Когнитивно-аналитическая терапия
Часть серии о |
Психология |
---|
![]() |
Когнитивно-аналитическая терапия ( КОТ ) – это форма психологической терапии, первоначально разработанная в Великобритании Энтони Райлом . Эта ограниченная по времени терапия была разработана в рамках Национальной службы здравоохранения Великобритании с целью предоставления эффективного и доступного психологического лечения, которое можно было бы реально обеспечить в системе общественного здравоохранения с ограниченными ресурсами. Он отличается интенсивным использованием переформулировок , интеграцией когнитивной и аналитической практики и совместным характером, очень активно вовлекающим пациента в лечение.
Специалист по компьютерной томографии стремится работать с пациентом над определением процедурных последовательностей; цепочки событий, мыслей, эмоций и мотиваций, которые объясняют, как возникает и поддерживается целевая проблема (например, членовредительство). Помимо модели процедурной последовательности, второй отличительной особенностью CAT является использование взаимных ролей (RR). Они идентифицируют проблемы как возникающие между людьми, а не внутри пациента. RR могут быть созданы в раннем возрасте, а затем воспроизведены в более позднем возрасте; например, тот, кто в детстве чувствовал, что родители пренебрегают им, может быть уязвим к чувству покинутости в дальнейшей жизни (или даже пренебрегать собой). [1] : 244–245
Источники и происхождение
[ редактировать ]Как следует из названия, когнитивно-аналитическая терапия (КАТ) развивалась как интегративная терапия, основанная на идеях когнитивной и аналитической терапии. CAT также частично находился под влиянием Джорджа Келли конструктивизма . Келли разработал теорию личностных конструктов и метод репертуарной сетки , а подход Келли к терапии «предлагал модель неавторитарной практики», которую психотерапевт Энтони Райл нашел привлекательной. [2] : 197
Райл, врач общей практики и психотерапевт с аналитическим образованием, в 1970-х годах проводил исследования психотерапевтической практики с использованием реперторных сеток. Он обнаружил, что темы, которые в конечном итоге рассматривались в аналитической работе, на самом деле присутствовали в стенограммах самых первых сессий. [2] : 196 Однако медленный, исследовательский характер традиционной аналитической терапии означал, что проблемы не всегда решались заранее и настойчиво, в результате чего терапия, хотя и была эффективной, требовала много времени для достижения результатов. В статье 1979 года он предложил более короткую и более активную форму терапии, которая интегрировала элементы практики когнитивной терапии (такие как постановка целей и сократические вопросы ) в аналитическую практику. [3] Это включает в себя четкую формулировку проблем, с которыми сталкивается пациент, и обмен этой формулировкой с пациентом, чтобы вовлечь его в психотерапию как в совместное предприятие. [4]
Впоследствии на CAT повлияли идеи из работ советского психолога Льва Выготского и русского философа Михаила Бахтина . От Выготского происходят такие понятия, как зона ближайшего развития (ЗБР) и леса . [5] ЗРД подразумевает, что новые задачи, поставленные перед пациентом (например, переносить тревогу по поводу социальных ситуаций), должны расширять то, что он делает, за пределы его текущих возможностей, но лишь на небольшую и достижимую величину. Использование строительных лесов предполагает, что терапевт оказывает поддержку попыткам пациента измениться, но изменяет этот уровень поддержки по мере изменения потребностей пациента.
Бахтин предложил такие концепции, как диалогизм , из которых произошли такие методы, как анализ диалогических последовательностей. Это структурированная попытка идентифицировать и визуально отобразить последовательности поведения, мышления и эмоций, чтобы пациент стал лучше осознавать их и мог начать их изменять. [6]
На практике
[ редактировать ]

Модель подчеркивает совместную работу с клиентом и фокусируется на понимании моделей неадаптивного поведения. Цель терапии — дать клиенту возможность распознать эти закономерности, понять их происхождение и впоследствии изучить альтернативные стратегии, чтобы лучше справляться с ситуацией.
