Jump to content

Эксперимент маленького Альберта

Один из серии опубликованных кадров из фильма об эксперименте.
Продолжительность: 3 минуты 21 секунда. Доступны субтитры.
Фильм об эксперименте

Эксперимент « Маленький Альберт» был спорным исследованием, которое психологи середины 20-го века интерпретировали как свидетельство классической обусловленности у людей. Исследование также считается примером генерализации стимулов , хотя чтение отчета об исследовании показывает, что страх не обобщается по цвету или тактильным качествам. [1] Его осуществили Джон Б. Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер в Университете Джонса Хопкинса . Результаты были впервые опубликованы в февральском номере журнала « Экспериментальная психология» за 1920 год .

Наблюдая за детьми в полевых условиях, Уотсон выдвинул гипотезу, что испуганная реакция детей на громкие звуки — это врожденная безусловная реакция. Он хотел проверить идею о том, что, следуя принципам процедуры, ныне известной как «классическое обусловливание», он мог бы использовать эту безусловную реакцию, чтобы заставить ребенка бояться определенного стимула, которого обычно ребенок не боялся бы (в данном случае , пушистые предметы). [2] Однако в своей исследовательской статье он признал, что вызванный им страх не был ни сильным, ни продолжительным.

Метод [ править ]

Целью Уотсона и Рейнера было вызвать фобию у эмоционально стабильного ребенка. [3] Для этого исследования они выбрали девятимесячного младенца из больницы. В ходе эксперимента ребенка называли «Альберт». [4] Ватсон следовал процедурам, которые Иван Павлов использовал в своих экспериментах с собаками. [5]

Перед экспериментом Альберту был проведен ряд базовых эмоциональных тестов: младенцу впервые ненадолго подвергли воздействию белой крысы, кролика, собаки, обезьяны, масок (с волосами и без), ваты, шерсть, горящие газеты и другие раздражители . Во время базовых тестов Альберт не выказал страха ни перед одним из этих предметов.

Для самого эксперимента, когда Альберту исполнилось 11 месяцев, его положили на матрас на стол посреди комнаты. Рядом с Альбертом поместили белую лабораторную крысу и разрешили ему играть с ней. В этот момент Уотсон и Рейнер издавали громкий звук за спиной Альберта, ударяя молотком по подвешенному стальному стержню каждый раз, когда ребенок касался крысы. Альберт отреагировал на шум плачем и проявлением страха. После нескольких таких сочетаний двух стимулов Альберту была представлена ​​только крыса. Увидев крысу, Альберт очень расстроился, заплакал и уполз. Судя по всему, младенец ассоциировал белую крысу с шумом. Крыса, первоначально являвшаяся нейтральным раздражителем , стала условным раздражителем и вызывала эмоциональную (условную) реакцию, аналогичную дистрессу (безусловную реакцию), первоначально вызванному шумом (безусловный раздражитель). [6]

В дальнейших экспериментах Маленький Альберт, похоже, обобщил свою реакцию на белую крысу. Он расстроился при виде нескольких других пушистых предметов, таких как кролик, пушистая собака, шуба из тюленьей шкуры и даже маска Санта-Клауса с белыми ватными шариками в бороде. Однако это обобщение стимулов не распространялось на все, что связано с волосами. [6]

По современным меркам эксперимент Уотсона имел множество недостатков. [7] Например, в нем был только один субъект и не было контрольных субъектов . Более того, такой эксперимент может быть сложно провести в соответствии с действующими законами и правилами, учитывая ожидаемые риски для субъекта.

Последующие события [ править ]

На момент окончания эксперимента Альберту было около года, и, как сообщается, вскоре после этого он покинул больницу. [8] Хотя Уотсон обсуждал, что можно сделать, чтобы устранить обусловленные страхи Альберта, он решил не пытаться провести такую ​​десенсибилизацию Альберта, и вполне вероятно, что страх младенца перед пушистыми существами сохранялся и после эксперимента. [9]

Позже Уотсон прочитал серию лекций по выходным, описывая исследование «Маленького Альберта». Одну из этих лекций посетила Мэри Ковер Джонс , что пробудило в ней интерес к продолжению дипломной работы по психологии. Джонс провел эксперимент, чтобы выяснить, как устранить реакцию страха у детей, и изучил двухлетнего мальчика по имени Питер. Питер разделял те же страхи перед белыми кроликами и пушистыми предметами, что и Маленький Альберт. Джонсу удалось повысить толерантность Питера к белым кроликам, постепенно знакомя его с животным на более коротких расстояниях и заставляя Питера общаться с детьми, которые не боялись кролика. [10] Уотсон указан в публикации исследования как советник и редактор. Мэри Ковер Джонс была первым психологом, который снизил чувствительность или декондиционировал реакцию страха и стал известен как «Мать поведенческой терапии». [11]

