Jump to content

Пеллеас и Мелизанда (запись Герберта фон Караяна)

Пеллеас и Мелизанда
Компакт-диск EMI Records: CDS 7 49350 2
Студийный альбом
Герберт фон Караян
Выпущенный 1979
Студия Филармония, Берлин
Жанр Опера
Длина 162 : 09
Язык Французский
Продюсер Мишель Глотц

«Пеллеас и Мелизанда» — 162-минутный студийный альбом оперы Клода Дебюсси в исполнении Кристин Барбо, Хосе ван Дама , Надин Дениз , Руджеро Раймонди , Фредерики фон Штаде , Рихарда Стилвелла и Паскаля Томаса с хором Немецкой оперы Берлина и Берлинский филармонический оркестр под руководством Герберта фон Караяна . Он был выпущен в 1979 году.

Альбом был записан с использованием аналоговой технологии в декабре 1978 года в Филармонии Берлина. [ 1 ] [ 2 ]

Критический прием

[ редактировать ]
Морис Метерлинк, «Пеллеаса и Мелизанды». бельгийский либреттист

Лайонел Солтер сделал рецензию на альбом на пластинке в журнале Gramophone в декабре 1979 года, сравнив его с более ранней записью оперы под управлением Пьера Булеза . [ 3 ] Фредерика фон Штаде, писал он, «хорошо передает невинность и простоту широко раскрытых глаз Мелизанды благодаря чистоте голоса и легкости тона и делает правдоподобным переход от испуганной газели в начале к пробуждающейся женщине из четвертого акта». Ричард Стилвелл одинаково хорошо сыграл энергичного, живого и симпатичного Пеллеаса, восторженного в двух коротких эротических кульминациях. Его баритон-Мартен Пеллеаса преодолевал сложную тесситуру без каких-либо признаков напряжения . В роли Голо Хосе ван Дам сыграл «выдающуюся» роль, столь же убедительную в неспособности принца понять Мелизанду, в его леденящей душу пассивной агрессии и приступах убийственной ярости. Кристин Барбо была «эффективной и ненавязчиво детской» в роли травести Иньольда, и не было никаких причин жаловаться на Женевьеву в исполнении Надин Дениз. Единственным солистом, который существенно разочаровал, был Руджеро Раймонди. Не его вина, что его «Аркель» слишком напоминал врача Паскаля Тома в сцене у смертного одра Мелизанды, но ему следовало яснее определить характер короля и более добросовестно наблюдать за тщательно выверенными речевыми ритмами Дебюсси ( грех, в котором были виновны и некоторые его коллеги, хотя и не в такой степени). Проведя «уникально тонкую партитуру», в которой «преуменьшение [было] обычным», Герберт фон Караян представил интерпретацию, которая была «совершенно неортодоксальной» до такой степени, что явно бросала вызов некоторым динамикам, оговоренным Дебюсси. Его Пеллеас «кипит от едва сдерживаемого напряжения, которое постоянно прорывается страстными вспышками: снова и снова оркестр вскипает в экстазе, который едва могут сдержать звукорежиссеры». Чтение Караяна было очень атмосферным и «часто восхитительным, с богатой, сияющей теплотой», но его обращение с оркестром накладывало завесу на некоторые тонкие детали партитуры. Качество звука альбома также имело как сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, изменения акустики в сценах, происходящих в гроте и подземельях замка, были умело реализованы. С другой стороны, Пеллеас иногда был слишком громким, письмо Женевьевы читалось слишком тихо, а некоторые слова Мелизанды и крики матросов за сценой были едва слышны. В целом, альбом представляет собой «очень характерное исполнение Караяна, глубоко преданное и полное красивых, хотя и спорных вещей». Была ли она лучше или хуже, чем более крутая и ясная версия Булези, зависело от того, в чем заключалась истина оперы Дебюсси. [ 4 ]

Шотландское сопрано Мэри Гарден в роли Мелизанды на американской премьере оперы 1908 года.

