Jump to content

Теория разумных действий

(Перенаправлено из Теории разумного действия )
коммуникативная теория разумных действий
Теория разумных действий, адаптированная из Фишбейна и Айзена. [ 1 ]

Теория разумного действия ( TRA или ToRA ) направлена ​​на объяснение взаимосвязи между установками и поведением в рамках человеческих действий. В основном он используется для прогнозирования поведения людей на основе их ранее существовавших установок и поведенческих намерений. Решение человека участвовать в определенном поведении основано на результатах, которые он ожидает получить в результате выполнения такого поведения. разработанная Мартином Фишбейном и Ицеком Айзеном Эта теория, в 1967 году, основана на предыдущих исследованиях в области социальной психологии , моделей убеждения и теорий отношения. Теории Фишбейна предполагали связь между отношением и поведением (отношения A – B). Однако критики подсчитали, что теории отношений не являются хорошими индикаторами человеческого поведения. [ нужна ссылка ] Позже TRA была пересмотрена и расширена двумя теоретиками в последующие десятилетия, чтобы преодолеть любые несоответствия во взаимоотношениях A–B с теорией запланированного поведения (TPB) и подходом обоснованных действий (RAA). Эта теория также используется в коммуникативном дискурсе как теория понимания. [ 2 ]

Основная цель TRA — понять произвольное поведение человека путем изучения лежащей в его основе базовой мотивации к совершению действия. [ 3 ] TRA утверждает, что намерение человека совершить определенное поведение является основным предиктором того, действительно ли он выполняет это поведение. [ 4 ] Кроме того, нормативный компонент (т. е. социальные нормы, окружающие данное действие) также влияет на то, будет ли человек фактически совершать такое поведение. Согласно теории, намерение совершить определенное поведение предшествует фактическому поведению. [ 5 ] Это намерение известно как поведенческое намерение и возникает в результате убеждения, что выполнение определенного поведения приведет к определенному результату. Поведенческое намерение важно для теории, поскольку эти намерения «определяются отношением к поведению и субъективными нормами». [ 6 ] TRA предполагает, что более сильные намерения приводят к увеличению усилий по выполнению определенного поведения, что также увеличивает вероятность его выполнения.

Ключевые понятия и условия

[ редактировать ]

Поведение

[ редактировать ]

Позитивистский подход к исследованию поведения, TRA пытается предсказать и объяснить намерение человека совершить определенное поведение . Теория требует, чтобы поведение было четко определено с точки зрения четырех следующих концепций: действие (например, пойти, получить), цель (например, маммография), контекст (например, в центре скрининга молочной железы) и время (например, в течение 12 месяцев). ). [ 7 ] Согласно TRA, поведенческое намерение является основным мотиватором поведения , а двумя ключевыми факторами, определяющими поведенческое намерение, являются отношения и нормы людей. [ 8 ] Изучая отношения и субъективные нормы, исследователи могут понять, будет ли человек выполнять намеченное действие или нет. [ 8 ]

Отношения

[ редактировать ]

Согласно TRA, отношения являются одним из ключевых факторов, определяющих поведенческие намерения, и относятся к тому, как люди относятся к определенному поведению. [ 9 ] На эти установки влияют два фактора: сила поведенческих убеждений относительно результатов совершаемого поведения (т. е. вероятен ли результат) и оценка потенциальных результатов (т. е. является ли результат положительным). [ 8 ] Отношение к определенному поведению может быть положительным, отрицательным или нейтральным. [ 10 ] Теория утверждает, что существует прямая корреляция между установками и результатами: если человек верит, что определенное поведение приведет к желаемому или благоприятному результату, то он с большей вероятностью будет иметь положительное отношение к такому поведению. С другой стороны, если человек считает, что определенное поведение приведет к нежелательному или неблагоприятному результату, то он, скорее всего, будет иметь негативное отношение к такому поведению. [ 8 ] [ 9 ] и влиять на решение о внедрении инноваций.

Поведенческое убеждение

[ редактировать ]

Поведенческие убеждения позволяют нам понять мотивы поведения людей с точки зрения последствий такого поведения. [ 11 ] Эта концепция предполагает, что люди склонны связывать выполнение определенного поведения с определенным набором результатов или характеристик. [ 9 ] Например, человек считает, что если он или она будет учиться в течение месяца для сдачи экзамена на получение водительских прав, то он сдаст тест, провалив его с первого раза, вообще не учась. Здесь поведенческое убеждение заключается в том, что учеба в течение месяца приравнивается к успеху, тогда как отсутствие учебы вообще связано с неудачей.

Оценка . результата относится к тому, как люди воспринимают и оценивают потенциальные результаты совершаемого поведения [ 8 ] Такие оценки задуманы в бинарной манере «хорошо-плохо». [ 7 ] Например, человек может оценить результат отказа от курения сигарет как положительный, если его поведенческое убеждение заключается в улучшении дыхания и чистоте легких. И наоборот, человек может оценить результат отказа от курения сигарет как негативный, если поведенческим убеждением является увеличение веса после прекращения курения.

Субъективные нормы

[ редактировать ]

Субъективные нормы также являются одним из ключевых детерминантов поведенческих намерений и относятся к тому, как восприятие соответствующих групп или отдельных лиц, таких как члены семьи, друзья и сверстники, может повлиять на поведение человека. [ 10 ] Айзен определяет субъективные нормы как «воспринимаемое социальное давление, заставляющее совершать или не совершать определенное поведение». [ 9 ] Согласно TRA, у людей развиваются определенные убеждения или нормативные убеждения относительно того, приемлемо ли определенное поведение. [ 8 ] Эти убеждения формируют восприятие поведения и определяют намерение совершать или не совершать данное поведение. [ 8 ] [ 9 ] Например, если кто-то считает, что употребление рекреационных наркотиков (поведение) приемлемо в пределах его социальной группы, он, скорее всего, захочет участвовать в этой деятельности. С другой стороны, если группы друзей считают, что поведение человека плохое, он с меньшей вероятностью будет участвовать в рекреационном употреблении наркотиков. Однако субъективные нормы также учитывают мотивацию людей соответствовать взглядам и представлениям своего круга общения , которые варьируются в зависимости от ситуации и мотивации человека. [ 8 ]

