Наказание (психология)
Оперантное обусловливание | Вымирание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Армирование Повышение поведения | Наказание Уменьшить поведение | ||||||||||||||||||||||||||||||
Положительное подкрепление Добавьте аппетитный стимул следующее правильное поведение | Отрицательное подкрепление | Положительное наказание Добавьте вредный раздражитель следующее поведение | Негативное наказание Уберите аппетитный стимул следующее поведение | ||||||||||||||||||||||||||||
Побег Устранить вредный раздражитель следующее правильное поведение | Активное избегание Поведение избегает вредных раздражителей | ||||||||||||||||||||||||||||||
В обусловливании оперантном наказание — это любое изменение в окружении человека или животного, которое, происходящее после определенного поведения или реакции, снижает вероятность повторения такого поведения в будущем. Как и в случае с подкреплением , наказывается поведение , а не человек/животное. Является ли изменение наказанием или нет, определяется его влиянием на частоту возникновения такого поведения. Это называется мотивационными операциями (МО), [1] потому что они изменяют эффективность стимула. МО можно разделить на упраздняющие операции, снижающие эффективность стимулов и устанавливающие, повышающие эффективность стимулов. Например, болезненный стимул, который действует как наказание для большинства людей, может на самом деле усиливать некоторые виды поведения мазохистов .
Существует два вида наказания: положительное и отрицательное. Позитивное наказание предполагает введение стимула для снижения поведения, тогда как негативное наказание предполагает удаление стимула для уменьшения поведения. Подобно подкреплению, цель наказания — уменьшить поведение, а цель подкрепления — усилить поведение. Существуют также различные виды стимулов. Существуют поощрительные стимулы, которые считаются приятными, и аверсивные стимулы, которые считаются неприятными. Есть также два типа карателей. Есть первичные каратели, которые напрямую влияют на человека, такие как боль, и являются естественной реакцией, а есть вторичные каратели, которые научены воспринимать негативные вещи, например жужжащий звук при неправильном ответе в игровом шоу.
В отношении эффективности применения наказаний были получены противоречивые данные. [2] [3] [4] Некоторые обнаружили, что наказание может быть полезным инструментом подавления поведения, в то время как другие обнаружили, что оно оказывает слабый эффект на подавление поведения. Наказание также может привести к длительным негативным непреднамеренным побочным эффектам. [5] Было обнаружено, что наказание эффективно в странах богатых, с высоким уровнем доверия, сотрудничества и демократии. [6]
Наказание использовалось во многих различных приложениях. Наказание использовалось в прикладном поведенческом анализе , особенно в ситуациях, когда пытались наказать за опасное поведение, такое как удар головой. Наказание также использовалось для психологического манипулирования людьми с целью получения контроля над жертвами. Его также использовали в сценариях, когда обидчик мог попытаться наказать, чтобы травмировать свою жертву. В терапии заикания также применяются наказания с эффективными результатами. Определенные методы наказания оказались эффективными для детей с ограниченными возможностями, такими как аутизм и умственные нарушения.
Типы [ править ]
В оперантном обусловливании различают два основных типа наказания:
- положительное наказание , наказание применением или наказание типа I : экспериментатор наказывает реакцию, предъявляя аверсивный стимул в окружении животного (например, кратковременный электрический шок).
- отрицательное наказание , наказание удалением или наказание типа II , ценный аппетитный стимул удаляется (как при удалении тарелки с кормом). Как и в случае с подкреплением, в отношении наказания обычно нет необходимости говорить о положительном и отрицательном.
Наказание не является зеркальным эффектом подкрепления. В экспериментах на лабораторных животных и исследованиях с детьми наказание лишь временно снижает вероятность ранее подкрепленной реакции и может вызвать другое «эмоциональное» поведение (например, взмахи крыльями у голубей) и физиологические изменения (учащение сердечного ритма, например, у голубей). пример), которые не имеют явных эквивалентов в армировании. [ нужна ссылка ]
Некоторые психологи-бихевиористы считают наказание «первичным процессом» — совершенно независимым феноменом обучения, отличным от подкрепления. Другие видят в этом категорию негативного подкрепления , создающую ситуацию, в которой любое поведение, направленное на избегание наказания (даже стояние на месте), подкрепляется.
Положительный [ править ]
Позитивное наказание происходит, когда реакция вызывает стимул, и вероятность этой реакции снижается в будущем. в подобных обстоятельствах.
