Иоганн Вейер
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2021 г. ) |
Иоганн Вир | |
---|---|
![]() Гравюра Иоганна Вира, 60 лет, из De Lamis Liber. | |
Рожденный | 1515 Грейв , Нидерланды |
Умер | 24 февраля 1588 г. Текленбург , Германия | ( 73 года
Другие имена | Ян Вир, Йохан Вир, Йоханнес Вир, Жан Вир, Иоанн Вирус, Писцинариус |
Род занятий | Врач , общий оккультист |
Работодатель | Герцог Юлих-Клевский |
Йоханнес Вир ( лат . Ioannes Wierus или Piscinarius ; 1515 — 24 февраля 1588) — голландский врач , который одним из первых опубликовал подробный трактат против судебных процессов и преследований людей, обвиняемых в колдовстве . Его самая влиятельная работа — De Praestigiis Daemonum et Incantationibus ac Venificiis («Об иллюзиях демонов, а также о заклинаниях и ядах»; 1563).
Биография
[ редактировать ]Вейер родился в Грейве , небольшом городке в герцогстве Брабант в Габсбургских Нидерландах . Он посещал латинские школы в Хертогенбосе и Левене , а когда ему было около 14 лет, он стал учеником Генриха Корнелиуса Агриппы в Антверпене . Агриппе пришлось покинуть Антверпен в 1532 году, и он и Вейер поселились в Бонне под защитой принца-епископа Германа фон Вида . (Агриппа завершил работу о демонах в 1533 году и погиб через два года во время путешествия по Франции). С 1534 года Вейер изучал медицину в Париже, а затем в Орлеане , но маловероятно, что он получил звание доктора благодаря этим исследованиям . В конце концов, он начал работать врачом в своей родной Могиле. Вейер был назначен городским врачом Арнема в 1545 году . В этом качестве к нему обратились за советом по вопросам колдовства в судебном деле 1548 года с участием гадалки . Несмотря на субсидию императора , Карла V город Арнем больше не мог выплачивать зарплату Вейеру. Вейер переехал в Клев в 1550 году, где стал придворным врачом герцога. Вильгельм Богатый при посредничестве гуманиста Конрада Хересбаха . [ 1 ] Вейер опубликовал свои основные работы по колдовству, в которых он применил скептический медицинский взгляд к сообщаемым чудесам и предполагаемым примерам колдовства. Он ушел со своего поста в 1578 году, и ему наследовал его сын Гален Вир (1547–1619). После выхода на пенсию он завершил медицинскую работу по предмету, не связанному с колдовством. Он умер 24 февраля 1588 года в возрасте 73 лет в Текленбурге , навещая заболевшего человека. Его похоронили на местном погосте, которого уже нет.
Работа и критический прием
[ редактировать ]Работы Вейера включают медицинские и моральные работы, а также его наиболее известные критические анализы магии и колдовства:
- Об иллюзиях демонов и о заклинаниях и ядах», 1563 г.
- Pseudomonarchia Daemonum («Ложное царство демонов»), приложение к De Prestigiis Daemonum , 1577 г.
- Редкая книга медицинских наблюдений , 1567 год, в переводе на немецкий язык:
- Книга Арцнея о ряде ранее неизвестных и неописанных болезней , 1580, («Книга медицинских наблюдений над редкими, доселе неописанными болезнями»)
- De lamiis liber item de commentitiis jejuniis 1577 (Книга о ведьмах вместе с трактатом о ложном посте), переведенная на немецкий язык как:
- Де Ламийс, Это: О дьявольских колдунах и отравителях, краткий, но подробный отчет ... 1586 г.
- De ira morbo 1577 («О болезни гнева»), что переводится на немецкий язык как:
- О гневе, iracundiae antidotum... : Кн. Об опасной болезни гнева и о том же философско-теологическом лечении или Эрцни 1585 г.
- De scurvy epitome , 1564 г. («О цинге»)
- Исторические споры и беседы об иллюзиях и дьяволах, о позорных магах, ведьмах и отравителях: о колдовстве и демонах и об исцелении ведьм: пункт о наказании, которого заслуживают маги, отравители и ведьмы , 1579 г. Перевод 1885 г., напечатанный в Бюро прогресса Медицинский , Париж, Франция. Двухобъемный комплект.