Нормативные убеждения

[ редактировать ]

Нормативные убеждения касаются того, одобряют ли референтные группы данное действие. Существует прямая корреляция между нормативными убеждениями и поведением. Обычно, чем больше вероятность того, что референтные группы одобряют действие, тем больше вероятность того, что человек его выполнит. И наоборот, чем меньше вероятность того, что референтные группы одобрят действие, тем меньше вероятность, что человек его совершит. [ 7 ]

Мотивация соблюдать

[ редактировать ]

Мотивация подчиняться учитывает тот факт, что люди могут соблюдать или не соблюдать социальные нормы референтных групп, окружающих данное действие. В зависимости от мотивации человека с точки зрения соблюдения социального давления , человек либо поддастся социальному давлению совершения действия, если оно считается приемлемым, либо, альтернативно, будет сопротивляться социальному давлению совершения действия, если оно считается неприемлемым. [ 7 ]

Поведенческое намерение

[ редактировать ]

Поведенческое намерение является функцией как установок, так и субъективных норм в отношении этого поведения (также известных как нормативный компонент). Отношение — это то, насколько сильно человек придерживается отношения к действию, а субъективные нормы — это социальные нормы, связанные с действием. Чем сильнее установка и чем позитивнее субъективная норма, тем выше должны быть отношения А–В. Однако установки и субъективные нормы вряд ли будут иметь одинаковый вес при прогнозировании поведения. В зависимости от человека и ситуации эти факторы могут по-разному влиять на поведенческие намерения , поэтому каждому из этих факторов присваивается вес. [ 12 ] Несколько исследований показали, что непосредственный предшествующий опыт определенной деятельности приводит к увеличению веса компонента отношения в функции поведенческого намерения . [ 13 ]

В простейшей форме TRA можно выразить следующим уравнением:

где:

  • BI = поведенческое намерение
  • ( AB ) = отношение человека к выполнению действия
  • W = эмпирически полученные веса
  • SN = субъективная норма, связанная с поведением. [ 14 ]

Теоретики TRA отмечают, что есть три условия, которые могут повлиять на взаимосвязь между поведенческим намерением и поведением. Первое условие состоит в том, что «мера намерения должна соответствовать уровням их специфичности». [ 15 ] Это означает, что для прогнозирования конкретного поведения поведенческое намерение должно быть столь же конкретным. Второе условие состоит в том, что должна быть «стабильность намерений между временем измерения и выполнением поведения». [ 15 ] Намерение должно оставаться неизменным между моментом его возникновения и моментом выполнения действия. Третье условие — «степень, в которой осуществление намерения находится под волевым контролем личности». [ 15 ] Человек всегда имеет контроль над тем, выполнять ли определенное поведение или нет. Эти условия связаны с переходом от вербальных реакций к реальному поведению. [ 15 ]

Область применения и ограничения

[ редактировать ]

В то время как Фишбейн и Айзен разработали TRA в области здравоохранения, чтобы понять поведение человека, теоретики утверждали, что TRA можно применять в любом контексте, чтобы понять и даже предсказать любое поведение человека. [ 8 ] По мнению Шеппарда и др., поведенческое намерение может предсказать выполнение «любого произвольного действия, если только намерение не изменится до выполнения или если мера намерения не соответствует поведенческому критерию с точки зрения действия, цели, контекста, временных рамок». и/или специфичность». [ 16 ] В их заявлении утверждается, что согласно TRA, мера поведенческого намерения может предсказать, выполнит ли человек определенное действие или нет, при условии, что поведенческое намерение остается неизменным, а поведение четко и правильно определено. [ 16 ] [ 10 ] Расширяя сферу применения TRA, Шеппард провел исследование, в котором они применяли TRA в ситуациях, которые не полностью соответствовали концепции Фишбейна и Айзена . Изучив 87 предыдущих эмпирических исследований, они применили теорию в контекстах, где у человека не было полного волевого контроля над поведением и/или где у людей не было всей информации для развития намерения. [ 17 ] К своему удивлению, они обнаружили, что TRA может успешно применяться в ситуациях, которые не полностью соответствуют трем формальным условиям, указанным в теории. [ 16 ] [ 17 ]

Ограничения

[ редактировать ]

Хотя сфера применения TRA широка, теория по-прежнему имеет свои ограничения и, как и любая другая теория, нуждается в постоянном уточнении и пересмотре, особенно когда речь идет о выборе и целях. [ 16 ] Различие между целевым намерением и поведенческим намерением касается способности достичь своего намерения, которая включает в себя множество переменных, что создает большую неопределенность. Айзен признал, что «некоторые виды поведения с большей вероятностью создают проблемы с контролем, чем другие, но мы никогда не можем быть абсолютно уверены в том, что будем в состоянии осуществить наши намерения. Если смотреть в этом свете, становится ясно, что, строго говоря, каждое намерение является цель, достижение которой подвержено некоторой степени неопределенности». [ 18 ] [ 19 ]

По мнению Игли и Чайкена, TRA не учитывает, что отдельные условия, позволяющие осуществлять определенное поведение, недоступны отдельным лицам. [ 20 ] Поскольку TRA фокусируется на поведении, которое люди решительно реализуют, теория ограничена с точки зрения возможности прогнозировать поведение, требующее доступа к определенным возможностям, навыкам, условиям и/или ресурсам. [ 20 ] [ 17 ] Кроме того, определенные намерения не обязательно играют роль с точки зрения связи отношений и поведения. [ 21 ] Согласно исследованию, проведенному Багоцци и Йи, осуществлению действия не всегда предшествует сильное намерение. На самом деле, установки и поведение не всегда могут быть связаны намерениями, особенно когда поведение не требует больших когнитивных усилий. [ 21 ] [ 17 ]

