Энни Абрахамс
Энни Абрахамс | |
---|---|
Рожденный | Хилваренбек , Нидерланды | 17 мая 1954 г.
Национальность | Голландский |
Образование | Утрехтский университет, Академия изящных искусств Арнема |
Энни Абрахамс (род. 1954) — голландская художница-перформанс, специализирующаяся на видеоинсталляциях и интернет-перформансах, часто основанных на коллективных произведениях и коллективном взаимодействии. Она родилась и выросла в Хилваренбеке в Нидерландах , а в 1987 году эмигрировала и поселилась во Франции. [ 1 ] Ее перформанс бросает вызов и ставит под сомнение ограничения и возможности онлайн-общения и сотрудничества. Абрахамс описывает свою работу как «эстетику доверия и внимания». [ 2 ] Изучение биологии стало источником вдохновения для ее будущей деятельности. «Изучая биологию, мне приходилось наблюдать за колонией обезьян в зоопарке. Мне это показалось очень интересным, потому что я узнал кое-что о человеческих сообществах, наблюдая за обезьянами. В определенном смысле я смотрю Интернет с таким же аппетитом и интересом. это будет вселенная, где я смогу наблюдать некоторые аспекты человеческих отношений и поведения, не вмешиваясь». [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Абрахамс родился в небольшой фермерской деревне в Нидерландах с четырьмя младшими сестрами. [ 2 ] Она получила степень доктора биологии в Утрехтском университете (1978) и диплом Академии изящных искусств Арнема (1985). [ 1 ]
Попав в мир сельского хозяйства, ее академический путь привел к тому, что она стала всемирно известной благодаря своим новаторским сетевым перформансам и экспериментам по коллективному письму. После получения степени доктора биологии (M2) в Утрехтском университете (1978 г.) она была назначена младшим научным сотрудником в университете. В то же время она изучала живопись, и после получения диплома Академии изящных искусств Арнема (1985 г.) Абрахамс получила финансирование от правительства Нидерландов для практики во Франции, куда она переехала в 1987 г. [ 1 ] и продолжил рисовать. Абрахамс начала работать с компьютерным программным обеспечением (в частности, DOEK, созданным для нее Яном де Вейлем в 1993 году). [ 3 ] ) разрабатывать и конструировать инсталляции на основе сложности ее картин. [ 1 ] В 1992 году ее компьютерные рисунки были выставлены на ее выставке «Возможности» , проходившей на космическом форуме в Ницце, Франция. После первого опыта работы с веб-сайтом, специально созданным для выставки в Hollandsche Spoorweg в Неймегене, в 1996 г. [ 4 ] Абрахамс решил начать работать специально для Интернета. С 1996 года Абрахамс углубился в сетевое представление, уделив особое внимание пространству и дистанционным социальным сетям, создав физическое пространство для взаимодействия с «виртуальным миром» на шоу в Неймегене . Она разработала веб-сайт под названием « Быть человеком» с произведениями сетевого искусства, которые она описала как перформативное вмешательство в публичное пространство одиночества = Интернет (1997–2007). [ 5 ]
Абрахамс преподавала в Университете Монпелье на факультете искусств с 2002 по 2005 год. После этого она была куратором InstantS для платформы net.art panoplie.org (с 2006 по январь 2009 года) и серии онлайн-перформансов «Нарушая одиночество» и «Двойное слепое» ( 2007, 2008 и 2009 годы) [ 1 ]
Абрахамс продолжал исследовать функции компьютера, телематические характеристики и выбор посетителей посредством произведений искусства, которые связаны с пониманием красоты посредством созерцания и наблюдения эстетических деталей (например , «Разлука» , [ 6 ] Песня боли , [ 7 ] Караоке ). В интервью ARTeMEDIA 2005 года она ссылается на свое образование в области биологии и свое участие в социальных сетях, сравнивая новую и постоянно развивающуюся форму социальных сетей с вовлеченностью и коммуникативными навыками обезьян в своих исследованиях и делая вывод, что Интернет большой потенциал в качестве универсальной платформы для многих новых модальностей взаимодействия. [ 8 ]
