Скептицизм
Скептицизм , также пишется как скептицизм в британском английском , представляет собой вопросительное отношение или сомнение в отношении заявлений о знании , которые рассматриваются как простое убеждение или догма . [1] Например, если человек скептически относится к заявлениям своего правительства о продолжающейся войне, тогда он сомневается в достоверности этих утверждений. В таких случаях скептики обычно рекомендуют не не верить, а приостановить веру, т. е. сохранять нейтральную позицию, которая не подтверждает и не отрицает утверждение. Такое отношение часто мотивируется впечатлением, что имеющихся доказательств недостаточно, чтобы поддержать это утверждение. Формально скептицизм представляет интерес для философии , в частности эпистемологии .
Говоря более неформально, скептицизм как выражение вопроса или сомнения может быть применен к любой теме, например, к политике, религии или лженауке. Его часто применяют в ограниченных областях, таких как мораль ( моральный скептицизм ), атеизм (скептицизм в отношении существования Бога ) или сверхъестественное . [2] Некоторые теоретики различают «хороший» или умеренный скептицизм, который ищет веские доказательства, прежде чем принять какую-либо позицию, от «плохого» или радикального скептицизма, который хочет приостановить суждение на неопределенный срок. [3] [4]
Философский скептицизм — одна из важных форм скептицизма. Он отвергает утверждения о знании, которые кажутся достоверными с точки зрения здравого смысла . Радикальные формы философского скептицизма отрицают возможность «знания или рациональной веры» и призывают нас воздержаться от суждений по многим или всем спорным вопросам. Более умеренные формы утверждают только, что ничего нельзя знать с уверенностью или что мы мало или вообще ничего не можем знать о неэмпирических вопросах, таких как существование Бога, наличие у людей свободной воли или существование загробной жизни. В античной философии скептицизм понимался как образ жизни, связанный с внутренним миром . [5]
Скептицизм стал причиной многих важных событий в науке и философии. Это также вдохновило несколько современных социальных движений. Религиозный скептицизм выступает за сомнения относительно основных религиозных принципов, таких как бессмертие, провидение и откровение . [6] Научный скептицизм выступает за проверку убеждений на надежность, подвергая их систематическому исследованию с использованием научного метода , чтобы обнаружить эмпирические доказательства для них .
Определение и смысловое поле
[ редактировать ]Скептицизм , также пишется как скептицизм (от греческого σκέπτομαι skeptomai — искать, думать или искать), относится к сомнительному отношению к о знании . утверждениям [2] [7] Таким образом, если человек скептически относится к заявлениям своего правительства о продолжающейся войне, тогда он сомневается в правдивости этих утверждений. Или скептическое отношение к тому, что любимая хоккейная команда выиграет чемпионат, означает, что человек не уверен в эффективности ее игры. [2] Скептицизм в отношении утверждения подразумевает, что человек не верит в его истинность. Но из этого не следует автоматически, что следует верить и в то, что это утверждение ложно. Вместо этого скептики обычно рекомендуют нейтральную позицию: убеждения по этому поводу следует отложить. В связи с этим скептицизм в отношении иска можно определить как тезис о том, что «единственно обоснованным отношением к [данному иску] является приостановление вынесения решения». [8] Часто это мотивируется ощущением, что в этом нельзя быть уверенным. Это особенно актуально, когда существуют значительные разногласия между экспертами. [9] Скептицизм обычно ограничивается утверждением или областью исследования. Итак, религиозные и моральные скептики имеют сомнительное отношение к религиозно-моральным доктринам. Но некоторые формы философского скептицизма шире, поскольку отвергают любую форму знания. [9]