Разработка и исследование

[ редактировать ]

В 1979 году компания HC Triandis предложила расширить TRA, включив в него больше компонентов. Этими факторами были привычка, облегчающие условия и аффект. Когда человек выполняет определенные действия рутинным образом, у него формируется привычка. Облегчающие условия – это условия, которые делают выполнение действия более или менее трудным. Оба эти условия напрямую влияют на их поведение. С другой стороны, аффект — это эмоциональная реакция человека на определенное поведение, и эта эмоциональная реакция влияет только на поведенческие намерения, а не на поведение напрямую. [ 22 ] Эта расширенная версия TRA использовалась для изучения поведения женщин, например, участия женщин в процедурах маммографии . [ 23 ]

В 1985 году Айзен расширил TRA до того, что он называет теорией запланированного поведения (TPB). Это предполагает добавление одного основного предиктора — воспринимаемого поведенческого контроля. [ 24 ] Это дополнение было введено для учета случаев, когда у людей есть намерение совершить определенное поведение, но фактическое поведение срывается по субъективным и объективным причинам. [ 19 ] В теории запланированного поведения отношение, субъективные нормы и поведенческий контроль оказывают «важное, хотя и по-разному взвешенное, влияние на намерение человека вести себя». [ 12 ]

Несмотря на улучшение, предполагается, что TRA и TPB учитывают детерминанты поведения только тогда, когда и мотивация, и возможность обрабатывать информацию высоки. Очевидно, необходимы дальнейшие исследования, демонстрирующие причинно-следственные связи между переменными TPB и любыми его расширениями. [ 25 ] Модель также мало упоминает о процессе памяти. [ 26 ]

Приложения

[ редактировать ]

TRA использовалась во многих исследованиях в качестве основы для изучения конкретных видов поведения, таких как коммуникативное поведение, потребительское поведение и поведение в отношении здоровья. Многие исследователи используют эту теорию для изучения поведения, связанного с высоким риском и опасностью, такого как неэтичное поведение, [ 27 ] а также девиантное поведение . Напротив, некоторые исследования применили эту теорию к более нормативным и рациональным типам действий, таким как поведение при голосовании. [ 28 ] Исследователи Дэвис, Фоксалл и Паллистер предполагают, что TRA можно протестировать, если «поведение измеряется объективно, без установления связи с предшествующим намерением». [ 29 ] Однако в большинстве исследований намерение рассматривается из-за его центральной роли в теории.

Коммуникация

[ редактировать ]

Дедовщина в студенческом братстве и женском обществе

[ редактировать ]

TRA применялась для изучения намерений разоблачать и дедовщины в организациях колледжей, особенно в братствах и женских клубах . Ричардсон и др. намеревался изучить информацию о нарушениях, используя TRA в качестве основы для прогнозирования того, будут ли люди сообщать о случаях дедовщины или нет. Их исследование позволило выяснить, остаются ли отношения, предложенные моделью TRA, верными для прогнозирования намерений разоблачить, и будут ли эти отношения меняться в зависимости от серьезности инцидента дедовщины.

Ричардсон и др. опросили 259 студентов из греческих организаций в университетах на юго-западе США. Вопросы опроса измеряли различные аспекты модели TRA: поведенческие убеждения, оценки результатов, отношение к поведению, нормативные убеждения, мотивацию подчиняться, субъективные нормы и эндогенную переменную последствий. В ходе вопросов респондентам предлагалось оценить свои ответы по различным 7-балльным шкалам. «Участники исследования ответили на один из трех сценариев, различающихся по уровню серьезности, описывая ситуацию дедовщины, происходящую в их братстве или женском клубе». [ 30 ] В соответствии с теорией исследователи хотели определить, повлияют ли на них отношение к дедовщине, опасной деятельности и принадлежности к группе, а также субъективные нормы, касающиеся информирования о нарушениях (реакция других, последствия сообщения о действиях, изоляция от группы). будет ли человек сообщать о случае дедовщины или нет. Результаты исследования показали, что люди с большей вероятностью сообщали или сообщали о случаях дедовщины, которые были более серьезными или вредными для людей. В то же время люди были также обеспокоены восприятием отношения к ним других людей и последствиями, с которыми они могут столкнуться, если сообщат о случаях дедовщины.

Связи с общественностью и маркетинг

[ редактировать ]

TRA можно применять в сфере связей с общественностью и маркетинга, применяя основы теории к кампаниям. Несколько примеров этого: использование его в маркетинговой стратегии отеля и вероятность того, что клиенты вернутся в отель на основе поведения. [ 31 ] Бренды и компании могут использовать эту теорию, чтобы увидеть, что потребители собираются покупать и как создавать материалы для кампаний на основе этой информации. [ 32 ] Другие исследователи исследовали мотивацию потребителей и расширили модель TRA. [ 33 ]

Обмен знаниями в компаниях

[ редактировать ]

TRA используется для изучения коммуникационного поведения в корпорациях. Одним из видов поведения, которое помогло охарактеризовать TRA, является обмен знаниями (KS) в компаниях. В исследовании, проведенном Хо, Сюй и О, они предложили две модели построения процесса KS путем введения TRA и теории игр (GT). Одна модель отражает личные психологические чувства (отношения и субъективные нормы), другая модель не только отражает личные чувства, но и принимает во внимание решения других людей. Сравнивая две модели, исследователи обнаружили, что модель, основанная на TRA, имеет более высокую точность прогнозирования, чем модель, основанная на TRA и GT. Они пришли к выводу, что сотрудники «имеют высокую вероятность не анализировать решения других». [ 34 ] и оказывает ли принятие во внимание решения других коллег большое влияние на поведенческие намерения людей в области КС. Указывается, что «чем больше в организациях лиц, принимающих косвенные решения, тем менее эффективна КС». [ 34 ] Чтобы стимулировать КС, менеджерам компаний следует избегать включения в проекты лиц, непрямо принимающих решения. [ 34 ]

Потребительское поведение

[ редактировать ]

Использование купона

[ редактировать ]

Использование купонов также изучалось с помощью системы TRA исследователями, интересующимися поведением потребителей и продавцов. В 1984 году Теренс Шимп и Аликан Кавас применили эту теорию к поведению при использовании купонов, исходя из исследовательской предпосылки, что «использование купонов - это рациональное, систематическое и продуманное поведение». [ 35 ] в отличие от других приложений теории к более опасным типам поведения.