- Пример: Мать кричит на ребенка, когда он выбегает на улицу. Если ребенок перестает выбегать на улицу, крик прекращается. Крик действует как положительное наказание, поскольку мать представляет (добавляет) неприятный стимул в виде крика.
- Пример: босой человек идет по горячему асфальту, вызывая боль и положительное наказание. Когда человек отрывается от асфальта, боль утихает. Боль действует как положительное наказание, поскольку является добавлением неприятного раздражителя, который снижает вероятность того, что в будущем человек будет ходить босиком по горячей поверхности.
Отрицательный [ править ]
Негативное наказание возникает, когда реакция приводит к удалению стимула, и вероятность этой реакции снижается в будущем в аналогичных обстоятельствах.
- Пример: Подросток приходит домой после комендантского часа, и родители лишают его такой привилегии, как пользование мобильным телефоном. Если частота позднего прихода ребенка домой снижается, льгота постепенно восстанавливается. Удаление телефона является негативным наказанием, поскольку родители отбирают приятный стимул (телефон) и мотивируют ребенка вернуться домой раньше.
- Пример: Ребенок закатывает истерику, потому что хочет мороженого. Их мать впоследствии игнорирует их, что снижает вероятность того, что ребенок в будущем устроит истерику, когда ему чего-то захочется. Отстранение внимания от матери является негативным наказанием, поскольку отбирается приятный стимул (внимание).
Против подкрепления [ править ]
Проще говоря, подкрепления служат для усиления поведения, тогда как наказания служат для его уменьшения; таким образом, положительные подкрепления — это стимулы, над достижением которых субъект будет работать, а отрицательные подкрепления — это стимулы, от которых субъект будет стараться избавиться или положить конец. [7] В таблице ниже показано добавление и удаление стимулов (приятных или неприятных) в зависимости от подкрепления и наказания.
Поощрительный (приятный) стимул | Аверсивный (неприятный) стимул | |
---|---|---|
Добавление/презентация | Позитивное подкрепление | Позитивное наказание |
Удаление/Удаление | Негативное наказание | Негативное подкрепление |
Виды стимулов и наказаний [ править ]
Поощрительные стимулы (приятные) [ править ]
Поощрительный стимул – это стимул, который считается приятным. Например, ребенку можно разрешить проводить время перед телевизором каждый день. Наказание часто предполагает устранение поощряющих стимулов в случае совершения нежелательного действия. Если бы ребенок вел себя плохо, этот полезный стимул просмотра телевизора был бы удален, что привело бы к негативному наказанию.
Аверсивные раздражители (неприятные) [ править ]
Аверсивные стимулы , каратель и наказывающий стимул — это в некоторой степени синонимы. Наказание может означать
- Аверсивный стимул
- Возникновение любого карающего изменения
- Часть эксперимента, в которой наказывается конкретная реакция.
Некоторые вещи, которые считаются отталкивающими, могут стать подкрепляющими . Кроме того, некоторые вещи, вызывающие отвращение, могут не наказывать, если сопутствующие изменения подкрепляют их. Классическим примером может служить плохое поведение, которое «наказывается» учителем, но на самом деле со временем усиливается из-за усиливающего воздействия внимания на ученика.
Основные каратели [ править ]
Боль, громкие звуки, неприятный вкус, яркий свет и изоляция — все это может пройти «испытание пещерного человека» как отталкивающий стимул и, следовательно, является основным наказанием. Первичными наказаниями также могут быть потеря денег и получение негативных отзывов от людей. [8]
Второстепенные каратели [ править ]
Звук чьего-то свиста, звонок о неправильном ответе в игровом шоу и билет на лобовом стекле вашего автомобиля — все это общество научилось воспринимать как негативное и считается второстепенным наказанием.
