Логический бихевиоризм
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2024 г. ) |
В сознания философии логический бихевиоризм (также известный как аналитический бихевиоризм ) [1] Это тезис о том, что ментальные концепции можно объяснить с точки зрения поведенческих концепций. [2]
Логический бихевиоризм был впервые сформулирован Венским кружком , особенно Рудольфом Карнапом . [2] Среди других философов, симпатизировавших бихевиоризму, были К.Г. Гемпель , Людвиг Витгенштейн и У.В.О. Куайн (1960). [2] [3] Более умеренную форму аналитического бихевиоризма выдвинул оксфордский философ Гилберт Райл в своей книге «Концепция разума» (1949). [4] [2]
Обзор
[ редактировать ]Вообще говоря, аналитический бихевиоризм — это точка зрения, согласно которой предложения о разуме или, в более общем плане, о психических состояниях сводятся к предложениям о поведении. Например, дуалист посчитал бы, что фраза «Финбарр испытывает боль» относится к частному, нефизическому психическому состоянию в сознании Финбарра. Но бихевиорист сказал бы, что фраза «Финбарру больно» просто относится к поведению Финбарра или к его склонности вести себя определенным образом. Итак, бихевиорист мог бы возразить, что если Финбарр плакал и это было причиной того, что Финбарру приписывалось психическое состояние боли, то фраза «Финбарр испытывает боль» сводится к «Финбарр плачет». Другими словами, «Финбарр испытывает боль» означает то же самое, что «Финбарр плачет», поскольку для бихевиориста утверждения о психических состояниях просто относятся к поведению людей или к их склонности проявлять определенное поведение (болевое поведение, в случае Финбарра). ). [5]
Следуя бихевиористской теории Гемпеля (иногда называемой «жестким бихевиоризмом»), которая утверждала, что все положения о психических состояниях сводятся без потери смысла к утверждениям о телесных состояниях и поведении, Гилберт Райл разработал модифицированную, менее крайнюю форму бихевиоризма (иногда называемую «мягким бихевиоризмом»). бихевиоризм). Райл в своей «Концепции разума» намеревается разрушить иллюзию картезианского дуализма , которая, по его словам, привела к широкому признанию «догмы о призраке в машине» — убеждения, что разум — это нематериальная «вещь», заключенная в клетку. тело. Чтобы представить свой бихевиоризм, Райл предлагает свою великую критику картезианства: оно совершает категориальную ошибку . Райл считает, что дуализм разума и тела ошибочно относит разум к категории «вещи», нефизической сущности, которая существует и управляет нашими действиями. Но, говорит Райл, разум — это не вещь. Это просто способ говорить о поведении, в частности о склонности людей действовать определенным образом. Таким образом, в то время как для Хемпеля «Финбарр испытывает боль» сводится к «Финбарр плачет», мягкий диспозиционный анализ Райла может сказать, что это означает «Финбарр имеет склонность плакать, или кричать от боли, или держаться за что-то в поисках поддержки». Другими словами, разум — это не вещь: предложения о психических состояниях — это способ выразить склонность людей действовать определенным образом.
Критика
[ редактировать ]Вопросы, поднятые Хилари Патнэм
[ редактировать ]Хилари Патнэм критикует бихевиоризм, утверждая, что он путает симптомы психических состояний (поведения) с самими психическими состояниями. Психические состояния, говорит Патнэм, отличаются от поведения, и это то, что бихевиоризм упускает из виду. Патнэм предлагает мысленный эксперимент, чтобы показать отличие психических состояний от поведения и, следовательно, доказать ложность бихевиоризма. В книге «Мозги и поведение » Патнэм приводит пример «жителей Икс-мира», которых иногда называют «супер-супер-спартанцами». Это великие воины, которые настолько сильно подавили желание проявлять признаки боли, что у них больше нет ни болевого поведения, ни предрасположенности к проявлению болевого поведения. Когда жителю Икс-Мира наносят ножевое ранение, он чувствует ужасную боль, но при этом не проявляет болевого поведения и не чувствует никакого желания показывать свою боль. Это, говорит Патнэм, показывает, что бихевиоризм является ложным: в этой ситуации не существует поведения, соответствующего боли жителя Икс-мира, что показывает, что психические состояния отличаются от поведения.
Психические состояния не могут быть удовлетворительно определены с точки зрения поведения.