TRA служит полезной моделью, поскольку может помочь выяснить, определяются ли «намерения потребителей использовать купоны их отношением и восприятием того, считают ли важные другие люди, что следует или не следует прилагать усилия для вырезания, сохранения и использования купонов». [ 35 ] На поведенческие намерения потребителей влияют их личные убеждения относительно использования купонов, а именно, считают ли они, что экономия денег важна, и готовы ли они тратить время на вырезание купонов. Эти потенциальные убеждения также повлияли на мысли пользователей купонов о том, что другие думают об использовании ими купонов. Вместе пользователь купона будет использовать свои собственные убеждения и мнения других, чтобы сформировать общее отношение к использованию купона. Чтобы подойти к этому исследованию, Шимп и Аликан опросили 770 домохозяйств и измерили аспекты модели TRA с точки зрения ответов участников. Полученные ответы показали, что нормы потребителей «частично определяются их личными убеждениями в отношении использования купонов, и в еще большей степени, что на это отношение влияет интернализация убеждений других». [ 35 ] На позитивное отношение к такому поведению влияет представление человека о том, что его партнеры будут удовлетворены потраченным временем и усилиями, направленными на экономию денег.

3 переменные в единице лояльности к бренду (UBL)

Лояльность к бренду

[ редактировать ]

TRA была применена для того, чтобы по-новому определить лояльность к бренду . Согласно TRA, предпосылками покупательского поведения являются отношение к покупке и субъективная норма. В 1998 году Ха провел исследование, чтобы изучить взаимосвязь между несколькими предшественниками лояльности к бренду (UBL), представив TRA. Потребители лояльны к бренду, когда и отношение, и поведение благоприятны. В своем исследовании Ха разработал таблицу, показывающую 8 комбинаций лояльности клиентов к бренду на основе их лояльности по 3 переменным – отношение к поведению, субъективная норма и покупательское поведение лояльно. По мнению Ха, менеджеры по маркетингу не должны разочаровываться из-за временной нелояльности и должны стремиться завоевать лояльность к бренду, когда клиенты демонстрируют лояльность к двум из трех переменных, но им необходимо заново диагностировать лояльность своих клиентов к бренду, когда клиенты проявляют лояльность к бренду. только один из них. Основное внимание следует сосредоточить либо на повышении отношения потребителя к своему бренду, либо на адаптации бренда к социальные нормы . [ 36 ] Новое исследование изучало нормы в социальных сетях, способствуя TRA с более актуальной точки зрения. [ 37 ]

Зеленое поведение

[ редактировать ]

TRA также использовался для изучения отношения потребителей к возобновляемым источникам энергии . В 2000 году Банг и др. обнаружили, что люди, которых заботят экологические проблемы, такие как загрязнение окружающей среды, более охотно тратят больше на возобновляемую энергию. [ 38 ] Аналогичным образом, исследование шведских потребителей, проведенное Hansla et al. в 2008 году. показало, что те, кто положительно относится к возобновляемым источникам энергии, с большей готовностью тратят деньги на устойчивую энергетику для своих домов. [ 39 ] Эти исследования доказывают, что эмоциональная реакция людей на ту или иную тему влияет на их отношение, что, в свою очередь, влияет на их поведенческие намерения. Эти исследования также предоставляют примеры того, как TRA используется для сбыта товаров, которые могут не иметь особого смысла со строго экономической точки зрения. Готч и Холл исследовали поведение детей, связанное с природой, с помощью подхода TRA. [ 40 ]

Кроме того, исследование Мишары и др. доказало, что существует положительная связь между поведенческими намерениями и реальным поведением в принятии зеленых информационных технологий (GIT). Те профессионалы, которые положительно относятся к GIT, склонны использовать GIT на практике. [ 41 ]

Поколение Z

[ редактировать ]

Совсем недавно поколение Z было изучено с использованием TRA для определения их покупательского поведения и покупательских намерений в отношении продуктов. С ростом онлайн-воздействия поколения Z многие исследования были сосредоточены на том, как это влияет на их намерения, а также на том, как их осведомленность об этических дилеммах влияет на принятие ими решений. В 2022 году Джафарова и Футс обнаружили, что поколение Z хорошо осведомлено не только об этических, но и об экологических проблемах из-за воздействия средств массовой информации. Кроме того, они обнаружили, что это влияет на их потребительское поведение, несмотря на их финансовое положение. [ 42 ] В 2019 году Коупленд и Чжао предложили также добавить к TRA социальное влияние сверстников на системы социальных сетей, такие как Instagram, из-за его влияния на покупательские намерения. Поскольку поколение Z являются основными участниками и потребителями социальных сетей, таких как Instagram, это показывает, как это влияет на их намерения при покупке продуктов. [ 43 ] Аналогичное исследование изучает, как на намерения поколения Z влияют не только их этические убеждения и воздействие социальных сетей, но и то, как спроектированы сайты, на которых они делают покупки. В 2023 году Рю и др. обнаружили, что поколение Z предпочитает омниканальные покупки, и когда компании обеспечивают бесперебойный и бесперебойный процесс совершения покупок, поколение Z более склонно покупать эти продукты. [ 44 ]

Поведение в отношении здоровья

[ редактировать ]

Использование презервативов

[ редактировать ]

