Эксперимент маленького Альберта

Эксперимент « Маленький Альберт» был спорным исследованием, которое психологи середины 20-го века интерпретировали как свидетельство классической обусловленности у людей. Исследование также считается примером генерализации стимулов , хотя чтение отчета об исследовании показывает, что страх не обобщается по цвету или тактильным качествам. [1] Его осуществили Джон Б. Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер в Университете Джонса Хопкинса . Результаты были впервые опубликованы в февральском номере журнала « Экспериментальная психология» за 1920 год .
Наблюдая за детьми в полевых условиях, Уотсон выдвинул гипотезу, что испуганная реакция детей на громкие звуки — это врожденная безусловная реакция. Он хотел проверить идею о том, что, следуя принципам процедуры, ныне известной как «классическое обусловливание», он мог бы использовать эту безусловную реакцию, чтобы заставить ребенка бояться определенного стимула, которого обычно ребенок не боялся бы (в данном случае , пушистые предметы). [2] Однако в своей исследовательской статье он признал, что вызванный им страх не был ни сильным, ни продолжительным.
Метод [ править ]
Целью Уотсона и Рейнера было вызвать фобию у эмоционально стабильного ребенка. [3] Для этого исследования они выбрали девятимесячного младенца из больницы. В ходе эксперимента ребенка называли «Альберт». [4] Ватсон следовал процедурам, которые Иван Павлов использовал в своих экспериментах с собаками. [5]
Перед экспериментом Альберту был проведен ряд базовых эмоциональных тестов: младенцу впервые ненадолго подвергли воздействию белой крысы, кролика, собаки, обезьяны, масок (с волосами и без), ваты, шерсть, горящие газеты и другие раздражители . Во время базовых тестов Альберт не выказал страха ни перед одним из этих предметов.
Для самого эксперимента, когда Альберту исполнилось 11 месяцев, его положили на матрас на стол посреди комнаты. Рядом с Альбертом поместили белую лабораторную крысу и разрешили ему играть с ней. В этот момент Уотсон и Рейнер издавали громкий звук за спиной Альберта, ударяя молотком по подвешенному стальному стержню каждый раз, когда ребенок касался крысы. Альберт отреагировал на шум плачем и проявлением страха. После нескольких таких сочетаний двух стимулов Альберту была представлена только крыса. Увидев крысу, Альберт очень расстроился, заплакал и уполз. Судя по всему, младенец ассоциировал белую крысу с шумом. Крыса, первоначально являвшаяся нейтральным раздражителем , стала условным раздражителем и вызывала эмоциональную (условную) реакцию, аналогичную дистрессу (безусловную реакцию), первоначально вызванному шумом (безусловный раздражитель). [6]
В дальнейших экспериментах Маленький Альберт, похоже, обобщил свою реакцию на белую крысу. Он расстроился при виде нескольких других пушистых предметов, таких как кролик, пушистая собака, шуба из тюленьей шкуры и даже маска Санта-Клауса с белыми ватными шариками в бороде. Однако это обобщение стимулов не распространялось на все, что связано с волосами. [6]
По современным меркам эксперимент Уотсона имел множество недостатков. [7] Например, в нем был только один субъект и не было контрольных субъектов . Более того, такой эксперимент может быть сложно провести в соответствии с действующими законами и правилами, учитывая ожидаемые риски для субъекта.