Этот подход всегда ограничен по времени и обычно состоит из 8–24 сеансов в неделю (точное количество согласовывается в начале терапии). Шестнадцать сессий — это, вероятно, наиболее распространенная продолжительность. В первой четверти терапии ( фаза реформирования ) терапевт собирает всю необходимую информацию, расспрашивая пациента о текущих проблемах, а также о предыдущем жизненном опыте. На этом этапе терапевт пишет клиенту письмо с переформулировкой. В этом письме суммируется понимание терапевтом проблем клиента. Особое внимание уделено пониманию связи детских моделей поведения и их влияния на взрослую жизнь. Письмо согласовывается между пациентом и терапевтом и формирует основу для остальной работы.
После письма с переформулировкой пациента могут попросить заполнить дневники или рейтинговые листы, чтобы зафиксировать возникновение проблем и их контекст. В течение этого периода (известного как фаза узнавания ) пациент и терапевт составляют схематическую формулировку, иллюстрирующую бесполезные процедуры, которые создают проблемы для пациента. Цель этого этапа – дать пациенту возможность понять, когда и как возникают проблемы. [1] : 247
Во второй половине терапевтической работы переходит в фазу пересмотра , на которой пациент и терапевт определяют и практикуют «выходы» из процедурной схемы, установленной на предыдущей фазе. Например, проблемная процедура может побудить пациента перейти от чувства гнева к передозировке. Выход может включать в себя выражение гнева каким-либо образом в качестве альтернативы самоповреждающему поведению.
В конце терапии пациент и терапевт пишут «прощальные письма», которыми обмениваются, подводя итог тому, что было достигнуто в терапии и что еще предстоит сделать. После окончания согласованного количества еженедельных сессий проводятся запланированные последующие сессии для мониторинга и поддержки внесенных изменений. Обычно за 16-сеансовой CAT может следовать один сеанс через месяц после окончания терапии и последний через три месяца. [1] : 248
Доказательная база
[ редактировать ]CAT стала предметом ряда исследований, опубликованных в рецензируемых журналах . К ним относятся рандомизированные контролируемые исследования (РКИ) и другие виды исследований. Этот подход слишком нов, чтобы можно было проводить какие-либо систематические обзоры РКИ, и поэтому он еще не рекомендован Национальным институтом здравоохранения и клинического совершенства Великобритании (NICE). Однако NICE рекомендовал провести дальнейшие исследования CAT, например, при пограничном расстройстве личности . [7] Обзор данных исследований CAT, опубликованный в 2014 году, показал, что, хотя было опубликовано пять рандомизированных контролируемых исследований, в научных доказательствах этого подхода преобладали мелкомасштабные, основанные на практике исследования. Как правило, это были сложные и тяжелые клинические группы; 44% рассмотренных исследований касались расстройства личности. [8] Обзор CAT за 30 лет до его начала [9] содержит метаанализ 11 исследований результатов CAT. Общее количество пациентов, принимавших участие в исследованиях, составило 324, а средний размер эффекта во всех исследованиях составил 0,83 (95% доверительный интервал 0,66–1,00). Это значительный эффект, который позволяет предположить, что КАТ эффективна при лечении проблем психического здоровья.
Данные рандомизированных контролируемых исследований
[ редактировать ]Было показано, что КАТ приводит к субъективному улучшению у людей с нервной анорексией . [10] [11] Также было показано, что он приводит к значительным улучшениям у подростков с диагнозом пограничного расстройства личности . [12] Другое исследование показало, что КАТ у взрослых пациентов с расстройствами личности также показала улучшение симптомов и межличностного функционирования, по сравнению с контрольной группой, у которой эти показатели ухудшились. [13] Также было показано, что КАТ улучшает лечение пациентов с диабетом . [14] РКИ использования оценки с использованием компьютерной томографии для молодых людей, причинивших себе вред, показало, что она была эффективной в увеличении показателей посещаемости последующего наблюдения в сообществе. [15]
Данные других методологий
[ редактировать ]Сравнительные исследования показали, что КАТ по крайней мере столь же эффективна, как и другие формы краткосрочной психотерапии. [16] личностно-ориентированная терапия и когнитивно-поведенческая терапия , [17] и межличностная психотерапия . [18] [ нужна полная цитата ]
Также были опубликованы серии случаев и отдельные тематические исследования, описывающие использование CAT в:
- Депрессия [19] [20]
- Диссоциативный психоз [21] [22]
- Обращение с правонарушителями [23]
- Травма головного мозга [24]
- Умышленное причинение себе вреда [25]
- Диссоциативное расстройство личности [26]
- Истерическое расстройство личности [27]
- Паническое расстройство [28]
- Психологические проблемы при рассеянном склерозе [29]
- С лицами, осуществляющими уход за людьми с деменцией [30] [31]
- Болезненная ревность [32]
- Пограничное расстройство личности [33] [34] [35]
- Параноидальное расстройство личности [36]
- Жертвы сексуального насилия над детьми [37] [38] [39]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Денман, Шахматы (июль 2001 г.). «Когнитивно-аналитическая терапия» . Достижения в психиатрическом лечении . 7 (4): 243–252. дои : 10.1192/апт.7.4.243 .