TRA часто используется в качестве основы и прогностического механизма прикладных исследований сексуального поведения, особенно в области профилактики заболеваний, передающихся половым путем, таких как ВИЧ. В 2001 году Альбаррасин, Джонсон, Фишбейн и Мюллерлейле применили теорию обоснованных действий (TRA) и теорию запланированного поведения (TPB) для изучения того, насколько хорошо эти теории прогнозируют использование презервативов . [ 45 ] Чтобы соответствовать TRA, авторы синтезировали 96 наборов данных (N = 22 594) и связали каждый компонент использования презервативов с определенным весом. Их исследование показывает, что TRA и TPB являются весьма успешными предикторами использования презервативов. Согласно их обсуждению, «люди с большей вероятностью будут использовать презервативы, если у них ранее сформировались соответствующие намерения. Эти намерения использовать презервативы, по-видимому, проистекают из установок, субъективных норм и воспринимаемого поведенческого контроля. Эти установки и нормы, в свою очередь, появляются Тем не менее, то, оценивалось ли поведение ретроспективно или проспективно, было важным фактором, влияющим на величину связей между теоретически важными переменными». [ 45 ]

Сексуальное поведение девочек-подростков

[ редактировать ]

В 2011 году У. М. Досвелл, Брэкстер, Ча и Ким исследовали сексуальное поведение афроамериканских девочек-подростков и применили эту теорию в качестве основы для понимания этого поведения. TRA может объяснить такое поведение тем, что на поведенческие намерения подростков вступить в раннюю половую жизнь влияют их ранее существовавшие установки и субъективные нормы их сверстников. Отношения в этом контексте представляют собой благоприятную или неблагоприятную предрасположенность к сексуальному поведению подростков. [ 3 ] Субъективные нормы — это воспринимаемое социальное давление, которое подростки испытывают со стороны своих друзей, одноклассников и других групп сверстников, побуждая их к сексуальному поведению. В качестве основы TRA предполагает, что подростки будут участвовать в раннем поведении из-за своего собственного отношения к поведению и субъективных норм своих сверстников. В этом случае намерение — это волевой план раннего сексуального поведения. [ 3 ] Результаты студента показали, что TRA помогает прогнозировать раннее сексуальное поведение среди афроамериканских девочек-подростков. Отношение к сексу и субъективные нормы коррелировали с намерениями участвовать в раннем сексуальном поведении в выборке исследования.

Педиатры, родители и прививки от ВПЧ

[ редактировать ]

Исследование, проведенное в 2011 году по изучению поведения педиатров в отношении вакцины против вируса папилломы человека (ВПЧ) , показало, что TRA прогнозирует, что педиатры будут поощрять родителей вакцинировать своих дочерей. Роберто, Кригер, Кац, Гоэй и Джайн обнаружили, что нормы, связанные с этой темой, более важны для прогнозирования поведения, чем воспринимаемый поведенческий контроль. [ 46 ]

Упражнение

[ редактировать ]

Сообщество общественного здравоохранения, заинтересованное в снижении растущего уровня ожирения, использовало TRA для изучения поведения людей при физических нагрузках. Исследование 1981 года, проведенное Бентлером и Спекартом, показало, что намерение заниматься спортом определялось отношением человека к упражнениям, как предсказывало TRA. [ 47 ] В более широком обзоре литературы по изучению упражнений с использованием TRA и TPB было установлено, что поведенческое намерение тренироваться лучше определяется TRA, чем TPB, поскольку воспринимаемый поведенческий контроль не оказал существенного влияния на намерение тренироваться. [ 48 ]

Проблемы

[ редактировать ]

Согласно оригинальной формулировке TRA Фишбейна и Айзена (1967), мера поведенческого намерения будет предсказывать выполнение любого произвольного действия, если только намерение не изменится до выполнения или если мера намерения не соответствует поведенческому критерию с точки зрения действия. , цель, контекст, временные рамки и/или специфика. [ 18 ] Модель TRA была подвергнута сомнению в результате исследований, направленных на изучение ее ограничений и неадекватности.

Указывается, что главной проблемой TRA является незнание связей между людьми, как межличностных и социальных отношений, в которых они действуют, так и более широких социальных структур, которые управляют социальной практикой. [ 49 ] Хотя TRA признает важность социальных норм , стратегии ограничиваются учетом индивидуального восприятия этих социальных явлений. Верования, отношения и понимания человека представляют собой деятельность; поэтому различие этих двух факторов неоднозначно. В 1972 году Шварц и Тесслер отметили, что существуют и другие важные и субъективные детерминанты намерений, выходящие за рамки отношения к поведению и субъективных норм. А именно, они предполагают, что чувство добра и зла, а также убеждения, связанные с моральными обязательствами, также могут влиять на намерения человека. [ 50 ] Эта система ценностей усваивается независимо от Фишбейна и Айзена . субъективных норм [ 17 ] Более того, социальные изменения могут быть поколенческими, а не суммой индивидуальных изменений. TRA не может отразить и чрезмерно упростить социальные процессы изменений и социальную природу самих изменений: модель, в которой люди коллективно присваивают и конструируют новые значения и практику. [ 49 ] [ 17 ]

Кроме того, привыкание к прошлому поведению также имеет тенденцию уменьшать влияние намерения на поведение по мере усиления привычки. Постепенно поведение становится менее рациональным и инициативным, а скорее выученным ответом. Кроме того, намерение, похоже, оказывает прямое влияние на поведение только в краткосрочной перспективе. [ 51 ] Кроме того, вызывает опасения и анализ концептуальной основы. Критикуется, что модель не позволяет генерировать гипотезы из-за их неоднозначности. Модель фокусируется на аналитической истине, а не на синтетической, поэтому выводы, полученные в результате этих приложений, часто верны по определению, а не по наблюдениям, что делает модель нефальсифицируемой. [ 52 ] Сильные стороны отношения к поведению (социальному/личностному) и субъективным нормам также различаются в зависимости от культуры, в то время как процесс, посредством которого осуществляется такое поведение, остается неизменным. Примером этого является межкультурное исследование выбора фаст-фуда, в ходе которого было обнаружено, что люди из западных культур больше подвержены влиянию своего предыдущего выбора ресторана, чем люди из восточных культур. [ 53 ] Это предполагает, что люди из разных культур по-разному оценивают субъективные нормы и существующие взгляды. Более тщательное изучение процесса межкультурной коммуникации принесет пользу и дополнит понимание TRA. [ 54 ]