Абрахамс также работала над следами, оставшимися от выступления, на личном уровне, а также создавала новый совместный голос, что можно увидеть в ее сотрудничестве с Клементом Шарме в 2006 году в The Webflaneur; «Путешествие на Денди» [ 9 ] и с Игорем Стромайером в Opera Internettikka . [ 10 ]
С 2007 года работа Абрахамса углубляется в изучение и контекстуализацию того, как люди реагируют и формируют отношения в распределенных онлайн-группах, например, в Huis Clos / No Exit. [ 11 ] и разгневанные женщины . [ 12 ] Она сотрудничала с рядом артистов, включая Марка Ривера, MTAA, Николаса Фреспеха, Игоря Стомайера и Анти Грей . Ее интерактивные выступления часто следуют желаемому «следу, оставленному на песке», запечатленному и оставленному продолжительностью произведения, а также формулированию и созданию коллективного языка из множества разных этнических групп и идентичностей людей. Ключевой фактор исследования вращается вокруг понятия человеческого поведения, когда ему представлен новый интерактивный архив сетевых показателей; она исследует, как участники «щелкают» и «выбирают» возможности для создания нового поведения и, возможно, нового образа мышления, например, личное взаимодействие без какого-либо вмешательства со стороны сверстников в ViolenceS , сотрудничестве с Николасом Фреспехом в 2009 году. [ 13 ]
Работает
[ редактировать ]Быть человеком (1997–2007)
[ редактировать ]Абрахамс разработал концепцию сетевых перформансов в рамках проекта « Быть человеком» . [ 14 ] В этом проекте исследовались возможности участников развивать онлайн-отношения, не выходя из собственного пространства. Перформансы Абрахама взаимодействуют и пересекаются с физическим пространством и сетевыми технологиями, создавая возможность создавать новые творческие среды, пространства и произведения искусства, такие как сетевые перформансы, произведения net.art, инсталляции, видео и коллекционные письменные проекты. [ 15 ] Книга «Быть человеком» пытается описать как возможности, так и ограничения, которые может принести сетевое общение. Абрахамс заявляет: «[т] сайт [Быть человеком] основан на идее о том, что Интернет - это художественная среда, которая позволяет обращаться к людям в их собственной близости, не опосредованной художественным контекстом». [ 16 ] «Быть человеком» рассматривается в [ 17 ] который объясняет отношения, которые Абрахамс устанавливает между настроениями, эмоциями, словами, шрифтами, экраном и цветом. Смысл здесь зависит от различных визуальных вмешательств, подчеркивающих разные эмоциональные состояния и интенсивность.
Проект и его части были представлены в различных формах новых медиа, от видеофестивалей до международных шоу. [ 18 ] и обсуждается на площадках электронной поэзии [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] журналы и веб-сайты. [ 22 ]
Двойная слепота (любовь) (2009)
[ редактировать ]Спектакль телеприсутствия «Двойная слепота» (любовь) , созданный в сотрудничестве с Куртом Клонингером, представил первую встречу двух артистов в реальной жизни. Они находились в разных местах: Абрахамс - в гостиной во Франции, а Клонинджер - в музее и центре искусств колледжа Блэк-Маунтин. [ 23 ] Оба исполнителя неоднократно пели друг другу в реальном времени/пространстве и в социальных сетях; они использовали слова «любовь, любовь, любовь», показывая свои веб-камеры крупным планом. Им обоим завязали глаза, чтобы создать ощущение изоляции в пространстве, в котором они находились, и позволить им общаться друг с другом. Они продолжали петь, пока один из них не решил остановиться. Обе видеопроекции были видны друг другу, а также в пространстве, где зрители могли смотреть на оба экрана. Выступление транслировалось на Selfworld.net (онлайн-платформа потокового вещания, которая больше не существует), и зрители были приглашены посмотреть его вживую.
