Кристиан Дитрих Граббе
Кристиан Дитрих Граббе | |
---|---|
![]() Литография, 1836 г. | |
Рожденный | 11 декабря 1801 г. Детмольд , Княжество Липпе |
Умер | 12 сентября 1836 г. Детмольд |
Занятие | Драматург |
Национальность | немецкий |
Известные работы | Шутка, сатира, ирония и глубокий смысл , Дон Жуан и Фауст , Гогенштауфены , Битва при Германе |
Кристиан Дитрих Граббе (11 декабря 1801 — 12 сентября 1836) — немецкий драматург эпохи Формарца . Он написал множество исторических пьес, отражающих разочарованное и пессимистическое мировоззрение, с некоторыми пронзительными сценами. Генрих Гейне видел в нем одного из выдающихся драматургов Германии, называя его «пьяным Шекспиром », а Зигмунд Фрейд описывал Граббе как «оригинального и довольно своеобразного поэта». [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Родился в Детмольде , [ 2 ] сын тюремного офицера, он начал писать пьесы в шестнадцатилетнем возрасте, одновременно посещая гимназию . Стипендия, предоставленная княгиней Полиной, позволила ему изучать право в университетах Лейпцига и Берлина , где он познакомился с Генрихом Гейне. После окончания учебы в 1823 году он безуспешно подал заявление на должность театрального режиссера.
Граббе вернулся в Детмольд, сдал выпускные экзамены Staatsexamen и пытался устроиться на работу юристом, но тоже безуспешно. Наконец, в 1826 году он был назначен военным юрисконсультом, первоначально без вознаграждения. С 1831 года он все чаще страдал алкоголизмом. После того как от него отвернулась невеста, он в 1833 году женился на своей возлюбленной Луизе Кристине Клостермайер, но брак быстро оказался несчастливым. В следующем году Граббе ушел и уехал из Детмольда во Франкфурт , где также поссорился со своим издателем.
Он отправился в Дюссельдорф , где временно работал в Альтес-театре с Карлом Леберехтом Иммерманном . Граббе вернулся в Детмольд в 1836 году сломленным человеком, его жена подала на развод. он умер от общего пареза В том же году .
Наследие
[ редактировать ]Вместе с Георгом Бюхнером Граббе был одним из крупнейших немецких драматургов своего времени. Его дебют «Герцог Теодор фон Готланд» ошеломил современных критиков своим всепроникающим нигилизмом . Под влиянием Шекспира и движения «Буря и натиск» его пьесы были очень амбициозными, с массовыми сценами и быстрой сменой сцен, что бросало вызов техническим возможностям театров того времени. Он разрешил строгие формы классической драмы в свободной серии сцен, которые были предшественниками реалистической драмы . Его пьесы «Наполеон или Die hundert Tage» или «Ганнибал» раскрывают реалистическую, неоднородную концепцию истории.
После его смерти о нем сначала забыли, но его творчество было заново открыто драматургами -натуралистами и экспрессионистами . чтили его Нацисты как великого национального поэта, основываясь на периодических антисемитских высказываниях (особенно в Ашенбределе ) и на его националистическом изображении немецкой истории, например, Die Hermannsschlacht о битве в Тевтобургском лесу . В 1930-е годы его именем были названы многочисленные улицы.
Город Детмольд вручает Премию Кристиана-Дитриха-Граббе за новую драматическую литературу с 1994 года совместно с Граббе-Гезельшафт литературным обществом и Ландесвербанд Липпе муниципальным объединением .
Работает
[ редактировать ]
- Герцог Теодор фон Готланд , трагедия (1822); первое исполнение 1892, Вена
- Шутка, сатира, ирония и более глубокий смысл , комедия (1822/27); первое исполнение 1907, Мюнхен
- «Нанетта и Мария» , мелодрама (1823); первое исполнение 1914, Кетвиг (Эссен)
- Марий и Сулла , фрагмент (1823–27); первое выступление 1936, Детмольд
- О мании Шекспира , театральные мемуары (1827)
- Дон Жуан и Фауст , трагедия (1828), первое исполнение 1829, Детмольд
- Кайзер Фридрих Барбаросса , драма (1829), I часть цикла Гогенштауфенов ; первое исполнение 1875, Шверин
- Император Генрих VI , драма (1829), II часть цикла Гогенштауфенов; первое исполнение 1875, Шверин
- Кое-что о переписке Шиллера и Гете , литературные мемуары (1830); частично опубликовано в 1835 г.
- «Наполеон, или Сто дней» , драма (1831); первое исполнение 1895, Франкфурт
- Костюшко , фрагмент драмы (1835); первое выступление 1941, Гельзенкирхен
- Золушка , комедия (1829/35); первое выступление 1937, Детмольд
- Ганнибал , трагедия (1835); первое выступление 1918, Мюнхен
- «Дер Сид» , либретто запланированной оперы Норберта Бургмюллера (1835); первое выступление 2002, Изен
- «Битва при Германе» , драма (1835–36); первое выступление 1936, Детмольд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лоб, Ладислав (2015). Концетт, Матиас (ред.). Энциклопедия немецкой литературы . Рутледж. стр. 362–3. ISBN 978-1135941222 . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Грубый путеводитель по Германии . Пингвин. 5 июля 2012 г. ISBN. 9781409359265 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Кристиана Дитриха Граббе или о нем в Интернет-архиве
- Работы Кристиана Дитриха Граббе в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)