JīvaДжайнизм
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Джива ( санскрит : जीव ) или Атман ( / ˈ ɑː t m ən / ; санскрит : आत्मन् ) — философский термин, используемый в джайнизме для обозначения души . [1] Согласно джайнской космологии , джива или душа является принципом разума и одной из таттв или одной из фундаментальных субстанций, составляющих часть вселенной. Метафизика джайнов, утверждает Джагмандерлал Джайни, делит вселенную на две независимые, вечные, сосуществующие и несозданные категории, называемые джива (душа) и аджива ( санскрит : अजीव не-душа). [2] Эта основная предпосылка джайнизма делает его дуалистической философией. [3] Джива , согласно джайнизму, является неотъемлемой частью того , как работает процесс кармы , перерождения и процесс освобождения от перерождения. [4]
Душевная субстанция
[ редактировать ]Джайны считают душу одной из шести фундаментальных и вечных субстанций ( дравьяс ), образующих вселенную. Два состояния душевной субстанции упоминаются в джайнских текстах. Это — Свабхва (чистое или естественное) и Вибхава (нечистое или неестественное состояние). Души в переселении находятся в нечистом состоянии, а освобожденные называются в естественном или чистом состоянии. [5]
Джайнская философия – древнейшая индийская философия, полностью отделяющая материю от души. [1] Согласно «Теософисту» , «некоторые религиозные деятели считают, что Атман (Дух) и Параматман (Бог) идентичны, в то время как другие утверждают, что они различны; но джайн скажет, что Атман и Параматман идентичны и различны». [6]
В джайнизме считается, что пять обетов джайнской практики помогают освободить дживу от кармической материи, уменьшить негативные кармические последствия и накопить положительные кармические блага. [4]
Души и возрождение
[ редактировать ]Согласно джайнской философии, перерождение происходит через душу. В зависимости от кармических частиц, прикрепленных к душе, джайнская теология утверждает, что существо перерождается в одном из четырех гати (состояний существования), а именно: небесного существа ( дэва ), человека ( манушья ), адского существа ( нараки ), животных и растений. ( триянча ). [7] Помимо этого, существует также субмикроскопическая форма жизни Нигода , обладающая только одним чувством, то есть осязанием. [8]
Согласно верованиям джайнов, души начинают свое путешествие в изначальном состоянии и существуют в континууме состояния сознания, которое постоянно развивается через сансару . [9] Некоторые развиваются до более высокого состояния, некоторые регрессируют, утверждает джайнская теория, движение, движимое кармой. [10] Кроме того, джайнские традиции верят, что существует Абхавья (неспособный) или класс душ, которые никогда не смогут достичь мокши (освобождения). [11] [12] Состояние души Абхавьи достигается после преднамеренного и шокирующе злого поступка. [13] Джайнизм рассматривает души как плюралистические, каждую в цикле карма-самсары, и не поддерживает Адвайты стиля недвойственность в индуизме или недвойственность стиля Адвая в буддизме. [12]
Теософия джайнов, как и древняя адживика , но в отличие от индуистской и буддийской теософии, утверждает, что каждая душа проходит через 8 400 000 ситуаций рождения, проходя через сансару . [14] [15] По словам Падманабха Джайни, в ходе цикла души душа проходит через пять типов тел: земные тела, водные тела, огненные тела, воздушные тела и растительные жизни. [16] При всей человеческой и нечеловеческой деятельности, такой как выпадение осадков, сельское хозяйство, еда и даже дыхание, мельчайшие живые существа рождаются или умирают; считается, что их души постоянно меняют тела. Беспокойство, причинение вреда или убийство любой формы жизни, включая любого человека, в джайнизме считается грехом, имеющим негативные кармические последствия. [17] [18]
Освобожденная душа в джайнизме — это тот, кто вышел за пределы сансары , находится на вершине, всеведущ, остается там вечно и известен как сиддха . [19] Человек мужского пола считается наиболее близким к вершине и обладает потенциалом достижения освобождения, особенно посредством аскетизма. Женщины должны обрести кармические заслуги, чтобы переродиться мужчиной, и только тогда они смогут достичь духовного освобождения в джайнизме, особенно в секте дигамбара в джайнизме; [20] [21] однако эта точка зрения исторически обсуждалась в джайнизме, и различные секты джайнов выражали разные взгляды, особенно секта Шветамбара, которая считает, что женщины тоже могут достичь освобождения от сансары . [21] [22]
В отличие от буддийских текстов, которые прямо или недвусмысленно не осуждают причинение вреда или уничтожение растений и второстепенных форм жизни, джайнские тексты это делают. души Джайнизм считает плохой кармой причинение вреда растениям и второстепенным формам жизни, оказывающее негативное влияние на сансару . [23] Однако некоторые тексты буддизма и индуизма предостерегают человека от нанесения вреда всем формам жизни, включая растения и семена. [23] [24] [25]
Настоящее Я
[ редактировать ]Согласно джайнскому тексту Самаясара :
Знайте, что Джива (душа), которая покоится на чистой вере, знании и поведении, одна является Истинным Я. Того, кто обусловлен кармической материей, следует называть нечистым «я». – Куплет 1-2-2
Согласно Виджаю Джайну, души, покоящиеся на чистом «Я», называются Истинным Я, и только Ариханты и Сиддхи являются Истинным Я. [26]
Этапы духовного развития
[ редактировать ]Джайнские тексты объясняют, что существует четырнадцать стадий духовного развития, называемых Гунастхана . Это: [27]
- Митьядристи : Стадия неправильного верующего
- Сасадана : падение правильной веры
- Мисрадришти : смешанные правильные и неправильные убеждения.