Эффективность [ править ]
Вопреки предположениям Скиннера и других о том, что наказание обычно имеет слабый или непостоянный эффект, [2] большое количество исследований показало, что оно может иметь мощный и длительный эффект в подавлении наказуемого поведения. [3] [4] Более того, более суровые наказания более эффективны, а очень суровые могут даже привести к полному подавлению. [9] Однако он также может иметь сильные и длительные побочные эффекты. Например, аверсивный стимул, используемый для наказания за определенное поведение, может также вызвать сильную эмоциональную реакцию, которая может подавлять безнаказанное поведение и становиться связанной с ситуативными стимулами посредством классической обусловленности. [5] Такие побочные эффекты предполагают осторожность и сдержанность в применении наказаний для изменения поведения. порка В частности, было обнаружено, что имеет длительные побочные эффекты. Родители часто прибегают к шлепанию, чтобы попытаться заставить своего ребенка вести себя лучше, но существует минимальное количество доказательств того, что шлепание эффективно в этом отношении. Некоторые длительные побочные эффекты шлепания включают снижение когнитивных способностей, снижение самооценки и увеличение количества проблем с психическим здоровьем ребенка. Некоторые побочные эффекты могут проявляться и во взрослом возрасте, например, антиобщественное поведение и поддержка наказаний, включающих физическую силу, например порку. [10] Наказание более эффективно способствует расширению сотрудничества в обществах с высоким уровнем доверия, чем в обществах с низким уровнем доверия. [6] Наказание также было более эффективным в странах с более строгими нормами сотрудничества, с высоким уровнем благосостояния и в странах с высокой, а не с низкой демократией. [6]
Важность непредвиденных обстоятельств и смежности
Одной из переменных, влияющих на наказание, является непредвиденность , которая определяется как зависимость событий. Поведение может зависеть от стимула или зависеть от реакции. Цель наказания состоит в том, чтобы уменьшить поведение, и степень эффективности наказания в снижении целевого поведения зависит от взаимосвязи между поведением и наказанием. Например, если крыса получает аверсивный стимул, например удар током, каждый раз, когда она нажимает на рычаг, то ясно, что между нажатием рычага и ударом возникает непредвиденная ситуация. В данном случае наказание (шок) зависит от проявления поведения (нажатие рычага). Наказание наиболее эффективно, когда между поведением и наказывающим существует непредвиденная связь. Вторая переменная, влияющая на наказание, — это смежность , то есть близость событий во времени и/или пространстве. Непрерывность важна для снижения поведения, потому что чем дольше интервал времени между нежелательным поведением и эффектом наказания, тем менее эффективным будет наказание. Одна из основных проблем, связанных с временной задержкой между поведением и наказанием, заключается в том, что в течение этой временной задержки могут проявиться другие виды поведения. Затем субъект может связать назначенное наказание с непреднамеренным поведением и, таким образом, подавить это поведение вместо целевого поведения. Следовательно, немедленное наказание более эффективно для уменьшения целенаправленного поведения, чем отсроченное наказание. Однако могут быть способы повысить эффективность отсроченного наказания, например, устное объяснение, воспроизведение поведения, увеличение интенсивности наказания или другие методы. [11]
Приложения [ править ]
поведения Прикладной анализ
Наказание иногда используется в прикладном анализе поведения в самых крайних случаях, чтобы уменьшить опасное поведение, такое как тряска головой или кусание, чаще всего проявляемое детьми или людьми с особыми потребностями. Наказание считается одной из этических проблем в лечении аутизма , вызывает серьезные разногласия и является одним из основных пунктов для профессионального анализа поведения. Профессиональный анализ поведения посредством лицензирования позволит создать совет, который обеспечит потребителям или семьям место для обсуждения споров, а также обеспечит обучение тому, как правильно использовать такую тактику. (см. Профессиональная практика поведенческого анализа )
Споры относительно ABA сохраняются в сообществе аутистов. Исследование 2017 года показало, что 46% людей с аутистическим спектром, проходящих ABA, по-видимому, соответствуют критериям посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), что на 86% выше, чем у тех, кто не проходил ABA (28%). По словам исследователя, частота проявлений посттравматического стрессового расстройства увеличивалась после воздействия АБК независимо от возраста пациента. [12] Однако качество этого исследования оспаривается другими исследователями. [13]
Психологическая манипуляция [ править ]
Брейкер выделил следующие способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв: [14]
- Позитивное подкрепление : включает похвалу, поверхностное обаяние , поверхностную симпатию ( крокодиловы слезы ), чрезмерные извинения, деньги, одобрение, подарки, внимание, выражения лица, такие как вынужденный смех или улыбка , а также публичное признание.
- Негативное подкрепление : может включать в себя исключение человека из негативной ситуации.