Маленького Альберта Идентификация

Согласно некоторым учебникам, [ нужен пример ] Мать Альберта работала в том же здании, что и Ватсон, и не знала, что проводятся тесты. Когда она узнала об этом, она взяла Альберта и ушла, никому не давая знать, куда они идут. Однако отчет 2009 года это оспаривает. [12] В первоначальном отчете говорилось, что мать ребенка была кормилицей в больнице, которая, возможно, чувствовала себя принужденной и не могла отклонить просьбу об использовании ее ребенка в эксперименте Уотсона. Заявление о принуждении было успешно удовлетворено. [ нужны разъяснения ] оспаривается в статье, опубликованной в том же журнале, что и заявление о принуждении. [ нужна ссылка ]

Дуглас Мерритт [ править ]

В 2009 году психологи Холл П. Бек и Шарман Левинсон опубликовали статью, в которой утверждали, что открыли истинную личность «Альберта Б.». [13] Изучив переписку и публикации Уотсона, а также исследование общедоступных документов (таких как перепись населения США 1920 года и государственные записи о рождении и смерти), Бек утверждал, что «Альберт Б.» был псевдонимом Дугласа Мерритта, сына Арвиллы Мерритт, в то время женщины, которая, по-видимому, работала кормилицей в приюте Харриет Лейн. [13]

Позже выяснилось, что у Дугласа Мерритта была гидроцефалия , от которой он умер в возрасте 6 лет. Из-за этого состояния, которое представляет собой скопление спинномозговой жидкости в головном мозге, у Мерритта могли быть серьезные проблемы со зрением во время эксперимента, и это оспаривает утверждение о том, что рассматриваемый ребенок был средним и здоровым. [12] По мнению исследователей, которые изучали этот случай годы спустя, если Дуглас Мерритт действительно был Маленьким Альбертом, его действия во время сеансов кондиционирования соответствовали признакам неврологических нарушений. [14] Это включает в себя то, что Маленький Альберт использует черпание руками, а не хватание жестов, типичных для этого возраста, а также плохие способности к сканированию глаз и отсутствие мимики. Однако другие исследования показали, что Дуглас Мерритт, возможно, не был «Маленьким Альбертом». [15] на самом деле им мог быть молодой Альберт Баргер (известный позже как Уильям Альберт Мартин). [15] [16]

Альберт Баргер [ править ]

Личность, заявленная Beck et al. оспаривается исследователями психологии Рассом Пауэллом, Нэнси Дигдон и Беном Харрисом, которые предлагают альтернативную идентичность на основе имеющихся данных. [15] [16] Альберт Баргер родился на следующий день от Мерритта, и его мать также работала в больнице, где проводился эксперимент. Кроме того, вес его тела и состояние развития близко соответствовали документальным данным эксперимента о состоянии ребенка-испытуемого. [17] Более того, по данным Уотсона и Рейнера (1920), Маленькому Альберту в последний день эксперимента, когда «его забрали из больницы», было 12 месяцев и 21 день (стр. 12), то есть именно такой возраст был у Альберта Баргера, когда он покинул больницу. больница. [18] Наконец, когда Пауэлл и др. разрешили независимо проверить клиническую карту Дугласа Мерритта, выяснилось, что он «полностью слепой», [19] что противоречит фильмам эксперимента, где Маленький Альберт участвует в вероятных случаях объектно-ориентированного действия и социальных ссылок.

С помощью профессионального специалиста по генеалогии исследователи узнали, что Баргер умер в 2007 году в возрасте 87 лет, и опознали одного близкого родственника, племянницу. В интервью племянница Баргера заявила, что они с дядей были довольно близки на протяжении всей его жизни, и признала антипатию Баргера к собакам как общеизвестный факт, из-за которого члены семьи, особенно его жена, дразнили его (исследователи отметили, что нет возможности определить, было ли такое поведение связано с экспериментом Ватсона). Она также сообщила исследователям об отвращении своего дяди к животным в целом, а не только к собакам. Хотя это не было особенно сильным отвращением, во время его визитов членам семьи часто приходилось держать собак в отдельной комнате. [20] Помимо этого племянница Баргера заявила, что не помнит никаких других фобий, которые у него могли быть. Исследователи пришли к выводу, что Баргер не знал о своей роли в качестве подопытного младенца. [21]