Некоторые определения, часто вдохновленные древней философией , рассматривают скептицизм не просто как отношение, а как образ жизни. Это основано на идее, что сохранение скептического отношения сомнения к большинству жизненных проблем превосходит жизнь в догматической уверенности, например, потому, что такой скептик более счастлив и спокоен или потому что он морально лучше. [2] [10] В современной философии , напротив, скептицизм часто понимается не как установка и не как образ жизни, а как тезис: тезис о том, что знания не существует. [2]
Скептицизм связан с различными терминами. Иногда его приравнивают к агностицизму и релятивизму . [4] [11] [12] Однако есть небольшие различия в значении. Агностицизм часто понимают более узко, как скептицизм в отношении религиозных вопросов, в частности, в отношении христианского учения . [11] Релятивизм не отрицает существование знания или истины, но утверждает, что они относительны человека и различаются от человека к человеку, например, потому, что следуют разным когнитивным нормам. [13] Противоположностью скептицизму является догматизм , который предполагает позицию уверенности в форме беспрекословной веры. [14] Подобный контраст часто проводится по отношению к слепой вере и доверчивости. [3]
Типы
[ редактировать ]В академической литературе обсуждаются различные типы скептицизма. Скептицизм обычно ограничивается претензиями на знания по одному конкретному предмету, поэтому в зависимости от предмета можно различать его различные формы. [2] [7] [9] Например, религиозные скептики не доверяют религиозным доктринам , а моральные скептики вызывают сомнения в принятии различных моральных требований и обычаев. Скептицизм можно применить и к знанию в целом. Однако такое отношение обычно встречается только в некоторых формах философского скептицизма. [2] [7] Близкая классификация различает на основе источника знаний , например, скептицизм в отношении восприятия , памяти или интуиции . [15] Дальнейшее различие основано на степени скептического отношения. Самые сильные формы утверждают, что знания вообще нет или что знание невозможно. Более слабые формы просто утверждают, что никогда нельзя быть абсолютно уверенным. [2]
Некоторые теоретики различают хорошую или здоровую форму умеренного скептицизма в отличие от плохой или нездоровой формы радикального скептицизма. С этой точки зрения «хороший» скептик — это критически мыслящий человек, который ищет убедительные доказательства, прежде чем принять какую-либо позицию. «Плохой» скептик, с другой стороны, хочет «отложить суждение на неопределенный срок… даже перед лицом очевидной истины». [3] [4] Другая классификация фокусируется на мотивации скептического отношения. У некоторых скептиков есть идеологические мотивы: они хотят заменить худшие убеждения лучшими. Другие придерживаются более практичного взгляда и видят в проблемных убеждениях причину вредных обычаев, которые они хотят прекратить. Некоторые скептики преследуют очень конкретные цели, например, разрушение определенного института, связанного с распространением утверждений, которые они отвергают. [2] [7]
Философский скептицизм является заметной формой скептицизма, и его можно противопоставить нефилософскому или обычному скептицизму. Обычный скептицизм предполагает сомнительное отношение к утверждениям о знаниях, которые многие отвергают. [8] Почти каждый проявляет ту или иную форму обычного скептицизма, например, подвергая сомнению утверждения о знаниях, выдвигаемые плоскоземельцами или астрологами . [2] [7] Философский скептицизм, с другой стороны, представляет собой гораздо более радикальную и редкую позицию. Это включает в себя отказ от претензий на знание, которые кажутся достоверными с точки зрения здравого смысла . Некоторые его формы даже отрицают, что человек знает, что «у меня две руки» или что «завтра взойдет солнце». [8] [16] Тем не менее в философии к нему относятся серьезно, поскольку оказалось очень трудно окончательно опровергнуть философский скептицизм. [2] [8]
В различных областях
