История судебной системы Ирана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2008 г. ) |
Судебная система Ирана | |
---|---|
Судебная власть Исламской Республики Иран | |
Учредил | 1905 |
Юрисдикция | Иран |
Расположение | Тегеран |
Метод композиции | Выбор Верховного лидера с одобрения судей |
Авторизовано | Конституция Исламской Республики Иран |
Срок полномочий судьи | 5 лет |
Главный судья | |
В настоящее время | Голам-Хосейн Мохсени-Эджеи |
С | 1 июля 2021 г. |
Заместитель главного судьи | |
В настоящее время | Мохаммад Мосаддык Кахнамуи |
С | 13 июля 2021 г. |
Общенациональная судебная система в Иране была впервые внедрена и создана Абдолхосейном Теймурташем при Реза-шахе с дальнейшими изменениями во вторую эпоху Пехлеви .
После свержения династии Пехлеви в результате Исламской революции в 1979 году система сильно изменилась. Юридический кодекс теперь основан на исламском праве или шариате , хотя многие аспекты гражданского права были сохранены и интегрированы в правовую систему гражданского права. Согласно конституции Исламской Республики, судебная власть в Иране «является независимой властью» с Министерством юстиции , главой Верховного суда , а также отдельно назначаемым главой судебной власти . [ 1 ]
История
[ редактировать ]ислам
[ редактировать ]Правительство Исламской Республики Иран |
---|
По мнению одного ученого, отправление правосудия в исламском Иране до недавнего времени было
свободно сшитое и часто перешитое лоскутное одеяло конфликтующих авторитетов, в котором разные, а иногда и противоречивые источники исламского права - юристы, настоящие судьи и неисламские судебные чиновники короля - спорили друг с другом по поводу объема своей юрисдикции. . ...
некоторые стороны закона всегда оставались в руках мулл... Деревенский мулла был естественным арбитром в вопросах брака, развода и наследования; и высокий юрист, чтобы выполнить ту самую функцию, ради которой он был возвышен, давал заключения по тем вопросам права, по которым с ним советовались. Между деревенским муллой и юрисконсультом находились муллы с судами, власть которых, хотя иногда и санкционировалась королевским правительством, зависела от престижа председательствующего судьи-муллы в такой же или большей степени, чем от санкции правительства. [ 2 ]
С шестнадцатого века нашей эры Иран был единственной страной в мире, официальной религией которой был шиитский ислам, следовательно, общие принципы его правовой системы несколько отличались от принципов других стран, следовавших исламскому праву.
Среди отличий права Ирана и остального мусульманского мира от европейского права было отсутствие единого свода законов . «Тринадцать веков исламской, а точнее шиитской, традиции» призывали юристов основывать решения на своей юридической подготовке применительно к рассматриваемой ситуации. [ 3 ] Традиционное исламское право также не подлежало апелляции.
«Открытие» одним юристом нормы права для конкретного дела не было бы признано недействительным в результате открытия каким-либо другим юристом иного решения для этого дела; только Бог мог выбирать между ними, и до Воскресения (или, в случае шиитов, возвращения Двенадцатого Имама) Бог оставлял этот вопрос на усмотрение юристов, и первое фактическое решение было окончательным, так как в противном случае было бы бесконечный регресс мнений без какого-либо окончательного суждения. Для шиитов… сопротивление единому письменному кодексу было еще сильнее; Право юриста по-своему описывать право составляло самую суть учения, возродившего школу юриста в конце XVIII века». [ 3 ]
Что касается судебной системы, то до конца девятнадцатого века изменения были весьма незначительными.
20 век
[ редактировать ]Основные события, отмечающие судебную историю Ирана в современную эпоху, включают Конституционную революцию 1906 года, которая дала стране первую Конституцию и Билль о правах, падение Каджаров и возвышение династии Пехлеви в 1920-х годах, когда присоединение к Ирану современная судебная организация стала одной из величайших проблем Ирана и Исламской революции .