Последующие события [ править ]
На момент окончания эксперимента Альберту было около года, и, как сообщается, вскоре после этого он покинул больницу. [8] Хотя Уотсон обсуждал, что можно сделать, чтобы устранить обусловленные страхи Альберта, он решил не пытаться провести такую десенсибилизацию Альберта, и вполне вероятно, что страх младенца перед пушистыми существами сохранялся и после эксперимента. [9]
Позже Уотсон прочитал серию лекций по выходным, описывая исследование «Маленького Альберта». Одну из этих лекций посетила Мэри Ковер Джонс , что пробудило в ней интерес к продолжению дипломной работы по психологии. Джонс провел эксперимент, чтобы выяснить, как устранить реакцию страха у детей, и изучил двухлетнего мальчика по имени Питер. Питер разделял те же страхи перед белыми кроликами и пушистыми предметами, что и Маленький Альберт. Джонсу удалось повысить толерантность Питера к белым кроликам, постепенно знакомя его с животным на более коротких расстояниях и заставляя Питера общаться с детьми, которые не боялись кролика. [10] Уотсон указан в публикации исследования как советник и редактор. Мэри Ковер Джонс была первым психологом, который снизил чувствительность или декондиционировал реакцию страха и стал известен как «Мать поведенческой терапии». [11]
Маленького Альберта Идентификация
Согласно некоторым учебникам, [ нужен пример ] Мать Альберта работала в том же здании, что и Ватсон, и не знала, что проводятся тесты. Когда она узнала об этом, она взяла Альберта и ушла, никому не давая знать, куда они идут. Однако отчет 2009 года это оспаривает. [12] В первоначальном отчете говорилось, что мать ребенка была кормилицей в больнице, которая, возможно, чувствовала себя принужденной и не могла отклонить просьбу об использовании ее ребенка в эксперименте Уотсона. Заявление о принуждении было успешно удовлетворено. [ нужны разъяснения ] оспаривается в статье, опубликованной в том же журнале, что и заявление о принуждении. [ нужна ссылка ]
Дуглас Мерритт [ править ]
В 2009 году психологи Холл П. Бек и Шарман Левинсон опубликовали статью, в которой утверждали, что открыли истинную личность «Альберта Б.». [13] Изучив переписку и публикации Уотсона, а также исследование общедоступных документов (таких как перепись населения США 1920 года и государственные записи о рождении и смерти), Бек утверждал, что «Альберт Б.» был псевдонимом Дугласа Мерритта, сына Арвиллы Мерритт, в то время женщины, которая, по-видимому, работала кормилицей в приюте Харриет Лейн. [13]
Позже выяснилось, что у Дугласа Мерритта была гидроцефалия , от которой он умер в возрасте 6 лет. Из-за этого состояния, которое представляет собой скопление спинномозговой жидкости в головном мозге, у Мерритта могли быть серьезные проблемы со зрением во время эксперимента, и это оспаривает утверждение о том, что рассматриваемый ребенок был средним и здоровым. [12] По мнению исследователей, которые изучали этот случай годы спустя, если Дуглас Мерритт действительно был Маленьким Альбертом, его действия во время сеансов кондиционирования соответствовали признакам неврологических нарушений. [14] Это включает в себя то, что Маленький Альберт использует черпание руками, а не хватание жестов, типичных для этого возраста, а также плохие способности к сканированию глаз и отсутствие мимики. Однако другие исследования показали, что Дуглас Мерритт, возможно, не был «Маленьким Альбертом». [15] на самом деле им мог быть молодой Альберт Баргер (известный позже как Уильям Альберт Мартин). [15] [16]
Альберт Баргер [ править ]
Личность, заявленная Beck et al. оспаривается исследователями психологии Рассом Пауэллом, Нэнси Дигдон и Беном Харрисом, которые предлагают альтернативную идентичность на основе имеющихся данных. [15] [16] Альберт Баргер родился на следующий день от Мерритта, и его мать также работала в больнице, где проводился эксперимент. Кроме того, вес его тела и состояние развития близко соответствовали документальным данным эксперимента о состоянии ребенка-испытуемого. [17] Более того, по данным Уотсона и Рейнера (1920), Маленькому Альберту в последний день эксперимента, когда «его забрали из больницы», было 12 месяцев и 21 день (стр. 12), то есть именно такой возраст был у Альберта Баргера, когда он покинул больницу. больница. [18] Наконец, когда Пауэлл и др. разрешили независимо проверить клиническую карту Дугласа Мерритта, выяснилось, что он «полностью слепой», [19] что противоречит фильмам эксперимента, где Маленький Альберт участвует в вероятных случаях объектно-ориентированного действия и социальных ссылок.