Если не ты, то не я (2010)
[ редактировать ]Первое сетевое выступление Абрахама из Великобритании, « Если не ты, не я» , состоялось в галерее HTTP в Лондоне в 2010 году. Оно включало в себя предыдущие проекты, такие как « Один, марионетка другого» (2007) и «Большой поцелуй » (2008) с центральным элементом коммуникативное средство под названием «Общий натюрморт/Nature Morte Partagee» . [ 24 ] На выставке было проведено мероприятие под названием « Общий натюрморт/Nature Morte Partagee» , которое было централизовано с телематическим натюрмортом для смешанной техники и светодиодной доской объявлений. Участникам была предоставлена возможность пообщаться с участниками Kawenga – territoires nuériques, расположенного в центре медиаискусства в Монпелье , Франция, где они играли и переставляли объекты в натюрмортах, одновременно отправляя сообщения друг другу. [ 25 ]
12 февраля On Collaboration Graffiti Wall объединила текстовую и аудиокоммуникацию: участники размышляли о проблемах, которые сохраняются в онлайн-сотрудничестве на сайте, созданном для выставки. Эта документация и размышления демонстрировались другим участникам на протяжении всей выставки. Впоследствии Huis Clos/No Exit – Jam , продолжение более раннего телематического перформанса, поставило под сомнение прием слуховой информации путем совместной работы над созданием звукового перформанса с использованием веб-камер со всего мира, который транслировался на протяжении всей выставки. [ 25 ]
В обзоре, написанном Марией Хацихритодулу, она комментирует, как минимальное использование физических объектов придало спектаклю своего рода «обнаженность», одновременно создавая натюрморт из канцелярских принадлежностей и офисного оборудования. Хацихристодулу сравнивает спектакль с аналогичными, более технологически сложными спектаклями, такими как « Дыра в космосе » [ 26 ] который использовал спутниковые технологии и впечатляющие достижения протоколов интернет-телефонии, таких как приложение Skype, и заключает, что « Если не ты, то не я» подчеркивает, как физическое окружение и влияние продолжительных выступлений могут способствовать силе выступления за счет упрощения технологии на простом экране и веб-камере. Это также инициирует технологический и физический обмен между участниками, а также признает отключение от нематериальной телесной реальности, разделяемой другими активными членами аудитории. В это перформанс также вошли «О граффити для совместной работы» и «Стена граффити», устанавливающие следы совместной работы (письменные, звуковые и видеосообщения), наложенные на последующие живые инсталляции .
Huis Clos/No Exit – О сотрудничестве и джеме (2010)
[ редактировать ]Абрахамс бросает вызов драматическому порядку в своем веб-спектакле « Huis Clos/No Exit – On Collaboration» , состоявшемся в CNES La Chartreuse в начале 2010 года для шести исполнителей, которые привыкли читать материалы, иллюстрации, которые символизировали и изображали компьютерные мониторы. Целью было воплотить творение в жизнь посредством исполнителей. Поскольку название относится к театральным терминам как клаустрофобному произведению Сатра, Абрахамс объединяет виртуальный мир и устройство представления на расстоянии посредством визуальных и аудиозаписей веб-камеры, сгруппированных вместе, чтобы создать разделенный экран. Целью статьи было проверить уровень близости, которого можно достичь во время сеансов веб-камеры с помощью действий, основанных на задачах. Затем исполнителям было предложено создать единое человеческое лицо, используя весь видеокадр веб-камер, состоящее из шкур и тел и вызывающее чувство единства и близости, несмотря на уникальную аудио- и визуальную запись каждого исполнителя. [ 27 ]
