Права человека в Имперском государстве Иран
Имперское государство Иран , правительство Ирана во времена династии Пехлеви , просуществовало с 1925 по 1979 год. За это время два монарха — Реза Шах Пехлеви и его сын Мохаммад Реза Шах Пехлеви — использовали тайную полицию для подавления политического инакомыслия. Династию Пехлеви иногда называют «королевской диктатурой». [ 1 ] или «единоличное правление». [ 2 ] Согласно одной истории применения пыток государством в Иране, во время правления Пехлеви жестокое обращение с заключенными временами менялось. [ 3 ]
Хотя нарушение шахом конституции, «попирание основных законов» и прав иранцев, было одной из жалоб революционеров, [ 4 ] [ 5 ] некоторые полагают, что дела с правами человека у шаха лучше, чем у революционеров, которые его свергли. По мнению политического историка Ерванда Абрамяна ,
«В то время как в период с 1971 по 1979 год было казнено менее 100 политических заключенных, в период с 1981 по 1985 год было казнено более 7900 человек. ... тюремная система была централизована и резко расширена ... При Исламской Республике тюремная жизнь была значительно хуже , чем при Пехлеви, выживший в обоих случаях, пишет, что четыре месяца под руководством надзирателя Асадоллы Ладжеварди заменили четыре года правления САВАКа . [ 6 ] В тюремной литературе эпохи Пехлеви часто встречались слова «скука» и «однообразие». В Исламской Республике это были «страх», «смерть», «террор», «ужас» и чаще всего «кошмар» ( кабос )». [ 7 ]
Реза Шах
[ редактировать ]
Свобода прессы, права рабочих и политическое выражение были ограничены и ограничены при Реза Шахе. Независимые газеты часто закрывались, а политические партии запрещались; как и все профсоюзы, 150 профсоюзных организаторов которых были арестованы в период с 1927 по 1932 год, но также упоминается, что некоторые из этих представителей прессы действовали против национальной безопасности страны, и поэтому их деятельность должна была быть либо ограничена, либо запрещена. [ 8 ]
Физическая сила применялась против некоторых заключенных — обычных преступников, подозреваемых в шпионаже и обвиняемых в заговоре цареубийства. Грабителей, в частности, подвергали бастинадо (избиению ступней ног) и страппадо (подвешиванию в воздухе с помощью веревки, обвязанной вокруг рук жертвы), чтобы «обнаружить спрятанную добычу». Подозреваемых в шпионаже и убийцах «избивали, лишали сна и подвергали капани» (тугому связыванию рук за спиной), что иногда приводило к перелому суставов. Но для политических заключенных, которые в основном были коммунистами , при правлении Реза-шаха наблюдалось «заметное отсутствие пыток». [ 9 ] Основной формой давления было одиночное заключение и лишение «книг, газет, посетителей, продуктовых наборов и надлежащего медицинского обслуживания». Хотя политзаключенным часто угрожали капани, они «редко подвергались им». [ 10 ]
Правление Реза-шаха часто обвиняли в нарушении свободы религии и подавлении благочестивых мусульман. В одном примечательном инциденте он нарушил неприкосновенность храма Фатимы аль-Масуме, чтобы избить священнослужителя, обвинившего его жену в нескромности. [ 11 ] Реза Шах принял закон, обязывающий всех (кроме шиитских юристов , сдавших специальный квалификационный экзамен) носить западную одежду. [ 12 ] [ 13 ] и запретить женщинам-учителям приходить в школу с головными уборами. [ 13 ] Публичные траурные обряды были ограничены одним днем, и мечети должны были использовать стулья, на которых скорбящие могли сидеть во время обрядов, вместо традиционного сидения скорбящих на полу мечетей. [ 14 ]
К середине 1930-х годов эти указы, конфискация земель духовенства и другие проблемы вызвали сильное недовольство среди шиитского духовенства по всему Ирану. [ 15 ] а после того, как толпа собралась в поддержку священнослужителя у храма Машед, осуждающего нововведения шаха, коррупцию и высокие потребительские налоги, были вызваны войска. Десятки протестующих были убиты и сотни ранены. [ 16 ] [ 17 ]
После этого инцидента шах пошел еще дальше, запретив чадру и приказав всем гражданам - богатым и бедным - приводить своих жен на общественные мероприятия без покрытий головы. [ 18 ]
Мохаммад Реза Шах
[ редактировать ]

Мохаммед Реза стал монархом после того, как его отец был свергнут Советским Союзом и британцами в 1941 году. Политические заключенные (в основном коммунисты) были освобождены оккупационными властями, и шах (в то время наследный принц) больше не имел контроля над парламентом. [ 19 ] Но после покушения на шаха в 1949 году он смог объявить военное положение, посадить в тюрьму коммунистов и других оппонентов, а также ограничить критику королевской семьи в прессе. [ 20 ]
После прошахского государственного переворота, в результате которого в 1953 году был свергнут премьер-министр Мохаммед Мосаддык , шах снова расправился со своими противниками, и политическая свобода пошла на убыль. Он объявил вне закона политическую группу Мосаддыка « Национальный фронт» и арестовал большинство ее лидеров. [ 21 ] [ нужна полная цитата ] Было арестовано более 4000 политических активистов партии Туде. [ 22 ] (в том числе 477 военнослужащих), 40 человек были казнены, еще 14 умерли под пытками и более 200 были приговорены к пожизненному заключению, а наиболее распространенные преступления этой группы были связаны с антинациональными группами и коммунистической деятельностью, что, несомненно, было угроза не только народу, но и стране в целом. [ 21 ] [ 23 ] [ 24 ]