Будущие направления

[ редактировать ]

По словам Жаккара Джеймса, три направления ждут дальнейших исследований TRA. Первый уровень – индивидуальный. Второе направление – это ситуации за доли секунды, а именно мгновенное принятие решений. Третий — многовариантные контексты. Другими словами, в будущем исследовании следует обратить внимание на то, как люди действуют, сталкиваясь с множеством альтернатив. [ 55 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фишбейн, М. и Айзен, И. (1975). Прогнозирование и понимание поведения потребителей: соответствие отношения и поведения. Айзен И. и Фишбейн М. (ред.). Понимание отношений и прогнозирование социального поведения (стр. 148–172). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  2. ^ Роджерс Гиллмор, Мэри; Арчибальд, Мэтью; Моррисон, Дайан; Уилсдон, Энтони; Уэллс, Элизабет; Хоппе, Мэрилин; Нахом, Дебора; Муровчик, Элиза (ноябрь 2002 г.). «Сексуальное поведение подростков: применимость теории разумных действий». Журнал брака и семьи . 64 (4): 885–897. дои : 10.1111/j.1741-3737.2002.00885.x .
  3. ^ Jump up to: а б с Досвелл, Вилла; Брэкстер, Бетти; Ча, ЫнСок; Ким, Кевин (2011). «Проверка теории разумных действий в объяснении сексуального поведения афроамериканских девочек-подростков». Журнал педиатрического сестринского дела . 26 (6): е45–е54. дои : 10.1016/j.pedn.2011.03.007 . ПМИД   22055383 .
  4. ^ Гланц, Карен; Раймер, Барбара К.; Вишванат, К. (1 июля 2015 г.). «Теория разумного действия, теория запланированного поведения и интегрированная поведенческая модель». Поведение в отношении здоровья: теория, исследования и практика . Гланц, Карен, Ример, Барбара К., Вишванат, К. (Касисомаяджула) (Пятое изд.). Сан-Франциско, Калифорния. ISBN  978-1118629055 . ОСЛК   904400161 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Азьен, Ицек; Мэдден, Томас (1986). «Прогнозирование целенаправленного поведения: отношение, намерения и воспринимаемый поведенческий контроль». Журнал экспериментальной социальной психологии . 22 (5): 453–474. дои : 10.1016/0022-1031(86)90045-4 .
  6. ^ Колман, Эндрю (январь 2015 г.). «Теория разумного действия». Словарь психологии .
  7. ^ Jump up to: а б с д Монтаньо Д.Э., Каспшик Д. и Таплин С. Теория разумных действий и теория запланированного поведения. В: Гланц К., Льюис Ф.М. и Раймер Б.К. (ред.). Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение (второе издание). Сан-Франциско, Калифорния: Издательство Jossey-Bass.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фишбейн, Мартин и Ичек Айзен. Вера, отношение, намерение и поведение . Аддисон-Уэсли, 1975 год.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Айзен И. и Альбаррасин Д. (2007). Прогнозирование и изменение поведения: подход к обоснованным действиям. В книге И. Айзен, Д. Альбаррасин и Р. Хорник (ред.), « Прогнозирование и изменение поведения в отношении здоровья: применение подхода обоснованных действий» (стр. 3–21). Махва, Нью-Джерси, США: Издательство Lawrence Erlbaum Associates.
  10. ^ Jump up to: а б с Фишбейн, М. (1967). Подход теории поведения к отношениям между убеждениями об объекте и отношением к объекту. В М. Фишбейне (ред.), Чтения по теории отношения и измерению (стр. 389-400). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
  11. ^ Айзен, Ицек (2012). «Наследие Мартина Фишбейна: подход к обоснованным действиям». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 640 : 11–27. дои : 10.1177/0002716211423363 . JSTOR   23218420 . S2CID   146571042 .
  12. ^ Jump up to: а б Миллер, Кэтрин (2005). Теории коммуникации: перспективы, процессы и контексты . Нью-Йорк: Образование Макгроу-Хилл. п. 126.
  13. ^ Манстед, AS; Проффитт, Кристина; Смарт, Дж.Л. (1983). «Прогнозирование и понимание намерений и поведения матерей при кормлении ребенка: проверка теории обоснованных действий». Журнал личности и социальной психологии . 44 (4): 657–671. дои : 10.1037/0022-3514.44.4.657 . ПМИД   6842361 .
  14. ^ Хейл, Джерольд; Домохозяин, Брайан; Грин, Кэтрин (2002). «Теория разумного действия». Справочник по убеждению: Развитие теории и практики : 259–286. дои : 10.4135/9781412976046.n14 . ISBN  9780761920069 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Айзен, Ицек (февраль 1992 г.). «Сравнение теории запланированного поведения и теории разумных действий». Бюллетень личности и социальной психологии . 18 : 3–9. дои : 10.1177/0146167292181001 . S2CID   145250802 .
  16. ^ Jump up to: а б с д Шеппард, Блэр Х.; и др. (1988). «Теория разумных действий: метаанализ прошлых исследований с рекомендациями по модификациям и будущим исследованиям». Журнал потребительских исследований . 15 (3): 325. дои : 10.1086/209170 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Пиндер, Крейг К. Трудовая мотивация в организационном поведении . Psychology Press, 2008, стр. 253–266.
  18. ^ Jump up to: а б Шеппард, Блэр Х.; Хартвик, Джон; Уоршоу, Пол Р. (1 января 1988 г.). «Теория разумных действий: метаанализ прошлых исследований с рекомендациями по модификациям и будущим исследованиям». Журнал потребительских исследований . 15 (3): 325–343. дои : 10.1086/209170 . JSTOR   2489467 .
