Хьюго Готтесманн
Хьюго Готтесманн | |
---|---|
![]() | |
Национальность | австрийский |
Род занятий | Музыкант, дирижер |
Хьюго Готтесманн (8 апреля 1896 — 22 января 1970) — австрийский скрипач, альтист, дирижёр и камерный музыкант. Солдат, получивший множество наград в Первой мировой войне, его карьера в Вене в качестве дирижера и скрипача была прервана с приходом Третьего рейха в 1933 году. Он был уволен со своих должностей на Радио Вены , Венском симфоническом оркестре и Академии музыки и вынужден искать работу в других странах Европы и эмигрировать в США.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Готтесманн родился в семье евреев Леопольда и Анны Гринвальд Готтесманн в Леопольдштадте в Вене. [ 1 ] Он проявил музыкальный талант в раннем возрасте и получил уроки игры на скрипке. Он был принят в Венский университет музыки и исполнительских искусств и учился у чешского педагога Отакара Шевчика и композитора Рихарда Штёра . Он окончил школу в 1916 году первым в своем классе и был награжден «Staatspreis». [ 2 ]
Военная служба
[ редактировать ]Готтесманн был призван 23 августа 1916 года в австро-венгерскую армию во время Первой мировой войны в качестве рядового. Он был приписан к 7-му артиллерийскому полку и воевал на Восточном фронте в Галиции против русских или, поздно вступив в войну, возможно, на Итальянском фронте. За несколько месяцев он дослужился от рядового до лейтенанта и получил как минимум четыре медали, три из которых «в знак признания храбрых поступков перед лицом врага». Он получил награду Silberne Tapferkeitsmedaille II. Kl. 19 сентября 1917 г. 12 января 1918 г. он был награжден «Карлом Труппеном Кройцем». 20 марта 1918 г. он получил бронзовую медаль Signum Landis-Medaille со скрещенными мечами. Демобилизовался 29 ноября 1918 г. в звании лейтенанта. . [ 3 ]
Квартет Готтесманн
[ редактировать ]По завершении военной службы в конце Первой мировой войны Готтесманн сформировал «Квартет Готтесмана». [ 4 ] В течение следующего десятилетия в состав группы входили одни из лучших музыкантов Вены. Скрипач Вильгельм Мюллер был участником квартета Иоахима. [ 5 ] [ 6 ] Альтисты Хьюго Каудер и Марсель Дик, а также виолончелисты Рихард Крочак и Герман Буш были солистами Венского симфонического оркестра. [ 7 ] Группа гастролировала по Бельгии, Голландии, Польше, Чехословакии и Австрии. Они были представлены на Новогоднем концерте 1925 года. [ 8 ] В 1928 году к 100-летию Шуберта они исполнили весь цикл струнного квартета композитора во дворе его «Гебуртсхауса». [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] С 1925 по 1934 год они дали около 182 выступлений на Radio-Wien. [ 12 ] Биограф Адольфа Буша Талли Поттер назвал группу «выдающейся». [ 7 ]
Готтесманн редактировал струнный квартет № 1 Чайковского. 2 ре мажор, соч. 22 (универсальный) [ 13 ] и Струнный квартет № 3 ми-бемоль минор, соч. 30 (Универсал). [ 14 ]
Венская карьера
[ редактировать ]Готтесманн дебютировал сольно с Венским Тонкюнстлерским оркестром под управлением чешского дирижера Оскара Недбала 8 апреля 1919 года в Венском Большом Концертхаусзале. ля мажор Моцарта Он исполнил Концерт , Фантазию для скрипки с оркестром, сочиненную для него Гуго Каудером Брамса , и Концерт для скрипки ре мажор . немецкий скрипач Адольф Буш . Концертмейстером оркестра был [ 15 ]
