Экспериментальный анализ поведения
Экспериментальный анализ поведения — это наука, изучающая поведение особей различных видов. Ключевым ученым-ранником был Б. Ф. Скиннер , который открыл оперантное поведение, подкрепления, вторичные подкрепления, непредвиденные обстоятельства подкрепления, контроль стимулов, формирование, прерывистый график, дискриминацию и обобщение. Центральным методом стал [1] исследование функциональных отношений между окружающей средой и поведением в отличие от гипотетико-дедуктивной теории обучения [2] которая выросла в сравнительной психологии периода 1920–1950 годов. Подход Скиннера характеризовался наблюдением измеримого поведения, которое можно было предсказать и контролировать. Своим ранним успехом он обязан эффективности процедур оперантного кондиционирования Скиннера , как в лаборатории, так и в поведенческой терапии .
процессы обучения в поведения анализе Основные
Классическое (или обусловливание респондентное )
При классическом или респондентном обуславливании нейтральный раздражитель ( условный раздражитель ) подается непосредственно перед вызывающим рефлекс раздражителем ( безусловный раздражитель ), например пищей или болью. Обычно это делается путем объединения двух стимулов, как в экспериментах Павлова с собаками, когда за звонком следовала доставка еды. После повторения пар условный раздражитель вызывает реакцию. [3]
Оперантное обусловливание [ править ]
Оперантное обусловливание (также «инструментальное обусловливание») — это процесс обучения, в котором поведение чувствительно к его последствиям или контролируется ими. В частности, поведение, сопровождающееся некоторыми последствиями, становится более частым (положительное подкрепление), поведение, сопровождающееся другими последствиями, становится менее частым (наказание), а поведение, не сопровождающееся другими последствиями, становится более частым (отрицательное подкрепление). Например, у субъекта, лишенного еды, когда за нажатием рычага следует доставка еды, частота нажатия рычага увеличивается (положительное подкрепление). Аналогичным образом, если за сходом с беговой дорожки следует применение электрошока, сход с беговой дорожки становится менее частым (наказание). А когда за прекращением нажатия на рычаг следует шок, нажатие на рычаг сохраняется или усиливается (отрицательное подкрепление). Множество вариантов и подробностей этого процесса можно найти в основной статье. [ нужна ссылка ]
инструменты в Экспериментальные поведенческих исследованиях
камера кондиционирования Оперантная
Наиболее часто используемым инструментом в исследованиях поведения животных является камера оперантного кондиционирования , также известная как «ящик Скиннера». Камера представляет собой вольер, предназначенный для содержания подопытного животного (часто грызуна , голубя или примата ). Внутри камеры находится какое-то устройство, выполняющее роль различающих стимулов субъекта , по крайней мере один механизм для измерения поведения как скорости реакции (например, рычаг или ключевой переключатель) и механизм для доставки стимулов. последствия — например, дозатор пищевых гранул или жетон-подкрепление, например светодиод. [ нужна ссылка ]
Накопительный рекордер [ править ]
Исторический интерес представляет накопительный регистратор — инструмент, используемый для графической записи ответов испытуемых. Традиционно его графический механизм представлял собой вращающийся барабан с бумагой, оснащенный маркировочной иглой. Игла начиналась внизу страницы, а барабан поворачивал рулон бумаги горизонтально. Каждая реакция испытуемого приводила к тому, что маркировочная игла перемещалась вертикально вдоль бумаги на одно деление. Это делает скорость ответа наклоном графика. Например, регулярная скорость реакции приведет к тому, что игла будет двигаться вертикально с постоянной скоростью, в результате чего прямая диагональная линия будет подниматься вправо. Ускорение или замедление скорости реакции приведет к квадратичной (или аналогичной) кривой. По большей части совокупные записи больше не отображаются в виде графиков с использованием вращающихся барабанов, а вместо этого записываются в электронном виде. [ нужна ссылка ]
Ключевые понятия [ править ]
Лабораторные методы, используемые при экспериментальном анализе поведения, основаны на философии радикального бихевиоризма Б. Ф. Скиннера , которая основывается на: [ нужна ссылка ]
- Все, что делают организмы, — это поведение (включая мышление), а
- Любое поведение законно и открыто для экспериментального анализа.
- Центральное место в оперантном обусловливании занимает использование трехчленной непредвиденной ситуации (дискриминационный стимул, реакция, усиливающий стимул) для описания функциональных отношений в контроле поведения.
- Дискриминационный стимул (S Д ) — это сигнал или контекст стимула, который создает повод для реакции. Например, еда на тарелке создает повод для еды.
- Поведение — это реакция (R), обычно контролируемая прошлыми последствиями, а также обычно контролируемая наличием различительного стимула. Он воздействует на окружающую среду, то есть каким-то образом изменяет окружающую среду.
- Последствия могут состоять из подкрепляющих стимулов (S Р ) или наказывающие стимулы (S П ), которые следуют за оперантным ответом и модифицируют его. Подкрепляющие стимулы часто классифицируются как положительные (S р+ ) или отрицательно подкрепляющего (S р- ). Подкрепление может регулироваться графиком подкрепления , то есть правилом, которое определяет, когда и как часто реакция подкрепляется. (См. оперантное обусловливание ).
