Модель PRECEDE–PROCEED
Модель PRECEDE-PROCEED представляет собой структуру оценки затрат и выгод, предложенную в 1974 году Лоуренсом В. Грином , которая может помочь планировщикам программ здравоохранения, политикам и другим специалистам по оценке, анализировать ситуации и эффективно разрабатывать программы здравоохранения. [ 1 ] Он обеспечивает комплексную структуру для оценки потребностей в области здоровья и качества жизни, а также для разработки, реализации и оценки программ укрепления здоровья и других программ общественного здравоохранения для удовлетворения этих потребностей. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Одной из целей и руководящим принципом модели PRECEDE-PROCEED является направить первоначальное внимание на результаты, а не на затраты. Он направляет планировщиков через процесс, который начинается с желаемых результатов, а затем движется в обратном направлении по причинно-следственной цепочке, чтобы определить сочетание стратегий для достижения этих целей. [ 5 ] Фундаментальным предположением модели является активное участие целевой аудитории, то есть участники («потребители») будут принимать активное участие в определении своих собственных проблем, установлении целей и разработке решений. [ 2 ]
В этой связи считается, что на поведение в отношении здоровья влияют как индивидуальные факторы, так и факторы окружающей среды, и, следовательно, оно состоит из двух отдельных частей. это «образовательный диагноз» – PRECEDE , аббревиатура от «П перерасполагающие, укрепляющие и способствующие Во-первых , конструкции в образовательной » диагностике и оценке . это «экологический диагноз» – PROCEED для политических , регулятивных и организационных Во-вторых , конструкций в образования и экологического развития сфере . [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Модель является многомерной и основана на социальных/поведенческих науках, эпидемиологии, управлении и образовании. Систематическое использование модели в серии клинических и полевых испытаний подтвердило полезность и прогностическую ценность модели как инструмента планирования. [ 6 ]
Краткая история и цель
[ редактировать ]Структура PRECEDE была впервые разработана и внедрена в 1970-х годах Грином и его коллегами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 7 ] PRECEDE основан на предпосылке, что точно так же, как медицинский диагноз предшествует плану лечения, образовательный диагноз проблемы очень важен перед разработкой и реализацией плана вмешательства. [ 3 ] [ 5 ] [ 7 ] Предрасполагающие факторы включают знания, отношения, убеждения, личные предпочтения, существующие навыки и самоэффективность в отношении желаемого изменения поведения. Подкрепляющие факторы включают факторы, которые вознаграждают или усиливают желаемое изменение поведения, включая социальную поддержку, экономическое вознаграждение и изменение социальных норм. Благоприятствующими факторами являются навыки или физические факторы, такие как наличие и доступность ресурсов или услуг, которые способствуют достижению мотивации к изменению поведения. [ 1 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] Модель привела к появлению более 1000 опубликованных исследований, приложений и комментариев к модели в профессиональной и научной литературе.
В начале 1990-х годов Национальный центр профилактики хронических заболеваний и укрепления здоровья при Центрах по контролю и профилактике заболеваний (CDC, Министерство здравоохранения и социальных служб США) придал дополнительную национальную известность модели PRECEDE. Д-р Маршалл Кройтер, директор Отдела контроля хронических заболеваний и общественного вмешательства, и его сотрудники адаптировали и включили PRECEDE в модельный процесс планирования, предлагаемый при федеральной технической помощи департаментам здравоохранения штатов и местным департаментам здравоохранения для планирования и оценки программ укрепления здоровья (с их коалиции). Модель CDC называлась PATCH , что означает Планируемый « подход к общественному » здравоохранению . Актуальность этой инициативы для применения PRECEDE и вдохновение для некоторых расширений модели (PATCH) для включения измерений PROCEED были подробно описаны в специальном выпуске Journal of Health Education в 1992 году. [ 9 ]
В 1991 году к этой системе был добавлен термин «PROCEED», учитывая растущее признание расширения санитарного просвещения, включающего политические, нормативные и связанные с ним экологические/окружающие факторы, определяющие здоровье и поведение в отношении здоровья. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 10 ] По мере того, как поведение, связанное со здоровьем, такое как курение и чрезмерное употребление алкоголя, увеличивалось или становилось более устойчивым к изменениям, росло и признание того, что на это поведение влияют такие факторы, как средства массовой информации, политика и бизнес, которые находятся вне прямого контроля. лиц. Следовательно, требовалось больше «экологических» методов для выявления и воздействия на эти экологические и социальные детерминанты поведения в отношении здоровья. С появлением и быстрым ростом области генетики в 2005 году модель PRECEDE-PROCEED была пересмотрена, чтобы включить и учесть растущие знания в этой области. [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Модель планирования PRECEDE-PROCEED состоит из четырех этапов планирования, одного этапа реализации и трех этапов оценки. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]