- Авирата самьягдришти : правильная вера без обета.
- Дешавирата : стадия частичного самоконтроля.
- Праматтасамьята : слегка несовершенные обеты.
- Апраматта Самьята : Совершенные обеты.
- Апурвакарана : Новая мыслительная деятельность.
- Аниваттибадара-сампарая : продвинутая мыслительная деятельность (страсти все еще происходят)
- Сукшма сампарая : малейшее заблуждение.
- Упашанта-касая : утихшее заблуждение.
- Ксина касайа : разрушенное заблуждение.
- Сайоги кевали : Всеведение с вибрацией.
- Айоги кевали : Стадия всеведения без какой-либо деятельности.
Классификация
[ редактировать ]Согласно джайнизму, разумные существа ранжируются на основе их чувств. Четыре основных элемента, а именно. земля, вода, воздух и огонь занимают среди них одно из низших мест. [28]
См. также
[ редактировать ]- Атма Сиддхи
- Атман (буддизм)
- Атман (индуизм)
- Бог в джайнизме
- Ратнатрайя – три драгоценности джайнизма
Ссылки
[ редактировать ]Цитирование
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «дравья – джайнизм» . Британская энциклопедия .
- ^ Джагмандерлал Джайни (2013). Очертания джайнизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 XXII-XXIII. ISBN 978-1-107-61567-0 .
- ^ Джайни 2013 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Джеффри Д. Лонг (2009). Джайнизм: Введение . ИБ Таурис. стр. 93–100. ISBN 978-1-84511-625-5 .
- ^ Кундакунда, Ачарья; Чакраварти, Аппасвами; Упадхье, Адинатха Неминатха (2001). Панчастикая-сара Ачарьи Кундакунды . Бхаратия Джнанпитх. Мистер. 16. ISBN 978-81-263-1813-1 .
- ^ Теософ . Теософское издательство. 1609. с. 553.
Например, некоторые религиозники считают, что Атман (Дух) и Параматман (Бог) едины, в то время как другие утверждают, что они различны; но джайн скажет, что Атман и Параматман одновременно и едины, и различны.
- ^ Джайни 1998 , с. 108.
- ^ Джайни 1998 , с. 109.
- ^ Падманабх Джайни 1980 , с. 227.
- ^ Падманабх Джайни 1980 , стр. 227–228.
- ^ Падманабх Джайни 1980 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б Пол Дандас (2003). Джайны . Рутледж. стр. 104–105. ISBN 978-0415266055 .
- ^ Падманабх Джайни 1980 , с. 225.
- ^ Падманабх Джайни 1980 , с. 228.
- ^ Падманабх С. Джайни (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Мотилал Банарсидасс. стр. 130–131. ISBN 978-81-208-1691-6 .
- ^ Падманабх Джайни 1980 , стр. 223–224.
- ^ Падманабх Джайни 1980 , стр. 224–225.
- ^ Тара Сетия (2004). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс. стр. 30–31. ISBN 978-81-208-2036-4 .
- ^ Падманабх Джайни 1980 , стр. 222–223.
- ^ Джеффри Д. Лонг (2013). Джайнизм: Введение . ИБТаурис. стр. 36–37. ISBN 978-0-85773-656-7 .
- ^ Jump up to: а б Грэм Харви (2016). Религии в фокусе: новые подходы к традициям и современным практикам . Рутледж. стр. 182–183. ISBN 978-1-134-93690-8 .
- ^ Пол Дандас (2003). Джайны . Рутледж. стр. 55–59. ISBN 978-0415266055 .
- ^ Jump up to: а б Ламберт Шмитхаузен (1991), Буддизм и природа, Studia Philologica Buddhica, Международный институт буддийских исследований, Токио, Япония, страницы 6–7.
- ^ Род Прис (1999), Животные и природа: культурные мифы, культурные реалии, ISBN 978-0-7748-0725-8 , University of British Columbia Press, страницы 212–217.
- ^ Кристофер Чаппл (1990), Экологическое ненасилие и индуистская традиция, в «Перспективах ненасилия» , Спрингер, ISBN 978-1-4612-4458-5 , страницы 168–177;
Л. Альсдорф (1962), Вклад в историю вегетарианства и поклонения скоту в Индии, Академия наук и литературы, Ф. Штайнер Висбаден, страницы 592–593. - ^ Джайн 2012 , с. 3.
- ^ Джайн, Виджей К. (26 марта 2014 г.). «Истопадеша» Ачарьи Пуджьяпады – Золотая беседа . Принтеры Викальп. п. 14. ISBN 9788190363969 .
- ^ Донигер 1993 , с. 238.
Источники
[ редактировать ]- Донигер, Венди , изд. (1993), Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах , State University of New York Press , ISBN 0-7914-1381-0
- Джайни, Джагмандер Лал (2013), Очерки джайнизма , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1-107-61567-0
- Джайн, Виджай К. (2012), Самаясара Ачарьи Кундкунда , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-3-8 ,
Без авторских прав
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5
- Падманабх Джайни (1980). Венди Донигер (ред.). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03923-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Философия джайнов, Дживы , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.