Готтесманн стал первым концертмейстером нового оркестра, когда Тонкюнстлер-оркестр объединился с Венским симфоническим оркестром в 1922 году. [ 7 ] [ 16 ] [ 17 ] В качестве концертмейстера Готтесманн был солистом новых произведений Кароля Шимановского и Панчо Владигерова, а также важных исполнений Торжественной мессы и Страстей по Матфею под управлением Вильгельма Фуртвенглера . Он также работал под руководством дирижеров Джорджа Селла , Рихарда Штрауса . и Бруно Вальтер . [ 11 ] [ 15 ] На праздновании столетия Бетховена в Вене в 1927 году Готтесманн исполнил Бетховена Скрипичный концерт ре мажор в Театре Ан дер Вин , где в 1806 году состоялась премьера концерта. [ 11 ] [ 18 ] В 1929 году он исполнил концерт с Венским филармоническим оркестром под управлением Роберта Хегера на Radio-Wien. [ 11 ] [ 19 ] Еще одним ярким моментом в его карьере стало исполнение Скрипичного концерта соль мажор Моцарта под управлением Бруно Вальтера. [ 11 ]
Готтесманн был членом Арнольда Шенберга , Вена, 1918–1922. «Общества частных музыкальных представлений» [ 20 ] [ 21 ] Шёнберга Квартет Готтесмана исполнил Квартет № 1 ре минор . Op 7 , 18 февраля 1921 года в Концертном зале Моцарта-Заал. [ 4 ] [ 22 ] В 1930 году Готтесманн представил скрипичную сонату Йозефа Матиаса Хауэра на Международном фестивале современной музыки в Льеже, Бельгия. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Он часто исполнял современную музыку как солист, со своим квартетом Готтесмана и как дирижер. Среди композиторов, с которыми он выступал, были Уго Каудер, Юлиус Шаес, Гвидо Петерс, Вейгль , Карл Карл Голдмарк, Панчо Владигерофф, Эрнеста Хальфтер, Кароль Шимановский, Антон Смареглия , Пауль Йозеф Франкл, Эрнест Блох , Макс Регер , Альберт Сиклос , Карл Ратхаус, Кристиан Синдинг , Юджин Гуссенс , Рихард Мандл, Роберт Фукс , Морис Рамилло Хорн, Йозеф Маркс , Фридрих Вюрер , Людвиг Чачкес , Альфред Фройденхайн, Густав Малер , Клод Дебюсси и Николаус Мьясковский. [ 15 ] [ 4 ] [ 12 ]
После выступления на Бетховенском фестивале 1927 года Готтесманн был назначен дирижером RAVAG или Radio-Wien. Он уже несколько лет выступал на станции. Через три дня после начала вещания Radio-Wien Готтесманн выступил 4 октября 1924 года с виолончелистом Германом Бушем и пианистом Отто Шульхофом, исполнившими Фортепианное трио Шуберта си-бемоль мажор . [ 26 ] Между 1924 и 1938 годами Готтесмана слушали по Radio-Wien примерно 300 раз. [ 27 ]
Примерно в то же время, когда он был назначен на RAVAG, Готтесманн стал постоянным воскресным дирижером Венского симфонического оркестра в Венском Золотом зале Музикферайн. [ 7 ] [ 28 ] В январе 1932 года он дирижировал Венским симфоническим оркестром, хором Венской государственной оперы и солистами Девятой симфонии Бетховена в Большом Концертхаусе-Заале. [ 29 ] Три месяца спустя он дирижировал концертом открытия 200-летия со дня рождения Гайдна в Редутен-холле дворца Хофбург. [ 30 ] Он дирижировал летними симфоническими концертами в Гетеборге, Швеция, в 1934 и 1935 годах и несколько раз выступал в качестве приглашенного дирижера Оркестра Огюстео (Orchestra dell'Accademia Nazionale di Santa Cecilia) в Риме до и после Второй мировой войны. В США в 1942 и 1943 годах он дирижировал североамериканским турне Ballet Russe de Monte Carlo . [ 7 ]
