Трудовое право Ирана
Трудовое законодательство Ирана описывает правила трудоустройства в Иране . Будучи все еще развивающейся страной, Иран значительно отстает по международным стандартам. Ему не удалось ратифицировать две основные конвенции Международной организации труда о свободе ассоциации и коллективных переговорах , а также одну об отмене детского труда. [ 1 ] Такие страны, как США и Индия, также не смогли ратифицировать многие из этих конвенций и всего 14 других конвенций, всего две со времени Исламской революции . [ 2 ]
Основными источниками иранского трудового права являются: [ 3 ]
- Конституции и поправки к ней (1906, 1907 и 1979 гг.)
- Гражданские законы «Ганон Мадани»
- Постановления и процедуры Совета министров и Министерства труда (Айн Наме)
- Судебные приговоры и дела
- Коллективные договоры и соглашения
- Общая практика и профессиональные нормы
- Международная организация труда (МОТ)
- МОТ Конвенции
- Рекомендации МОТ
- Другие международные декларации и соглашения
История
[ редактировать ]Первая конституция Ирана, принятая в 1906 году, предоставила народу Персии основные права в статьях с восьмой по двадцать пятую, устанавливая равенство перед законом для каждого, а также право создавать общества (анджуманы) и ассоциации (ijtimá'át) и вступать в них. ). [ 4 ] Парламент (меджлис) и сенат ждали 16 лет, прежде чем принять Закон о занятости государственных служащих 1922 года. Он обеспечивал защиту рабочих и государственных служащих. В 1923 году губернатор Систана и Белуджистана издал указ из девяти статей, защищающий права производителей ковров, включая рабочее время, отпуска и минимальный возраст. Это был первый национальный документ о трудовых правах . [ 5 ] В 1928 году парламент принял Гражданский закон (Ghanon-e Madanei), регулирующий трудовые договоры. Этот закон делит отношения между работодателем и работником на две категории на основе французского законодательства. Независимые подрядчики (например, плотники, врачи, юристы и сантехники), которые контролируют свою работу, несут ответственность за свою прибыль и убытки. Далее, служащие, которым работодатель платит за выполнение конкретных задач, но которые не имеют полного контроля над своей работой и действуют по указаниям и приказам работодателя. [ 6 ]
В 1936 году кабинет министров издал правила о минимальных гигиенических условиях на фабриках. [ 7 ] Это была первая попытка регулирования отношений между работодателем и работником. 18 мая 1946 года Совет Министров [ 7 ] принял закон о труде. В том же году был назначен первый министр труда. [ 8 ] что улучшило систематизацию трудовых отношений и управление персоналом. Однако условия труда, несмотря на законодательство, полностью зависели от прихоти владельцев предприятий, поскольку законы не соблюдались, а Министерство труда было слабым. Работодатели могли делать практически все, что пожелают, без каких-либо последствий, и они запретили создание профсоюзов. [ 9 ]
В 1951 году министерство труда назначило комитет для перевода трудового законодательства различных стран и международных конвенций МОТ на персидский язык с целью проведения сравнительного исследования и разработки трудового закона. Эти усилия не привели к предложению трудового законодательства. Затем, с 1952 по 1957 год, различные комитеты, созданные министерством труда и иностранными консультантами, включая бельгийского консультанта и генерального секретаря Ближневосточного института труда, были приглашены для доработки проекта трудового закона, который, наконец, в 1959 году проголосовал и был принят Парламент «Мажилс» . Этот закон практиковался до 1990 года. [ 10 ]
» шаха Следующий этап трудового законодательства начался с « Белой революции «Enghlab Sefied» в 1962 году. Она обеспечила щедрые социальные и социальные улучшения, такие как распределение прибыли, планы владения акциями сотрудников, жилье для компаний, минимальная заработная плата и улучшенное социальное обеспечение. Действовать. [ 11 ] За все это заплатили доходы от высоких цен на нефть. Тем не менее, многие владельцы частного сектора выступили против новых инициатив, ущемляющих их власть. Были внедрены новые кадровые практики, включая расчет заработной платы с управлением временем, должностные инструкции, классификации и оценки должностей, а также организационные иерархии, в основном в крупных компаниях и отраслях, управляемых государством. В 1960-х годах прогрессивные предприниматели частного сектора, такие как семья Ладжеварди из промышленной группы Бехшар, ввели классификацию должностей; кадровая политика и процедуры, а также автоматизированные системы расчета заработной платы в соответствии с рекомендациями иностранных консультантов Иранской национальной нефтяной компании .