Джеймс Гудфренд сделал рецензию на альбом на пластинке в журнале Stereo Review в марте 1980 года. Фредерика фон Штаде, как он писал, как «окруженная тайной Мелизанда, не только невинна и уклончива, но, когда приходит время, страстна, уныла и приветствует смерть». , ...скорее трагично, чем жалко». «Пеллеас» Ричарда Стилуэлла был нетерпеливым, несмотря на свой страх, Голо Хосе ван Дама искренний и травмированный, Аркель Руджеро Раймонди, обнимающий и метко Дебюссян, превосходный Иниольд Кристины Барбо, благозвучная Женевьева Надин Дениз и пастырь и врач Паскаля Тома вполне удовлетворительные. Берлинская филармония предоставила «роскошную звуковую подушку», в которой не было ни звука носовых струн, который мог бы произвести французский оркестр. Отличительными чертами интерпретации Герберта фон Караяна были «пристальное внимание к изменению звучности» и мускулистость музыкальной драмы. Опера, которую обычно представляли почти как сон, вместо этого превращалась в историю « реальных персонажей с настоящие эмоции», «более масштабная, сильная и разнообразная музыка», чем кто-либо раньше обнаруживал в партитуре. Производственная группа EMI предпочитала струнные деревянным духовым инструментам и голосам, но не виновата в этом, и добилась качества звука, похвального за «его ясность, его теплота и красота звука, а также чрезвычайно широкий динамический диапазон». Короче говоря, альбом получился «великолепным». [ 5 ]

Мэри Гарден в сцене башни американской премьеры

Дж. Б. Стин сделал рецензию на альбом на пластинке в журнале Gramophone в апреле 1980 года. Фредерика фон Штаде, как он писал, «настолько девичья, неоперабельная по тону, дает бесконечно трогательное исполнение». Певцы-мужчины на записи не доставили ему такого большого удовольствия не потому, что они были виновны в том, что сделали что-то не так, а потому, что их голоса были слишком похожи, чтобы позволить Дебюсси раскрыть весь спектр цветов своей палитры. Оркестр играл «великолепно», и постановка была первоклассной. Но высшее совершенство альбома заключается в «вдохновении интеллекта и чувствительности Караяна, которые здесь полностью служат поиску сути музыки». От первого такта оперы до последнего Караян достиг «необычайной сказочной концентрации», в которой слушатель был вовлечен в эмоциональную жизнь правдоподобных мужчин и женщин. Никогда раньше, подумал Стин, «Пеллеас и Мелизанда» не трогали его так глубоко, ни на диске, ни даже в театре. Он не сомневался, что альбом останется «одним из классиков граммофона». [ 6 ]

Мелизанда, Голо и Аркель в четвертом акте второй сцены мировой премьеры оперы 1902 года.

Хилари Финч сделала рецензию на альбом на компакт-диске в журнале Gramophone в феврале 1988 года. «Мелизанда» Фредерики фон Штаде, — писала она, — без сомнения, является центральным исполнением: здесь чувствуется животный инстинкт, оголенные нервные окончания, простота… И прежде всего, ее чувствительность к изменениям регистра». Голо Хосе ван Дама сумел вызвать сострадание, несмотря на то, что он в целом был человеком «fait aufer et au sang» (сделанным из железа и крови). Руджеро Раймонди, Аркел, звучавший моложе, чем некоторые, пел достойным похвалы легато . Единственным разочарованием среди солистов стал Ричард Стилуэлл, чей «Пеллеас» был «менее чем чувственным и далеко не сравнимым по выразительности с «Мелизандой» фон Штаде». Оркестр выбрал разумный курс между слишком однородной Сциллой и слишком малой Харибдой, с роскошным звучанием струнных и тонкими, пронзительными деревянными духовыми инструментами. Интерпретацию Герберта фон Караяна, «великое крещендо неумолимости», обвинили в чрезмерном подчеркивании вагнеровского элемента в музыкальной личности Дебюсси, с которым композитор боролся. Однако Дебюсси стремился создать симфонию света и тени, и именно это предоставил альбом Караяна. [ 7 ]

Мэри Гарден в роли Мелизанды на смертном одре в пятом акте мировой премьеры оперы.

Лайонел Солтер вернулся к альбому, чтобы просмотреть его на компакт-диске в журнале Gramophone в ноябре 1999 года. Как и прежде, он считал, что его величайшим достоинством является актерский состав. Фредерика фон Штаде была «довольно милой Мелизандой с чистым голосом, по-детски невинной в своих действиях, но с трогательно ранимой и эмоциональной сердцевиной». Ричард Стилвелл, «молодой, энергичный и пылкий», был «очень симпатичным Пеллеасом». Хосе ван Дам, как всегда безупречно добросовестный, был «грубоватым, сбитым с толку Голо, который не может понять хрупкое существо, на которое он наткнулся». Второстепенные роли тоже исполнены удовлетворительно. Но интерпретация Герберта фон Караяна и ее постановка EMI оказались столь же разочаровывающими, как и два десятилетия назад. Дебюсси настаивал на том, что его музыка должна служить тексту Мориса Метерлинка, и практиковал эстетику «галльской сдержанности и недосказанности». Караян нагло предал композитора «сладострастно-сочным оркестровым звучанием, которое, каким бы восхитительным оно ни было... снова и снова вскипает в едва сдерживаемом экстазе». Дизайн альбома был испорчен несколькими случаями неустойчивой балансировки и общей «своего рода патиной… которая действует как темный лак на картине». Альбом остался таким же противоречивым и заставляющим задуматься, как и при первом выпуске. [ 2 ]