ПРЕДЫДУЩИЕ этапы | Фазы ПРОДОЛЖИТЬ |
---|---|
Этап 1 – Социальный диагноз | Этап 5 – Реализация |
Фаза 2 – Эпидемиологическая, поведенческая и экологическая диагностика | Этап 6 – Оценка процесса |
Этап 3 – Образовательная и экологическая диагностика | Этап 7 – Оценка воздействия |
Этап 4 – Диагностика административной и политической политики | Этап 8 – Оценка результатов |
Этап 1 – Социальный диагноз
[ редактировать ]Первый этап планирования программы связан с выявлением и оценкой социальных проблем, которые влияют на качество жизни интересующего населения. Социальная оценка - это «применение посредством широкого участия множества источников информации, как объективных, так и субъективных, призванных расширить взаимопонимание людей относительно их стремлений к общему благу». [ 2 ] На этом этапе разработчики программ пытаются понять социальные проблемы, влияющие на качество жизни сообщества и его членов, их сильные и слабые стороны и ресурсы; и их готовность меняться. Это делается посредством различных мероприятий, таких как создание комитета по планированию, проведение общественных форумов и проведение фокус-групп , опросов и/или интервью . Эти мероприятия вовлекут бенефициаров в процесс планирования, и планировщики смогут увидеть проблемы так, как их видит сообщество.
Фаза 2 – Эпидемиологическая, поведенческая и экологическая диагностика
[ редактировать ]Эпидемиологическая диагностика связана с определением и сосредоточением внимания на конкретных проблемах со здоровьем сообщества, а также на поведенческих факторах и факторах окружающей среды, связанных с приоритетными медицинскими потребностями сообщества. На основе этих приоритетов устанавливаются достижимые программные цели и задачи разрабатываемой программы. [ 2 ] Эпидемиологическая оценка может включать анализ вторичных данных или сбор исходных данных — примеры эпидемиологических данных включают статистику естественного движения населения , государственные и национальные медицинские обследования, медицинские и административные записи и т. д. Генетические факторы, хотя и не поддаются непосредственному изменению с помощью программы укрепления здоровья, становятся все более важными. в понимании проблем со здоровьем и консультировании людей с генетическим риском или может быть полезен при выявлении групп высокого риска для вмешательства. [ 2 ] [ 3 ]
Поведенческий диагноз — это анализ поведенческих связей с целями или проблемами, которые выявлены в социальном или эпидемиологическом диагнозе. Поведенческая констатация проблемы со здоровьем понимается, во-первых, через поведение, которое иллюстрирует тяжесть заболевания (например, употребление табака среди подростков); во-вторых, через поведение лиц, которые непосредственно влияют на человека, находящегося в группе риска (например, родителей подростков, которые держат сигареты дома); и, в-третьих, через действия лиц, принимающих решения, которые влияют на окружение лиц, подвергающихся риску (например, действия правоохранительных органов, ограничивающие доступ подростков к сигаретам). После завершения поведенческой диагностики каждой выявленной проблемы со здоровьем специалист по планированию может разработать более конкретные и эффективные меры вмешательства.
Экологическая диагностика . Это параллельный анализ социальных и физических факторов окружающей среды, помимо конкретных действий, которые могут быть связаны с поведением. В этой оценке факторы окружающей среды, находящиеся вне контроля человека, изменяются, чтобы повлиять на состояние здоровья. Например, плохое питание детей может быть связано с наличием нездоровой пищи в школе. Это может потребовать не только образовательных мер, но и дополнительных стратегий, таких как влияние на поведение менеджеров школьного общественного питания.
Этап 3 – Образовательная и экологическая диагностика
[ редактировать ]После того как поведенческие факторы и факторы окружающей среды определены и выбраны меры вмешательства, специалисты по планированию могут начать работать над выбором факторов, которые, если их изменить, с наибольшей вероятностью приведут к изменению поведения, а также поддержат его. Эти факторы классифицируются как 1) предрасполагающие, 2) способствующие и 3) усиливающие факторы. [ 2 ] [ 3 ]
Предрасполагающие факторы — это любые характеристики человека или популяции, которые мотивируют поведение до или во время возникновения такого поведения. [ 2 ] Они включают в себя знания, убеждения, ценности и отношения человека.