После революции
[ редактировать ]После исламской революции и новой конституции это очаровало многих идеалистическими обещаниями. В новой конституции темы труда и труда рассматриваются в одиннадцати областях посредством различных статей, которые резюмируются следующим образом: [ 12 ]
- Награды за свободу карьеры и занятий
- Команды установления рабочего времени
- Отмена обязательного труда
- Запрещает злоупотребления и эксплуатацию
- Признает право собственности и право на заработанную заработную плату за работником
- Запрещает вмешательство в бизнес других лиц
- Обещает равные возможности для всех, обеспечивая необходимые условия и удобства.
- Обязательства предоставить оборудование и инструменты тем, кто способен работать, если у них нет возможности приобрести необходимое оборудование и инструменты.
- Обязательства по предоставлению беспроцентных кредитов для создания кооперативных институтов и компаний.
- Обязательства по предоставлению медицинских и гигиенических услуг для различных возрастных групп.
- Обещания оказать помощь малоимущим и жертвам несчастных случаев
Новая эра трудового законодательства, сформировавшаяся после принятия новой исламской конституции, признала прогресс, достигнутый после создания первого Исламского рабочего совета (Шора-е Ислами Карагаран). Это обеспечило работникам права, аналогичные правам европейских рабочих, но под эгидой ислама .
В течение первых двух десятилетий революции Рабочий совет влиял на многие задачи управления персоналом, включая набор, отбор, продвижение по службе, оценку должностей, структуру заработной платы, премии за производительность, здоровье и безопасность и многие другие задачи (даже обеспечение сотрудников ежедневным молоком). и продовольственный рацион). К этому добавились создание и функционирование фабричных продуктовых магазинов и жилищных кооперативов. По иронии судьбы, многие из этих задач стали официальным пунктом Трудового закона Исламской Республики Иран 1990 года.
Окончание ирано-иракской войны ознаменовало начало экономического освобождения, а также приход реформистов в парламент . В этот период возник новый частный сектор, бросивший вызов утопическим трудовым законам и правилам. При этом трудовой закон 1990 года был ориентирован на трудовые права, и его применение было дорогостоящим. Руководству пришлось ввести представителей трудящихся в совет директоров компании, что было беспрецедентным в традиционном стиле управления иранского частного сектора, а также обеспечить соблюдение многих социальных и обязательных пособий.
Первый удар в трудовом законодательстве произошел с введением временных трудовых договоров, которые позволяли работодателям нанимать сотрудников по годовому контракту с возможностью переоформления из года в год после выплаты ежегодного пособия по окончании трудового договора. В марте 1994 года Министерство труда опубликовало коммюнике, в котором говорилось, что трудоустройство по контрактам с «фиксированными условиями» является законным. [ 13 ]
Правительство разработало амбициозный план развития, направленный на либерализацию и стимулирование экономики в одночасье. План способствовал созданию пассивного трудового законодательства. Затем, в 2004 году, реформистам в шестом парламенте и консерваторам в Совете стражей удалось достичь соглашения о внесении поправок в Закон о труде, освобождающих фирмы с пятью или менее работниками от некоторых его положений. Это предоставило мелким предпринимателям больше свободы в своей практике трудоустройства. [ 14 ]
Наконец, в 2006 году, в ответ на растущее давление со стороны частного сектора в отношении реформы трудового законодательства, Министерство труда разработало поправку, направленную на деконструкцию «свободного рынка». На основе этих поправок рассматривается новый закон. [ 15 ]
Трудовое право
[ редактировать ]Существует минимальная национальная заработная плата, применимая к каждому сектору деятельности, установленная Высшим советом труда, которая пересматривается ежегодно. В 2010 году минимальная заработная плата , определенная Высшим советом труда, составляла около 303 долларов США в месяц (3636 долларов США в год). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Членство в системе социального обеспечения для всех работников является обязательным. Национальная черта бедности для Тегерана в году, закончившемся 20 марта 2008 года, составляла 9612 долларов в год, а средний показатель по стране - 4932 доллара. [ нужна ссылка ]
Хотя иранские рабочие теоретически имеют право создавать профсоюзы , на самом деле в стране нет профсоюзной системы. Рабочих якобы представляет Дом трудящихся, финансируемый государством институт, который, тем не менее, пытается бросить вызов некоторым государственным политикам. Союзы гильдий действуют на местном уровне в большинстве регионов, но в основном ограничиваются выдачей полномочий и лицензий. Право рабочих на забастовку , как правило, не соблюдается государством, и с 1979 года забастовки часто встречались действиями полиции .