[ редактировать ]Скептицизм стал причиной важных событий в различных областях, таких как наука , медицина и философия . В науке скептическое отношение к традиционным мнениям было ключевым фактором развития научного метода . Он подчеркивает необходимость тщательного изучения заявлений о знаниях путем их проверки посредством экспериментов и точных измерений . [14] [17] В области медицины скептицизм помог создать более продвинутые формы лечения, поставив под сомнение традиционные формы, основанные на интуитивной привлекательности, а не на эмпирических данных . [3] [14] В истории философии скептицизм часто играл продуктивную роль не только для скептиков, но и для нескептических философов. [2] [7] [18] Это связано с его критическим отношением, бросающим вызов эпистемологическим основам философских теорий. Это может помочь сдержать спекуляции и спровоцировать творческие реакции, трансформируя рассматриваемую теорию, чтобы преодолеть проблемы, порождаемые скептицизмом. [2] [7] По словам Ричарда Х. Попкина, «историю философии можно рассматривать отчасти как борьбу со скептицизмом». Эта борьба привела к тому, что многие современные философы отказались от поисков абсолютно достоверных или несомненных первых принципов философии, которые еще преобладали во многие более ранние периоды. [7] Скептицизм был важной темой на протяжении всей истории философии и до сих пор широко обсуждается. [2]
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Философский портал |
Как философская школа или движение скептицизм возник как в Древней Греции, так и в Индии. В Индии Аджняна философская школа придерживалась скептицизма. Это был главный конкурент буддизма и джайнизма и, возможно, оказал большое влияние на буддизм. Двое из выдающихся учеников Будды , Сарипутта и Моггаллана , первоначально были учениками философа Аджняны Санджая Белаттипутты . Сильный элемент скептицизма можно обнаружить в раннем буддизме , особенно в сутре Атхакавагга . Однако общий эффект, который эти философии оказали друг на друга, трудно оценить. Поскольку скептицизм — это философская позиция и стиль философствования, а не позиция, Аджнянины, возможно, оказали влияние на других скептически настроенных мыслителей Индии, таких как Нагарджуна , Джаяраши Бхатта и Шрихарша . [19] [ нужна полная цитата ]
В Греции философы еще Ксенофан ( ок. 570 – ок. 475 до н. э. ) выражали скептические взгляды, как и Демокрит. [20] и ряд софистов . Горгий , например, по общему мнению, утверждал, что ничего не существует, что даже если бы что-то существовало, мы не могли бы этого знать, и что даже если бы мы могли это знать, мы не могли бы сообщить об этом. [21] Философ гераклитовец - Кратил отказывался что-либо обсуждать и лишь шевелил пальцем, утверждая, что общение невозможно, поскольку значения постоянно меняются. [22] : 449 Сократ также имел скептические наклонности, заявляя, что не знает ничего стоящего. [23]
В древнегреческом и римском мире существовало две основные школы скептицизма. Первым был пирронизм , основанный Пирроном Элидским ( ок. 360–270 до н.э. ). Вторым был академический скептицизм , названный так потому, что два его ведущих защитника, Аркесилай ( ок. 315–240 до н. э. ), положивший начало этой философии, и Карнеад ( ок. 217–128 до н. э. ), самый известный сторонник философии, были главами платоновской философии. Академия . Цели пирронизма психологические. Он призывает отложить суждение ( epoche ) для достижения душевного спокойствия ( атараксия ). Академические скептики отрицали возможность познания ( акаталепсия ). Академические скептики утверждали, что некоторые убеждения более разумны или вероятны, чем другие, тогда как пирронианские скептики утверждают, что можно привести одинаково убедительные аргументы за или против любой оспариваемой точки зрения. [22] : 450 Почти все сочинения древних скептиков ныне утеряны. Большая часть того, что мы знаем о древнем скептицизме, принадлежит Сексту Эмпирику , скептику-пирронисту, жившему во втором или третьем веке нашей эры . Его работы содержат ясное изложение основных скептических аргументов.
