Падение Константинополя
Падение Константинополя | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть византийско-османских войн. | |||||||||
Осада Константинополя (1453 г.), французская миниатюра Жана Ле Тавернье после 1455 г. | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
| |||||||||
Commanders and leaders | |||||||||
Strength | |||||||||
Land forces: Naval forces: | |||||||||
Casualties and losses | |||||||||
200–18,000[13] (first day) Heavy: 15,000–50,000 (disputed) | 4,500 killed in action (both military and civilian)[14][15][16] 30,000–50,000 civilians enslaved[17][18][19] |
History of the Byzantine Empire |
---|
Preceding |
Early period (330–717) |
Middle period (717–1204) |
Late period (1204–1453) |
Timeline |
By topic |
Byzantine Empire portal |
Падение Константинополя , также известное как завоевание Константинополя , было захватом столицы Византийской империи Османской империей . Город был захвачен 29 мая 1453 года в результате 53-дневной осады , начавшейся 6 апреля.
Атакующей османской армией , значительно превосходившей по численности защитников Константинополя, командовал 21-летний султан Мехмед II (позже прозванный «Завоевателем»), а византийскую армию возглавил император Константин XI Палеолог . После завоевания города Мехмед II сделал Константинополь новой столицей Османской империи, заменив Адрианополь .
Падение Константинополя и Византийской империи стало водоразделом позднего средневековья , ознаменовав фактический конец Римской империи , государства, возникшего примерно в 27 г. до н.э. и просуществовавшего почти 1500 лет. Для многих современных историков падение Константинополя знаменует собой конец средневекового периода и начало раннего Нового времени . [20] [21] Падение города также стало поворотным моментом в военной истории . С древних времен города и замки зависели от валов и стен для отражения захватчиков. Стены Константинополя , особенно стены Феодосия, были одними из самых передовых оборонительных систем в мире того времени. В течение 800 лет Феодосиевы стены, считавшиеся историками самыми сильными и укрепленными стенами античной и средневековой эпохи, защищали Константинополь от нападения. [22] Однако эти укрепления были преодолены с использованием пороха , особенно османских пушек и бомбардировок , что ознаменовало изменение в осадной войне. [23] Османские пушки неоднократно стреляли массивными ядрами весом 500 кг (1100 фунтов) на расстояние 1,5 км (0,93 мили), что создавало бреши в Феодосийских стенах для османской осады. [24] [25]
Византийская империя
[ редактировать ]Constantinople had been an imperial capital since its consecration in 330 under Roman emperor Constantine the Great. In the following eleven centuries, the city had been besieged many times but was captured only once before: the Sack of Constantinople during the Fourth Crusade in 1204.[26] Крестоносцы основали нестабильное латинское государство в Константинополе и вокруг него, в то время как остальная часть Византийской империи распалась на ряд государств-преемников, в частности Никею , Эпир и Трапезунд . Они боролись как союзники против латинских истеблишментов, но также боролись между собой за византийский трон.
The Nicaeans eventually reconquered Constantinople from the Latins in 1261, reestablishing the Byzantine Empire under the Palaiologos dynasty. Thereafter, there was little peace for the much-weakened empire as it fended off successive attacks by the Latins, Serbs, Bulgarians and Ottoman Turks.[27][page needed][28][29][30][page needed]
Between 1346 and 1349, the Black Death killed almost half of the inhabitants of Constantinople.[31] The city was further depopulated by the general economic and territorial decline of the empire, and by 1453, it consisted of a series of walled villages separated by vast fields encircled by the fifth-century Theodosian Walls.
By 1450, the empire was exhausted and had shrunk to a few square kilometers outside the city of Constantinople itself, the Princes' Islands in the Sea of Marmara and the Peloponnese with its cultural center at Mystras. The Empire of Trebizond, an independent successor state that formed in the aftermath of the Fourth Crusade, was also present at the time on the coast of the Black Sea.
Preparations
[edit]When Mehmed II succeeded his father in 1451, he was 19 years old. Many European courts assumed that the young Ottoman ruler would not seriously challenge Christian hegemony in the Balkans and the Aegean.[32] In fact, Europe celebrated Mehmed coming to the throne and hoped his inexperience would lead the Ottomans astray.[33] This calculation was boosted by Mehmed's friendly overtures to the European envoys at his new court.[34] But Mehmed's mild words were not matched by his actions. By early 1452, work began on the construction of a second fortress (Rumeli hisarı) on the European side of the Bosphorus,[35] several miles north of Constantinople. The new fortress sat directly across the strait from the Anadolu Hisarı fortress, built by Mehmed's great-grandfather Bayezid I. This pair of fortresses ensured complete control of sea traffic on the Bosphorus[34] and defended against attack by the Genoese colonies on the Black Sea coast to the north. In fact, the new fortress was called Boğazkesen, which means "strait-blocker" or "throat-cutter". The wordplay emphasizes its strategic position: in Turkish boğaz means both "strait" and "throat". In October 1452, Mehmed ordered Turakhan Beg to station a large garrison force in the Peloponnese to block Thomas and Demetrios (despotes in Southern Greece) from providing aid to their brother Constantine XI Palaiologos during the impending siege of Constantinople.[note 3] Karaca Pasha, the beylerbeyi of Rumelia, sent men to prepare the roads from Adrianople to Constantinople so that bridges could cope with the massive cannons. Fifty carpenters and 200 artisans also strengthened the roads where necessary.[15] The Greek historian Michael Critobulus quotes Mehmed II's speech to his soldiers before the siege:[37]
My friends and men of my empire! You all know very well that our forefathers secured this kingdom that we now hold at the cost of many struggles and very great dangers and that, having passed it along in succession from their fathers, from father to son, they handed it down to me. For some of the oldest of you were sharers in many of the exploits carried through by them—those at least of you who are of maturer years—and the younger of you have heard of these deeds from your fathers. They are not such very ancient events nor of such a sort as to be forgotten through the lapse of time. Still, the eyewitness of those who have seen testifies better than does the hearing of deeds that happened but yesterday or the day before.
European support
[edit]Byzantine Emperor Constantine XI swiftly understood Mehmed's true intentions and turned to Western Europe for help; but now the price of centuries of war and enmity between the eastern and western churches had to be paid. Since the mutual excommunications of 1054, the Pope in Rome was committed to establishing unity with the eastern church. The union was agreed by the Byzantine Emperor Michael VIII Palaiologos in 1274, at the Second Council of Lyon, and indeed, some Palaiologoi emperors had since been received into the Latin Church. Emperor John VIII Palaiologos had also recently negotiated union with Pope Eugene IV, with the Council of Florence of 1439 proclaiming a Bull of Union. The imperial efforts to impose union were met with strong resistance in Constantinople. A propaganda initiative was stimulated by anti-unionist Orthodox partisans in Constantinople; the population, as well as the laity and leadership of the Byzantine Church, became bitterly divided. Latent ethnic hatred between Greeks and Italians, stemming from the events of the Massacre of the Latins in 1182 by the Greeks and the Sack of Constantinople in 1204 by the Latins, played a significant role. Ultimately, the attempted union between east and west failed, greatly annoying Pope Nicholas V and the hierarchy of the Roman church.[citation needed]
In the summer of 1452, when Rumeli Hisarı was completed and the threat of the Ottomans had become imminent, Constantine wrote to the Pope, promising to implement the union, which was declared valid by a half-hearted imperial court on 12 December 1452.[34] Although he was eager for an advantage, Pope Nicholas V did not have the influence the Byzantines thought he had over the Western kings and princes, some of whom were wary of increasing papal control. Furthermore, these Western rulers did not have the wherewithal to contribute to the effort, especially in light of the weakened state of France and England from the Hundred Years' War, Spain's involvement in the Reconquista, the internecine fighting in the Holy Roman Empire, and Hungary and Poland's defeat at the Battle of Varna of 1444. Although some troops did arrive from the mercantile city-states in northern Italy, the Western contribution was not adequate to counterbalance Ottoman strength. Some Western individuals, however, came to help defend the city on their own account. Cardinal Isidore, funded by the Pope, arrived in 1452 with 200 archers.[33] An accomplished soldier from Genoa, Giovanni Giustiniani, arrived in January 1453 with 400 men from Genoa and 300 men from Genoese Chios.[38] As a specialist in defending walled cities, Giustiniani was immediately given the overall command of the defence of the land walls by the Emperor. The Byzantines knew him by the Latin spelling of his name, "John Justinian", named after the famous 6th century Byzantine emperor Justinian the Great.[39] Around the same time, the captains of the Venetian ships that happened to be present in the Golden Horn offered their services to the Emperor, barring contrary orders from Venice, and Pope Nicholas undertook to send three ships laden with provisions, which set sail near the end of March.[40]From the Kingdoms of Naples and Sicily arrived in Constantinople the condottiero Gabriele Orsini del Balzo, duke of Venosa and count of Ugento, together with 200 Neapolitan archers, who died fighting for the defense of the capital of the Byzantine Empire.[5]
Meanwhile, in Venice, deliberations were taking place concerning the kind of assistance the Republic would lend to Constantinople. The Senate decided upon sending a fleet in February 1453, but the fleet's departure was delayed until April, when it was already too late for ships to assist in battle.[41][page needed][42] Further undermining Byzantine morale, seven Italian ships with around 700 men, despite having sworn to defend Constantinople, slipped out of the capital the moment Giustiniani arrived. At the same time, Constantine's attempts to appease the Sultan with gifts ended with the execution of the Emperor's ambassadors.[34][43][44][45][46][47][48]
The Great Chain of the Golden Horn
[edit]Fearing a possible naval attack along the shores of the Golden Horn, Emperor Constantine XI ordered that a defensive chain be placed at the mouth of the harbour. This chain, which floated on logs, was strong enough to prevent any Turkish ship from entering the harbour. This device was one of two that gave the Byzantines some hope of extending the siege until the possible arrival of foreign help.[49] This strategy was used because in 1204, the armies of the Fourth Crusade successfully circumvented Constantinople's land defences by breaching the Golden Horn Wall, which faces the Horn. Another strategy employed by the Byzantines was the repair and fortification of the Land Wall (Theodosian Walls). Emperor Constantine deemed it necessary to ensure that the Blachernae district's wall was the most fortified because that section of the wall protruded northwards. The land fortifications consisted of a 60 ft (18 m) wide moat fronting inner and outer crenellated walls studded with towers every 45–55 metres.[50]
Strength
[edit]The army defending Constantinople was relatively small, totalling about 7,000 men, 2,000 of whom were foreigners.[note 4] The population decline also had a huge impact upon the Constantinople's defense capabilities. At the end of March 1453, emperor Constantine XI ordered a census of districts to record how many able-bodied men were in the city and whatever weapons each possessed for defense. George Sphrantzes, the faithful chancellor of the last emperor, recorded that "in spite of the great size of our city, our defenders amounted to 4,773 Greeks, as well as just 200 foreigners". In addition there were volunteers from outside, the "Genoese, Venetians and those who came secretly from Galata to help the defense", who numbered "hardly as many as three thousand", amounting to something under 8,000 men in total to defend a perimeter wall of twelve miles.[51] At the onset of the siege, probably fewer than 50,000 people were living within the walls, including the refugees from the surrounding area.[52] [note 5] Turkish commander Dorgano, who was in Constantinople working for the Emperor, was also guarding one of the quarters of the city on the seaward side with the Turks in his pay. These Turks kept loyal to the Emperor and perished in the ensuing battle. The defending army's Genoese corps were well trained and equipped, while the rest of the army consisted of small numbers of well-trained soldiers, armed civilians, sailors and volunteer forces from foreign communities, and finally monks. The garrison used a few small-calibre artillery pieces, which in the end proved ineffective. The rest of the citizens repaired walls, stood guard on observation posts, collected and distributed food provisions, and collected gold and silver objects from churches to melt down into coins to pay the foreign soldiers.