- Периодическое или частичное подкрепление . Частичное или периодическое отрицательное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать - например, в большинстве форм азартных игр игрок, скорее всего, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
- Наказание : включает в себя придирки , крики, молчаливое обращение , запугивание , угрозы, ругань , эмоциональный шантаж , чувство вины , дуться, плач и игру в жертву .
- Травматическое обучение с одной попытки: использование словесных оскорблений , взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может заставить жертву избегать расстраивания, конфронтации или противоречия манипулятору.
Травматическая связь [ править ]
Травматическая связь возникает в результате продолжающихся циклов насилия , в которых периодическое усиление вознаграждений и наказаний создает мощные эмоциональные связи, устойчивые к изменениям. [15] [16]
используемые в терапии заикания , Наказания
Ранние исследования конца 60-х – начала 70-х годов показали, что наказание в виде тайм-аута (форма негативного наказания) может снизить тяжесть заикания у пациентов. Поскольку наказанием в этих исследованиях был тайм-аут, который приводил к лишению разрешения говорить, само выступление рассматривалось как подкрепление, что делало тайм-аут эффективной формой наказания. [17] [18] [19] Некоторые исследования также показали, что наказанием считается не тайм-аут, а тот факт, что лишение разрешения говорить рассматривалось как наказание, поскольку оно прерывало речь человека. [19] [20]
Наказание детей с ограниченными возможностями [ править ]
Некоторые исследования обнаружили эффективные методы наказания детей с ограниченными возможностями, такими как аутизм и умственные нарушения . [21] Целевым поведением было самоповреждающее поведение, такое как тряска головой, моторика, стереотипия, агрессия , рвота или нарушение правил. [22] Некоторые используемые методы: тайм-аут, чрезмерная коррекция, условная аверсия, блокировка ответа и прерывание и перенаправление ответа (RIRD). [21] [22] Большинство методов наказания использовались отдельно или в сочетании с другими методами наказания; однако использование одних только методов наказания было менее эффективным в снижении целевого поведения. [21] Чаще всего использовался тайм-аут, хотя он был менее эффективен для снижения целевого поведения; однако условное аверсивное поведение использовалось реже всего, хотя оно было более эффективным в снижении целевого поведения. [21] Использование техник наказания в сочетании с вмешательствами, основанными на подкреплении, было более эффективным, чем использование одной техники наказания или использование нескольких техник наказания. [21]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Мотивирующие операции» . ABA: прикладной анализ поведения . Проверено 21 июля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скиннер Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека . Нью-Йорк: Макмиллан.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Соломон Р.Л. (1964). "Наказание". Американский психолог . 19 (4): 239–253. дои : 10.1037/h0042493 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лерман, округ Колумбия, Ворндран СМ (2002). «О состоянии знаний о последствиях применения наказаний для лечения расстройств поведения» . Журнал прикладного анализа поведения . 35 (4): 431–64. дои : 10.1901/jaba.2002.35-431 . ПМК 1284409 . ПМИД 12555918 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шварц Б., Вассерман Э.А., Роббинс С.Дж. (2002). Психология обучения и поведения (5-е изд.). Нью-Йорк: Нортон.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Баллиет, Дэниел; Ван Ланге, Пол AM (2013). «Доверие, наказание и сотрудничество в 18 обществах: метаанализ» . Перспективы психологической науки . 8 (4): 363–379. дои : 10.1177/1745691613488533 . ISSN 1745-6916 . ПМИД 26173117 . S2CID 39357485 .
- ^ Д'Амато MR (1969). Мелвин Х. Маркс (ред.). Процессы обучения: инструментальное обучение . Торонто: Компания Macmillan.
- ^ Жан-Ришар-Дит-Брессель, Филип; Киллкросс, Саймон; МакНелли, Гаван П. (2018). «Поведенческие и нейробиологические механизмы наказания: последствия психических расстройств» . Нейропсихофармакология . 43 (8): 1639–1650. дои : 10.1038/s41386-018-0047-3 . ISSN 0893-133X . ПМК 6006171 . ПМИД 29703994 .
- ^ Азрин, Н.Х. (апрель 1960 г.). «Эффекты интенсивности наказания при подкреплении с переменным интервалом» . Журнал экспериментального анализа поведения . 3 (2): 123–142. дои : 10.1901/jeab.1960.3-123 . ПМК 1403961 . ПМИД 13795412 .
