред. (1879). « Лортцинг, Альберт Густав ». Американская Циклопедия .
- « Лортцинг, Густав Альберт ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Лортцинг, Густав Альберт ». Американская энциклопедия . 1920.
- Веб-сайт Альберта Лорцинга Джорджа Овермейра
- Бесплатные партитуры Альберта Лорцинга в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1801 рождений
- 1851 смертей
- Писатели Королевства Пруссия
- Немецкие либреттисты
- Актеры-мужчины из Королевства Пруссия
- Композиторы Королевства Пруссия
- Немецкие актеры мужского пола
- Немецкие певцы XIX века
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Актеры-мужчины из Берлина
- Музыканты из провинции Бранденбург
- Немецкие композиторы-романтики
- Композиторы из Берлина
- Немецкие актеры-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы масонской музыки
- Немецкие композиторы XIX века.