The Ottomans had a much larger force. Recent studies and Ottoman archival data state that there were some 50,000–80,000 Ottoman soldiers, including between 5,000 and 10,000 Janissaries,[6][page needed] 70 cannons,[53][54][page needed][55][page needed] and an elite infantry corps, and thousands of Christian troops, notably 1,500 Serbian cavalry that Đurađ Branković was forced to supply as part of his obligation to the Ottoman sultan[1][2] — just a few months before, Branković had supplied the money for the reconstruction of the walls of Constantinople.[1][2] Contemporaneous Western witnesses of the siege, who tend to exaggerate the military power of the Sultan, provide disparate and higher numbers ranging from 160,000 to 300,000[6][page needed] (Niccolò Barbaro:[56] 160,000; the Florentine merchant Jacopo Tedaldi[57][page needed] and the Great Logothete George Sphrantzes:[58][page needed] 200,000; the Cardinal Isidore of Kiev[59] and the Archbishop of Mytilene Leonardo di Chio:[60] 300,000).[61]
Ottoman dispositions and strategies
[edit]Mehmed built a fleet (crewed partially by Spanish sailors from Gallipoli) to besiege the city from the sea.[54][page needed] Contemporary estimates of the strength of the Ottoman fleet span from 110 ships to 430 (Tedaldi:[57][page needed] 110; Barbaro:[56] 145; Ubertino Pusculo:[62] 160, Isidore of Kiev[59] and Leonardo di Chio:[63] 200–250; (Sphrantzes):[58][page needed] 430). A more realistic modern estimate predicts a fleet strength of 110 ships comprising 70 large galleys, 5 ordinary galleys, 10 smaller galleys, 25 large rowing boats, and 75 horse-transports.[64]
Before the siege of Constantinople, it was known that the Ottomans had the ability to cast medium-sized cannons, but the range of some pieces they were able to field far surpassed the defenders' expectations.[65] The Ottomans deployed a number of cannons, anywhere from 12 to 62 cannons. They were built at foundries that employed Turkish cannon founders and technicians, most notably Saruca, in addition to at least one foreign cannon founder, Orban (also called Urban). Most of the cannons at the siege were built by Turkish engineers, including a large bombard by Saruca, while one cannon was built by Orban, who also contributed a large bombard.[66][67]
Orban, a Hungarian (though some suggest he was German), was a somewhat mysterious figure.[65] His 27-foot-long (8.2 m) cannon was named "Basilica" and was able to hurl a 600-pound (270 kg) stone ball over a mile (1.6 km).[68] Orban initially tried to sell his services to the Byzantines, but they were unable to secure the funds needed to hire him. Orban then left Constantinople and approached Mehmed II, claiming that his weapon could blast "the walls of Babylon itself". Given abundant funds and materials, the Hungarian engineer built the gun within three months at Edirne.[69] However, this was the only cannon that Orban built for the Ottoman forces at Constantinople,[66][67] and it had several drawbacks: it took three hours to reload; cannonballs were in very short supply; and the cannon is said to have collapsed under its own recoil after six weeks. The account of the cannon's collapse is disputed,[6][page needed] given that it was only reported in the letter of Archbishop Leonardo di Chio[60] and in the later, and often unreliable, Russian chronicle of Nestor Iskander.
Having previously established a large foundry about 150 miles (240 km) away, Mehmed now had to undertake the painstaking process of transporting his massive artillery pieces. In preparation for the final assault, Mehmed had an artillery train of 70 large pieces dragged from his headquarters at Edirne, in addition to the bombards cast on the spot.[70] This train included Orban's enormous cannon, which was said to have been dragged from Edirne by a crew of 60 oxen and over 400 men.[65][69] There was another large bombard, independently built by Turkish engineer Saruca, that was also used in the battle.[66][67]
Mehmed planned to attack the Theodosian Walls, the intricate series of walls and ditches protecting Constantinople from an attack from the West and the only part of the city not surrounded by water. His army encamped outside the city on 2 April 1453, the Monday after Easter.
The bulk of the Ottoman army was encamped south of the Golden Horn. The regular European troops, stretched out along the entire length of the walls, were commanded by Karadja Pasha. The regular troops from Anatolia under Ishak Pasha were stationed south of the Lycus down to the Sea of Marmara. Mehmed himself erected his red-and-gold tent near the Mesoteichion, where the guns and the elite Janissary regiments were positioned. The Bashi-bazouks were spread out behind the front lines. Other troops under Zagan Pasha were employed north of the Golden Horn. Communication was maintained by a road that had been destroyed over the marshy head of the Horn.[71]
The Ottomans were experts in laying siege to cities. They knew that in order to prevent diseases they had to burn corpses, sanitarily dispose of excrement, and carefully scrutinize their sources of water.[33]
Byzantine dispositions and tactics
[edit]The city had about 20 km of walls (land walls: 5.5 km; sea walls along the Golden Horn: 7 km; sea walls along the Sea of Marmara: 7.5 km), one of the strongest sets of fortified walls in existence. The walls had recently been repaired (under John VIII) and were in fairly good shape, giving the defenders sufficient reason to believe that they could hold out until help from the West arrived.[72] In addition, the defenders were relatively well-equipped with a fleet of 26 ships: 5 from Genoa, 5 from Venice, 3 from Venetian Crete, 1 from Ancona, 1 from Aragon, 1 from France, and about 10 from the empire itself.[73]
On 5 April, the Sultan himself arrived with his last troops, and the defenders took up their positions. As Byzantine numbers were insufficient to occupy the walls in their entirety, it had been decided that only the outer walls would be guarded. Constantine and his Greek troops guarded the Mesoteichion, the middle section of the land walls, where they were crossed by the river Lycus. This section was considered the weakest spot in the walls and an attack was feared here most. Giustiniani was stationed to the north of the emperor, at the Charisian Gate (Myriandrion); later during the siege, he was shifted to the Mesoteichion to join Constantine, leaving the Myriandrion to the charge of the Bocchiardi brothers. Girolamo Minotto and his Venetians were stationed in the Blachernae Palace, together with Teodoro Caristo, the Langasco brothers, and Archbishop Leonardo of Chios.[74]
To the left of the emperor, further south, were the commanders Cataneo, who led Genoese troops, and Theophilus Palaeologus, who guarded the Pegae Gate with Greek soldiers. The section of the land walls from the Pegae Gate to the Golden Gate (itself guarded by a Genoese called Manuel) was defended by the Venetian Filippo Contarini, while Demetrius Cantacuzenus had taken position on the southernmost part of the Theodosian wall.[74] The sea walls were guarded more sparsely, with Jacobo Contarini at Stoudion, a makeshift defence force of Greek monks to his left hand, and Prince Orhan at the Harbour of Eleutherios. Genoese and Catalan troops were stationed at the Great Palace; Cardinal Isidore of Kiev guarded the tip of the peninsula near the boom. Finally, the sea walls at the southern shore of the Golden Horn were defended by Venetian and Genoese sailors under Gabriele Trevisano.[75]
Two tactical reserves were kept behind in the city: one in the Petra district just behind the land walls and one near the Church of the Holy Apostles, under the command of Loukas Notaras and Nicephorus Palaeologus, respectively. The Venetian Alviso Diedo commanded the ships in the harbour.[76] Although the Byzantines also had cannons, the weapons were much smaller than those of the Ottomans, and the recoil tended to damage their own walls.[60] According to David Nicolle, despite many odds, the idea that Constantinople was inevitably doomed is incorrect and the situation was not as one-sided as a simple glance at a map might suggest.[77] It has also been claimed that Constantinople was "the best-defended city in Europe" at that time.[78]
Siege
[edit]At the beginning of the siege, Mehmed sent out some of his best troops to reduce the remaining Byzantine strongholds outside the city of Constantinople. The fortress of Therapia on the Bosphorus and a smaller castle at the village of Studius near the Sea of Marmara were taken within a few days. The Princes' Islands in the Sea of Marmara were taken by Admiral Baltoghlu's fleet.[79] Mehmed's massive cannons fired on the walls for weeks but due to their imprecision and extremely slow rate of fire, the Byzantines were able to repair most of the damage after each shot, mitigating the effect of the Ottoman artillery.[80]
Despite some probing attacks, the Ottoman fleet under Baltoghlu could not enter the Golden Horn due to the chain across the entrance. Although one of the fleet's main tasks was to prevent any foreign ships from entering the Golden Horn, on 20 April, a small flotilla of four Christian ships managed to get in after some heavy fighting, an event which strengthened the morale of the defenders and caused embarrassment to the Sultan.[80][note 6] Baltoghlu was most likely injured in the eye during the skirmish. Mehmed stripped Baltoghlu of his wealth and property and gave it to the janissaries and ordered him to be whipped 100 times.[33]
Mehmed ordered the construction of a road of greased logs across Galata on the north side of the Golden Horn and dragged his ships over the hill, directly into the Golden Horn on 22 April, bypassing the chain barrier.[80] This action seriously threatened the flow of supplies from Genoese ships from the nominally neutral colony of Pera and it demoralized the Byzantine defenders. On the night of 28 April, an attempt was made to destroy the Ottoman ships already in the Golden Horn using fire ships but the Ottomans forced the Christians to retreat with many casualties. Forty Italians escaped their sinking ships and swam to the northern shore. On orders of Mehmed, they were impaled on stakes, in sight of the city's defenders on the sea walls across the Golden Horn. In retaliation, the defenders brought their Ottoman prisoners, 260 in all, to the walls, where they were executed, one by one, before the eyes of the Ottomans.[82][83] With the failure of their attack on the Ottoman vessels, the defenders were forced to disperse part of their forces to defend the sea walls along the Golden Horn.
