Элиетта фон Караян
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( сентябрь 2020 г. ) |
Элиетта фон Караян | |
---|---|
Рожденный | Элиетт Муре 13 августа 1932 г. Моллан-сюр-Увез , Дром , Франция |
Род занятий | Фотомодель Меценат искусств |
Супруг | |
Дети | Изабель (1960 г.р.) Арабелла (1964 г.р.) |
Элиетта фон Караян (урожденная Муре ; родилась 13 августа 1932 г.) [ а ] — бывшая французская фотомодель , впервые обнаруженная Кристианом Диором, когда ей было 18 лет. Она также известна как жена дирижера Герберта фон Караяна . Будучи вдовой, она является видным меценатом и пропагандистом творческого наследия своего покойного мужа. Она основала несколько художественных фондов и институтов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Фонда Караяна Фон Караян занимала пост президента Зальцбургского пасхального фестиваля до 2020 года. С тех пор она является почетным президентом. [ 5 ] [ 6 ]
Жизнь
[ редактировать ]Прованс и ранние годы
[ редактировать ]Элиетт Муре родилась в Моллан-сюр-Увез , где ее родители, оба учителя, владели домом для отдыха. [ 7 ] У нее был брат и сестра, сестра, которая была на двадцать лет старше ее. Когда Муре была еще совсем маленькой, умер ее отец. [ 7 ] В более позднем интервью она заявила, что ее мать «была учительницей и страстно любила играть на фортепиано, но у меня не было времени для меня. В итоге у меня появилась «приемная мать»». [ 3 ] [ б ] Муре учился в школе-интернате, которой управляли монахини, и вырос в Ницце . [ 1 ]
Королевство
[ редактировать ]Муре открыла для себя Кристиан Диор , когда ей было восемнадцать лет. Dior Затем она стала известна своими длинными ногами, моделируя творения высокой моды на фотографиях и показах мод во многих конкурирующих столицах моды Европы. В начале 1950-х годов она впервые встретила Герберта фон Караяна на яхте друга в Сен-Тропе . [ 8 ] Сообщается, что в то время ей было семнадцать, хотя, по словам одного биографа, «как и многим очень красивым женщинам… [ей] было семнадцать очень долгое время». [ 7 ] В этом случае запах жареной рыбы вызвал у нее рецидивирующую морскую болезнь, и ее пришлось проводить на берег; Герберт фон Караян вызвался выполнить эту задачу. [ 9 ] В 1955 году они снова встретились в Лондоне , и к этому времени она уже была одержима маэстро. [ 7 ] В начале 1950-х годов она начала сопровождать его в поездках на Искью , где они встречались с друзьями и коллегами-музыкантами, включая Уильяма Уолтона и его жену . Леди Уолтон позже вспоминала из тех визитов в Неаполитанский залив , что Караян и Муре делили Vespa , а Муре сидел в боковом седле сзади, пока они катались взад и вперед по острову. [ 7 ] Герберт, который в то время все еще был женат на Аните фон Караян, развелся с ней в 1958 году; Затем он и Элиетт Муре поженились в Межеве 6 октября 1958 года. [ 7 ] [ 9 ] Это ознаменовало конец ее карьеры манекенщицы и начало ее жизни в качестве «жены-звезды», а несколько лет спустя и матери. [ 9 ] Она была третьей из трех жен Караяна, и они оставались в браке тридцать один год, до его смерти. [ 9 ]
Старшая дочь пары Изабель родилась 25 июня 1960 года в Вене. Впоследствии Изабель Караян добилась известности как актриса. Младшая дочь Каражанов Арабелла родилась в Самадене 2 января 1964 года. [ 10 ] Крестными родителями соответственно . Изабеллы и Арабеллы Караян стали Венский филармонический и Берлинский филармонические оркестры [ 11 ]
Рабочий брак
[ редактировать ]
Жизнь не была вся в розах... Бесконечные перелеты, походы в парикмахерские, весь день на высоких каблуках, повсюду фотографы... Иногда это было слишком... тогда я тоже протестовала. Слава Богу, у меня был темперамент. Иногда слишком много. Затем кофейные чашки полетели. Часто я уже собирал чемоданы. А потом он приходил и спрашивал: «Что с чемоданом?» Взял меня на руки и все снова стало хорошо. Не всегда все было радужно... Всегда самолеты, парикмахеры, путешествия на высоких каблуках, повсюду куча фотографов... Иногда для меня это было слишком... тогда я запротестовала. … Темперамент у меня был, слава богу. Иногда слишком много. Затем кофейные чашки начали летать. Часто я уже собирал чемоданы. А потом он подошел и спросил: «Что тебе нужно от чемодана?» Он взял меня на руки и все снова стало хорошо. [ 3 ] Элиетта фон Караян в разговоре с Дагмар фон Таубе, 2014 г.