  19. ^ Jump up to: а б Айзен, Ицек (1985). «От намерений к действиям: теория запланированного поведения». В Кюле, Юлиус; Бекманн, Юрген (ред.). Контроль действий: от познания к поведению . Спрингер. стр. 11–39. ISBN  978-3-642-69748-7 .
  20. ^ Jump up to: а б Игли, А.Х., и Чайкен, С. (1993). Психология отношений. Орландо, Флорида, США: Издательство колледжа Харкорт Брейс Йованович.
  21. ^ Jump up to: а б Багоцци, Ричард П.; и др. (1989). «Исследование роли намерений как посредников во взаимоотношениях отношения и поведения». Журнал экономической психологии . 10 (1): 35–62. дои : 10.1016/0167-4870(89)90056-1 . hdl : 2027.42/28025 .
  22. ^ Триандис, Гарри К. (1979). «Ценности, отношения и межличностное поведение». Симпозиум Небраски по мотивации . 27 : 195–259. ПМИД   7242748 .
  23. ^ Монтано, Дэниел Э.; Таплин, Стивен Х. (1991). «Проверка расширенной теории обоснованных действий для прогнозирования участия в маммографии». Социальные науки и медицина . 32 (6): 733–741. дои : 10.1016/0277-9536(91)90153-4 . ПМИД   2035050 .
  24. ^ Мэдден, Томас Дж.; Эллен, Памела Шолдер; Айзен, Ицек (02 июля 2016 г.). «Сравнение теории запланированного поведения и теории разумного действия» . Бюллетень личности и социальной психологии . 18 : 3–9. дои : 10.1177/0146167292181001 . S2CID   145250802 .
  25. ^ Коннер, Марк; Армитидж, Кристофер Дж. (1 августа 1998 г.). «Расширение теории запланированного поведения: обзор и пути дальнейших исследований». Журнал прикладной социальной психологии . 28 (15): 1429–1464. CiteSeerX   10.1.1.474.9090 . дои : 10.1111/j.1559-1816.1998.tb01685.x . ISSN   1559-1816 . S2CID   145704341 .
  26. ^ Саттон, Стивен (1 августа 1998 г.). «Прогнозирование и объяснение намерений и поведения: насколько хорошо мы справляемся?». Журнал прикладной социальной психологии . 28 (15): 1317–1338. дои : 10.1111/j.1559-1816.1998.tb01679.x . ISSN   1559-1816 .
  27. ^ Рэндалл, Донна М. (1 ноября 1989 г.). «Подведение итогов: может ли теория разумных действий объяснить неэтичное поведение?» . Журнал деловой этики . 8 (11): 873–882. дои : 10.1007/BF00384531 . ISSN   1573-0697 . S2CID   144166230 .
  28. ^ Сингх, Кулвант; Леонг, Сью Мэн; Тан, Чин Тионг; Вонг, Квей Чеонг (1995). «Теория аргументированных действий с точки зрения избирательного поведения: модель и эмпирическая проверка» . Психология и маркетинг . 12 (1): 37–51. дои : 10.1002/март.4220120104 . ISSN   1520-6793 .
  29. ^ Юсуфзай, Шумайла (2010). «Объяснение поведения интернет-банкинга: теория обоснованных действий, теория запланированного поведения или модель принятия технологии?». Журнал прикладной психологии . 40 (5): 1172–1202. дои : 10.1111/j.1559-1816.2010.00615.x .
  30. ^ Ричардсон, Брайан; Ван, Цзомин; Холл, Камилла (апрель – июнь 2012 г.). «Информация о дедовщине в Греции: теория разумных действий как основа сообщения о намерениях». Коммуникационные исследования . 63 (2): 172–193. дои : 10.1080/10510974.2011.624396 . S2CID   26848655 .
  31. ^ Баттл, Фрэнсис; Бок, Бунгвон (июнь 1996 г.). «Стратегия гостиничного маркетинга и теория обоснованных действий». Международный журнал современного гостиничного менеджмента . 8 (3): 5–10. дои : 10.1108/09596119610115943 . ISSN   0959-6119 .
  32. ^ Белло, Бонни Д.; Саммерс, Тереза ​​​​А.; Инцзяо Сюй; Пинель, Рауль (июль 2007 г.). «Теория разумных действий: покупательское намерение молодых потребителей». Журнал исследований одежды и текстиля . 25 (3): 244–257. дои : 10.1177/0887302X07302768 . ISSN   0887-302X . S2CID   109132476 .
  33. ^ Фицморис, Джули (2005). «Включение мотивации потребителей в теорию обоснованных действий» . Психология и маркетинг . 22 (11): 911–929. дои : 10.1002/март 20090 . ISSN   1520-6793 .
  34. ^ Jump up to: а б с Чиен-Та Брюс Хо; Ши-Фэн Сюй; КБ О (30 октября 2009 г.). «Обмен знаниями: перспективы игры и аргументированных действий». Промышленный менеджмент и системы данных . 109 (9): 1211–1230. дои : 10.1108/02635570911002289 . ISSN   0263-5577 .
  35. ^ Jump up to: а б с Шимп, Теренс; Кавас, Аликан (декабрь 1984 г.). «Теория разумных действий применительно к использованию купонов». Журнал потребительских исследований . 11 (3): 795. дои : 10.1086/209015 .
  36. ^ Чунг Лён Ха (1 февраля 1998 г.). «Теория разумных действий применительно к лояльности к бренду». Журнал управления продуктами и брендами . 7 (1): 51–61. дои : 10.1108/10610429810209737 . ISSN   1061-0421 .
  37. ^ Ким, Суджон; Ли, Джунхва; Юн, Дойл (2 октября 2015 г.). «Нормы в социальных сетях: применение теории разумных действий и личных норм для прогнозирования взаимодействия со страницей Facebook, например с рекламой» . Отчеты о коммуникационных исследованиях . 32 (4): 322–331. дои : 10.1080/08824096.2015.1089851 . ISSN   0882-4096 . S2CID   143275471 .
