Jump to content

Q-методология

Методология Q — это исследовательский метод, используемый в психологии и социальных науках для изучения «субъективности» людей, то есть их точки зрения. Q был разработан психологом Уильямом Стивенсоном . Он использовался как в клинических условиях для оценки прогресса пациента с течением времени (внутриэкспертное сравнение), так и в исследовательских целях для изучения того, как люди думают по теме (межэкспертные сравнения).

Технический обзор

[ редактировать ]

Название «Q» происходит от формы факторного анализа , который используется для анализа данных. Обычный факторный анализ, называемый «методом R», включает в себя поиск корреляций между переменными (скажем, ростом и возрастом) среди выборки испытуемых. Q, с другой стороны, ищет корреляции между субъектами по выборке переменных. Q-факторный анализ сводит множество индивидуальных точек зрения испытуемых к нескольким «факторам», которые, как утверждается, отражают общий образ мышления. Иногда говорят, что Q-факторный анализ — это R-факторный анализ с перевернутой таблицей данных. Хотя это объяснение полезно как эвристика для понимания Q, оно может вводить в заблуждение, поскольку большинство методологов Q [ ВОЗ? ] утверждают, что по математическим причинам ни одна матрица данных не подходит для анализа одновременно с помощью Q и R. [ нужна ссылка ]

Данные для анализа Q-фактора поступают из серии «Q-сортировок», выполненных одним или несколькими испытуемыми. Сортировка AQ — это ранжирование переменных, обычно представленное в виде утверждений, напечатанных на маленьких карточках, в соответствии с некоторым «условием инструкции». Например, в ходе Q-исследования мнений людей о знаменитости испытуемому могут дать такие утверждения, как «Он глубоко религиозный человек» и «Он лжец», и попросить отсортировать их от «наиболее похожих на то, как я думаю о знаменитости». эта знаменитость» на «наименее похожее на то, как я думаю об этой знаменитости». Использование ранжирования вместо того, чтобы просить испытуемых оценить свое согласие с утверждениями индивидуально, призвано уловить идею о том, что люди думают об идеях в связи с другими идеями, а не изолированно. Обычно этот рейтинг составляется в оценочной таблице, в которой наиболее важные варианты располагаются на крайних концах таблицы, например «наиболее согласен» и «наиболее не согласен». [1] Этот оценочный лист обычно имеет форму колоколообразной кривой, где респондент может разместить большинство Q-сортировок в середине, а наименьшее Q-сортировок — в дальних концах оценочных листов.

Выборка утверждений для Q-сортировки берется из и утверждается исследователем как репрезентативная «группа» — сумма всего, что люди говорят или думают по поводу исследуемой проблемы. Обычно методологи Q используют метод структурированной выборки, чтобы попытаться представить всю совокупность участников.

Одно существенное различие между Q и другими методологиями исследования в области социальных наук, такими как опросы, заключается в том, что в нем обычно используется гораздо меньше предметов. Это может быть преимуществом, поскольку Q иногда используется с одним испытуемым, и это делает исследование гораздо менее дорогостоящим. В таких случаях человек будет ранжировать один и тот же набор утверждений при разных условиях обучения. Например, кому-то может быть предоставлен ряд утверждений о личностных качествах, а затем предложено ранжировать их в соответствии с тем, насколько хорошо они описывают ее самого, ее идеальное Я, ее отца, ее мать и т. д. Работа с одним человеком особенно актуальна в исследование того, как рейтинг человека меняется с течением времени, и это было первое использование методологии Q. Поскольку методология Q работает с небольшой нерепрезентативной выборкой, выводы ограничиваются теми, кто участвовал в исследовании.

В исследованиях интеллекта анализ Q-фактора может генерировать оценки на основе консенсуса (CBA) в качестве прямых мер. Альтернативно, единицей измерения человека в этом контексте является его факторная нагрузка для Q-сортировки, которую он или она выполняет. Факторы представляют собой нормы по отношению к схемам. Индивид, который получает наибольшую факторную нагрузку на оперантный фактор, является человеком, наиболее способным представить себе норму для этого фактора. То, что означает норма, всегда является предметом предположений и опровержений ( Поппер ). Это может указывать на самое мудрое решение, самое ответственное, самое важное или оптимизированно-сбалансированное решение. Все это непроверенные гипотезы, которые требуют дальнейшего изучения.