The Ottoman army had made several frontal assaults on the land wall of Constantinople, but they were costly failures.[84] Venetian surgeon Niccolò Barbaro, describing in his diary one such land attack by the Janissaries, wrote
They found the Turks coming right up under the walls and seeking battle, particularly the Janissaries ... and when one or two of them were killed, at once more Turks came and took away the dead ones ... without caring how near they came to the city walls. Our men shot at them with guns and crossbows, aiming at the Turk who was carrying away his dead countryman, and both of them would fall to the ground dead, and then there came other Turks and took them away, none fearing death, but being willing to let ten of themselves be killed rather than suffer the shame of leaving a single Turkish corpse by the walls.[56]
After these inconclusive attacks, the Ottomans sought to break through the walls by constructing tunnels to mine them from mid-May to 25 May. Many of the sappers were miners of Serbian origin sent from Novo Brdo under the command of Zagan Pasha.[86] An engineer named Johannes Grant, a German who came with the Genoese contingent, had counter-mines dug, allowing Byzantine troops to enter the mines and kill the miners.[note 7] The Byzantines intercepted the first tunnel on the night of 16 May. Subsequent tunnels were interrupted on 21, 23 and 25 May, and destroyed with Greek fire and vigorous combat. On 23 May, the Byzantines captured and tortured two Turkish officers, who revealed the location of all the Turkish tunnels, which were destroyed.[88]
On 21 May, Mehmed sent an ambassador to Constantinople and offered to lift the siege if they gave him the city. He promised he would allow the Emperor and any other inhabitants to leave with their possessions. He would recognize the Emperor as governor of the Peloponnese. Lastly, he guaranteed the safety of the population that might choose to remain in the city. Constantine XI only agreed to pay higher tributes to the sultan and recognized the status of all the conquered castles and lands in the hands of the Turks as Ottoman possessions. The Emperor was not willing to leave the city without a fight:
As to surrendering the city to you, it is not for me to decide or for anyone else of its citizens; for all of us have reached the mutual decision to die of our own free will, without any regard for our lives.[note 8]
Around this time, Mehmed had a final council with his senior officers. Here he encountered some resistance; one of his Viziers, the veteran Halil Pasha, who had always disapproved of Mehmed's plans to conquer the city, now admonished him to abandon the siege in the face of recent adversity. Zagan Pasha argued against Halil Pasha and insisted on an immediate attack. Believing that the Byzantine defence was already weakened sufficiently, Mehmed planned to overpower the walls by sheer force and started preparations for a final all-out offensive.
Final assault
[edit]Preparations for the final assault began in the evening of 26 May and continued to the next day.[90] For 36 hours after the war council decided to attack, the Ottomans extensively mobilized their manpower for the general offensive.[90] Prayer and resting was then granted to the soldiers on 28 May before the final assault would be launched. On the Byzantine side, a small Venetian fleet of 12 ships, after having searched the Aegean, reached the Capital on 27 May and reported to the Emperor that no large Venetian relief fleet was on its way.[91] On 28 May, as the Ottoman army prepared for the final assault, mass religious processions were held in the city. In the evening, a solemn last ceremony of Vespers was held in the Hagia Sophia, in which the Emperor with representatives and nobility of both the Latin and Greek churches partook.[92] Up until this point, the Ottomans had fired 5,000 shots from their cannons using 55,000 pounds of gunpowder. Criers roamed the camp to the sound of the blasting horns, rousing the Ghazis.[93][page needed]
Shortly after midnight on Tuesday 29 May, the offensive began.[39][94] The Christian troops of the Ottoman Empire attacked first, followed by successive waves of the irregular azaps, who were poorly trained and equipped and Anatolian Turkmen beylik forces who focused on a section of the damaged Blachernae walls in the north-west part of the city. This section of the walls had been built earlier, in the 11th century, and was much weaker. The Turkmen mercenaries managed to breach this section of walls and entered the city but they were just as quickly pushed back by the defenders. Finally, the last wave consisting of elite Janissaries, attacked the city walls. The Genoese general in charge of the defenders on land, Giovanni Giustiniani, was grievously wounded during the attack, and his evacuation from the ramparts caused a panic in the ranks of the defenders.[6][page needed][59][60][note 9]
With Giustiniani's Genoese troops retreating into the city and towards the harbour, Constantine and his men, now left to their own devices, continued to hold their ground against the Janissaries. Constantine's men eventually could not prevent the Ottomans from entering the city and the defenders were overwhelmed at several points along the wall. Janissaries, led by Ulubatlı Hasan, pressed forward. Many Greek soldiers ran back home to protect their families, the Venetians retreated to their ships and a few of the Genoese escaped to Galata. The rest surrendered or committed suicide by jumping off the city walls.[96] The Greek houses nearest to the walls were the first to suffer from the Ottomans. It is said that Constantine, throwing aside his purple imperial regalia, led the final charge against the incoming Ottomans, perishing in the ensuing battle in the streets alongside his soldiers. The Venetian Nicolò Barbaro claimed in his diary that Constantine hanged himself at the moment when the Turks broke in at the San Romano gate. Ultimately, his fate remains unknown.[note 10]
After the initial assault, the Ottoman army fanned out along the main thoroughfare of the city, the Mese, past the great forums and the Church of the Holy Apostles, which Mehmed II wanted to provide as a seat for his newly appointed patriarch to better control his Christian subjects. Mehmed II had sent an advance guard to protect these key buildings. The Catalans that maintained their position on the section of the wall that the emperor had assigned them, had the honor of being the last troops to fall. The sultan had Pere Julià, his sons and the consul Joan de la Via, amongst others, beheaded.
