Jump to content

Модель PRECEDE–PROCEED

Модель PRECEDE-PROCEED представляет собой структуру оценки затрат и выгод, предложенную в 1974 году Лоуренсом В. Грином , которая может помочь планировщикам программ здравоохранения, политикам и другим специалистам по оценке, анализировать ситуации и эффективно разрабатывать программы здравоохранения. [ 1 ] Он обеспечивает комплексную структуру для оценки потребностей в области здоровья и качества жизни, а также для разработки, реализации и оценки программ укрепления здоровья и других программ общественного здравоохранения для удовлетворения этих потребностей. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Одной из целей и руководящим принципом модели PRECEDE-PROCEED является направить первоначальное внимание на результаты, а не на затраты. Он направляет планировщиков через процесс, который начинается с желаемых результатов, а затем движется в обратном направлении по причинно-следственной цепочке, чтобы определить сочетание стратегий для достижения этих целей. [ 5 ] Фундаментальным предположением модели является активное участие целевой аудитории, то есть участники («потребители») будут принимать активное участие в определении своих собственных проблем, установлении целей и разработке решений. [ 2 ]

В этой связи считается, что на поведение в отношении здоровья влияют как индивидуальные факторы, так и факторы окружающей среды, и, следовательно, оно состоит из двух отдельных частей. это «образовательный диагноз» – PRECEDE , аббревиатура от «П перерасполагающие, укрепляющие и способствующие Во-первых , конструкции в образовательной » диагностике и оценке . это «экологический диагноз» – PROCEED для политических , регулятивных и организационных Во-вторых , конструкций в образования и экологического развития сфере . [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Модель является многомерной и основана на социальных/поведенческих науках, эпидемиологии, управлении и образовании. Систематическое использование модели в серии клинических и полевых испытаний подтвердило полезность и прогностическую ценность модели как инструмента планирования. [ 6 ]

Краткая история и цель

[ редактировать ]

Структура PRECEDE была впервые разработана и внедрена в 1970-х годах Грином и его коллегами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 7 ] PRECEDE основан на предпосылке, что точно так же, как медицинский диагноз предшествует плану лечения, образовательный диагноз проблемы очень важен перед разработкой и реализацией плана вмешательства. [ 3 ] [ 5 ] [ 7 ] Предрасполагающие факторы включают знания, отношения, убеждения, личные предпочтения, существующие навыки и самоэффективность в отношении желаемого изменения поведения. Подкрепляющие факторы включают факторы, которые вознаграждают или усиливают желаемое изменение поведения, включая социальную поддержку, экономическое вознаграждение и изменение социальных норм. Благоприятствующими факторами являются навыки или физические факторы, такие как наличие и доступность ресурсов или услуг, которые способствуют достижению мотивации к изменению поведения. [ 1 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] Модель привела к появлению более 1000 опубликованных исследований, приложений и комментариев к модели в профессиональной и научной литературе.

В начале 1990-х годов Национальный центр профилактики хронических заболеваний и укрепления здоровья при Центрах по контролю и профилактике заболеваний (CDC, Министерство здравоохранения и социальных служб США) придал дополнительную национальную известность модели PRECEDE. Д-р Маршалл Кройтер, директор Отдела контроля хронических заболеваний и общественного вмешательства, и его сотрудники адаптировали и включили PRECEDE в модельный процесс планирования, предлагаемый при федеральной технической помощи департаментам здравоохранения штатов и местным департаментам здравоохранения для планирования и оценки программ укрепления здоровья (с их коалиции). Модель CDC называлась PATCH , что означает Планируемый « подход к общественному » здравоохранению . Актуальность этой инициативы для применения PRECEDE и вдохновение для некоторых расширений модели (PATCH) для включения измерений PROCEED были подробно описаны в специальном выпуске Journal of Health Education в 1992 году. [ 9 ]

В 1991 году к этой системе был добавлен термин «PROCEED», учитывая растущее признание расширения санитарного просвещения, включающего политические, нормативные и связанные с ним экологические/окружающие факторы, определяющие здоровье и поведение в отношении здоровья. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 10 ] По мере того, как поведение, связанное со здоровьем, такое как курение и чрезмерное употребление алкоголя, увеличивалось или становилось более устойчивым к изменениям, росло и признание того, что на это поведение влияют такие факторы, как средства массовой информации, политика и бизнес, которые находятся вне прямого контроля. лиц. Следовательно, требовалось больше «экологических» методов для выявления и воздействия на эти экологические и социальные детерминанты поведения в отношении здоровья. С появлением и быстрым ростом области генетики в 2005 году модель PRECEDE-PROCEED была пересмотрена, чтобы включить и учесть растущие знания в этой области. [ 2 ] [ 3 ]