соображения Этические

Сегодняшний эксперимент будет считаться неэтичным согласно этическому кодексу Американской психологической ассоциации , и был принят закон, предотвращающий такие потенциально вредные эксперименты. [22] В начале 1970-х годов, после широко разрекламированных случаев злоупотреблений в ходе исследований, была создана Национальная комиссия по защите людей, являющихся объектами биомедицинских и поведенческих исследований (NCPHS), для изучения вопросов, связанных с защитой людей в ходе исследований. [22] В 1979 году Комиссия выпустила отчет, озаглавленный «Этические принципы и рекомендации по защите людей, являющихся объектами исследований» (обычно называемый « Отчетом Бельмонта» ), в котором были представлены этические рамки, на которых основаны действующие федеральные правила защиты людей, участвующих в исследованиях. [23] [24] Согласно стандартам NCPHS, установленным в конце 1970-х годов, эксперимент, подобный эксперименту Уотсона, был бы запрещен. [25] [26] Исследования с участием участников также регулируются Законом о переносимости и подотчетности медицинского страхования 1996 года и Законом об общественном здравоохранении . требуют обучения исследователей использованию участников-людей Кроме того, с 2000 года Национальные институты здравоохранения . [22]

Критика [ править ]

Подробный обзор оригинального исследования и его последующих интерпретаций Джареда Харриса (1979). [27] заявил:

Критическое прочтение отчета Уотсона и Рейнера (1920) обнаруживает мало свидетельств того, что у Альберта развилась фобия крыс , или даже того, что животные постоянно вызывали у него страх (или тревогу) во время эксперимента Уотсона и Рейнера. Современным теоретикам обучения может быть полезно увидеть, как исследование Альберта послужило толчком к последующим исследованиям... но, похоже, пришло время, наконец, отнести данные Уотсона и Рейнера к категории «интересных, но не поддающихся интерпретации» результатов.

Трудно с уверенностью сказать, что именно произошло во время эксперимента «Маленький Альберт», поскольку конкретные доказательства и научные записи отсутствуют. Хотя во время эксперимента был снят фильм, учебники трактуют его по-разному. Различные источники дают противоречивые сведения о произошедших событиях и поднимают вопросы о том, какие именно стимулы использовались, каких стимулов испугался ребенок и что случилось с ребенком после эксперимента. Было сказано, что большинство учебников «страдают неточностями разной степени» со ссылкой на исследование Уотсона и Рейнера. Тексты часто искажают, преувеличивают или преуменьшают диапазон страхов Альберта, связанных с постобусловливанием. [28]

Другая критика связана со здоровьем ребенка (названного Дугласом Мерриттом), который не был «здоровым», «нормальным» младенцем, как утверждается в исследовании, а был очень болен и проявлял симптомы гидроцефалии с рождения . родственники, которых он так и не научился ни ходить, ни говорить. Ребенок умрет через пять лет после эксперимента из-за осложнений врожденного заболевания. Утверждается, что авторы исследования знали о тяжелом когнитивном дефиците ребенка, ненормальном поведении и необычно частом плаче, но продолжали пугать больного ребенка и распространять свои выводы на здоровых младенцев, что было раскритиковано как академическое мошенничество. [29] [30] Эти обвинения были успешно оспорены в тех же журналах, которые опубликовали первоначальные заявления. В статьях, опровергающих утверждение о «больном ребенке», объясняется, что на самом деле ребенком был Уильям (в семье его называли Альбертом) Баргер, и что ребенок на самом деле был здоровым. [16]

Примечания [ править ]