Комплексный Закон о труде охватывает все трудовые отношения в Иране, включая наем местного и иностранного персонала. Закон о труде дает очень широкое и всеобъемлющее определение лиц, на которых он распространяется, и признаются письменные, устные, временные и бессрочные трудовые договоры.
Иранский трудовой закон очень дружелюбен к работникам и чрезвычайно затрудняет увольнение сотрудников. Наем сотрудников по последовательным шестимесячным контрактам является незаконным, как и увольнение сотрудников без доказательств серьезного правонарушения. Трудовые споры разрешаются специальным трудовым советом, который обычно выносит решение в пользу работника.
Закон о труде устанавливает минимальные стандарты, которых работодатель должен придерживаться при заключении трудовых отношений. Минимальный возраст работников в Иране составляет 15 лет, но крупные сектора экономики (включая малый бизнес, сельскохозяйственные концерны и семейные предприятия) освобождены от налога.
Условия трудового договора
[ редактировать ]Чтобы договор, заключенный в соответствии с Законом, был действительным, в него должны быть включены следующие положения: [ 19 ]
- 1. Тип работы, призвание или обязанность, которую должен выполнять работник;
- 2. Базовая компенсация и доплаты к ней;
- 3. Рабочее время, праздники и отпуска;
- 4. Место исполнения обязанностей;
- 5. Испытательный срок, если таковой имеется;
- 6. Дата заключения договора;
- 7. Продолжительность работы; и
- 8. Любые другие условия, необходимые в зависимости от характера занятости.
Работодатель может потребовать от работника пройти испытательный срок. Однако испытательный срок не может превышать одного месяца для неквалифицированных рабочих и трех месяцев для квалифицированных и профессиональных работников. В течение испытательного срока любая из сторон может немедленно прекратить трудовые отношения без причины и выплаты выходного пособия. Единственный нюанс: если работодатель расторгает отношения, он должен выплатить работнику зарплату за весь период испытательного срока.
Приостановление трудового договора
[ редактировать ]Тот факт, что трудовой договор может быть приостановлен работником при определенных условиях, представляет собой еще одну проблему для работодателей. Это позволяет приостановить трудовой договор при следующих условиях: [ 19 ]
- 1. Период военной службы (действительной, срочной и резервной), а также добровольного призыва во время конфликтов. Этот период засчитывается в стаж работы работника по месту работы;
- 2. Закрытие мастерской или ее части в связи с обстоятельствами непреодолимой силы;
- 3. Учебный отпуск сроком до четырех лет; и
- 4. Срок содержания под стражей, не приводящий к осуждению;
После устранения условий, послуживших основанием для приостановления договора, работодатель обязан разрешить возвращение работника на работу. В случае замещения или ликвидации должности работодатель обязан предоставить работнику аналогичную должность. Невыполнение вышеуказанного считается неправомерным увольнением и подлежит судебному преследованию.