Затем эта методология выступления была адаптирована и повторена в меньшем масштабе с четырьмя исполнителями вместо шести. В рамках лондонского фестиваля If Not You Not Me в галерее HTTP в Лондоне (с 12 февраля по 20 марта 2010 г.) он развивал концепцию Абрахамса по использованию следов предыдущих мероприятий. [ 28 ] Адаптация называется Huis Clois/No Exit – Jam; четырем исполнителям Анти Грей (Финляндия), Паскалю Гастину (Франция), Хелен Варли Джеймисон (Новая Зеландия) и Майе Калогере (Испания/Хорватия) было поручено синхронизировать звук вместе, соревнуясь при этом с технологическими ограничениями, такими как временная задержка при передаче от сверстника к сверстнику. В рамках всей выставки в Лондоне Абрахамс использовал цифровые технологии, доступные широкой публике и сообщающие о факторах, которые создают «разъединение» в сотрудничестве с живым видео и звуком. Эта фрагментированная связь между сверстниками как в виртуальных, так и в реальных словах, следовательно, порождает фрагментированную близость, разочарование в связи (приложение в реальном времени), совместное отсутствие и отчаяние в установлении связи на расстоянии, а также потребности тела в облегчении чувственной тоски в отношениях. к телесной реальности. Huis Clos/No Exit также был представлен на выставке On Translation, NIMK Amsterdam, 2010, с Рут Кэтлоу, Паоло Сирио, Урсулой Эндлихер, Николасом Фреспехом и Игорем Стромайером. [ 29 ]
Разгневанные женщины (2012–)
[ редактировать ]В 2012 году Абрахамс запустил проект Angry Women . Это было эмоциональное путешествие для группы женщин-участниц, которые, связавшись через веб-камеры и с Абрахамсом в качестве координатора, выразили и поделились своим внутренним разочарованием по поводу условия оставаться на камере на протяжении всего мероприятия. Абрахамс отметил, что представление также проверило культурные барьеры между женщинами. [ 12 ] Всего в инсталляции приняли участие 24 участника. [ 30 ] Разговоры через веб-камеру также были представлены в сетке 3x4. Проект развивался как исследовательский проект из пяти выступлений только с участием женщин: выступление Angry Man , которое состоялось 12 апреля 2012 года в Labomedia Orleans, за которым последовали две смешанные гендерные версии для фестиваля Upstage 2012 года. [ 31 ] Видео с эпизодами Angry Women Take 1 и 2 были показаны на «Тренинг ради лучшего мира» персональной выставке Абрахамса в CRAC Sète (28 октября 2011 г. - 1 января 2012 г.). [ 32 ]
В анкете 2012 года Абрахамс заявила, что ее первоначальной причиной изучения биологии было стремление найти ответы о себе и мире, в котором она живет; однако это оказалось нерешительным, и поэтому она продолжила карьеру в создании произведений искусства, которые научили ее, как жить и как реагировать на то, что преподносит жизнь. [ 33 ] Интернет является частью ее повседневной жизни, и ее социальное участие в сети позволяет ей переплетать итерации, создавать сбои, сопротивление соединения (посредством буферизации и отключения/повторного подключения), отправлять информацию и распознавать дыры в пространственно-временном континууме. Абрахамс предлагает использовать Шерри Теркл того, как мы прячемся за технологиями вместо того, чтобы вступать в более прямые и близкие отношения с людьми. описание [ 34 ] — это лишь часть происходящего: в то же время в Интернете развиваются новые способы общения. Абрахамс также утверждает, что, хотя платформы социальных сетей, такие как Facebook, поощряют пользователей создавать четкие оптимистические представления о себе, становится все более важным лелеять и раскрывать «грязные» стороны внутри нас и находить место для темной стороны человеческой натуры. как она обнаружила в своих упражнениях для Huis Clos/No Exit . [ 35 ] Ее выступления продолжают раскрывать человеческое поведение, которого мы сознательно или, возможно, подсознательно пытаемся избежать.