Древний скептицизм угас во времена поздней Римской империи, особенно после того, как Августин (354–430 гг. н.э. ) напал на скептиков в своей работе «Против академиков» (386 г. н.э. ). В христианской Европе в средние века в христианской Европе было мало знаний или интереса к древнему скептицизму. Интерес возродился в эпоху Возрождения и Реформации, особенно после того, как все сочинения Секста Эмпирика были переведены на латынь в 1569 году, а также после Мартина Лютера в отношении священных санов. скептицизма [24] Ряд католических писателей, в том числе Франсиско Санчес ( ок. 1550–1623 ), Мишель де Монтень (1533–1592), Пьер Гассенди (1592–1655) и Марин Мерсенн (1588–1648), использовали древние скептические аргументы в защиту умеренных форм. скептицизма и утверждать, что вера, а не разум, должна быть основным проводником к истине. Похожие аргументы позже (возможно, по иронии судьбы) предложил протестантский мыслитель Пьер Бейль в своем влиятельном «Историческом и критическом словаре» (1697–1702). [25] : ребята. 1 и 2
Растущая популярность скептических взглядов создала интеллектуальный кризис в Европе XVII века. Влиятельный ответ дал французский философ и математик Рене Декарт (1596–1650). В своей классической работе «Размышления о первой философии» (1641 г.) Декарт стремился опровергнуть скептицизм, но только после того, как он сформулировал аргументы в пользу скептицизма как можно убедительнее. Декарт утверждал, что независимо от того, какие радикальные скептические возможности мы воображаем, существуют определенные истины (например, что мышление происходит или что я существую), которые абсолютно достоверны. Таким образом, древние скептики ошибались, утверждая, что познание невозможно. Декарт также пытался опровергнуть скептические сомнения в надежности наших чувств, нашей памяти и других когнитивных способностей. Для этого Декарт пытался доказать, что Бог существует и что Бог не позволит нам систематически заблуждаться относительно природы реальности. Многие современные философы сомневаются в успехе второго этапа декартовской критики скептицизма. [25] : 210
В восемнадцатом веке новый аргумент в пользу скептицизма предложил шотландский философ Дэвид Юм (1711–1776). Юм был эмпириком и утверждал, что все подлинные идеи можно проследить до первоначальных впечатлений от ощущений или интроспективного сознания. Юм утверждал, что с эмпирической точки зрения не существует веских оснований для веры в Бога, устойчивое «я» или душу, внешний мир, причинную необходимость, объективную мораль или индуктивные рассуждения. Фактически, он утверждал, что «Философия сделала бы нас полностью пирронистами, если бы Природа не была для этого слишком сильна». [22] : 456 По мнению Юма, настоящей основой человеческой веры является не разум, а обычай или привычка. Мы по своей природе запрограммированы доверять, скажем, нашим воспоминаниям или индуктивным рассуждениям, и никакие скептические аргументы, какими бы сильными они ни были, не могут сместить эти убеждения. Таким образом, Юм принял то, что он называл «смягченным» скептицизмом, отвергая при этом «чрезмерный» пирроновский скептицизм, который он считал непрактичным и психологически невозможным.
Скептицизм Юма вызвал ряд важных откликов. Шотландский современник Юма Томас Рид (1710–1796) бросил вызов строгому эмпиризму Юма и утверждал, что рационально принять убеждения «здравого смысла», такие как базовая надежность наших чувств, нашего разума, наших воспоминаний и индуктивного рассуждения, даже хотя ничто из этого не может быть доказано. По мнению Рида, такие убеждения, основанные на здравом смысле, являются основополагающими и не требуют никаких доказательств, чтобы быть рационально обоснованными. [22] : 456 Вскоре после смерти Юма немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) утверждал, что человеческий эмпирический опыт имеет условия возможности, которые не могли бы быть реализованы, если бы скептические выводы Юма о причинных синтетических априорных суждениях не были ложными.