После этих репрессий условия для политических заключенных и противников авторитарного правительства в течение многих лет были относительно хорошими. «Большая часть заключенных Туде была освобождена», а оставшимся заключенным, которые отказались подписать письма с сожалением, разрешили играть в пинг-понг, посещать спортзал и смотреть телевизор. [ 25 ] В 1960-х годах шах также провел избирательные реформы, расширившие избирательное право для женщин и возможность занимать государственные должности для немусульман, как часть более широкой серии реформ, получивших название Белая революция . [ 26 ] Единственным исключением из этого относительного спокойствия стали три дня беспорядков, начавшихся 5 июня 1963 года после ареста аятоллы Рухоллы Хомейни — главного противника Белой революции. войска обстреляли демонстрантов на площади Джале, «убив не менее 15 000 человек» По словам переводчика Хомейни Хамида Алгара, . [ 27 ]
1971-1976
[ редактировать ]Однако в 1971 году нападение партизан на пост жандармерии (где трое полицейских были убиты и двое партизан освобождены, известное как « инцидент в Сиахкале ») спровоцировало «напряженную партизанскую борьбу» против правительства, которое ответило жесткими контрмерами. [ 28 ] Вдохновленные международными антиимпериалистическими революционерами третьего мира (такими как Мао Цзэдун , Хо Ши Мин и Че Гевара , среди многих других), левые партизаны начали « вооруженную борьбу » с целью свержения шаха и были весьма активны в первой половине 1970-х годов. [ 29 ] [ 30 ] Сотни из них погибли в столкновениях с правительственными войсками, а десятки иранцев были казнены. [ 7 ] По данным Amnesty International , шах осуществил не менее 300 политических казней. [ 31 ]
По словам старшего офицера САВАК, после нападения на Сиахкал следователей отправили за границу для «научной подготовки по предотвращению нежелательных смертей от «грубой силы». [ 32 ] Методы пыток включали лишение сна ; длительное одиночное заключение ; яркие прожекторы; стоять на одном месте часами; удаление ногтей; змеи (предпочтительно для женщин); удары электрическим током с помощью щипцов для крупного рогатого скота, часто в прямую кишку; ожоги от сигарет ; сидеть на горячих грилях; кислота капала в ноздри; чуть не утонул; инсценировка казней; и электрический стул с большой металлической маской, чтобы заглушить крики. Заключенных также унижали: их насиловали, мочились и заставляли стоять обнаженными. [ 33 ] Однако излюбленным методом пыток по-прежнему оставалось традиционное избиение бастинадо по подошвам ног. [ 33 ]
Пытки применялись для обнаружения тайников с оружием, убежищ и сообщников партизан, но другой инцидент в 1971 году привел к использованию пыток политических заключенных с другой целью. В 1971 году заключенный Парвиз Никха , отбывавший десятилетний тюремный срок за подрывную деятельность в отношении коммунистов, «испытал настоящую перемену в сердце». Он «поразил» общественность, полностью поддержав режим, начав карьеру с работы на правительственной радиотелевизионной сети», объясняя, что шах был «настоящим революционером». [ 34 ] Режим был настолько впечатлен этим обращением и его влиянием, что «не потребовалось много времени, чтобы сделать еще один шаг вперед и «спровоцировать» другие «обращения». [ 35 ]
К концу 1975 года двадцать два выдающихся поэта, романиста, профессора, театральных режиссеров и режиссеров оказались в тюрьме за критику режима. Многие другие подверглись физическому нападению за отказ сотрудничать с властями. [ 36 ]
Характер этой пытки был «бесконечно хуже», чем пытка за информацию, которая, будучи чувствительной ко времени, потеряла свою функцию и была прекращена через короткий период времени. [ 35 ]
В 1975 году была создана правозащитная группа Amnesty International , членство и международное влияние которой значительно возросли в 1970-е годы. [ 37 ] — опубликовал доклад об обращении с политическими заключенными в Иране, который «широко освещался в европейской и американской прессе». [ 38 ]
1976-1977
[ редактировать ]К 1976 году эти репрессии были значительно смягчены благодаря гласности и пристальному вниманию со стороны «многочисленных международных организаций и иностранных газет». В 1976 году Джимми Картер был избран президентом Соединенных Штатов и «поднял вопрос о правах человека в Иране, а также в Советском Союзе . В одночасье условия содержания в тюрьме изменились». [ 39 ] и шах приказал положить конец пыткам. [ 40 ]
Исламская революция
[ редактировать ]Во время свержения правительства Пехлеви в 1978-79 годах протестующие были обстреляны войсками, а заключенные были казнены. Реальные и мнимые нарушения прав человека непосредственно способствовали кончине шаха. [ 41 ] (хотя некоторые утверждают, что то же самое можно сказать и о его щепетильности в том, чтобы не нарушать права человека, как того требовали его генералы). [ 42 ] ).