Описание

[ редактировать ]

Модель планирования PRECEDE-PROCEED состоит из четырех этапов планирования, одного этапа реализации и трех этапов оценки. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]

ПРЕДЫДУЩИЕ этапы Фазы ПРОДОЛЖИТЬ
Этап 1 – Социальный диагноз Этап 5 – Реализация
Фаза 2 – Эпидемиологическая, поведенческая и экологическая диагностика Этап 6 – Оценка процесса
Этап 3 – Образовательная и экологическая диагностика Этап 7 – Оценка воздействия
Этап 4 – Диагностика административной и политической политики Этап 8 – Оценка результатов

Этап 1 – Социальный диагноз

[ редактировать ]

Первый этап планирования программы связан с выявлением и оценкой социальных проблем, которые влияют на качество жизни интересующего населения. Социальная оценка - это «применение посредством широкого участия множества источников информации, как объективных, так и субъективных, призванных расширить взаимопонимание людей относительно их стремлений к общему благу». [ 2 ] На этом этапе разработчики программ пытаются понять социальные проблемы, влияющие на качество жизни сообщества и его членов, их сильные и слабые стороны и ресурсы; и их готовность меняться. Это делается посредством различных мероприятий, таких как создание комитета по планированию, проведение общественных форумов и проведение фокус-групп , опросов и/или интервью . Эти мероприятия вовлекут бенефициаров в процесс планирования, и планировщики смогут увидеть проблемы так, как их видит сообщество.

Фаза 2 – Эпидемиологическая, поведенческая и экологическая диагностика

[ редактировать ]

Эпидемиологическая диагностика связана с определением и сосредоточением внимания на конкретных проблемах со здоровьем сообщества, а также на поведенческих факторах и факторах окружающей среды, связанных с приоритетными медицинскими потребностями сообщества. На основе этих приоритетов устанавливаются достижимые программные цели и задачи разрабатываемой программы. [ 2 ] Эпидемиологическая оценка может включать анализ вторичных данных или сбор исходных данных — примеры эпидемиологических данных включают статистику естественного движения населения , государственные и национальные медицинские обследования, медицинские и административные записи и т. д. Генетические факторы, хотя и не поддаются непосредственному изменению с помощью программы укрепления здоровья, становятся все более важными. в понимании проблем со здоровьем и консультировании людей с генетическим риском или может быть полезен при выявлении групп высокого риска для вмешательства. [ 2 ] [ 3 ]

Поведенческий диагноз — это анализ поведенческих связей с целями или проблемами, которые выявлены в социальном или эпидемиологическом диагнозе. Поведенческая констатация проблемы со здоровьем понимается, во-первых, через поведение, которое иллюстрирует тяжесть заболевания (например, употребление табака среди подростков); во-вторых, через поведение лиц, которые непосредственно влияют на человека, находящегося в группе риска (например, родителей подростков, которые держат сигареты дома); и, в-третьих, через действия лиц, принимающих решения, которые влияют на окружение лиц, подвергающихся риску (например, действия правоохранительных органов, ограничивающие доступ подростков к сигаретам). После завершения поведенческой диагностики каждой выявленной проблемы со здоровьем специалист по планированию может разработать более конкретные и эффективные меры вмешательства.

Экологическая диагностика . Это параллельный анализ социальных и физических факторов окружающей среды, помимо конкретных действий, которые могут быть связаны с поведением. В этой оценке факторы окружающей среды, находящиеся вне контроля человека, изменяются, чтобы повлиять на состояние здоровья. Например, плохое питание детей может быть связано с наличием нездоровой пищи в школе. Это может потребовать не только образовательных мер, но и дополнительных стратегий, таких как влияние на поведение менеджеров школьного общественного питания.

Этап 3 – Образовательная и экологическая диагностика

[ редактировать ]

После того как поведенческие факторы и факторы окружающей среды определены и выбраны меры вмешательства, специалисты по планированию могут начать работать над выбором факторов, которые, если их изменить, с наибольшей вероятностью приведут к изменению поведения, а также поддержат его. Эти факторы классифицируются как 1) предрасполагающие, 2) способствующие и 3) усиливающие факторы. [ 2 ] [ 3 ]

Предрасполагающие факторы — это любые характеристики человека или популяции, которые мотивируют поведение до или во время возникновения такого поведения. [ 2 ] Они включают в себя знания, убеждения, ценности и отношения человека.