Около 40 человек в Казале в Западной Ломбардии намазали засовы городских ворот мазью, чтобы распространить чуму. Те, кто прикоснулся к воротам, заразились, и многие умерли. Наследники умерших и больных фактически платили людям в Казале, чтобы они мазали ворота, чтобы быстрее получить свое наследство.
- Обманы демонов, 1583 г.
Вейер раскритиковал Malleus Maleficarum и охоту на ведьм со стороны христианских и гражданских властей; Говорят, что он был первым человеком, который использовал термин «психически больной» или «меланхолик» для обозначения женщин, обвиняемых в колдовстве. [ 2 ] В то время, когда судебные процессы и казни над ведьмами только начинали становиться обычным явлением, он стремился отступить от закона, касающегося преследования за колдовство. Он утверждал, что не только примеры магии были во многом невероятными, но и что преступление колдовства было буквально невозможным, так что любой, кто сознался в преступлении, вероятно, страдал от некоторых психических расстройств (в основном меланхолии, очень гибкой категории со многими различными симптомами). .
Некоторые ученые заявили, что Вейер намеревался высмеять концепцию адской иерархии, установленную предыдущими гримуарами , написав эти две книги и озаглавив свой каталог демонов Pseudomonarchia Daemonum («Ложное царство демонов»). [ нужна ссылка ]
Тем не менее, хотя он защищал идею о том, что сила Дьявола не так сильна, как утверждают ортодоксальные христианские церкви в De Praestigiis Daemonum , он также защищал идею о том, что демоны действительно обладают силой и могут появляться перед людьми, которые их призывают, создавая иллюзии; но он обычно ссылался на магов, а не на ведьм, когда говорил о людях, которые могли создавать иллюзии, говоря, что они были еретиками, которые использовали для этого силу Дьявола, а говоря о ведьмах, он использовал термин « психически больной» . [ 3 ]
Более того, Вейер не только написал каталог демонов Pseudomonarchia Daemonum , но также дал их описание и заклинания, чтобы вызвать их в нужный час и во имя Бога и Троицы , не для того, чтобы создавать иллюзии, а чтобы заставить их совершить волю фокусника, а также советы, как избежать некоторых опасностей и уловок, если демон неохотно выполняет то, что ему приказано, или лжец. Кроме того, он хотел отменить преследование ведьм, а говоря о тех, кто вызывает демонов (которых он называл духами ), осторожно употреблял слово экзорцист .
Вейер никогда не отрицал существования Дьявола и огромного количества других демонов высокого и низкого порядка. Его работа послужила источником вдохновения для других оккультистов и демонологов, включая анонимного автора, написавшего « Лемегетон» («Малый ключ Соломона»). Было много изданий его книг (написанных на латыни ), особенно Pseudomonarchia Daemonum , и несколько адаптаций на английском языке, включая «Открытие колдовства» Реджинальда Скотта (1584).
Призыв Вейера о помиловании обвиняемых в колдовстве позже, в шестнадцатом веке, был отвергнут швейцарским врачом Томасом Эрастусом , французским теоретиком права Жаном Боденом и королем Шотландии Яковом VI .
Дань уважения
[ редактировать ]
В церкви Текленбурга установлена мемориальная доска в память о Вейере, а в 1884 году город воздвиг в его честь башню Виртурм . Голландская правозащитная организация работников здравоохранения названа в его честь Фондом Йоханнеса Вира. [ 4 ] Вместе со своим наставником Генрихом Корнелиусом Агриппой он появляется как персонаж видеоигры Amnesia : The Dark Descent .
Курт Башвиц , пионер в области коммуникативных исследований и массовой психологии , посвятил большую часть содержания своей первой голландской монографии о колдовстве и процессах над ведьмами De strijd tegen den duivel - de heksenprocessen in het licht der Massapsychologie (1948) заслугам Вейера. Позже он расширил эту работу до своего немецкого великого опуса « Ведьмы и процессы над ведьмами: история массового заблуждения и борьбы с ним» , в котором обсуждались методы борьбы с попытками массового заблуждения (1963).