Историк музыки-франкофил Роджер Николс упомянул альбом в обзоре дискографии оперы в Gramophone в мае 2002 года: «Караян - это Караян - не для меня, но я знаю, что некоторым людям он нравится». [ 8 ]

Трек-лист: CD1

[ редактировать ]

Клод Дебюсси (1862-1918)

«Пеллеас и Мелизанда» (1902), опера в пяти действиях на либретто Мориса Метерлинка (1862–1949) по одноименной пьесе.

Акт первый

Сцена 1: Лес

  • 1 (5:53) Я больше не смогу выбраться из этого леса (Голо, Мелизанда)
  • 2 (7:31) Что так блестит на дне воды? (Голо, Мелизанда)

Сцена 2: Комната в замке.

  • 3 (3:06) Вот что он написал своему брату Пеллеасу (Женевьеве)
  • 4 (3:45) Я ничего об этом не говорю (Аркель, Женевьева)
  • 5 (3:59) Дедушка, одновременно я получил письмо от брата (Пеллеас, Аркель, Женевьева)

Сцена 3: Перед замком.

  • 6 (2:16) В садах темно (Мелизанда, Женевьева, Пеллеас)
  • 7 (3:59) Высоко! Шипит высоко! Как! Как! (Хор, Мелизанда, Пеллеас, Женевьева)

Акт второй

Сцена 1: Фонтан в парке.

  • 8 (3:42) Ты не знаешь, куда я тебя привёл? (Пеллеас, Мелизанда)
  • 9 (6:32) Он тоже нашел тебя на берегу источника? (Пеллеас, Мелизанда)

Сцена 2: Комната в замке.

  • 10 (2:49) Ах! Ах! Все хорошо, ничего не будет (Голо, Мелизанда)
  • 11 (6:28) Мне... мне здесь плохо (Мелизанда, Женевьева)
  • 12 (5:35) Вот, где кольцо, которое я тебе дал? (Голо, Мелизанда)

Сцена 3: Перед пещерой.

  • 13 (4:51) Да, оно здесь, мы там (Пеллеас, Мелизанда) [ 1 ]

Трек-лист: CD2

[ редактировать ]

Акт третий

Сцена 1: Одна из башен замка.

  • 1 (5:17) Мои длинные волосы падают (Мелизанда, Пеллеас)
  • 2 (2:54) Ой! Ой! Мои волосы падают с башни (Мелизанда, Пеллеас)
  • 3 (7:20) Я привязываю их, я привязываю их к ветвям ивы (Пеллеас, Мелизанда, Женевьева)

Сцена 2: Подземелья замка.

  • 4 (2:14) Берегите себя, сюда, сюда (Голо, Пеллеас)

Сцена 3: Терраса у входа в подземелья.

  • 5 (6:04) Ах! Я наконец-то дышу! (Пеллеас, Голо)

Сцена 4: Перед замком.

  • 6 (6:33) Давай, посидим здесь, Иниольд (Голауд, Иниольд)
  • 7 (4:01) Ах! Ах! Маленькая мать зажгла свою лампу (Йниольд, Голо) [ 1 ]

Трек-лист: CD3

[ редактировать ]

Акт четвертый

Сцена 1: Комната в замке.

  • 1 (4:01) Куда ты идешь? Мне нужно поговорить сегодня вечером (Пеллеас, Мелизанда)

Сцена 2: Комната в замке.

  • 2 (5:15) Теперь, когда отец Пеллеаса спасен (Аркель, Мелизанда)
  • 3 (0:55) Пеллеас уходит сегодня вечером (Голо, Аркель, Мелизанда)
  • 4 (11:12) Принеси (Голо, Аркель, Мелизанда)

Сцена 3: Фонтан в парке.

  • 5 (4:05) Ой! Этот камень тяжелый (Йниольд, Пастух)

Сцена 4: Фонтан в парке.