Сегодня скептицизм продолжает оставаться темой оживленных дискуссий среди философов. [2] Британский философ Джулиан Баггини утверждает, что разум воспринимается как «враг тайны и двусмысленности», но при правильном использовании может стать эффективным инструментом для решения многих более крупных социальных проблем. [26]
Религия
[ редактировать ]Религиозный скептицизм обычно означает сомнение в определенных религиозных убеждениях или утверждениях. Например, религиозный скептик может поверить в существование Иисуса (см. Историчность Иисуса ), подвергая сомнению утверждения о том, что он был мессией или творил чудеса. Исторически религиозный скептицизм восходит к Ксенофану , который сомневался во многих религиозных утверждениях своего времени, хотя и признавал, что « Бог един, верховен среди богов и людей, и не подобен смертным ни телом, ни разумом». Он утверждал, что существует один величайший Бог. Бог — одно вечное существо, сферическое по форме, охватывающее все сущее внутри себя, являющееся абсолютным разумом и мыслью, поэтому разумно и движет всем сущим, но не имеет никакого сходства с человеческой природой ни телом, ни разумом». [27]
Религиозный скептицизм — это не то же самое, что атеизм или агностицизм , хотя они часто включают скептическое отношение к религии и философской теологии (например, к божественному всемогуществу ). Религиозные люди обычно скептически относятся к заявлениям других религий, по крайней мере, когда две конфессии конфликтуют по поводу каких-то убеждений. Кроме того, они также могут скептически относиться к заявлениям атеистов.
Историк Уилл Дюрант пишет, что Платон «так же скептически относился к атеизму, как и к любой другой догме». Вера Бахаи поощряет скептицизм, который в основном сосредоточен на самоисследованииправда. [28]
Наука
[ редактировать ]Научный или эмпирический скептик — это тот, кто подвергает сомнению убеждения на основе научного понимания и эмпирических данных.
Научный скептицизм может отбросить убеждения, относящиеся к предполагаемым явлениям, которые не подлежат надежному наблюдению и, следовательно, не являются систематическими или эмпирически проверяемыми . Большинство ученых, будучи научными скептиками, проверяют достоверность определенных утверждений, подвергая их систематическому исследованию с помощью научных методов . [29] В результате ряд якобы научных утверждений считаются « лженаукой », если обнаруживается, что они неправильно применяются или игнорируют фундаментальные аспекты научного метода.
Аудит
[ редактировать ]Профессиональный скептицизм является важной концепцией в аудите . Это требует от аудитора «вопросительного ума», критической оценки доказательств и рассмотрения достаточности доказательств. [30]
См. также
[ редактировать ]- The Amaz!ng Meeting – Ежегодная конференция скептиков, 2003–2015 гг.
- Критическое мышление – анализ фактов для формирования суждения.
- Комитет скептических расследований - организация, изучающая заявления о паранормальных явлениях.
- Разоблачитель - Человек или группа, дискредитирующие ложные утверждения.
- Евроскептицизм - Орган критики Европейского Союза
- Список тем, характеризуемых как лженаука
- Псевдоскептицизм - Философская позиция, которая кажется скептической, но на самом деле является догматической.
- Научный скептицизм - сомнение в утверждениях, не имеющих эмпирических доказательств.
- Скептик - американский научно-образовательный журнал.
- The Skeptic - Страницы британского журнала
- Skeptical Inquirer - журнал, выходящий раз в два месяца, издаваемый CSI.
- Скептика – Скептический подкаст
- Скептическое движение – сомнение в утверждениях, не имеющих эмпирических доказательств.
- Словарь скептика - сборник эссе Роберта Тодда Кэрролла, 2003 г.
- Скептики в пабе – неформальное светское мероприятие для скептиков с 1999 года.
- Общество скептиков — американская некоммерческая организация.
- Тривиализм - Логическая теория
Примечания
[ редактировать ]- ^ Причард, Дункан (2006). «Современный скептицизм» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 13 января 2009 года.
Философские взгляды обычно классифицируются как скептические, когда они предполагают выдвижение некоторой степени сомнения относительно утверждений, которые в других местах считаются само собой разумеющимися.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Греко, Джон (2 сентября 2009 г.). "Введение" . Оксфордский справочник по скептицизму (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 3–7. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195183214.003.0001 . ISBN 978-0-19-518321-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Рейно, Морис (1 мая 1981 г.). «Скептицизм в медицине: прошлое и настоящее» . Ежеквартальный журнал Линакра . 48 (2). ISSN 0024-3639 .
- ^ Jump up to: а б с Sandcooler, Ханс Йорг, изд. «Скептицизм/Скептицизм». Энциклопедия философии . Мой.