«Режим капитуляций»
[ редактировать ]Когда в Иране XIX века стала ощущаться европейская военная и технологическая мощь, жители Запада стали настаивать на особом обращении в иранских судах. Это произошло в форме договоров между большинством европейских правительств и Ираном, требующих присутствия на суде над любым европейцем в Иране представителя страны происхождения этого европейца, который подписывал бы решение иранского суда и без чьей контрассигнации «решение иранского суда не могло иметь никакого эффекта». Европейцы настаивали на этом юридическом праве вето, «называемом режимом капитуляций», на том основании, что в Иране не было письменного юридического кодекса, так что «никто не знал, по каким законам будут судить иностранцев». Иран следовал традиционной исламской практике, когда каждый судья давал свою собственную интерпретацию исламского права для конкретного судебного процесса без права апелляции. [ 3 ]
Иранцы в целом выступали против этих капитуляций, а светские иранцы, такие как Мохаммед Моссадык , хотели установить фиксированный письменный закон, который, по их мнению, не только положил бы конец капитуляциям, но и облегчил бы строительство сильного и единого государства. [ 4 ]
Реза Шах
[ редактировать ]Во время светского правления Реза-шаха в судебной системе Ирана было внесено множество изменений, и одним из них было установление жесткого писаного закона с апелляционными судами. В марте 1926 года министр юстиции Али-Акбар Давар распустил всю судебную систему Ирана с одобрения парламента и начал волну фундаментальной реструктуризации и реформ с помощью французских судебных экспертов. К апрелю 1927 года в Тегеране было 600 новых судей. Впоследствии Давар попытался распространить новую систему на другие города Ирана посредством программы обучения 250 судей. [ 5 ]
Реза Шах представил свои правовые реформы как «предварительные эксперименты» и позволил религиозным судьям сохранить свои суды по таким вопросам, как наследование. Однако в 1936 году новая система стала постоянной, а религиозные суды были упразднены. [ 6 ] Однако вплоть до Исламской революции еще существовали шариатские суды, выносившие решения по вопросам семьи и наследства (работавшие наряду со светскими судами). Некоторые аспекты законов шариата также неофициально сохранились в уголовном праве, например, компенсация по-прежнему неофициально выплачивалась аналогично деньгам за кровь в обмен на помилование смертного приговора за убийство в некоторых случаях.
- Юридическая профессия
По словам Банакара и Зиаи, историю Иранской коллегии адвокатов (Kānun-e Vūkalā-yeh Dādgūstarī) «можно проследить до периода после конституционной революции 1906 года, когда в Иране была создана современная правовая система. Была основана IBA. в 1915 году и организовывалась под надзором судебной системы до 1953 года, когда ей была предоставлена правосубъектность. Она действовала как независимая организация гражданского общества в течение следующих двадцати семи лет, пока не была закрыта в 1980 году революционным правительством и его рядами. и дела были очищены. Он был вновь открыт в 1991 году под контролем главы судебной власти и частично восстановил свою независимость в 1997 году, когда президент Хатами […] победил на всеобщих выборах. по оценкам, 60 000 и, что, возможно, наиболее важно, большое количество женщин прошли коллегию адвокатов и присоединились к юридической профессии». «После революции 1979 года IBA изо всех сил пытается сохранить свою независимость от судебной власти. В рамках этого конфликта иранское правительство в 2001 году создало новую группу юристов, которая «имеет право представлять дела в суде» в соответствии со статьей 187. Закона о третьем плане экономического, социального и культурного развития (принятого в мае 2000 года). […] Эта группа, членство которой в 2014 году оценивалось в более чем 20 000 человек, официально известна как юрисконсульты судебной власти». [ 7 ]
Исламская Республика
[ редактировать ]В 1979 году светская, прозападная династия Пехлеви была свергнута и заменена Исламской Республикой под властью аятоллы Хомейни . [ 8 ] Хотя революция не ликвидировала судебную систему Пехлеви полностью, она заменила юристов, получивших светское образование, «на юристов с семинарским образованием и кодифицировала больше особенностей шариата в государственных законах, особенно в Законе о возмездии». [ 1 ] Женщин-судей также отстранили от должности [ 9 ] (хотя они все еще могли быть юристами или после 1997 года судьями второй ступени по гражданским делам).
В период с 1979 по 1982 год вся дореволюционная судебная система была подвергнута чистке, а их обязанности заменены «Революционными трибуналами», созданными в каждом городе. Эти трибуналы выносили решения на основе «исламского права», но на практике были несправедливыми, предвзятыми, а судьи были неопытными и часто некомпетентными. [ 10 ] Многие люди были казнены или подвергнуты суровым наказаниям как за политические, так и за уголовные деяния. Апелляций тоже не было, а судебные разбирательства в неортодоксальном «суде» часто длились несколько минут. В 1982 году обычная судебная система была восстановлена, но теперь судьи прошли подготовку по исламскому праву. Революционные суды стали частью этой судебной системы, вынося решения по вопросам «национальной безопасности», таким как незаконный оборот наркотиков, а также политические и «антиреволюционные» преступления, и считались «судебной властью режима». В 1982 году в ответ на угрозы военного переворота был сформирован отдельный «Военно-революционный суд», рассматривавший военные дела. [ 10 ] Закон о возмездии ( Кисас ) 1982 года заменил разделы Закона о публичном наказании (1924 года). [ 11 ]
Текущая система
[ редактировать ]Конституция Исламской Республики 1979 года призывает Иран иметь главу судебной власти, также известного на английском языке как « главный судья Ирана », который должен быть «справедливым муджтахидом » (исламским священнослужителем высокого уровня), назначаемым Верховным лидером и служить «сроком на пять лет». Он отвечает за «создание организационной структуры» судебной системы; «разработка законопроектов о судебной системе» для парламента; наем, увольнение, продвижение по службе и назначение судей. Судью нельзя уволить без суда.