  38. ^ Банг, Хэ Гён; Эллингер, Александр Э.; Хаджимарку, Джон; Трайчал, Патрик А. (1 июня 2000 г.). «Забота потребителей, знания, убеждения и отношение к возобновляемым источникам энергии: применение теории обоснованных действий» . Психология и маркетинг . 17 (6): 449–468. doi : 10.1002/(sici)1520-6793(200006)17:6<449::aid-mar2>3.0.co;2-8 . ISSN   1520-6793 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  39. ^ Хансла, Андре; Гэмбл, Амели; Юлиуссон, Асгейр; Герлинг, Томми (2008). «Психологические детерминанты отношения и готовности платить за зеленую электроэнергию» . Энергетическая политика . 36 (2): 768–774. дои : 10.1016/j.enpol.2007.10.027 .
  40. ^ Готч, Чад; Холл *, Троя (1 мая 2004 г.). «Понимание поведения детей, связанного с природой, с помощью теории обоснованного подхода к действию» . Исследования в области экологического образования . 10 (2): 157–177. дои : 10.1080/13504620242000198159 . ISSN   1350-4622 . S2CID   143825824 .
  41. ^ Мишра Д., Акман И. и Мишра А. (2014). Применение теории обоснованных действий для принятия зеленых информационных технологий. Компьютеры в поведении человека, 36 .
  42. ^ Джафарова, Эльмира; Футс, Софи (6 июля 2022 г.). «Изучение этического потребления поколения Z: теория запланированного поведения» (PDF) . Молодые потребители . 23 (3): 413–431. дои : 10.1108/YC-10-2021-1405 . S2CID   246367498 .
  43. ^ Коупленд, Лорен Рейтер; Чжао, Ли (24 июня 2020 г.). «Инстаграм и теория разумных действий: влияние потребителей в США на сверстников в Интернете и намерение совершить покупку». Международный журнал дизайна моды, технологий и образования . 13 (3): 265–279. дои : 10.1080/17543266.2020.1783374 . S2CID   225673888 .
  44. ^ Рю, Джей Санг; Фортенберри, Салли; Уоррингтон, Патрисия (31 января 2023 г.). «Понимание многоканального покупательского поведения: включение интеграции каналов в теорию разумных действий» . Журнал потребительских наук . 8 (1): 15–26. дои : 10.29244/jcs.8.1.15-26 . S2CID   256493362 .
  45. ^ Jump up to: а б Альбаррасин, Долорес; Джонсон, Блэр; Фишбейн, Мартин; Мюллерлейле, Пейдж (2001). «Теории разумных действий и запланированного поведения как модели использования презервативов: метаанализ» . Психологический вестник . 127 (1): 142–61. дои : 10.1037/0033-2909.127.1.142 . ПМК   4780418 . ПМИД   11271752 .
  46. ^ Роберто, Энтони Дж.; Кригер, Дженис Л.; Кац, Мира Л.; Гоэй, Райан; Джайн, Парул (1 июня 2011 г.). «Прогнозирование общения педиатров с родителями по поводу вакцины против вируса папилломы человека (ВПЧ): применение теории обоснованных действий» . Общение о здоровье . 26 (4): 303–312. дои : 10.1080/10410236.2010.550021 . ISSN   1041-0236 . ПМК   4154063 . ПМИД   21424964 .
  47. ^ Бентлер, Питер М.; Спекарт, Джордж (1981). «Отношение «причиняет» поведение: анализ структурных уравнений». Журнал личности и социальной психологии . 40 (2): 226–238. дои : 10.1037/0022-3514.40.2.226 .
  48. ^ Блю, Кэролин Л. (1 апреля 1995 г.). «Прогностическая способность теории обоснованных действий и теории запланированного поведения в исследованиях упражнений: комплексный обзор литературы» (PDF) . Исследования в области сестринского дела и здоровья . 18 (2): 105–121. дои : 10.1002/нур.4770180205 . ISSN   1098-240X . ПМИД   7899566 .
  49. ^ Jump up to: а б Терри, Дебора Дж.; Галлуа, Синтия; МакКамиш, Малькольм (1 января 1993 г.). Теория разумных действий: ее применение к поведению, направленному на предотвращение СПИДа . Психология Пресс. п. 255. ИСБН  9780080419329 .
  50. ^ Шварц, С.Х.; Тесслер, RC (1972). «Тестирование модели для уменьшения измеренных расхождений в отношении и поведении». Журнал личности и социальной психологии . 24 (2): 225–236. дои : 10.1037/h0033365 .
  51. ^ Багоцци, Ричард (1981). «Отношения, намерения и поведение: проверка некоторых ключевых гипотез». Журнал личности и социальной психологии . 41 (4): 607–627. дои : 10.1037/0022-3514.41.4.607 .
  52. ^ Огден, Джейн (2003). «Некоторые проблемы с моделями социального познания: прагматический и концептуальный анализ» (PDF) . Психология здоровья . 22 (4): 424–428. дои : 10.1037/0278-6133.22.4.424 . ПМИД   12940399 .
  53. ^ Багоцци, Р; Вонг, Н.; Абэ, С; Бергами, М (2000). «Культурные и ситуационные непредвиденные обстоятельства и теория разумных действий: применение к потреблению в ресторанах быстрого питания» (PDF) . Журнал потребительской психологии . 9 (2): 97–106. дои : 10.1207/s15327663jcp0902_4 . hdl : 2027.42/141312 .
  54. ^ Пак, Хи Сон (2000). «Отношения между отношениями и субъективными нормами: проверка теории разумных действий в разных культурах». Коммуникационные исследования . 51 (2): 162–175. дои : 10.1080/10510970009388516 . S2CID   144452153 . ПроКвест   233197325 .
  55. ^ Жаккар, Дж (2012). «Модель разумного действия: направления будущих исследований». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 640 (1): 58–80. дои : 10.1177/0002716211426097 . S2CID   143968023 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2038f03d0ce1600c750897cce1399cc__1703043480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/cc/a2038f03d0ce1600c750897cce1399cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theory of reasoned action - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)