- ^ Бетт, Ричард Арно Хоум (28 января 2010 г.). Кембриджский спутник древнего скептицизма . Издательство Кембриджского университета. п. 289. ИСБН 978-0-521-87476-2 .
- ^ «скептицизм (существительное)» . Мерриам-Вебстер . Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Попкин, Ричард Х. «Скептицизм» . Британника . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Комесанья, Хуан; Кляйн, Питер (2019). «Скептицизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Блэкберн, Саймон (1 января 2008 г.). «скептицизм». Оксфордский философский словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954143-0 .
- ^
- Фогт, Катя (2021). «Древний скептицизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 30 августа 2022 г.
- Рид, барон (2018). «Скептицизм как образ жизни» . В Маккейне, Кевин; Постон, Тед (ред.). Тайна скептицизма . Исследования Брилла в области скептицизма. Том. 2. Брилл. стр. 63–80. дои : 10.1163/9789004393530_006 . ISBN 978-90-04-39353-0 . S2CID 150356547 .
- ^ Jump up to: а б Ньютон Флю, Энтони Гаррард. «агностицизм» . Британника . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ Санки, Ховард (1 марта 2012 г.). «Скептицизм, релятивизм и аргумент критерия» . Исследования по истории и философии науки . Часть A. 43 (1): 182–190. Бибкод : 2012ШПСА..43..182С . дои : 10.1016/j.shpsa.2011.12.026 . ISSN 0039-3681 .
- ^ Баграмян, Мария; Картер, Дж. Адам (2022). «Релятивизм: 4.4 Эпистемический релятивизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Лаурсен, Джон Кристиан (2018). «Скептицизм». Новый словарь истории идей .
- ^ Коэн, Стюарт (1996). Крейг, Эдвард (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж.
- ^ Олссон, Эрик Дж. (2005). «Не давать скептикам услышать:« Прагматизм и радикальное сомнение » » . Философия и феноменологические исследования . 70 (1): 98–126. дои : 10.1111/j.1933-1592.2005.tb00507.x . ISSN 0031-8205 . JSTOR 40040781 .
- ^ Лагерлунд, Хенрик (29 апреля 2020 г.). «Нефилософский скептицизм» . Скептицизм в философии: всеобъемлющее историческое введение . Рутледж. п. 197. ИСБН 978-1-351-36995-4 .
- ^ Дейли, Крис (2015). «Введение и исторический обзор» . Справочник Пэлгрейва по философским методам . Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 1–30. дои : 10.1057/9781137344557_1 . ISBN 978-1-137-34455-7 .
- ^ Матилал 2004 , стр. 52–75.
- ^
- Диоген Лаэртий . Жизнеописания выдающихся философов . Книга IX .
- Бакалис (2005, стр. 86) [ нужна полная цитата ]
- ^ Джонс, WT (1952). История западной философии . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс. п. 60 н. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Попкин, Ричард Х. (1967). «Скептицизм». Эдвардс, Пол (ред.). Энциклопедия философии . Том. 7. Нью-Йорк: Макмиллан.
- ^ Хэзлетт, Аллан (2014). Критическое введение в скептицизм . Лондон: Блумсбери. стр. 4–5.
- ^ Дотрити, Дайрон Б. (2017). Мартин Лютер: Биография для народа . Издательство Христианского университета Абилина. п. 358 . ISBN 978-0-89112-468-9 . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Попкин, Ричард Х. (1979). История скептицизма от Эразма до Спинозы (переработанное издание). Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Рэдфорд, Бенджамин ; Фрейзер, Кендрик (январь 2017 г.). «Грань разума: рациональный скептик в иррациональном мире». Скептический исследователь . 41 (1): 60.
- ^ Маккирахан, Ричард Д. (1994). «Ксенофан Колофонский» . Издательская компания Хакетт. п. 60-62. ISBN 978-0-87220-175-0 .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Смит, Питер (2000). Краткая энциклопедия веры бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. стр. 266–267. ISBN 1-85168-184-1 .
