Jump to content

JīvaДжайнизм

(Перенаправлено с «Душа (джайнизм)) »

Джива ( санскрит : जीव ) или Атман ( / ˈ ɑː t m ən / ; санскрит : आत्मन् ) — философский термин, используемый в джайнизме для обозначения души . [1] Согласно джайнской космологии , джива или душа является принципом разума и одной из таттв или одной из фундаментальных субстанций, составляющих часть вселенной. Метафизика джайнов, утверждает Джагмандерлал Джайни, делит вселенную на две независимые, вечные, сосуществующие и несозданные категории, называемые джива (душа) и аджива ( санскрит : अजीव не-душа). [2] Эта основная предпосылка джайнизма делает его дуалистической философией. [3] Джива , согласно джайнизму, является неотъемлемой частью того , как работает процесс кармы , перерождения и процесс освобождения от перерождения. [4]

Душевная субстанция

[ редактировать ]

Джайны считают душу одной из шести фундаментальных и вечных субстанций ( дравьяс ), образующих вселенную. Два состояния душевной субстанции упоминаются в джайнских текстах. Это — Свабхва (чистое или естественное) и Вибхава (нечистое или неестественное состояние). Души в переселении находятся в нечистом состоянии, а освобожденные называются в естественном или чистом состоянии. [5]

Джайнская философия – древнейшая индийская философия, полностью отделяющая материю от души. [1] Согласно «Теософисту» , «некоторые религиозные деятели считают, что Атман (Дух) и Параматман (Бог) идентичны, в то время как другие утверждают, что они различны; но джайн скажет, что Атман и Параматман идентичны и различны». [6]

В джайнизме считается, что пять обетов джайнской практики помогают освободить дживу от кармической материи, уменьшить негативные кармические последствия и накопить положительные кармические блага. [4]

Души и возрождение

[ редактировать ]
Изображение концепции души (в переселении) в джайнизме. Золотой цвет представляет нокарма – квазикармическую материю, голубой цвет изображает дравья карму – тонкую кармическую материю, оранжевый – бхав карму – психофизическую кармическую материю, а белый – судхатму , чистое сознание.
Классификация сансари-джив (переселенцев душ) согласно джайнизму.

Согласно джайнской философии, перерождение происходит через душу. В зависимости от кармических частиц, прикрепленных к душе, джайнская теология утверждает, что существо перерождается в одном из четырех гати (состояний существования), а именно: небесного существа ( дэва ), человека ( манушья ), адского существа ( нараки ), животных и растений. ( триянча ). [7] Помимо этого, существует также субмикроскопическая форма жизни Нигода , обладающая только одним чувством, то есть осязанием. [8]

Согласно верованиям джайнов, души начинают свое путешествие в изначальном состоянии и существуют в континууме состояния сознания, которое постоянно развивается через сансару . [9] Некоторые развиваются до более высокого состояния, некоторые регрессируют, утверждает джайнская теория, движение, движимое кармой. [10] Кроме того, джайнские традиции верят, что существует Абхавья (неспособный) или класс душ, которые никогда не смогут достичь мокши (освобождения). [11] [12] Состояние души Абхавьи достигается после преднамеренного и шокирующе злого поступка. [13] Джайнизм рассматривает души как плюралистические, каждую в цикле карма-самсары, и не поддерживает Адвайты стиля недвойственность в индуизме или недвойственность стиля Адвая в буддизме. [12]

Теософия джайнов, как и древняя адживика , но в отличие от индуистской и буддийской теософии, утверждает, что каждая душа проходит через 8 400 000 ситуаций рождения, проходя через сансару . [14] [15] По словам Падманабха Джайни, в ходе цикла души душа проходит через пять типов тел: земные тела, водные тела, огненные тела, воздушные тела и растительные жизни. [16] При всей человеческой и нечеловеческой деятельности, такой как выпадение осадков, сельское хозяйство, еда и даже дыхание, мельчайшие живые существа рождаются или умирают; считается, что их души постоянно меняют тела. Беспокойство, причинение вреда или убийство любой формы жизни, включая любого человека, в джайнизме считается грехом, имеющим негативные кармические последствия. [17] [18]

Освобожденная душа в джайнизме — это тот, кто вышел за пределы сансары , находится на вершине, всеведущ, остается там вечно и известен как сиддха . [19] Человек мужского пола считается наиболее близким к вершине и обладает потенциалом достижения освобождения, особенно посредством аскетизма. Женщины должны обрести кармические заслуги, чтобы переродиться мужчиной, и только тогда они смогут достичь духовного освобождения в джайнизме, особенно в секте дигамбара в джайнизме; [20] [21] однако эта точка зрения исторически обсуждалась в джайнизме, и различные секты джайнов выражали разные взгляды, особенно секта Шветамбара, которая считает, что женщины тоже могут достичь освобождения от сансары . [21] [22]

В отличие от буддийских текстов, которые прямо или недвусмысленно не осуждают причинение вреда или уничтожение растений и второстепенных форм жизни, джайнские тексты это делают. души Джайнизм считает плохой кармой причинение вреда растениям и второстепенным формам жизни, оказывающее негативное влияние на сансару . [23] Однако некоторые тексты буддизма и индуизма предостерегают человека от нанесения вреда всем формам жизни, включая растения и семена. [23] [24] [25]

Настоящее Я

[ редактировать ]

Согласно джайнскому тексту Самаясара :