Смерть популярного и влиятельного модернистского исламистского лидера Али Шариати и сына аятоллы Рухоллы Хомейни Мостафы в 1977 году считалась убийствами, совершенными САВАК многими иранцами. [ 43 ] [ 44 ] 8 сентября 1978 года ( Черная пятница ) войска обстреляли религиозных демонстрантов на площади Жале (или Джале). Духовное руководство заявило, что «тысячи людей были убиты сионистскими войсками» (то есть, по слухам, израильские войска помогали шаху). [ 45 ] Мишель Фуко сообщил, что было убито 4000 человек. [ 46 ] а другой европейский журналист сообщил, что военные оставили после себя «резню». [ 47 ] Послереволюционный отчет Эмадеддина Баги из правительственного Фонда по делам мучеников и ветеранов выявил 88 убитых в Черную пятницу: 64 (включая двух женщин) на площади Джале и 24 (включая одну женщину) в других частях столицы. [ 48 ]
Посмертное
[ редактировать ]Оценки историками деятельности Шаха в области прав человека были мягче, чем современные оценки. Примерно 380, [ 49 ] во время демонстраций в Иране в июне 1963 года было убито не 15 000 демонстрантов, некоторые из них были вооружены. [ 50 ] В отчете, подготовленном (но не опубликованном) Фондом мучеников , общее число погибших в столкновениях между демонстрантами и армией шаха/силами безопасности за четырнадцать месяцев с октября 1977 года по февраль 1979 года составило не 60 000, а 2781 человек. [ 51 ] [ 48 ] Ссылаясь на цифру «60 000», военный историк Спенсер К. Такер отмечает, что «режим Хомейни сильно завысил число погибших в результате революции в пропагандистских целях». [ 52 ] Такер объясняет, что, по общему мнению историков, число погибших во время иранской революции (с января 1978 года по февраль 1979 года) составляет от 532 до 2781 человека. [ 52 ]
Вместо тысяч убитых израильскими наемниками на площади Джале в «Черную пятницу» теперь оказывается, что погибло 84 человека. [ 46 ] войсками, которые были иранцами, но из курдского региона (говорящими на курдском языке, а не на иврите). [ 45 ] По словам историка Аббаса Аманата : [ 53 ]
Клерикальные активисты, поддержанные Кум Марджой , воспользовались резней на площади Джале, чтобы представить режим жестоким и нелегитимным. С помощью машины по распространению слухов, которая заработала на полную мощность в отсутствие достоверных средств массовой информации и новостных сообщений, число жертв, «мучеников» на пути ислама, было раздуто до тысяч, а войска, открывшие по ним огонь, были раздуты. названы израильскими наемниками, призванными подавить революцию.
