Храм Венеры и Ромы
![]() Храм Венеры и Ромы, вид из Колизея | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Расположение | Регион IV Храм Мира |
---|---|
Координаты | 41 ° 53'27 "N 12 ° 29'23" E / 41,89083 ° N 12,48972 ° E |
Тип | Римский храм |
История | |
Строитель | Адриан |
Основан | 135 г. н.э. |
Храм Венеры и Ромы ( лат . Templum Veneris et Romae ), как полагают, был самым большим храмом в Древнем Риме . Расположенный на Велианском холме , между восточным краем Форума Романум и Колизеем , он был посвящен богиням Венере Феликсу («Венере, приносящей удачу») и Roma Aeterna («Вечному Риму»).
Здание было построено императором Адрианом , и строительство началось в 121 году. Оно было официально открыто Адрианом в 135 году и завершено в 141 году при Антонине Пии . Повреждён пожаром в 307 г. [ 1 ] он был восстановлен с изменениями императором Максенцием .
История
[ редактировать ]Храм был возведен на развалинах Domus Transitoria и Domus Aurea , двух особняков, построенных по заказу опального императора Нерона . Под храмом погребена в нетронутом виде сложная куполообразная ротонда из Domus Transitoria с выложенными мрамором бассейнами и мощением из разноцветных opus sectile . [ 2 ]
Не впечатленный Адриана архитектурным проектом храма , его самый блестящий архитектор Аполлодор сделал пренебрежительное замечание по поводу размера сидящих статуй в целлах, заявив, что они наверняка разобьют себе головы, если попытаются встать со своих тронов. . Вскоре после этого Аполлодор был изгнан и казнен. [ 3 ]
По словам древнего историка Аммиана Марцеллина , храм был среди великих зданий Рима, поразивших императора Констанция II во время его визита в город в 357 году. [ 4 ]
Святилище было закрыто во время гонений на язычников в поздней Римской империи . [ нужна ссылка ] Реставрация была проведена при недолговечном узурпаторе Евгении (392–394), христианине, симпатизировавшем языческому богослужению. Однако, как и многие величественные древние здания Рима, храм позже стал объектом нападения из-за богатых материалов. В 630 году с согласия императора Ираклия папа Гонорий I снял с крыши храма позолоченную бронзовую черепицу для украшения собора Святого Петра . [ 5 ]
Считается, что сильное землетрясение в начале 9 века разрушило храм. Около 850 года папа Лев IV новую церковь Санта-Мария-Нова приказал построить на руинах храма стала целла Ромы . После капитальной перестройки в 1612 году эта церковь была переименована в Санта-Франческа-Романа, а колокольней . Несколько причудливая гравюра на ведуте Джованни Баттисты Меркати изображает это место в 1629 году. Огромное количество мрамора, который когда-то украшал храм, практически исчезло из-за его использования в качестве сырья для строительных проектов, начиная со средневековья. Итальянский археолог Родольфо Амедео Ланчиани упоминает об открытии печи для обжига извести в непосредственной близости от храма в своей работе «Разрушение Древнего Рима».
Архитектура
[ редактировать ]

Он был установлен на платформе размером 145 метров (476 футов) на 100 метров (330 футов). Сам периптеральный храм имел размеры 110 метров ( 360 футов) на 53 метра (174 фута) и высоту 31 метр (102 фута) (с учетом статуй) и состоял из двух основных камер ( целл ), в каждой из которых находилась культовая статуя бога — Венера , богиня любви, и Рома , богиня Рима , обе фигуры восседают на троне. Целлы располагались симметрично спина к спине. Целла Ромы была обращена на запад, с видом на Форум Романум, а целла Венеры обращена на восток, с видом на Колизей. Ряд из четырех колонн ( тетрастиль ) выстилал вход в каждую целлу, а храм окаймляли входы с колоннами, заканчивающиеся лестницами, ведущими вниз к Колизею. В качестве дополнительной хитроумной тонкости Адриана Венера также олицетворяла любовь ( Amor на латыни), а «AMOR» — это «ROMA», написанное наоборот. Таким образом, размещение двух божеств Венеры и Рима спиной к спине в одном храме создало дополнительную симметрию благодаря симметрии их имен. Внутри целлы Венеры находился еще один алтарь, где молодожены могли приносить жертвы. Непосредственно возле этого алтаря стояли гигантские серебряные статуи Марк Аврелий и Фаустина Младшая .