С помощью профессионального специалиста по генеалогии исследователи узнали, что Баргер умер в 2007 году в возрасте 87 лет, и опознали одного близкого родственника, племянницу. В интервью племянница Баргера заявила, что они с дядей были довольно близки на протяжении всей его жизни, и признала антипатию Баргера к собакам как общеизвестный факт, из-за которого члены семьи, особенно его жена, дразнили его (исследователи отметили, что нет возможности определить, было ли такое поведение связано с экспериментом Ватсона). Она также сообщила исследователям об отвращении своего дяди к животным в целом, а не только к собакам. Хотя это не было особенно сильным отвращением, во время его визитов членам семьи часто приходилось держать собак в отдельной комнате. [20] Помимо этого племянница Баргера заявила, что не помнит никаких других фобий, которые у него могли быть. Исследователи пришли к выводу, что Баргер не знал о своей роли в качестве подопытного младенца. [21]
соображения Этические
Сегодняшний эксперимент будет считаться неэтичным согласно этическому кодексу Американской психологической ассоциации , и был принят закон, предотвращающий такие потенциально вредные эксперименты. [22] В начале 1970-х годов, после широко разрекламированных случаев злоупотреблений в ходе исследований, была создана Национальная комиссия по защите людей, являющихся объектами биомедицинских и поведенческих исследований (NCPHS), для изучения вопросов, связанных с защитой людей в ходе исследований. [22] В 1979 году Комиссия выпустила отчет, озаглавленный «Этические принципы и рекомендации по защите людей, являющихся объектами исследований» (обычно называемый « Отчетом Бельмонта» ), в котором были представлены этические рамки, на которых основаны действующие федеральные правила защиты людей, участвующих в исследованиях. [23] [24] Согласно стандартам NCPHS, установленным в конце 1970-х годов, эксперимент, подобный эксперименту Уотсона, был бы запрещен. [25] [26] Исследования с участием участников также регулируются Законом о переносимости и подотчетности медицинского страхования 1996 года и Законом об общественном здравоохранении . требуют обучения исследователей использованию участников-людей Кроме того, с 2000 года Национальные институты здравоохранения . [22]
Критика [ править ]
Подробный обзор оригинального исследования и его последующих интерпретаций Джареда Харриса (1979). [27] заявил:
Критическое прочтение отчета Уотсона и Рейнера (1920) обнаруживает мало свидетельств того, что у Альберта развилась фобия крыс , или даже того, что животные постоянно вызывали у него страх (или тревогу) во время эксперимента Уотсона и Рейнера. Современным теоретикам обучения может быть полезно увидеть, как исследование Альберта послужило толчком к последующим исследованиям... но, похоже, пришло время, наконец, отнести данные Уотсона и Рейнера к категории «интересных, но не поддающихся интерпретации» результатов.
Трудно с уверенностью сказать, что именно произошло во время эксперимента «Маленький Альберт», поскольку конкретные доказательства и научные записи отсутствуют. Хотя во время эксперимента был снят фильм, учебники трактуют его по-разному. Различные источники дают противоречивые сведения о произошедших событиях и поднимают вопросы о том, какие именно стимулы использовались, каких стимулов испугался ребенок и что случилось с ребенком после эксперимента. Было сказано, что большинство учебников «страдают неточностями разной степени» со ссылкой на исследование Уотсона и Рейнера. Тексты часто искажают, преувеличивают или преуменьшают диапазон страхов Альберта, связанных с постобусловливанием. [28]
Другая критика связана со здоровьем ребенка (названного Дугласом Мерриттом), который не был «здоровым», «нормальным» младенцем, как утверждается в исследовании, а был очень болен и проявлял симптомы гидроцефалии с рождения . родственники, которых он так и не научился ни ходить, ни говорить. Ребенок умрет через пять лет после эксперимента из-за осложнений врожденного заболевания. Утверждается, что авторы исследования знали о тяжелом когнитивном дефиците ребенка, ненормальном поведении и необычно частом плаче, но продолжали пугать больного ребенка и распространять свои выводы на здоровых младенцев, что было раскритиковано как академическое мошенничество. [29] [30] Эти обвинения были успешно оспорены в тех же журналах, которые опубликовали первоначальные заявления. В статьях, опровергающих утверждение о «больном ребенке», объясняется, что на самом деле ребенком был Уильям (в семье его называли Альбертом) Баргер, и что ребенок на самом деле был здоровым. [16]
Примечания [ править ]
- ^ Харрис, Б. (1979). Что случилось с маленьким Альбертом? Американский психолог, 34 (2), 151–160.
- ^ Риллинг, Марк (лето 2000 г.). «Как проблема объяснения обучения повлияла на происхождение и развитие бихевиоризма Джона Б. Ватсона» . Американский журнал психологии . 113 (2): 275–301. дои : 10.2307/1423731 . JSTOR 1423731 – через JSTOR.
