Структурализм (психология)
Часть серии о |
Психология |
---|
![]() |
Структурализм в психологии (также структурная психология ) [1] — теория сознания, разработанная Эдвардом Брэдфордом Титченером . Эта теория была оспорена в 20 веке.
Структуралисты стремятся проанализировать сознание взрослого человека (общая сумма опыта от рождения до настоящего времени) с точки зрения простейших поддающихся определению компонентов опыта, а затем выяснить, как эти компоненты сочетаются друг с другом, образуя более сложные переживания, а также как они коррелируют с физическим опытом. события. Для этого структуралисты используют самоанализ: самоотчеты об ощущениях, взглядах, чувствах и эмоциях. [2]
Титченер
[ редактировать ]Эдварду Б. Титченеру приписывают теорию структурализма. Считается первой «школой» психологии . [3] [4] Поскольку он был студентом Вильгельма Вундта в Лейпцигском университете , идеи Титченера о том, как работает разум, находились под сильным влиянием теории Вундта о волюнтаризме и его идей ассоциации и апперцепции (пассивной и активной комбинации элементов сознания соответственно). Титченер пытался классифицировать структуры разума аналогично тому, химики классифицируют элементы природы как в природу . [5]
Титченер сказал, что только наблюдаемые события составляют эту науку и что любым спекуляциям относительно ненаблюдаемых событий нет места в обществе (эта точка зрения была аналогична той, которую высказал Эрнст Мах ). В своей книге «Систематическая психология » Титченер писал:
Тем не менее верно, что наблюдение является единственным и частным методом науки, и что эксперимент, рассматриваемый как научный метод, представляет собой не что иное, как наблюдение, охраняемое и поддерживаемое. [6]
Разум и сознание
[ редактировать ]Титченер считал, что разум — это накопленный за всю жизнь опыт. Он считал, что сможет понять рассуждения и структуру разума, если сможет определить и классифицировать основные компоненты разума и правила, по которым эти компоненты взаимодействуют.
Самоанализ
[ редактировать ]Основным инструментом, который Титченер использовал, пытаясь определить различные компоненты сознания, был самоанализ . Титченер пишет в своей «Систематической психологии» :
Состояние сознания, которое должно стать предметом психологии... может стать объектом непосредственного познания только посредством интроспекции или самосознания. [7]
и в своей книге «Очерк психологии» :
...в сфере психологии интроспекция является последней и единственной апелляционной инстанцией, утверждающей, что психологические доказательства не могут быть иными, чем интроспективные доказательства. [8]
У Титченера были очень строгие правила оформления интроспективного анализа. Испытуемому будет представлен какой-либо объект, например карандаш. Затем испытуемый сообщал о характеристиках этого карандаша (например, цвет и длину). Субъекту было дано указание не сообщать название объекта (карандаша), поскольку оно не описывало исходные данные о том, что испытывал субъект. Титченер назвал это ошибкой стимула.
В своем переводе работы Вундта Титченер иллюстрирует Вундта как сторонника самоанализа как метода наблюдения за сознанием. Однако интроспекция соответствует теориям Вундта только в том случае, если этот термин используется для обозначения психофизических методов.
Самоанализ буквально означает «взгляд внутрь», чтобы попытаться описать память, восприятие, когнитивные процессы и/или мотивации человека. [9]
Элементы разума
[ редактировать ]Структуралисты полагают, что наше сознание состоит из отдельных частей, которые вносят вклад в общую структуру и функцию разума.Теория Титченера началась с вопроса о том, что представляет собой каждый элемент разума. В результате своего исследования он пришел к выводу, что существует три типа психических элементов, составляющих сознательный опыт: ощущения (элементы восприятия), образы (элементы идей) и привязанности (элементы эмоций). Эти элементы можно было разбить на соответствующие свойства, которыми он определил: качество , интенсивность , продолжительность , ясность и протяженность. И ощущения, и образы содержали в себе все эти качества; однако чувствам не хватало ясности и широты. А образы и привязанности можно было бы разбить на группы ощущений. Следовательно, следуя этому ходу мышления, все мысли были образами, а создание их из элементарных ощущений означало, что все сложные рассуждения и мысли в конечном итоге могли быть разбиты на те ощущения, которые он мог получить через самоанализ . [10]
Взаимодействие элементов
[ редактировать ]Вторым вопросом теории структурализма Титченера был вопрос о том, как ментальные элементы объединяются и взаимодействуют друг с другом, образуя сознательный опыт. Его выводы во многом основывались на идеях ассоциативизма . В частности, Титченер фокусируется на законе смежности , который заключается в том, что мысль о чем-то имеет тенденцию вызывать мысли о вещах, которые обычно переживаются вместе с ней.