Тюремная система Ирана была «централизована и радикально расширена» Исламской Республикой. При шахе тюрьмы управлялись отдельно САВАКом, городской полицией и жандармерией. Новый режим поручил их управление «наблюдательному совету из трех священнослужителей». [ 12 ]
Исламская Республика использует шиитскую школу исламской юриспруденции Джаафари . После выборов первого Меджлиса Исламской Республики в 1980 году Меджлис и Совет стражей быстро кодифицировали важные особенности закона шариата , приняв два знаковых законопроекта. [ 13 ] в июле 1982 года: [ 11 ] Законы шариата включают худуд («претензии к Богу», наказуемые обязательным фиксированным приговором), кисас (закон возмездия/возмездия), дийе или деньги за кровь (для компенсации за смерть/ранение), Канон-е Та' зир (тазир — преступление, за которое судья наказывает по своему усмотрению), Канон-е Кисас (Закон о возмездии).
Высший аудиторский суд Ирана регулирует банковские и финансовые операции, а проценты ( риба ) запрещены.
В 1991–1994 годах Иран объединил все эти законы в единый «Исламский уголовный кодекс», состоявший из пяти «Книг». [ 14 ] Новый исламский уголовный кодекс был принят в январе 2012 года и включает в себя большую часть уголовных законов ИРИ, заменяя книги с первой по четвертую старого кодекса. [ 15 ] Книга пятая Исламского уголовного кодекса («единственная часть Уголовного кодекса, которая была принята на постоянной основе и не подлежит экспериментальным периодам») была принята 22 мая 1996 года. [ 16 ]
Шариат в ИРИ был в некоторой степени изменен. Согласно одному источнику, новые законы Исламской Республики «изменяют шариат» (т.е. то, что мусульмане считают законодательством Бога) «тремя важными способами»: разрешая обжалование решений , использование косвенных доказательств по делам и длительное тюремное заключение в качестве наказания. [ 17 ]
По данным опроса Pew Research Center , проведенного в 2013 году, 83% иранцев высказались за использование исламского права , но только 37% иранцев считали, что правовая система Ирана точно соответствует исламскому праву. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Судебная система Исламской Республики Иран
- Закон о богохульстве в Иране
- Цензура в Иране
- Конституция Исламской Республики Иран
- Коррупция в Иране
- Преступность в Иране
- Права человека в Исламской Республике Иран
- Интеллектуальная собственность в Иране
- Иранский трибунал
- Закон Ирана о защите семьи
- Иранская киберполиция
- Трудовое право Ирана
- Закон о гражданстве Ирана
- Правоохранительные силы Исламской Республики Иран
- Список экономических законов Ирана
- Список национальных правовых систем
- Парад на осле
- Специальный клерикальный суд
- Налогообложение в Иране
- Дорожная полиция Ирана
- Главный судья Ирана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Абрамян, Ерванд, История современного Ирана , Кембриджский университет, 2008, стр.177.
- ^ Моттахеде, Рой, Мантия Пророка: религия и политика в Иране , One World, Оксфорд, 1985, 2000, стр.208.
- ^ Jump up to: а б с Моттахеде, Рой, Мантия Пророка: религия и политика в Иране , One World, Оксфорд, 1985, 2000, стр.225.
- ^ Моттахеде, Мантия Пророка , (1985, 2000), стр.225.
- ^ Давар Ардалан, Меня зовут Иран: Мемуары (Генри Холт и компания, Нью-Йорк, 2007)
- ^ Моттахеде, Рой, Мантия Пророка: религия и политика в Иране , One World, Оксфорд, 1985, 2000, стр.227
- ^ Банакар, Реза; Зиаи, Кейван (2018). «Жизнь закона в Исламской Республике Иран» . Иранские исследования . 51 (5): 717–746. дои : 10.1080/00210862.2018.1467266 .
- ^ Хизер Лер Вагнер (2010). Иранская революция . Издательство информационной базы. стр. 16–18 . ISBN 978-1-60413-490-2 .
Династия Пехлеви свергнута в результате иранской революции 1979 года.
- ^ Хале Эсфандиари; служба общественного вещания Передовая (27 октября 2010 г.). «Иран Праймер: Женское движение» . pbs.org.
- ^ Jump up to: а б Право обвиняемого в Иране согласно международному праву . Академическое издательство Ламберта. 2013. ISBN 978-3-659-38786-9 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бурки, Ширин (2013). Политика государственного вмешательства: гендерная политика в Пакистане, Афганистане. Лексингтонские книги. п. 238. ИСБН 9780739184332 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Абрамян, Ерванд, Замученные признания Ерванда Абрамяна, Калифорнийский университет Press, 1999, стр.134-5
- ^ Абрамян, Ерванд (16 июня 1999 г.). Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране . Издательство Калифорнийского университета. п. 132. ИСБН 9780520922907 .
- ^ «Исламский уголовный кодекс Ирана» (PDF) . рефмир . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Английский перевод книг I и II Нового исламского уголовного кодекса» . Иранский центр документации по правам человека . 4 апреля 2014 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Исламский уголовный кодекс Исламской Республики Иран – Книга пятая» . Иранский центр документации по правам человека . 15 июля 2013 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Абрамян, Ерванд (1999). Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране . Издательство Калифорнийского университета. п. 134. ИСБН 9780520922907 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ «Мнения иранцев о политической роли религиозных деятелей неоднозначны» . 11 июня 2013 г.