Спросить о гимназии
Гимназия Минта («Модель») — средняя школа в Будапеште, Венгрия, основанная Мором Карманом , венгерским философом и педагогом, реформировавшим венгерскую школьную систему. Отмечается вместе с Лютеранской гимназией Фасори и Гимназией пиаристов большим количеством талантливых учеников.
История [ править ]
Гимназия Минта была основана Мором Карманом в 1872 году по немецкому образцу. Это была государственная школа для мальчиков, специализирующаяся на подготовке школьных учителей. «Минта» («модель») не было официальным названием, оно называлось так потому, что «чтобы получить квалификацию учителя, ученик должен был научиться не только тому, чему учить, но и тому, как учить». Студенты Минты практиковались в преподавании, а преподаватели школы параллельно работали со студентами университета. В 1887 году гимназия получила собственное здание. [1] Карман Мор был директором до 1896 года. [2]
Теодор фон Карман , математик, аэрокосмический инженер и один из сыновей основателя Минты Мора Кармана, позже писал о своих школьных годах (1891-1899): [1]
обучая всему, показывая его связь с повседневной жизнью. Например, я помню, что на нашем начальном уроке латыни мы начинали не с правил грамматики. Вместо этого нам сказали ходить по городу и копировать надписи на уставах, церквях и музеях. ... Когда мы собрали фразы и принесли их в класс. Учитель спросил нас, какие слова мы уже знаем. Обычно мы могли распознать несколько слов среди фраз. Если нет, мы их искали. Затем он спросил нас, узнали ли мы одно и то же слово в разных формах. Почему формы были разными? Потому что они показали разные отношения к другим словам в надписи. Мы продолжали так до тех пор, пока не поняли каждую фразу и то, почему она помещена на памятник.
Математику, которую я изучал с увлечением, преподавали с точки зрения бытовой статики. ... Например, мы посмотрели показатели производства пшеницы в Венгрии за несколько лет. Мы составили таблицы, а затем нарисовали графики, чтобы наблюдать за изменениями и определять максимум и минимум производства пшеницы. В диаграммах мы искали корреляции и узнали о «скорости изменений», что привело нас к краю исчисления. Таким образом, мы на практике узнали, что существует взаимосвязь между меняющимися величинами, и, как и в случае с латынью, мы в то же время узнали кое-что об меняющихся социальных и экономических силах страны.
фон Карман также писал в своей автобиографии, что «вместо запоминания по книгам студентам приходилось искать цифры, составлять диаграммы, искать корреляции между изменяющимися величинами или из латинской лексики, собранной из повседневной жизни, чтобы вывести некоторые основные правила изменения и спряжения слов». Латинские существительные и глаголы». [3]
У физика Эдварда Теллера , также выпускника Минты, были другие воспоминания (1917-1925): [1]
школа не была академически стимулирующей. Студенты должны были участвовать, но энтузиазма к обучению не было. Учителя были без энтузиазма; большинство классов находились в полубунте. Не было реального интереса или обмена идеями.
Среди предметов были венгерский и немецкий язык и литература, латынь и греческий, религия и этика, философия, география, естественная история, репрезентативная геометрия, математика и физика. [4] искусство и тренажерный зал. [5]
Математик Геза Шай «считал эту школу первой, где ученик не просто изучает предмет, но и учится думать». [4]
Гимназия существует до сих пор. но теперь он называется Практикующей гимназией Трефорта Агостона Университета Этвеша Лоранда , его адрес: улица Трефорт, 8, округ VIII. [2]
Знаменитые студенты [ править ]
- Теодор фон Карман , математик, аэрокосмический инженер, учился в Минте в 1891–1899 годах. [1] [6] [2]
- Томас Балог и Николас Калдор , экономисты, получили высшее образование в 1920-х годах. [1] [6]
- Альфред Реньи , математик [1]
- Питер Лакс , математик [1] [6] [2]
- Майкл Поланьи , физико-химик, получил высшее образование в 1908 году. [1] [6] [4] [7]
- Карл Поланьи , историк [7]
- Геза Шай , математик, учился в Минте в 1913–1918 годах. [4]
- Николас Курти , физик низких температур [1] [6] [2]
- Эдвард Теллер , физик-теоретик, посещал гимназию в 1917-1925 гг. [2] [1] [6] [3]
- Лео Сцилард , физик [3]
- Томас Сас , психиатр [5]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Нарай-Сабо, Габор; Дж. Палло (2012), Образовательный опыт венгерских гимназий и его влияние на глобальную смену власти , Глобальный форум науки и технологий, ISBN 9780615573106 , получено 6 июня 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Харгиттай, Иштван; Харгиттай, Магдольна (2015). Будапештский научный: Путеводитель . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 246. ИСБН 9780198719076 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хорват, Тибор (июнь 1997 г.). «Теодор Карман, Пол Вигнер, Джон Нойман, Лео Сцилард, Эдвард Теллер и их идеи высшей реальности и смысла» . Высшая реальность и смысл . 20 (2–3): 123–146. дои : 10.3138/урам.20.2-3.123 . ISSN 0709-549X .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Скотт, Уильям Т.; Молески, Мартин X. (2005). Майкл Поланьи: учёный и философ . Оксфорд, Нью-Йорк, Окленд: Издательство Оксфордского университета. стр. 16–21. ISBN 9780195174335 . Проверено 6 июня 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шалер, Джеффри А. (2004). Сас под огнем: аболиционист психиатрии сталкивается со своими критиками . Издательство «Открытый суд». стр. 7–10. ISBN 9780812695687 . Проверено 6 июня 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Екатерина, Папп. «Венгерские школы: прошлое, настоящее и будущее» . Физический обзор, 5/1999. Число . Проверено 6 июня 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харгиттай, Иштван (1 октября 2016 г.). «Майкл Поланьи — ученики и перепутье — к 125-летию со дня рождения» . Структурная химия . 27 (5): 1327–1344. дои : 10.1007/s11224-016-0816-8 . ISSN 1572-9001 . S2CID 100126707 .
47 ° 29'38 "N 19 ° 03'52" E / 47,49385 ° N 19,06442 ° E