Такер пишет, что в «Черную пятницу» погибли 94 человека, из них 64 были протестующими и 30 — сотрудниками правительственных сил безопасности. [ 54 ] Иранолог . Ричард Фольц также упоминает, что на площади Джале погибли 64 протестующих [ 55 ]
Иоганн Бёкес, автор книги «Фуко в Иране, 1978–1979» , отмечает, что «Фуко, похоже, придерживался этого преувеличенного подсчета смертей на площади Джале, пропагандируемого самими восставшими массами. Тысячи были ранены, но число погибших вряд ли превысило сто жертв». [ 56 ]
После революции бытовая слежка и шпионаж, применение пыток для публичных отречений не были отменены, а расширились. САВАК заменили на «гораздо более крупный» [ 57 ] САВАМА, [ 58 ] (позже переименованное в Министерство разведки ). Политический историк Ерванд Абрамян ставит Исламскую Республику Иран в ту же «лигу», что и « Сталинистская Россия , Маоистский Китай и [Инквизиция] ранней современной Европы», в «их систематическом использовании» пыток для получения публичных отречений со стороны политических деятелей. заключенные. [ 59 ]
Другие (например, журналист Хуман Мажд ) полагают, что страх перед правительством и службами безопасности был гораздо более распространенным при режиме покойного шаха, и что спецслужбы Исламской Республики, «хотя иногда столь же жестокие, как и шахские, тратят гораздо меньше усилий на поддержание порядка в стране». свободное политическое выражение» внутри частных пространств. [ 60 ] Возникает вопрос, является ли эта снисходительность результатом отсутствия возможности сделать то, что сделал шах. По словам Акбара Ганджи , «понятия демократии и прав человека укоренились среди иранского народа», что «значительно затрудняет правительству совершать преступления». [ 61 ] Говоря о периоде реформ во время президентства Мохаммада Хатами, ирано-американский академик Арзу Осанлоо отмечает, что «либеральные представления о правах сегодня почти гегемонистны в Иране». [ 62 ] А сам Маджд объясняет относительную терпимость Исламской Республики тем, что, если иранские спецслужбы «арестуют любого, кто плохо отзывается о правительстве в частном порядке, они просто не смогут построить камеры достаточно быстро, чтобы содержать своих заключенных». [ 63 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поиск в Google, королевская диктатура Пехлеви.
- ^ Династия Пехлеви: запись из Энциклопедии мира ислама (ред.) Голамали Хаддад Адель, Мохаммад Джафар Эльми, Хасан Тароми-Рад, стр.15
- ^ Ерванд Абрамян, Признания под пытками: тюрьмы и публичные отречения в современном Иране (Калифорнийский университет), 1999 г.
- ^ «О прокламациях Хомейни в 1964–1973 годах см. Хомейни ва Джонбеш (Хомейни и движение) (np, 1973), стр. 1–103»] (из: Абрамян, Иран между двумя революциями , 1982, стр. 478–9). )
- ^ «Теперь, когда наш народ в последние годы пробудился, восстал, чтобы отвоевать свои права, и возвысился против угнетения...», Хомейни, «Послание паломникам», 27 сентября 1978 г., из журнала «Ислам и революция» , 1981 г.
- ↑ источник: Аноним «Тюрьма и заключение», Моджахед , 174–256 (20 октября 1983 г. – 8 августа 1985 г.)
- ^ Jump up to: а б Абрамян, Исповедь под пытками (1999), с.135-6, 167, 169.
- ^ Ерванд Абрамян, Иран между двумя революциями , (Princeton University Press), 1982, стр.138
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками, 1999, стр.39.
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками, 1999, стр.41.
- ^ Макки, Сандра Иранцы: Персия, ислам и душа нации , Нью-Йорк: Даттон, c1996. стр.181
- ↑ Макки, Иранцы , (1996), стр.184.
- ^ Jump up to: а б Абрамян, История современного Ирана , (2008), стр.93-4.
- ^ Абрамян, История современного Ирана , (2008), стр.94.
- ^ Раджаи, Фарханг, Исламские ценности и мировоззрение: Фарханг Хомейни о человеке, государстве и международной политике, Том XIII. Архивировано 26 марта 2009 г. в Wayback Machine (PDF), University Press of America. ISBN 0-8191-3578-X
- ^ Абрамян, История современного Ирана , (2008), стр.94.
- ^ Бахаш, Шауль, Правление аятолл: Иран и исламская революция Шауля, Бахаша, Basic Books, c1984, стр.22
- ^ Абрамян, История современного Ирана , (2008), стр.95.
- ^ Иран между двумя революциями Ерванд Абрамян, стр.186
- ^ История Ирана Элтона Л. Дэниела, 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Иран в революции: оппозиционные силы Э. Абрамян – отчеты MERIP
- ^ Абрамян, Ерванд, Исповедь под пытками , (Калифорнийский университет), 1999, стр.89-90.
- ^ Абрамян, Ерванд (1999). Вымученные признания . Издательство Калифорнийского университета. п. 92. ИСБН 978-0-520-21866-6 . Проверено 18 марта 2011 г.
- ^ Абрамян, Ерванд (1999). Вымученные признания . Издательство Калифорнийского университета. п. 84. ИСБН 978-0-520-21866-6 . Проверено 18 марта 2011 г.