A few civilians managed to escape. When the Venetians retreated over to their ships, the Ottomans had already taken the walls of the Golden Horn. Luckily for the occupants of the city, the Ottomans were not interested in killing potentially valuable slaves but rather in the loot they could get from raiding the city's houses, so they decided to attack the city instead. The Venetian captain ordered his men to break open the gate of the Golden Horn. Having done so, the Venetians left in ships filled with soldiers and refugees. Shortly after the Venetians left, a few Genoese ships and even the Emperor's ships followed them out of the Golden Horn. This fleet narrowly escaped prior to the Ottoman navy assuming control over the Golden Horn, which was accomplished by midday.[96]
The army converged upon the Augusteum, the vast square that fronted the great church of Hagia Sophia whose bronze gates were barred by a huge throng of civilians inside the building, hoping for divine protection. After the doors were breached, the troops separated the congregation according to what price they might bring in the slave markets.[citation needed] Ottoman casualties are unknown but they are believed by most historians to be severe due to several unsuccessful Ottoman attacks made during the siege and final assault.[citation needed] The Venetian Barbaro observed that blood flowed in the city "like rainwater in the gutters after a sudden storm" and that bodies of Turks and Christians floated in the sea "like melons along a canal".[56]
Atrocities
[edit]According to the Encyclopædia Britannica, Mehmed II "permitted an initial period of looting that saw the destruction of many Orthodox churches", but tried to prevent a complete sack of the city.[7] The looting was extremely thorough in certain parts of the city. On 2 June, the Sultan found the city largely deserted and half in ruins; churches had been desecrated and stripped, houses were no longer habitable, and stores and shops were emptied. He is famously reported to have been moved to tears by this, saying, "What a city we have given over to plunder and destruction."[98]
Looting was carried out on a massive scale by sailors and marines who entered the city via other walls before they had been suppressed by regular troops, who were beyond the main gate. According to David Nicolle, the ordinary people were treated better by their Ottoman conquerors than their ancestors had been by Crusaders back in 1204, stating that only about 4,000 Greeks died in the siege, while according to a Venetian Senate report, 50 Venetian noblemen and over 500 other Venetian civilians died during the siege.[99] Many of the riches of the city were already looted in 1204, leaving only limited loot to the Ottomans.[100]
Other sources claim far more brutal and successful pillaging by the Ottoman invaders. Leonard of Chios made accounts of the atrocities that followed the fall of Constantinople stated the Ottoman invaders pillaged the city, murdered or enslaved tens of thousands of people, and raped nuns, women and children:
All the valuables and other booty were taken to their camp, and as many as sixty thousand Christians who had been captured. The crosses which had been placed on the roofs or the walls of churches were torn down and trampled. Women were raped, virgins deflowered and youths forced to take part in shameful obscenities. The nuns left behind, even those who were obviously such, were disgraced with foul debaucheries.[101]
During three days of pillaging, the Ottoman invaders captured children and took them away to their tents, and became rich by plundering the imperial palace and the houses of Constantinople. The Ottoman official Tursun Beg wrote:
After having completely overcome the enemy, the soldiers began to plunder the city. They enslaved boys and girls and took silver and gold vessels, precious stones and all sorts of valuable goods and fabrics from the imperial palace and the houses of the rich... Every tent was filled with handsome boys and beautiful girls.[102]
If any citizens of Constantinople tried to resist, they were slaughtered. According to Niccolò Barbaro, "all through the day the Turks made a great slaughter of Christians through the city". According to Makarios Melissenos:
As soon as the Turks were inside the City, they began to seize and enslave every person who came their way; all those who tried to offer resistance were put to the sword. In many places the ground could not be seen, as it was covered by heaps of corpses.[103]
Женщины Константинополя пострадали от изнасилований со стороны османских войск. [104] По словам историка Филипа Манселя , имели место массовые преследования мирных жителей города, приведшие к тысячам убийств и изнасилований. [17] Подавляющее большинство жителей Константинополя (30 000–50 000) были вынуждены стать рабами. [17] [19] [105] [18] [106]
«Они сделали жителей города рабами и убили их императора, а гази обняли их хорошеньких девушек», — подтверждают османские летописцы. [107]
По словам Николя де Николаи, на городском невольничьем рынке рабов выставляли обнаженными, а молодых девушек можно было купить. [108] Старшие беженцы в соборе Святой Софии были убиты, а женщины изнасилованы. [109] Георгий Сфранцес были изнасилованы люди обоих полов утверждает, что в соборе Святой Софии . По словам Стивена Рансимана, большинство пожилых людей, а также немощных/раненых и больных, которые были беженцами внутри церквей, были убиты, а остальные были закованы в цепи и проданы в рабство. [110]
«Повсюду было несчастье, всех коснулась боль», когда Мехмед вошел в город. «В каждом доме были причитания и плач, на перекрестках крики, во всех церквях скорбь; стоны взрослых мужчин и визги женщин сопровождали грабежи, порабощение, разлучение и изнасилования». [111] Мехмед вошел в собор Святой Софии, «восхищаясь видом» величественной базилики. Увидев, как Гази яростно стучит по мраморному полу, он спросил, что тот делает. «Это за Веру!» - сказал Гази. Мехмед зарубил его своим Килиджем : «Будь доволен добычей и пленниками; здания города принадлежат мне». [112]
Во время празднеств, «как он и обещал своим визирам и другим офицерам», Мехмед приказал притащить к себе «несчастных граждан Константинополя» и «приказал разрубить многих из них на куски ради развлечения». [113] [ нужна страница ] [114]
Византийский историк Дукас утверждает, что, будучи пьяным во время своего победного банкета, султан приказал великому герцогу Лукасу Нотарасу отдать ему своего младшего сына для его удовольствия. Он ответил, что «для меня было бы гораздо лучше умереть, чем отдать ему на разграбление собственного ребенка». Услышав это, Мехмед пришел в ярость и приказал казнить Лукаса. Перед своей смертью Нотарас якобы сказал, что «Тот, кто был распят за нас, умер и воскрес», и призвал своих напуганных сыновей отвергнуть заигрывания Мехмеда и не бояться исхода. Слова отца ободрили их, и они тоже «были готовы умереть». Сообщается также, что их казнили. [115] Однако американский исследователь и профессор Уолтер Дж. Эндрю сомневается в подлинности этой истории, ссылаясь на сходство с более ранней историей о святом Пелагии . изобразить мусульман как морально неполноценных, чем все, что на самом деле произошло во время завоевания Константинополя/Стамбула». [116]
Последствия
[ редактировать ]Мехмед II предоставил своим солдатам три дня на разграбление города, как он им обещал и в соответствии с обычаями того времени. [117] [118] К полудню улицы города залились кровью. Турки грабили дома, насиловали и сажали на кол женщин и детей, разрушали церкви, вырывали иконы из рам и книги из переплетов. От императорского дворца во Влахернах остались только стены; Самая священная икона Византии – Одигитрия – была разрезана на четыре части и уничтожена. Самые чудовищные события произошли в храме Святой Софии. Там уже шла утренняя служба, когда прихожане услышали приближение обезумевших завоевателей. Огромные бронзовые двери тут же захлопнулись, но вскоре турки разбили их и вошли в храм. Более бедных и менее привлекательных на вид прихожан были убиты на месте, остальных увезли в турецкий лагерь, где они и остались дожидаться решения своей судьбы. [119] Солдаты сражались за обладание некоторыми военными трофеями . [120] На третий день завоевания Мехмед II приказал прекратить все грабежи и издал прокламацию, согласно которой все христиане, избежавшие пленения или получившие выкуп, могли вернуться в свои дома без дальнейших притеснений, хотя у многих не было домов, куда можно было бы вернуться, и многие другие были взяты в плен и не выкуплены. [121] Византийский историк Георгий Сфранцес , очевидец падения Константинополя, так описал действия султана: [122] [ нужна страница ] [123] [ нужна страница ]
На третий день после падения нашего города султан отпраздновал свою победу большим и радостным торжеством. Он издал прокламацию: граждане всех возрастов, которым удалось избежать обнаружения, должны были покинуть свои укрытия по всему городу и выйти на открытое пространство, так как они должны были оставаться свободными и не подвергаться никаким вопросам. Он также заявил о возвращении домов и имущества тем, кто покинул наш город до осады. Если бы они вернулись домой, с ними бы обращались согласно их званию и религии, как будто ничего не изменилось.
— Джордж Сфранцес
Сам Мехмед опрокинул и растоптал алтарь собора Святой Софии. Затем он приказал муэдзину подняться на кафедру и произнести молитву. [124] [125] Собор Святой Софии был превращен в мечеть. [126] но Греческой Православной Церкви было позволено остаться нетронутой, и Геннадий Схоларий был назначен Патриархом Константинополя . Когда-то считалось, что отсюда возникла османская проса система ; однако сейчас это считается мифом, и в пятнадцатом веке такой системы не существовало. [127] [128]
Падение Константинополя потрясло многих европейцев, которые считали это катастрофическим событием для своей цивилизации. [129] Многие опасались, что другие европейские христианские королевства постигнет та же участь, что и Константинополь. Среди гуманистов и церковников той эпохи возникло два возможных ответа: крестовый поход или диалог. Папа Пий II решительно выступал за новый крестовый поход, а немец Николай Кузанский поддерживал диалог с османами. [130]
В прошлом мы получали раны в Азии и Африке – в зарубежных странах. Однако на этот раз на нас нападают в Европе, на нашей собственной земле, в нашем собственном доме. Вы будете возражать, что турки давно переселились из Азии в Грецию, что монголы утвердились в Европе и арабы оккупировали часть Испании, подойдя через Гибралтарский пролив. Мы никогда не теряли города или места, сравнимого с Константинополем.
— Папа Пий II [131]
Морейская , постоянно враждуя друг с другом и зная, что Мехмед в конце (Пелопоннесская) крепость Мистра , где правили братья Константина Фома и Деметрий концов вторгнется и в них, продержалась до 1460 года. Задолго до падения Константинополя Деметрий воевал за престол вместе с Фомой, Константином и другими их братьями Иоанном и Феодором . [132] Томас сбежал в Рим, когда османы вторглись в Морею, в то время как Деметрий рассчитывал управлять марионеточным государством, но вместо этого был заключен в тюрьму и оставался там до конца своей жизни. В Риме Фома и его семья получали некоторую денежную поддержку от Папы и других западных правителей в качестве византийского императора в изгнании до 1503 года. В 1461 году независимое византийское государство в Трапезунде перешло к Мехмеду. [132]
Константин XI умер, не оставив наследника, и если бы Константинополь не пал, ему, вероятно, наследовали бы сыновья его умершего старшего брата, которые были приняты на дворцовую службу Мехмеда после падения Константинополя. Самый старший мальчик, получивший имя Мурад, стал личным фаворитом Мехмеда и занимал пост бейлербея (генерал-губернатора) Румели (Балканы). Младший сын, переименованный в Месих-пашу , стал адмиралом османского флота и Санджак-бегом (губернатором) провинции Галлиполи. В конце концов он дважды служил великим визирем при сыне Мехмеда, Баязиде II . [133]
С захватом Константинополя Мехмед II приобрел будущую столицу своего королевства, хотя и находившуюся в упадке из-за многих лет войны. Потеря города стала сокрушительным ударом по христианскому миру и открыла христианский Запад перед лицом энергичного и агрессивного врага на Востоке. Христианское завоевание Константинополя оставалось целью Западной Европы в течение многих лет после ее падения под власть Османской империи. Слухи о выживании Константина XI и последующем спасении ангелом заставили многих надеяться, что однажды город вернется в руки христиан. Папа Николай V призвал к немедленной контратаке в форме крестового похода. [ нужна ссылка ] однако ни одна из европейских держав не пожелала участвовать, и Папа прибегнул к отправке небольшого флота из 10 кораблей для защиты города. Недолговечный крестовый поход немедленно подошел к концу, и когда Западная Европа вступила в 16 век, эпоха крестовых походов начала подходить к концу.
В течение некоторого времени греческие ученые ездили в итальянские города-государства , культурный обмен начался в 1396 году Колуччио Салютати , канцлером Флоренции, который пригласил Мануэля Хрисолораса читать лекции во Флорентийском университете . [134] После завоевания многие греки, такие как Иоанн Аргиропулос и Константин Ласкарис , бежали из города и нашли убежище на Латинском Западе, принося с собой знания и документы греко-римской традиции в Италию и другие регионы, что еще больше способствовало развитию Возрождения . [135] [136] Те греки, которые остались в Константинополе, в основном жили в Фанарском и Галатском районах города. Фанариоты . , как их называли, предоставили османским правителям множество способных советников
Отрубленная голова, которая, как утверждалось, принадлежала византийскому императору Константину XI Палеологу, была найдена, подарена Мехмеду и прибита к колонне. Стоя перед главой, султан в своей речи сказал: [137]
Товарищи-солдаты, этого одного не хватало, чтобы сделать славу такой победы полной. Теперь, в этот счастливый и радостный момент времени, мы обладаем богатствами греков, мы завоевали их империю, а их религия полностью угасла. Наши предки страстно желали этого; радуйтесь теперь, ведь именно ваша храбрость завоевала для нас это царство.