Готтесманну предложили поступить на факультет его альма-матер, Академии музыки, в 1920 году, через четыре года после окончания учебы. Он преподавал игру на скрипке и камерную музыку и был исключительным педагогом. [ 11 ] Он претендовал на присвоение «Звания профессора». 21 сентября 1926 года его просьба была отклонена голосами трёх (Гофмана, Франца Шмидта , Александра Вундерера ) против двух (Йозефа Маркса, Карла Гейрингера ). [ 31 ] Пять дней спустя, 26 сентября 1926 года, в Линце, Австрия, Австрийское государство присвоило Готтесманну «звание профессора». [ 32 ] Это единственный известный случай, когда государство Австрия отменило решение академии. Готтесманн всегда упоминается как профессор в справочниках до 1938 года. В течение 1925 и 1926 учебного года Академия музыки и дарстелленде искусства предлагала «Volkstümliche Kurse» - публичные курсы, на которых преподаватели получали процент от платы за курс. Готтесманн преподавал по крайней мере один из этих классов. [ 33 ]
В пресс-релизе города Вены за 1970 год говорилось, что Готтесманн «был одаренным артистом, оказавшим решающее влияние на музыкальную жизнь Вены...» [ 11 ]
Карьера в США
[ редактировать ]В 1933 году Готтесманн был уволен со всех своих должностей: с дирижера Radio-Wien; в качестве профессора Академии музыки; и его пожизненный контракт в качестве концертмейстера и дирижера с Венским симфоническим оркестром. [ 34 ] [ 35 ] Одной из причин этого действия было покровительство Готтесмановского квартета и Венского симфонического оркестра со стороны Хьюго Брайтнера, непопулярного финансового советника Австрии (1919–1932). [ 36 ] Брейтнер, известный как архитектор Красной Вены, ввел прогрессивный налог на роскошь для имущих классов, чтобы обеспечить жильем бедняков. [ 37 ] Готтесманн подал в суд, но никаких известных документов об урегулировании нет. Другой причиной увольнения была его еврейская национальность. [ 38 ] [ 39 ] Готтесманн согласился дирижировать с Летним оркестром Гетеборга в Швеции и Оркестром Огюстео в Риме. [ 7 ] В 1936 году он иммигрировал в США. [ 1 ]
В Нью-Йорке Готтесманн регулярно выступал на WQXR-FM . [ 40 ] Он работал внештатно с различными оркестрами, такими как Оркестр Леопольда Стоковского. [ 41 ] Он возглавлял секцию второй скрипки в труппе Busch Chamber Players и Little Symphony. [ 7 ]
В 1942 году Готтесманн заменил Роберта Манна на факультете Летнего колледжа свободных искусств Бэй-Вью в Бэй-Вью , штат Мичиган, теперь известного как Музыкальный фестиваль Бэй-Вью. [ 42 ] Школа была связана с колледжем Альбион . Готтесманн преподавал игру на скрипке, выступал как солист и руководитель струнного квартета. Даниэль Мажеске учился у Готтесмана в 1948–1949 годах, а затем присоединился к Кливлендскому оркестру в 1955 году, где он работал концертмейстером с 1969 по 1993 год. [ 43 ] Питер Спарлинг, ведущий танцор Марты Грэм и заслуженный профессор UM, был еще одним учеником Готтеманна в Бэй-Вью. Готтесманн оставался с фестивалем 28 лет до своей смерти. [ 44 ] В 1946 году Адольф Буш попросил Готтесмана присоединиться к квартету Буша в качестве альтиста. [ 7 ] В течение следующих шести лет он выступал в Нью-Йорке и гастролировал с группой по Британским островам, Европе и Южной Америке. Помимо концертных выступлений, он делал записи и вел радиопередачи. [ 7 ] Запись Струнного квартета Бетховена, Op.59, № 3, которую он сделал с группой в 1951 году, была удостоена Deutscher Schallplattenpreis при переиздании 1 ноября 1998 года. [ 45 ] Автор Талли Поттер утверждает, что высокое качество игры Готтесмана можно оценить по записи 1949 года Струнного квартета № 3 Брамса си ♭ мажор, соч. 67 . Запись 1949 года Фортепианного квартета соль минор Брамса. Op.25 с Адольфом Бушем, Германом Бушем, Хьюго Готтесманном и Рудольфом Серкиным высоко ценится.