- ^ Блумберг, Дэвид; Новелла, Стивен (июль 1999 г.). «Научный скептицизм, CSICOP и местные группы» . Скептический исследователь . 23 (4) . Проверено 5 июля 2018 г.
- ^ «Раздел 230 AU: Должная профессиональная осмотрительность при выполнении работы» . Совет по надзору за бухгалтерским учетом публичных компаний . 1972. Профессиональный скептицизм . Проверено 28 апреля 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Бучваров, Панайот (1998). Скептицизм относительно внешнего мира . Издательство Оксфордского университета .
- Хёнигсвальд, Рихард (2008) [1914]. Скептицизм в философии и науке . Геттинген: Издание Рупрехта. ISBN 978-3-7675-3056-0 .
- Китон, Моррис Т. (1962). «скептицизм». В рунах, Дагоберт Д. (ред.). Словарь философии . Тотова, Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс и компания. стр. 277–278.
- Ле Морван, П. (март 2011 г.). «Здоровый скептицизм и практическая мудрость» (PDF) . Логос и эпистема . 2 (1). Институт экономических и социальных исследований: 87–102. doi : 10.5840/logos-episteme20112151 . ISSN 2069-0533 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 сентября 2019 года.
- Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Джонс, Генри Стюарт ; Маккензи, Родерик (1940). Греко-английский лексикон (переработанное и дополненное изд.). Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press .
- Нилсон, Вашингтон; Нотт, Т.А.; Кархарт, PW, ред. (1950). Новый международный словарь английского языка Вебстера (второе, полное издание). Спрингфилд, Массачусетс: Компания G. & C. Merriam.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернит, Майлз (1983). Скептическая традиция . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520037472 .
- Бери, Роберт Грегг (1933). Секст Эмпирик: Очерки пирронизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674993013 .
- Эмпирик, Секст; Аннас, Юлия ; Барнс, Джонатан (20 июля 2000 г.). Секст Эмпирик: Очерки скептицизма . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521778091 .
- Новелла, Стивен (2018). Путеводитель по Вселенной для скептиков: как узнать, что на самом деле реально в мире, который все больше наполнен фейками . Ходдер и Стоутон. ISBN 978-1473696419 .
- Пирси, Нэнси (2005). Абсолютная истина: освобождение христианства из культурного плена . Книги Перекрестка. ISBN 978-1581347463 .
- Попкин, Ричард Х. (2003). История скептицизма: от Савонаролы до Бэйля . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0198026716 .
- Роза Л; Роза Э; Сарнер Л; Барретт С. (1 апреля 1998 г.). «Внимательный взгляд на терапевтическое прикосновение» . ДЖАМА . 279 (13): 1005–1010. CiteSeerX 10.1.1.592.8130 . дои : 10.1001/jama.279.13.1005 . ISSN 0098-7484 . ПМИД 9533499 .
- Такстон, Чарльз (1994). Душа науки: христианская вера и натурфилософия . Книги Перекрестка. ISBN 978-0891077664 .
- Уилсон, Ричард (2009). Не дайте себя снова обмануть: Справочник скептика . Икона. ISBN 978-1848310520 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Скептицизм в PhilPapers
- Скептицизм в проекте онтологии философии Индианы
- Кляйн, Питер. «Скептицизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Фогт, Катя. «Древнегреческий скептицизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Торсруд, Харальд. «Древнегреческий скептицизм» . Интернет-энциклопедия философии .
- Больярд, Чарльз. «Средневековый скептицизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Причард, Дункан. «Современный скептицизм» . Интернет-энциклопедия философии .
- Скептическое расследование в Керли
- Кляйнер, Курт (30 августа 2005 г.). «Большинство научных работ, вероятно, ошибочны» . Новый учёный . Архивировано из оригинала 19 сентября 2008 года.
- Журнал Skeptical Inquirer назвал десять выдающихся скептиков века . Комитет скептических расследований . Амхерст, штат Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 15 июля 2007 года.