В течение следующих трех десятилетий Элиетта фон Караян постоянно сопровождала своего мужа, согласовывая его программу путешествий и выступлений и пытаясь оградить его, насколько это возможно, от некоторых из наиболее репрессивных аспектов знаменитости. Караян ценил музыкальное суждение своей жены, потому что она не была ни опытным музыкантом, ни профессиональным музыковедом; как «простой любитель музыки» он знал, что она больше представляла любителей концертов и покупателей пластинок, чем экспертов или профессиональных соперников. [ 7 ] Она одна сидела с ним во время ожидания за кулисами, пока он изучал партитуру и устраивал ей массаж ног, прежде чем он направился к подиуму, а она бросилась занять свое место в зале. Модель была быстро установлена, и, когда их браку исполнилось третье десятилетие, некоторые комментаторы предположили, что в том, как Каражаны представили публичное лицо своего интенсивного партнерства, был элемент тщательной хореографии. [ 12 ] Между концертами Караян посещала оркестровые репетиции мужа. [ 3 ]
Каражаны были частью сети выдающихся художников-знаменитостей, среди их друзей были Жан Кокто , [ 13 ] Элизабет Шварцкопф , Анри-Жорж Клузо , [ 14 ] Гельмут Шмидт , Марк Шагал , [ 15 ] и актриса Роми Шнайдер , с которой Элиетта якобы любила флиртовать. Однако отношения охладились после того, как Шнайдер, оставаясь в гостях, нацарапал помадой граффити на большом зеркале в ванной. Позже Элиетт вспоминала, что это было «очень неловко для моих сотрудников». [ 3 ] [ с ]
Большую часть семейной жизни пара провела в путешествиях в связи с работой Герберта фон Караяна. Примерно с 1961 года, когда они возвращались домой, это было в Санкт-Морице (зимой), Сен-Тропе (летом) или в небольшом поместье Караяна в Анифе , на южной окраине Зальцбурга . [ 16 ] В каждом из этих муниципалитетов они жили в определенном стиле, поддерживаемые штатом домашней прислуги. [ 9 ] С тех пор как Элиетта фон Караян овдовела в 1989 году, она сократила количество поездок и по большей части просто чередовала проживание в домах, которые пара делила в Сен-Тропе и Анифе . [ 17 ]
Рисование
[ редактировать ]Герберт фон Караян с особым энтузиазмом относился к становлению Элиетты как художницы:
Во всей своей художественной мысли и выражении она является человеком, отправной точкой которого является визуальный образ. Она привносит фантастическое воображение в свой взгляд на вещи. На самом деле это был лишь вопрос времени, когда она снова начнет рисовать. Она начала очень осторожно, но затем наступил прорыв. Для меня это [также] огромная удача, потому что теперь ей предстоит самой выяснить, как происходят взлеты и падения художественного творчества. Вы не можете рассчитывать на успех каждый раз! [ 18 ] [ 19 ] По всему своему художественному мышлению и чувству она человек, идущий прежде всего от образа. У нее потрясающее воображение в том, как она видит вещи, и на самом деле это было лишь вопросом времени, когда ей пришлось начать рисовать. Сначала она начинала очень застенчиво, потом у нее случился прорыв. Для меня это огромное благословение, потому что ей, конечно, тоже пришлось испытать взлеты и падения художественного творчества. Нельзя ожидать, что все получится! [ 18 ] Герберт фон Караян,
цитируется Эрнстом Хойссерманном (1978) и Харриет фон Бер (2020)