Титченер отверг представления Вундта об апперцепции и творческом синтезе ( произвольном действии ), которые лежали в основе волюнтаризма Вундта. Титченер утверждал, что внимание — это просто проявление свойства «ясности» ощущений.
Физические и психические отношения
[ редактировать ]Как только Титченер определил элементы разума и их взаимодействие, его теория поставила вопрос о том, почему элементы взаимодействуют таким образом. В частности, Титченера интересовала взаимосвязь между сознательным опытом и физическими процессами. Титченер считал, что физические процессы обеспечивают непрерывный субстрат, который придает психологическим процессам непрерывность, которой они в противном случае не имели бы. Следовательно, нервная система не вызывает сознательных переживаний, но может быть использована для объяснения некоторых особенностей психических событий.
Вундт и структурализм
[ редактировать ]Вильгельм Вундт обучал Титченера, основателя структурализма, в Лейпцигском университете . Он сформулировал «науку непосредственного опыта». Это просто означает, что сложное восприятие может быть вызвано посредством базовой сенсорной информации. [11] В литературе прошлого Вундта часто связывают со структурализмом и использованием подобных интроспективных методов. Вундт проводит четкое различие между чистой интроспекцией, которая представляет собой относительно неструктурированное самонаблюдение, используемое более ранними философами, и экспериментальной интроспекцией. Вундт считает этот тип самоанализа приемлемым, поскольку он использует лабораторные инструменты для изменения условий и уточнения результатов внутреннего восприятия.
Причина этой путаницы кроется в переводе сочинений Вундта. Когда Титченер привез свою теорию в Америку , он также привез с собой работы Вундта. Титченер перевел эти произведения для американской аудитории и тем самым неверно истолковал смысл Вундта. Затем он использовал этот перевод, чтобы показать, что Вундт поддерживает его собственные теории. Фактически, основной теорией Вундта была теория психологического волюнтаризма ( Psychologischer Voluntarismus ), доктрина о том, что сила воли организует содержимое разума в мыслительные процессы более высокого уровня. [12] [13]
Критика
[ редактировать ]Структурализм подвергся большой критике, особенно со стороны функционализма , школы психологии, которая позже превратилась в психологию прагматизма (возвращение интроспекции к приемлемым практикам наблюдения). Основная критика структурализма заключалась в том, что он сосредоточил внимание на самоанализе как методе понимания сознательного опыта. Критики утверждают, что самоанализ был невозможен, поскольку интроспективные студенты не могут оценить процессы или механизмы своих собственных психических процессов. Таким образом, самоанализ давал разные результаты в зависимости от того, кто его использовал и что они искали. Некоторые критики также отмечали, что интроспективные техники на самом деле приводят к ретроспекции – воспоминанию ощущения, а не самому ощущению.
Бихевиористы , особенно методологи-бихевиористы, полностью отвергли даже идею сознательного опыта как достойной темы психологии, поскольку считали, что предмет научной психологии должен быть строго операционализирован объективным и измеримым образом. Поскольку понятие разума не могло быть объективно измерено, дальнейшее исследование не имело смысла. Однако радикальный бихевиоризм включает мышление, чувства и частные события в свою теорию и анализ психологии. Структурализм также считает, что разум можно разделить на отдельные части, которые затем формируют сознательный опыт. Это также подверглось критике со стороны гештальт-школы психологии , которая утверждает, что разум нельзя разбить на отдельные элементы.
Помимо теоретических нападок, структурализм критиковали за исключение и игнорирование важных событий, происходящих за пределами структурализма. Например, структурализм не занимался изучением животных поведения и личности .