  1. ^ Харрис, Б. (1979). Что случилось с маленьким Альбертом? Американский психолог, 34 (2), 151–160.
  2. ^ Риллинг, Марк (лето 2000 г.). «Как проблема объяснения обучения повлияла на происхождение и развитие бихевиоризма Джона Б. Ватсона» . Американский журнал психологии . 113 (2): 275–301. дои : 10.2307/1423731 . JSTOR   1423731 – через JSTOR.
  3. ^ Хилл, Г. (2009). Психология уровня AS & A через диаграммы , стр. 27.
  4. ^ Уотсон и Рейнер, 1920, с. 1
  5. ^ Любой человек, независимо от его природы, может быть обучен быть кем угодно ; Уотсон, Джон Б.; «Большие идеи просто объяснены: книга по психологии». Лондон: Dorling Kindersley Publishing, Inc., 2012; Веб-ссылка Credo — Требуется подписка; по состоянию на 23 сентября 2013 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Стивен Шварц; Классические исследования по психологии; Пало-Альто: Mayfield Publishing, 1986; распечатать.
  7. ^ «Харрис, Б. (1979). Что случилось с маленьким Альбертом. Американский психолог, 34 (2), 151–160» (PDF) . пользователи.sussex.ac.uk . Проверено 12 июня 2023 г.
  8. ^ Хилл, стр. 177.
  9. ^ (Харрис, 1979).
  10. ^ Обложка Джонс, М. (1924). Лабораторное исследование страха: случай Питера. Педагогическая семинария, 31 (4), 308–315. https://doi.org/10.1080/08856559.1924.9944851
  11. ^ «Резерфорд, Александра. «Мэри Кавер Джонс». Феминистские голоса психологии» . www.feministvoices.com . Проверено 12 июня 2023 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б ХП; Левинсон С. и Айронс Г.; 2009 г.; стр.605–614"
  13. ^ Перейти обратно: а б Бек, Х.П., Левинсон, С., и Айронс, Г. (2009). «В поисках маленького Альберта: путешествие в детскую лабораторию Джона Б. Ватсона» (PDF) . Американский психолог . 64 (7): 605–614. дои : 10.1037/a0017234 . ПМИД   19824748 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ ДеАнджелис, Т. «Был ли «Маленький Альберт» болен во время знаменитого исследования выносливости?» . www.apa.org . Американская психологическая ассоциация . Проверено 3 декабря 2020 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Пауэлл, Рассел А.; Дигдон, Нэнси; Харрис, Бен; Смитсон, Кристофер (2014). «Исправляем запись об Уотсоне, Рейнере и Маленьком Альберте: Альберт Баргер как «потерянный мальчик психологии» » . Американский психолог . 69 (6): 600–611. дои : 10.1037/a0036854 . ПМИД   25197838 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Дигдон, Нэнси; Пауэлл, Рассел А.; Харрис, Бен (2014). «Предполагаемое неврологическое нарушение маленького Альберта: Уотсон, Рейнер и исторический пересмотр». История психологии . 17 (4): 312–324. дои : 10.1037/a0037325 . ПМИД   25068585 .
  17. ^ Бартлетт, Т. (2 июня 2014 г.). «В поисках потерянного мальчика психологии: в 2009 году загадка «Маленького Альберта» десятилетней давности была наконец раскрыта… или так ли это было?» . Хроника высшего образования.
  18. ^ Пауэлл и др., 2014, с. 603
  19. ^ Пауэлл и др., 2014, с. 607
  20. ^ Пауэлл, Рассел А.; Дигдон, Нэнси; Харрис, Бен; Смитсон, Кристофер (2014). «Исправляю запись об Уотсоне, Рейнере и Маленьком Альберте: Альберт Баргер как «потерянный мальчик психологии» » . Американский психолог . 69 (6). Американская психологическая ассоциация: 600–611. дои : 10.1037/a0036854 . ПМИД   25197838 .
  21. ^ «Что случилось с маленьким Альбертом?» . Эдмонтон, Альберта: Новости Университета Макьюэна. 2 июня 2014 года . Проверено 30 августа 2014 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Доклад Бельмонта – Этические принципы и рекомендации по защите людей, являющихся объектами исследований – Правила и политика ; Веб-сайт (доступны загрузка и видео); HHS.gov; Министерство здравоохранения и социальных служб США; Управление по защите исследований человека; по состоянию на сентябрь 2020 г.
  23. ^ Американская психологическая ассоциация; 2013.
  24. ^ Национальный институт здравоохранения
  25. ^ Американская психологическая ассоциация; 2013 год
  26. Примечание. В настоящее время считается неэтичным вызывать у людей реакцию страха в лабораторных условиях, за исключением случаев, когда участник дал информированное согласие на намеренный ужас в рамках эксперимента. Стандарты диктуют, что эксперименты не должны причинять участникам-людям ненужные страдания или какой-либо физический вред. Благополучие людей-участников всегда должно быть первостепенным соображением в любой форме исследования, и это особенно верно в отношении особо защищенных групп, таких как дети .
  27. ^ Бен Харрис. «Что случилось с маленьким Альбертом?» . Архивировано из оригинала 3 августа 2012 года . Проверено 30 августа 2010 г.
  28. ^ Харрис, 2011, 10.
  29. ^ Бартлетт, Том. «Новый поворот в грустной саге о маленьком Альберте» . хроника.com . Хроника высшего образования . Проверено 8 июня 2017 г.
  30. ^ Фридлунд, Алан Дж.; Бек, Холл П.; Голди, Уильям Д.; Айронс, Гэри (ноябрь 2012 г.). «Маленький Альберт: ребенок с неврологическими нарушениями». История психологии . 15 (4): 302–327. дои : 10.1037/a0026720 . ПМИД   23397921 .

Ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Вейтен, Уэйн (2001). Психология: темы и вариации . Бельмонт: Обучение Уодсворта Томсона. п. 230. ИСБН  978-0-534-36714-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fb5cb913cd4f3342e3e75a8dcbc08d3__1720626000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/d3/4fb5cb913cd4f3342e3e75a8dcbc08d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Little Albert experiment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)