- Научение респондента зависит от методологии стимул-реакция (SR) (безусловный стимул (US), условный стимул (CS), нейтральный стимул (NS), безусловный ответ (UR) и условный ответ или CR).
- Функциональный анализ (психология)
- Сбор данных
Антитеоретический анализ [ править ]
Идея о том, что позиция Скиннера является антитеоретической, вероятно, вдохновлена аргументами, которые он выдвинул в своей статье « Необходимы ли теории обучения?» [4] Однако эта статья не выступала против использования теории как таковой, а только против определенных теорий в определенных контекстах. Скиннер утверждал, что многие теории не объясняют поведение, а просто предлагают еще один уровень структуры, который, в свою очередь, необходимо объяснить. Если говорят, что у организма есть влечение, определяющее его поведение, что же тогда вызывает это влечение? Скиннер утверждал, что многие теории приводят к остановке исследований или созданию бесполезных исследований. [ нужна ссылка ]
Работа Скиннера имела теоретическую основу, хотя его теории отличались от тех, которые он критиковал. Мекка Кьеза отмечает, что теории Скиннера выведены индуктивно, тогда как те, на которые он нападал, были выведены дедуктивно. [5] Теории, против которых выступал Скиннер, часто основывались на опосредующих механизмах и структурах — таких как механизм памяти как части разума, — которые не поддавались измерению или наблюдению. Теории Скиннера легли в основу двух его книг: «Вербальное поведение » и «Наука и поведение человека» . Эти два текста представляют собой значительное теоретическое расширение его основных лабораторных работ в области политологии , лингвистики , социологии и других. [ нужна ссылка ]
Известные цифры [ править ]
- Чарльз Ферстер – пионер безошибочного обучения , которое с тех пор стало широко используемой формой дискретного пробного обучения (DTT) для обучения детей с аутизмом стал соавтором «Схемы подкрепления» книги , и вместе с Б. Ф. Скиннером .
- Ричард Хернштейн – разработал закон соответствия , математическую модель принятия решений , стал соавтором скандальной «Геллорсовой кривой» .
- Джеймс Холланд – вместе с Б. Ф. Скиннером написал широко цитируемые и известные «Принципы поведения» .
- Фред С. Келлер – создатель Персонализированной системы обучения (PSI).
- Огден Линдсли – основатель подхода к преподаванию Precision Teaching.
- Джек Майкл – известный теоретик и исследователь вербального поведения и мотивационных операций.
- Джон Энтони (Тони) Невин – развитие поведенческого импульса
- Дэвид Премак - открыл принцип Премака , согласно которому более вероятное поведение усиливает менее вероятное поведение, и изучил языковые способности шимпанзе.
- Говард Рахлин – пионер исследований самоконтроля и поведенческой экономики .
- Мюррей Сидман – открыл «Избегание Сидмана», широко цитируемый автор, исследователь наказаний, также оказал влияние на исследования эквивалентности стимулов.
- Филип Хайнлайн - внес значительный вклад в развитие негативного подкрепления (бегство/избегание), молекулярного/молярного описания поведенческих процессов и характеристик языка интерпретации.
- Аллен Нойрингер - хорошо известен своими теоретическими работами, включая волевое восприятие, случайность, эксперименты над собой и другие области.
- Питер Б. Дьюс, главный основатель поведенческой фармакологии [6]
Ссылки [ править ]
- ^ Кьеза, Мекка: Радикальный бихевиоризм: философия и наука (2005)
- ^ Скиннер, Б.Ф.: Нужны ли теории обучения? (1951) с
- ^ Скиннер, Б.Ф.: Эволюция поведения (1984)
- ^ Скиннер, Б.Ф. (июль 1950 г.). «Нужны ли теории обучения?» . Психол преп . 57 (4): 193–216. дои : 10.1037/h0054367 . ПМИД 15440996 .
- ^ Кьеза, Мекка (2005) Радикальный бихевиоризм: философия и наука
- ^ Барретт, Джеймс Э. (весна 2013 г.). «Питер Б. Дьюс (1922–2012)» . Поведение. Анал . 36 (1): 179–182. дои : 10.1007/BF03392303 . ПМЦ 3640885 .
Внешние ссылки [ править ]
- Журнал экспериментального анализа поведения является ведущим журналом поведенческих исследований с 1958 года (выходит ежеквартально, а с 1964 года — раз в два месяца).
- Журнал прикладного анализа поведения исследует наиболее прикладные области экспериментального анализа поведения.
- «Поведенческая фармакология» публикует исследования влияния лекарств, химических веществ и гормонов на оперантное поведение, контролируемое графиком, а также исследования «нейрохимических механизмов, лежащих в основе поведения».
- Бюллетень «Экспериментальный анализ человеческого поведения» — это онлайн-журнал, публикующий экспериментальные исследования, посвященные людям.
- Анализ вербального поведения - ежегодный журнал, в котором публикуются исследования вербального поведения.
- Нужны ли теории обучения? Основополагающая классика Б. Ф. Скиннера 1950 года, в которой он критикует гипотетико-дедуктивную модель исследования, основанную на проверке гипотез.
- Поведенческие процессы публикуют ежегодный выпуск по количественному анализу поведения и выпуск по сравнительному познанию.