Знайте, что Джива (душа), которая покоится на чистой вере, знании и поведении, одна является Истинным Я. Того, кто обусловлен кармической материей, следует называть нечистым «я». – Куплет 1-2-2

Согласно Виджаю Джайну, души, покоящиеся на чистом «Я», называются Истинным Я, и только Ариханты и Сиддхи являются Истинным Я. [26]

Этапы духовного развития

[ редактировать ]

Джайнские тексты объясняют, что существует четырнадцать стадий духовного развития, называемых Гунастхана . Это: [27]

  1. Митьядристи : Стадия неправильного верующего
  2. Сасадана : падение правильной веры
  3. Мисрадришти : смешанные правильные и неправильные убеждения.
  4. Авирата самьягдришти : правильная вера без обета.
  5. Дешавирата : стадия частичного самоконтроля.
  6. Праматтасамьята : слегка несовершенные обеты.
  7. Апраматта Самьята : Совершенные обеты.
  8. Апурвакарана : Новая мыслительная деятельность.
  9. Аниваттибадара-сампарая : продвинутая мыслительная деятельность (страсти все еще происходят)
  10. Сукшма сампарая : малейшее заблуждение.
  11. Упашанта-касая : утихшее заблуждение.
  12. Ксина касайа : разрушенное заблуждение.
  13. Сайоги кевали : Всеведение с вибрацией.
  14. Айоги кевали : Стадия всеведения без какой-либо деятельности.

Классификация

[ редактировать ]

Согласно джайнизму, разумные существа ранжируются на основе их чувств. Четыре основных элемента, а именно. земля, вода, воздух и огонь занимают среди них одно из низших мест. [28]

См. также

[ редактировать ]

Цитирование

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «дравья – джайнизм» . Британская энциклопедия .
  2. ^ Джагмандерлал Джайни (2013). Очертания джайнизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 XXII-XXIII. ISBN  978-1-107-61567-0 .
  3. ^ Джайни 2013 , с. 1.
  4. ^ Jump up to: а б Джеффри Д. Лонг (2009). Джайнизм: Введение . ИБ Таурис. стр. 93–100. ISBN  978-1-84511-625-5 .
  5. ^ Кундакунда, Ачарья; Чакраварти, Аппасвами; Упадхье, Адинатха Неминатха (2001). Панчастикая-сара Ачарьи Кундакунды . Бхаратия Джнанпитх. Мистер. 16. ISBN  978-81-263-1813-1 .
  6. ^ Теософ . Теософское издательство. 1609. с. 553. Например, некоторые религиозники считают, что Атман (Дух) и Параматман (Бог) едины, в то время как другие утверждают, что они различны; но джайн скажет, что Атман и Параматман одновременно и едины, и различны.
  7. ^ Джайни 1998 , с. 108.
  8. ^ Джайни 1998 , с. 109.
  9. ^ Падманабх Джайни 1980 , с. 227.
  10. ^ Падманабх Джайни 1980 , стр. 227–228.
  11. ^ Падманабх Джайни 1980 , с. 226.
  12. ^ Jump up to: а б Пол Дандас (2003). Джайны . Рутледж. стр. 104–105. ISBN  978-0415266055 .
  13. ^ Падманабх Джайни 1980 , с. 225.
  14. ^ Падманабх Джайни 1980 , с. 228.
  15. ^ Падманабх С. Джайни (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Мотилал Банарсидасс. стр. 130–131. ISBN  978-81-208-1691-6 .
  16. ^ Падманабх Джайни 1980 , стр. 223–224.
  17. ^ Падманабх Джайни 1980 , стр. 224–225.
  18. ^ Тара Сетия (2004). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс. стр. 30–31. ISBN  978-81-208-2036-4 .
  19. ^ Падманабх Джайни 1980 , стр. 222–223.
  20. ^ Джеффри Д. Лонг (2013). Джайнизм: Введение . ИБТаурис. стр. 36–37. ISBN  978-0-85773-656-7 .
  21. ^ Jump up to: а б Грэм Харви (2016). Религии в фокусе: новые подходы к традициям и современным практикам . Рутледж. стр. 182–183. ISBN  978-1-134-93690-8 .
  22. ^ Пол Дандас (2003). Джайны . Рутледж. стр. 55–59. ISBN  978-0415266055 .
  23. ^ Jump up to: а б Ламберт Шмитхаузен (1991), Буддизм и природа, Studia Philologica Buddhica, Международный институт буддийских исследований, Токио, Япония, страницы 6–7.
  24. ^ Род Прис (1999), Животные и природа: культурные мифы, культурные реалии, ISBN   978-0-7748-0725-8 , University of British Columbia Press, страницы 212–217.
  25. ^ Кристофер Чаппл (1990), Экологическое ненасилие и индуистская традиция, в «Перспективах ненасилия» , Спрингер, ISBN   978-1-4612-4458-5 , страницы 168–177;
    Л. Альсдорф (1962), Вклад в историю вегетарианства и поклонения скоту в Индии, Академия наук и литературы, Ф. Штайнер Висбаден, страницы 592–593.
  26. ^ Джайн 2012 , с. 3.
  27. ^ Джайн, Виджей К. (26 марта 2014 г.). «Истопадеша» Ачарьи Пуджьяпады – Золотая беседа . Принтеры Викальп. п. 14. ISBN  9788190363969 .
  28. ^ Донигер 1993 , с. 238.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41e5c46f6ba729eabddf830251884b5e__1719994860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/5e/41e5c46f6ba729eabddf830251884b5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jīva (Jainism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)