Эта новость быстро распространилась по исламскому миру. В Египте «были провозглашены хорошие вести, и Каир украшен» в честь «этого величайшего из завоеваний». Шариф Мекки написал Мехмеду, назвав султана «тем, кто помогал исламу и мусульманам, султаном всех королей и султанов». Тот факт, что Константинополь, который долгое время был «известен своей неукротимостью в глазах всех», как сказал Шариф Мекки, пал, и что пророчество Пророка Мухаммеда сбылось, потрясло исламский мир и наполнило его великим ликованием и восторгом. . [138]
Третий Рим
[ редактировать ]Византия — это термин, используемый современными историками для обозначения более поздней Римской империи. В свое время Империя правила из Константинополя (или «Нового Рима», как его называют некоторые, хотя это было хвалебное выражение, которое никогда не было официальным титулом) и считалось просто «Римской империей». Падение Константинополя привело к тому, что конкурирующие фракции претендовали на звание наследников имперской мантии. Притязания России на византийское наследие противоречили притязаниям Османской империи. По мнению Мехмеда, он был преемником римского императора , объявив себя Кайзер-и Рум , буквально « Цезарем Рима », то есть Римской империи, хотя его помнили как «Завоевателя».
Стефан Душан , царь Сербии , и Иван Александр , царь Болгарии , оба сделали аналогичные заявления, считая себя законными наследниками Римской империи. [ нужна ссылка ] . Другие потенциальные претенденты, такие как Венецианская республика и Священная Римская империя, ушли в историю. [139]
Влияние на церкви
[ редактировать ]Папа Пий II считал, что османы будут преследовать греческих православных христиан, и выступал за новый крестовый поход на Мантуанском соборе в 1459 году. [129] [140]
Наследие
[ редактировать ]Легенды
[ редактировать ]В Греции существует множество легенд о падении Константинополя. Говорили, что частное лунное затмение , произошедшее 22 мая 1453 года, представляет собой исполнение пророчества о гибели города. [141]
Четыре дня спустя весь город был закрыт густым туманом – состояние, неизвестное в этой части мира в мае. появился странный свет Когда в тот вечер туман рассеялся, вокруг купола собора Святой Софии , который некоторые интерпретировали как выход Святого Духа из города. «Это, очевидно, указывало на уход Божественного Присутствия и его уход из Города в полном запустении и запустении, поскольку Божество скрывается в облаке, появляется и снова исчезает». [142]
У других еще оставалась далекая надежда, что огни — это костры войска Иоанна Хуньяди, пришедшего на помощь городу. Вполне возможно, что все эти явления были локальными последствиями загадочного катастрофического извержения 1452/1453 годов , произошедшего примерно во время осады. Увиденный «огонь» мог быть оптической иллюзией из-за отражения ярко-красного сумеречного свечения облаками вулканического пепла высоко в атмосфере. [143]
Другая легенда гласит, что два священника, совершавшие божественную литургию над толпой, исчезли в стенах собора, когда вошли первые турецкие солдаты. По преданию, священники снова появятся в тот день, когда Константинополь вернется в руки христиан. [110] Другая легенда относится к Мраморному императору ( Константину XI ), утверждая, что ангел спас императора, когда османы вошли в город, превратив его в мрамор и поместив в пещеру под землей возле Золотых ворот, где он ждет, чтобы его привезли. снова к жизни (вариант легенды о спящем герое ). [144] [145] Однако многие мифы, окружающие исчезновение Константина, возникли позже, и даже в дружественных первичных отчетах об осаде можно найти мало доказательств, подтверждающих их.
Культурное влияние
[ редактировать ]Гийом Дюфе оплакивающих падение Восточной церкви, а герцог Бургундский Филипп Добрый поклялся сочинил несколько песен , поднять оружие против турок. Однако, поскольку растущая с этого момента мощь Османской империи совпала с протестантской Реформацией и последующей Контрреформацией , возвращение Константинополя стало всегда далекой мечтой. Даже Франция, некогда ярая участница крестовых походов, стала союзником османов .
Тем не менее, изображения христианских коалиций, захвативших город, и воскрешения покойного императора Львом Мудрым сохранились. [146]
29 мая 1453 года, день падения Константинополя, выпало на вторник, и с тех пор вторник считается у греков несчастливым днем. [147]
Влияние на эпоху Возрождения
[ редактировать ]Волны миграции византийских ученых и эмигрантов в период после разграбления Константинополя и падения Константинополя в 1453 году рассматриваются многими учеными как ключ к возрождению греческих и римских исследований, которые привели к развитию гуманизма эпохи Возрождения. [136] [ нужен лучший источник ] и наука . Этими эмигрантами были грамматисты, гуманисты, поэты, писатели, печатники, лекторы, музыканты, астрономы, архитекторы, академики, художники, писцы, философы, ученые, политики и теологи. [148] [ нужен лучший источник ] Они принесли в Западную Европу гораздо более обширные сохранившиеся и накопленные знания о византийской цивилизации. Согласно Британской энциклопедии : «Многие современные ученые также согласны с тем, что исход греков в Италию в результате этого события ознаменовал конец Средневековья и начало Возрождения». [7]
Переименование города
[ редактировать ]Османы использовали арабскую транслитерацию названия города «Костантинийе» (القسطنطينية) или «Костантинийе», как можно увидеть в многочисленных османских документах. Исламбол ( اسلامبول , Полный ислама ), или Исламбул ( найди ислам ), или Ислам(б)ол ( старотюркский турецком : будь исламом ), оба на языке , были народно-этимологической адаптацией Стамбула , созданной после османского завоевания 1453 года, чтобы выразить дух города. новая роль столицы Исламской Османской империи. Впервые это засвидетельствовано вскоре после завоевания, а его изобретение некоторые современные писатели приписывали самому Мехмеду II . [149]
Считается, что название Стамбула произошло от греческой фразы īs tīmbolī(n) ( греч . εἰς τὴν πόλιν , транслит. eis tēn pólin , «в город»), и утверждается, что оно уже распространилось среди турецких население Османской империи до завоевания. Однако официальным названием города Стамбул стал только в 1930 году в соответствии с пересмотренным турецким почтовым законом. [150] [151] [152]
Первоисточники
[ редактировать ]О падении Константинополя Мариос Филиппидес и Вальтер Ханак перечисляют 15 свидетельств очевидцев (13 христианских и 2 турецких) и 20 современных свидетельств неочевидцев (13 итальянских). [153]
Рассказы очевидцев
[ редактировать ]- Мехмед Шемс эль-Милле вед Дин , суфийский святой, давший отчет в письме
- Турсун Бег написал историю под названием Тарих-и Абу'л Фатх.
- Георгий Сфранцес , единственный греческий очевидец, написавший об этом, но его лаконичный рассказ почти полностью лишен повествования.
- Леонард Хиосский написал доклад папе Николаю V.
- Николо Барбаро , врач венецианской галеры, ведший дневник.
- Анджелино Джованни Ломеллини , венецианский подеста Пера, написавший отчет от 24 июня 1453 года.
- Якопо Тетальди , флорентийский купец
- Исидор Киевский , православный церковник, написавший восемь писем в Италию.
- Добро пожаловать , Анконитанский консул в Константинополе.
- Убертино Пусколо , итальянский поэт, изучавший в городе греческий язык, написал эпическую поэму.
- Эпархос и Дипловатацес , два беженца, чьи отчеты были искажены из-за многочисленных переводов.
- Нестор Искандер , юный очевидец, написавший славянский отчет.
- Самил Владик , епископ, который, как Епарх и Дипловатацес, бежал беженцем в Валахию.
- Константин Михайлович , серб, воевавший на стороне Османской империи.
- отчет некоторых францисканских военнопленных, которые позже приехали в Болонью
Сообщения очевидцев
[ редактировать ]- Дукас , византийский греческий историк, один из наиболее важных источников за последние десятилетия и возможное падение Византийской империи под властью османов.
- Лаоник Халкокондилес , византийский греческий историк.
- Михаил Критобулос , византийский греческий историк
- Макариос Мелиссург , историк XVI века, дополнивший рассказ Сфранца, не очень достоверно.
- Паоло Дотти , венецианский чиновник на Крите, чей рассказ основан на устных сообщениях.
- Письмо Фра Джироламо с Крита Доменико Капранике.
- Лауро Квирини написал отчет Папе Николаю V с Крита на основе устных сообщений.
- Эней Сильвий Пикколомини (Папа Пий II) написал отчет на основе письменных источников.
- Генрих Земмерн написал письмо от 11 сентября 1453 года, в котором цитирует свои источники информации.
- Никкола делла Тучча , чья «Кронака ди Витербо», написанная осенью 1453 года, содержит уникальную информацию.
- Никколо Тиньози да Фолиньо , Expugnatio Constantinopolitana , часть письма другу
- Филиппо да Римини , Резня Константинополя, города, ранее принадлежавшего византийцам
- Антонио Ивани да Сарцана , Expugnatio Constantinopolitana , часть письма герцогу Урбино
- Николаос Секундинос зачитал доклад перед венецианским сенатом, папой и неаполитанским двором.
- Джакомо Лангуски , чей рассказ включен в венецианскую хронику Зорзи Долфина , имел доступ к свидетельствам очевидцев.
- Иоанн Мосхос написал стихотворение в честь Лукаса Нотараса.
- Адамо ди Монтальдо , О исчезновении Константинополя благородному молодому цикаду Мелладуке , содержащему уникальную информацию.