Семья
[ редактировать ]Йохан был сыном Агнес Рордам и Теодора (Дирка) Виера, торговца в 1520 - х хмелем, углем и сланцем, который был шепеном Граве годах. Дирк и Агнес Вир были родом из Зеландии и были близко знакомы с Максимилианом ван Эгмондом и Франсуазой де Ланнуа, будущими родственниками Вильгельма Безмолвного . У Йохана было двое известных братьев и сестер, Арнольд Вир и мистик Матийс Вир (ок. 1520–1560). В Арнеме он женился на Джудит Винтгенс, от которой у него было как минимум пятеро детей. [ 5 ] После смерти Джудит он женился на Генриетте Хольст. Старший сын Йохана, Дидерик Вир, стал юристом и дипломатом, который в 1566–1567 годах, будучи на службе у Виллема IV ван ден Берга , участвовал в «петициях о пресечении ереси» голландской знати к Филиппу II Испания , отказ от которой привел к Восьмидесятилетней войне . [ 6 ]
Имя
[ редактировать ]Вейер подписывал всю свою переписку с «Йоханнесом Виром», а иногда и с «Писцинариусом». [ 7 ] Его родители и дети также носили фамилию «Вир», и в 1884 году его мемориал в Германии все еще назывался « Виртурм », а не « Вейертурм ». Тем не менее, с 20-го века имя «Иоганн Вейер» стало стандартом в немецкой и англоязычной науке. Использование слова «Вейер» может быть связано с монографией Карла Бинца 1896 года « Доктор Иоганн Вейер, ein rheinischer Arzt, der erste Bekämpfer des Hexenwahns », который в 1885 году уже читал лекцию « Wier oder Weyer? », в которой он, очевидно, не подозревая об этом происхождении Вейера о зеландском , утверждал, что Weyer zur deutchen Nation zählte и Wier были просто нидеррейнском диалекте. произношением Вейера на [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Колдовство и медицина , Ярослав Немец, Национальные институты здоровья, DHEW Pub. № (НИЗ) 76-636.
- ^ « Четыреста лет спустя: признание Иоганна Вейера» Джон Мартин, Мэриленд, Books at Iowa 59 (ноябрь 1993 г.); (c) Университет Айовы» . Архивировано из оригинала 30 мая 2015 г. Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ «Настоящий Иоганн Вейер, пожалуйста, встаньте» . Архивировано из оригинала 13 августа 2007 г. Проверено 29 октября 2007 г. «Пожалуйста, встаньте настоящий Иоганн Вейер?» Томас Дж. Шенеман, 2002 г.
- ^ «Архивная копия» . www.johannes-wier.nl . Архивировано из оригинала 9 октября 2010 года . Проверено 12 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ↑ Генеалогия Йоханнеса Вира. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Мартинус Хагеман, Злой пример Гельре. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine , Докторская диссертация, Неймеген, 2005 г.
- ^ Риен Вольс, Правомыслящий и гуманный человек: Йоханнес Вир (1515-1588) , на веб-сайте Исторического информационного центра Брабантсена, 2 ноября 2009 г.
- ^ Карл Бинц, Вир или Вейер?: Последующая информация о первом борце с колдовством в Германии , издательство Гарвардского университета, 1885.
Издания
[ редактировать ]- De prestigiis Daemonum ... Libri V. Basel: Oporinus, 1563.
- De prestigiis Daemonum ... Libri V. Basel: Oporinus, 1564.
- De prestigiis Daemonum ... Libri V. Basel: Oporinus, 1566.
- Книга I редких медицинских наблюдений Базель: Опоринус, 1567 г.
- De lamiis liber. Базель: Опоринус, 1577 г.
- De praestigiis Daemonum ... Libri 6. Базель: Ex Officina Oporiniana, 1577.
- О престижах демонов, а также о чарах и чарах шести книг, дополненных и исправленных в последнем шестом издании. Базель: Опорин, 1583.