Благоприятствующие факторы — это те характеристики окружающей среды, которые облегчают действия и любые навыки или ресурсы, необходимые для достижения определенного поведения. [ 2 ] Они включают программы, услуги, наличие и доступность ресурсов или новые навыки, необходимые для изменения поведения.

Подкрепляющими факторами являются награды или наказания, следующие или ожидаемые как следствие поведения. [ 2 ] Они служат для усиления мотивации поведения. Некоторые из усиливающих факторов включают социальную поддержку, поддержку со стороны коллег и т. д.

Этап 4 – Административная и политическая диагностика

[ редактировать ]

На этом этапе основное внимание уделяется административным и организационным проблемам, которые необходимо решить до реализации программы. Это включает в себя оценку ресурсов, разработку и распределение бюджетов, рассмотрение организационных барьеров и координацию программы с другими отделами, включая внешние организации и сообщество. [ 11 ]

Административная диагностика оценивает политику, ресурсы, обстоятельства и преобладающие организационные ситуации, которые могут препятствовать или способствовать развитию программы здравоохранения.

Диагностика политики оценивает совместимость целей и задач программы с целями и задачами организации и ее администрации. При этом оценивается, соответствуют ли цели программы формулировкам миссии, правилам и положениям, которые необходимы для реализации и устойчивости программы.

Этап 5 – Реализация Программы

[ редактировать ]

Этап 6 – Оценка процесса

[ редактировать ]

Этот этап используется для оценки процесса реализации программы. На этом этапе определяется, реализуется ли программа в соответствии с протоколом, а также достигаются ли цели программы. Это также помогает определить изменения, которые могут потребоваться для улучшения программы.

Этап 7 – Оценка воздействия

[ редактировать ]

На этом этапе измеряется эффективность программы в отношении промежуточных целей, а также изменения в предрасполагающих, способствующих и усиливающих факторах. Часто этот этап используется для оценки работы преподавателей.

Этап 8 – Оценка результатов

[ редактировать ]

На этом этапе измеряются изменения с точки зрения общих целей, а также изменения в медицинских и социальных льготах или качестве жизни. То есть оно определяет влияние программы на здоровье и качество жизни сообщества.

Заключение

[ редактировать ]

