Политическая субъективность
Политическая субъективность – это термин, используемый для обозначения глубоко укоренившейся природы субъективности и субъективного опыта в социально сконструированной системе власти и значения . Понятие политической субъективности является новой идеей в социальных и гуманитарных науках . В некотором смысле термин «политическая субъективность» отражает точку соприкосновения ряда традиционно различных дисциплинарных направлений исследований, таких как философия , антропология , политическая теория и психоаналитическая теория . Прежде всего, нынешняя концептуализация политической субъективности стала возможной благодаря фундаментальному сдвигу в гуманитарных и социальных науках в XX веке, широко известному как лингвистический поворот .
Основные фигуры, связанные с вопросом политической субъективности, происходят из разных дисциплин, таких как немецкий философ Г.В.Ф. Гегель , французский психоаналитик Жак Лакан , французский историк Мишель Фуко , американский литературный критик Фредрик Джеймсон , американский культурный антрополог Клиффорд Гирц , американский медицинский антрополог Байрон Дж. Гуд , американский философ и теоретик гендера Джудит Батлер , канадский медицинский антрополог Садек Рахими , аргентинский политический теоретик Эрнесто Лаклау , словенский философ Славой Жижек , греческий политический теоретик Яннис Ставракакис и многие другие.
Термин «политическая субъективность» использовался в более ранней литературе, например, в книге Стивена Брауна « Политическая субъективность: применение методологии Q в политической науке». [1] для обозначения индивидуальных политических взглядов, на которые влияют социальные и личные психологические процессы. Но позже этот термин был повторно присвоен для обозначения гораздо более сложной идеи о том, что сам опыт субъективности фундаментально политичен. Согласно Садеку Рахими в книге « Значение, безумие и политическая субъективность », «политичность — это не дополнительный аспект субъекта, а, на самом деле, способ существования субъекта, то есть именно то, чем является субъект». [2]
Ранняя (1981) книга Фредрика Джеймсона « Политическое бессознательное: повествование как социально-символический акт » [3] можно считать одним из предшественников понятия политической субъективности. то, что он назвал «политическим бессознательным» В своей книге Джеймсон приписывал тексту , утверждая, что весь текст заключает в себе, хотя и в неявной форме, кодировки политической истории среды, в которой он был создан. Затем он предложил «доктрину политического бессознательного» в качестве аналитического метода для раскрытия герменевтически подавленных политических воспоминаний о тексте и «восстановления на поверхность текста подавленной и погребенной реальности этой фундаментальной истории» (стр. 20). . Хотя первоначальная теория политического бессознательного Джеймисона представляла собой прежде всего неомарксистский подход к литературной критике , позднее распространение и междисциплинарное перекрестное обогащение теорий субъективности значительно расширили оригинальные идеи Джеймсона, включив в них диапазон политических, культурных и психологических процессов. политической субъективности.
См. также
[ редактировать ]- Субъективность
- Интерсубъективность
- Феноменология (философия)
- Феноменология (психология)
- Q-методология
- Предмет (философия)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браун, Стивен (1980). Политическая субъективность: применение методологии Q в политологии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300025793 .
- ^ Рахими, Садек (2015). Смысл, безумие и политическая субъективность . Рутледж. ISBN 978-1138840829 .
- ^ Джеймсон, Фредрик (1981). Политическое бессознательное: нарратив как социально-символический акт . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 080149222X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Семинар «Культура и политическая субъективность» , посвященный антропологическим подходам к политической субъективности
- Политическая субъективность и политическое бессознательное (Джеймсона)