Когда смерть Адольфа Буша вынудила квартет Буша распасться в 1952 году, Игорь Букетов предложил Готтесманну должность концертмейстера филармонии Форт-Уэйна . Во время пребывания Готтесмана в Форт-Уэйне Иегуди Менухин , Натан Мильштейн , Исаак Штерн с оркестром солировали и Рудольф Серкин. Готтесманн также дирижировал балетными постановками и руководил струнным квартетом. [ 46 ]
Смерть
[ редактировать ]В 1951 году у Готтесмана диагностировали рак желудка. Рак был остановлен, и Готтесманн возобновил свою карьеру. [ 47 ] В 1969 году у него снова диагностировали рак желудка, и он умер 22 января 1970 года в Форт-Уэйне, штат Индиана. [ 48 ]
Композиции, написанные для Готтесмана
[ редактировать ]В качестве дебюта Готтесмана Хуго Каудер посвятил скрипачу свою Сонату для скрипки и фортепиано в 1919 году. Он также написал свою Сонату соль минор для скрипки и струнный квартет для Готтесмана. в 1923 году, [ 49 ] и его «Две маленькие сонаты для скрипки» в 1933 году. Йозеф Маттиас Хауэр (1883–1959) сочинил свои пьесы для скрипки и фортепиано соч. 41 для профессора Готтесмана сейчас находится в коллекции Австрийской национальной библиотеки. Эдуард Франк, скрипач Венского филармонического оркестра, а позднее жертва Холокоста, сочинил « Готтесманн-Серенаду» в 1929 году для своего друга. [ 50 ] Композитор Рихард Штёр посвятил свой струнный квартет ми минор соч. 114 Готтесманну в 1940-х годах. [ 51 ] Позже Адольф Буш написал Прелюдию и Фугато для альта соло к 52-летию Готтесмана. [ 52 ] [ 7 ]
Готтесманн играл на скрипке Карло Фердинандо Ландольфи . В квартете Буша он выступал на маленькой альте Доменико Пусана , которую Рудольф Серкин позаимствовал у австрийской коллекционерки Элизабет Бонди, вдовы Оскара Бонди. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нью-Йорк, Отчеты о натурализации, 1882–1944 гг. для Хьюго Готтесмана (списки 1361–1394) Петиция № 397225 — Петиция № 412300 (Ролик 1377) Петиция № 404370 — Петиция № 404833
- ^ «Годовой отчет Академии музыки и исполнительских искусств КК за учебный год...» (на немецком языке). Издательство Академии музыки и исполнительских искусств КК. 1915-16.
- ^ Основной лист земельной книги. Военный архив, Государственный архив Австрии. Вена, Австрия.
- ^ Jump up to: а б с "Венский концертный зал - Поиск по базе данных" . konzerthaus.at . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Готтесманн-квартет, голоса газет. Представительство: концертный директор Альберт Гутманн [Inh. Хьюго Кнеплер], Вена, 1921 г.
- ^ Наставник, мастера скрипки, Генри Т. Финк. Департамент изящных искусств, Vol. 4, № 5. 15 апреля 1916 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Поттер, Талли. Адольф Буш, Жизнь честного музыканта . Токката Пресс , 2010, с. 1095. ISBN 978-0-907689-50-8
- ^ http://www.ernsttheis.com/FNCMSFiles/WPh_Theis_D.pdf?PHPSESSID=4d52k9sp3uks116s6cg2fmqfl0 , стр. 7. Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ «Обзор», New York Times , 3 июня 1928 г.
- ^ «Обзор», Chicago Tribrune , 28 июля 1928 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Уго Готтесманн умер». Заметки о венской культуре. Специальная служба корреспонденции мэрии, номер 26, 1970 г. Владелец и издатель: Город Вена Издатель: Служба прессы и информации города Вены (PID). Венская библиотека в ратуше, Вена, Австрия.
- ^ Jump up to: а б Журнал программ RAVAG, Radio-Wien. АННО Исторические газеты и журналы, Австрийская национальная библиотека.
- ^ Чайковский, Петр Ильич. «Струнный квартет ре мажор, соч. 22 (Хюго Готтесманн)» . Универсальный . Получено 8 февраля 2019 г. - через Google Книги.
- ^ Чайковский, Петр Ильич. «Струнный квартет ми-бемоль минор, соч. 30 (Гюго Готтесманн)» . Универсальный . Получено 8 февраля 2019 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с «Архивсухе» . www.wienersymphoniker.at . 3 ноября 2016 г. Проверено 18 ноября 2017 г. [ название отсутствует ]
- ^ Ботштейн, Леон. Вернер Ханак, Карл Альбрехт-Вайнбергер. Вена: евреи и город музыки, 1870–1938 гг ., Центр еврейской истории, Музей Университета Ешива, Бард-колледж, 2 февраля 2004 г., с. 48.