Расторжение трудового договора
[ редактировать ]Закон допускает расторжение трудового договора только в следующих случаях: [ 19 ]
- 1. Смерть работника;
- 2. Выход на пенсию работника;
- 3. Полная нетрудоспособность работника;
- 4. Истечение срока трудового договора;
- 5. Заключение работ по конкретным договорам; и
- 6. Увольнение работника.
Работодатель обязан выплачивать пособия во всех вышеперечисленных сценариях в зависимости от выслуги лет.
Увольнение работника
[ редактировать ]Работник может быть уволен только с одобрения Исламского совета труда или Дискреционного совета по труду. Основаниями увольнения являются халатное отношение работника к исполнению своих обязанностей или нарушение дисциплинарного устава работодателя. Работодатель должен был предварительно письменно уведомить работника о нарушениях. Если правление не убеждено в том, что увольнение работника оправдано, работодатель должен восстановить работника на работе. При увольнении работника работодатель обязан предоставить ему законное выходное пособие . [ 19 ]
Выходное пособие и выходное пособие
[ редактировать ]Закон требует выплаты следующих компенсаций уволенным, нетрудоспособным и отстраненным от работы сотрудникам: [ 19 ]
- 1. Отстраненный от работы сотрудник. Если работник отстранен от работы без причины, работодатель должен восстановить его на работе и выплатить все убытки и компенсацию, возникшие в результате неправомерного отстранения;
- 2. Уволенный сотрудник. Работодатель по закону обязан выплачивать заработную плату в размере тридцати (30) дней за каждый год работы сотрудникам, уволенным или вышедшим на пенсию;
- 3. Работник-инвалид. Работодатель должен выплачивать 30-дневную зарплату за каждый год службы. При этом, если инвалидность работника обусловлена условиями труда, работодатель должен выплатить 60-дневную заработную плату за каждый год стажа работника.
Рабочее время и сверхурочная работа
[ редактировать ]Рабочая неделя в Иране основана на 44-часовой неделе . Обычно сотрудники работают с субботы по среду (8 часов в день) и полдня в четверг (4 часа). Любое время, отработанное сверх этого срока, дает работнику право на сверхурочную работу. Закон требует выплаты работникам 40% сверх почасовой заработной платы за начисленную сверхурочную работу. Работник должен дать согласие на сверхурочную работу. [ 19 ]
Праздники и отпуск
[ редактировать ]Сотрудники имеют право на отпуск во все официальные государственные праздники (примерно 22 дня в году) и пятницу . Любой сотрудник, работающий в эти праздничные дни, будет иметь право на оплату сверхурочной работы. Кроме того, сотрудники имеют право на отпуск продолжительностью один месяц в год. Ежегодный отпуск работникам, занятым на тяжелых и вредных работах, составляет пять недель в год. Работники имеют право сэкономить до 9 дней ежегодного отпуска. [ 19 ]
В случае увольнения, инвалидности или сокращения сотрудникам должна быть предоставлена компенсация за накопленный отпуск. Наконец, сотрудники имеют право на 3 дня оплачиваемого отпуска в случае вступления в брак или смерти супруга, отца, матери или ребенка. [ 19 ]
Декретный отпуск
[ редактировать ]Сотрудницы-женщины имеют право на 90-дневный отпуск по беременности и родам. Заработная плата сотрудницы во время отпуска по беременности и родам будет выплачиваться в соответствии с положениями Закона о социальном обеспечении . Архивировано 3 сентября 2011 г. в Wayback Machine . Отпуск по беременности и родам должен считаться частью трудового стажа сотрудницы. Работодатели должны предоставить вернувшимся работникам ту же должность. [ 19 ]
Трудоустройство иностранных граждан
[ редактировать ]Закон запрещает трудоустройство иностранных граждан без надлежащего разрешения на работу . Дипломаты, сотрудники Организации Объединенных Наций и репортеры иностранных СМИ освобождены от этого требования. Разрешение на работу иностранному гражданину будет выдано только при соблюдении следующих условий: [ 19 ]
- 1. Недостаток опыта среди иранских граждан;
- 2. Иностранный гражданин, отвечающий требованиям для данной должности; и
- 3. Опыт иностранного гражданина будет использоваться для обучения и последующей замены иранских граждан.