Благоприятствующие факторы — это те характеристики окружающей среды, которые облегчают действия и любые навыки или ресурсы, необходимые для достижения определенного поведения. [ 2 ] Они включают программы, услуги, наличие и доступность ресурсов или новые навыки, необходимые для изменения поведения.
Подкрепляющими факторами являются награды или наказания, следующие или ожидаемые как следствие поведения. [ 2 ] Они служат для усиления мотивации поведения. Некоторые из усиливающих факторов включают социальную поддержку, поддержку со стороны коллег и т. д.
Этап 4 – Административная и политическая диагностика
[ редактировать ]На этом этапе основное внимание уделяется административным и организационным проблемам, которые необходимо решить до реализации программы. Это включает в себя оценку ресурсов, разработку и распределение бюджетов, рассмотрение организационных барьеров и координацию программы с другими отделами, включая внешние организации и сообщество. [ 11 ]
Административная диагностика оценивает политику, ресурсы, обстоятельства и преобладающие организационные ситуации, которые могут препятствовать или способствовать развитию программы здравоохранения.
Диагностика политики оценивает совместимость целей и задач программы с целями и задачами организации и ее администрации. При этом оценивается, соответствуют ли цели программы формулировкам миссии, правилам и положениям, которые необходимы для реализации и устойчивости программы.
Этап 5 – Реализация Программы
[ редактировать ]Этап 6 – Оценка процесса
[ редактировать ]Этот этап используется для оценки процесса реализации программы. На этом этапе определяется, реализуется ли программа в соответствии с протоколом, а также достигаются ли цели программы. Это также помогает определить изменения, которые могут потребоваться для улучшения программы.
Этап 7 – Оценка воздействия
[ редактировать ]На этом этапе измеряется эффективность программы в отношении промежуточных целей, а также изменения в предрасполагающих, способствующих и усиливающих факторах. Часто этот этап используется для оценки работы преподавателей.
Этап 8 – Оценка результатов
[ редактировать ]На этом этапе измеряются изменения с точки зрения общих целей, а также изменения в медицинских и социальных льготах или качестве жизни. То есть оно определяет влияние программы на здоровье и качество жизни сообщества.
Заключение
[ редактировать ]Модель PRECEDE-PROCEED представляет собой модель участия для создания успешных мер по укреплению здоровья населения и других мер общественного здравоохранения. Он основан на предпосылке, что изменение поведения в целом является добровольным и что программы здравоохранения с большей вероятностью будут эффективными, если они планируются и оцениваются при активном участии тех, кто будет их реализовывать, и тех, на кого они влияют. Таким образом, он рассматривает здоровье и другие проблемы в контексте сообщества. Вмешательства, направленные на изменение поведения с целью предотвращения травм и насилия, [ 4 ] для улучшения здоровья сердца, [ 12 ] а также улучшить и увеличить научную продуктивность преподавателей медицинского образования, [ 8 ] входят в число более чем 1000 опубликованных приложений, разработанных или оцененных с использованием модели PRECEDE – PROCEED в качестве руководства. [ нужна ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Грин, Л.В., Кройтер, М.В., Дидс, С.Г., Куропатка, КБ (1980). Планирование санитарного просвещения: диагностический подход . 1-е издание. Маунтин-Вью, Калифорния: Мэйфилд.
- Первое издание, в котором модель была представлена и представлена как модель планирования программ санитарного просвещения в различных условиях и где впервые появился термин PRECEDE.
- Грин Л., Кройтер М. (1991). Планирование укрепления здоровья: образовательный и экологический подход . 2-е издание. Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская компания Mayfield
- Второе издание книги, в котором применение модели было расширено с PRECEDE до PROCEED с добавлением политических, нормативных и организационных аспектов планирования изменений окружающей среды, которые вывели укрепление здоровья за рамки более узкого понимания санитарного просвещения.
- Грин Л., Кройтер М. (1999). Планирование укрепления здоровья: образовательный и экологический подход . 3-е издание. Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская компания Mayfield
- Третье издание усилило экологический подход, отраженный в социально-экологических аспектах, которые становятся все более актуальными для возникающих инфекционных заболеваний, проблем образа жизни и социальных условий, связанных с растущей распространенностью хронических заболеваний.