- Все работы Амстердам: Питер Ванден Берге, 1660 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Курт Башвиц , Борьба с дьяволом — суды над ведьмами в свете массовой психологии , Амстердам, 1948.
- Кристофер Бакстер, «De Praestigiis Daemonum Иоганна Вейера: бессистемная психопатология», в книге «Проклятое искусство: очерки литературы о колдовстве», стр. 53–75. Лондон, 1977 год.
- Стюарт Кларк. Мышление с демонами: идея колдовства в Европе раннего Нового времени. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1999.
- Ян Джейкоб Коббен. Ян Вир, дьяволы, ведьмы и магия (перевод Сэла А. Принса диссертации Коббена 1960 года), Филадельфия: Дорранс 1976, ISBN 0-8059-2277-6 .
- Ян Джейкоб Коббен. Дьявольская одержимость, описанная доктором Йоханнесом Виром, 1515-1588 гг. Роттердам: Издательство Эразмус, 2002. ISBN 90-5235-161-9
- Чарльз Д. Ганно. «Спор между Иоганном Вейером и Томасом Эрастом о наказании ведьм». В книге «Культуры общения от Реформации к Просвещению: построение публики в немецких землях раннего Нового времени» , изд. Джеймс Ван Хорн Мелтон, 257–285. Олдершот, Англия: Ashgate Press, 2002.
- Вера Хуренс, Доктор-еретик ведьм: Ян Вир (1515-1588) , Bert Bakker Press, 2011, ISBN 978-90-351-3377-8
- Бенджамин Г. Коль и Эрик Мидельфорт. О колдовстве. Сокращенный перевод книги Иоганна Вейера «Похвальный демонум» . Эшвилл, 1998 год.
- Томас Мейер (2002). «Вейер, Иоганн». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 20. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 1537–1544. ISBN 3-88309-091-3 .
- ХК Эрик Мидельфорт. «Иоганн Вейер и трансформация защиты от безумия». В книге «Немецкий народ и Реформация» под ред. Р. По-Цзя Ся, 234–61. Итака: Корнелл, 1988.
- ХК Эрик Мидельфорт, История безумия в Германии шестнадцатого века . Издательство Стэнфордского университета, 1998.
- Джордж Мора и др. , Ведьмы, дьяволы и врачи в эпоху Возрождения: Иоганн Вейер, «De praestigiis daemonum» . Тексты и исследования Средневековья и Возрождения, том. 73, Бингемтон, Нью-Йорк, 1991.
- Питер Дж. Суэйлс , «Фрейд, Иоганн Вейер и статус соблазнения: роль ведьмы в концепции фэнтези», Зигмунд Фрейд : критические оценки , Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, Лоуренс Сперлинг, изд., том. 1 (1989), стр. 331–358.
- Питер Дж. Суэйлс, «Фрейд, Крафт-Эбинг и ведьмы: роль Крафт-Эбинга в бегстве Фрейда в фантазию», Зигмунд Фрейд: критические оценки , Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, Лоуренс Сперлинг, изд., т. 1 (1989), стр. 359–365.
- Питер Дж. Суэйлс, «Очарование ведьм: средневековые рассказы о пытках изменили ход психоанализа», The Sciences , vol. 22, нет. 8 (ноябрь 1982 г.), стр. 21–25.
- Микаэла Валенте. Иоганн Вир: на заре рациональной критики оккультизма и демонического в Европе шестнадцатого века. Флоренция: Лео С. Ольшки, 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чтобы предотвратить «кораблекрушение душ»: Иоганн Вейер и «De Praestigiis Daemonum» , эссе Элизы Слэттери
- Фонд Йоханнеса Вира
- Псевдомонархия демонов
- Ведьмы, дьяволы и врачи эпохи Возрождения: Иоганн Вейер, «De praestigiis daemonum» , обзор Питера Элмера, «История медицины», июль 1992 г.; 36(3): с. 351
- Вера Хоренс Введение к ее «Биографии Яна Вира» , Гронингенский университет, 2010 г.