Разрешения на работу будут выдаваться, продлеваться или продлеваться максимум на один год. Кроме того, выездная виза не будет выдана иностранному гражданину, если он не уплатит все причитающиеся налоги, пошлины и т. д. [ 19 ] (Подробнее: Трудоустройство иностранных граждан в Иране )
Освобождение
[ редактировать ]Новый закон предусматривает, что цеха, в которых работает менее пяти человек, не будут подпадать под действие трудового законодательства. [ 19 ]
Здравоохранение
[ редактировать ]Конституция Ирана дает иранцам право на базовое медицинское обслуживание , и большинство из них получают субсидированные рецептурные лекарства и программы вакцинации . Разветвленная сеть государственных клиник предлагает базовую медицинскую помощь по низкой цене, а больницы общего и специализированного профиля, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения, обеспечивают более высокий уровень медицинской помощи. В большинстве крупных городов состоятельные люди пользуются услугами частных клиник и больниц, которые взимают высокую плату. Специализированные медицинские учреждения сконцентрированы в городских районах, но сельские общины имеют относительно хороший доступ к врачам первичной медико-санитарной помощи в сельских клиниках , где спонсируемая государством система первичной медико-санитарной помощи повысила уровень медицинского просвещения и дородовой помощи с конца 1990-х годов. [ 19 ]
Социальная защита
[ редактировать ]В Иране действует комплексная система социальной защиты , включающая около 28 программ социального страхования, социальной помощи и помощи при стихийных бедствиях, приносящих пользу широким слоям населения. Эти программы включают обучение и помощь в поиске работы, медицинское страхование и страхование по безработице, пенсии по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца, а также трансферты в натуральной или натуральной форме, включая субсидии (например, жилье, питание, энергия), реабилитацию и другие социальные услуги. (например, услуги по долгосрочному уходу за пожилыми людьми) и даже помощь в бракосочетании и погребении. [ 19 ]
Несмотря на значительные достижения в области человеческого развития и сокращения бедности, серьезные проблемы на пути экономического роста требуют реформ. В то время как давление на рынке труда продолжает расти из-за демографической динамики и увеличения участия женщин в рабочей силе, экономика Ирана все еще не в состоянии создать достаточное количество необходимых рабочих мест, чтобы поглотить новые потоки на рынок труда и в то же время значительно снизить безработицу.
Помимо подоходного налога, работодатели обязаны отчислять взносы в Государственный фонд социального страхования и Фонд занятости. За социальное обеспечение и страхование по безработице работник платит 7% зарплаты (в возрасте от 18 до 65 лет), работодатель (от 20 до 23%), государство (3%). Независимые работники платят 12–18%, в зависимости от типа искомого покрытия. [ 20 ] В 2003 году минимальная стандартная пенсия составляла 50 процентов заработка работника, но не менее размера минимальной заработной платы.
Социальное обеспечение позволяет застраховать работников от безработицы , болезней , старости ( пенсии по возрасту ), несчастных случаев на производстве . [ 20 ] Иран не принял законодательства в пользу всеобщей социальной защиты, но в 1996 году, по оценкам Статистического центра Ирана, более 73% иранского населения охвачено социальным обеспечением. Организация социального обеспечения , находящаяся в ведении Министерства социальной защиты , также предоставляет семейные пособия и пособия по беременности и родам при определенных условиях. Иран потратил 22,5 процента своего национального бюджета в 2003 году на программы социального обеспечения. Более 50 процентов этой суммы пришлось на пенсии.
Программы социального обеспечения нуждающихся управляются более чем 30 отдельными государственными агентствами и полугосударственными организациями под названием «Боньяд» , а также несколькими частными неправительственными организациями. В 2003 году правительство начало консолидировать свои благотворительные организации, стремясь устранить избыточность и неэффективность.