В 2012 году она стала соорганизатором первого CyPosium. [ 36 ] – онлайн-симпозиум по киберформированию и опубликованный «В ловушке для раскрытия – общение и сотрудничество через веб-камеру» в JAR № 2. [ 37 ]
Клуб чтения (2013–)
[ редактировать ]В 2013 году Абрахамс и Эммануэль Гез открыли ReadingClub , онлайн-площадку для совместного чтения и письма. [ 38 ] Проект был включен в выставку Erreur d'Impression , курируемую Алессандро Людовико, в издательстве в эпоху цифровых технологий , Jeu de Paume , Париж, в ноябре 2013 года. [ 39 ] и Сборник электронной литературы , том 3, февраль 2016 г. [ 40 ]
От незнакомца к электронному незнакомцу (2014)
[ редактировать ]С апреля по август 2014 года, находясь в резиденции CONA в Любляне, Словения, Абрахамс исследовал, что значит быть «(е) незнакомцем». Проект включал в себя веб-сайт, перформанс и публикацию книги. [ 41 ]
Пандемическая встреча (2021)
[ редактировать ]Абрахамс создал звуковую пьесу, призванную выразить дискомфорт, испытываемый людьми во время пандемии Covid-19, через сырую и скрипучую реальность в «песне», в которой личное дыхание и компьютер генерируют искаженное сердцебиение. Она собрала отрывки из «Молчания» Франса ван Лента, чтобы создать больше фоновых звуков и усилить переживания тревоги и одиночества, которые люди во всем мире испытывают во время пандемии. [ 42 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Работы Абрахамса были представлены на таких фестивалях, как Московский кинофестиваль, Международный кинофестиваль в Роттердаме и Штутгартерская кинозима, а также демонстрировались по всему миру, особенно во Франции в «Же-де-Пом», Центре Помпиду, CRAC, Сет и театр Париж-Виллет. Абрахамс также выставлялся в международных галереях и музеях, включая Музей современного искусства в Загребе, Музей и центр искусств колледжа Блэк-Маунтин в Эшвилле, Северная Каролина, Espai d'Art Contemporani de Castelló в Испании, Новый музей в Нью-Йорке. , Армянский центр современного экспериментального искусства в Ереване, галерея «Дерфилд» в Лондоне, Аксиома в Любляне и НИМк в Амстердаме. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Список авторов, критиков и произведений электронной литературы
- Цифровая поэзия
- Электронная книга#История
- Электронная литература
- Гипертекстовая фантастика
- Интерактивная фантастика
- Литератроника
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Энни Абрахамс (28 октября 2011 г.). «биография Энни Абрахамс» . Брэм.орг . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Энни Абрахамс – ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО (1960–2000)» . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Брой, Лайонел (октябрь 2016 г.). «ДОЭК (письменно)» . ПАМАЛ . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ «Место встречи» .
- ^ «Выход из экрана: Энни Абрахамс» . Агентство ТОПО . 26 марта 2015 года . Проверено 2 апреля 2017 г. .
- ^ Карассай, Мауро; Моррези, Рената (2015). «Вербальное размежевание: перевод языковых игр в сепарации/сепарации Энни Абрахамс». В Реньо, Арно; Абриу, Ив (ред.). Перевод электронной литературы . Сен-Дени, Франция: Библиотека Парижского университета 8.
- ^ Киппур, Сара (2016). Пишу дважды: самоперевод и создание мировой литературы на французском языке . США: Издательство Северо-Западного университета. п. 135. ИСБН 978-0-8101-3205-4 .
- ^ Опубликовано веблогартом. «ARTe MEDIA: Интервью с Энни Абрахамс» . Weblogart.blogspot.co.uk . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Нет клика» . Брэм.орг . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Опера Интернеттикка – Защита и безопасность» . Интима . 15 декабря 2006 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Энни Абрахамс (30 сентября 2010 г.). «дом закрыт/нет выхода» . Наука . 330 (6004). Брэм.орг: 686–688. дои : 10.1126/science.1193147 . ПМИД 20929725 . S2CID 74579 . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Разгневанные женщины» . Брэм.орг . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ "быть человеком?" . Брэм.орг . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Энни Абрахамс. «быть человеком/быть человеком» . Брэм.орг . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Энни Абрахамс. Аллергия на утопии – Digicult | цифровое искусство, дизайн и культура: Digicult | цифровое искусство, дизайн и культура» . Digicult.it. Октябрь 2010 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Энни Абрахамс – ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО (1960–2000)» . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Кампас, Джоан (2004). «Границы между цифровой литературой и Net.art». Цифровая печать. Журнал цифрового медиа-искусства и культуры . 6 (33). дои : 10.25969/mediarep/17659 .
- ^ Зафра, Ремедис (2003). «Habitar en (point) net. Mataro» .