Модель PRECEDE-PROCEED представляет собой модель участия для создания успешных мер по укреплению здоровья населения и других мер общественного здравоохранения. Он основан на предпосылке, что изменение поведения в целом является добровольным и что программы здравоохранения с большей вероятностью будут эффективными, если они планируются и оцениваются при активном участии тех, кто будет их реализовывать, и тех, на кого они влияют. Таким образом, он рассматривает здоровье и другие проблемы в контексте сообщества. Вмешательства, направленные на изменение поведения с целью предотвращения травм и насилия, [ 4 ] для улучшения здоровья сердца, [ 12 ] а также улучшить и увеличить научную продуктивность преподавателей медицинского образования, [ 8 ] входят в число более чем 1000 опубликованных приложений, разработанных или оцененных с использованием модели PRECEDE – PROCEED в качестве руководства. [ нужна ссылка ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Грин, Л.В., Кройтер, М.В., Дидс, С.Г., Куропатка, КБ (1980). Планирование санитарного просвещения: диагностический подход . 1-е издание. Маунтин-Вью, Калифорния: Мэйфилд.
  • Первое издание, в котором модель была представлена ​​и представлена ​​как модель планирования программ санитарного просвещения в различных условиях и где впервые появился термин PRECEDE.
  • Грин Л., Кройтер М. (1991). Планирование укрепления здоровья: образовательный и экологический подход . 2-е издание. Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская компания Mayfield
  • Второе издание книги, в котором применение модели было расширено с PRECEDE до PROCEED с добавлением политических, нормативных и организационных аспектов планирования изменений окружающей среды, которые вывели укрепление здоровья за рамки более узкого понимания санитарного просвещения.
  • Грин Л., Кройтер М. (1999). Планирование укрепления здоровья: образовательный и экологический подход . 3-е издание. Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская компания Mayfield
  • Третье издание усилило экологический подход, отраженный в социально-экологических аспектах, которые становятся все более актуальными для возникающих инфекционных заболеваний, проблем образа жизни и социальных условий, связанных с растущей распространенностью хронических заболеваний.
  • Грин Л., Кройтер М. (2005). Планирование программ здравоохранения: образовательный и экологический подход . 4-е издание. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
  • Отчет МОМ за 2002/2003 год о будущем общественного здравоохранения в 21 веке. [ 13 ] призвал к более широкому применению и преподаванию экологических и коллективных подходов в общественном здравоохранении, которые являются двумя краеугольными камнями «образовательного и экологического подхода» планирования PRECEDE – PROCEED. Это последнее издание было призвано ответить на вызовы отчета МОМ и расширить сферу применения модели PRECEDE-PROCEED как образовательного и экологического подхода к более широкому планированию общественного здравоохранения и здравоохранения населения.
  • Учитывая недавние достижения в области генетики и растущее внимание, которое общественное здравоохранение уделяет генетическим факторам, еще одним важным дополнением стало включение особого места генетических факторов наряду с экологическими и поведенческими детерминантами здоровья.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Грин, Л.В. (1974). К оценке затрат и выгод медицинского образования: некоторые концепции, методы и примеры. Монографии санитарного просвещения 2 (Приложение 2): 34–64.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Грин Л., Кройтер М. (2005). Планирование программ здравоохранения: образовательный и экологический подход . 4-е издание. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гилен, AC, Макдональд, EM, Гэри, TL, и Боун, LR (2008). Использование модели PRECEDE/PROCEED для применения теорий поведения в отношении здоровья. В книге К. Гланц, ФМБК Раймер и К. Вишванат (ред.), « Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение: теория, исследования и практика» . 4-е издание, стр. 407–433. Сан-Франциско: Джосси-Басс
  4. ^ Jump up to: а б Фрейре К. и Рунян К.В. (2006). Модели планирования: PRECEDE–PROCEED и матрица Хэддона. В AC Gielen, DA Sleet и RJ DiClemente (ред.) «Профилактика травм и насилия: поведенческие научные теории, методы и приложения» . 1-е издание, стр. 127–158. Сан-Франциско: Джосси-Басс
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гланц К. и Раймер Б. (2005). Краткий обзор теории: Руководство по практике укрепления здоровья , 2-е издание. Номер публикации: T052. Номер НИЗ: 05-3896. Министерство здравоохранения и социальных служб США. Национальные институты здравоохранения. Бетесда: Национальный институт рака. Доступ 26 июня 2011 г. по адресу «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2011 года . Проверено 9 июля 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  6. ^ Грин, Л.В., Левин, Д.М. и Дидс, С.Г. (1975). Клинические испытания санитарного просвещения для амбулаторных пациентов с гипертонической болезнью: дизайн и исходные данные. Профилактическая медицина 4 (4): 417–25.
  7. ^ Jump up to: а б с Грин, Л.В., Кройтер, М.В., Дидс, С.Г., Куропатка, КБ (1980). Планирование санитарного просвещения: диагностический подход . Маунтин-Вью, Калифорния: Мэйфилд
  8. ^ Jump up to: а б Рэнсделл, Л.Б. (2001). Использование модели PRECEDE – PROCEED для повышения производительности труда на факультете санитарного просвещения. Международный электронный журнал санитарного просвещения , 4: 276–282.
  9. ^ Грин, Л.В., Кройтер, М.В. (1992). Планируемый подход CDC к общественному здравоохранению как применение PRECEDE и источник вдохновения для PROCEED. Журнал санитарного просвещения 23 (3): 140–147.
  10. ^ Грин, Л., Кройтер, М. (1991). Планирование укрепления здоровья: образовательный и экологический подход . 2-е издание. Маунтин-Вью, Калифорния: Издательская компания Mayfield
  11. ^ Грин Л.В., Оттосон Дж.М. (2008). Санитарное просвещение и укрепление здоровья. В LF Novick, CB Morrow и GP Mays (ред.). Управление общественным здравоохранением: принципы управления населением . Бостон: Jones & Bartlett Publishers, стр. 589–620.
  12. ^ Паради, Г., О'Локлин, Дж., Эллиотт, М., Массон, П., Рено, Л., Сакс-Сильвер, Г., Лампрон, Г. (1995). Coeur en santé St-Henri – программа укрепления здоровья сердца в районе с низким доходом и низким уровнем образования в Монреале, Канада: теоретическая модель и ранний практический опыт. Журнал эпидемиологии и общественного здравоохранения . 49 (5): 503–51
  13. ^ МОМ. (2002). Будущее общественного здравоохранения в 21 веке . Вашингтон, округ Колумбия: Пресса национальных академий
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e59d0a7db13de43a2a485423e16679a6__1682164620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/a6/e59d0a7db13de43a2a485423e16679a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
PRECEDE–PROCEED model - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)