См. также
[ редактировать ]- Иранское агентство новостей труда
- Список профсоюзов в Иране
- Налогообложение в Иране
- Экономика Ирана (включая рабочую силу)
- Международные рейтинги Ирана в экономике
- Список основных экономических законов Ирана
- Ирану от Wikivoyage Путеводитель по
- Британское трудовое право
- Боньяд - иранские фонды, контролирующие 20% ВВП Ирана.
- Конституция Ирана
- Правительство Ирана
- Образование в Иране
- Утечка мозгов из Ирана
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ратификация основных конвенций
- ^ «Ратификация по странам, МОТ» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 г. Проверено 3 декабря 2008 г.
- ^ Араги 2002 с. 84
- ^ (Шустер, 1987, стр. 346)
- ^ (Расаиния, 2000, стр. 95)
- ^ (Катозян, 2005)
- ^ Перейти обратно: а б (Ладжеварди, 1985, стр. 61)
- ^ (Ладжеварди, 1985, стр. 190)
- ^ (Ладжеварди, 1985, стр. 196)
- ^ (Мозафари, 2002, стр. 13)
- ^ (Ладжеварди, 1985, стр. 240-242)
- ^ Испания (2000)
- ^ (ИРИ-Министерство труда)
- ^ (Салехи-Исфахани, 2005 г.)
- ^ (Маджу, 2007)
- ^ «Минимальная зарплата на 2019 год» . www.hesabdary.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2010 г.
- ^ «Меню агентства «ФарсНьюсАгентство»» . www.farsnews.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2010 г.
- ^ «Репрезентативные обменные курсы отдельных валют на январь 2010 года» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Исламская Республика Иран. Трудовой кодекс» .
Ссылки
[ редактировать ]- Араги, Э. (2002), «Трудовое право (1), Хохох Кар (1), трудовые права», на персидском языке. Перевод автора, Тегеран: Samt
- Катозян, Н. (2005), «Хогог Мадани [Гражданские права] حقوق مدنی», Том I, Глава III, стр. 241–256, 8-е издание, перевод на персидский язык.
Автор, Тегеран, Иран: Кетаб Канех Кандж Данеш
- Ладжеварди, Х. (1985) «Профсоюзы и автократия в Иране», первое издание, Сиракьюс, Нью-Йорк, США: Издательство Сиракузского университета
- Малджу, М. (2007 г.), «Проигрышная игра для иранских рабочих. Критическая оценка предлагаемого проекта трудового закона в Иране», 25–27 января 2007 г. Найробийский университет, Найробийский институт исследований развития, Найроби, Кения [Онлайн]. Доступно по адресу http://www.networkideas.org/feathm/mar2007/PDF/Mohammad_Maljoo.pdf.
- Мозафари, М. (2002), «Источники трудовых прав - Манаб-е Хогог Кар Источники трудовых прав», 2-е издание, на персидском языке, перевод автора, Тегеран, Иран: Моасс-е Тамин Эджтемаи ISSI
- Расаиния, Н. (2000), «Hoghogh-e Kar, «حقوق کار» Work Rights», первое издание, на персидском языке, перевод автора, Тегеран: Авай Нур
- Салехи-Исфахани, Д. (2005 г.), «Человеческие ресурсы в Иране: потенциал и проблемы», Иранские исследования, том 38, выпуск 1, март 2005 г., страницы 117–147 [онлайн]. дои : 10.1080/0021086042000336564
- Шустер В.М. (1987), «Удушение Персии», переиздание 1985 г., Вашингтон, округ Колумбия: Mage Publisher.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском языке) Nourlaw.com - База данных иранских законов и постановлений - 2017 г.
- Отчет Международной организации труда о рынке труда Ирана
- Годовые обзоры — отчеты Центрального банка Ирана , включая макроэкономические данные, отраслевую активность и статистику труда.
- Администрация социального обеспечения США - запись в Иране (подробная информация о законах Ирана о социальном обеспечении)
- Образование и обучение в Иране - австралийская торговля в Wayback Machine (архивировано 14 июня 2007 г.)