- Ашикпашазаде включил главу о завоевании в свой «Тарих-и аль-и Осман». [154]
- Нешри включил главу о завоевании в свою всеобщую историю. [154]
- Эвлия Челеби , путешественник 17 века, собиравший местные традиции завоевания. [154]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Журадж Бранкович , будучи вассалом Османской империи, был вынужден послать 1500 солдат на помощь Мехмеду II в осаде Константинополя. [1] [2]
- ^ Некоторые современные западные источники дали преувеличенные цифры - от 160 000 до 300 000. [6]
- ↑ В то время как Мехмед II неуклонно готовился к осаде Константинополя, он послал старого генерала Турахана и двух сыновей последнего, Ахмед-бека и Омар-бека, вторгнуться в Морею и оставаться там всю зиму, чтобы помешать деспотам Фоме и Деметрия от оказания помощи Константину XI. [36]
- ↑ По словам Сфранца, которому Константин приказал провести перепись, император был потрясен, когда число местных мужчин, способных носить оружие, оказалось всего 4983 человека. Леонардо ди Чио дал цифру в 6000 греков. [42]
- ↑ Испанец Кристобаль де Вильялон утверждает, что здесь было «60 000 турецких семей, 40 000 греческих и армянских, 10 000 еврейских. [42]
- ↑ Это были три генуэзских корабля, посланных Папой, к которым присоединился большой имперский транспортный корабль, который перед осадой был отправлен с миссией за продовольствием на Сицилию и направлялся обратно в Константинополь. [81]
- ↑ Рансиман предполагает, что он мог быть шотландцем. [87]
- ↑ Исходный текст: Но то, что показывает вам город, — это не мы и не кто-либо из его жителей; ибо распространено мнение, что все мы умираем по своей воле и не теряем жизни. [89]
- ↑ Источники, враждебно настроенные по отношению к генуэзцам (такие как венецианец Николо Барбаро), однако, сообщают, что Лонго был лишь легко ранен или вообще не был ранен, но, охваченный страхом, сымитировал рану, чтобы покинуть поле битвы, что определило падение города. . Эти обвинения в трусости и измене были настолько распространены, что Генуэзской республике пришлось их опровергнуть, направив дипломатические письма в канцелярии Англии , Франции , герцогства Бургундского и других. [95] Джустиниани доставили на Хиос , где через несколько дней он скончался от ран.
- ↑ Барбаро добавил описание последних героических минут императора в свой дневник на основе информации, полученной им впоследствии. Согласно некоторым османским источникам, Константин был убит в результате случайной встречи с турецкими морскими пехотинцами немного южнее, предположительно, когда он направлялся к Мраморному морю, чтобы спастись по морю. [97]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Пьеса (2020) .
- ^ Jump up to: а б с Иванович (2019) .
- ^ Jump up to: а б Джардинетто (2022) .
- ^ «Махмуд Паша» . Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Лили (2005) , с. 464.
- ^ Jump up to: а б с д и Пертуси, Агостино, изд. (1976). Падение Константинополя, I: Свидетельства современников. (Греческие и латинские писатели) [ Падение Константинополя, I: Свидетельства современных греческих и латинских писателей ] (на итальянском языке). Том I. Верона: Фонд Лоренцо Валлы.
- ^ Jump up to: а б с д «Падение Константинополя» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Феридун Эмесен, Завоевание и Судный день 1453 г.
- ^ «Падение Константинополя». Британская энциклопедия. Архивировано 19 августа 2020 года. Проверено 2 августа 2020 года.
- ^ Сеттон, Кеннет М. (1978). Папство и Левант (1204–1571): Пятнадцатый век. Том. 2. Издательство DJane.
- ^ «600 турецких солдат сражались против Фатиха во время завоевания Стамбула» [При завоевании Стамбула 600 турецких солдат сражались против завоевателя]. Османские исследования (на турецком языке). Архивировано из оригинала 15 апреля 2015 года . Проверено 29 апреля 2015 г.
- ^ Никол (2002) , с. 57.
- ^ Кроули (2013b) , с. 104: «Как всегда, цифры потерь сильно различались; Нескор-Искандер назвал число погибших османов в 18 000; Барбаро - более реалистичные 200»
- ^ «Географический рекорд». Географическое обозрение . 11 (4): 611–629. 1921. ISSN 0016-7428 . JSTOR 208254 .
Еще менее простительно обращение с заявлениями Критопулоса о том, что при падении Константинополя было убито 4500 человек.
- ^ Jump up to: а б Николь (2000) , с. 41.
- ^ Лабатт, Энни (октябрь 2004 г.). «Константинополь после 1261 года» . Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Мансель, Филип. «Константинополь: город желаний мира 1453–1924» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Акбар (2002) , с. 86: «Около 30 000 христиан были либо порабощены, либо проданы».
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Пол К. (2003). Осада: 100 великих осад от Иерихона до Сараево . Издательство Оксфордского университета. п. 84. ИСБН 978-0-19-521930-2 . Архивировано из оригинала 6 января 2024 года . Проверено 10 апреля 2022 г.
- ^ Францес, Георгиос; Мелиссидес (Melisseides), Иоанн (Джон) А.; Заволя-Мелисиди, Пульхерия (2004). Эало и ПолисХроника падения Константинополя: Краткая история событий в Константинополе в период 1440–1453 гг. [ Город пал: Хроника падения Константинополя: Краткая история событий в Константинополе в период 1440–1453 гг. ] (на греческом языке) (5-е изд.). Афины: ISBN Вергины Асимакопули Bros. 960-7171-91-8 .
- ^ Фостер, Чарльз (22 сентября 2006 г.). «Завоевание Константинополя и конец империи» . Современный обзор . Архивировано из оригинала 11 июня 2009 года.
Это конец средневековья.
- ^ Картрайт, Марк. «Феодосиевы стены» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ «Падение Константинополя» . Экономист . 18 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2017 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Картрайт, Марк. «1453: Падение Константинополя» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Сильвербург, Сэнфорд Р. (26 января 2007 г.). «Ближний Восток в Интернете: Серия 1: Арабо-израильские отношения, 1917–1970. Под редакцией Юджина Рогана. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Томсон Гейл». Обзор микроформ и изображений . 36 (2). дои : 10.1515/mfir.2007.75 . ISSN 0949-5770 . S2CID 162273820 .
- ^ Норвич (1997) , с. 304.
- ^ Норвич (1997) .
- ^ Мэдден, Томас (2005). Крестовые походы: Иллюстрированная история . Анн-Арбор: Мичиганский университет. ISBN 978-0-472-11463-4 .
- ^ Халдон, Джон (2000). Византия в войне 600–1453 гг . Нью-Йорк: Оспри.
- ^ Манго (2002) .
- ^ «Чёрная смерть» . Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 13 августа 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) , Канал 4 — История. - ^ Рансимен (1965) , с. 60
- ^ Jump up to: а б с д Кроули (2005) .
- ^ Jump up to: а б с д Норвич (1997) , с. 373.
- ^ «Босфор (то есть Босфор), вид из Кулели, Константинополь, Турция» . Всемирная цифровая библиотека . 1890–1900. Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Сеттон (1978) , с. 146.
- ^ Критовулос (1954) , с. 23.
- ^ Рансимен (1965) , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б «Как и сегодня, Константинополь «пал» . НовостиИТ . 29 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Рансимен (1965) , с. 81.
- ^ Никол (1993) .
- ^ Jump up to: а б с Рансимен (1965) , с. 85.
- ^ Фрэнк В. Теккерей; Джон Э. Финдлинг (2012). События, сформировавшие современный мир . АВС-КЛИО. п. 213. ИСБН 978-1-59884-901-1 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 13 февраля 2020 г. .
- ^ Джон Джулиус Норвич (1998). Краткая история Византии . Пингвин Букс Лимитед. п. 453. ИСБН 978-0-14-192859-3 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 13 февраля 2020 г. .
Константин предпринял последнюю попытку: его послы были казнены на месте.
- ^ Кэти Сомервил-Айртон (2007). Поезд, исчезнувший в истории: железная дорога Берлин-Багдад и как она привела к Великой войне . Уитгеверий Аспект. п. 117. ИСБН 978-90-5911-573-6 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 13 февраля 2020 г. .
Византийский император, тогда Константин XI, отправил своих послов в попытке примириться: они были казнены...
- ^ Джон Робертс (1973). Цивилизация: Появление человека в обществе . Книги по CRM. п. 391 . ISBN 978-0-87665-156-8 .
Стало очевидно, что мирные послания Мехмеда были ложными, когда он казнил византийского посла.
- ^ Ларс Браунворт (2009). Затерянные для Запада: забытая Византийская империя, спасшая западную цивилизацию . Корона. п. 291 . ISBN 978-0-307-46241-1 .
Когда Константин послал эмиссаров напомнить Мехмеду, что он нарушает свою клятву, и умолять его хотя бы пощадить соседние деревни, Мехмед приказал казнить послов.
- ^ Норвич (1995) , с. 415.
- ^ Никол (1993) , с. 380.
- ^ Разлив (2010) , с. 187.
- ^ Кроули (2013a) , стр. 95–110.
- ^ Николь (2000) , с. 32.
- ^ Лэннинг (2005) , стр. 139–140.
- ^ Jump up to: а б Николь (2000) .
- ^ Иналджикт, Халил (2001). Классический век Османской империи (1300–1600) [ Османская империя, Классический век, 1300–1600 ]. Перевод Ицкурица, Нормана; Имбер, Колин. Лондон: Орион.
- ^ Jump up to: а б с д Николо Барбаро, Журнал об осаде Константинополя , 1453 год. Копия автографа хранится в библиотеке Марчианы в Венеции. Дневник Барбаро был переведен на английский Джон Мелвилл-Джонс (Нью-Йорк: Exposition Press, 1969).
- ^ Jump up to: а б Конкасти (1955) .