- ^ Хилл, Г. (2009). Психология уровня AS & A через диаграммы , стр. 27.
- ^ Уотсон и Рейнер, 1920, с. 1
- ^ Любой человек, независимо от его природы, может быть обучен быть кем угодно ; Уотсон, Джон Б.; «Большие идеи просто объяснены: книга по психологии». Лондон: Dorling Kindersley Publishing, Inc., 2012; Веб-ссылка Credo — Требуется подписка; по состоянию на 23 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Шварц; Классические исследования по психологии; Пало-Альто: Mayfield Publishing, 1986; распечатать.
- ^ «Харрис, Б. (1979). Что случилось с маленьким Альбертом. Американский психолог, 34 (2), 151–160» (PDF) . пользователи.sussex.ac.uk . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Хилл, стр. 177.
- ^ (Харрис, 1979).
- ^ Обложка Джонс, М. (1924). Лабораторное исследование страха: случай Питера. Педагогическая семинария, 31 (4), 308–315. https://doi.org/10.1080/08856559.1924.9944851
- ^ «Резерфорд, Александра. «Мэри Кавер Джонс». Феминистские голоса психологии» . www.feministvoices.com . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б ХП; Левинсон С. и Айронс Г.; 2009 г.; стр.605–614"
- ^ Перейти обратно: а б Бек, Х.П., Левинсон, С., и Айронс, Г. (2009). «В поисках маленького Альберта: путешествие в детскую лабораторию Джона Б. Ватсона» (PDF) . Американский психолог . 64 (7): 605–614. дои : 10.1037/a0017234 . ПМИД 19824748 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ ДеАнджелис, Т. «Был ли «Маленький Альберт» болен во время знаменитого исследования выносливости?» . www.apa.org . Американская психологическая ассоциация . Проверено 3 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пауэлл, Рассел А.; Дигдон, Нэнси; Харрис, Бен; Смитсон, Кристофер (2014). «Исправляем запись об Уотсоне, Рейнере и Маленьком Альберте: Альберт Баргер как «потерянный мальчик психологии» » . Американский психолог . 69 (6): 600–611. дои : 10.1037/a0036854 . ПМИД 25197838 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дигдон, Нэнси; Пауэлл, Рассел А.; Харрис, Бен (2014). «Предполагаемое неврологическое нарушение маленького Альберта: Уотсон, Рейнер и исторический пересмотр». История психологии . 17 (4): 312–324. дои : 10.1037/a0037325 . ПМИД 25068585 .
- ^ Бартлетт, Т. (2 июня 2014 г.). «В поисках потерянного мальчика психологии: в 2009 году загадка «Маленького Альберта» десятилетней давности была наконец раскрыта… или так ли это было?» . Хроника высшего образования.
- ^ Пауэлл и др., 2014, с. 603
- ^ Пауэлл и др., 2014, с. 607
- ^ Пауэлл, Рассел А.; Дигдон, Нэнси; Харрис, Бен; Смитсон, Кристофер (2014). «Исправляю запись об Уотсоне, Рейнере и Маленьком Альберте: Альберт Баргер как «потерянный мальчик психологии» » . Американский психолог . 69 (6). Американская психологическая ассоциация: 600–611. дои : 10.1037/a0036854 . ПМИД 25197838 .
- ^ «Что случилось с маленьким Альбертом?» . Эдмонтон, Альберта: Новости Университета Макьюэна. 2 июня 2014 года . Проверено 30 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Доклад Бельмонта – Этические принципы и рекомендации по защите людей, являющихся объектами исследований – Правила и политика ; Веб-сайт (доступны загрузка и видео); HHS.gov; Министерство здравоохранения и социальных служб США; Управление по защите исследований человека; по состоянию на сентябрь 2020 г.
- ^ Американская психологическая ассоциация; 2013.
- ^ Национальный институт здравоохранения
- ^ Американская психологическая ассоциация; 2013 год
- ↑ Примечание. В настоящее время считается неэтичным вызывать у людей реакцию страха в лабораторных условиях, за исключением случаев, когда участник дал информированное согласие на намеренный ужас в рамках эксперимента. Стандарты диктуют, что эксперименты не должны причинять участникам-людям ненужные страдания или какой-либо физический вред. Благополучие людей-участников всегда должно быть первостепенным соображением в любой форме исследования, и это особенно верно в отношении особо защищенных групп, таких как дети .