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , стр.99-101.
- ^ Я знал шаха, часть 2, Аль-Джазира, английский. 17 января 2009 г.
- ^ Ислам и революция I, Сочинения и декларации Имама Хомейни , перевод и аннотации Хамида Алгара, 1981, стр.17
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , стр.101.
- ^ Курцман, Чарльз, Немыслимая революция в Иране , издательство Гарвардского университета, 2004, стр.145-6.
- ↑ За два с половиной года, с середины 1973 по 1975 год, три полковника США, иранский генерал, сержант и персидский переводчик посольства США были убиты партизанскими группами (источник: Фишер, Майкл MJ, Иран, From Религиозный спор с революцией , издательство Гарвардского университета, 1980, стр.128.
- ↑ Вашингтон Пост , 23 марта 1980 г.
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , 1999, стр.106.
- ^ Jump up to: а б Абрамян, Исповедь под пытками , 1999), с. 106.
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , 1999, стр.114.
- ^ Jump up to: а б Абрамян, Исповедь под пытками , 1999 с.114-5.
- ^ Абрамян, Иран между двумя революциями , 1982, стр. 442-3.
- ↑ Число членов Amnesty International увеличилось с 15 000 в 1969 году до 200 000 к 1979 году.
- Отчет Amnesty International за 1968-69 годы . Международная амнистия. 1969.
- Отчет Amnesty International за 1979 год . Международная амнистия. 1980.
- ^ Кембриджская история Ирана, Том 7 , под редакцией У. Уильяма Бейна Фишера, П. Эйвери, GRG Хэмбли, К. Мелвилла], стр.286
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , с. 119.
- ^ Иранская политика и религиозный модернизм: освободительные движения Ирана ... Хоучан Э. Чехаби, стр. 225.
- ↑ Британский дипломат, говорящий на фарси, отметил, что пропасть между шахом и общественностью теперь непреодолима – как из-за «Черной пятницы», так и из-за пожара в Абадане. (источник: Д. Харни, Священник и король: рассказ очевидца иранской революции , (Лондон: Turis, 1999), стр.25)
- ^ см . Жертвы иранской революции # Объяснение.
- ^ Мойн, Хомейни , (2000), стр. 184–5.
- ^ Тахери, Дух Аллаха , (1985), стр. 182–3.
- ^ Jump up to: а б Тахери, Дух Аллаха , (1985), с. 223.
- ^ Jump up to: а б Э. Баки, «Цифры погибших в революции», Эмруз , 30 июля 2003 г. (цитируется в «Истории современного Ирана» , стр. 160-1)
- ↑ Дж. Гейрас, «Либерализация — главная жертва», The Guardian , 17 сентября 1978 г.
- ^ Jump up to: а б Вопрос чисел ,ranianVoice.org, 8 августа 2003 г.
- ↑ Э. Баки, «Цифры в память о погибших в революции», Эмруз , 30 июля 2003 г.
- ^ Тахери, Дух Аллаха, стр.223.
- ^ 18 [Эмад ад-Дин Баги, «Цифры погибших в революции», Эмруз , 30 июля 2003 г., цитируется в Авраамян, Ерванд, История современного Ирана , 2008, стр. 161).
- ^ Jump up to: а б Такер, Спенсер К. (2017). Корни и последствия гражданских войн и революций: конфликты, изменившие мировую историю . АВС-КЛИО. п. 439.
- ^ Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Издательство Йельского университета. п. 719.
- ^ Такер, Спенсер К. (2017). Корни и последствия гражданских войн и революций: конфликты, изменившие мировую историю . АВС-КЛИО. п. 439.
- ^ Фольц, Ричард (2016). Иран в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. п. 108.
- ^ Бёкес, Иоганн (2020). Фуко в Иране, 1978–1979 гг . АОСИС. п. 53 (примечания 26).
- ^ Абрамян, История современного Ирана , (2008), стр.176.
- ^ Сазман-э Эттелаат ва Амниат-е Милли-е Иран
- ^ Абрамян, Исповедь под пытками , 1999, стр.4.
- ^ Мажд, Хуман, Аятолла просит отличаться: Парадокс современного Ирана , Doubleday, 2008, стр.177
- ^ «Султан последних дней, власть и политика в Иране» Акбара Ганджи, Foreign Policy , ноябрь/декабрь 2008 г.
- ^ Салли Э. Мерри, Нью-Йоркский университет, статья «Политика прав женщин в Иране» Арзу Осанлоо , доступ 30 июня 2009 г.
- ^ Мажд, Аятолла просит отличаться , 2008, стр.183