- ^ Jump up to: а б Сфранцес, Георгий . Св. Георгий, Франциск и протовесиарит Григорий, монах, написали сие в пользу этих и некоторых событий во время убогой жизни того времени. [ Жалкий Георгий Францес, который был Протовестиаром, ныне монахом, написал это для улучшения других и в качестве вознаграждения за некоторые деяния в своей жалкой жизни, Эта летопись ] (на греческом языке).
- ^ Jump up to: а б с Малороссия, Исидор (6 июля 1453 г.). «Письмо Преосвященнейшего господина отца Исидора Малороссийского , кардинала , написанное Преосвященнейшему господину Виссариону, и Болонскому епископу Тускулскому и кардиналу Никейскому ] » (на латыни). Письмо Бисариону.
- ^ Jump up to: а б с д (на латыни) Леонардо ди Чио, Письмо Папе Николаю V от 16 августа 1453 г. под редакцией Ж.-П. Минье, Patrologia Graeca , 159, 923A–944B.
- ^ Леонардо ди Чио, Письмо 927B: «триста тысяч и больше».
- ↑ Убертино Пускуло, Константинополь , 1464 г.
- ^ Леонардо Хиосский, Письмо , 930C.
- ^ Николь (2000) , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Норвич (1997) , с. 374.
- ^ Jump up to: а б с Стил, Бретт Д. (2005). Наследники Архимеда: наука и военное искусство в эпоху Просвещения . МТИ Пресс. п. 106. ИСБН 978-0-262-19516-4 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаммер, Пол Э.Дж. (2017). Война в Европе раннего Нового времени 1450–1660 гг . Рутледж. п. 511. ИСБН 978-1-351-87376-5 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2019 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Дэвис, Пол (1999). 100 решающих битв . Оксфорд. п. 166. ИСБН 978-0-19-514366-9 .
- ^ Jump up to: а б Рансимен (1965) , стр. 77–78.
- ^ Арнольд (2001) , с. 111.
- ^ Рансимен (1965) , стр. 94–95.
- ^ Николь (2000) , с. 39.
- ^ Николь (2000) , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Рансимен (1965) , с. 92.
- ^ Рансимен (1965) , с. 93.
- ^ Рансимен (1965) , с. 94.
- ^ Николь (2000) , с. 40.
- ^ «Падение Константинополя» . Экономист . 23 декабря 1999 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 11 декабря 2010 г.
- ^ Рансимен (1965) , стр. 96–97.
- ^ Jump up to: а б с Норвич (1997) , с. 376.
- ^ Рансимен (1965) , с. 100.
- ^ Рансимен (1965) , с. 108.
- ^ Кроули (2005) , стр. 150–154.
- ^ Филиппидес и Ханак (2011) , с. 520.
- ^ Из Жана Шартье, Хроники Карла VII, короля Франции , MS Bnf Français 2691, ф. 246v [1] Архивировано 17 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Мариос Филиппидес, Мехмед II Завоеватель и падение франко-византийского Леванта туркам-османам: некоторые западные взгляды и свидетельства (ACMRS/Аризонский центр исследований средневековья и Возрождения, 2007), 83.
- ^ Рансимен (1965) , с. 84.
- ^ Кроули (2005) , стр. 168–171.
- ^ «29 мая 1453: Όταν «η Πόλις εάλω...» [29 мая 1453: Когда город пал...]. iefemerida.com (на греческом языке). 29 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 25 мая 2017 г. . Проверено 5 июня 2017 года .
- ^ Jump up to: а б Норвич (1997) , с. 378.
- ^ Норвич (1997) , с. 377.
- ↑ Vasiliev (1928) , pp. 651–652.
- ^ Кроули (2013b) .
- ^ Дюрант (2011) , с. 227
- ^ Демоны (1874) , стр. 296–297.
- ^ Jump up to: а б Никол (1993) , с. 388.
- ^ Николь (2000) , с. 81.
- ^ Рансимен (1965) , с. 152.
- ^ Николь (2000) , стр. 81–84.
- ^ Кроули (2013a) , с. 191
- ^ Мелвилл-Джонс (1972) , с. 39.
- ^ Сумка (1978) , с. 37.
- ^ Мелиссенос (1980) , с. 130.
- ^ Смит, Сирил Дж. (1974). «История изнасилований и законов об изнасилованиях» . Женский юридический журнал . № 60. с. 188. Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ Роджер Кроули (2009). Константинополь: Последняя великая осада, 1453 год . Фабер и Фабер. п. 226. ИСБН 978-0-571-25079-0 .
Подавляющее большинство простых граждан – около 30 000 человек – были отправлены на невольничьи рынки Эдирне, Бурсы и Анкары.
- ^ Джим Брэдбери (1992). Средневековая осада . Бойделл и Брюэр. п. 322. ИСБН 978-0-85115-312-4 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Льюис, Бернард (1976). «Ислам: от Пророка Мухаммеда до взятия Константинополя: Религия и общество» . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Фишер, Алан (2010). «Продажа рабов в Османской империи: рынки и государственные налоги на продажу рабов, некоторые предварительные соображения». Неустойчивый баланс . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. п. 151.
- ^ Калиан, Флорин Джордж (25 марта 2021 г.). «Собор Святой Софии и неоосманизм Турции» . Армянский еженедельник . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рансимен (1965) , с. 147.
- ^ Георгиос Францес (1980). Падение Византийской империи: Хроника . Издательство Массачусетского университета. ISBN 978-0-87023-290-9 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Осада Константинополя 1453 года: семь современных отчетов . Хаккерт. 1973. ISBN 978-90-256-0626-8 . Архивировано из оригинала 6 января 2024 года . Проверено 2 января 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Мелвилл-Джонс (1972) .
- ^ Дневник осады Константинополя, 1453 год . Экспозиционная пресса. 1969. ISBN 978-0-682-46972-2 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Упадок и падение Византии под властью турок-османов . Издательство Государственного университета Уэйна. 1975. ISBN 978-0-8143-1540-8 . Проверено 15 января 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Эндрюс, Уолтер; Калпакли, Мехмет (2005). Эпоха возлюбленных: любовь и возлюбленные в османской и европейской культуре и обществе раннего Нового времени . Издательство Университета Дьюка. п. 2. ISBN 978-0-8223-3424-8 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 29 января 2023 г.
Некоторые люди, знакомые с историей историй о сексе и любви, увидят тесную параллель с историей святого Пелагия, тринадцатилетнего христианского мученика начала X века, который, как говорят, был красивым и набожным юношей, который был подвергнут пыткам и расчленен кордовским халифом Абдур-Рахманом III, когда отказался от сексуальных домогательств халифа». , который на протяжении веков давал духовную энергию испанской Реконкисте. Таким образом, хотя вполне вероятно, что рассказ Дуки больше обязан святому Пелагию и долгой истории попыток изобразить мусульман как морально неполноценных, чем всему, что на самом деле произошло во время завоевания Константинополя. Стамбул...
- ^ Рансимен (1965) , с. 145.
- ^ Смит, Майкл Ллевеллин, Падение Константинополя , журнал History Makers № 5, Маршалл Кавендиш, Сиджвик и Джексон (Лондон).
- ^ История Византийской империи : От основания Константинополя до кру-КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2023. - 688 с. ; ил.шения государства / Джон Норвич: [пер. с англ. О. Г. Постниковой]. - М.: ISBN 978-5-389-19591-2
- ^ Рейнерт (2002) , стр. 283.
- ^ Рансимен (1965) , стр. 150–151.
- ^ Сфранцес (1980) .
- ^ Критовулос (1954) .
- ^ Хилленбранд, Кэрол (21 ноября 2007 г.). Турецкий миф и мусульманский символ: битва при Мазикерте . п. 175. ИСБН 978-0-7486-3115-5 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Осада Константинополя 1453 года: семь современных отчетов . Хаккерт. 1973. стр. 103–112. ISBN 978-90-256-0626-8 . Архивировано из оригинала 6 января 2024 года . Проверено 2 января 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Фриман, Эван (2021). «Собор Святой Софии в Стамбуле». Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству . Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Брауде, Бенджамин (1982). «Основные мифы системы Милле». В Брауде, Бенджамин; Льюис, Бернард (ред.). Христиане и евреи в Османской империи . Том. 1. Нью-Йорк: Холмс и Мейер. стр. 69–90. ISBN 0-8419-0519-3 .
- ^ Мастерс, Брюс (2009). "Просо". В Агостоне, Габор; Брюс Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . Факты в файле. стр. 383–384 . ISBN 978-0-8160-6259-1 .
- ^ Jump up to: а б Хислоп, Стивен Гаррисон; Дэниелс, Патрисия; Общество (США), National Geographic (2011). Великие империи: Иллюстрированный атлас . Национальные географические книги. п. 284. ИСБН 978-1-4262-0829-4 . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Вольф, Мирослав (2010). «Тело имеет значение: темная сторона христианской истории» . Христианский век . 127 (журнальная статья): 11–. ISSN 0009-5281 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ Джонс, Эрик; Генугтен, Саския ван (2018). Европа и ислам . Рутледж. ISBN 978-1-317-20724-5 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Норвич (1995) , с. 446.
- ^ Лоури, Хит В. (2003). Природа раннего османского государства . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 115–116.
- ^ Н. Г. Уилсон, От Византии до Италии. Греческие исследования в эпоху итальянского Возрождения , Лондон, 1992. ISBN 0-7156-2418-0
- ^ «Иоанн Аргиропулос» . britannica.com. Архивировано из оригинала 26 апреля 2008 года . Проверено 2 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Византийцы в Италии эпохи Возрождения» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2003 года . Проверено 10 апреля 2007 г.
- ^ Осада Константинополя 1453 года: семь современных отчетов . Хаккерт. 15 января 1973 г. ISBN. 978-90-256-0626-8 . Архивировано из оригинала 6 января 2024 года . Проверено 15 января 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Надя Мария Эль-Шейх (2004). Византия глазами арабов . Гарвардский CMES. ISBN 978-0-932885-30-2 . Архивировано из оригинала 6 января 2024 года . Проверено 19 марта 2023 г. - через Google Книги.