- ^ Бен Харрис. «Что случилось с маленьким Альбертом?» . Архивировано из оригинала 3 августа 2012 года . Проверено 30 августа 2010 г.
- ^ Харрис, 2011, 10.
- ^ Бартлетт, Том. «Новый поворот в грустной саге о маленьком Альберте» . хроника.com . Хроника высшего образования . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ Фридлунд, Алан Дж.; Бек, Холл П.; Голди, Уильям Д.; Айронс, Гэри (ноябрь 2012 г.). «Маленький Альберт: ребенок с неврологическими нарушениями». История психологии . 15 (4): 302–327. дои : 10.1037/a0026720 . ПМИД 23397921 .
Ссылки [ править ]
- Американская психологическая ассоциация (2010). Этические принципы психологов и Кодекс поведения.
- Бартлетт, Т. (2 июня 2014 г.). «В поисках потерянного мальчика психологии: в 2009 году загадка «Маленького Альберта» десятилетней давности была наконец раскрыта… или так ли это было?» . Хроника высшего образования.
- Бартлетт, Т. (2012). Новый поворот в грустной саге о маленьком Альберте.
- Обложка Джонс, М. (1924). «Лабораторное исследование страха: случай Питера» . Педагогическая семинария . 31 (4): 308–315. дои : 10.1080/08856559.1924.9944851 .
- ДеАнджелис, Т. (2010). «Маленький Альберт» обретает свою личность. Монитор по психологии, 41, 1 . стр. 10.
- Дигдон, Нэнси; Пауэлл, Рассел А.; Харрис, Бен (ноябрь 2014 г.). «Предполагаемые неврологические нарушения маленького Альберта: Уотсон, Рейнер и исторический пересмотр». История психологии . 17 (4): 312–324. дои : 10.1037/a0037325 . ПМИД 25068585 .
- Фридлунд, AJ; Бек, HP; Голди, штат Вашингтон; Айронс, Г. (2012). «Маленький Альберт: ребенок с неврологическими нарушениями». История психологии . 15 (4): 302–327. дои : 10.1037/a0026720 . ПМИД 23397921 .
- Харрис, Б. (2014). Розали Рейнер, феминистка? Журнал истории психологии, 35, 61–69.
- Харрис, Б. (2011). «Отпустить маленького Альберта: дисциплинарная память, история и использование мифа». Журнал истории поведенческих наук . 47 (1): 1–17. дои : 10.1002/jhbs.20470 . ПМИД 21207487 .
- Харрис, Б. (1979). «Что случилось с маленьким Альбертом?» (PDF) . Американский психолог . 34 (2): 151–160. дои : 10.1037/0003-066x.34.2.151 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2009 г.
- Хилл, Г. (2009). Психология AS & A Level через диаграммы , Oxford University Press.
- Хок, Р. (2005). Сорок исследований, изменивших психологию: исследования истории психологических исследований . 5-е изд. Нью-Джерси: Прентис Холл.
- Кашау, Р. (2001). Понимание психологии . Колумбус, Огайо: Glenco/McGraw-Hill.
- Национальный институт здравоохранения (2000). Обязательное образование в области защиты участников исследований на людях.
- Пауэлл. Р.А., Дигдон Н., Харрис Б. и Смитсон К. Исправление записи об Уотсоне, Рейнере и Маленьком Альберте: Альберт Баргер как «потерянный мальчик психологии». Американский психолог.
- Рейсс, Б.К. (1990). Биография Мэри Ковер Джонс. Неопубликованная докторская диссертация. Институт Райта, Лос-Анджелес, Калифорния.
- Уотсон, Дж. Б .; Рейнер, Р. (1920). «Условные эмоциональные реакции» . Журнал экспериментальной психологии . 3 (1): 1–14. дои : 10.1037/h0069608 . hdl : 21.11116/0000-0001-9171-B .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Вейтен, Уэйн (2001). Психология: темы и вариации . Бельмонт: Обучение Уодсворта Томсона. п. 230. ИСБН 978-0-534-36714-5 .