Альтернативным методом, который определяет сходство между испытуемыми, что-то вроде методологии Q, а также культурную «правдивость» утверждений, использованных в тесте, является теория культурного консенсуса .

Процедура сбора данных «Q-сортировка» традиционно выполняется с использованием бумажного шаблона и образцов утверждений или других стимулов, напечатанных на отдельных карточках. Однако существуют также компьютерные программы для проведения Q-сортировки в режиме онлайн. Например, ситуационная Q-сортировка Riverside (RSQ) Калифорнийского университета в Риверсайде утверждает, что позволяет измерять психологические свойства ситуаций. Их проект по международным ситуациям [2] использует этот инструмент для изучения психологически важных аспектов ситуаций и того, как эти аспекты могут различаться в разных культурах с помощью этого разработанного университетом веб-приложения. На сегодняшний день не проводилось исследований различий между сортировками, полученными с помощью компьютерной и физической сортировки.

Одна Q-сортировка должна давать два набора данных. Первый — физическое распределение отсортированных объектов. Второй — это либо постоянное повествование «мысли вслух», либо обсуждение, которое следует сразу за упражнением по сортировке. Целью этих повествований было, в первую очередь, вызвать обсуждение причин того или иного размещения. Хотя релевантность этих качественных данных часто замалчивается при нынешнем использовании Q-методологии, способы рассуждения, лежащие в основе размещения предмета, могут быть более аналитически релевантными, чем абсолютное размещение карточек.

Приложение

[ редактировать ]

Q-методология использовалась в качестве исследовательского инструмента в самых разных дисциплинах, включая сестринское дело , ветеринарную медицину , общественное здравоохранение , транспорт , образование , сельскую социологию , гидрологию , мобильную связь и даже робототехнику . [3] [4] [5] [6] [7] [8] Эта методология особенно полезна, когда исследователи хотят понять и описать разнообразие субъективных точек зрения по проблеме. [1]

Валидация

[ редактировать ]

Доступна некоторая информация о валидации метода. [9] Более того, вопрос обоснованности Q-метода обсуждался по-разному. Однако Лундберг и др. отметим, что «[s] поскольку Q-сортировка участников не является ни правильной, ни неправильной, а построена на основе ранжирования респондентами самореферентных элементов, достоверность в соответствии с количественными принципами исследования не имеет значения для Q». [10]

Критика методологии Q

[ редактировать ]

В 2013 году была опубликована статья под названием «Слишком амбициозная: вклад и текущий статус методологии Q», написанная Ярлом К. Кампеном и Питером Тамасом. [11] Кампен и Тамас заявляют, что «методология Q не дает обещанного понимания человеческой субъективности и не учитывает адекватно угрозы обоснованности утверждений, которые она может сделать на законных основаниях». [11] Это, в свою очередь, делает метод, по мнению авторов, «несоответствующим заявленному назначению». [11]

Стивен Р. Браун, Стентор Дэниелсон и Джоб ван Эксель опубликовали ответную статью «Чрезмерно амбициозные критики и эффект Медичи: ответ Кампену и Тамасу». [12] Браун и др. заявляет, что с момента своего создания методология Q «была постоянной мишенью наспех собранной критики» [12] что не послужило никакой другой цели, кроме как дезинформировать других исследователей и читателей. Из-за большого количества критики в адрес методологии Q Brown et al. собрать эту критику под термином « Эффект Медичи» , названным в честь знаменитой семьи, которая отрицала доказательства Галилео Галилея, отказываясь смотреть в его телескоп.