- Грин Л., Кройтер М. (2005). Планирование программ здравоохранения: образовательный и экологический подход . 4-е издание. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
- Отчет МОМ за 2002/2003 год о будущем общественного здравоохранения в 21 веке. [ 13 ] призвал к более широкому применению и преподаванию экологических и коллективных подходов в общественном здравоохранении, которые являются двумя краеугольными камнями «образовательного и экологического подхода» планирования PRECEDE – PROCEED. Это последнее издание было призвано ответить на вызовы отчета МОМ и расширить сферу применения модели PRECEDE-PROCEED как образовательного и экологического подхода к более широкому планированию общественного здравоохранения и здравоохранения населения.
- Учитывая недавние достижения в области генетики и растущее внимание, которое общественное здравоохранение уделяет генетическим факторам, еще одним важным дополнением стало включение особого места генетических факторов наряду с экологическими и поведенческими детерминантами здоровья.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Грин, Л.В. (1974). К оценке затрат и выгод медицинского образования: некоторые концепции, методы и примеры. Монографии санитарного просвещения 2 (Приложение 2): 34–64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Грин Л., Кройтер М. (2005). Планирование программ здравоохранения: образовательный и экологический подход . 4-е издание. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гилен, AC, Макдональд, EM, Гэри, TL, и Боун, LR (2008). Использование модели PRECEDE/PROCEED для применения теорий поведения в отношении здоровья. В книге К. Гланц, ФМБК Раймер и К. Вишванат (ред.), « Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение: теория, исследования и практика» . 4-е издание, стр. 407–433. Сан-Франциско: Джосси-Басс
- ^ Jump up to: а б Фрейре К. и Рунян К.В. (2006). Модели планирования: PRECEDE–PROCEED и матрица Хэддона. В AC Gielen, DA Sleet и RJ DiClemente (ред.) «Профилактика травм и насилия: поведенческие научные теории, методы и приложения» . 1-е издание, стр. 127–158. Сан-Франциско: Джосси-Басс
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гланц К. и Раймер Б. (2005). Краткий обзор теории: Руководство по практике укрепления здоровья , 2-е издание. Номер публикации: T052. Номер НИЗ: 05-3896. Министерство здравоохранения и социальных служб США. Национальные институты здравоохранения. Бетесда: Национальный институт рака. Доступ 26 июня 2011 г. по адресу «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2011 года . Проверено 9 июля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Грин, Л.В., Левин, Д.М. и Дидс, С.Г. (1975). Клинические испытания санитарного просвещения для амбулаторных пациентов с гипертонической болезнью: дизайн и исходные данные. Профилактическая медицина 4 (4): 417–25.
- ^ Jump up to: а б с Грин, Л.В., Кройтер, М.В., Дидс, С.Г., Куропатка, КБ (1980). Планирование санитарного просвещения: диагностический подход . Маунтин-Вью, Калифорния: Мэйфилд
- ^ Jump up to: а б Рэнсделл, Л.Б. (2001). Использование модели PRECEDE – PROCEED для повышения производительности труда на факультете санитарного просвещения. Международный электронный журнал санитарного просвещения , 4: 276–282.
- ^ Грин, Л.В., Кройтер, М.В. (1992). Планируемый подход CDC к общественному здравоохранению как применение PRECEDE и источник вдохновения для PROCEED. Журнал санитарного просвещения 23 (3): 140–147.
- ^ Грин, Л., Кройтер, М. (1991). Планирование укрепления здоровья: образовательный и экологический подход . 2-е издание. Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская компания Mayfield
- ^ Грин Л.В., Оттосон Дж.М. (2008). Санитарное просвещение и укрепление здоровья. В LF Novick, CB Morrow и GP Mays (ред.). Управление общественным здравоохранением: принципы управления населением . Бостон: Jones & Bartlett Publishers, стр. 589–620.
- ^ Паради, Г., О'Локлин, Дж., Эллиотт, М., Массон, П., Рено, Л., Сакс-Сильвер, Г., Лампрон, Г. (1995). Coeur en santé St-Henri – программа укрепления здоровья сердца в районе с низким доходом и низким уровнем образования в Монреале, Канада: теоретическая модель и ранний практический опыт. Журнал эпидемиологии и общественного здравоохранения . 49 (5): 503–51
- ^ МОМ. (2002). Будущее общественного здравоохранения в 21 веке . Вашингтон, округ Колумбия: Пресса национальных академий
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Л.В. Грина: «Если мы хотим больше практики, основанной на фактических данных, нам нужно больше доказательств, основанных на практике»
- Модель PRECEDE/PROCEED: набор инструментов сообщества
- Как модель Precede-Proceed обеспечивает структуру для оценки потребностей в области здравоохранения и качества жизни?