- ^ Перейти обратно: а б Райл, Энтони (2005). «Когнитивно-аналитическая терапия». В Норкроссе, Джон К .; Голдфрид, Марвин Р. (ред.). Справочник по интеграции психотерапии . Оксфордская серия по клинической психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 196–217. ISBN 978-0195165791 . OCLC 54803644 .
- ^ Райл, Энтони (январь 1979 г.). «В центре внимания краткой интерпретирующей психотерапии: дилеммы, ловушки и препятствия как целевые проблемы». Британский журнал психиатрии . 134 : 46–54. дои : 10.1192/bjp.134.1.46 . ПМИД 760923 . S2CID 5017697 .
- ^ Лейман, Микаэль (апрель – июль 1994 г.). «Развитие когнитивно-аналитической терапии» . Международный журнал краткосрочной психотерапии . 9 (2–3): 67–81.
- ^ Выготский, Л.С. (1987). Мышление и речь. В Л. С. Выготский, Собрание сочинений (т. 1, стр. 39–285) (Р. Рибер и А. Картон, ред.; Н. Миник, Пер.). Нью-Йорк: Пленум. (Оригинальные произведения изданы в 1934, 1960 гг.).
- ^ Лейман, М. (2004). Анализ диалогической последовательности. В: HJM Hermans & G. Dimaggio (ред.), Диалогическое Я в психотерапии (стр. 255–270). Лондон: Бруннер-Рутледж.
- ^ НИЦЦА (январь 2009 г.). Пограничное расстройство личности: лечение и ведение , рекомендации NICE [CG78], с. 30.
- ^ Калверт, Р.; Келлетт, С. (2014). «Когнитивно-аналитическая терапия: обзор доказательной базы результатов лечения» (PDF) . Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 87 (3): 253–277. дои : 10.1111/papt.12020 . ПМИД 24610564 .
- ^ Райл, А; Келлетт, С; Хеппл, Дж; Калверт, Р. (2014). «Когнитивно-аналитическая терапия в 30 лет» (PDF) . Достижения в психиатрическом лечении . 20 (4): 258–268. дои : 10.1192/apt.bp.113.011817 .
- ^ Сокровище, Дж; Уорд, А. (1997). «Когнитивно-аналитическая терапия в лечении нервной анорексии». Клиническая психология и психотерапия . 4 (1): 62–71. doi : 10.1002/(SICI)1099-0879(199703)4:1<62::AID-CPP114>3.0.CO;2-Y .
- ^ Дэйр, К.; Эйслер, И.; Рассел, Г.; Сокровище, Дж.; Додж, Л. (2001). «Психологическая терапия для взрослых с нервной анорексией: рандомизированное контролируемое исследование амбулаторного лечения» . Британский журнал психиатрии . 178 (3): 216–221. дои : 10.1192/bjp.178.3.216 . ПМИД 11230031 .
- ^ Чанен, А; Маккатчеон, ЛК; Джермано, Д; Нистико, Х; Джексон, HJ; МакГорри, премьер-министр (2009). «Клиника HYPE: раннее вмешательство при пограничном расстройстве личности». Журнал психиатрической практики . 15 (3): 163–172. дои : 10.1097/01.pra.0000351876.51098.f0 . ПМИД 19461389 . S2CID 17115003 .