- ^ Меммотт, Талан (2000). «Мизанс на месте: сверхчувственная текстильность и поливокальное повествование» . Калифа .
- ^ Эмерсон, Лори (23–26 апреля 2003 г.). «Это не то, это не то, это не то» . ЭЛМКИП .
- ^ Джойс, Лиза (26 января 2005 г.). «Писать как женщина: электронное письмо Энни Абрахамс» . Электронное книжное обозрение .
- ^ Кампас, Джоан (март 2004 г.). «Границы между цифровой литературой и Net.art» . Цифровая печать .
- ^ «Двойная слепота (Любовь)» . Blackmountaincollege.org. 2 июля 2011 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Если не ты, то не я. Энни Абрахамс и жизнь в сетях - Digicult | цифровое искусство, дизайн и культура: Digicult | цифровое искусство, дизайн и культура» . Digicult.it. 3 мая 2010 г. Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Ольга. «Сетевое искусство в космосе в Лондоне: «Если не ты, то не я» Энни Абрахамс» . http.uk.net. Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «О дыре в космосе» . varnelis.net. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Энни Абрахамс «simonapolvani» . Simonapolvani.wordpress.com. 15 апреля 2012 г. Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Если не ты, то не я. Энни Абрахамс и жизнь в сетях - Digicult | цифровое искусство, дизайн и культура: Digicult | цифровое искусство, дизайн и культура» . Digicult.it. 11 ноября 2010 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Huis Clos / Выхода нет» . Энни Абрахамс . 2010 . Проверено 2 апреля 2017 г. .
- ^ «Упражнения в удаленном сотрудничестве – Huis Clos / No Exit – (или «как киберформанс раскрывает близость») «сетевое искусство, видео, перформанс» . Aabrahams.wordpress.com. 13 сентября 2011 г. Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «121212 Фестиваль киберформанса UpStage» . UpStage . 2012 . Проверено 2 апреля 2017 г. .
- ^ Тиссье, Ноэль (2012). «Тренинг ради лучшего мира – Энни Абрахамс» . Региональный центр современного искусства . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ «Сегодня я разговаривал с | …Энни Абрахамс» . Сегодня значок общался с.tumblr.com. 13 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Шерри Теркл (11 января 2011 г.). Наедине вместе: почему мы ожидаем большего от технологий и меньше друг от друга . Основные книги. ISBN 978-0-465-01021-9 . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ Энни Абрахамс. «Упражнения в удаленном сотрудничестве – Huis Clos / No Exit – (или «как киберформанс раскрывает близость»)» . ISEA 2011 Стамбул . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «СиПозиум» . СайПозиум . 2012 . Проверено 2 апреля 2017 г. .
- ^ Абрахамс, Энни (2012). «В ловушке раскрытия: общение и сотрудничество через веб-камеру» . Журнал художественных исследований (2). ISSN 2235-0225 – через исследовательский каталог.
- ^ Ривуар, Анник (21 октября 2013 г.). «В Читальном клубе чтение не остается без внимания» . Дальшефилд . Архивировано из оригинала 3 апреля 2017 года . Проверено 2 апреля 2017 г. .
- ^ Кено, Раймон. «Раньше и сейчас» . Виртуальное пространство . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ «Клуб чтения спектаклей» . Коллекция электронной литературы . Февраль 2016 года . Проверено 2 апреля 2017 г. .
- ^ Лоу, Гретта (8 марта 2016 г.). «Личность и языковая политика: цифровой колониализм и (E) незнакомец Энни Абрахамс» . Дальшефилд . Архивировано из оригинала 30 апреля 2016 года . Проверено 19 мая 2017 г.
- ^ «ELO2021-Выставки => COVID E-Lit» . Организация электронной литературы . Проверено 5 мая 2021 г.
- 1954 года рождения
- Живые люди
- Голландские художницы ХХ века
- Голландские художницы XXI века
- Голландские художники XXI века
- Голландские цифровые художники
- Женщины-цифровые художники
- Голландские артисты-перформансы
- Женщины-артисты
- Люди из Хилваренбека
- Выпускники Утрехтского университета
- Авторы электронной литературы