- ^ «Спасение Третьего Рима. «Падение империи», Византия и путинская Россия» . ИВМ . 9 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2014 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Флореску, МакНелли, Дракула , стр. 129.
- ^ Гильермье, Пьер; Кучми, Серж (1999). Полные затмения: наука, наблюдения, мифы и легенды . Спрингер. п. 85 . ISBN 1-85233-160-7 . Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ Критовулос (1954) , с. 59.
- ^ «#1543» (Пресс-релиз). Пасадена, Калифорния: Офис общественной информации, Лаборатория реактивного движения, Калифорнийский технологический институт, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). 1993. Архивировано из оригинала 14 декабря 2016 года . Проверено 5 июня 2017 г.
- ^ «Мраморный король» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2012 года.
- ^ Хацопулос, Дионисий. «Падение Константинополя, 1453 год» . Греческий электронный центр. Архивировано из оригинала 4 марта 2009 года . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Манго (2002) , с. 280.
- ^ «Падение Константинополя» . Экономист . 23 декабря 1999 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «Греки в Италии» . как-учить-любой-язык.com . Архивировано из оригинала 7 июня 2013 года.
- ^ Сакаоглу, Недждет (1993–1994). «Имена Стамбула» [Названия Стамбула]. Стамбульская энциклопедия от прошлого к настоящему (на турецком языке). Стамбул: Министерство культуры Турции.
- ^ Робинсон, Ричард Д. (1965). Первая Турецкая Республика: пример национального развития . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- ^ Комната, Адриан, (1993), Название места меняется в 1900–1991 годах (Метухен, Нью-Джерси и Лондон: The Scarecrow Press, Inc.), ISBN 0-8108-2600-3, стр. 46, 86.
- ^ «Хронология: Турция» . Новости Би-би-си . 10 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Philippides & Hanak (2011) , стр. 10–46 (очевидцы), 46 (греки) и 88–91 (турки).
- ^ Jump up to: а б с Майкл Энгольд , Падение Константинополя османам: контекст и последствия (Routledge, 2012), стр. 150–152, 163.
Книги
[ редактировать ]- Акбар, MJ (2002). Тень мечей: джихад и конфликт между исламом и христианством . Рутледж. ISBN 978-1-134-45259-0 . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 года . Проверено 6 августа 2020 г.
- Арнольд, Томас (2001). Ренессанс в войне . Касселла и Ко. ISBN 0-304-35270-5 .
- Бег, Турсун (1978). История Мехмеда Завоевателя . Перевод Инальчика, Халила; Мерфи, Роудс. Чикаго: Исламская библиотека.
- Конкасти, Мария-Луиза (1955). «Информация» Жака Тедальди об осаде и взятии Константинополя (на французском языке). OCLC 459382832 .
- Кроули, Роджер (2005). 1453: Священная война за Константинополь и столкновение ислама и Запада . Гиперион. ISBN 978-1-4013-0558-1 .
- Кроули, Роджер (2013b). 1453: Священная война за Константинополь и столкновение ислама и Запада . Книги Хачетта. ISBN 978-1-4013-0558-1 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года . Проверено 1 августа 2022 г.
- Кроули, Роджер (2013a). Константинополь . Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-29820-4 . Архивировано из оригинала 6 января 2024 года . Проверено 2 марта 2021 г.
- Дезимони, К. (1874). Адам Монтальдо . Труды Лигурийского общества отечественной истории (на итальянском языке). Том.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дюрант, Уилл (2011). Реформация: История цивилизации, Том VI . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4516-4763-1 .
- Эмесен, Феридун М. (2012). Завоевание и конец света, 1453 год: Завоевание Стамбула и сценарии конца света . Стамбул: Тимас. ISBN 9786051149318 .
- Критовулос, Майкл (1954). История Мехмеда Завоевателя . Перевод Риггса, Коннектикут, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-19790-6 . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- Лэннинг, Майкл Ли (2005). Битва 100: истории самых влиятельных битв в истории . Справочники, Inc. ISBN 1-4022-2475-3 .
- Лили, Ральф-Йоханнес (2005). Византия второй Рим . Рим: Ньютон Комптон.
- Манго, Кирилл (2002). Оксфордская история Византии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Мелиссенос, Макариос (1980). «Хроника осады Константинополя со 2 апреля по 29 мая 1453 года». В Филиппидесе, Мариос (ред.). Падение Византийской империи, Хроника Георгия Сфранцеса, 1401–1477 гг . Амхерст: Издательство Массачусетского университета.
- Мелвилл-Джонс, Джон Р. (1972). Осада Константинополя 1453 года: семь современных отчетов . Амстердам: Адольф М. Хаккерт. ISBN 90-256-0626-1 .
- Никол, Дональд М. (1993). Последние века Византии, 1261–1453 (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43991-6 . Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 3 октября 2022 г.
- Никол, Дональд М. (2002). Бессмертный император: жизнь и легенда о Константине Палеологе, последнем императоре римлян . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89409-8 . Архивировано из оригинала 2 июля 2019 года . Проверено 9 января 2018 г.
- Николь, Дэвид (2000). Константинополь 1453 г.: Конец Византии (Кампания) . Том. 78. Оксфорд: Издательство Osprey . ISBN 1-84176-091-9 .
- Норидж, Джон Джулиус (1995). Византия: упадок и падение . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-41650-1 .
- Норидж, Джон Джулиус (1997). Краткая история Византии . Нью-Йорк: Винтажные книги.
- Филиппидес, Мариос; Ханак, Уолтер К. (2011). Осада и падение Константинополя в 1453 году . Фарнхэм Берлингтон, Вермонт: Эшгейт. ISBN 9781409410645 .
- Райнерт, Стивен (2002). Оксфордская история Византии . Нью-Йорк: Оксфорд UP.
- Рансиман, Стивен (1965). Падение Константинополя, 1453 г. (ред. Канто). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-39832-9 .
- Сеттон, Кеннет М. (1978). Папство и Левант (1204–1571): Пятнадцатый век . Том. 2. Издательство DJane. ISBN 0-87169-127-2 .
- Сфранцес, Джордж (1980). Падение Византийской империи: хроника . Перевод Филиппида Мариоса. Амхерст: Издательство Массачусетского университета. ISBN 978-0-87023-290-9 .
- Спиллинг, Майкл, изд. (2010). Битвы, изменившие историю: ключевые сражения, решившие судьбы народов . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN 9781906842123 .
- Васильев, Александр (1928). История Византийской империи, Том. II . Том. II. Перевод Рагозина, С. Мэдисон: University of Wisconsin Press.
Журнальные статьи
[ редактировать ]- Бук, Филипп (14 марта 2020 г.). «Один среди многих ренегатов: сербский янычар Константин Михайлович и османское завоевание Балкан» . Журнал средневековой истории . 46 (2): 217–230. дои : 10.1080/03044181.2020.1719188 . ISSN 0304-4181 . S2CID 214527543 .
- Иванович, Милош (2019). «Милитаризация сербского государства под давлением Османской империи». Венгерский исторический обзор . 8 (2): 390–410. ISSN 2063-8647 . JSTOR 26902328 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- Джардинетто, Армандо (29 мая 2022 г.). «29 мая 1453 г. – Хроника падения Константинополя» . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 17 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бабингер, Франц (1992): Мехмед Завоеватель и его время . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01078-1 .
- Флетчер, Ричард А .: Крест и полумесяц (2005) Penguin Group ISBN 0-14-303481-2 .
- Харрис, Джонатан (2007): Константинополь: столица Византии . Хэмблдон/Континуум. ISBN 978-1-84725-179-4 .
- Харрис, Джонатан (2010): Конец Византии . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11786-8 .
- Момильяно, Арнальдо ; Скьявоне, Альдо (1997). История Рима, 1 (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 88-06-11396-8 .
- Мурр Неме, Лина (2003). 1453: Завоевание Константинополя . Алеф Эт Тау. ISBN 2-86839-816-2 .
- Пертуси, Агостино, изд. (1976). Падение Константинополя, II: Эхо в мире [ Падение Константинополя, II: Эхо в мире ] (на итальянском языке). Том II. Верона: Фонд Лоренцо Валлы.
- Ново, Эндрю, Королева городов, Сиэтл, Coffeetown Press, 2010. ISBN 978-1603810760
- Филиппидес, Мариос и Уолтер К. Ханак, Осада и падение Константинополя в 1453 году, Эшгейт, Фарнхэм и Берлингтон, 2011 г.
- Смит, Майкл Ллевеллин, «Падение Константинополя», в журнале History Makers № 5 (Лондон, Маршалл Кавендиш, Сиджвик и Джексон, 1969), с. 192.
- Уиткрофт, Эндрю (2003): Неверные: конфликт между христианским миром и исламом, 638–2002 . Издательство Викинг ISBN 0-670-86942-2 .
- Винтл, Джастин (2003): Грубое руководство по истории ислама . Грубые гиды. ISBN 1-84353-018-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с падением Константинополя (1453 г.) на Викискладе?
- Осада Константинополя глазами исламского мира. Архивировано 22 апреля 2021 года в Wayback Machine.
- Энциклопедия всемирной истории - 1453 год: Падение Константинополя
- Осада и падение Константинополя , дискуссия на BBC Radio 4 с Роджером Кроули, Джудит Херрин и Колином Имбером ( «В наше время» , 28 декабря 2006 г.).
- Падение Константинополя
- 1453 год в Османской империи.
- 1450-е годы в Византийской империи.
- Осада византийско-османских войн
- Конфликты 1453 года
- Резня 15 века
- Раскол между Востоком и Западом
- Осада с участием Византийской империи
- Осада с участием Османской империи
- Осада Константинополя
- Битвы Мехмеда Завоевателя
- 15 век в Стамбуле.
- Резня в Византийской империи
- Последние позиции
- Грабежи в Турции
- Резня, совершенная Османской империей