Еще работая профессиональной фотомоделью, Элиетт Муре ненадолго поступила в художественную академию в Лондоне. Профессиональное давление, за которым последовал постоянный брак и материнство, привело к тому, что она так и не закончила курс. Однако после посещения «Академии визуальных изображений» ( Internationale Sommer Akademie für Bildenden Künste ), основанной в Швейцарии Оскаром Кокошкой , она вернулась к своему искусству. [ 18 ] [ 20 ] Ее поддержали несколько знаменитостей того времени, которые также были друзьями. Среди них были поздние сюрреалисты, такие как Эрнст Фукс , Йорг Иммендорф и Марк Шагал , которых она часто посещала в его доме в Сен-Поль-де-Ванс . [ 11 ] Ее учитель, художник Герберт Брайтер , также оказал очень важное художественное влияние. [ 21 ] Ее муж был особенно воодушевлен появлением Элиетты как художницы. [ 18 ]
До 1982 года искусство Элиетт оставалось исключительно частной страстью. Затем серия ее картин была размещена на обложках пластинок (а еще больше в отдельном приложении) для специального юбилейного сборника записей Караяна, выпущенного в честь столетия Берлинских филармонических оркестров (главным дирижером которых с тех пор был Герберт фон Караян). 1956). Весь набор, первоначально включавший 50 пластинок, был переиздан 5 апреля 1988 года в виде набора из 25 компакт-дисков в ознаменование восьмидесятилетия Герберта. [ 16 ]
Вдова и благодетель
[ редактировать ]Герберт фон Караян перенес сердечный приступ 15 июля 1989 года и умер на следующий день. Пока он был жив, управление его имиджем в СМИ имело для него большое значение, и после его смерти Элиетт умело применил «секретность и скорость», чтобы гарантировать, что его похороны не стали спектаклем для прессы. Лишь около десяти человек знали о подготовке к частной похоронной церемонии на маленьком кладбище в Анифе . Как выяснилось, большой каменный постамент был найден в нескольких сантиметрах под поверхностью земли в месте, согласованном много лет назад, как место последнего упокоения Герберта, а захоронение было отложено на несколько часов после того, как фермер использовал тяжелый трактор с подъемником. снасть, чтобы оттащить камень. Когда тело Герберта фон Караяна удалось похоронить, уже стемнело, но вся церемония, тем не менее, оставалась частным семейным делом. [ 7 ]
Элиетта фон Караян столкнулась с вопросами по поводу закрытия в 2006 году «Центра Герберта фон Караяна» в Вене:
Все развивалось не так, как я ожидал. Оно становилось все более коммерциализированным. Продавали пепельницы и зонтики Караяна. И я действительно недостаточно богат, чтобы поддерживать подобные вещи. Кроме того, я ненавижу зонтики. Я никогда не беру зонтик; а в Зальцбурге [где фон Караян имеет свой зимний дом], как мне не нужно вам говорить, идет сильный дождь. Все получилось не так, как я себе представлял. Оно становилось все более коммерциализированным. Продавали пепельницы и зонтики Караяна. И я недостаточно богат, чтобы поддерживать это. Кстати, я вообще ненавижу зонтики. Я всегда хожу без зонта, а в Зальцбурге, поверьте, очень часто идет дождь. Элиетта фон Караян в интервью Питеру Вуйице в 2008 году. [ 22 ]
Именно по инициативе вдовы в 1995 году в Вене, через дорогу от Государственной оперы , был открыт «Центр Герберта фон Караяна» . Здесь хранился обширный архив многочисленных аудио- и видеозаписей Герберта фон Караяна. Центр закрылся в 2006 году. Элиетта была разочарована коммерциализацией Центра Караяна.