Западная и восточная стороны храма (короткие стороны) имели десять колонн из белого мрамора ( декастиль ), а южная и северная стороны - двадцать колонн. Ширина всех этих колонн составляла 1,8 метра (5 футов 11 дюймов), что делало храм очень внушительным.
Большая часть останков находится в церкви Св. Франчески Романа . В результате перестройки Максенция первоначальную деревянную крышу заменил кессонный сводчатый потолок, а толщина стен была увеличена вдвое, чтобы выдержать возросшую нагрузку. Стены были украшены нишами с небольшими статуями между небольшими колоннами из красного порфира, стоящими над полом на постаменте, перед которыми стояла колоннада из красного порфира. [ 6 ]
Сегодня
[ редактировать ]Со времен папства Иоанна Павла II высота храма и его расположение напротив главного входа в Колизей с успехом использовались в качестве платформы для выступлений. Это можно увидеть на фотографии справа, где по случаю церемонии Страстной пятницы был воздвигнут красный навес для укрытия Папы, а также освещенный крест . Папа лично или через своего представителя проводит верующих через медитации на крестных стоянках, пока крест несут оттуда в Колизей.
Храм теперь вновь открыт для публики после обширной программы реставрации, которая длилась 26 лет. [ 7 ] Доступ в храм включен в билеты в Колизей, Форум и Палатинский холм.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дайсон, Стивен Л. (2010). Рим: живой портрет древнего города . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 349. ИСБН 978-0-8018-9253-0 .
- ^ Джон Брайан Уорд-Перкинс, Римская имперская архитектура, издательство Йельского университета, 1994. стр. 57, ISBN 0140561455
- ^ Кассий Дион , Римская история , 69.4
- ^ Ланчиани, Родольфо Амедео (1901) Разрушение Древнего Рима
- ^ Ланчиани, Родольфо Амедео (1901) Разрушение Древнего Рима
- ^ Рим, Оксфордский археологический справочник, А. Кларидж, 1998. ISBN 0-19-288003-9 , с. 114
- ^ «Храм Венеры в Древнем Риме вновь открывается | Разыскивается по всему миру» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Боутрайт, Мэри Талиаферро. 1987. Адриан и город Рим. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Браун, Фрэнк Эдвард. 1964. «Адрианская архитектура». В «Очерках памяти Карла Лемана» под редакцией Люси Ф. Сэндлер. Марсий, Студ. в Хист. художественного снабжения; Я, 55–58. Нью-Йорк: Инст. изящных искусств Нью-Йоркского университета.
- Хендерсон, Л.Е. 1936. «Храм Венеры и Ромы». Классический бюллетень CII: 1–62.
- Лоренцатти, Сандро (1990). «События храма Венеры и Рима в средние века и эпоху Возрождения». Журнал Национального института археологии и истории искусств (13): 119–138.
- Джейкобсон, Дэвид М. 1986. «Адрианская архитектура и геометрия». Американский журнал археологии XC: 69–85.
- Нг, Диана Ю. и Молли Светнэм-Берланд, ред. 2018. Повторное использование и обновление в римской материальной культуре: функции, эстетика, интерпретации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Стэмпер, Джон. 2005. Архитектура римских храмов: от республики до Средней империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Цимссен, Хауке. 2006. «Максенциус и город Рим: имперская строительная политика в городском контексте». В общей основе: археология, искусство, наука и гуманитарные науки: материалы XVI Международного конгресса классической археологии, Бостон, 23–26 августа 2003 г. , под редакцией Кэрол К. Маттуш, Элис А. Донохью и Эми Брауэр, 400– 404. Оксфорд: Книги Оксбоу.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- в высоком разрешении 360° Панорамы и изображения Храма Венеры и Ромы | Художественный Атлас