Nestor Iskander's Tale on the Taking of Tsargrad
Нестора Искандера Повесть о взятии Царьграда — русская повесть конца XV — начала XVI веков о падении Константинополя . Он существует в двух редакциях , обе из которых считаются производными от одного оригинала, ныне утерянного. Так называемая «искандеровская» редакция, сохранившаяся в единственном экземпляре, является частью рукописи начала XVI века из Троице-Сергиева монастыря ( сборник Троице-Сергиевой лавры № 773) и включает ссылку на предполагаемого автора , Нестор Искандер. Гораздо более распространенная «летописная» редакция образует последнюю главу русской летописи 1512 года и отличается от «искандеровской» редакции главным образом отсутствием ссылки на автора.
Историческая точность
[ редактировать ]Историческая точность этого рассказа по сравнению с другими рассказами о падении Константинополя довольно низка. Говорят , что массивные пушки, отлитые венгерским мастером Орбаном для османов в Адрианополе, были отлиты у стен Константинополя . Попытки Османской империи штурмовать городские стены, предпринятые ночью, чтобы минимизировать потери от оборонительного огня, происходят и днем. Вероятно, самое впечатляющее событие кампании — запуск османами галер в Золотой Рог , вытащив их по суше, явно игнорируется. Астрономические события , и метеорологические которые были приняты за предзнаменования падения города, перепутаны. Вопреки легенде, православный патриарх не присутствовал в городе во время осады, а византийская императрица скончалась ранее. Весьма подозрительным в рассказе, якобы написанном очевидцем, является также тот факт, что топографические детали либо отсутствуют, либо запутаны, а точные даты немногочисленны и ненадежны.
Нестор Искандер утверждает, что он русский (« Искандер » — тюркская форма имени «Александр»), который в молодом возрасте был схвачен османами, обрезан и вынужден принять ислам, хотя в душе он оставался христианином. Предположительно, он находился в османском лагере во время осады Константинополя, а затем собрал дополнительные факты об этом событии от выживших византийских свидетелей. Проблема с этим утверждением, помимо отмеченных выше исторических неточностей, заключается в владении Искандером литературным языком и стилем, что показывает, что он очень эрудирован и образован и, скорее всего, является монахом . Поэтому предполагается, что Нестор Искандер — вымышленный автор, а сказка составлена из греческих и славянских источников. Ввиду этого, а также явно вымышленных элементов в произведении его не следует использовать в качестве исторического источника, особенно там, где он часто рассказывает истории, не имеющие аналогов в других источниках.
Стиль
[ редактировать ]Сказка отличается живым повествованием и подробным изображением батальных сцен. После начальной части, рассказывающей об основании Константинополя и его значении, сама осада рассказывается с точки зрения доблестной, но трагической защиты византийцев от османов, которые обязаны победить не из-за своей военной мощи, а потому, что Бог решил наказать византийцев за прежние грехи. Главным героям придана психологическая глубина, и даже османский султан Мехмет II оплакивает свои потери. Изображение Мехмеда II после падения города необычно с точки зрения средневекового религиозного фанатизма, поскольку он милостив к выжившим и прославляет византийцев и их последнего императора Константина XI . В целом, хотя и крайне ненадежный, рассказ представляет собой шедевр жанра исторической фантастики.
Значение
[ редактировать ]Рассказ заканчивается ссылкой на греческую легенду о том, что Константинополь в конечном итоге будет освобожден от язычников белокурыми или светлокожими людьми, но русский перевод этого слова как « русий жезл » легко ассоциируется с « русским жезлом », то есть «русским народом». " Таким образом, рассказ Нестора Искандера стал первым текстом, утверждающим, что русским предначертана судьба завоевания Константинополя, и эта тема впоследствии стала важной. [ нужны разъяснения ] в 18 и 19 веках.
Ссылки
[ редактировать ]- Dmitriev, L. A. et al. [eds]. Biblioteka literatury drevnei Rusi: vtoraia polovina XV veka . Saint Petersburg: Nauka, 1999.
- Likhachev, D. S. [ed]. Drevnerusskaia literatura: istochnikovedenie . Leningrad: Nauka, 1984.
- Рансимен, Стивен. Падение Константинополя 1453 г. Кембридж: Кембриджский университет, 1990.
- Террас, Виктор [ред.]. Справочник по русской литературе . Нью-Хейвен: Йельский университет, 1985.