Не случайно закрытие Центра Караяна напротив Венской государственной оперы последовало вскоре после открытия, в декабре 2005 года, Института Элиетты и Герберта фон Караян . [ 23 ] Михаэль Девитте, директор Зальцбургского Пасхального фестиваля , был назначен гешафтсфюрером ( генеральным директором ) института, в который должна была быть включена сохранившаяся деятельность базирующегося в Вене Центра Караяна. [ 23 ] Было разъяснено, что институт, на который был выделен годовой бюджет в 1,5 миллиона евро, будет координировать планирование концертов в связи со столетием со дня рождения Герберта фон Караяна в 2008 году. Он был расположен не так, как можно было бы ожидать. , в Вене, а в Зальцбурге, подчеркивая тесные творческие и личные связи Караянов с этим городом. [ 23 ] В долгосрочной перспективе целью института было прославить и сделать более широко известными достижения Герберта, а также связанные с ним элементы его характера как переводчика, художника, пропагандиста таланта и совершенства, педагога и предпринимателя-художника. [ 23 ] Деятельность института будет включать организацию симпозиумов и выставок. [ 23 ] Продолжающееся умелое взаимодействие со СМИ также имело центральное значение для проекта. Гешафтсфюрер Девитте подчеркнул важность, придаваемую Nachhaltigkeit [устойчивому развитию] проекта. На практике это выражается в особом акценте на поиске и поддержке молодых музыкантов и других артистов. [ 23 ]
Элиетт также поддерживала в творчестве новое поколение художников. Одним из проявлений этого стал созданный в 2001 году «Культурный фонд Элиетте фон Караян» ( Культурный фонд Элиетте фон Караян ), который ежегодно, первоначально сроком на пять лет, выделял не менее 100 000 долларов США или 150 000 швейцарских франков на поддержку культурных инициатив. и мероприятия в кантоне Граубюнден , где семья вместе поселилась в Санкт-Морице на лыжный сезон с тех пор, как 1961. Характерно, что распределение грантов должно было быть приоритетным в соответствии с определенными критериями, такими как «интернациональность», «отражение современной культуры», «вовлечение или польза для молодежи» и «культурная или вдохновляющая полезность для кантона или отдельного человека». регионы внутри кантона». Среди первых лауреатов премии были молодой скрипач/композитор, молодой кларнетист, молодой автор кино- и театральных текстов, а также молодой театральный режиссер. Объединяющей темой стал исключительный уровень таланта и ранних достижений, уже продемонстрированный каждым из получателей. В число бывших лауреатов наград, уже завоевавших значительную репутацию, входят блокфлейта и дирижер. Морис Стегер , меццо-сопрано Мария Риккарда Весселинг и театральный режиссер Феликс Бенеш . [ 1 ]
Другой инициативой стала «Приз Элиетты фон Караян», отражающая ее собственную приверженность живописи. Среди высокопоставленных лауреатов - английский художник и предприниматель Дэмиен Херст в 1995 году. [ 24 ] скульптор Рэйчел Уайтрид в 1996 году, [ 25 ] [ 26 ] Немецкий художник Гельмут Дорнер в 1997 году. [ 27 ] и певица и автор текстов из Граубюндена Корин Куршеллас в 2003 году.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Элиетта фон Караян: Mein Leben an seiner Seite . Ульштайн Верлаг, Берлин, 2008 г., с. 15 и с. 9. Когда она встретила Герберта фон Караяна в 1957 году, согласно ее автобиографии, ей было 18 лет, то есть годом рождения был 1939. Другие источники, на которые ссылаются здесь, указывают, что она встретила Караяна несколькими годами ранее, чем 1957 год, и имела уже встретили его и стали «одержимы им» в 1955 году, когда они столкнулись друг с другом в Лондоне, что, похоже, стало моментом, когда отношения стали более серьезными. Если ей было 18, когда ее обнаружил Кристиан Диор в 1950 году и она стала фотомоделью «в начале 1950-х», то год рождения около 1932 или 1933 года становится более правдоподобным.