- ^ Кларк, С; Томас, П; Джеймс, К. (2013). «Когнитивно-аналитическая терапия расстройств личности: рандомизированное контролируемое исследование» . Британский журнал психиатрии . 202 (2): 129–134. дои : 10.1192/bjp.bp.112.108670 . ПМИД 23222038 .
- ^ Фосбери, Дж; Босли, К; Райл, А; Сонксен, П; Джадд, С. (1997). «Испытание когнитивно-аналитической терапии у пациентов с плохо контролируемым диабетом 1 типа». Уход при диабете . 20 (6): 959–964. дои : 10.2337/diacare.20.6.959 . ПМИД 9167106 . S2CID 26113327 .
- ^ Угрен, Д.; Зундель, Т.; Нг, А.; Банарзее, Р.; Бутылка, А.; Тейлор, Э. (2011). «Испытание терапевтической оценки в Лондоне: рандомизированное контролируемое исследование терапевтической оценки в сравнении со стандартной психосоциальной оценкой у подростков, причинивших себе вред». Архив болезней в детстве . 96 (2): 148–153. дои : 10.1136/adc.2010.188755 . ПМИД 21030367 . S2CID 5637686 .
- ^ Манн, Дж. и Голдман, Р. (1982). Сборник случаев ограниченной по времени психотерапии . Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
- ^ Марриотт, М; Келлетт, С. (2009). «Оценка услуги когнитивно-аналитической терапии: практические результаты и сравнение с личностно-ориентированной и когнитивно-поведенческой терапией». Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 82 (Часть 1): 57–72. дои : 10.1348/147608308X336100 . ПМИД 18759998 .
- ^ Белл (1996)
- ^ Беннетт, Д. (1994). «Готовность к изменениям - влияние переформулировки: пример когнитивно-аналитической терапии». Международный журнал краткосрочной психотерапии . 9 : 83–91.
- ^ Данн, М.; Голынкина К.; Райл, А.; Уотсон, JP (1997). «Повторный аудит клиники когнитивно-аналитической терапии больницы Гая» . Психиатрический вестник . 21 (3): 165–168. дои : 10.1192/pb.21.3.165 .
- ^ Брокман, Б.; Пойнтон, А.; Райл, А.; Уотсон, JP (1987). «Эффективность ограниченной по времени терапии, проводимой стажерами: сравнение двух методов». Британский журнал психиатрии . 151 (5): 602–610. дои : 10.1192/bjp.151.5.602 . ПМИД 3446303 . S2CID 28993830 .
- ^ Грэм, Кандида; Тавасотби, Рижан (сентябрь 1995 г.). «Диссоциативный психоз: атипичное проявление и реакция на когнитивно-аналитическую терапию» . Ирландский журнал психологической медицины . 12 (3): 109–111. дои : 10.1017/S0790966700014555 . ISSN 0790-9667 . S2CID 71030624 .
- ^ Поллок, П; Белшоу, Т. (1998). «Когнитивно-аналитическая терапия правонарушителей». Журнал судебной психиатрии . 9 (3): 629–642. дои : 10.1080/09585189808405378 . S2CID 143317743 .
- ^ Йейтс, Джайлз; Хэмилл, Мишель; Саттон, Лаура; Псаила, Кейт; Грейси, Фергюс; Мохамед, Шемин; О'Делл, Джульетта (1 января 2008 г.). «Диспетчерские проблемы и межличностные отношения после лобной черепно-мозговой травмы: реформирование и компенсация в когнитивно-аналитической терапии (КОТ)» . Нейропсихоанализ . 10 (1): 43–58. дои : 10.1080/15294145.2008.10773571 . ISSN 1529-4145 . S2CID 143497350 .
- ^ Коумидоу, П. (1994). «Умышленное членовредительство и когнитивно-аналитическая терапия». Международный журнал краткосрочной психотерапии . 9 (2–3): 135–150.
- ^ Должен (2005)
- ^ Келлетт, С. (2007). «Оценка временных рядов лечения истерического расстройства личности с помощью когнитивно-аналитической терапии». Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 80 (3): 389–405. дои : 10.1348/147608306X161421 . ПМИД 17877864 .