- ^ Лепушиц, Райнер. Тонкунтлеры: Истории оркестра из Вены и Нижней Австрии, 1927–2007 гг . Residenz Verlag, 2007 – Национал-социализм и музыка, с. 48.
- ^ Бауэр, Антон. Сто пятьдесят лет Театру ан дер Вин. Издательство Амальтея. 1952, с. 250.
- ^ «Все концерты – Венская филармония» . www.wienerphilharmoniker.at . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Бенистон, Джудит. Джеффри Чу. Роберт Вилен «Слова и музыка: австрийские исследования». Доцент современных гуманитарных исследований. 2010.С.137
- ^ "Без - все языки" .
- ^ Институт Арнольда Шенберга (1988). Журнал Института Арнольда Шенберга . Институт Арнольда Шёнберга, Университет Южной Калифорнии.
- ^ Газета Wiener Sonn и Monday. 15 сентября 1930 года. Страница 4.
- ^ Эванс, Э. «Фестиваль в Льеже». Мюзикл Таймс , 1930.
- ^ «1930 Льеж, Брюссель» . ISCM – Международное общество современной музыки . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ↑ Reichspost , 4 октября 1924 г. Страница 4.
- ^ Путеводитель программы RAVAG , Radio-Wien.
- ^ "Radio Swiss Classic - Musikdatenbank - Оркестр / Ансамбль" . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Новая свободная пресса , 10 января 1932 г. Страница 13.
- ↑ Daily Post , 14 мая 1932 г. Страница 6.
- ^ Федеральное министерство образования. Архивы Академии музыки и исполнительских искусств.
- ↑ Reichspost , 26 сентября 1926 г., стр. 6.
- ^ Заявление Хьюго Готтесмана. Архив, Академия музыки и исполнительских искусств, Вена, Австрия.
- ^ DER STURMER, Палата труда по венской документации. 26 мая 1934-7.
- ^ Пермозер, Манфред. Венский симфонический оркестр в нацистском государстве . П. Ланг. Австрия. 2000, стр. 22, 26, 95.
- ^ Пермозер 2000, стр. 22, 26, 95.
- ^ «Факультет междисциплинарных исследований и повышения квалификации» . www.iff.ac.at. Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Медер. Ирис. Quasi una fantasia: Евреи и музыкальный город Вена: Мир сохранился. Артжурнал. Еврейский музей Вены. 14 марта 2003 г. http://www.jmw.at Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Забастовщик, Трудовая палата Вены. Документация. 26 мая 1934-7.
- ^ «Показывает, что микрофон будет представлен», расписания радиопередач 1937–1938 годов, New York Times .
- ^ Норт, Джеймс Х. «Леопольд Стоковский и его симфонический оркестр: кадровые составы для RCA Victor Recordings». Журнал АРСК. Том 44. № 1. Весна 2013.
- ^ Бюллетень Бэй-Вью , Архивы Бэй-Вью Ассоциации, Бэй-Вью, Ми. 1941-42.
- ^ «Главные музыканты Кливлендского оркестра» . www.stokowski.org . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Бюллетень Bay View , Архив Ассоциации Bay View. Ассоциация Бэй Вью. Бэй Вью, Мичиган. 1942–1969.
- ^ «Квартет Буша в прямом эфире | Арбитр культурных традиций» . arbiterrecords.org . 6 апреля 1998 года . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ История PHIL» http://www.fwphil.org/section/about . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ «Скрипач из Бэй Вью пройдет лечение от рака в Рочестере» . Petoskey Evening News , 24 августа 1951 г., с. 1.
- ^ Свидетельства о смерти Индианы.
- ^ Вербер, Эдит. Карл Гейрингер. Эдвин Адлер Флейшер. Музыкальная коллекция Эдвина А. Флейшера, Бесплатная библиотека Филадельфии. Том. 1933. Частная типография, с. 420.
- ^ Интересная статья . 15 августа 1929 г., стр. 15.
- ^ Сочинения Рихарда Штёра, Архив колледжа Св. Михаила. Вермонт.
- ^ «Архив братьев Буш» . www.max-reger-institut.de . Проверено 14 февраля 2018 г.