[ редактировать ]Также утверждалось, что бихевиористский анализ терминов психического состояния никогда не может быть полностью завершен. Во многом это связано с тем, что психические состояния многократно реализуются в поведении. Другими словами, одно и то же психическое состояние может проявляться бесконечным количеством вариантов поведения. Например, когда Финбарр чувствует боль, он может закричать. Или кричать. Или ничего не делать. Или плакать сам, чтобы заснуть. Число болевых моделей поведения, которые может продемонстрировать Финбарр, бесконечно. Но для того, чтобы точно определить психическое состояние с точки зрения поведения, необходимо принять во внимание все возможные способы проявления психического состояния. Но способы отражения психических состояний в поведении бесконечны, что показывает, что психические состояния не могут быть адекватно определены с точки зрения поведения. Это также проблема мягкого бихевиоризма Райла, поскольку тот, кто, например, злится, имеет склонность проявлять это поведение бесконечным множеством способов.
Другая проблема, помимо множественной реализуемости, заключается в том, что поведенческий анализ психических состояний становится цикличным. По мнению его критиков, бихевиоризм пренебрегает тем, что проявление психического состояния в поведении зависит от его взаимодействия с другими психическими состояниями. Например, мое психическое состояние желания выпить стакан воды может не проявиться в поведении (т. е. в том, что я пью воду), если я считаю, что моя вода отравлена. Райл говорит, что фраза «Джон хочет пить» воду означает «Джон выпьет воду, если… или если… или если…», где «если…» выражает условие, при котором Джон выпьет воду. - например, Джон может выпить воду, если он хочет пить, или если он устал, или если у него галлюцинации и он думает, что это волшебная вода. Но выпьет ли Джон воду, не так просто, как желание пить воду или нет — желание пить воду зависит также от других психических состояний. Если Джон думает, что вода отравлена, он не будет пить. Если Джон не захочет пойти в туалет в течение часа, он не будет пить воду. Бихевиоризму необходимо признать все эти другие психические состояния, которые влияют на наши предрасположенности, но это просто вводит больше терминологии психических состояний в поведенческий анализ. Затем эту терминологию психических состояний необходимо проанализировать с точки зрения поведения, чтобы завершить анализ, который, в свою очередь, введет больше терминологии психических состояний, поскольку эти другие введенные психические состояния также зависят от других психических состояний. Следовательно, анализ от психического состояния к поведению является циклическим и не может быть завершен.
Возражение «асимметрии»
[ редактировать ]Бихевиористы считают, что предложения о психических состояниях касаются поведения. Но это, похоже, не объясняет асимметрию между тем, как я говорю о своих собственных психических состояниях и психических состояниях других. Для жесткого бихевиориста предложение «Я боюсь», по-видимому, сводится к утверждению о поведении — другими словами, оно означает то же самое, что и предложение о поведении. Но когда я говорю, что боюсь, я не имею в виду свое поведение. Я не имею в виду: «Я дрожу, плачу и хмурюсь». Я имею в виду мое психическое состояние страха. Поэтому может показаться, что то, как я говорю о своих собственных психических состояниях и психических состояниях других, радикально отличается. Мне не нужно наблюдать за своим поведением, чтобы понять, что мне больно. Я просто знаю, посредством самоанализа , который показал бы, что чисто поведенческий анализ психических состояний неадекватен. Я применяю к себе ментальные состояния не из-за своего поведения, а потому, что испытываю сами ментальные состояния.
Этимология
[ редактировать ]Логический бихевиоризм называется «логическим» в честь идеи, принятой Бертраном Расселом , о том, что математику можно описать в терминах формальной логики, используя теорию множеств, и таким образом сделать ее «научной», «доказуемой», «конкретной», последовательной и «конкретной». правдивый». Подобным же образом Венский кружок считал, что явления человеческих психических состояний, такие как чувства, восприятия, воображение и т. д., можно описать в терминах тенденции вести себя определенным образом, которую затем можно было бы проверить и объяснить. научно, методами бихевиоризма, согласно которым все состоит из пар стимул-реакция, имеющих различное происхождение и разные типы подкрепления. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алекс Барбер, Роберт Дж. Стейнтон (ред.), Краткая энциклопедия философии языка и лингвистики , Elsevier, 2010, стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д Залта, Эдвард Н. (ред.). «Бихевиоризм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Хемпель, К.Г. Логический анализ психологии . 1935 год.
- ^ Нил Теннант , Знакомство с философией: Бог, разум, мир и логика , Routledge, 2015, с. 299.
- ^ Грэм, Джордж. «Бихевиоризм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ См . «Мозг и поведение» , Хилари Патнэм , 1968 (на веб-сайте Университета Пердью).