Браун и др. продолжайте, отвечая на некоторые моменты критики Кампена и Тамаса:

  1. О природе субъективности
  2. Образцы Concourse и Q
  3. Факторный анализ и интерпретация
  4. Силовое распределение Q-сортировки
  5. Предметы:соотношение человек
  6. Предвзятость исследователя
  7. Разное

Один момент, на который авторы указывают в разделе 3, заключается в том, что Кампен и Тамас стремятся заявить, что «ограничения количества факторов, которые может создать Q» [12] не поддается логике, потому что «Q может идентифицировать не больше факторов, чем существует Q-выражений». [12] Однако этот аргумент Brown et al. «никогда раньше не сталкивался». [12] Авторы продолжают этот аргумент, заявляя, что «данные методологии Q являются ответами не только на отдельные утверждения, но, что более важно, на их отношения, например, когда они упорядочены по рангу». [12]

В своем заключении Brown et al. отметим, что, как и отказ Медичи посмотреть в телескоп Галилея, «эти критики не смогли лично пообщаться с Q, чтобы увидеть, соответствует ли их абстрактная критика практике». [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван Эксель НХА, Г де Грааф. 2005: «Методология Q: предварительный просмотр» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2013 года . Проверено 2 января 2013 г.
  2. ^ «Проект «Международные ситуации» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 года.
  3. ^ Q методология нетто. «База данных методологии Q по предметам» . Архивировано из оригинала 14 сентября 2009 года . Проверено 20 сентября 2008 г.
  4. ^ Бракен, Стейси Сторч; Джанет Э. Фишель (2006). «Оценка практики дошкольного класса: применение методологии Q-сортировки». Ежеквартальный журнал исследований раннего детства . 21 (4): 417–430. дои : 10.1016/j.ecresq.2006.09.006 .
  5. ^ Превите, Жозефина; Джанет Э. Фишель; и др. (2007). «Методология Q и сельские исследования» (PDF) . Сельская социология . 47 (2): 135–147. дои : 10.1111/j.1467-9523.2007.00433.x . hdl : 20.500.11937/17462 .
  6. ^ Рааджевер, GT; Мостерт, Э.; ван де Гизен, Северная Каролина; и др. (2008). «Определение взглядов заинтересованных сторон на будущее управление наводнениями в бассейне Рейна с использованием методологии Q» . Гидрология и науки о системе Земли . 12 (4): 1097–1109. Бибкод : 2008HESS...12.1097R . doi : 10.5194/hess-12-1097-2008 .
  7. ^ Лю, Чунг-Чу. «Типы пользователей мобильных телефонов по методологии Q: предварительное исследование» . Проверено 20 сентября 2008 г.
  8. ^ Меттлер, Т.; Шпренгер, М.; Винтер, Р. (2017). «Служебные роботы в больницах: новые перспективы развития ниши и технологических возможностей» (PDF) . Европейский журнал информационных систем . 26 (5): 451–468. дои : 10.1057/s41303-017-0046-1 . S2CID   27579290 .
  9. ^ Бакли, Морин Э.; Кляйн, Дэниел; Дурбин, К. Эмили; Хайден, Элизабет; Моерк, Кирстин; и др. (2002). «Разработка и проверка процедуры Q-сортировки для оценки темперамента и поведения детей дошкольного возраста». Журнал клинической детской и подростковой психологии . 31 (4): 525–539. дои : 10.1207/S15374424JCCP3104_11 . ПМИД   12402571 . S2CID   11292218 .
  10. ^ Лундберг, Адриан; де Леу, Ренске; Алиани, Рената (ноябрь 2020 г.). «Использование методологии Q: устранение субъективности в исследованиях в области образования» . Обзор образовательных исследований . 31 . дои : 10.1016/j.edurev.2020.100361 . ISSN   1747-938X – через Science Direct. {{cite journal}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кампен, Ярл К.; Тамаш, Питер (01 ноября 2014 г.). «Слишком амбициозно: вклад и текущий статус методологии Q» . Качество и количество . 48 (6): 3109–3126. дои : 10.1007/s11135-013-9944-z . ISSN   1573-7845 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Браун, Стивен Р.; Дэниэлсон, Стентор; ван Эксель, Иов (март 2015 г.). «Чрезмерно амбициозные критики и эффект Медичи: ответ Кампену и Тамасу» . Качество и количество . 49 (2): 523–537. дои : 10.1007/s11135-014-0007-x . ISSN   0033-5177 . {{cite journal}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3e368c7e9c81b9ef01664196921b74c__1718820420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/4c/e3e368c7e9c81b9ef01664196921b74c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Q methodology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)