  • 6 (6:11) Это последний вечер (Пеллеас, Мелизанда)
  • 7 (4:10) Кажется, будто голос Твой разнесся над морем весной! (Пеллеас, Мелизанда)
  • 8 (4:32) Что это за шум? Мы закрываем двери (Пеллеас, Мелизанда)

Акт пятый

Сцена: Комната в замке.

  • 9 (3:43) Не от этой маленькой раны она может умереть (Врач, Аркель, Голо)
  • 10 (4:09) Открой окно, открой окно (Мелизанда, Аркель, Врач)
  • 11 (4:46) Мелизанда... Мелизанда / Это ты, Голо? (Голо, Мелизанда)
  • 12 (2:19) Нет-нет, мы не виноваты (Мелизанда, Голо)
  • 13 (2:48) Что ты сделал? Ты собираешься убить ее (Аркель, Голо, Мелизанда)
  • 14 (2:37) Что это? Что здесь делают все эти женщины? (Голо, врач, Аркель)
  • 15 (6:16) Внимание... внимание (Аркел, Врач) [ 1 ]

Персонал

[ редактировать ]

Исполнители

[ редактировать ]
  • Жанин Рейсс, тренер по французскому языку [ 4 ]
  • Мишель Глотц, продюсер
  • Вольфганг Гюлих, инженер по балансировке [ 1 ]

История выпусков

[ редактировать ]
Пеллеас и Мелизанда у фонтана в парке, автор Эдмунд Блэр Лейтон.

В 1979 году альбом был выпущен тройным LP на лейбле Angel Records в США и на лейбле EMI ​​Records в других странах: каталожные номера были SZCX 3885 и SLS 5172 соответственно. [ 9 ] [ 10 ] Оба выпуска включали буклет с примечаниями, текстами и переводами. Альбом также был выпущен на кассете (каталожный номер TC SLS 5172), опять же с буклетом с примечаниями, текстами и переводами. [ 11 ]

В 1987 году альбом был выпущен в виде тройного компакт-диска на лейбле Angel Records в США и на лейбле EMI ​​Records в других странах: каталожные номера были CDCC 49350 и CDS 7 49350 2 соответственно. [ 1 ] [ 12 ] Диски были выпущены в футляре со 128-страничным буклетом, содержащим фотографию Дебюсси, эссе на французском языке Мориса Тассара, эссе Феликса Апраамяна об опере и ее лейтмотивах на английском и немецком языках, а также аннотации и либретти на всех трех языках. [ 1 ]

В 1999 году альбом был переиздан на компакт-диске лейблом EMI Records (номер по каталогу CMS 5 67057 2) как часть серии «Great Recordings of the Century». [ 2 ] В 2014 году альбом был выпущен на компакт-диске компанией Warner Classics (каталожный номер 667232 7). [ 13 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дебюсси, Клод: Пеллеас и Мелизанда , дир. Герберт фон Караян, компакт-диск EMI Records, CDS 7 49350 2, 1987 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Солтер, Лайонел, Граммофон , ноябрь 1999 г., с. 114
  3. ^ Дебюсси, Клод: Пеллеас и Мелизанда , дир. Пьер Булез, CBS LP, 77324
  4. ^ Jump up to: а б Солтер, Лайонел, Граммофон , декабрь 1979 г., с. 1040
  5. ^ Гудфренд, Джеймс, Stereo Review , март 1980 г., стр. 100
  6. ^ Стейн, Дж. Б., Граммофон , апрель 1980 г., стр. 1536
  7. Финч, Хилари, Граммофон , февраль 1988 г., стр. 1236
  8. ^ Николс, Роджер, Граммофон , май 2002 г., стр. 38-43.
  9. ^ Дебюсси, Клод: Пеллеас и Мелизанда , дир. Герберт фон Караян, Angel Records LP, SZCX 3885, 1979 г.
  10. ^ Дебюсси, Клод: Пеллеас и Мелизанда , дир. Герберт фон Караян, EMI Records LP, SLS 5172
  11. ^ Дебюсси, Клод: Пеллеас и Мелизанда , дир. Герберт фон Караян, EMI Records MC, TC SLS 5172, 1979 г.
  12. ^ Дебюсси, Клод: Пеллеас и Мелизанда , дир. Герберт фон Караян, компакт-диск Angel Records, CDCC 49350, 1987 г.
  13. ^ Дебюсси, Клод: Пеллеас и Мелизанда , дир. Герберт фон Караян, компакт-диск Warner Classics, 667232 7, 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8be0839a68ecfb91775940a636833a1f__1661827920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/1f/8be0839a68ecfb91775940a636833a1f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pelléas et Mélisande (Herbert von Karajan recording) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)