- ^ «Моя мать была учительницей, у нее была большая страсть к игре на фортепиано, но не было времени для меня. Меня отдали приемной матери». [ 3 ]
- ^ ..."неловко перед своими сотрудниками"." [ 3 ]
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с «Культурный фонд Элиэтты фон Караян» . ЗАГС Граубюндена, Кур. 8 августа 2001 года . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Институт Элиетты и Герберта фон Караян» . Институт Элиетты и Герберта фон Караяна, Зальцбург . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дагмар фон Таубе (20 июля 2014 г.). «Герберт меня облучил» . Мир . Берлин . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Снимок 1967 года: Почему такой мрачный, господин фон Караян?» . Classic Driver (Швейцария) AG, Цюрих. 24 марта 2016 года . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Элиетта фон Караян передает фонд дочерям» . Зальцбургер Нахрихтен Верлагсгезельшафт мбХ и Ко КГ. 5 февраля 2020 г. Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Зальцбургский Пасхальный фестиваль: смена поколений в Фонде Караяна» . Классика - Wiener Zeitung Online (на немецком языке). 4 февраля 2020 г. Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ричард Осборн (1999). «Девушка с льняными волосами». Герберт фон Караян: Жизнь в музыке . Пимлико. стр. 328–332. ISBN 978-0-7126-6465-3 .
- ^ Элиетта фон Караян: Моя жизнь на его стороне . Ульштайн Верлаг, Берлин, 2008 г., с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д и Фредерик Ханссен (17 января 2008 г.). «Жена богов» . Der Tagesspiegel (рецензия на книгу « Моя жизнь рядом с ним ») (на немецком языке). Берлин . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Регистрация рождений... Элиетта фон Караян» . Зеркало . Том 53. 1964. с. 76 . Проверено 6 ноября 2023 г. [ не удалось пройти проверку ]
- ^ Jump up to: а б «Герберт фон Караян (* 1908 Зальцбург; † 1989 Аниф, Зальцбург)» . Новая газета Цюриха . 29 июня 2015 года . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Империя Караянов рушится» . Зеркало (на немецком языке). 17 июня 1984 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Кристиан Зайлер (5 марта 2012 г.). Андре Хеллер: Огнеголовый. Биография . К. Бертельсманн Верлаг. п. 250. ИСБН 978-3-641-06844-8 .
- ^ Элиетта фон Караян (2008). Рядом с ним (резюме перевода книги) (на французском языке). Перевод Бертрана Ваше. Payot SA, Лозанна. ISBN 978-2-8098-0041-8 . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Герберт фон Караян, документальный фильм. Мастер, мастер! Искусство, Самеди, 5 апреля 2008 г., 23:00» . Classiquenews (обзор телевизионного документального фильма) . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Караян – Дирижер – Техник» (PDF) . Когда видения сбываются . Вольф фон Шильген, Зальцбург. п. 87 . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Элиетта фон Караян: «Пожелайте мне счастья!» » . 75-летие: Элиетта фон Караян отпраздновала свой особенный день в узком кругу . Telekurier Online Medien GmbH & Co KG , Вена. 14 августа 2014 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Харриет фон Бер (10 августа 2017 г.). «Эльетта фон Караян» . Герберт фон Караян, дирижер века... мечтатель, здравомыслящий эстет, перфекционист . BlackMountain GmbH (TheMan), Вена . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Эрнст Хойссерман: Герберт фон Караян. Биография . Верлаг Фриц Молден, Вена, 1978, с. 229.
- ^ «Картины» . Институт Элиетты и Герберта фон Караяна . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Широко, Герберт» . art4public, Зальцбург . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Петер Вуйица [на немецком языке] (20 марта 2008 г.). «Сон и его последствия» . Стандарт (на немецком языке). Вена . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Новый «Институт Элиэтты и Герберта фон Караян» в Зальцбурге» . Стандарт (на немецком языке). Вена. 30 ноября 2005 года . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Корри, Эми; Годфри, Анна (ред.). «Выставки... Приз Элиетты фон Караяна '95» . Персональная выставка. Макс Гандольф-Библиотека, Университет Зальцбурга, Зальцбург, Австрия . Дэмиен Херст / Science (UK) Ltd. Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ «Биография Рэйчел Уайтред» . Рэйчел Уайтрид выставлена в галерее Саатчи . Галерея Саатчи , Лондон . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ Гюнтер Бергер (2009). Реляциони: Английская Вена . Питер Лэнг. п. 109. ИСБН 978-3-631-56922-1 .
- ^ Фрауке Сьямкен (1997). «Гельмут Дорнер» . Центр искусства и медиа ZKM Карлсруэ . Проверено 14 мая 2020 г.