- ^ Цураманис, П.; и др. (2010). «Оценка результатов когнитивно-аналитической терапии (КОТ) у пациентов с паническим расстройством». Психиатр . 21 (4): 287–293. ПМИД 21914611 .
- ^ Адамопулу, А (2006). Оценка когнитивно-аналитической терапии психологических проблем у пациентов с рассеянным склерозом. Рассеянный склероз , том. 12, приложение 1, с. С106.
- ^ Хэмилл, М.; Махони, К. (2011). « Долгое прощание: когнитивно-аналитическая терапия с лицами, осуществляющими уход за людьми с деменцией». Британский журнал психотерапии . 27 (3): 292–304. дои : 10.1111/j.1752-0118.2011.01243.x .
- ^ Это исследование также было включено в руководство NICE по деменции: NICE (январь 2011 г.), Предоставление психотерапевтических услуг для лиц, осуществляющих уход за людьми с деменцией. Архивировано 22 мая 2015 г. на Wayback Machine (веб-сайт).
- ^ Келлетт, С.; Тоттерделл, П. (2013). «Укрощение зеленоглазого монстра: временная чувствительность к когнитивно-поведенческой и когнитивно-аналитической терапии болезненной ревности». Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 86 (1): 52–69. дои : 10.1111/j.2044-8341.2011.02045.x . ПМИД 23386555 .
- ^ Келлетт, С.; Беннетт, Д.; Райл, Т.; Тейк, А. (2013). «Когнитивно-аналитическая терапия пограничного расстройства личности: компетентность терапевта и терапевтическая эффективность в повседневной практике». Клиническая психология и психотерапия . 20 (3): 216–225. дои : 10.1002/cpp.796 . ПМИД 22109975 .
- ^ Райл, А.; Голынкина, К. (2000). «Эффективность ограниченной по времени когнитивно-аналитической терапии пограничного расстройства личности: факторы, связанные с результатом». Британский журнал медицинской психологии . 73 (2): 197–210. дои : 10.1348/000711200160426 . ПМИД 10874479 .
- ^ Уайлдгуз, А.; Кларк, С.; Уоллер, Г. (2001). «Лечение фрагментации и диссоциации личности при пограничном расстройстве личности: пилотное исследование воздействия когнитивно-аналитической терапии». Британский журнал медицинской психологии . 74 : 47–55. дои : 10.1348/000711201160795 .
- ^ Келлетт, С.; Харди, Г. (2013). «Лечение параноидального расстройства личности с помощью когнитивно-аналитической терапии: экспериментальный план смешанных методов для одного случая» (PDF) . Клиническая психология и психотерапия . 21 (5): 452–464. дои : 10.1002/cpp.1845 . ПМИД 23733739 .
- ^ Кларк, С.; Ллевелин, С. (1994). «Личные конструкции переживших сексуальное насилие в детстве, получающих когнитивно-аналитическую терапию». Британский журнал медицинской психологии . 67 (3): 273–289. дои : 10.1111/j.2044-8341.1994.tb01796.x . ПМИД 7803319 .
- ^ Кларк, С.; Пирсон, К. (2000). «Личные конструкции мужчин, переживших сексуальное насилие в детстве, получающих когнитивно-аналитическую терапию». Британский журнал медицинской психологии . 73 (2): 169–177. дои : 10.1348/000711200160408 . ПМИД 10874477 .
- ^ Калверт, Р.; Келлет, С.; Хаган, Т. (2015). «Групповая когнитивно-аналитическая терапия для женщин, переживших сексуальное насилие в детстве» (PDF) . Британский журнал клинической психологии . 54 (4): 391–413. дои : 10.1111/bjc.12085 . ПМИД 26017051 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Райл, А. (1990) Когнитивно-аналитическая терапия: активное участие в изменениях . Чичестер: Джон Уайли и сыновья.
- Райл, А. (1995). Когнитивно-аналитическая терапия: достижения в теории и практике. Чичестер: Джон Уайли и сыновья.
- Райл, А. (1997). Когнитивно-аналитическая терапия и пограничное расстройство личности: модель и метод. Чичестер: Джон Уайли и сыновья.
- Райл, А. и Керр, я (2002). Знакомство с когнитивно-аналитической терапией: принципы и практика. Чичестер: Джон Уайли и сыновья.