Самого Титченера критиковали за то, что он не использовал свою психологию для решения практических проблем. Вместо этого Титченер был заинтересован в поиске чистого знания, которое для него было важнее банальных вопросов.
Альтернативы
[ редактировать ]Одной из теорий, альтернативной структурализму, на которую обиделся Титченер, был функционализм (функциональная психология). Функционализм был разработан Уильямом Джеймсом в отличие от структурализма. Он подчеркнул важность эмпирического, рационального мышления над экспериментальной философией, основанной на методе проб и ошибок. [14] Джеймс в свою теорию включал интроспекцию (т. е. изучение психологом своих собственных состояний ума), но также включал такие вещи, как анализ (т. е. логическую критику предшественников и современных взглядов на разум), эксперимент (например, в гипнозе или неврологии). ) и сравнение (т. е. использование статистических средств для различения норм и аномалий), что давало ему определенное преимущество. [15] Функционализм также отличался тем, что фокусировался на том, насколько полезны определенные процессы в мозге для окружающей среды, в которой вы находитесь, а не на процессах и других деталях, как в структурализме. [14]
Современный структурализм
[ редактировать ]Исследователи все еще работают над тем, чтобы предложить объективные экспериментальные подходы к измерению сознательного опыта, в частности в области когнитивной психологии , которая в некотором смысле продолжает идеи Титченера. Он работает над теми же проблемами, такими как ощущения и восприятие. [16] Сегодня любые интроспективные методологии применяются в строго контролируемых ситуациях и считаются субъективными и ретроспективными. Сторонники утверждают, что психология все еще может получить полезную информацию, используя самоанализ в этом случае.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дональд К. Фридхайм, Ирвинг Б. Вайнер (ред.), Справочник по психологии , Vol. 1: История психологии , John Wiley & Sons, 2003, с. 10; Арун Кумар Сингх , Всеобъемлющая история психологии , Мотилал Банарсидасс, 1991, стр. 123.
- ^ «Структурализм – происхождение психологии» . www.boundless.com . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 г.
- ^ «Структурализм» .
- ^ «7 основных школ психологии» .
- ^ Варданян, Вилен (январь 2011 г.). Панорама психологии . АвторДом. стр. 160 . ISBN 978-1-4567-0032-4 . Проверено 11 ноября 2013 г.
Титченер находился под сильным влиянием Вундта.
- ^ Титченер (1929) Систематическая психология: Пролегомены , с. 43
- ^ Титченер (1929) Систематическая психология: Пролегомены , с. 165
- ^ Титченер (1906) Учебник психологии , с. 358
- ^ Карлсон, Нил Р. (2010). Психология наука о поведении . Канада: Pearson Canada Inc., стр. 18 . ISBN 978-0-205-64524-4 .
- ^ Штернберг, Роберт; Смит, Эдвард, ред. (1988). Психология человеческого мышления . Издательство Кембриджского университета. стр. 3–4. ISBN 0-521-32229-4 . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Карлсон и Хет, Нил Р. и К. Дональд (2010). Психология наука о поведении . Торонто, Онтарио: Pearson Canada Inc., стр. 18–19 . ISBN 978-0-205-64524-4 .
- ^ Макс Вундт (1897), Очерки психологии Вильгельм .
- ^ "Психологическая модель Вундта"
- ^ Jump up to: а б «Функционализм | психология | Британника» .
- ^ «Ранние рамки: структурализм и функционализм - история психологии» . www.boundless.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2013 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Психология структурализма, когнитивная психология Роберта Грайса | Science 360» .
Ссылки
[ редактировать ]- Данцигер, Курт. «Вундт и две традиции в психологии». В книге «Вильгельм Вундт и создание научной психологии» , Р. В. Рибер, 73–88. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Plenum Press, 1980.
- Хергенхан, Б.Р. Введение в историю психологии . 6-е издание. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт, 2009.
- Лихи, Т.М. «Ошибочное зеркало: о психологии Вундта и Титченера». Журнал истории поведенческих наук , 17, (1981): 273–282.
- Робинсон, Дэниел Н. На пути к науке о человеческой природе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1982.
- Уттал, Уильям Р. Война между ментализмом и бихевиоризмом: о доступности психических процессов . Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates, Издательство, 2000.