- ^ Гершофф Э.Т., Гроган-Кейлор А. (июнь 2016 г.). «Шлепание и последствия для детей: старые противоречия и новый метаанализ» . Журнал семейной психологии . 30 (4): 453–469. дои : 10.1037/fam0000191 . ПМЦ 7992110 . ПМИД 27055181 .
- ^ Мейндл Дж. Н., Кейси Л. Б. (июль 2012 г.). «Повышение подавляющего эффекта отсроченных карателей: обзор фундаментальной и прикладной литературы». Поведенческие вмешательства . 27 (3): 129–150. дои : 10.1002/bin.1341 .
- ^ Купферштейн Х (2018). «Доказательства усиления симптомов посттравматического стрессового расстройства при аутизме, выявленные с помощью прикладного анализа поведения». Достижения в области аутизма . 4 (1): 19–29. дои : 10.1108/AIA-08-2017-0016 . S2CID 4638346 .
- ^ Лиф Дж.Б., Росс Р.К., Чихон Дж.Х., Вайс М.Дж. (октябрь 2018 г.). «Оценка утверждений Купферштейна о связи поведенческого вмешательства с ПТСР у людей с аутизмом» . Достижения в области аутизма . 4 (3): 122–129. дои : 10.1108/AIA-02-2018-0007 . S2CID 150000349 .
- ^ Брайкер Х.Б. (2004). Кто дергает за ваши ниточки? Как разорвать порочный круг манипуляций . МакГроу Хилл Профессионал. ISBN 0-07-144672-9 .
- ^ Даттон Д.Г., Художник С.Л. (1981). «Травматическая связь: развитие эмоциональных привязанностей у женщин, подвергшихся избиению, и других отношений, периодически подвергающихся жестокому обращению». Виктимология . 6 (1–4): 139–155.
- ^ Сандерсон С (2008). «Понимание жертв домашнего насилия» . Консультирование жертв домашнего насилия . Лондон: Издательство Джессики Кингсли. п. 84. ИСБН 978-1-84642-811-1 .
- ^ Гарольдсон С.К., Мартин Р.Р., Старр CD (сентябрь 1968 г.). «Тайм-аут как наказание за заикание». Журнал исследований речи и слуха . 11 (3): 560–566. дои : 10.1044/jshr.1103.560 . ПМИД 5722480 .
- ^ Мартин Р., Берндт Л.А. (декабрь 1970 г.). «Влияние тайм-аута на заикание у 12-летнего мальчика» . Исключительные дети . 37 (4): 303–304. дои : 10.1177/001440297003700410 . ПМИД 5479096 . S2CID 43378134 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ниттруэр С., Чейни С. (сентябрь 1984 г.). «Оперантные методы, используемые в терапии заикания: обзор». Журнал нарушений беглости речи . 9 (3): 169–190. дои : 10.1016/0094-730X(84)90011-1 . ISSN 0094-730X .
- ^ Джеймс Дж. Э., Ингхэм Р. Дж. (март 1974 г.). «Влияние ожиданий улучшения заикой на реакцию на тайм-аут». Журнал исследований речи и слуха . 17 (1): 86–93. дои : 10.1044/jshr.1701.86 . ПМИД 4828366 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лидон, Шинеад; Хили, Олив; Моран, Лаура; Гуди, Сиара (2015). «Количественное исследование исследований наказаний» . Исследования нарушений развития . 36 : 470–484. дои : 10.1016/j.ridd.2014.10.036 . ПМИД 25462507 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Покорски, Элизабет А.; Бартон, Эрин Э. (2021). «Систематический обзор этики процедур наказания для маленьких детей с ограниченными возможностями» . Коррекционное и специальное образование . 42 (4): 262–275. дои : 10.1177/0741932520918859 . ISSN 0741-9325 . S2CID 219750966 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Шанс П (2003). Обучение и поведение (5-е изд.). Торонто: Томсон-Уодсворт.
- Шанс П (2009). Обучение и поведение: издание для активного обучения (6-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Wadsorth/Cengage Learning.
- Холт П. (2005). «Два определения наказания». Поведенческий аналитик сегодня . 6 (1): 43–55. дои : 10.1037/h0100049 .
- Мейер С.Е. «Побочные эффекты и проблемы с наказанием» (PDF) . Психология 390: Психология обучения . Университет Айдахо. Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2012 года.
- Скиннер Б.Ф. (1938). Поведение организмов . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.